Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Ирбитский мотоциклетный техникум» (ГАПОУ СО «ИМТ»)
|
УТВЕРЖДАЮ Директор ГАПОУ СО «ИМТ» ___________ С.А. Катцина
«10» июня 2020 г.
МП. |
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа учебной ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Форма обучения
очная
2020
РАССМОТРЕНО на заседании цикловой комиссии специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) ГАПОУ СО «ИМТ» Протокол № 11 от «29» мая 2020 г. Председатель _________ Н.Ю. Шутова
|
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-методической работе ГАПОУ СО «ИМТ» _________________ Е.С.Прокопьев «06» июня 2020 г.
|
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Разработчик: ______________ Н.Ю. Шутова, преподаватель ГАПОУ СО « ИМТ»
Рецензент: ______________ Е.С. Прокопьев, зам. директора по УМР ГАПОУ СО «ИМТ»
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 февраля 2018 г. № 69 и профессионального стандарта «Бухгалтер», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 февраля 2019 г. N 103н.
В рабочей программе раскрывается содержание дисциплины, указываются тематика практических работ, виды самостоятельных работ, формы и методы текущего контроля учебных достижений и промежуточной аттестации обучающихся, рекомендуемые учебные пособия.
ГАПОУ СО «ИМТ», г. Ирбит, 2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
СОДЕРЖАНИЕ
1. |
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины |
4 |
2. |
Структура и содержание учебной дисциплины |
8 |
3. |
Условия реализации учебной дисциплины |
13 |
4. |
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины |
14 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ учебной ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
1.1.Область применения программы
Рабочая программа дисциплины ОП.04 Основы бухгалтерского учета соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (далее ФГОС) по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и Профессионального стандарта Бухгалтер.
Программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) укрупненной группы направлений подготовки и специальностей: 38.00.00 Экономика и управление и изучается на базе основного общего образования.
Рабочая программа дисциплины ОП.04 Основы бухгалтерского учета разработана с учетом требований регионального рынка труда.
Рабочая программа может быть использована и в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и при освоении рабочей профессии 23369 Кассир.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Дисциплина входит в обязательную часть циклов ППССЗ, является общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла.
Изучение дисциплины предшествует освоению профессиональных модулей:
- ПМ.01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета активов организации
- ПМ.02 Ведение бухгалтерского учета источников формирования активов, выполнение работ по инвентаризации активов и финансовых обязательств организации
- ПМ.03 Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
- ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности
- ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК |
Умения |
Знания |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
|
- распознавать задачу или проблему в профессиональном или социальном контексте; - анализировать задачу или проблему и выделять её составные части; - определять этапы решения задачи; - выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; - составить план действия; определить необходимые ресурсы; - владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; - реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). |
- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; - основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; - алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; - методы работы в профессиональной и смежных сферах; - структуру плана для решения задач; - порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности. |
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; |
- определять задачи для поиска информации; - определять необходимые источники информации; - планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; - выделять наиболее значимое в перечне информации; - оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска. |
- основные методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; - технологию поиска информации в сети Интернет; - номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; - формат оформления результатов поиска информации. |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
|
- определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; - применять современную научную профессиональную терминологию; - определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования. |
- содержание актуальной нормативно-правовой документации; - современная научная и профессиональная терминология; - возможные траектории профессионального развития и самообразования. |
ОК04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; |
- организовывать работу коллектива и команды; - взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности. |
- психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; - основы проектной деятельности. |
ОК05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; |
- грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе. |
- особенности социального и культурного контекста; - правила оформления документов и построения устных сообщений. |
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
|
- обрабатывать текстовую табличную информацию; - использовать деловую графику и мультимедиа информацию; - создавать презентации; - применять антивирусные средства защиты; - читать (интерпретировать) интерфейс специализированного программного обеспечения, находить контекстную помощь, работать с документацией; - применять специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки бухгалтерской информации в соответствии с изучаемыми профессиональными модулями; - пользоваться автоматизированными системами делопроизводства; - применять методы и средства защиты бухгалтерской информации |
- назначение, состав, основные характеристики организационной и компьютерной техники; - -основные компоненты компьютерных сетей, принципы пакетной передачи данных, организацию межсетевого взаимодействия; - - назначение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения; - принципы защиты информации от несанкционированного доступа; - - правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения; - - основные понятия автоматизированной обработки информации; - - направления автоматизации бухгалтерской деятельности; - - назначение, принципы организации и эксплуатации бухгалтерских информационных систем; - - основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности. |
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
|
- понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; - участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; - строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; - кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); - писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы. |
- правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; - основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); - лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; - правила чтения текстов профессиональной направленности. |
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
|
- выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; - презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; - оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; - определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; - определять источники финансирования. |
- основы предпринимательской деятельности; - основы финансовой грамотности; - правила разработки бизнес-планов; - порядок выстраивания презентации; - кредитные банковские продукты. |
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы; |
- принимать произвольные первичные бухгалтерские документы, рассматриваемые как письменное доказательство совершения хозяйственной операции или получение разрешения на ее проведение; - принимать первичные бухгалтерские документы на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью; - проверять наличие в произвольных первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов; - проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку; - проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков; - проводить таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов; - организовывать документооборот; - разбираться в номенклатуре дел; - заносить данные по сгруппированным документам в регистры бухгалтерского учета; - передавать первичные бухгалтерские документы в текущий бухгалтерский архив; - передавать первичные бухгалтерские документы в постоянный архив по истечении установленного срока хранения; - исправлять ошибки в первичных бухгалтерских документах; - понимать и анализировать план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. |
- общие требования к бухгалтерскому учету в части документирования всех хозяйственных действий и операций; - понятие первичной бухгалтерской документации; - определение первичных бухгалтерских документов; - формы первичных бухгалтерских документов, содержащих обязательные реквизиты первичного учетного документа; - порядок проведения проверки первичных бухгалтерских документов, формальной проверки документов, проверки по существу, арифметической проверки; - принципы и признаки группировки первичных бухгалтерских документов; - порядок проведения таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов; - порядок составления регистров бухгалтерского учета; - правила и сроки хранения первичной бухгалтерской документации. |
ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;
|
- обосновывать необходимость разработки рабочего плана счетов на основе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности; - конструировать поэтапно рабочий план счетов бухгалтерского учета организации. |
- сущность плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций; - теоретические вопросы разработки и применения плана счетов бухгалтерского учета в финансово-хозяйственной деятельности организации; - инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета; - принципы и цели разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации; - классификацию счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию, назначению и структуре; - два подхода к проблеме оптимальной организации рабочего плана счетов - автономию финансового и управленческого учета и объединение финансового и управленческого учета. |
