МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МАКЕЕВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
УЧИЛИЩЕ СФЕРЫ УСЛУГ»
СОГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДАЮ |
Зам. директора по УПР |
Директор ГПОУ «Макеевское ПТУ сферы услуг» |
________________ Л.А. Андрейчук |
_________________ В.Н. Будякова |
«____»____________2019 г. |
«____»____________2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
____________ОДб.07
Экономика_________
по профессии 19.01.17 Повар, кондитер
Макеевка,
2019
Программа учебной дисциплины «Экономика» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 30.07.2018 г.№679
Организация-разработчик: Государственное Профессиональное Образовательное учреждение «Макеевское профессионально-техническое училище сферы услуг»
Разработчик: Юткина Анастасия Александровна, преподаватель
Рецензенты:
1.______________________________________________________
2. ______________________________________________________
Одобрена и рекомендована
с целью практического применения
методической комиссией ___________________
протокол № ___ от «___»_________2019 г.
Председатель МК__________ _______________
Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания МК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель МК _______________________
Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания МК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель МК _______________________
Содержание
стр.
1. Паспорт программы учебной дисциплины
2. Структура и содержание учебной дисциплины
3. Условия реализации программы учебной дисциплины
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины «Экономика» предназначена для изучения экономики в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих.
Программа разработана в соответствии с:
- Государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.07.2018 года № 679, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики от 03.08.2018 года, регистрационный № 2722;
- Методическими рекомендациями по реализации образовательной программы среднего общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования Донецкой Народной Республики (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 731 от 27 августа 2018 г.);
- Информацией об изучении учебных дисциплин общеобразовательного цикла и отдельных дисциплин ГОС СПО в 2019-2020 учебном году (письмо ГО ДПО «Институт развития профессионального образования» № 01-03/584 от 03.09.2019 г.);
- Примерной основной образовательной программой по учебному предмету «Экономика. 10 кл.», утвержденной приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №1133 от 15.08.2019.
- Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №1134 от 15.08.2019 «Об использовании учебников, учебных и учебно-методических пособий в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году».
При освоении профессий СПО естественнонаучного профиля экономика изучается как базовый учебный предмет.
Поскольку курс предлагается студентам, определившим путь дальнейшего профессионального образования, то его содержание может варьироваться с учетом их склонностей и интересов. Практически любая тема может быть развернута в своеобразный модуль, в изучении которого реализуют свои познавательные интересы и получают необходимые знания и умения
Требования к уровню подготовки выпускников, включенные в программу, задают систему итоговых результатов, достижение которых является обязательным условием положительной аттестации студента за курс средней (полной) общеобразовательной школы. Эти требование представлены в той же последовательности и структуре, что и содержание экономического образования. В процессе обучения студентов были поставлены следующие цели:
освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике Донецкой Народной Республики;
· развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;
· воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
· овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
· формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.
В программу включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций. Особое внимание в программе уделяется формированию у студентов современного экономического мышления.
Для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов преподавателем разрабатывается методическое обеспечение. Студенты обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные рабочей учебной программой учебной дисциплины. Студенты занимаются написанием конспектов и выполнением исследовательских работ самостоятельно.
В период освоения учебной дисциплины организуется индивидуальная и групповая консультация.
Образовательные результаты изучения данного курса могут быть выявлены в рамках следующих форм контроля: предварительный, текущий, тематический, персональный, фронтальный, итоговый.
После изучения всех тем по учебной дисциплине «Экономика» предусмотрен дифференцированный зачет.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины Экономика является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (в части освоения общеобразовательного цикла /ОД.00/ - Базовые дисциплины /ОДБ.00/).
