Министерство образования и науки Республики Коми
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сосногорский технологический техникум»
|
|
Утверждаю Директор ГПОУ «CТТ» __________________Ушакова И.В. «_____»________________20___ г. М.п. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. ОХРАНА ТРУДА
образовательной программы среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Форма обучения: очная
Срок обучения: 1 год 10 месяцев
Сосногорск, 2023 г.
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.02. Охрана труда
образовательной программы среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Сосногорский технологический техникум».
Разработчик:
Терёшина Анна Сергеевна, преподаватель дисциплин профессионального цикла, высшей квалификационной категории.
Аннотация
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02. Охрана труда разработана на основе требований:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 (с изм.) – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта СПО по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 декабря 2016 г. № 1581 (ред. от 01.09.2022 г.);
- Примерной основной образовательной программы (далее - ПООП) по профессии 23.01.07 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, утвержденной приказом Минобрнауки России от 09 декабря 2016 г. № 1547;
- Учебного плана образовательной программы среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.07 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии профессионального цикла ГПОУ «Сосногорского технологического техникума». Протокол № 01 от 31 августа 2023 г.
©ГПОУ «Сосногорский технологический техникум», 2023
© Терёшина А.С., 2023
СОДЕРЖАНИЕ
|
1 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02. охрана труда….………………………………………………..….. |
4 |
|
|
|
1.1 |
Область применения программы………………………………………… |
4 |
|
|
1.2 |
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы……………………………………………………………….….. |
4 |
|
|
1.3 |
Цели и планируемые результаты освоения учебной дисциплины ……. |
5 |
|
|
|
|
|
|
2 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …..……... |
7 |
|
|
|
2.1 |
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы……...……………. |
7 |
|
|
2.2 |
Тематический план и содержание учебной дисциплины…………….…...
|
8 |
|
3 |
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины…………………………………………………………………. |
12 |
|
|
|
3.1 |
Материально-техническое обеспечение………………………………….. |
12 |
|
|
3.2 |
Информационное обеспечение обучения…………………………..…….
|
12 |
|
4 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины …………………………………………………………..……. |
14 |
|
1 паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. ОХРАНА ТРУДА
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02. Охрана труда входит в общепрофессиональный цикл.
Учебная дисциплина ОП.02. Охрана труда наряду с учебными дисциплинами общепрофессионального цикла обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций для дальнейшего освоения профессиональных модулей.
Воспитание и социализация обучающихся при освоении рабочей программы учебной дисциплины осуществляется с помощью включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы через привлечение обучающихся к конкурсным мероприятиям разного уровня, предметным олимпиадам, декадам, конкурсам профессионально мастерства, всероссийским тематическим урокам и через обеспечение достижения обучающимися личностных результатов: готовность к
саморазвитию; мотивация к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности, отраженных в рабочей программе воспитания.
1.3. Цели и планируемые результаты освоения учебной дисциплины
Учебная дисциплина ОП.02. Охрана труда способствует формированию общих и профессиональных компетенций.
|
Код ОК, ПК |
Умение |
Знание |
|
ПК 1.1. - 1.5. ПК 2.1. - 2.5. ПК 3.1. - 3.5. |
- применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов; - соблюдать безопасные условия труда в профессиональной деятельности. |
- воздействие негативных факторов на человека; - правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации; - меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами; - правила техники безопасности и охраны труда в профессиональной деятельности; - экологические нормы и правила организации труда. |
|
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
- распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; - анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; - определять этапы решения задачи; - выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; - составить план действия; - определить необходимые ресурсы; - владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; - реализовать составленный план; - оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). |
- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходиться работать и жить; - основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; - алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; - методы работы в профессиональной и смежных сферах; - структуры плана для решения задач; - порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности. |
|
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности |
- определять задачи для поиска информации; - определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; - структурировать получаемую информацию; - выделять наиболее значимое в перечне информации; - оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска; - применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; - использовать современное программное обеспечение. |
- номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; - приемы структурирования информации; - формат оформления результатов поиска информации; - современные средства и устройства информатизации; - порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности. |
|
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде |
- организовывать работу коллектива и команды; - взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности. |
- психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; - основы проектной деятельности. |
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
|
Вид учебной работы |
Объем часов |
|
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем |
32 |
|
Объем образовательной программы |
32 |
|
в том числе: |
|
|
теоретическое обучение (лекции): |
12 |
|
практические занятия: |
18 |
|
консультации: |
0 |
|
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего) |
0 |
|
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. |
2 |
|
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Введение в дисциплину |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
История развития охраны труда. Основные термины, определения и понятия, применяемые в сфере охраны труда. Нормативная база дисциплины. |
2 |
||
|
Раздел 1. Правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятие |
|
6 |
|
|
Тема 1.1. Правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятие |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
Основные направления государственной политики в области охраны труда. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Обязанности работников в области охраны труда. Управление охраной труда. Надзор и контроль за охраной труда на предприятии. Ответственность за нарушение охраны труда. |
2 |
||
|
Практические занятия |
4 |
3 |
|
|
Инструктаж, обучение, проверки знаний по охране труда работников предприятия. |
2 |
||
|
Разработка и утверждение инструкций по охране труда. Разработка и утверждение инструкций по охране труда. Разработки утверждения и пересмотра инструкций по охране труда для работников организации по профессиям, должностям и отдельным видам работ. Обеспечения работников организации инструкциями по охране труда. Надзор и контроль за соблюдением инструкций по охране труда. |
2 |
||
|
Раздел 2. Опасные и вредные производственные факторы |
|
6 |
|
|
Тема 2.1. Опасные и вредные производственные факторы |
Содержание учебного материала |
- |
2 |
|
Физические, химические, биологические, психологические опасные и вредные производственные факторы. Воздействие опасных вредных производственных факторов в автотранспортных предприятиях на организм человека. |
- |
||
|
Практические занятия |
6 |
3 |
|
|
Опасные и вредные производственные факторы. |
2 |
||
|
Средства индивидуальной защиты. |
2 |
||
|
Знаки производственной безопасности. |
2 |
||
|
Раздел 3. Обеспечение безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности |
|
14 |
|
|
Тема 3.1. Безопасные условия труда. Особенности обеспечения безопасных условий труда на автомобильном транспорте |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
Требования к территориям, местам хранения автомобилей. Требования к производственным, административным, вспомогательным и санитарно-бытовым помещениям. |
2 |
||
|
Производственная вентиляция. |
|||
|
Производственное освещение. |
|||
|
Защита от шума. Защита от вибрации. |
|||
|
Практическое занятие |
2 |
3 |
|
|
Микроклимат производственных помещений. Приборы для контроля микроклимата. |
2 |
||
|
Тема 3.2. Расследование и учет несчастных случаев на производстве |
Содержание учебного материала |
- |
2 |
|
Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету. Обязанности работодателя при несчастном случае. Порядок извещения о несчастных случаях. Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев. Сроки расследования несчастных случаев. Порядок проведения расследования несчастных случаев. Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда. Порядок оформления материалов расследования несчастных случаев. Порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве. Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев. |
- |
||
|
Практическое занятие |
2 |
3 |
|
|
Классификация, расследование, учет и оформление несчастных случаев. |
2 |
||
|
Тема 3.3. Обеспечение безопасного проведения работ и обеспечение безопасности производственного оборудования, помещений, зданий и территорий на предприятиях по эксплуатации, ремонту и обслуживанию автомобиля |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
Безопасная эксплуатация производственного оборудования на предприятиях по эксплуатации, ремонту и обслуживанию автомобилей. |
2 |
||
|
Требования безопасности к производственным зданиям, помещениям и территориям предприятий по эксплуатации, обслуживанию и ремонту автомобилей. |
|||
|
Тема 3.4. Обеспечение безопасного проведения работ по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
Требования к техническому состоянию и оборудованию автотранспортных средств. Рабочее место водителя. |
2 |
||
|
Обеспечение безопасных условий труда при диагностике, техническом обслуживании, ремонте и проверке технического состояния автотранспортных средств. Обеспечение безопасности при ремонте и техническом обслуживании автомобилей, работающих на газовом топливе. |
|||
|
Обеспечение безопасности при мойке автотранспортных средств, агрегатов, узлов и деталей. Обеспечение безопасности слесарных и смазочных работ. |
|||
|
Обеспечение безопасности при работе с аккумуляторными батареями. Обеспечение безопасности кузнечно-прессовых работ. |
|||
|
Обеспечение безопасности сварочных работ, проведения демонтажа и монтажа шин. Обеспечение безопасности окрасочных работ. |
|||
|
Тема 3.5. Электробезопасность автотранспортных предприятий |
Содержание учебного материала |
- |
|
|
Действие электрического тока на организм человека. Классификация электроустановок и производственных помещений по степени электробезопасности. Технические способы и средства защиты от поражения электрическим током. Организационные и технические мероприятия по обеспечению электробезопасности. Защита от опасного воздействия статического электричества. |
- |
||
|
Практическое занятие |
2 |
3 |
|
|
Электробезопасность автотранспортных предприятий. Оказание первой помощи пострадавшим от действия электрического тока. |
2 |
||
|
Тема 3.6. Пожарная безопасность и пожарная профилактика
|
Содержание учебного материала |
- |
|
|
Причины возникновения пожаров на АТП. Строительные материалы и конструкции, характеристики их пожарной опасности. Классификация помещений АТП по взрывопожарной и пожарной опасности. Задачи пожарной профилактики. Организация пожарной охраны. Ответственные лица за пожарную безопасность. Пожарно-техническая комиссия. Первичные средства пожаротушения. Эвакуация людей и транспорта при пожаре. |
- |
||
|
Практическое занятие |
2 |
3 |
|
|
Пожарная безопасность и пожарная профилактика. |
2 |
||
|
Раздел 4. Основы экологической безопасности на автомобильном транспорте |
|
2 |
|
|
Тема 4.1. Охрана окружающей среды от вредных воздействий автотранспорта |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
Основные положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды. Воздействие на окружающую среду автомобильного транспорта. Организационно-правовые мероприятия по вопросам экологии автотранспортных предприятий. Основные мероприятия по снижению вредных последствий на окружающую среду при технической эксплуатации автотранспортных средств. Снижение токсичности и уровня дымности отработавших газов автомобильных двигателей, их нормы. Очистка сточных вод в автотранспортных предприятиях. Снижение внешнего шума. |
2 |
||
|
Промежуточная аттестация |
Дифференцированный зачет. |
2 |
|
|
|
Всего: |
32 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации рабочей программы учебной дисциплины имеется учебный кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
Дидактические материалы:
- комплект учебно-методической документации;
- видеофильмы.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер, мультимедиапроектор.
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Графкина М.В. Охрана труда и основы экологической безопасности [Текст]: Автомобильный транспорт: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/М.В. Графкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. -192 с.
Дополнительные источники:
1. Конституция Российской Федерации - М.: 1993 г.
2. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ
3. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/С.В.Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков и др.; под общ. ред. С.В.Белова.- М.: Высшая школа, 2003.- 357 с.
4. В.М. Минько Охрана труда в машиностроении: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Минько. – М. : Издательский центр «Академия», 2017. – 256 с.
5. Глебова Е.В. Производственная санитария и гигиена труда [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. образования / Е.В. Глебова.– М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 352 с.
6. Докторов, А.В. Охрана труда на предприятиях автотранспорта [Текст]: учебное пособие / А.В. Докторов, О.Е. Мышкина. – М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2014. – 72 с. – (Мастер)
7. Ефремов О.С., Охрана труда от А до Я [Текст]: практ. пособие./ О.С. Ефремов.-М.: Альфа Пресс, 2008
8. Кланица В.С. Охрана труда на автомобильном транспорте [Текст]: учеб. пособие для нач. проф. образования / В.С. Кланица. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 176 с.
9. Туревский И.С. Охрана труда на автомобильном транспорте [Электронный ресурс]: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009. – 240 с.: ил. – (Профессиональное образование)
Электронные издания (электронные ресурсы):
1. http://norma.org.ua/document/regulations_ohrana_truda/otraslevie/toi_r/auto/37.php
Нормативно-техническая документация:
Интернет-ресурсы:
1. Справочная система «Консультант-плюс». Форма доступа http://www.cons-plus.ru
2. http://www.ohranatruda.ru
3. http:// www .pedsovet.org
|
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Методы оценки |
|
1 |
2 |
3 |
|
Уметь: |
|
|
|
- применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов; - соблюдать безопасные условия труда в профессиональной деятельности. |
Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок, соответствие требованиям.
|
Текущий контроль: - защита практических занятий; - оценка заданий для внеаудиторной (самостоятельной) работы; - оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий в процессе практических занятий.
Промежуточная аттестация: в форме дифференцированного зачета. |
|
Знать: |
|
Текущий контроль при проведении: -письменного/устного опроса; -тестирования.
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.
|
|
- воздействие негативных факторов на человека; - правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации; - меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами; - правила техники безопасности и охраны труда в профессиональной деятельности; - экологические нормы и правила организации труда. |
Полнота ответов, точность формулировок, не менее 70 % правильных ответов. Не менее 75 % правильных ответов.
|
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
|
Процент результативности (правильных ответов) |
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
|
|
балл (отметка) |
вербальный аналог |
|
|
85 ÷ 100 |
5 |
отлично |
|
75÷ 84 |
4 |
хорошо |
|
60 ÷ 74 |
3 |
удовлетворительно |
|
менее 60 |
2 |
неудовлетворительно |
На этапе текущего контроля по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.