Министерство образования и науки Республики Коми
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сосногорский технологический техникум»
|
Утверждаю Директор ГПОУ «CТТ» __________________Ушакова И.В. «_____»________________20___ г. М.п. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08. ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ И КОНФЛИКТОЛОГИЯ
образовательной программы среднего профессионального образования по
программам подготовки специалистов среднего звена по специальности
43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта)
Форма обучения: очная
Срок обучения: 2 года 10 месяцев
Сосногорск, 2024 г.
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.08. Психология делового общения и конфликтология
образовательной программы среднего профессионального образования по
программам подготовки специалистов среднего звена по специальности
43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта)
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Сосногорский технологический техникум».
Разработчик:
Терёшина Анна Сергеевна, преподаватель дисциплин профессионального цикла, высшей квалификационной категории.
Аннотация
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08. Психология делового общения и конфликтология разработана на основе требований:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 (с изм.) – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта), утвержденного Приказом Минпросвещения России от 26 августа 2022 г. № 777 (зарегистрирован в Минюсте России 29.09.2022 г. № 70278);
- Примерной основной образовательной программы (далее – ПОП СПО) по специальности 43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта), (Приказ ФГБОУ ДПО ИРПО №П-162 от 07.04.2023 г.);
- Учебного плана образовательной программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов среднего звена по специальности 43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта).
Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии профессионального цикла ГПОУ «Сосногорского технологического техникума». Протокол № 08 от 17 мая 2024 г.
©ГПОУ «Сосногорский технологический техникум», 2024
© Терёшина А.С., 2024
СОДЕРЖАНИЕ
1 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08. ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ И КОНФЛИКТОЛОГИЯ….…………………………………………………….. |
4 |
|
|
1.1 |
Область применения программы…………………………………………… |
4 |
|
1.2 |
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы………………………………………………………………….. |
4 |
|
1.3 |
Цели и планируемые результаты освоения учебной дисциплины……… |
4 |
|
|
|
|
2 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………….. |
5 |
|
|
2.1 |
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы……...……………. |
5 |
|
2.2 |
Тематический план и содержание учебной дисциплины………………...
|
6 |
3 |
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины ……………………………………………………………….. |
8 |
|
|
3.1 |
Материально-техническое обеспечение………………………………….. |
8 |
|
3.2 |
Информационное обеспечение обучения………………………………….
|
8 |
4 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины ………………………………………………………………. |
10 |
1 паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08. ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ И КОНФЛИКТОЛОГИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена по специальности 43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта).
1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина ОП.08. Психология делового общения и конфликтология входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и планируемые результаты освоения учебной дисциплины
В рамках программы учебной дисциплины студентами осваиваются умения и знания:
Код ОК |
Умения |
Знания |
ОК 03. ОК 04. ОК 05.
|
− планировать прогнозировать и анализировать деловое общение; − применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; − использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; − устанавливать деловые контакты с учетом особенностей партнеров по общению с соблюдением делового этикета; − использовать эффективные приемы управления конфликтами.
|
− цели, функции, виды и уровни общения; − роли и ролевые ожидания в общении; − специфика делового общения, структура коммуникативного акта и условия установления контакта; − нормы и правила профессионального поведения и этикета; − механизмы взаимопонимания в общении; − техники и приёмы общения, правила − слушания ведения беседы, убеждения; − этические принципы общения; − влияние индивидуальных особенностей партнеров на процесс общения; − источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; − закономерности формирования и развития команды; − техники работы в команде. |
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем |
70 |
Объем образовательной программы |
70 |
в том числе: |
|
теоретическое обучение (лекции): |
32 |
практические занятия: |
34 |
консультации: |
2 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. |
2 |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности студентов |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Основы психологии |
|
18 |
|
Тема 1.1. Психология как наука |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
Психология, как центральное составляющее звено знаний о человеке. Понятие психологии. История развития психологии. Житейская и научная психология. |
4 |
||
Практическое занятие |
2 |
3 |
|
Житейское и научное психологическое знание. |
2 |
||
Тема 1.2. Психические процессы, свойства и состояния человека. |
Содержание учебного материала |
10 |
2 |
Своеобразие психических процессов, свойств и состояний человека. Понятия психики, психических процессов, психических состояний, психических свойств. Основные факторы состояний. |
2 |
||
Психология познавательных процессов. Понятие познавательных процессов. Виды познавательных процессов: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление |
4 |
||
Тема 1.3. Личность в психологии |
Представления о личности и ее свойствах. Понятие личности. Психические свойства личности. Потребности человека. Мотивация. |
4 |
|
Практическое занятие |
2 |
3 |
|
Психологическая характеристика типов темперамента. |
2 |
||
Раздел 2. Психология общения |
|
48 |
|
Тема 2.1. Взаимосвязь общения и деятельности
|
Содержание учебного материала |