Рабочая программа учебной дисциплины Экономика /ОДБ.07/ (в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 30.07.2018 г. № 679), применяется при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии 19.01.17 Повар, кондитер.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Дисциплина «Экономика» относится к обязательной части общеобразовательного цикла ОПОП СПО.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
· приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем
· описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета ДНР, экономический рост, глобализацию мировой экономики
· объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
· главную функцию экономики, структуру потребности общества, виды экономических благ;
· роль собственности в развитии социально - экономических отношений;
· различия между натуральным и товарным производством, закон стоимости товара, закон денежного обращения;
· основные формы хозяйственной деятельности, составные части микроэкономики;
· основные черты современного рынка;
· взаимосвязь конкуренции и монополии;
· принципы распределения доходов в микроэкономике, сущность и формы;
· заработной платы, процесс образования и распределения прибыли; значение налоговой системы;
· проблемы экономического роста;
· способы поддержания экономического равновесия, виды регуляторов национального хозяйства;
· особенности развития мировой экономики; характерные черты развития мирового рынка товаров, услуг и валюты;
Рабочая программа дисциплины Экономика формирует базовые знания для освоения общепрофессиональных и профессиональных дисциплин, направлена на освоение общих компетенций:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
OK 5. Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка студента по профессии 19.01.17 Повар, кондитер 68 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки студента – 54 часа;
- самостоятельной работы студента – 14 часов.
- 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
68 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
54 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия (не предусмотрено) |
- |
практические занятия |
14 |
контрольные работы |
-- |
Самостоятельная работа студента (всего) |
14 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
1 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономика»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов |
Объем часов |
Уровень освоения |
III курс |
|||
I семестр |
|||
Раздел 1. |
|
8/10 |
|
Основные понятия экономики.
|
Содержание учебного материала |
6 |
|
Введение. Предмет и методы экономической науки. Блага. Ограниченность ресурсов. |
2 |
2 |
|
Выбор. Альтернативная стоимость. Неизбежность выбора. Понятия о кривой производственных возможностей. Альтернативные издержки. |
2 |
2 |
|
Экономическая система и ее функции. Понятие «экономическая система». Типы экономических систем. |
2 |
2 |
|
Практические занятия |
2 |
|
|
Построение графика производственных возможностей экономики. |
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа студентов |
2 |
|
|
Конспект. Альтернативные издержки. |
2 |
3 |
|
Раздел 2. |
|
13/17 |
|
Микроэкономика |
Содержание учебного материала |
9 |
|
Спрос. Спрос. Величина спроса. Кривая спроса. Закон спроса. Заменяющие и дополняющие товары и услуги. |
1 |
2 |
|
Предложение. Величина предложения. Кривая предложения. Закон предложения. Заменяющие и дополняющие товары и услуги. |
1 |
2 |
|
Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена. |
1 |
2 |
|
Потребители. Рациональный потребитель. Полезность и потребительский выбор. Реальные и номинальные доходы семьи. |
1 |
2 |
|
Потребление: доходы, расходы, сбережения, кредит. Доходы и расходы. Номинальные и реальные доходы. Индекс стоимости жизни. Сбережения. |
2 |
2 |
|
Производство. Понятие производство в экономической теории. Факторы производства. Выручка и доход фирмы. |
2 |
2 |
|
Затраты производства. Производственные, постоянные, переменные затраты. Общие, средние и предельные затраты. Бухгалтерские и экономические, необратимые затраты. |
1 |
2 |
|
Практические занятия |
4 |
|
|
Построение графика спроса и определение влияния неценовых факторов спроса. |
2 |
2 |
|
Построение графика предложения и определение влияния неценовых факторов предложения. |
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа студентов |
4 |
|
|
Информационное сообщение. Факторы, формирующие спрос и предложение. |
1 |
3 |
|
Реферат. Потребительский кредит. |
3 |
3 |
|
Раздел 3. |
|
8/10 |
|
Предпринимательство |