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы;
|
- проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути; - проводить учет денежных средств на расчетных и специальных счетах; - учитывать особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам; - оформлять денежные и кассовые документы; - заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию. |
- учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути; - учет денежных средств на расчетных и специальных счетах; особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам; - порядок оформления денежных и кассовых документов, заполнения кассовой книги; - правила заполнения отчета кассира в бухгалтерию. |
ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. |
- проводить учет основных средств; - проводить учет нематериальных активов; - проводить учет долгосрочных инвестиций; - проводить учет финансовых вложений и ценных бумаг; - проводить учет материально-производственных запасов; - проводить учет затрат на производство и калькулирование себестоимости; - проводить учет готовой продукции и ее реализации; - проводить учет текущих операций и расчетов; - проводить учет труда и заработной платы; - проводить учет финансовых результатов и использования прибыли; - проводить учет собственного капитала; - проводить учет кредитов и займов; - документировать хозяйственные операции и вести бухгалтерский учет активов организации. |
- понятие и классификацию основных средств; - оценку и переоценку основных средств; - учет поступления основных средств; - учет выбытия и аренды основных средств; - учет амортизации основных средств; - особенности учета арендованных и сданных в аренду основных средств; - понятие и классификацию нематериальных активов; - учет поступления и выбытия нематериальных активов; - амортизацию нематериальных активов; - учет долгосрочных инвестиций; - учет финансовых вложений и ценных бумаг; - учет материально-производственных запасов: - понятие, классификацию и оценку материально-производственных запасов; - документальное оформление поступления и расхода материально-производственных запасов; - учет материалов на складе и в бухгалтерии; - синтетический учет движения материалов; - учет транспортно-заготовительных расходов. - учет затрат на производство и калькулирование себестоимости: - систему учета производственных затрат и их классификацию; - сводный учет затрат на производство, обслуживание производства и управление; - особенности учета и распределения затрат вспомогательных производств; - учет потерь и непроизводственных расходов; - учет и оценку незавершенного производства; - калькуляцию себестоимости продукции; - характеристику готовой продукции, оценку и синтетический учет; - технологию реализации готовой продукции (работ, услуг); - учет выручки от реализации продукции (работ, услуг); - учет расходов по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг; - учет дебиторской и кредиторской задолженности и формы расчетов; - учет расчетов с работниками по прочим операциям и расчетов с подотчетными лицами. |
Требования к результатам освоения дисциплины, в соответствии с Профессиональным стандартом Бухгалтер:
Трудовая функция 3.1.1: Принятие к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта |
|
Необходимые умения |
Составлять (оформлять) первичные учетные документы, в том числе электронные документы .Осуществлять комплексную проверку первичных учетных документов |
Необходимые знания |
Порядок составления сводных учетных документов в целях осуществления контроля и упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни |
Трудовая функция 3.1.2: Денежное измерение объектов бухгалтерского учета и текущая группировка фактов хозяйственной жизни |
|
Необходимые умения |
Составлять бухгалтерские записи в соответствии с рабочим планом счетов экономического субъекта Применять методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), составлять отчетные калькуляции, производить расчеты заработной платы, пособий и иных выплат работникам экономического субъекта |
Трудовая функция 3.1.3: Итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни |
|
Необходимые умения |
Сопоставлять данные аналитического учета с оборотами и остатками по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца Исправлять ошибки, допущенные при ведении бухгалтерского учета, в соответствии с установленными правилами |
Трудовая функция 3.2.1: Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности |
|
Необходимые умения |
Определять (разрабатывать) способы ведения бухгалтерского учета и формировать учетную политику экономического субъекта |
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 74 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56 часов
самостоятельной работы обучающегося 6 часа;
консультации 6 часов
промежуточная аттестация экзамен 6 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины |
74 |
в том числе: |
|
теоретическое обучение |
28 |
практические занятия (в том числе): |
28 |
1. Определение понятий и видов хозяйственного учета. |
2 |
2. Группировка хозяйственных средств по составу и источникам образования. Составление рабочего плана счетов. |
2 |
