Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02. Слесарное дело

  • doc
  • 16.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОП.02. Слесарное дело к УП 2023.doc

Министерство образования и науки Республики Коми

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сосногорский технологический техникум»

 

 

 

 

 

 

   Утверждаю

        Директор  ГПОУ «CТТ» 

__________________Ушакова И.В.

«_____»________________20___ г.

М.п.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02. СЛЕСАРНОЕ ДЕЛО

 

образовательной программы среднего профессионального образования по  программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии

 

23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин

 

 

 

 

 

Форма обучения: очная

Срок обучения: 1 год 10 месяцев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сосногорск, 2023 г.

Рабочая программа учебной дисциплины

ОП.02. Слесарное дело

образовательной программы среднего профессионального образования по  программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии

23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин

 

 

Организация-разработчик:

Государственное профессиональное  образовательное учреждение  «Сосногорский технологический техникум».

 

 

Разработчик:

Терёшина Анна Сергеевна, преподаватель дисциплин профессионального цикла, высшей квалификационной категории.

 

 

 

Аннотация

 

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02. Слесарное дело разработана на основе требований:

-       Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 (с изм.) – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-       Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.05.2022 г. № 328);

-       Учебного плана образовательной программы среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин.

Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии профессионального цикла ГПОУ «Сосногорского технологического техникума». Протокол № 01 от 31 августа 2023 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

©ГПОУ «Сосногорский технологический техникум», 2023

© Терёшина А.С., 2023

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

1

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02.  СЛЕСАРНОЕ ДЕЛО………………………………………………..…..

4

 

1.1

Область применения программы…………………………………………

4

 

1.2

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы……………………………………………………………….…..

4

 

1.3

Цели и планируемые результаты освоения учебной дисциплины …….

4

 

 

 

 

2

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …..……...

5

 

2.1

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы……...…………….

5

 

2.2

Тематический план и содержание учебной дисциплины…………….…...

 

6

3

условия реализации рабочей программы учебной дисциплины………………………………………………………………….

9

 

3.1

Материально-техническое обеспечение…………………………………..

9

 

3.2

Информационное обеспечение обучения…………………………..…….

 

9

4

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины …………………………………………………………..…….

11

 

 

 


1 паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02. СЛЕСАРНОЕ ДЕЛО

 

1.1. Область применения программы

 

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин.

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

 

Учебная дисциплина ОП.02. Слесарное дело входит в общепрофессиональный цикл.

 

1.3. Цели и планируемые результаты освоения учебной дисциплины

 

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания:

 

Код ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01. -  ОК 4., ОК 07., ОК 09.,

ПК 1.1., ПК 1.2.,

ПК 1.3., ПК 1.4., ПК 1.5.

-        применять приемы и способы основных видов слесарных работ;

-        применять наиболее распространенные приспособления и инструменты.

-        основные виды слесарных работ, инструменты;

-        методы практической обработки материалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

 

Вид учебной работы

Объем часов

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

54

Объем образовательной программы

54

в том числе:

 

        теоретическое обучение:

20

        практические занятия:

28

        консультации:

2

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная  работа обучающегося (всего)

0

Промежуточная аттестация в форме  экзамена.

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

 

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Введение в профессию

 

2

 

Тема 1.1.

Роль и место слесарных работ
на транспорте. Рабочее место слесаря

Содержание учебного материала

2

2

Возникновение слесарного дела. Организация рабочего места слесаря. Техника безопасности при выполнении слесарных работ. Противопожарные мероприятия. Промышленная санитария и личная гигиена.

2

Раздел 2.

Подготовительные операции слесарной обработки

 

16

 

Тема 2.1.

Разметка

Содержание учебного материала

2

2

Общие понятия. Инструменты и приспособления для плоскостной разметки. Подготовка и разметка при помощи плоскостной рулетки.

2

Практическое занятие

2

3

Приемы плоскостной разметки.

2

Тема 2.2.

Рубка
и резка металла

Содержание учебного материала

2

2

Инструменты, применяемые при рубке. Основные правила и способы выполнения работ при рубке. Требования безопасности при рубке металла. Ручные и механизированные инструменты.

