Частное учреждение
профессиональная образовательная организация
ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И ПРАВО»
|
22
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 Основы патологии
для специальности
33.02.01 Фармация
(базовая подготовка)
форма обучения очно-заочная
Белореченск, 2023 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 33.02.01 Фармация, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 13.07.2021 № 449
Автор программы: Евсюкова Н.Ю. – преподаватель ЧУПОО ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И ПРАВО»
Рецензенты:
Овчинникова Е.А.– председатель ЦК фармацевтических дисциплин
_____________________________________________________
_____________________________________________________
ОДОБРЕНО:
цикловой комиссией фармацевтических дисциплин
протокол № 1 от « 28» августа 2023 г.
Председатель цикловой комиссии ________________
Рассмотрено и рекомендовано к использованию в учебном процессе педагогическим советом протокол № 1 от «28» августа 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
5 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины |
15 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
16 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 03 Основы патологии
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 33.02.01 Фармация, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от13.07.2021 № 449
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП. 03Основы патологии является частью цикла общепрофессиональных дисциплин (ОП) основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО 33.02.01 Фармация (базовой подготовки).
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
У1 Оказывать первую медицинскую помощь;
У2Определять симптомы болезни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
З1 учение о болезни, этиологии, патогенезе;
З2 роль реактивности в патологии;
З3 типовые патологические процессы;
З4 закономерности и формы нарушения функций органов и систем организма;
З5 клинические проявления воспалительных реакций, формы воспаления;
З6 клинические проявления патологический изменених в различных органах и системах организма;
З7 стадии лихорадки.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции(ОК):
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
После изучения дисциплины студент должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
ПК 1.7. Оказывать первую медицинскую помощь
1.4. Количество часов на освоение примерной программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки – 82 часов, в том числе:
• обязательной аудиторной учебной нагрузки – 117 часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
|
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
|
124 |
Обязательная аудиторная ученая нагрузка (всего) |
|
66 |
в том числе: |
|
|
Лекции |
|
20 |
Практические занятия |
|
40 |
Аудиторная самостоятельная работа |
|
6 |
Консультации |
10 |
|
Итоговая аттестация в форме экзамена |
6 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 Основы патологии
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Формируемые умения и знания |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
|
3 |
4 |
Тема 1. Содержание и задачи предмета. Болезнь и здоровье |
Содержание учебного материала Дисциплина основы патологии, ее цели и задачи в подготовке фармацевтов. Понятие о здоровье, иммунитете,болезни. Понятие о симптоме,синдроме,диагнозе. Стадии,исходы болезни. Методы исследования больных: (субъективные,объективные,инструментальные,лабараторные) |
З1,З3 |
14
|
1 |
В том числе внеаудиторная самостоятельная работа Выполнение реферативных работ на тему: «Инструментальные методы исследования»; «Лабораторные методы исследования»; «Типовые патологические процессы» «Признаки биологической смерти»; «История развития медицины».
|
|
10 |
|
|
Тема2.Повреждения.Виды и механизмы образования |
Содержание учебного материала Виды ,механизмы образования дистрофий Некроз,атрофия.Виды и механизмы образования Нарушение обмена веществ в организме и его тканях
|
З3,З4,З6 |
16 |
1 |
В том числе практические занятия 1.Виды, механизмы образования дистрофий 2.Виды и механизмы образования некроза ,атрофии |
З3,З4, У2 |
4 |
2 |
|
В том числе внеаудиторная самостоятельная работа Выполнение реферативных работ на тему: «Белковая дистрофия»; «Жировая дистрофия»; «Минеральная дистрофия»; «Пигментная дистрофия»; «Углеводная дистрофия».
|
|
10 |
|
|
Тема3.Компенсаторно-приспособительные реакции |
Содержание учебного материала Процессы компенсации:регенерация,гипертрофия,гиперплазия. Процессы приспособления:атрофия,метаплазия,организация. Общие реакции организма на повреждения,экстремальные состояния:стресс ,шок, коллапс, кома. Реактивность и резистентность организма.
|
З3,З4,З6 |
2 |
2 |
Тема4.Нарушение кровообращения лимфообращения |
Содержание учебного материала Нарушение центрального, периферического кровообращения. Нарушение лимфообращения. Нарушение микроциркуляции . Понятие о гипоксии Кровотечения. Нарушение лимфообращения .
|
З3,З4,З6 |
2 |
1 |
В том числе самостоятельная работа Гипоксия. Виды
|
З3,З4, У2 |
2 |
3 |
|
Тема 5. Воспаление. |
Содержание учебного материала Понятие о воспалении Компоненты воспаления. Местные и общие проявления воспаления. развития.Виды,признаки,стадии,исходы. Медиаторы воспаления. Терминология. Формы воспаления |
З2, З5,З6 |
4
|
1 |
В том числе практическое занятие Воспаление.Формы воспаления. |
З3,З4 ,У2 |
2 |
2 |
|
Тема6.Иммунопатологические процессы. Опухоли |
Иммунопатологические процессы. Общая характеристика Аллергические реакции. Характеристика отдельных видов аллергических реакций. Строение опухолей. Рост ,метастазирование. Воздействие опухолей на организм. Доброкачественные и злокачественные опухоли Теории возникновения опухолей. Классификация опухолей |
З2, З5,З6 |
4 |
1 |
Практические занятия 1. Иммунопатологические процессы .Опухоли |
З3,З4, У2 |
2 |
2 |
|
Тема 7. Патология терморегуляции |
Содержание учебного материала Понятие о лихорадке, причины, механизм развития. Типы температурных кривых. Периоды лихорадки. Изменения в организме при лихорадке. Гипертермия.Отличие от лихорадки.Первая помощь.
|
З3,З4,З7, |
6 |
1 |
В том числе практические занятия 1.Лихорадка.Температурные кривые. 2.Гипертермия. |
У1, У2 |
4 |
2 |
|
В том числе самостоятельная работа Болезнь.Типовые патологические процессы
|
З3,З4, У2 |
2 |
3 |
|
Тема 8.Травмы |
Содержание учебного материала Понятие о травме, травматизме. Виды.Первая помощь при ушибах,растяжения,вывихах,переломах,ожогах,отморожениях. Иммобилизация,транспортировка при различных видах травм.
|
З4, З5 |
18 |
1 |
|
В том числе практические занятия 1.Раны.Первая помощь 1Травмы. Принципы первой помощи. 2.Кровотечения.Способы временной остановки кровотечения.
|
У1,У2 |
6 |
2 |
|
В том числе внеаудиторная самостоятельная работа Выполнение реферативных работ на тему: «Травматический шок. первая помощь»; «Геморрагический шок,первая помощь»; «Синдром длительного сдавливания ,первая помощь»; «Укусы змей,насекомых,первая помощь»; «Кома,виды». |
|
10 |
|
Тема 9. Десмургия |
Содержание учебного материала Десмургия.Определение,зачение Виды перевязочного материала. Правила бинтования. Типы повязок.
|
З4,З6 |
4
|
1 |
В том числе практические занятия 1.Десмургия.Виды перевязочного материала.Типы повязок 2. Десмургия. Наложение бинтовых повязок |
У1 |
4 |
2 |
|
Тема 10. Заболевания Сердечно-сосудистой системы |
Содержание учебного материала Основные симптомы заболеваний сердечно-сосудистой системы Острая сосудистая недостаточность: обморок, коллапс.Первая помощь. Гипертоническая болезнь.Причины,способствующие факторы,стадии,симптомы.,осложнения,профилактика. Первая помощь при гипертоническом кризе.Атеросклероз.Причины,стадии развития,формы,профилактика. Ишемическая болезнь сердца. Стенокардия. Инфаркт миокарда.Первая помощь при приступе стенокардии. |
З3,З4, З6 |
10 |
1 |
В том числе практическое занятие Заболевания сердечно-сосудистой системы. Уход за больными |
У1,У2 |
2 |
2 |
|
В том числе внеаудиторная самостоятельная работа Выполнение реферативных работ на тему: «Ишемическая болезнь сердца »; «Гипертоническая болезнь.Гипертонический криз,виды»; «Уход за больными с заболеванием органов дыхания»; |
|
6 |
|
|
Тема 11.Заболевания органов дыхания. |
Содержание учебного материала Основныесимптомы заболеваний органов дыхания.Причины,осложнения,профилактика. Пневмония.Бронхит,острый и хронический. Бронхиальная астма.Симптомы, диагностика, лечение, осложнения, профилактика .Первая помощь при приступе бронхиальной астмы. |
З3,З4, З6 |
10 |
1
|
В том числе практическое занятие Заболевания органов дыхания. Уход за больными с заболеваниями органов дыхания.
|
У1, У2 |
2 |
2 |
|
В том числе внеаудиторная самостоятельная работа Выполнение реферативных работ на тему: «Бронхиальная астма»; «Туберкулез»; «Уход за больными с заболеванием органов дыхания»; |
|
6 |
|
|
Тема 12.Заболевания желудочно-кишечного тракта |
Содержание учебного материала Основные симптомы .Причины,профилактика. Гастрит острый и хронический. Язвенная болезнь желудка и двенадцати перстной кишки, осложнения. Холецистит. Желчно-каменная болезнь.Панкреатит. Первая помощь при печеночной колике.
|
З3, З4,З6 |
2 |
1 |
В том числе практическое занятие Заболевания желудочно-кишечного тракта. Уход за больными
|
У1, У2 |
2 |
2 |
|
Тема 13.Заболевания Мочевыделительной системы |
Содержание учебного материала Основные симптомы. Гломерулонефрит острый и хронический. Пиелонефрит острый и хронический. Мочекаменная болезнь.Первая помощь при почечной колике. Цистит. Острая задержка мочи.
|
З3, З4,З6 |
2 |
1 |
В том числе практическое занятие Заболевания мочевыделительной системы Уход за больными |
У1, У2 |
2 |
2 |
|
Тема14.Заболевания Эндокринной системы |
Содержание учебного материала Заболевания щитовидной железы. Виды,клинические проявления Сахарный диабет. Осложнения.Острые состояния,первая помощь.
|
З3,З4, З6 |
2 |
1 |
В том числе практическое занятие Заболевания эндокринной системы. Первая помощь при осложнениях. |
У1,У2 |
2 |
2 |
|
Тема 15.Отравления |
Содержание учебного материала Понятие об отравлении. Причины, симптомы, общие принципы первой помощи. Первая помощь при пищевых отравлениях, отравлении угарным газом, лекарственными препаратами. Понятия о гемосорбции, гемодиализе.
|
З3,З4,З6 |
2 |
1 |
В том числе практическое занятие Понятие об отравлении. Алгоритм первой помощь.
|
У1, У2 |
2 |
2 |
|
Тема 16.Инфекционные заболевания. |
Общая характеристика инфекционных заболеваний. ОРЗ. Грипп Дизентерия. Сальмонеллез. Гепатит. Вич-инфекция,тиология,патогенез,исход. |
З3,З4,З6 |
4 |
1 |
В том числе практическое занятие 1.Инфекционные заболевания
|
У1, У2 |
2 |
2 |
|
В том числе самостоятельная работа 1..ВИЧ – инфекция |
|
2 |
|
|
Тема 26.Реанимация |
Содержание учебного материала Понятие о реанимации. Этапы умирания. Признаки клинической, биологической смерти. Этапы сердечно-легочной реанимации.Современный алгоритм базовой сердечно-легочной реанимации. 3Отработка техники реанимационных мероприятий |
З3,З4, ,З6 |
6 |
1 |
Практические занятия 1.Техника закрытого массажа сердца и искусственного дыхания 2.Алгоритм сердечно-легочной реанимации
|
У1 ,У2 |
4 |
2 |
|
|
Всего |
|
108 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1-ознакомительный(узнавание ранее изученных объектов,свойств);
2-репродуктивный(выполнение деятельности по образцу,подобию,под руководством);
3-продуктивный(планирование и самостоятельное выполнения деятельности ,решение проблем)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета основ патологии.
Оборудование учебног окабинета:
- Шкафы материальные;
- Классная доска;
- стол и стул для преподавателя;
- столы и стулья для студентов;
- стеллаж для муляжей;
- столик процедурный;
- кушетка;
- таблицы.
Технические средства обучения:
- мультимедийнаяустановка;
- компьютер;
- презентации.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Митрофаненко В.П., Алабин И.В.Основы патологии: «ГЭОТАР- МЕДИА»,2020
2.Пауков В.С., Литвицкий П.Ф. Патологическая анатомия и патологическая физиология: «ГЭОТАР- МЕДИА»,2020
3. М.Н.Мисюк «Основы медицинских знанаий» «ЮРАЙТ», 2019.
4. Оконенко Т.И., Чуваков Г.И. Сестринское дело в хирургии Учебник и практикумдля СПО, г. Великий Новгород 2018
Основные электронные издания
1. Долгих, В. Т. Основы патологии и иммунологии. Тесты: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Т. Долгих, О. В. Корпачева. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 307 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12144-5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/476086
2. Красников, В. Е. Основы патологии: общая нозология: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Е. Красников, Е. А. Чагина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 193 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11689-2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/474400
3. Мустафина, И. Г. Основы патологии: учебник для спо / И. Г. Мустафина. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 436 с. — ISBN 978-5-8114-8071-5. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/171430
4. Мустафина, И. Г. Основы патологии. Практикум: учебное пособие для спо / И. Г. Мустафина. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 376 с. — ISBN 978-5-8114-7051-8. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/154389
Дополнительные источники
1.Кадыков, В. А. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстренных состояниях : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. А. Кадыков, Е. М. Мохов, А. М. Морозов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 241 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14747-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518999 (дата обращения: 28.08.2023).
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: У1 оказывать медицинскую помощь У2 определять симптомы заболеваний
Усвоенные знания:
З1 учение о болезни, этиологии, патогенезе;
З2 роль реактивности в патологии;
З3 типовые патологические процессы;
З4 закономерности и формы нарушения функций органов и систем организма; З5 клинические проявления воспалительных реакций, формы воспаления; З6 клинические проявления патологических изменений в различных органах и системах организма; З7 стадии лихорадки
|
Текущий контроль: - письменный опрос - собеседование - тестирование - решение ситуационных задач - оценка точности и полноты выполнения индивидуальных домашних заданий, заданий в рабочей тетради и заданий по практике - наблюдение за процессом выполнения заданий по практике
Итоговый контроль – экзамен, который рекомендуется проводить по окончании изучения учебной дисциплины. Экзамен включает в себя контроль усвоения теоретического материала (в виде тестирования) и контроль усвоения практических умений.
Критерии оценки итогового экзамена: уровень усвоения студентами материала, предусмотренного учебной программой дисциплины; уровень умений, позволяющих студенту ориентироваться в топографии и функциях органов и систем; обоснованность, четкость, полнота изложения ответов; уровень информационно-коммуникативной культуры.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.