Рабочая программа учебной дисциплины "Астрономия"
Оценка 5

Рабочая программа учебной дисциплины "Астрономия"

Оценка 5
Документация +1
docx
астрономия
Взрослым
30.01.2023
Рабочая программа учебной дисциплины "Астрономия"
рабочая программа учебной дисциплины "Астрономия" для СПО
рабочая программа по астрономии.docx

Министерство образования Ставропольского края

Полное название учебного учреждения

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                           Директор (название учреждения)

                                                                                                        ______________ И.О. Фамилия

                                                                                        31 августа 2022 года

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОУДБ. 05 Астрономия

 

Профессия 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 г.

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины ОУДБ. 05 Астрономия разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, входящей в состав укрупненной группы профессий и специальностей 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство   

 

 

 

 

 

Организация - разработчик: полное название

 

 

 

 

 

Разработчики:

Фамилия Имя Отчество, преподаватель сокращенное название учебного учреждения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендовано методической комиссией преподавателей общеобразовательных дисциплин название учебного учреждения

 

Протокол заседания методической комиссии №1 от 31 августа 2022 г

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.      ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.      СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

6

3.      условия реализации учебной дисциплины

 

9

4.      Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

10

 

 


  1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АСТРОНОМИЯ»

 

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, входящей в состав укрупненной группы профессий и специальностей 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство                                                                                                                                                   

 

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС).

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Астрономия» входит в состав предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования и изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС) в составе дисциплин, изучаемых на базовом уровне

 

1.3.            Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение следующих результатов:

• личностных:

−− сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки;

−− устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии;

−− умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека;

• метапредметных:

−− умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

−− владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии;

−− умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность;

−− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий;

предметных:

−− сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;

−− понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;

−− владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;

−− сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;

−− осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства, и развитии международного сотрудничества в этой области.

 

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

самостоятельной работы обучающегося 18 часов.

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

 

лабораторные занятия

-

практические занятия

-

контрольные работы

2

курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

Знакомство с телескопами (рефлектором и рефрактором) (доклад)

Наблюдение небесных тел с помощью телескопа (индивидуальный проект)

 

2

С помощью картографического сервиса (GoogleMaps и др.) посетить раздел «Космос» и описать новые достижения в этой области.

2

Наблюдение фаз Луны

Наблюдение движения Солнца

2

Используя сервис GoogleMaps, посетить:

1) одну из планет Солнечной системы и описать ее особенности;

2) международную космическую станцию и описать ее устройство и назначение

3

Изучение строения Солнца по плакату. Изображение строения Солнца в тетради.

1

Определение расстояния до звезд по годичному параллаксу

Изучение спектров звезд по фотографиям

2

Определения массы звезд по их плотности и размерам.

1

Подготовка презентации по выбранной теме

1. Живая планета.

     2. Постижение космоса.

     3. Самое интересное о метеоритах.

     4. Обзорная экскурсия по интерактивному музею «Лунариум».

5. Теория и практика космического полета на тренажере «Союз — ТМА».

 

 

5

Итоговая аттестация в форме дифференцированный зачет                            1 семестр


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Астрономия

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1 курс (36 часов лекции, семинары, уроки, 18 часов самостоятельная работа)

54

 

Введение

2

Введение

1-2

Знакомство с предметом изучения астрономии. Роль астрономии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.

2

1

Раздел 1. История развития астрономии

12

 

Тема 1.1.

Космология Аристотеля

Птолемей. Звездное небо

Содержание учебного материала

4

3

Астрономия в древности (Аристотель, Гиппарх Никейский, Птолемей)

1

1

4

Звездное небо (изменение видов звездного неба в течение суток, года)

1

5

Летоисчисление и его точность (солнечный и лунный, юлианский и григорианский календари, проекты новых календарей)

1

6

Оптическая астрономия (цивилизационный запрос, телескопы)

1

Самостоятельная работа

2

 

Знакомство с телескопами (рефлектором и рефрактором) (доклад)

Наблюдение небесных тел с помощью телескопа (индивидуальный проект)

Тема 1.2.

Строение и эволюция Вселенной

Содержание учебного материала

4

7

Небесная механика (законы Кеплера, открытие планет)

1

2

8

Происхождение Солнечной системы

1

9

Знакомство с созвездиями: Большая Медведица, Малая Медведица Геркулес Персей, Орион, Андромеда.

1

10

Знакомство с наиболее известными звездами: Полярная звезда, Сириус, Алькор, Мицар и др.

1

Самостоятельная работа

2

 

С помощью картографического сервиса (GoogleMaps и др.) посетить раздел «Космос» и описать новые достижения в этой области.           

Раздел 2. Небесные координаты

15

Тема 2.1.

Движение Солнца, Луны и светил по небу.

Содержание учебного материала

6

11

Высота полюса мира. Высота светил в кульминации

1

2

12

Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика

1

13

Система Земля — Луна. Движение и фазы Луны.

1

14

Затмения Солнца и Луны

1

15

Точное время и определение географической долготы

1

16

Календарь

1

Самостоятельная работа

2

 

Наблюдение фаз Луны

Наблюдение движения Солнца

Тема 2.2.

Строение Солнечной системы

Содержание учебного материала

4

17

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение

1

2

18

Планеты земной группы.