Инструменты и приспособления, применяемые при резке. Правила выполнения работ при резании материалов. Ручной механизированный инструмент. Стационарное оборудование для разрезания металлов. Требования безопасности при резке металла.

2

Практические занятия

4

3

Вырубание крейцмейселем прямолинейных и криволинейных пазов и каналов

2

Резка листового материала ручными и рычажными ножницами, резка ножовкой круглого, полосового и квадратного металла, резка труборезом

2

Тема 2.3.

Правка и рихтовка металла. Гибка металла

Содержание учебного материала

2

2

Общие сведения. Техника правки. Рихтовка металла. Инструмент для правки и рихтовки. Машины для правки. Особенности рихтовки. Машины для правки. Особенности рихтовки сварных изделий. Общие понятия. Основные приемы ручной гибки деталей из листового и полосового металла. Механизация гибочных работ. Гибка труб.

2

Практические занятия

4

3

Правка листового, полосового и пруткового материала, правка (рихтовка) закаленных деталей. Гибка деталей из листового и полосового металла различной конфигурации.

2

Гибка труб в горячем и холодном состоянии.

2

Раздел 3. Размерная слесарная обработка

 

16

 

Тема 3.1.

Опиливание металла. Распиливание и припасовка

Содержание учебного материала

1

2

Сущность опиливания. Напильники. Классификация напильников. Насадка рукоятки напильников. Техника и приёмы опиливания. Виды опиливания. Механизация.

Сущность и назначение распиливания и припасовки. Инструмент и приспособления. Технические приемы. Ручное и машинное распиливание и припасовка.

1

Практические занятия

3

3

Опиливание широких, плоских, сопряженных, параллельных плоскостей с поверкой лекальной линейкой, угольником, штангенциркулем.

1

Распиливание квадратных, трехгранных и многоугольных отверстий.

1

Припасовка вкладышей в проймы.

1

Тема 3.2.

Сверление

Содержание учебного материала

2

2

Сущность и назначение. Сверка. Затягивание спиральных сверл. Ручное и механизированное сверление. Сверловочные станки. Установка и крепление деталей, сверл. Сверление отверстий. Особые случаи сверления.

2

Практическое занятие

2

3

Заточка спиральных сверл. Сверление сквозных и глухих отверстий.

2

Тема 3.3.

Зенкерование.

Зенкование и развертывание

Содержание учебного материала

2

2

Зенкерование. Инструмент. Процесс. Зенкование. Инструменты. Процесс. Развертывание отверстий. Инструмент. Техника развертывания.

2

Практические занятия

4

3

Зенкерование необработанных отверстий в деталях из стали.

2

Ручное развертывание отверстия после сверления.

2

Тема 3.4.

Нарезание резьбы

Содержание учебного материала

2

2

Понятие о резьбе. Элементы резьбы. Профили резьбы. Инструмент для нарезания резьбы. Нарезание внутренней и внешней резьбы.

2

Раздел 4. Пригоночные операции слесарной обработки

 

2

 

Тема 4.1.

Шабрение

Содержание учебного материала

1

2

Сущность и назначение шабрения. Шаберы. Заточка и подводка шаберов. Основные приемы шабрения. Шабрение размытых поверхностей.

1

Практическое занятие

1

3

Шабрение прямолинейных и криволинейных поверхностей.

1

Раздел 5. Сборка неразъемных соединений

 

12

 

Тема 5.1.

Клепка, склеивание

Содержание учебного материала

1

 

Общие сведения. Типы заклепок. Виды заклепочных соединений. Инструменты и приспособления. Ручная клепка. Машинная клепка. Зачеканивание. Склеивание. Дефекты.

1

Практические занятия

2

 

Клепка деталей прямым методом.

1

Клепка деталей обратным методом.

1

Тема 5.2.

Притирка и доводка

Содержание учебного материала

1

2

Сущность процесса. Притирочные материалы. Притиры. Техника притирки. Контроль притирки. Виды, причины и меры предупреждения при притирке.

1

Практические занятия

4

3

Притирка плоских поверхностей.

2

Притирка угольников.

2

Тема 5.3.

Паяние, лужение

Содержание учебного материала

2

2

Паяние. Приборы. Флюсы. Паяльные лампы. Инструмент для паяния. Виды паяных соединений. Мягкие и твердые припои. Лужение.