3. Определение корреспонденции счетов |
2 |
4. Составление бухгалтерских проводок. |
2 |
5. Открытие счетов бухгалтерского учета. |
2 |
6. Составление бухгалтерского баланса. |
2 |
7. Классификация счетов бухгалтерского учета. |
2 |
8. Оформление бухгалтерскими записями процесса снабжения. Расчет фактической стоимости заготовленных материальных ценностей . |
2 |
9 Решение профессиональных задач по учету снабжения |
2 |
10. Оформление бухгалтерскими записями процесса производства. |
2 |
11. Расчет себестоимости готовой продукции и калькуляция затрат |
2 |
12. Оформление бухгалтерскими записями процесса реализации. |
2 |
13. Определение финансового результата от реализации продукции |
2 |
14. Оформление приходных и расходных кассовых ордеров, авансовых отчетов, платежных поручений. |
2 |
Самостоятельная работа |
6 |
1.Изучение Федерального закона № 402 – ФЗ «О бухгалтерском учете». Разбор ситуаций по ФЗ 402– ФЗ «О бухгалтерском учете». |
0,5 |
Тестирование по теме 1.4 |
0,5 |
Самостоятельная работа с планом счетов, инструкцией по его применению |
0,5 |
Тестирование по теме 2.2 |
0,5 |
Тестирование по теме 3.2 |
0,5 |
Решение профессиональных задач по классификации счетов |
0,5 |
Решение профессиональных задач по учету производства |
0,5 |
Тестирование по теме 4.2 |
0,5 |
Решение профессиональных задач по учету реализации |
0,5 |
Тестирование по теме 4.3 |
0,5 |
Решение профессиональных задач. Оформление оборотных ведомостей по счетам синтетического и аналитического учета. |
0,5 |
Обработка выписок банка, заполнение журнала – ордера № 2 и ведомости № 2. |
0,5 |
Консультации |
6 |
Промежуточная аттестация в третьем семестре в форме экзамена |
6 |
Наименование разделов |
Наименование тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная аудиторная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
ОК, ПК |
Раздел 1 Общая характеристика бухгалтерского учета
|
Тема 1.1. Хозяйственный учет, его сущность и принципы |
Содержание учебного материала |
2 |
1 |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.ПК 1.1.Обрабатывать первичные бухгалтерские документы;ПК1.2.Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы;ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. |
История бухгалтерского учета. Понятие и виды хозяйственного учета. Оперативный, статистический и бухгалтерский учет.Функции бухгалтерского учета. Измерители применяемые в учетеОсновные задачи бухгалтерского учета. Понятие хозяйственных операций. Принципы бухгалтерского учета. |
|||||
Практические занятия |
|
|
|||
1. Определение понятий и видов хозяйственного учета. |
2 |
2 |
|||
Тема 1.2 Правовая основа бухгалтерского учета |
Содержание учебного материала |
|
|
||
Понятие организации бухгалтерского учета в РФ.Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете».Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ.Международные стандарты финансовой отчетности. |
2 |
1 |
|||
Самостоятельная аудиторная работа |
|
|
|||
1.Изучение Федерального закона № 402 – ФЗ «О бухгалтерском учете». Разбор ситуаций по ФЗ 402– ФЗ «О бухгалтерском учете». |
0,5 |
2 |
|||
Тема 1.3. План счетов бухгалтерского учета |
Содержание учебного материала |
|
|
||
План счетов бухгалтерского учета. Сущность плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций; теоретические вопросы разработки и применения плана счетов бухгалтерского учета , инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета; принципы и цели разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации; Субсчета. Забалансовые счета. |
2 |
1 |
|||
Тема 1.4 Предмет, метод и объекты бухгалтерского учета. |
Содержание учебного материала |
|
|
||
Предмет и метод бухгалтерского учета, их характеристика. Объекты бухгалтерского учета. Активы организации. Источники образования активов . |
2 |
1 |
|||
Практические занятия |
|
|
|||
2. Группировка хозяйственных средств по составу и источникам образования. Составление рабочего плана счетов |
2 |
2 |
|||
Самостоятельная аудиторная работа |
|
|
|||
Тестирование по теме 1.4 |
0,5 |
2 |
|||
|
|
Раздел 1 |
13 |
|
|
Раздел 2Счета и двойная запись |
Тема 2.1. Бухгалтерские счета |
Содержание учебного материала |
|
|
|
Бухгалтерские счета, их назначение и структура. Активные, пассивные и активно-пассивные счет. Открытие счетов бухгалтерского учета. Обороты и сальдо. |
2 |
1 |
|||
Тема 2.2. Двойная запись и корреспонденция счетов |
Понятие двойной записи операций на счетах, бухгалтерская запись. Обоснование метода двойной записи Понятие корреспонденции счетов . бухгалтерские проводки Понятие и характеристики синтетического и аналитического счетов. |
2 |
1 |
||
Практические занятия |
|
|
|||
3.Определение корреспонденции счетов. |
2 |
2 |
|||
4. Составление бухгалтерских проводок. |
2 |
2 |
|||
5. Открытие счетов бухгалтерского учета. |
2 |
2 |
|||
Самостоятельная аудиторная работа |
|
|
|||
Самостоятельная работа с планом счетов, инструкцией по его применению |
0,5 |
2 |
|||
Тестирование по теме 2.2 |
0,5 |
2 |
|||
Раздел 2 |
11 |
|
|||
Раздел 3. Бухгалтерский баланс |
|
Содержание учебного материала |
|
|
|
Тема 3.1.Балансовый метод отражения информации. |
Бухгалтерский баланс. Понятие баланса. Структура баланса. Виды балансов, их характеристика. Актив и пассив бухгалтерского баланса. Четыре типа хозяйственных операций по влиянию на баланс. |