1

19

Планеты-гиганты

1

20

Малые тела Солнечнойсистемы (астероиды, метеориты, кометы, малыепланеты)

1

Самостоятельная работа

3

 

используя сервис GoogleMaps,:

1) посетить одну из планет Солнечной системы и описать ее особенности;

2) международную космическую станцию и описать ее устройство и назначение

Раздел 3.Солнце и звезды

15

Тема 3 1. Солнце – ближайшая звезда

Содержание учебного материала

4

21

Общие сведенияо Солнце. Солнце и жизнь Земли

1

2

22

Энергия и температура Солнца

1

23

Состав и строение Солнца.

1

24

Атмосфера Солнца

1

Самостоятельная работа

1

 

Изучение строения Солнца по плакату. Изображение строения Солнца в тетради.

Тема 3.2 Характеристики излучения звезд. Расстояния до звезд.

Содержание учебного материала

5

25

Годичный параллакс

1

2

26

Расстояние до звезд

1

27

Видимая и абсолютная звездные величины

1

28

Виды звезд. Физическая природа звезд

1

29

Звездные системы

1

Самостоятельная работа

2

 

Определение расстояния до звезд по годичному параллаксу

Изучение спектров звезд по фотографиям

Тема 3.3

Массы и размеры звезд

Содержание учебного материала

2

2

30

Двойные звезды. Определение массы звезд

1

31

Размеры звезд. Плотность их вещества

1

Самостоятельная работа

1

Определения массы звезд по их плотности и размерам.

Раздел 4. Переменные и нестационарные звезды

8

 

Тема 4.1.

Переменные и нестационарные звезды

Содержание учебного материала

3

32

Переменные и нестационарные звезды

1

1,2

33

Изучение спектров цефеид. Изучение новых и сверхновых звезд по фотографиям

1

34

Изучение Галактики по фотографиям

1

Самостоятельная работа

5

 

Подготовить презентацию по выбранной теме

1. Живая планета.

2. Постижение космоса.

3. Самое интересное о метеоритах.

4. Обзорная экскурсия по интерактивному музею «Лунариум».

5. Теория и практика космического полета на тренажере «Союз — ТМА».

Зачет дифференцированный

2

Лекций, семинаров, уроков

36

Лабораторных и практических занятий

-

Самостоятельная работа

18

Максимальная учебная нагрузка обучающихся

54

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

 

 


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

 

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: кабинет математики;

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Астрономия» входят:

• многофункциональный комплекс преподавателя;

• наглядные пособия (плакаты «Строение Солнечной системы», «Планеты-гиганты», Планеты земной группы»);

• информационно-коммуникативные средства;

• экранно-звуковые пособия;

• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

• библиотечный фонд.

 

 

3.2. Информационное обеспечение реализации учебной дисциплины

Основные источники:

1. https://znanium.com/catalog/product/1843982 Благин, А. В. Астрономия: учебное пособие / А.В. Благин, О.В. Котова. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 272 с. — (Среднее профессиональное образование).

2. https://znanium.com/catalog/product/1843983 Павлов, С. В. Астрономия: учебное пособие / С.В. Павлов. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 359 с. : ил. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Среднее профессиональное образование).

 

Дополнительные источники:

Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. Методическое пособие к переработанному под ФГОС учебнику «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс», 2019

Е. В. Кондакова, В. М. Чаругин Астрономия. 10-11 классы. Тетрадь-практикум– М., АО «Издательство «Просвещение», 2019

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

личностные

Знакомство с телескопами (рефлектором и рефрактором) (доклад)

 Подготовка презентации по выбранной теме

1. Живая планета.

2. Постижение космоса.

3. Самое интересное о метеоритах.

4. Обзорная экскурсия по интерактивному музею «Лунариум».

5. Теория и практика космического полета на тренажере «Союз — ТМА».

−− сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки;

−− устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии;

−− умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека;

метапредметные

С помощью картографического сервиса (GoogleMaps и др.) посетить раздел «Космос» и описать новые достижения в этой области.

Наблюдение фаз Луны

Наблюдение движения Солнца

используя сервис GoogleMaps, посетить:

1) одну из планет Солнечной системы и описать ее особенности;

2) международную космическую станцию и описать ее устройство и назначение

Изучение строения Солнца по плакату. Изображение строения Солнца в тетради

−− умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

−− владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии;

−− умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность;

−− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий;

предметные

Определение расстояния до звезд по годичному параллаксу

Изучение спектров звезд по фотографиям

Определения массы звезд по их плотности и размерам.

Наблюдение небесных тел с помощью телескопа (проект)

−− сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;

−− понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;

−− владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;

−− сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;

−− осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.

 

.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования Ставропольского края

Министерство образования Ставропольского края

Рабочая программа учебной дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины

СОДЕРЖАНИЕ стр

СОДЕРЖАНИЕ стр

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов; самостоятельной работы…

Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов; самостоятельной работы…

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тема 4.1. Переменные и нестационарные звезды

Тема 4.1. Переменные и нестационарные звезды

УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: кабинет математики;

УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: кабинет математики;

Контроль и оценка результатов освоения

Контроль и оценка результатов освоения

Определение расстояния до звезд по годичному параллаксу

Определение расстояния до звезд по годичному параллаксу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2023