РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 Основы патологии для специальности

  • docx
  • 02.12.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РПпатологии ОЗФО.DOCX

 

Частное учреждение

профессиональная образовательная организация

ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И ПРАВО»

 

Утверждаю

Директор  техникума

___________Д.К.Скрыльников

«28» августа  2023г.

 

 

«____»  августа  2015г.

 

 
 

 

 

 

 


                                                                                              22

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОП.03 Основы патологии

 

для  специальности

 

33.02.01 Фармация

(базовая подготовка)

 

форма обучения очно-заочная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белореченск, 2023 г.

 

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 33.02.01 Фармация, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 13.07.2021 № 449

Автор программы:  Евсюкова Н.Ю. – преподаватель  ЧУПОО ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И ПРАВО»

 Рецензенты:

Овчинникова Е.А.– председатель ЦК фармацевтических дисциплин

_____________________________________________________

_____________________________________________________

ОДОБРЕНО:

 

          цикловой комиссией фармацевтических дисциплин                                

          протокол №  1 от  « 28»  августа  2023 г.

 

Председатель цикловой комиссии  ________________

 

 

Рассмотрено и рекомендовано к использованию в учебном процессе педагогическим советом  протокол № 1  от  «28» августа 2023 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.                ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.                СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

5

3.                условия реализации программы учебной дисциплины

 

15

4.                Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

16

 

 


1.                         паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 03 Основы патологии

  1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 33.02.01 Фармация, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от13.07.2021 № 449

 

 

      1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина  ОП. 03Основы патологии является частью цикла общепрофессиональных дисциплин (ОП) основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО 33.02.01 Фармация (базовой подготовки).

1.3.       Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

У1 Оказывать первую медицинскую помощь;

У2Определять симптомы болезни

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

 

З1 учение о болезни, этиологии, патогенезе;

 

З2 роль реактивности в патологии;

 

З3 типовые патологические процессы;

 

З4 закономерности и формы нарушения функций органов и систем организма;

З5 клинические проявления воспалительных реакций, формы воспаления;

З6 клинические проявления патологический изменених  в различных органах и системах организма;

З7  стадии лихорадки.

В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции(ОК):

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

После изучения дисциплины студент должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

    ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

ПК 1.7. Оказывать первую медицинскую помощь

 

1.4. Количество часов на освоение примерной программы дисциплины:

 

                  максимальной учебной нагрузки – 82 часов, в том числе:

 

         обязательной аудиторной учебной нагрузки – 117 часов;

 

 

 

 

2.    СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1  Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

 

Объем  часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

 

124

Обязательная аудиторная ученая нагрузка (всего)

 

66

в том числе:

 

 

Лекции

 

20

Практические занятия

 

40

Аудиторная самостоятельная работа

 

6

  Консультации                   

              10

Итоговая аттестация в форме экзамена

              6

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 Основы патологии

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Формируемые умения и знания

Объем часов

Уровень освоения

1

2

 

3

4

Тема 1.  Содержание и задачи предмета. Болезнь и здоровье

Содержание учебного материала

Дисциплина основы патологии, ее цели и задачи в подготовке фармацевтов.

Понятие о здоровье, иммунитете,болезни.

Понятие о симптоме,синдроме,диагнозе.

Стадии,исходы болезни.

Методы исследования больных: (субъективные,объективные,инструментальные,лабараторные)

З1,З3

14

 

 

 

 

 

 

1

В том числе внеаудиторная самостоятельная работа

Выполнение реферативных работ на тему:

 «Инструментальные методы исследования»;

 «Лабораторные методы исследования»;

 «Типовые патологические процессы»

 «Признаки биологической смерти»;

 «История развития медицины».

 

 

10

 

Тема2.Повреждения.Виды и механизмы образования

Содержание учебного материала                                                                                               Виды ,механизмы образования дистрофий

Некроз,атрофия.Виды и механизмы образования   

Нарушение обмена веществ в организме и его тканях              

 

З3,З4,З6

16

1

В том числе практические занятия                                                                                            1.Виды, механизмы образования дистрофий

2.Виды и механизмы образования  некроза ,атрофии             

З3,З4, У2

4

2

В том числе внеаудиторная самостоятельная работа

Выполнение реферативных работ на тему:

 «Белковая дистрофия»;

 «Жировая дистрофия»;

 «Минеральная дистрофия»;

 «Пигментная дистрофия»;

 «Углеводная дистрофия».