Содержание учебного материала |
7 |
|
Предпринимательство. Система предпринимательства. Психологические аспекты предпринимательства. |
1 |
2 |
|
Финансирование предпринимательства и финансовый учет. Источники инвестиций. Кредит. Структура финансового анализа. |
1 |
2 |
|
Конкуренция и структура рынка. Рынок совершенной конкуренции. Основные признаки совершенной конкуренции. |
2 |
2 |
|
Биржа и биржевая торговля. Виды бирж. Общая характеристика биржевой сделки и ее виды. Биржевые посредники: брокеры и дилеры. |
1 |
2 |
|
Банки и банковская система. Банки и их функции. Кредитные и депозитные операции банков. Механизм получения банковской прибыли. |
2 |
2 |
|
Практические занятия |
1 |
|
|
Услуги банков |
1 |
2 |
|
Самостоятельная работа студентов |
2 |
|
|
Информационное сообщение. Типология предпринимательской деятельности |
1 |
3 |
|
Обобщающая таблица. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монопсония. |
1 |
3 |
|
Раздел 4. |
|
4/6 |
|
Семья, государство и экономика. |
Содержание учебного материала |
3 |
|
Экономика семьи. Бюджет семьи. Источники доходов и расходов в семейном бюджете. |
1 |
2 |
|
Слабости рынка. Случаи несостоятельности рынка. Внешние положительные и отрицательные эффекты. |
1 |
2 |
|
Государство и экономика. Основные направления экономической деятельности государства. |
1 |
2 |
|
Практические занятия |
1 |
|
|
Бюджет семьи |
1 |
2 |
|
Самостоятельная работа студентов |
2 |
|
|
Конспект. Налогообложение семьи. Налоговая декларация |
2 |
3 |
|
|
Контрольная работа |
1 |
3 |
|
Всего за I семестр обязательная нагрузка |
34 |
|
|
Всего за I семестр максимальная нагрузка |
44 |
|
II семестр |
|||
Раздел 5. |
|
12/15 |
|
Макроэкономика |
Содержание учебного материала |
9 |
|
Введение в макроэкономику. Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы. |
1 |
2 |
|
Основные макроэкономические показатели. Система национальных счетов и ее показатели. ВНП. Соотношение показателей в системе национальных счетов. |
1 |
2 |
|
Методы подсчета ВНП и ВВП. Индексы цен. |
1 |
2 |
|
Экономический рост и экономическое развитие. Понятие экономического роста и экономического развития. |
1 |
2 |
|
Экономический цикл и его фазы. Экономический цикл и его фазы. Причины и показатели экономического цикла. Виды циклов. |
1 |
2 |
|
Рынок труда. Спрос и предложение труда. Различия в оплате труда и их причины. Зарплата |
1 |
2 |
|
Инфляция. Инфляция и дефляция; виды инфляции. Причины инфляции. Последствия инфляции. |
1 |
2 |
|
Занятость и безработица. Причины безработицы. Последствия безработицы |
1 |
2 |
|
Основные принципы анализа макроэкономического равновесия. Классический и кейнсианский подходы к анализу макроэкономического равновесия |
1 |
2 |
|
Практические занятия |
3 |
|
|
Расчет величины ВНП и ВВП. |
1 |
2 |
|
Определение изменения макроэкономических показателей в зависимости от фазы цикла |
1 |
2 |
|
Расчет индекса потребительских цен и темпа инфляции |
1 |
2 |
|
Самостоятельная работа студентов |
3 |
|
|
Конспект. Закономерности денежного обращения. Денежная масса. |
2 |
3 |
|
Обобщающая таблица. Денежные агрегаты. Уравнение количественной теории денег. Эмиссия денег. |
1 |
3 |
|
Раздел 6. |
|
4/5 |
|
Международная торговля |
Содержание учебного материала |
3 |
|
Международное разделение труда. Внешняя торговля. Формы международных экономических отношений. Протекционизм: цели и средства |
1 |
2 |
|
Международная финансовая система. Валюта. Система фиксированных и плавающих курсов |
1 |
2 |
|
Международное экономическое сотрудничество и интеграция.Экономическая интеграция. Региональная интеграция |
1 |
2 |
|
Практические занятия |
1 |
|
|
Определение изменения валютного курса |
1 |
2 |
|
Самостоятельная работа студентов |
1 |
|
|
Информационное сообщение. Международное разделение труда: межнациональные корпорации. |
1 |
3 |
|
Раздел 7. |
|
3/3 |
|
Особенности экономического устройства Донецкой Народной Республики |
Содержание учебного материала |
|
|
Хозяйственный комплекс и его особенности. Особенности региональной экономики в переходный период |
2 |
2 |
|
Практические занятия |
1 |
|
|
Особенности региональной экономики в переходный период. |
1 |
2 |
|
Самостоятельная работа студентов |
- |
|
|
|
|
|
|
|
Дифференцированный зачет |
1 |
3 |
|
Всего за II семестр обязательная нагрузка |
20 |
|
|
Всего за II семестр максимальная нагрузка |
24 |
|
|
Итого обязательная нагрузка |
54 |
|
|
Итого максимальная нагрузка |
68 |
|
3. Условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Дисциплин обществознания».
Оборудование учебного кабинета:
· рабочие места по количеству студентов;
· рабочее место преподавателя;
· комплект учебно-методической документации;
· комплект учебных наглядных пособий дисциплины «Экономика»;
· нормативно-правовые документы.
Технические средства обучения:
· персональный компьютер;
· интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением;
· мультимедиа проектор.
3.4. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Автономов В.С. Экономика. Учебник для 10, 11 кл. для общеобразовательных учреждений. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
2. Автономов В.С. Поурочные разработки по экономике. 10-11 кл.: Методическое пособие. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
3. Липсиц И. В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10,11 кл. для общеобразовательных учреждений – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2004.
4. СавицкаяЕ.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе (разработки уроков). – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
Дополнительные источники:
1. Гомола А.И. Гражданское право: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – 5-е изд., испр. и доп. – М., 2007.
2. Гомола А.И. Профессии в сфере экономики и управления: учеб. пособ. – М., 2000
3. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., ред. Микроэкономика: практический подход. (Managerial Economics) – М., 2007.
4. Камаев В.Д. Экономическая теория: краткий курс: учебник. – 2-е изд., стер. – М., 2007.
5. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.
6. Экономика предприятия (фирмы): Практикум/ Под ред. проф. О.И. Волкова, проф. В.Я. Позднякова. – М., 2007.
7. Соколинский В.М. Экономическая теория: уч. пособие. – 3-е изд., стер. – КноРус, 2007.
8. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. Учебник. – М., 2006.
9. Гомола А.И., Кириллов В.Е., Кириллов С.В.Бухгалтерский учет. Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2006.
10. Гомола А.И. Бизнес-планирование. Уч. пособие для СПО. – М., 2005.
11. Слагода В.Г. Экономическая теория: уч. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2005.
12. Кожевников Н.Н. Основы экономики. Учебник для ссузов. – М., 2005.
13. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. Учебник для НПО. – М., 2004.
Информационные ресурсы:
1. http://mondnr.ru – сайт министерства образования и науки Донецкой Народной Республики
2. http://www.donippo.org – сайт Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования
3. http://otdel-ed.blogspot.com – блог для учителей экономики Донецкого института дополнительного педагогического образования
4. http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика, «Экономика»)
5. http://lisonka.ucoz.ru/board/avtomobili/1 – Киреев А. Экономика в графиках. 2010
6. http://institutiones.com/download/books.html?start=975- Экономический портал. Учебники и книги по экономике
7. http://lseptember.ru/urok/ – сайт "Я иду на урок"
8. http://mexalib.com/view/17732 , http://11book.ru/10-klass/237-ekonomika/1716-ekonomika-10-klass-lipsits - Учебник для 10, 11 кл. для общеобразовательных учреждений – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2004.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения |
|
• приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем • описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета ДНР, экономический рост, глобализацию мировой экономики • объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли. |
практические работы; защита рефератов, презентаций, творческих работ; |
Знания |
|
· главная функция экономики, структура потребности общества, виды экономических благ; · роль собственности в развитии социально - экономических отношений; · различия между натуральным и товарным производством, закон стоимости товара, закон денежного обращения; · основные формы хозяйственной деятельности, составные части микроэкономики; · основные черты современного рынка; · взаимосвязь конкуренции и монополии; · принципы распределения доходов в микроэкономике, сущность и формы; · заработной платы, процесс образования и распределения прибыли; значение налоговой системы; · проблемы экономического роста; · способы поддержания экономического равновесия, виды регуляторов национального хозяйства; · особенности развития мировой экономики; характерные черты развития мирового рынка товаров, услуг и валюты. |
беседа; наблюдение; устные и письменные опросы; тестирование; контрольная работа. |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.