2 |
1 |
||
Тема 3.2 Классификация счетов бухгалтерского учета. |
Инвентарные, фондовые, расчетные счета. Операционно-результатные и калькуляционные счета Регулирующие счета. Амортизация, ее учет. |
2 |
1 |
||
Бюджетно-распределительные, забалансовые и собирательные счета.Урок – игра Активчик и Пассивчик. |
2 |
1 |
|||
Практические занятия |
|
|
|||
6. Составление бухгалтерского баланса. |
2 |
2 |
|||
7. Классификация счетов бухгалтерского учета. |
2 |
2 |
|||
Самостоятельная аудиторная работа |
|
|
|||
Тестирование по теме 3.2 |
0,5 |
2 |
|||
Решение профессиональных задач по классификации счетов |
0,5 |
2 |
|||
Раздел 3 |
11 |
|
|||
Раздел 4.Принципы учета основных хозяйственных процессов |
Тема 4.1. Учет процесса снабжения |
Содержание учебного материала |
|
|
|
Понятие учета процесса снабжения, его отражение бухгалтерскими записями. Фактическая себестоимость приобретаемых материальных ценностей. |
2 |
1 |
|||
Практические занятия |
|
|
|||
8.Оформление бухгалтерскими записями процесса снабжения. Расчет фактической стоимости заготовленных материальных ценностей . |
2 |
2 |
|||
9. Решение профессиональных задач по учету снабжения. |
2 |
2 |
|||
Тема 4.2. Учет процесса производства. |
Содержание учебного материала |
|
|
||
Понятие процесса производства. Классификация затрат на производство. Понятие прямых и косвенных затрат.Фактическая себестоимость выпущенной продукцииОтражение на счетах бухгалтерского учета процесса производства. |
2 |
1 |
|||
Практические занятия |
|
|
|||
10.Оформление бухгалтерскими записями процесса производства. |
2 |
2 |
|||
11. Расчет себестоимости готовой продукции и калькуляция затрат. |
2 |
2 |
|||
Самостоятельная аудиторная работа |
|
|
|||
Тестирование по теме 4.2 |
0,5 |
|
|||
Решение профессиональных задач по учету производства |
0,5 |
2 |
|||
Тема 4.3. Учет процесса реализации и финансовый результат. |
Содержание учебного материала |
|
|
||
Понятие реализации и финансово результата. Отражение на счетах процесса реализации и финансового результата. |
2 |
1 |
|||
Практические занятия |
|
|
|||
12.Оформление бухгалтерскими записями процесса реализации. |
2 |
2 |
|||
13. Определение финансового результата от реализации продукции |
2 |
2 |
|||
Самостоятельная аудиторная работа |
|
|
|||
Решение профессиональных задач по учету реализации |
0,5 |
2 |
|||
Тестирование по теме 4.3 |
0,5 |
|
|||
|
Раздел 4 |
20 |
|
||
Раздел 5Технология обработки учетной информации |
Тема 5.1 Бухгалтерские документы |
Содержание учебного материала |
|
|
|
Сущность и значение документов. Классификация документов.Требования, предъявляемые по содержанию и оформлению бухгалтерских документов. Документооборот, его правила. общие требования к бухгалтерскому учету в части документирования всех хозяйственных действий и операций; понятие первичной бухгалтерской документации; определение первичных бухгалтерских документов; формы первичных бухгалтерских документов, содержащих обязательные реквизиты первичного учетного документа; порядок проведения проверки первичных бухгалтерских документов, формальной проверки документов, проверки по существу, арифметической проверки; принципы и признаки группировки первичных бухгалтерских документов; порядок проведения таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов; Приходные и расходные кассовые документы. Авансовые отчеты. Платежные поручения . |
2 |
1 |
|||
Тема 5.2. Учетные регистры, формы и способы исправления ошибок в них |
Содержание учебного материала |
|
|
||
Понятие учетных регистров. Журнально-ордерная форма учета.Мемориально-ордерная форма учета. Упрощенная форма бухгалтерского учета .Автоматизированная форма организации бухгалтерского учета. Способы исправления ошибок в учетных регистрах: корректурный, способ «красное сторно» и способ дополнительной записи. Исправление ошибок в учетных записях и оформление бухгалтерских справок на исправление. |
2 |
1 |
|||
Практические занятия |
|
|
|
||
14.Оформление приходных и расходных кас совых ордеров, авансовых отчетов, платежных поручений. |
2 |
2,3 |
|
||
Самостоятельная аудиторная работа |
|
|
|
||
Решение профессиональных задач . Оформление оборотных ведомостей по счетам синтетического и аналитического учета. |
0,5 |
2,3 |
|
||
Обработка выписки банка, заполение журнала ордера 2 и ведомости № 2. |
0,5 |
2,3 |
|
||
|
|
Раздел 5 |
7 |
|
|
|
|
Консультации |
6 |
|
|
Итоговая аттестация экзамен |
6 |
|
|||
Итого по дисциплине |
74/56 |
|
|
* Указывается количество часов
**Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины ОП 04. Основы бухгалтерского учета осуществляется в учебном кабинете № 12 Теории бухгалтерского учета.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя
- ноутбук преподавателя
- проектор
- принтер, сканер, ксерокс
- экран
- посадочные места по количеству обучающихся;
- доска учебная
- комплект учебно-наглядных пособий (бланки документов, образцы оформления документов и т.п.);
- компьютер с лицензионным программным обеспечением: MS Office, 1C Предприятие 8.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации в кабинете № 13 Информационные технологии в профессиональной деятельности.
3.2.Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1.Дмитриева И. М., Бухгалтерский учет: учебник и практикум для СПО — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 325 с;
Дополнительные источники
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (действующая редакция);
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (действующая редакция);
3. Гражданский кодекс Российской Федерации в 4 частях (действующая редакция);
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (действующая редакция);
5. Налоговый кодекс Российской Федерации в 2 частях (действующая редакция);
6. Таможенный кодекс Таможенного союза (действующая редакция);
7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (действующая редакция);
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (действующая редакция);
9. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (действующая редакция);
10. Богаченко В.Н., Основы бухгалтерского учета. Учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2013
Интернет-ресурсы
1. Информационно правовой портал http://konsultant.ru/ - открытый доступ
2. Информационно правовой портал http://www.garant.ru/ - открытый доступ
3. Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации https://www.minfin.ru/ - открытый доступ
4. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации https://www.nalog.ru/ - открытый доступ
5. Официальный сайт Пенсионного фонда России http://www.pfrf.ru/ - открытый доступ
6. Официальный сайт Фонда социального страхования http://fss.ru/ - открытый доступ
7. Официальный сайт Фонда обязательного медицинского страхования http://www.ffoms.ru/ - открытый доступ
8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/ - открытый доступ
Код ПК, ОК |
Умения |
Знания |
Методы оценки |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
|
- распознавать задачу или проблему в профессиональном или социальном контексте; - анализировать задачу или проблему и выделять её составные части; - определять этапы решения задачи; - выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; - составить план действия; определить необходимые ресурсы; - владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; - реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). |
- актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; - основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; - алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; - методы работы в профессиональной и смежных сферах; - структуру плана для решения задач; - порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности. |
Оценка результатов выполнения практической работы; Оценка результатов устного и письменного опроса; Оценка результатов тестирования; Оценка результатов решения ситуационных задач. Оценка результатов проведенного итогового экзамена; Практические занятия №1-12 |
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; |
- определять задачи для поиска информации; - определять необходимые источники информации; - планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; - выделять наиболее значимое в перечне информации; - оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска. |
- основные методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; - технологию поиска информации в сети Интернет; - номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; - формат оформления результатов поиска информации. |
|
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
|
- определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; - применять современную научную профессиональную терминологию; - определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования. |
- содержание актуальной нормативно-правовой документации; - современная научная и профессиональная терминология; - возможные траектории профессионального развития и самообразования. |
|
ОК04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; |
- организовывать работу коллектива и команды; - взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности. |
- психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; - основы проектной деятельности. |
|
ОК05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; |
- грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе. |
- особенности социального и культурного контекста; - правила оформления документов и построения устных сообщений. |
|
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
|
- обрабатывать текстовую табличную информацию; - использовать деловую графику и мультимедиа информацию; - создавать презентации; - применять антивирусные средства защиты; - читать (интерпретировать) интерфейс специализированного программного обеспечения, находить контекстную помощь, работать с документацией; - применять специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки бухгалтерской информации в соответствии с изучаемыми профессиональными модулями; - пользоваться автоматизированными системами делопроизводства; - применять методы и средства защиты бухгалтерской информации |
- назначение, состав, основные характеристики организационной и компьютерной техники; - -основные компоненты компьютерных сетей, принципы пакетной передачи данных, организацию межсетевого взаимодействия; - - назначение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения; - принципы защиты информации от несанкционированного доступа; - - правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения; - - основные понятия автоматизированной обработки информации; - - направления автоматизации бухгалтерской деятельности; - - назначение, принципы организации и эксплуатации бухгалтерских информационных систем; - - основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности. |
|
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
|
- понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; - участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; - строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; - кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); - писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы. |
- правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; - основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); - лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; - правила чтения текстов профессиональной направленности. |
|
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
|
- выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; - презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; - оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; - определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; - определять источники финансирования. |
- основы предпринимательской деятельности; - основы финансовой грамотности; - правила разработки бизнес-планов; - порядок выстраивания презентации; - кредитные банковские продукты. |
|
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы; |
- принимать произвольные первичные бухгалтерские документы, рассматриваемые как письменное доказательство совершения хозяйственной операции или получение разрешения на ее проведение; - принимать первичные бухгалтерские документы на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью; - проверять наличие в произвольных первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов; - проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку; - проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков; - проводить таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов; - организовывать документооборот; - разбираться в номенклатуре дел; - заносить данные по сгруппированным документам в регистры бухгалтерского учета; - передавать первичные бухгалтерские документы в текущий бухгалтерский архив; - передавать первичные бухгалтерские документы в постоянный архив по истечении установленного срока хранения; - исправлять ошибки в первичных бухгалтерских документах; - понимать и анализировать план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. |
- общие требования к бухгалтерскому учету в части документирования всех хозяйственных действий и операций; - понятие первичной бухгалтерской документации; - определение первичных бухгалтерских документов; - формы первичных бухгалтерских документов, содержащих обязательные реквизиты первичного учетного документа; - порядок проведения проверки первичных бухгалтерских документов, формальной проверки документов, проверки по существу, арифметической проверки; - принципы и признаки группировки первичных бухгалтерских документов; - порядок проведения таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов; - порядок составления регистров бухгалтерского учета; - правила и сроки хранения первичной бухгалтерской документации. |
Оценка результатов выполнения практической работы; Оценка результатов устного и письменного опроса; Оценка результатов тестирования; Оценка результатов решения ситуационных задач. Оценка результатов проведенного итогового экзамена; Практические занятия №8,9,11
|
ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;
|
- обосновывать необходимость разработки рабочего плана счетов на основе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности; - конструировать поэтапно рабочий план счетов бухгалтерского учета организации. |
- сущность плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций; - теоретические вопросы разработки и применения плана счетов бухгалтерского учета в финансово-хозяйственной деятельности организации; - инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета; - принципы и цели разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации; - классификацию счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию, назначению и структуре; - два подхода к проблеме оптимальной организации рабочего плана счетов - автономию финансового и управленческого учета и объединение финансового и управленческого учета. |
Оценка результатов выполнения практической работы; Оценка результатов устного и письменного опроса; Оценка результатов тестирования; Оценка результатов решения ситуационных задач. Оценка результатов проведенного итогового экзамена; Практические занятия №2 |
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы;
|
- проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути; - проводить учет денежных средств на расчетных и специальных счетах; - учитывать особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам; - оформлять денежные и кассовые документы; - заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию. |
- учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути; - учет денежных средств на расчетных и специальных счетах; особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам; - порядок оформления денежных и кассовых документов, заполнения кассовой книги; - правила заполнения отчета кассира в бухгалтерию. |
Оценка результатов выполнения практической работы; Оценка результатов устного и письменного опроса; Оценка результатов тестирования; Оценка результатов решения ситуационных задач. Оценка результатов проведенного итогового экзамена; Практические занятия №3-12 |
ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. |
- проводить учет основных средств; - проводить учет нематериальных активов; - проводить учет долгосрочных инвестиций; - проводить учет финансовых вложений и ценных бумаг; - проводить учет материально-производственных запасов; - проводить учет затрат на производство и калькулирование себестоимости; - проводить учет готовой продукции и ее реализации; - проводить учет текущих операций и расчетов; - проводить учет труда и заработной платы; - проводить учет финансовых результатов и использования прибыли; - проводить учет собственного капитала; - проводить учет кредитов и займов; - документировать хозяйственные операции и вести бухгалтерский учет активов организации. |
- понятие и классификацию основных средств; - оценку и переоценку основных средств; - учет поступления основных средств; - учет выбытия и аренды основных средств; - учет амортизации основных средств; - особенности учета арендованных и сданных в аренду основных средств; - понятие и классификацию нематериальных активов; - учет поступления и выбытия нематериальных активов; - амортизацию нематериальных активов; - учет долгосрочных инвестиций; - учет финансовых вложений и ценных бумаг; - учет материально-производственных запасов: - понятие, классификацию и оценку материально-производственных запасов; - документальное оформление поступления и расхода материально-производственных запасов; - учет материалов на складе и в бухгалтерии; - синтетический учет движения материалов; - учет транспортно-заготовительных расходов. - учет затрат на производство и калькулирование себестоимости: - систему учета производственных затрат и их классификацию; - сводный учет затрат на производство, обслуживание производства и управление; - особенности учета и распределения затрат вспомогательных производств; - учет потерь и непроизводственных расходов; - учет и оценку незавершенного производства; - калькуляцию себестоимости продукции; - характеристику готовой продукции, оценку и синтетический учет; - технологию реализации готовой продукции (работ, услуг); - учет выручки от реализации продукции (работ, услуг); - учет расходов по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг; - учет дебиторской и кредиторской задолженности и формы расчетов; - учет расчетов с работниками по прочим операциям и расчетов с подотчетными лицами. |
Оценка результатов выполнения практической работы; Оценка результатов устного и письменного опроса; Оценка результатов тестирования; Оценка результатов решения ситуационных задач. Оценка результатов проведенного итогового экзамена; Практические занятия №3-12 |
Контроль и оценка результатов формирования необходимых знаний и умений в соответствии с профстандартом Бухгалтер.
Трудовая функция |
Умения |
Знания |
Методы оценки |
Трудовая функция 3.1.1: Принятие к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта |
- Составлять (оформлять) первичные учетные документы, в том числе электронные документы. Осуществлять комплексную проверку первичных учетных документов |
- Порядок составления сводных учетных документов в целях осуществления контроля и упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни |
Оценка результатов выполнения практической работы; Оценка результатов устного и письменного опроса; Оценка результатов тестирования; Оценка результатов решения ситуационных задач. Оценка результатов проведенного итогового экзамена; Практические занятия №8,9,11 |
Трудовая функция 3.1.2: Денежное измерение объектов бухгалтерского учета и текущая группировка фактов хозяйственной жизни |
Составлять бухгалтерские записи в соответствии с рабочим планом счетов экономического субъекта - Применять методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), составлять отчетные калькуляции, производить расчеты заработной платы, пособий и иных выплат работникам экономического субъекта |
- |
Оценка результатов выполнения практической работы; Оценка результатов устного и письменного опроса; Оценка результатов тестирования; Оценка результатов решения ситуационных задач. Оценка результатов проведенного итогового экзамена; Практические занятия №7,9 |
Трудовая функция 3.1.3: Итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни |
Сопоставлять данные аналитического учета с оборотами и остатками по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца - Исправлять ошибки, допущенные при ведении бухгалтерского учета, в соответствии с установленными правилами |
- |
Оценка результатов выполнения практической работы; Оценка результатов устного и письменного опроса; Оценка результатов тестирования; Оценка результатов решения ситуационных задач. Оценка результатов проведенного итогового экзамена; Практические занятия №1-12 |
Трудовая функция 3.2.1: Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности |
- Определять (разрабатывать) способы ведения бухгалтерского учета и формировать учетную политику экономического субъекта |
- |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.