8 |
2 |
Характеристика общения. Общение – основа человеческого бытия. Цели, функции, виды и уровни общения. |
2 |
||
Категории «общения и деятельности» в психологии. Трактовки понимания связи общения и деятельности. Структурные компоненты общения как коммуникативной деятельности. Виды общения в деятельности. |
2 |
||
Общение и межличностное взаимодействие. Общение как обмен информацией. Виды общения. Дистанция при общении. Механизмы взаимопонимания в общении. Саморегуляция в процессе межличностного общения. Приемы саморегуляции. |
4 |
||
Практические занятия |
6 |
3 |
|
Способности – важное условие профессиональной деятельности. Использование приемов саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. Этикет в моей будущей профессии. |
6 |
||
Тема 2.2. Роли и ролевые ожидания в общении |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
Социальная роль. Ролевые ожидания. Виды социальных ролей. Понятие роли, социальной роли. Социальные и межличностные социальные роли. Необходимость ролевого обучения. Ролевое ожидание и ролевое исполнение. |
2 |
||
Практическое занятие |
2 |
3 |
|
Социальные роли в процессе межличностного общения. |
2 |
||
Тема 2.3. Деловая риторика |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
Основные принципы деловой риторики. Приемы убеждения. Приемы работы с аудиторией. |
2 |
||
Тема 2.4. Техники и приемы общения
|
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
Техника общения. Приемы общения. Понятия техники общения. Средства общения. Приемы общения. |
2 |
||
Практические занятия |
14 |
3 |
|
Невербальные и вербальные средства коммуникации. Этические принципы общения. Деловой этикет в практике проведения совещаний. Техника общения при трудоустройстве. Телефонное общение. Подготовка публичных выступлений. Деловая игра оформление письменного информационного запроса. |
14 |
||
Тема 2.5. Психологическое воздействие и манипулирование |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
Основные приемы психологического воздействия. Приемы распознавания нестандартного поведения. Приемы манипулирования окружающими, распознавание по внешним признакам. |
2 |
||
Практические занятия |
4 |
3 |
|
Практикум. «Как распознать специально спланированное психологическое воздействие». |
2 |
||
Решение ситуационных задач. «Распознавание приемов манипулирования окружающими». |
2 |
||
Тема 2.6. Конфликты и пути их ликвидации |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
Конфликты в организации. Виды конфликтов. Источники, причины, виды конфликтов. |
2 |
||
Практические занятия |
4 |
3 |
|
Стили поведения в конфликтной ситуации. |
2 |
||
Решение ситуационных задач по теме: Конфликты в профессиональной деятельности. |
2 |
||
|
Консультации |
2 |
|
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам преподавателя). Подготовка к дифференцированному зачету. |
2 |
||
Промежуточная аттестация |
Дифференцированный зачет. |
2 |
3 |
|
Всего: |
70 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации рабочей программы учебной дисциплины имеется учебный кабинет социально-гуманитарных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя.
- комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер;
- мультимедиапроектор.
Перечень учебных изданий, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Г.М. Шеламова, Деловая культура и психология общения, М, Академия, 2007 г.
Дополнительные источники:
1. Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии [Электронный ресурс]: учеб. пособие для сред. проф. образования. – М.: Инфра-М, 2014.
2. Кислицына, И. Г. Психология делового общения : учебное пособие : [16+] / И. Г. Кислицына ; Поволжский государственный технологический университет. – Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2017. – 112 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL:https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=477381. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-8158-1886-6. – Текст : электронный.
3. Рамендик, Д. М. Психология делового общения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Д. М. Рамендик. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 207 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-06312-7. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/490471
4. Сущенко, С.А. Социальная психология: учеб. пособие. – Рн/Д.: Феникс, 2005.
5. Якуничева, О. Н. Психология общения : учебник для спо / О. Н. Якуничева, А. П. Прокофьева. - 4-е изд., стер. - Санкт-Петербург : Лань, 2023. - 224 с. - ISBN 978-5-507-46668-9. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/314819. - Режим доступа: для авториз. пользователей
Результаты обучения |
Методы оценки |
1 |
2 |
Уметь: |
Текущий контроль: − оценка выполнения практических занятий; − письменный /устный опрос. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.
|
− планировать прогнозировать и анализировать деловое общение; − применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; − использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; − устанавливать деловые контакты с учетом особенностей партнеров по общению с соблюдением делового этикета; − использовать эффективные приемы управления конфликтами. |
|
Знать: |
|
− цели, функции, виды и уровни общения; − роли и ролевые ожидания в общении; − специфика делового общения, структура коммуникативного акта и условия установления контакта; − нормы и правила профессионального поведения и этикета; − механизмы взаимопонимания в общении; − техники и приёмы общения, правила − слушания ведения беседы, убеждения; − этические принципы общения; − влияние индивидуальных особенностей партнеров на процесс общения; − источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; − закономерности формирования и развития команды; − техники работы в команде. |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) |
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
|
балл (отметка) |
вербальный аналог |
|
85 ÷ 100 |
5 |
отлично |
75÷ 84 |
4 |
хорошо |
60 ÷ 74 |
3 |
удовлетворительно |
менее 60 |
2 |
неудовлетворительно |
На этапе текущего контроля по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений определяется интегральная оценка освоенных студентами общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.