РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

  • doc
  • 08.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП ОП.04 ОБУ.doc

Министерство образования и молодежной политики  Свердловской области

государственное автономное  профессиональное образовательное учреждение 

Свердловской области

 «Ирбитский мотоциклетный техникум»  (ГАПОУ  СО «ИМТ»)

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАПОУ СО «ИМТ»

___________  С.А. Катцина

 

«10» июня 2020 г.

                   

МП.

 

 

 

 

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММа  учебной ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОП.04  ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

Форма обучения

очная

            

 

 

 

 

 

 

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании цикловой комиссии

специальности 38.02.01 Экономика и

бухгалтерский учет (по отраслям)  

 ГАПОУ  СО «ИМТ»

Протокол № 11

от «29» мая  2020 г.

Председатель _________ Н.Ю. Шутова

 

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебно-методической  работе

ГАПОУ  СО «ИМТ»

_________________ Е.С.Прокопьев

«06»   июня  2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.04  ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

 

 

 

Разработчик: ______________ Н.Ю. Шутова,  преподаватель ГАПОУ СО « ИМТ»                                                                                              

 

Рецензент: ______________ Е.С. Прокопьев, зам. директора по УМР  ГАПОУ СО «ИМТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 февраля  2018 г.  № 69 и профессионального стандарта «Бухгалтер», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты  Российской Федерации  от 21 февраля  2019 г. N 103н.

 В рабочей программе раскрывается содержание дисциплины, указываются тематика  практических работ, виды самостоятельных работ, формы и методы текущего контроля учебных достижений  и промежуточной аттестации обучающихся,  рекомендуемые учебные пособия.

 

 

 

 

ГАПОУ  СО «ИМТ», г. Ирбит, 2020

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММа  ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.04 ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.

Паспорт рабочей программы  учебной дисциплины

4

2.

Структура и содержание  учебной дисциплины

8

3.

Условия реализации  учебной дисциплины

13

4.

Контроль и оценка результатов освоения  учебной дисциплины

14

 

 

 

1. паспорт   рабочей   ПРОГРАММЫ   учебной ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.04 ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

1.1.Область применения программы

Рабочая  программа  дисциплины ОП.04 Основы бухгалтерского учета  соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (далее ФГОС) по специальности  38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и  Профессионального стандарта Бухгалтер.

Программа  дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)  в соответствии с ФГОС  по специальности  38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) укрупненной группы направлений подготовки и специальностей: 38.00.00 Экономика и управление и изучается на базе основного общего образования.

Рабочая программа  дисциплины ОП.04 Основы бухгалтерского учета  разработана  с учетом требований регионального рынка труда.

Рабочая программа может быть использована и в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и при освоении рабочей профессии  23369 Кассир.

 

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Дисциплина входит в обязательную  часть циклов ППССЗ, является общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла.

Изучение дисциплины предшествует освоению профессиональных модулей:

-     ПМ.01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета активов организации

-     ПМ.02 Ведение бухгалтерского учета источников формирования активов, выполнение работ по инвентаризации активов  и финансовых обязательств организации

-     ПМ.03 Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

-     ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности

-     ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания

Код ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

 

-  распознавать задачу или проблему в профессиональном или социальном контексте;

-  анализировать задачу или проблему и выделять её составные части;

-  определять этапы решения задачи;

-  выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

-  составить план действия; определить необходимые ресурсы;

-  владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;

-  реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника).

-  актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;

-  основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

-  алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;

-  методы работы в профессиональной и смежных сферах;

-  структуру плана для решения задач;

-   порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности.

ОК 02.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

-   определять задачи для поиска информации;

-   определять необходимые источники информации;

-  планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию;

-   выделять наиболее значимое в перечне информации;

-  оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска.

-    основные методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

-    технологию  поиска информации  в сети Интернет;

-    номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации;

-    формат оформления результатов поиска информации.

ОК 03.

 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

 

-  определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности;

-   применять современную научную профессиональную терминологию;

-  определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования.

-    содержание актуальной нормативно-правовой документации;

-    современная научная и профессиональная терминология;

-    возможные траектории профессионального развития и самообразования.

ОК04.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

-  организовывать работу коллектива и команды;

-  взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности.

-    психологические основы деятельности  коллектива, психологические особенности личности;

-     основы проектной деятельности.

ОК05.

  Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

-   грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе.

-    особенности социального и культурного контекста;

-    правила оформления документов и построения устных сообщений.

ОК 09.

  Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

 

-  обрабатывать  текстовую  табличную информацию;

-  использовать  деловую графику и мультимедиа информацию;

-  создавать презентации;

-  применять антивирусные  средства  защиты;

-  читать (интерпретировать)  интерфейс  специализированного программного  обеспечения,  находить контекстную  помощь,  работать с документацией;

-  применять специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки бухгалтерской информации в соответствии с изучаемыми профессиональными модулями;

-  пользоваться автоматизированными системами  делопроизводства;

-  применять методы и средства  защиты бухгалтерской информации

-    назначение, состав, основные характеристики организационной  и компьютерной техники;

-    -основные компоненты  компьютерных  сетей, принципы пакетной передачи данных, организацию межсетевого взаимодействия;

-    -  назначение и  принципы использования системного и прикладного  программного  обеспечения;

-    принципы защиты информации от несанкционированного  доступа;

-    - правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения;

-    - основные понятия автоматизированной обработки информации;

-    - направления автоматизации  бухгалтерской  деятельности;

-    - назначение,  принципы организации и эксплуатации бухгалтерских  информационных систем;

-    - основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности.

ОК 10.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

 

-  понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы;

-  участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы;

-   строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности;

-  кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые);

-  писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы.

-    правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы;

-    основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика);

-     лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения;

-    правила чтения текстов профессиональной направленности.

ОК 11.

Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

 

 

-  выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи;

-   презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности;

-   оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования;

-  определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею;

-  определять источники финансирования.

-  основы предпринимательской деятельности;

-  основы финансовой грамотности;

-  правила разработки бизнес-планов;

-  порядок выстраивания презентации;

-  кредитные банковские продукты.

ПК 1.1.

Обрабатывать первичные бухгалтерские документы;

-  принимать произвольные первичные бухгалтерские документы, рассматриваемые как письменное доказательство совершения хозяйственной операции или получение разрешения на ее проведение;

-  принимать первичные бухгалтерские документы на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью;

-  проверять наличие в произвольных первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов;

-  проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку;

-  проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков;

-  проводить таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов;

-  организовывать документооборот;

-  разбираться в номенклатуре дел;

-  заносить данные по сгруппированным документам в регистры бухгалтерского учета;

-  передавать первичные бухгалтерские документы в текущий бухгалтерский архив;

-  передавать первичные бухгалтерские документы в постоянный архив по истечении установленного срока хранения;

-  исправлять ошибки в первичных бухгалтерских документах;

-  понимать и анализировать план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.

-  общие требования к бухгалтерскому учету в части документирования всех хозяйственных действий и операций;

-  понятие первичной бухгалтерской документации;

-  определение первичных бухгалтерских документов;

-  формы первичных бухгалтерских документов, содержащих обязательные реквизиты первичного учетного документа;

-  порядок проведения проверки первичных бухгалтерских документов, формальной проверки документов, проверки по существу, арифметической проверки;

-  принципы и признаки группировки первичных бухгалтерских документов;

-  порядок проведения таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов;

-  порядок составления регистров бухгалтерского учета;

-  правила и сроки хранения первичной бухгалтерской документации.

 

ПК 1.2.

Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;

 

-  обосновывать необходимость разработки рабочего плана счетов на основе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности;

-  конструировать поэтапно рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.

-  сущность плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;

-  теоретические вопросы разработки и применения плана счетов бухгалтерского учета в финансово-хозяйственной деятельности организации;

-  инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета;

-  принципы и цели разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации;

-  классификацию счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию, назначению и структуре;

-  два подхода к проблеме оптимальной организации рабочего плана счетов - автономию финансового и управленческого учета и объединение финансового и управленческого учета.

 

ПК 1.3.

Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы;

 

-  проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;

-  проводить учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;

-  учитывать особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;

-  оформлять денежные и кассовые документы;

-  заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию.

-  учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;

-  учет денежных средств на расчетных и специальных счетах; особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;

-  порядок оформления денежных и кассовых документов, заполнения кассовой книги;

-  правила заполнения отчета кассира в бухгалтерию.

ПК 1.4.

Формировать бухгалтерские проводки по учету активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

-  проводить учет основных средств;

-  проводить учет нематериальных активов;

-  проводить учет долгосрочных инвестиций;

-  проводить учет финансовых вложений и ценных бумаг;

-  проводить учет материально-производственных запасов;

-  проводить учет затрат на производство и калькулирование себестоимости;

-  проводить учет готовой продукции и ее реализации;

-  проводить учет текущих операций и расчетов;

-  проводить учет труда и заработной платы;

-  проводить учет финансовых результатов и использования прибыли;

-  проводить учет собственного капитала;

-  проводить учет кредитов и займов;

-  документировать хозяйственные операции и вести бухгалтерский учет активов организации.

-  понятие и классификацию основных средств;

-  оценку и переоценку основных средств;

-  учет поступления основных средств;

-  учет выбытия и аренды основных средств;

-  учет амортизации основных средств;

-  особенности учета арендованных и сданных в аренду основных средств;

-  понятие и классификацию нематериальных активов;

-  учет поступления и выбытия нематериальных активов;

-  амортизацию нематериальных активов;

-  учет долгосрочных инвестиций;

-  учет финансовых вложений и ценных бумаг;

-  учет материально-производственных запасов:

-  понятие, классификацию и оценку материально-производственных запасов;

-  документальное оформление поступления и расхода материально-производственных запасов;

-  учет материалов на складе и в бухгалтерии;

-  синтетический учет движения материалов;

-  учет транспортно-заготовительных расходов.

-  учет затрат на производство и калькулирование себестоимости:

-  систему учета производственных затрат и их классификацию;

-  сводный учет затрат на производство, обслуживание производства и управление;

-  особенности учета и распределения затрат вспомогательных производств;

-  учет потерь и непроизводственных расходов;

-  учет и оценку незавершенного производства;

-  калькуляцию себестоимости продукции;

-  характеристику готовой продукции, оценку и синтетический учет;

-  технологию реализации готовой продукции (работ, услуг);

-  учет выручки от реализации продукции (работ, услуг);

-  учет расходов по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг;

-  учет дебиторской и кредиторской задолженности и формы расчетов;

-  учет расчетов с работниками по прочим операциям и расчетов с подотчетными лицами.

 

Требования к результатам освоения дисциплины, в соответствии с Профессиональным стандартом Бухгалтер:

Трудовая функция  3.1.1: Принятие к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта

Необходимые умения

Составлять (оформлять) первичные учетные документы, в том числе электронные документы .Осуществлять комплексную проверку первичных учетных документов

Необходимые знания

Порядок составления сводных учетных документов в целях осуществления контроля и упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни

Трудовая функция  3.1.2: Денежное измерение объектов бухгалтерского учета и текущая группировка фактов хозяйственной жизни

Необходимые умения

Составлять бухгалтерские записи в соответствии с рабочим планом счетов экономического субъекта

Применять методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), составлять отчетные калькуляции, производить расчеты заработной платы, пособий и иных выплат работникам экономического субъекта

Трудовая функция  3.1.3: Итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни

Необходимые умения

Сопоставлять данные аналитического учета с оборотами и остатками по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца

Исправлять ошибки, допущенные при ведении бухгалтерского учета, в соответствии с установленными правилами

Трудовая функция  3.2.1: Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности

Необходимые умения

Определять (разрабатывать) способы ведения бухгалтерского учета и формировать учетную политику экономического субъекта

1.4. Количество часов на освоение рабочей  программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося   74  часов,  в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося   56 часов

самостоятельной работы обучающегося  6  часа;

консультации 6 часов

промежуточная аттестация экзамен 6 часов

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы учебной дисциплины

74

в том числе:

теоретическое обучение

28

практические занятия (в том числе):

28

1. Определение понятий и видов хозяйственного учета.

2

2. Группировка хозяйственных средств по составу и источникам образования. Составление рабочего плана счетов.

2

3. Определение корреспонденции счетов

2

4. Составление бухгалтерских проводок.

2

5. Открытие счетов бухгалтерского учета.

2

6. Составление бухгалтерского баланса.

2

7. Классификация счетов бухгалтерского учета.

2

8. Оформление бухгалтерскими записями процесса снабжения. Расчет фактической стоимости заготовленных материальных ценностей .

2

9 Решение  профессиональных задач по учету снабжения

2

10. Оформление бухгалтерскими записями процесса производства.

2

11. Расчет себестоимости готовой продукции и калькуляция затрат

2

12. Оформление бухгалтерскими записями процесса реализации.

2

13. Определение финансового результата от реализации продукции

2

14. Оформление приходных и расходных кассовых ордеров, авансовых отчетов, платежных поручений.

2

Самостоятельная работа

6

1.Изучение Федерального закона  №  402 – ФЗ «О бухгалтерском учете». Разбор ситуаций  по ФЗ 402– ФЗ «О бухгалтерском учете».

0,5

Тестирование по теме 1.4

0,5

Самостоятельная работа с планом счетов, инструкцией по его применению

0,5

Тестирование по теме 2.2

0,5

Тестирование по теме 3.2

0,5

Решение  профессиональных задач по классификации счетов

0,5

Решение  профессиональных задач по учету производства

0,5

Тестирование по теме 4.2

0,5

Решение  профессиональных задач по учету реализации

0,5

Тестирование по теме 4.3

0,5

Решение  профессиональных задач. Оформление оборотных ведомостей по счетам синтетического и аналитического учета.

0,5

Обработка выписок банка, заполнение журнала – ордера № 2 и ведомости № 2.

0,5

Консультации

6

Промежуточная аттестация в третьем семестре в форме экзамена

6

 

 

 


2.3. Тематический план и содержание  дисциплины   ОП.04 Основы бухгалтерского учета ( очная  форма обучения)

Наименование

разделов

 

Наименование тем

Содержание учебного материала,  практические занятия,

самостоятельная аудиторная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

ОК, ПК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1

Общая характеристика бухгалтерского учета

 

 

 

Тема 1.1. Хозяйственный учет, его сущность  и принципы

Содержание учебного материала

 

2

 

1

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

ПК 1.1.Обрабатывать первичные бухгалтерские документы;

ПК1.2.Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;

ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы;

ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

 

История бухгалтерского учета. Понятие и виды хозяйственного учета. Оперативный, статистический и бухгалтерский учет.

Функции бухгалтерского учета. Измерители применяемые в учете

 Основные задачи бухгалтерского учета. Понятие хозяйственных операций. Принципы  бухгалтерского учета.

Практические занятия

 

 

1. Определение понятий и видов хозяйственного учета.

2

2

Тема 1.2 Правовая основа  бухгалтерского учета

Содержание учебного материала

 

 

Понятие организации бухгалтерского учета в РФ.

Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете».

Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ.

Международные стандарты финансовой отчетности.

2

1

Самостоятельная аудиторная работа

 

 

1.Изучение Федерального закона  №  402 – ФЗ «О бухгалтерском учете». Разбор ситуаций  по ФЗ 402– ФЗ «О бухгалтерском учете».

0,5

2

Тема 1.3. План счетов бухгалтерского учета

Содержание учебного материала

 

 

План счетов бухгалтерского учета. Сущность плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций; теоретические вопросы разработки и применения плана счетов бухгалтерского учета , инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета; принципы и цели разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации; Субсчета. Забалансовые счета.

2

1

Тема 1.4 Предмет, метод  и объекты бухгалтерского учета. 

Содержание учебного материала

 

 

Предмет и метод бухгалтерского учета, их характеристика. Объекты бухгалтерского учета. Активы организации. Источники образования активов .

2

1

Практические занятия

 

 

2. Группировка хозяйственных средств по составу и источникам образования. Составление рабочего плана счетов

2

2

Самостоятельная аудиторная работа

 

 

Тестирование по теме 1.4

0,5

2

 

 

Раздел 1

13

 

Раздел 2

Счета и двойная запись

Тема 2.1. Бухгалтерские счета

Содержание учебного материала

 

 

Бухгалтерские счета,  их назначение и структура. Активные, пассивные и активно-пассивные счет. Открытие счетов бухгалтерского учета. Обороты и сальдо.

2

1

Тема 2.2. Двойная запись  и корреспонденция счетов

Понятие двойной записи операций на счетах, бухгалтерская запись.  Обоснование метода двойной записи Понятие корреспонденции счетов . бухгалтерские проводки Понятие и характеристики синтетического и аналитического счетов.

2

1

Практические занятия

 

 

3.Определение корреспонденции счетов.

2

2

4. Составление бухгалтерских проводок.

2

2

5. Открытие счетов бухгалтерского учета.

2

2

Самостоятельная аудиторная работа

 

 

Самостоятельная работа с планом счетов, инструкцией по его применению

0,5

2

Тестирование по теме 2.2

0,5

2

Раздел 2

11

 

 

 

Раздел  3.

Бухгалтерский баланс

 

Содержание учебного материала

 

 

Тема 3.1.Балансовый метод отражения информации.

Бухгалтерский баланс.  Понятие баланса. Структура баланса. Виды балансов, их характеристика. Актив и пассив бухгалтерского баланса. Четыре типа хозяйственных операций по влиянию на баланс.

2

1

Тема 3.2 Классификация счетов бухгалтерского учета.

Инвентарные, фондовые, расчетные счета. Операционно-результатные и калькуляционные счета Регулирующие счета. Амортизация, ее учет.

2

1

Бюджетно-распределительные, забалансовые и собирательные  счета.

Урок – игра Активчик и Пассивчик.

2

1

Практические занятия

 

 

6. Составление бухгалтерского баланса.

2

2

7. Классификация счетов бухгалтерского учета.

2

2

Самостоятельная аудиторная работа

 

 

Тестирование по теме 3.2

0,5

2

Решение  профессиональных задач по классификации счетов

0,5

2

Раздел 3

11

 

 

 

Раздел  4.

Принципы учета основных хозяйственных процессов

 

Тема 4.1. Учет процесса снабжения

Содержание учебного материала

 

 

Понятие учета процесса снабжения, его отражение бухгалтерскими записями. Фактическая себестоимость приобретаемых материальных ценностей.

2

1

Практические занятия

 

 

8.Оформление бухгалтерскими записями процесса снабжения. Расчет фактической стоимости заготовленных материальных ценностей .

2

2

9. Решение профессиональных задач по учету снабжения.

2

2

Тема 4.2. Учет процесса производства.

Содержание учебного материала

 

 

Понятие процесса производства. Классификация затрат на производство. Понятие прямых и косвенных затрат.

Фактическая себестоимость выпущенной продукции

Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса производства.

2

1

Практические занятия

 

 

10.Оформление бухгалтерскими записями процесса производства.

2

2

11. Расчет себестоимости готовой продукции и калькуляция затрат.

2

2

Самостоятельная аудиторная работа

 

 

Тестирование по теме 4.2

0,5

 

Решение  профессиональных задач по учету производства

0,5

2

Тема 4.3. Учет процесса реализации и финансовый результат.

Содержание учебного материала

 

 

Понятие реализации и финансово результата. Отражение на счетах процесса реализации и финансового результата.

2

1

Практические занятия

 

 

12.Оформление бухгалтерскими записями процесса реализации.

2

2

13. Определение финансового результата от реализации продукции

2

2

Самостоятельная аудиторная работа

 

 

Решение  профессиональных задач по учету реализации

0,5

2

Тестирование по теме 4.3

0,5

 

 

Раздел 4

20

 

 

 

Раздел 5

Технология обработки учетной информации

Тема 5.1 Бухгалтерские документы

Содержание учебного материала

 

 

Сущность и значение документов. Классификация документов.

Требования, предъявляемые по содержанию и оформлению бухгалтерских документов. Документооборот, его правила. общие требования к бухгалтерскому учету в части документирования всех хозяйственных действий и операций;  понятие первичной бухгалтерской документации; определение первичных бухгалтерских документов; формы первичных бухгалтерских документов, содержащих обязательные реквизиты первичного учетного документа; порядок проведения проверки первичных бухгалтерских документов, формальной проверки документов, проверки по существу, арифметической проверки; принципы и признаки группировки первичных бухгалтерских документов; порядок проведения таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов; Приходные и расходные кассовые документы. Авансовые отчеты. Платежные поручения .

2

1

 

 

Тема 5.2.

Учетные регистры, формы  и способы  исправления ошибок в них

 

Содержание учебного материала

 

 

Понятие учетных регистров. Журнально-ордерная форма учета.

Мемориально-ордерная форма учета. Упрощенная форма бухгалтерского учета .Автоматизированная форма организации бухгалтерского учета. Способы исправления ошибок в учетных регистрах: корректурный, способ «красное сторно» и способ дополнительной записи. Исправление ошибок в учетных записях и оформление бухгалтерских справок на исправление.

2

1

Практические занятия

 

 

 

14.Оформление приходных и расходных кас совых ордеров, авансовых отчетов, платежных поручений.

2

2,3

 

Самостоятельная аудиторная работа

 

 

 

Решение профессиональных задач . Оформление оборотных ведомостей по счетам синтетического и аналитического учета.

0,5

2,3

 

Обработка выписки банка, заполение журнала ордера 2 и ведомости № 2.

0,5

2,3

 

 

 

Раздел 5

7

 

 

 

 

Консультации

6

 

 

Итоговая аттестация экзамен

     6

 

Итого по дисциплине

74/56

 

 

* Указывается количество часов

**Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.Материально-техническое обеспечение

Реализация программы дисциплины ОП 04. Основы бухгалтерского учета осуществляется в  учебном кабинете № 12  Теории бухгалтерского учета.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя

- ноутбук преподавателя

- проектор

- принтер, сканер, ксерокс

- экран

- посадочные места по количеству обучающихся;

- доска учебная

- комплект учебно-наглядных пособий (бланки документов, образцы оформления документов и т.п.);

- компьютер с лицензионным программным обеспечением: MS Office, 1C Предприятие 8.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации в кабинете № 13 Информационные технологии в профессиональной деятельности.

 

3.2.Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1.Дмитриева И. М.,  Бухгалтерский учет: учебник и практикум для СПО  — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 325 с;

 

Дополнительные источники

1.      Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (действующая редакция);

2.      Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (действующая редакция);

3.      Гражданский кодекс Российской Федерации в 4 частях (действующая редакция);

4.      Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях  от 30.12.2001 N 195-ФЗ (действующая редакция);

5.      Налоговый кодекс Российской Федерации в 2 частях (действующая редакция);

6.      Таможенный кодекс Таможенного союза  (действующая редакция);

7.      Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001  N 197-ФЗ (действующая редакция);

8.      Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (действующая редакция);

9.      Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (действующая редакция);

10.   Богаченко В.Н., Основы бухгалтерского учета. Учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2013

  1. Богаченко В.Н., Основы бухгалтерского учета. Рабочая тетрадь -Ростов н/Д: Феникс,2014
  2. Богаченко В.Н., Основы бухгалтерского учет, теория дисциплины, практические задания Ростов н/Д: Феникс, 2013
  3. Брыкова Н.В. Основы бухгалтерского учета. Учебник . М: Академия  , 2003
  4. Медведев М.Ю. Все ПБУ (Положения по бухгалтерскому учету): постатейные комментарии. – 8-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2011

 

Интернет-ресурсы

1.    Информационно правовой портал http://konsultant.ru/ - открытый доступ

2.    Информационно правовой портал http://www.garant.ru/ - открытый доступ

3.    Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации https://www.minfin.ru/  - открытый доступ

4.    Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации https://www.nalog.ru/ - открытый доступ

5.    Официальный сайт Пенсионного фонда России http://www.pfrf.ru/ - открытый доступ

6.    Официальный сайт Фонда социального страхования http://fss.ru/ - открытый доступ

7.    Официальный сайт Фонда обязательного медицинского страхования http://www.ffoms.ru/ - открытый доступ

8.    Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/ - открытый доступ

 

 

4.        Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

               Контроль и оценка результатов освоения дисциплины ОП 04. Основы бухгалтерского учета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, самостоятельной аудиторной работы, тестирования.

               Итоговый контроль проводится в форме экзамена. С целью организации промежуточной аттестации разрабатывается Комплекс оценочных средств.

Код ПК, ОК

Умения

Знания

Методы оценки

ОК 01.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

 

-      распознавать задачу или проблему в профессиональном или социальном контексте;

-      анализировать задачу или проблему и выделять её составные части;

-      определять этапы решения задачи;

-      выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

-      составить план действия; определить необходимые ресурсы;

-      владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;

-      реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника).

-      актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить;

-      основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

-      алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;

-      методы работы в профессиональной и смежных сферах;

-      структуру плана для решения задач;

-       порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности.

Оценка результатов выполнения практической работы;

Оценка результатов устного и письменного опроса;

Оценка результатов тестирования;

Оценка результатов решения ситуационных задач.

Оценка результатов проведенного итогового экзамена;

Практические занятия №1-12

ОК 02.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

-       определять задачи для поиска информации;

-       определять необходимые источники информации;

-      планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию;

-       выделять наиболее значимое в перечне информации;

-      оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска.

-       основные методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

-       технологию  поиска информации  в сети Интернет;

-       номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации;

-       формат оформления результатов поиска информации.

ОК 03.

 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

 

-      определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности;

-       применять современную научную профессиональную терминологию;

-      определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования.

-       содержание актуальной нормативно-правовой документации;

-       современная научная и профессиональная терминология;

-       возможные траектории профессионального развития и самообразования.

ОК04.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

-      организовывать работу коллектива и команды;

-      взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности.

-       психологические основы деятельности  коллектива, психологические особенности личности;

-        основы проектной деятельности.

ОК05.

  Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

-       грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе.

-       особенности социального и культурного контекста;

-       правила оформления документов и построения устных сообщений.

ОК 09.

  Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

 

-      обрабатывать  текстовую  табличную информацию;

-      использовать  деловую графику и мультимедиа информацию;

-      создавать презентации;

-      применять антивирусные  средства  защиты;

-      читать (интерпретировать)  интерфейс  специализированного программного  обеспечения,  находить контекстную  помощь,  работать с документацией;

-      применять специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки бухгалтерской информации в соответствии с изучаемыми профессиональными модулями;

-      пользоваться автоматизированными системами  делопроизводства;

-      применять методы и средства  защиты бухгалтерской информации

-       назначение, состав, основные характеристики организационной  и компьютерной техники;

-       -основные компоненты  компьютерных  сетей, принципы пакетной передачи данных, организацию межсетевого взаимодействия;

-       -  назначение и  принципы использования системного и прикладного  программного  обеспечения;

-       принципы защиты информации от несанкционированного  доступа;

-       - правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения;

-       - основные понятия автоматизированной обработки информации;

-       - направления автоматизации  бухгалтерской  деятельности;

-       - назначение,  принципы организации и эксплуатации бухгалтерских  информационных систем;

-       - основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности.

ОК 10.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

 

-      понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы;

-      участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы;

-       строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности;

-      кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые);

-      писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы.

-       правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы;

-       основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика);

-        лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения;

-       правила чтения текстов профессиональной направленности.

ОК 11.

Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

 

 

-      выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи;

-       презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности;

-       оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования;

-      определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею;

-      определять источники финансирования.

-      основы предпринимательской деятельности;

-      основы финансовой грамотности;

-      правила разработки бизнес-планов;

-      порядок выстраивания презентации;

-      кредитные банковские продукты.

ПК 1.1.

Обрабатывать первичные бухгалтерские документы;

-      принимать произвольные первичные бухгалтерские документы, рассматриваемые как письменное доказательство совершения хозяйственной операции или получение разрешения на ее проведение;

-      принимать первичные бухгалтерские документы на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью;

-      проверять наличие в произвольных первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов;

-      проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку;

-      проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков;

-      проводить таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов;

-      организовывать документооборот;

-      разбираться в номенклатуре дел;

-      заносить данные по сгруппированным документам в регистры бухгалтерского учета;

-      передавать первичные бухгалтерские документы в текущий бухгалтерский архив;

-      передавать первичные бухгалтерские документы в постоянный архив по истечении установленного срока хранения;

-      исправлять ошибки в первичных бухгалтерских документах;

-      понимать и анализировать план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.

-      общие требования к бухгалтерскому учету в части документирования всех хозяйственных действий и операций;

-      понятие первичной бухгалтерской документации;

-      определение первичных бухгалтерских документов;

-      формы первичных бухгалтерских документов, содержащих обязательные реквизиты первичного учетного документа;

-      порядок проведения проверки первичных бухгалтерских документов, формальной проверки документов, проверки по существу, арифметической проверки;

-      принципы и признаки группировки первичных бухгалтерских документов;

-      порядок проведения таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов;

-      порядок составления регистров бухгалтерского учета;

-      правила и сроки хранения первичной бухгалтерской документации.

Оценка результатов выполнения практической работы;

Оценка результатов устного и письменного опроса;

Оценка результатов тестирования;

Оценка результатов решения ситуационных задач.

Оценка результатов проведенного итогового экзамена;

Практические занятия №8,9,11

 

 

ПК 1.2.

Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;

 

-      обосновывать необходимость разработки рабочего плана счетов на основе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности;

-      конструировать поэтапно рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.

-      сущность плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;

-      теоретические вопросы разработки и применения плана счетов бухгалтерского учета в финансово-хозяйственной деятельности организации;

-      инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета;

-      принципы и цели разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации;

-      классификацию счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию, назначению и структуре;

-      два подхода к проблеме оптимальной организации рабочего плана счетов - автономию финансового и управленческого учета и объединение финансового и управленческого учета.

Оценка результатов выполнения практической работы;

Оценка результатов устного и письменного опроса;

Оценка результатов тестирования;

Оценка результатов решения ситуационных задач.

Оценка результатов проведенного итогового экзамена;

Практические занятия №2

 

ПК 1.3.

Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы;

 

-      проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;

-      проводить учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;

-      учитывать особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;

-      оформлять денежные и кассовые документы;

-      заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию.

-      учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;

-      учет денежных средств на расчетных и специальных счетах; особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;

-      порядок оформления денежных и кассовых документов, заполнения кассовой книги;

-      правила заполнения отчета кассира в бухгалтерию.

Оценка результатов выполнения практической работы;

Оценка результатов устного и письменного опроса;

Оценка результатов тестирования;

Оценка результатов решения ситуационных задач.

Оценка результатов проведенного итогового экзамена;

Практические занятия №3-12

ПК 1.4.

Формировать бухгалтерские проводки по учету активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

-      проводить учет основных средств;

-      проводить учет нематериальных активов;

-      проводить учет долгосрочных инвестиций;

-      проводить учет финансовых вложений и ценных бумаг;

-      проводить учет материально-производственных запасов;

-      проводить учет затрат на производство и калькулирование себестоимости;

-      проводить учет готовой продукции и ее реализации;

-      проводить учет текущих операций и расчетов;

-      проводить учет труда и заработной платы;

-      проводить учет финансовых результатов и использования прибыли;

-      проводить учет собственного капитала;

-      проводить учет кредитов и займов;

-      документировать хозяйственные операции и вести бухгалтерский учет активов организации.

-      понятие и классификацию основных средств;

-      оценку и переоценку основных средств;

-      учет поступления основных средств;

-      учет выбытия и аренды основных средств;

-      учет амортизации основных средств;

-      особенности учета арендованных и сданных в аренду основных средств;

-      понятие и классификацию нематериальных активов;

-      учет поступления и выбытия нематериальных активов;

-      амортизацию нематериальных активов;

-      учет долгосрочных инвестиций;

-      учет финансовых вложений и ценных бумаг;

-      учет материально-производственных запасов:

-      понятие, классификацию и оценку материально-производственных запасов;

-      документальное оформление поступления и расхода материально-производственных запасов;

-      учет материалов на складе и в бухгалтерии;

-      синтетический учет движения материалов;

-      учет транспортно-заготовительных расходов.

-      учет затрат на производство и калькулирование себестоимости:

-      систему учета производственных затрат и их классификацию;

-      сводный учет затрат на производство, обслуживание производства и управление;

-      особенности учета и распределения затрат вспомогательных производств;

-      учет потерь и непроизводственных расходов;

-      учет и оценку незавершенного производства;

-      калькуляцию себестоимости продукции;

-      характеристику готовой продукции, оценку и синтетический учет;

-      технологию реализации готовой продукции (работ, услуг);

-      учет выручки от реализации продукции (работ, услуг);

-      учет расходов по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг;

-      учет дебиторской и кредиторской задолженности и формы расчетов;

-      учет расчетов с работниками по прочим операциям и расчетов с подотчетными лицами.

Оценка результатов выполнения практической работы;

Оценка результатов устного и письменного опроса;

Оценка результатов тестирования;

Оценка результатов решения ситуационных задач.

Оценка результатов проведенного итогового экзамена;

Практические занятия №3-12

Контроль и оценка результатов формирования необходимых знаний и умений в соответствии с профстандартом  Бухгалтер.

Трудовая функция

Умения

Знания

Методы оценки

Трудовая функция  3.1.1: Принятие к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта

-      Составлять (оформлять) первичные учетные документы, в том числе электронные документы. Осуществлять комплексную проверку первичных учетных документов

-      Порядок составления сводных учетных документов в целях осуществления контроля и упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни

Оценка результатов выполнения практической работы;

Оценка результатов устного и письменного опроса;

Оценка результатов тестирования;

Оценка результатов решения ситуационных задач.

Оценка результатов проведенного итогового экзамена;

Практические занятия №8,9,11

Трудовая функция  3.1.2: Денежное измерение объектов бухгалтерского учета и текущая группировка фактов хозяйственной жизни

Составлять бухгалтерские записи в соответствии с рабочим планом счетов экономического субъекта

-      Применять методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), составлять отчетные калькуляции, производить расчеты заработной платы, пособий и иных выплат работникам экономического субъекта

-       

Оценка результатов выполнения практической работы;

Оценка результатов устного и письменного опроса;

Оценка результатов тестирования;

Оценка результатов решения ситуационных задач.

Оценка результатов проведенного итогового экзамена;

Практические занятия №7,9

Трудовая функция  3.1.3: Итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни

Сопоставлять данные аналитического учета с оборотами и остатками по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца

-      Исправлять ошибки, допущенные при ведении бухгалтерского учета, в соответствии с установленными правилами

-       

Оценка результатов выполнения практической работы;

Оценка результатов устного и письменного опроса;

Оценка результатов тестирования;

Оценка результатов решения ситуационных задач.

Оценка результатов проведенного итогового экзамена;

Практические занятия №1-12

Трудовая функция  3.2.1: Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности

-      Определять (разрабатывать) способы ведения бухгалтерского учета и формировать учетную политику экономического субъекта

-