Министерство образования и науки Республики Коми
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сосногорский технологический техникум»
|
|
Утверждаю Директор ГПОУ «CТТ» __________________Ушакова И.В. «_____»________________20___ г. М.п. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. СЛЕСАРНОЕ ДЕЛО
образовательной программы среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии
23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин
Форма обучения: очная
Срок обучения: 1 год 10 месяцев
Сосногорск, 2023 г.
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.02. Слесарное дело
образовательной программы среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии
23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Сосногорский технологический техникум».
Разработчик:
Терёшина Анна Сергеевна, преподаватель дисциплин профессионального цикла, высшей квалификационной категории.
Аннотация
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02. Слесарное дело разработана на основе требований:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 (с изм.) – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.05.2022 г. № 328);
- Учебного плана образовательной программы среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин.
Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии профессионального цикла ГПОУ «Сосногорского технологического техникума». Протокол № 01 от 31 августа 2023 г.
©ГПОУ «Сосногорский технологический техникум», 2023
© Терёшина А.С., 2023
СОДЕРЖАНИЕ
|
1 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02. СЛЕСАРНОЕ ДЕЛО………………………………………………..….. |
4 |
|
|
|
1.1 |
Область применения программы………………………………………… |
4 |
|
|
1.2 |
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы……………………………………………………………….….. |
4 |
|
|
1.3 |
Цели и планируемые результаты освоения учебной дисциплины ……. |
4 |
|
|
|
|
|
|
2 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …..……... |
5 |
|
|
|
2.1 |
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы……...……………. |
5 |
|
|
2.2 |
Тематический план и содержание учебной дисциплины…………….…...
|
6 |
|
3 |
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины…………………………………………………………………. |
9 |
|
|
|
3.1 |
Материально-техническое обеспечение………………………………….. |
9 |
|
|
3.2 |
Информационное обеспечение обучения…………………………..…….
|
9 |
|
4 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины …………………………………………………………..……. |
11 |
|
1 паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. СЛЕСАРНОЕ ДЕЛО
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин.
1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина ОП.02. Слесарное дело входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и планируемые результаты освоения учебной дисциплины
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания:
|
Код ПК, ОК |
Умения |
Знания |
|
ОК 01. - ОК 4., ОК 07., ОК 09., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ПК 1.5. |
- применять приемы и способы основных видов слесарных работ; - применять наиболее распространенные приспособления и инструменты. |
- основные виды слесарных работ, инструменты; - методы практической обработки материалов. |
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
|
Вид учебной работы |
Объем часов |
|
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем |
54 |
|
Объем образовательной программы |
54 |
|
в том числе: |
|
|
теоретическое обучение: |
20 |
|
практические занятия: |
28 |
|
консультации: |
2 |
|
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего) |
0 |
|
Промежуточная аттестация в форме экзамена. |
4 |
|
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел 1. Введение в профессию |
|
2 |
|
|
Тема 1.1. Роль и место слесарных работ |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
Возникновение слесарного дела. Организация рабочего места слесаря. Техника безопасности при выполнении слесарных работ. Противопожарные мероприятия. Промышленная санитария и личная гигиена. |
2 |
||
|
Раздел 2. Подготовительные операции слесарной обработки |
|
16 |
|
|
Тема 2.1. Разметка |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
Общие понятия. Инструменты и приспособления для плоскостной разметки. Подготовка и разметка при помощи плоскостной рулетки. |
2 |
||
|
Практическое занятие |
2 |
3 |
|
|
Приемы плоскостной разметки. |
2 |
||
|
Тема 2.2. Рубка |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
Инструменты, применяемые при рубке. Основные правила и способы выполнения работ при рубке. Требования безопасности при рубке металла. Ручные и механизированные инструменты. Инструменты и приспособления, применяемые при резке. Правила выполнения работ при резании материалов. Ручной механизированный инструмент. Стационарное оборудование для разрезания металлов. Требования безопасности при резке металла. |
2 |
||
|
Практические занятия |
4 |
3 |
|
|
Вырубание крейцмейселем прямолинейных и криволинейных пазов и каналов |
2 |
||
|
Резка листового материала ручными и рычажными ножницами, резка ножовкой круглого, полосового и квадратного металла, резка труборезом |
2 |
||
|
Тема 2.3. Правка и рихтовка металла. Гибка металла |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
Общие сведения. Техника правки. Рихтовка металла. Инструмент для правки и рихтовки. Машины для правки. Особенности рихтовки. Машины для правки. Особенности рихтовки сварных изделий. Общие понятия. Основные приемы ручной гибки деталей из листового и полосового металла. Механизация гибочных работ. Гибка труб. |
2 |
||
|
Практические занятия |
4 |
3 |
|
|
Правка листового, полосового и пруткового материала, правка (рихтовка) закаленных деталей. Гибка деталей из листового и полосового металла различной конфигурации. |
2 |
||
|
Гибка труб в горячем и холодном состоянии. |
2 |
||
|
Раздел 3. Размерная слесарная обработка |
|
16 |
|
|
Тема 3.1. Опиливание металла. Распиливание и припасовка |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
|
Сущность опиливания. Напильники. Классификация напильников. Насадка рукоятки напильников. Техника и приёмы опиливания. Виды опиливания. Механизация. Сущность и назначение распиливания и припасовки. Инструмент и приспособления. Технические приемы. Ручное и машинное распиливание и припасовка. |
1 |
||
|
Практические занятия |
3 |
3 |
|
|
Опиливание широких, плоских, сопряженных, параллельных плоскостей с поверкой лекальной линейкой, угольником, штангенциркулем. |
1 |
||
|
Распиливание квадратных, трехгранных и многоугольных отверстий. |
1 |
||
|
Припасовка вкладышей в проймы. |
1 |
||
|
Тема 3.2. Сверление |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
Сущность и назначение. Сверка. Затягивание спиральных сверл. Ручное и механизированное сверление. Сверловочные станки. Установка и крепление деталей, сверл. Сверление отверстий. Особые случаи сверления. |
2 |
||
|
Практическое занятие |
2 |
3 |
|
|
Заточка спиральных сверл. Сверление сквозных и глухих отверстий. |
2 |
||
|
Тема 3.3. Зенкерование. Зенкование и развертывание |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
Зенкерование. Инструмент. Процесс. Зенкование. Инструменты. Процесс. Развертывание отверстий. Инструмент. Техника развертывания. |
2 |
||
|
Практические занятия |
4 |
3 |
|
|
Зенкерование необработанных отверстий в деталях из стали. |
2 |
||
|
Ручное развертывание отверстия после сверления. |
2 |
||
|
Тема 3.4. Нарезание резьбы |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
Понятие о резьбе. Элементы резьбы. Профили резьбы. Инструмент для нарезания резьбы. Нарезание внутренней и внешней резьбы. |
2 |
||
|
Раздел 4. Пригоночные операции слесарной обработки |
|
2 |
|
|
Тема 4.1. Шабрение |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
|
Сущность и назначение шабрения. Шаберы. Заточка и подводка шаберов. Основные приемы шабрения. Шабрение размытых поверхностей. |
1 |
||
|
Практическое занятие |
1 |
3 |
|
|
Шабрение прямолинейных и криволинейных поверхностей. |
1 |
||
|
Раздел 5. Сборка неразъемных соединений |
|
12 |
|
|
Тема 5.1. Клепка, склеивание |
Содержание учебного материала |
1 |
|
|
Общие сведения. Типы заклепок. Виды заклепочных соединений. Инструменты и приспособления. Ручная клепка. Машинная клепка. Зачеканивание. Склеивание. Дефекты. |
1 |
||
|
Практические занятия |
2 |
|
|
|
Клепка деталей прямым методом. |
1 |
||
|
Клепка деталей обратным методом. |
1 |
||
|
Тема 5.2. Притирка и доводка |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
|
Сущность процесса. Притирочные материалы. Притиры. Техника притирки. Контроль притирки. Виды, причины и меры предупреждения при притирке. |
1 |
||
|
Практические занятия |
4 |
3 |
|
|
Притирка плоских поверхностей. |
2 |
||
|
Притирка угольников. |
2 |
||
|
Тема 5.3. Паяние, лужение |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
Паяние. Приборы. Флюсы. Паяльные лампы. Инструмент для паяния. Виды паяных соединений. Мягкие и твердые припои. Лужение. |
2 |
||
|
Практическое занятие |
2 |
3 |
|
|
Подготовка изделий и паяльника к пайке. Пайка деталей встык и внахлестку, встык с накладкой, в раструб. Подготовка поверхности к лужению. Лужение погружением и растиранием. |
2 |
||
|
|
Консультации |
2 |
3 |
|
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам преподавателя). Подготовка к экзамену. |
2 |
||
|
Промежуточная аттестация |
Экзамен. |
4 |
3 |
|
|
Всего: |
54 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации рабочей программы учебной дисциплины имеется в наличии Слесарный цех.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся (верстаки с тисками);
- рабочее место мастера производственного обучения;
- комплекты слесарного инструмента;
- средства коллективной и индивидуальной защиты по охране труда.
Дидактические средства обучения:
- тесты;
- комплект учебно-наглядных пособий (плакатов);
- конспекты лекций;
- методические пособия;
- контрольно-оценочные материалы.
Технические средства обучения:
- станок НС-12А;
- станок вертикально-сверлильный;
- станок заточной.
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Долгих А. И. Слесарные работы / А.И. Долгих, С.В. Фокин, О.Н. Шпортько. – Москва: Альфа-М, 2016. – 528 с.
2. Мирошин, Д. Г. Слесарное дело: учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. Г. Мирошин. – Москва: Юрайт, 2020. – 334 с. – (Профессиональное образование)
3. Покровский Б.С. Слесарные и сборочные работы. – Москва: Академия, 2019. – 352 с.
4. Покровский Б.С. Основы слесарных и сборочных работ. – Москва: Академия, 2017. – 208 с.
Основные электронные издания
1. Мирошин, Д. Г. Слесарное дело. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. Г. Мирошин. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 247 с. – (Профессиональное образование). – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/475964
Дополнительные источники:
1. Лихачев В.Л. Основы слесарного дела. – Москва: Солон-пресс, 2020. – 608 с.
2. Макиенко Н.И. Слесарное дело с основами материаловедения: учебник для подготовки рабочих на производстве. М: Высшая школа; 1974. – 464 с. с изд.
3. Макиенко Н.И. Слесарное дело с основами материаловедения: учебник для подготовки рабочих на производстве. М: Высшая школа; 1974. – 464 с. с изд.
4. Н.И. Макиенко Практические работы по слесарному делу.- М.: Высшая школа, 1982.
5. Н.И. Макиенко Общий курс слесарного дела. - М.: Высшая школа, 1998
6. Долгих А. И. Фокин А. И. Слесарные работы. - М.: Альфа – М, 2009
7. Долматов Г.Г. Слесарное дело. Практические основы профессиональной деятельности. – М.: Проф. обучение, 2009
8. Чумаченко Ю.Т. Материаловедение и слесарное дело. – М.: Ростов н/Д., 2005.
|
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Критерии оценки |
Методы оценки |
|
1 |
2 |
3 |
|
Уметь: |
Демонстрирует уверенное и точное знание приемов работ, требований технической и технологической документации, охраны труда. |
Оценка выполнения практических занятий
|
|
- применять приемы и способы основных видов слесарных работ; - применять наиболее распространенные приспособления и инструменты. |
||
|
Знать: |
- показывает уверенное и точное владение приемами работ, самостоятельно выполняет задания и осуществляет самоконтроль за выполнением действием; - выполняет практические задания в соответствии с требованиями технической и технологической документации, а также с учетом установленных норм времени; - соблюдает требования охраны труда. |
Оценка знаний и умений, в ходе учебных занятий Оценка выполнения практических занятий Устный опрос
|
|
- основные виды слесарных работ, инструменты; - методы практической обработки материалов. |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
|
Процент результативности (правильных ответов) |
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
|
|
балл (отметка) |
вербальный аналог |
|
|
85 ÷ 100 |
5 |
отлично |
|
75÷ 84 |
4 |
хорошо |
|
60 ÷ 74 |
3 |
удовлетворительно |
|
менее 60 |
2 |
неудовлетворительно |
На этапе текущего контроля по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.