 

 

10

 

Тема3.Компенсаторно-приспособительные реакции

Содержание учебного материала                                                Процессы компенсации:регенерация,гипертрофия,гиперплазия.                               Процессы приспособления:атрофия,метаплазия,организация.                    Общие реакции организма на повреждения,экстремальные состояния:стресс ,шок, коллапс, кома.                                                                                                                  Реактивность и резистентность организма.                                                                                                                   

 

З3,З4,З6

2

2

Тема4.Нарушение кровообращения лимфообращения

Содержание учебного материала                                                                             Нарушение центрального,                                                                           периферического кровообращения. Нарушение лимфообращения.                                                                                                               Нарушение микроциркуляции . Понятие о гипоксии                                                                                    Кровотечения.                                                                                                                                           Нарушение лимфообращения .   

 

З3,З4,З6

2

1

В том числе  самостоятельная работа                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Гипоксия. Виды                                                                                                                                                                                        

 

З3,З4, У2

2

3

Тема 5.  Воспаление.

Содержание учебного материала

Понятие о воспалении    Компоненты воспаления.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Местные и общие проявления воспаления.                                                                 развития.Виды,признаки,стадии,исходы.

Медиаторы воспаления.  Терминология.  Формы воспаления   

З2, З5,З6

4

 

 

 

1

В том числе практическое занятие                                                                         Воспаление.Формы воспаления.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

З3,З4 ,У2

2

2

Тема6.Иммунопатологические процессы. Опухоли

Иммунопатологические процессы. Общая характеристика                                                   Аллергические реакции.                                                                                                       Характеристика отдельных видов аллергических реакций. Строение опухолей.  Рост ,метастазирование.                                                                                                             Воздействие опухолей на организм.                                                                                         Доброкачественные и злокачественные опухоли                                                                                         Теории возникновения опухолей.                                                                                                                                                                                                  Классификация опухолей                                                                                                                                                                              

З2, З5,З6

4

1

Практические занятия                                                                           

1. Иммунопатологические процессы .Опухоли                                                                                                                                                                                                                                                                     

 З3,З4, У2

2

2

Тема 7.  Патология терморегуляции

Содержание учебного материала

Понятие о лихорадке, причины, механизм развития. Типы температурных кривых.

Периоды лихорадки.

 Изменения в организме при лихорадке.

Гипертермия.Отличие от лихорадки.Первая помощь.

 

З3,З4,З7,

6

1

В том числе практические занятия

1.Лихорадка.Температурные кривые.

2.Гипертермия.

У1, У2

4

2

В том числе самостоятельная работа                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Болезнь.Типовые патологические процессы                                                                                                                                                                                       

 

З3,З4, У2

2

3

 

Тема 8.Травмы

Содержание учебного материала

Понятие о травме, травматизме. Виды.Первая помощь при ушибах,растяжения,вывихах,переломах,ожогах,отморожениях. Иммобилизация,транспортировка при различных видах травм.

 

З4, З5

18

1

 

В том числе практические занятия

1.Раны.Первая помощь

1Травмы. Принципы первой помощи.                                                                                     2.Кровотечения.Способы временной остановки кровотечения.

 

У1,У2

6

2

 

В том числе внеаудиторная самостоятельная работа

Выполнение реферативных работ на тему:

«Травматический шок. первая помощь»;                                                                                         «Геморрагический шок,первая помощь»;                                                                                             «Синдром длительного сдавливания ,первая помощь»;                                                                                               «Укусы змей,насекомых,первая помощь»;

 «Кома,виды».

 

10

 

 

                                                                Тема 9. Десмургия

Содержание учебного материала

 Десмургия.Определение,зачение Виды перевязочного материала. Правила бинтования. Типы повязок.

 

З4,З6

4

 

 

 

1

В том числе практические занятия

1.Десмургия.Виды перевязочного материала.Типы повязок

2. Десмургия. Наложение бинтовых повязок

У1

4

2

 

 

Тема 10. Заболевания

Сердечно-сосудистой системы

Содержание учебного материала

Основные симптомы заболеваний сердечно-сосудистой системы Острая сосудистая недостаточность: обморок, коллапс.Первая помощь.

Гипертоническая болезнь.Причины,способствующие факторы,стадии,симптомы.,осложнения,профилактика. Первая помощь при гипертоническом кризе.Атеросклероз.Причины,стадии развития,формы,профилактика.

Ишемическая болезнь сердца. Стенокардия. Инфаркт миокарда.Первая помощь при приступе стенокардии.

З3,З4, З6

10

1

В том числе практическое занятие

Заболевания сердечно-сосудистой системы. Уход за больными

У1,У2

2

2

В том числе внеаудиторная самостоятельная работа

Выполнение реферативных работ на тему:

«Ишемическая болезнь сердца »;                                                                                         «Гипертоническая болезнь.Гипертонический криз,виды»;                                                                                                 «Уход за больными с заболеванием органов дыхания»;                                                                                                                                                                                            

 

6

 

 

 

 

Тема 11.Заболевания органов дыхания.

 

Содержание учебного материала

Основныесимптомы  заболеваний органов дыхания.Причины,осложнения,профилактика.                                         Пневмония.Бронхит,острый и хронический.

Бронхиальная астма.Симптомы, диагностика, лечение, осложнения, профилактика

.Первая помощь при приступе бронхиальной астмы.

 

З3,З4, З6

 

10

1

 

В том числе практическое занятие

Заболевания органов дыхания.

Уход за больными с заболеваниями органов дыхания.

 

У1, У2

2

2

В том числе внеаудиторная самостоятельная работа

Выполнение реферативных работ на тему:

«Бронхиальная астма»;                                                                                         «Туберкулез»;                                                                                             «Уход за больными с заболеванием органов дыхания»;                                                                                               

 

6

 

                                                                                                                  

 

 

Тема 12.Заболевания желудочно-кишечного тракта

 

Содержание учебного материала

Основные симптомы .Причины,профилактика. Гастрит острый и хронический. Язвенная болезнь желудка и двенадцати перстной кишки, осложнения.

Холецистит. Желчно-каменная болезнь.Панкреатит. Первая помощь при печеночной колике.

 

 

З3, З4,З6

 

2

 

1

В том числе практическое занятие

Заболевания желудочно-кишечного тракта. Уход за больными

 

У1, У2

2

2

 

Тема 13.Заболевания

Мочевыделительной системы

Содержание учебного материала

Основные симптомы. Гломерулонефрит острый и хронический. Пиелонефрит острый и хронический.

Мочекаменная болезнь.Первая помощь при почечной колике. Цистит. Острая задержка мочи.

 

З3, З4,З6

2

1

В том числе практическое занятие

Заболевания мочевыделительной системы Уход за больными

У1, У2

2

2

 

 

 

    Тема14.Заболевания

Эндокринной системы

 

 

Содержание учебного материала

Заболевания щитовидной железы. Виды,клинические проявления

Сахарный диабет. Осложнения.Острые состояния,первая помощь.

 

 

 

 

 

З3,З4, З6

 

 

 

 

2

 

 

 

 

1

В том числе практическое занятие

Заболевания  эндокринной системы.

Первая помощь при осложнениях.

У1,У2

2

2

 

 

Тема 15.Отравления

Содержание учебного материала

Понятие об отравлении. Причины, симптомы, общие принципы первой помощи.

Первая помощь при пищевых отравлениях,  отравлении угарным газом, лекарственными препаратами. Понятия о гемосорбции, гемодиализе.

 

З3,З4,З6

2

1

В том числе практическое занятие

Понятие об отравлении. Алгоритм первой помощь.

 

У1, У2

2

2

                                                           

Тема 16.Инфекционные заболевания.

Общая характеристика инфекционных заболеваний. ОРЗ. Грипп

 Дизентерия. Сальмонеллез. Гепатит.  Вич-инфекция,тиология,патогенез,исход.

З3,З4,З6

4

1

В том числе практическое занятие

1.Инфекционные заболевания

 

У1, У2

2

2

В том числе самостоятельная работа                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

1..ВИЧ – инфекция

 

2

 

 

 

 

 

Тема 26.Реанимация

Содержание учебного материала

Понятие о реанимации. Этапы умирания. Признаки клинической, биологической смерти.

 Этапы сердечно-легочной реанимации.Современный алгоритм  базовой сердечно-легочной реанимации. 3Отработка техники реанимационных мероприятий

З3,З4, ,З6

6

1

Практические занятия                                                                                      1.Техника закрытого массажа сердца и искусственного дыхания                                                                                                    2.Алгоритм сердечно-легочной реанимации

 

У1 ,У2

4

2

 

Всего

 

108

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1-ознакомительный(узнавание ранее изученных объектов,свойств);

2-репродуктивный(выполнение деятельности по образцу,подобию,под руководством);

3-продуктивный(планирование и самостоятельное выполнения деятельности ,решение проблем)

 

 

 

 

 

 

 

 


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1.            Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета основ патологии.

 

Оборудование учебног окабинета:

 

-        Шкафы материальные;

 

-        Классная доска;

 

-        стол и стул для преподавателя;

 

-        столы и стулья для студентов;

 

-        стеллаж для муляжей;

 

-        столик процедурный;

-        кушетка;

-        таблицы.

 

Технические средства обучения:

 

-        мультимедийнаяустановка;

-        компьютер;

-        презентации.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы

 

Основные источники:

1. Митрофаненко В.П., Алабин И.В.Основы патологии:  «ГЭОТАР- МЕДИА»,2020

2.Пауков В.С., Литвицкий П.Ф.   Патологическая анатомия и патологическая физиология: «ГЭОТАР- МЕДИА»,2020

             3. М.Н.Мисюк «Основы медицинских знанаий» «ЮРАЙТ», 2019.

4. Оконенко Т.И., Чуваков Г.И. Сестринское дело в хирургии Учебник и практикумдля СПО, г. Великий Новгород 2018 

 

 Основные электронные издания

1. Долгих, В. Т.  Основы патологии и иммунологии. Тесты: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Т. Долгих, О. В. Корпачева. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 307 с. — (Профессиональное образование). ISBN 978-5-534-12144-5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/476086

2. Красников, В. Е.  Основы патологии: общая нозология: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Е. Красников, Е. А. Чагина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 193 с. — (Профессиональное образование). ISBN 978-5-534-11689-2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/474400

3. Мустафина, И. Г. Основы патологии: учебник для спо / И. Г. Мустафина. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 436 с. — ISBN 978-5-8114-8071-5. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/171430

4. Мустафина, И. Г. Основы патологии. Практикум: учебное пособие для спо / И. Г. Мустафина. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 376 с. — ISBN 978-5-8114-7051-8. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/154389

Дополнительные источники

            1.Кадыков, В. А.  Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстренных состояниях : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. А. Кадыков, Е. М. Мохов, А. М. Морозов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 241 с. — (Профессиональное образование). ISBN 978-5-534-14747-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518999 (дата обращения: 28.08.2023).

 

                                                                                    

 

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

У1 оказывать медицинскую помощь

У2 определять симптомы заболеваний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Усвоенные знания:

 

З1 учение о болезни, этиологии, патогенезе;

 

З2 роль реактивности в патологии;

 

З3 типовые патологические процессы;

 

З4 закономерности и формы нарушения функций органов и систем организма;

З5 клинические проявления воспалительных реакций, формы воспаления;

З6 клинические проявления патологических изменений  в различных органах и системах организма;

З7 стадии лихорадки

 

Текущий контроль:

-   письменный опрос

-   собеседование

-   тестирование

-   решение ситуационных задач

-   оценка точности и полноты выполнения индивидуальных домашних заданий, заданий в рабочей тетради и заданий по практике

-   наблюдение за процессом выполнения заданий по практике

 

Итоговый контроль – экзамен, который рекомендуется проводить по окончании изучения учебной дисциплины. Экзамен включает в себя контроль усвоения теоретического материала (в виде тестирования) и контроль усвоения практических умений.

 

Критерии оценки итогового экзамена:

уровень усвоения студентами материала, предусмотренного учебной программой дисциплины;

уровень умений, позволяющих студенту ориентироваться в топографии и функциях органов и систем;

обоснованность, четкость, полнота изложения ответов;

уровень информационно-коммуникативной культуры.

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru