Министерство образования Ставропольского края
Полное название учебного учреждения
УТВЕРЖДАЮ
Директор (название учреждения)
______________ И.О. Фамилия
31 августа 2022 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДБ. 05 Астрономия
Профессия 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
2022 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОУДБ. 05 Астрономия разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, входящей в состав укрупненной группы профессий и специальностей 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство
Организация - разработчик: полное название
Разработчики:
Фамилия Имя Отчество, преподаватель сокращенное название учебного учреждения
Рекомендовано методической комиссией преподавателей общеобразовательных дисциплин название учебного учреждения
|
стр. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
3. условия реализации учебной дисциплины |
9 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
10 |
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, входящей в состав укрупненной группы профессий и специальностей 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Астрономия» входит в состав предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования и изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС) в составе дисциплин, изучаемых на базовом уровне
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение следующих результатов:
• личностных:
−− сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки;
−− устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии;
−− умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека;
• метапредметных:
−− умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
−− владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии;
−− умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность;
−− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий;
• предметных:
−− сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
−− понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
−− владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
−− сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
−− осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства, и развитии международного сотрудничества в этой области.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
36 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия |
- |
практические занятия |
- |
контрольные работы |
2 |
курсовая работа (проект) |
- |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
18 |
Знакомство с телескопами (рефлектором и рефрактором) (доклад) Наблюдение небесных тел с помощью телескопа (индивидуальный проект) |
2 |
С помощью картографического сервиса (GoogleMaps и др.) посетить раздел «Космос» и описать новые достижения в этой области. |
2 |
Наблюдение фаз Луны Наблюдение движения Солнца |
2 |
Используя сервис GoogleMaps, посетить: 1) одну из планет Солнечной системы и описать ее особенности; 2) международную космическую станцию и описать ее устройство и назначение |
3 |
Изучение строения Солнца по плакату. Изображение строения Солнца в тетради. |
1 |
Определение расстояния до звезд по годичному параллаксу Изучение спектров звезд по фотографиям |
2 |
Определения массы звезд по их плотности и размерам. |
1 |
Подготовка презентации по выбранной теме 1. Живая планета. 2. Постижение космоса. 3. Самое интересное о метеоритах. 4. Обзорная экскурсия по интерактивному музею «Лунариум». 5. Теория и практика космического полета на тренажере «Союз — ТМА». |
5 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированный зачет 1 семестр |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Астрономия
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 курс (36 часов лекции, семинары, уроки, 18 часов самостоятельная работа) |
54 |
|
||
Введение |
2 |
|||
Введение |
1-2 |
Знакомство с предметом изучения астрономии. Роль астрономии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. |
2 |
1 |
Раздел 1. История развития астрономии |
12 |
|
||
Тема 1.1. Космология Аристотеля Птолемей. Звездное небо |
Содержание учебного материала |
4 |
||
3 |
Астрономия в древности (Аристотель, Гиппарх Никейский, Птолемей) |
1 |
1 |
|
4 |
Звездное небо (изменение видов звездного неба в течение суток, года) |
1 |
||
5 |
Летоисчисление и его точность (солнечный и лунный, юлианский и григорианский календари, проекты новых календарей) |
1 |
||
6 |
Оптическая астрономия (цивилизационный запрос, телескопы) |
1 |
||
Самостоятельная работа |
2 |
|
||
Знакомство с телескопами (рефлектором и рефрактором) (доклад) Наблюдение небесных тел с помощью телескопа (индивидуальный проект) |
||||
Тема 1.2. Строение и эволюция Вселенной |
Содержание учебного материала |
4 |
||
7 |
Небесная механика (законы Кеплера, открытие планет) |
1 |
2 |
|
8 |
Происхождение Солнечной системы |
1 |
||
9 |
Знакомство с созвездиями: Большая Медведица, Малая Медведица Геркулес Персей, Орион, Андромеда. |
1 |
||
10 |
Знакомство с наиболее известными звездами: Полярная звезда, Сириус, Алькор, Мицар и др. |
1 |
||
Самостоятельная работа |
2 |
|
||
С помощью картографического сервиса (GoogleMaps и др.) посетить раздел «Космос» и описать новые достижения в этой области. |
||||
Раздел 2. Небесные координаты |
15 |
|||
Тема 2.1. Движение Солнца, Луны и светил по небу. |
Содержание учебного материала |
6 |
||
11 |
Высота полюса мира. Высота светил в кульминации |
1 |
2 |
|
12 |
Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика |
1 |
||
13 |
Система Земля — Луна. Движение и фазы Луны. |
1 |
||
14 |
Затмения Солнца и Луны |
1 |
||
15 |
Точное время и определение географической долготы |
1 |
||
16 |
Календарь |
1 |
||
Самостоятельная работа |
2 |
|
||
Наблюдение фаз Луны Наблюдение движения Солнца |
||||
Тема 2.2. Строение Солнечной системы |
Содержание учебного материала |
4 |
||
17 |
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение |
1 |
2 |
|
18 |
Планеты земной группы. |
1 |
||
19 |
Планеты-гиганты |
1 |
||
20 |
Малые тела Солнечнойсистемы (астероиды, метеориты, кометы, малыепланеты) |
1 |
||
Самостоятельная работа |
3 |
|
||
используя сервис GoogleMaps,: 1) посетить одну из планет Солнечной системы и описать ее особенности; 2) международную космическую станцию и описать ее устройство и назначение |
||||
Раздел 3.Солнце и звезды |
15 |
|||
Тема 3 1. Солнце – ближайшая звезда |
Содержание учебного материала |
4 |
||
21 |
Общие сведенияо Солнце. Солнце и жизнь Земли |
1 |
2 |
|
22 |
Энергия и температура Солнца |
1 |
||
23 |
Состав и строение Солнца. |
1 |
||
24 |
Атмосфера Солнца |
1 |
||
Самостоятельная работа |
1 |
|
||
Изучение строения Солнца по плакату. Изображение строения Солнца в тетради. |
||||
Тема 3.2 Характеристики излучения звезд. Расстояния до звезд. |
Содержание учебного материала |
5 |
||
25 |
Годичный параллакс |
1 |
2 |
|
26 |
Расстояние до звезд |
1 |
||
27 |
Видимая и абсолютная звездные величины |
1 |
||
28 |
Виды звезд. Физическая природа звезд |
1 |
||
29 |
Звездные системы |
1 |
||
Самостоятельная работа |
2 |
|
||
Определение расстояния до звезд по годичному параллаксу Изучение спектров звезд по фотографиям |
||||
Тема 3.3 Массы и размеры звезд |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
30 |
Двойные звезды. Определение массы звезд |
1 |
||
31 |
Размеры звезд. Плотность их вещества |
1 |
||
Самостоятельная работа |
1 |
|||
Определения массы звезд по их плотности и размерам. |
||||
Раздел 4. Переменные и нестационарные звезды |
8 |
|
||
Тема 4.1. Переменные и нестационарные звезды |
Содержание учебного материала |
3 |
||
32 |
Переменные и нестационарные звезды |
1 |
1,2 |
|
33 |
Изучение спектров цефеид. Изучение новых и сверхновых звезд по фотографиям |
1 |
||
34 |
Изучение Галактики по фотографиям |
1 |
||
Самостоятельная работа |
5 |
|
||
Подготовить презентацию по выбранной теме 1. Живая планета. 2. Постижение космоса. 3. Самое интересное о метеоритах. 4. Обзорная экскурсия по интерактивному музею «Лунариум». 5. Теория и практика космического полета на тренажере «Союз — ТМА». |
||||
Зачет дифференцированный |
2 |
|||
Лекций, семинаров, уроков |
36 |
|||
Лабораторных и практических занятий |
- |
|||
Самостоятельная работа |
18 |
|||
Максимальная учебная нагрузка обучающихся |
54 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: кабинет математики;
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Астрономия» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (плакаты «Строение Солнечной системы», «Планеты-гиганты», Планеты земной группы»);
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
Основные источники:
1. https://znanium.com/catalog/product/1843982 Благин, А. В. Астрономия: учебное пособие / А.В. Благин, О.В. Котова. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 272 с. — (Среднее профессиональное образование).
2. https://znanium.com/catalog/product/1843983 Павлов, С. В. Астрономия: учебное пособие / С.В. Павлов. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 359 с. : ил. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Среднее профессиональное образование).
Дополнительные источники:
Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. Методическое пособие к переработанному под ФГОС учебнику «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс», 2019
Е. В. Кондакова, В. М. Чаругин Астрономия. 10-11 классы. Тетрадь-практикум– М., АО «Издательство «Просвещение», 2019
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
личностные |
Знакомство с телескопами (рефлектором и рефрактором) (доклад) Подготовка презентации по выбранной теме 1. Живая планета. 2. Постижение космоса. 3. Самое интересное о метеоритах. 4. Обзорная экскурсия по интерактивному музею «Лунариум». 5. Теория и практика космического полета на тренажере «Союз — ТМА». |
−− сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки; |
|
−− устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии; |
|
−− умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека; |
|
метапредметные |
С помощью картографического сервиса (GoogleMaps и др.) посетить раздел «Космос» и описать новые достижения в этой области. Наблюдение фаз Луны Наблюдение движения Солнца используя сервис GoogleMaps, посетить: 1) одну из планет Солнечной системы и описать ее особенности; 2) международную космическую станцию и описать ее устройство и назначение Изучение строения Солнца по плакату. Изображение строения Солнца в тетради |
−− умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; |
|
−− владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии; |
|
−− умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность; |
|
−− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий; |
|
предметные |
Определение расстояния до звезд по годичному параллаксу Изучение спектров звезд по фотографиям Определения массы звезд по их плотности и размерам. Наблюдение небесных тел с помощью телескопа (проект) |
−− сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной; |
|
−− понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; |
|
−− владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой; |
|
−− сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии; |
|
−− осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области. |
.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.