2

Практическое занятие

2

3

Подготовка изделий и паяльника к пайке. Пайка деталей встык и внахлестку, встык с накладкой, в раструб. Подготовка поверхности к лужению. Лужение погружением и растиранием.

2

 

Консультации

2

3

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам преподавателя). Подготовка к экзамену.

2

Промежуточная аттестация

Экзамен.

4

3

 

Всего:

54

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

 

 

 


3 условия реализации РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ дисциплины

 

 

3.1. Материально-техническое обеспечение

 

Для реализации рабочей программы учебной дисциплины имеется в наличии Слесарный цех.

 

Оборудование учебного кабинета:

-              посадочные места по количеству обучающихся (верстаки с тисками);

-              рабочее место мастера производственного обучения;

-              комплекты слесарного инструмента;             

-              средства коллективной и индивидуальной  защиты по охране труда.

 

Дидактические средства обучения:

-       тесты;

-       комплект учебно-наглядных пособий (плакатов);

-       конспекты лекций;

-       методические пособия;

-       контрольно-оценочные материалы.

 

Технические средства обучения:

-       станок НС-12А;

-       станок вертикально-сверлильный;

-         станок заточной.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

 

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

 

Основные источники:

1.     Долгих А. И. Слесарные работы / А.И. Долгих, С.В. Фокин, О.Н. Шпортько. – Москва: Альфа-М, 2016. – 528 с.

2.     Мирошин, Д. Г. Слесарное дело: учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. Г. Мирошин. – Москва: Юрайт, 2020. – 334 с. – (Профессиональное образование)

3.     Покровский Б.С. Слесарные и сборочные работы. – Москва: Академия, 2019. – 352 с.

4.     Покровский Б.С. Основы слесарных и сборочных работ. – Москва: Академия, 2017. – 208 с.

 

 

Основные электронные издания

1. Мирошин, Д. Г. Слесарное дело. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. Г. Мирошин. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 247 с. – (Профессиональное образование).  – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/475964

 

Дополнительные источники:

1.     Лихачев В.Л. Основы слесарного дела. – Москва: Солон-пресс, 2020. – 608 с.

2.     Макиенко Н.И. Слесарное дело с основами материаловедения: учебник для подготовки рабочих на производстве. М: Высшая школа; 1974. – 464 с. с изд.

3.     Макиенко Н.И. Слесарное дело с основами материаловедения: учебник для подготовки рабочих на производстве. М: Высшая школа; 1974. – 464 с. с изд.

4.     Н.И. Макиенко Практические работы по слесарному делу.- М.: Высшая школа, 1982.

5.     Н.И. Макиенко Общий курс слесарного дела. - М.: Высшая школа, 1998

6.     Долгих А. И.  Фокин А. И. Слесарные работы.   - М.: Альфа – М, 2009

7.     Долматов Г.Г. Слесарное дело. Практические основы профессиональной деятельности. – М.: Проф. обучение, 2009

8.     Чумаченко Ю.Т. Материаловедение и слесарное дело. – М.: Ростов н/Д., 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины

 

 

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Критерии оценки

Методы оценки

1

2

3

Уметь:

 

Демонстрирует уверенное и точное знание приемов работ, требований технической и технологической документации, охраны труда.

 

Оценка выполнения практических занятий

 

 

-        применять приемы и способы основных видов слесарных работ;

-        применять наиболее распространенные приспособления и инструменты.

Знать:

 

-        показывает уверенное и точное владение приемами работ, самостоятельно выполняет задания и осуществляет самоконтроль за выполнением действием;

-        выполняет практические задания в соответствии с требованиями технической и технологической документации, а также с учетом установленных норм времени;

-        соблюдает требования охраны труда.

Оценка знаний и умений, в ходе учебных занятий

Оценка выполнения практических занятий

Устный опрос

 

-        основные виды слесарных работ, инструменты;

-        методы практической обработки материалов.

 

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

 

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

85 ÷ 100

5

отлично

75÷ 84

4

хорошо

60 ÷ 74

3

удовлетворительно

менее 60

2

неудовлетворительно

 

На этапе текущего контроля по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины.