СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГАГАРИНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 03. Основы микробиология
Специальность 36.02.04 Ветеринария
(базовая подготовка)
г. Гагарин 2019 г.
|
ОДОБРЕНА на заседании предметно-цикловой комиссии преподавателей и мастеров технических специальностей и профессий Протокол № ___ от «__» _________ 20___ г. Председатель предметно-цикловой комиссии преподавателей и мастеров технических специальностей и профессий
___________/_____________/ |
|
Утверждена на основании решения педагогического совета протокол №___ от ___________ Заместитель директора по учебной работе СОГБПОУ «Гагаринский многопрофильный колледж» ________________ Т.М. Буцилова |
Разработана в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по специальности 36.02.01 Ветеринария, утвержденным Министерством образования и науки РФ 12.05.2014 г. № 504.
Разработчик: Смирнова Т.А. - преподаватель СОГБПОУ «Гагаринский многопрофильный колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ 7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11
Основы микробиологии
Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО подготовки специалистов среднего звена:
Дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Цель(и) изучаемой учебной дисциплины: основы микробиологии В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: Ø обеспечивать асептические условия работы с биоматериалами;
Ø проводить микробиологические исследования и давать оценку полученным результатам;
Ø пользоваться микроскопической оптической техникой.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Ø основные группы микроорганизмов, их классификацию;
Ø значение микроорганизмов в природе, жизни человека и животных;
Ø микроскопические, культуральные и биохимические методы исследования;
Ø правила отбора, доставки и хранения биоматериала;
Ø методы стерилизации и дезинфекции;
Ø понятия патогенности и вирулентности;
Ø чувствительность микроорганизмов к антибиотикам;
Ø формы воздействия патогенных микроорганизмов на животных.
Ветеринарный специалист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Ветеринарный специалист должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
ПК 1.1 Обеспечивать оптимальные зоогигиенические условия содержания, кормления и ухода за сельскохозяйственными животными.
ПК 1.2 Организовывать и проводить профилактическую работу по предупреждению внутренних незаразных болезней сельскохозяйственных животных.
ПК 1.3 Организовывать и проводить ветеринарную профилактику инфекционных болезней сельскохозяйственных животных.
ПК 1.4 Организовывать и проводить диагностику и лечение внутренних незаразных болезней животных
ПК 1.5 Организовывать и проводить диагностику и лечение инфекционных и инвазионных заболеваний животных
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего) 62 часа Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 42 часа в том числе:
теоретических занятий 22 часа лабораторные занятия 20 часов
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 20 часов
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Тематический план и содержание учебной дисциплины
Основы микробиологии
|
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел I. Основы общей микробиологии и вирусологии |
|
||
|
Тема 1.1 Микроорганизмы и их особенности |
Введение. Основные группы микроорганизмов, их классификация, морфология, движение, спорообразование, капсулообразование. Морфология пат. грибов. |
2 |
2 |
|
Морфология актиномицет, спирохет, микоплазм, риккетсий, бактерий. |
2 |
2 |
|
|
ПЗ 1. Техника безопасности при работе в лаборатории с инфекционным материалом и больными животными |
4 |
2 |
|
|
ПЗ 2. Микроскопия готовых окрашенных мазков. Ознакомление с приготовлением красящих растворов. Изготовление мазков |
|||
|
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Морфология патогенных грибов. Физиология грибов. |
2 |
2 |
|
|
Тема 1.2. Физиология микроорганизмов |
Питание, рост и развитие микробов. Основные принципы культивирования. Дыхание, ферменты, токсины Размножение, рост на искусственных питательных средах, их виды. |
2 |
2 |
|
ПЗ 3. Приготовление питательных сред. Определение pH. Изучение лабораторной посуды, аппаратуры, подготовка и стерилизация. |
2 |
3 |
|
|
ПЗ 4. Выделение чистых культур микробов. |
2 |
2 |
|
|
ПЗ 5. Определение чувствительности микроорганизмов к антибиотикам. |
2 |
2 |
|
|
ПЗ 6. Определение патогенности |
2 |
2 |
|
|
|
микроорганизмов. |
|
|
|
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Микроскопические, культуральные и биохимические методы исследования |
3 |
2 |
|
|
Тема 1.3 Генетика микроорганизмов |
Наследственность и изменчивость микроорганизмов. Значение изменчивости микроорганизмов на практике. Роль микроорганизмов в превращении веществ в природе |
2 |
2 |
|
Тема 1.4 Экология микроорганизмов |
Распространение микробов в природе. Влияние на микробов внешних факторов. |
2 |
2 |
|
ПЗ 7. Техника посева инфицированного материала на простые питательные среды. Пересев. Исследование микроорганизмов на подвижность. |
2 |
2 |
|
|
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Чувствительность микроорганизмов к антибиотикам (сообщение) |
4 |
2 |
|
|
Тема 1.5. Взятие патологического материала |
Правила взятия патологического материала. Взятие крови для исследования мазков при жизни животного и у трупа. Взятие кала, трубчатых костей, кишечника. Правила отбора, доставки и хранения биоматериалов. |
2 |
2 |
|
ПЗ 8. Взятие патологического материала при жизни животного и у трупа. |
2 |
2 |
|
|
ПЗ 9. Упаковка и пересылка патологического материала, правила оформления сопроводительной документации. |
2 |
2 |
|
|
Тема 1.6 Основы учения о вирусах |
Понятие о вирусах, классификация, культивирование, патологические свойства. |
2 |
2 |
|
ПЗ 10. Ознакомление с техникой заражения куриных эмбрионов |
2 |
2 |
|
|
Примерная тематика |
|
|
|
|
|
внеаудиторной самостоятельной работы: Патогенное действие вирусов и методы вирусологического исследования в ветеринарии Методы культивирования вирусов (конспект) |
2 |
2 |
|
Раздел II. Основы общей эпизоотологии |
|
|
|
|
Тема 2.1 Учение об инфекции |
Понятие об инфекции и инфекционной болезни. |
2 |
2 |
|
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Взаимоотношения между макро и микроорганизмами (конспект) |
3 |
2 |
|
|
Тема 2.2 Иммунитет. Основы биотехнологии |
Понятие об иммунитете, его виды. |
2 |
2 |
|
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Новые биопрепараты, применяемые в ветеринарной практике (сообщения, конспект) Аллергия и ее виды. Анафилаксия, сывороточная болезнь, иммунодефицит. |
6 |
2 |
|
|
Тема 2.3 Понятие об эпизоотическом процессе |
Эпизоотический процесс и его звенья |
2 |
2 |
|
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовка к дифференцированному зачету |
3 |
2 |
|
|
Дифференцированный зачет |
2 |
2 |
|
|
|
ИТОГО |
22/20/21 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Материально-техническое обеспечение дисциплины дисциплина Основы микробиологии требует наличия учебной лаборатории «Основы микробиологии».
Реализация программы дисциплины требует наличия учебной лаборатории «Основы микробиологии».
Ø оборудование учебного кабинета:
Ø стулья
Ø парты для студентов
Ø стол преподавателя
Ø доска
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература:
1. Радчук Н.А., Дунаев Г.В., Колычев Н.М. и др. Ветеринарная микробиология и иммунология – Агропромиздат 1991г. 352 стр.
2. Госманов Р. Г., Ибрагимова А. И., Галиуллин А. К. Микробиология и иммунология: Учебное пособие. – Спб.: Лань, 2013, 240 стр. (электронный ресурс)
3. Кисленко В.Н. Ветеринарная микробиология и иммунология. Практикум. – Спб.: Лань, 2012, 368 стр. (электронный ресурс)
4. Колычев Н. М., Госманов Р. Г. Ветеринарная микробиология и микология. – Спб.: Лань, 2014, 624 стр. (электронный ресурс)
5. Коростелѐва Л. А., Кощаев А. Г. Основы экологии микроорганизмов: Учебное пособие. – Спб.: Лань, 2013, 240 стр. (электронный ресурс) Дополнительная литература:
1. Кузмин В.А., А.В. Святковский Эпизоотология с микробиологией. –
М.: АСАДЕМА, 2005г, 432 стр.
2. Градова Н. Б., Бабусенко Е. С., Горнова М. Б. Лабораторный практикум по общей микробиологии – М.: издательство ДеЛи принт, 2004. –
144 стр.
3. Ветеринария: научно-производственный журнал учрежден МСХ РФ
тел.(fax: (495) 607 – 38 -12)
4. Газета «Ветеринарная жизнь» Е – mail: vetlife@yandex.ru
Интернет-ресурсы:
http://www.booksmed.com/infekcionnye-bolezni/561-infekcionnyeboleznizhivotnyx-voronin-uchebnik.html http://collegemicrob.narod.ru/microbilogy http://student.vetdoctor.ru/ru/index.php?download=2056 http://www.medmicrob.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
|
Результаты обучения |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
|
Умеет обеспечивать асептические условия работы с биоматериалами; |
Беседа, опрос, педагогическое наблюдение |
|
Умеет проводить простые микробиологические исследования и давать оценку полученным результатам; |
Беседа, опрос, педагогическое наблюдение |
|
Умеет пользоваться микроскопической оптической техникой; |
Опрос, педагогическое наблюдение |
|
Знает основные группы микроорганизмов, их классификацию; |
Тестирование |
|
Знает значение микроорганизмов в природе, жизни человека и животных; |
Опрос, проверочная работа |
|
Знает микроскопические, культуральные и биохимические методы исследования |
Опрос, проверочная работа |
|
Знает правила отбора, доставки и хранения биоматериала |
Опрос, проверочная работа |
|
Знает методы стерилизации и дезинфекции |
Опрос, проверочная работа |
|
Знает понятия патогенности и вирулентности |
Опрос, проверочная работа |
|
Знает чувствительность микроорганизмов к антибиотикам |
Опрос, проверочная работа |
|
Знает формы воздействия патогенных микроорганизмов на животных |
Опрос, проверочная работа |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.