рабочая программа внеурочной деятельности 5 класс

  • docx
  • 21.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала внеур 5 .docx

                                                                                                                   

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  внеурочной деятельности

«…Хоть и заглядывал я встарь

в академический словарь…»

КОМПАС В МИРЕ СЛОВ.  

(общеинтеллектуальное  направление развития личности школьника)

     5  класс

 

Составитель:

Тихонова Л.А..,               

учитель русского языка

                                                                                            и литературы I кв. категории

 

 

 

 

 

 

 

                            

                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности является авторской, имеет предметную направленность и разработана на основе

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;

- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ";

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81«О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;

-

 

В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи, формируются и совершенствуются навыки исследовательской и проектной деятельности на каждом возрастном этапе. 

Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

  Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта современного школьника. Мышление не может развиваться без языкового материала, и умение работать со словарём, справочной литературой, энциклопедиями – одна из первых и важных   ступеней в овладении речью.   В основных направлениях реформы образовательной и профессиональной школы сказано: «Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения». Такой уровень владения русским языком

 может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Главной задачей внеурочной деятельности является привитие школьникам интереса к русскому языку и воспитание потребности изучать его. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения и выражается в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый или творческий. Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, ученик развивает познавательный интерес. 

 Хорошо организованная и систематическая внеурочная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеурочная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся   самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.    Поэтому тема программы является актуальной.  Ещё одной   из причин создания данной программы                                                                                                          является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

                                                      

 

                                                                   СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

КОМПАС В МИРЕ СЛОВ. 5 КЛАСС

Занятия по программе   внеурочной деятельности «Компас в мире слов» имеют большое познавательное и воспитательное значение, является перовой ступенью в изучении отечественной лексикографии, знакомит учащихся с выдающимися составителями лингвистических словарей, разнообразием лингвистических словарей, готовит учащихся к более глубокому знакомству и изучению лингвистических словарей и выполнению школьного проекта.  Углубленное изучение словарного состава русского языка формирует у детей представление о необыкновенном богатстве его лексики, желание обогатить свой словарный запас, развивает языковой эстетический вкус. Занятия способствуют развитию любви к русскому языку, уважения к народу – творцу языка.

            Занимаясь лексикой, учащиеся повышают культуру речи, развивают умение пользоваться справочной литературой. На занятиях обогащается словарный и фразеологический запас школьников.

            Это способствует формированию у школьников интереса к работе исследователей языка и закладывает профессиональный интерес к занятиям лингвистикой.  

ЦЕЛИ:

1.          Знакомство  учащихся с выдающимися учёными-русистами, составителями русских словарей.

2.         Расширение знаний учащихся по лексикологии, полученные в ходе освоения основной программы по русскому языку.

3.         Пополнение словарного запаса детей.

4.         Формирование умений  пользоваться толковыми словарями различных типов.

5.         Создание основы   для более глубокого изучения лексикологии.

6.         Развитие интереса к изучению русского языка,   любви  к родному слову,  формирование  эстетического вкуса.

 

Предполагаемый результат

К концу изучения курса   кружка «Компас в мире слов» учащиеся должны получить и уметь использовать на практике следующие знания и умения:

1. Знать определения основных понятий лексикологии, уметь находить языковые явления в тексте.

2. Уметь пользоваться толковым словарём, словарями синонимов, антонимов и омонимов, уметь определять по указанным словарям основные сведения об определённом слове.

3. Уметь использовать полученные знания в практике речевого общения.

Данная программа рассчитана на детей 11-12 лет. Срок ее реализации - 1 год. Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема занятия

Кол. часов

Дата проведения

1

Компас в мире слов. Назначение словаря. Характер и содержание словника. Порядок расположения слов.

1 ч.

 

2

Структура словарной статьи. Система помет. Правила пользования словарём.

1 ч.

 

3

Собирал человек слова. В.И.Даль. Жизнь и деятельность.

1 ч.

 

4

Практическая работа. Словарь В И.Даля

 

5

Д.Н.Ушаков. Орфографический словарь.

1ч.

 

7

С.И.Ожегов. Значение Толкового словаря.

1ч.

 

8

Работа со словарем С.И.Ожегова

1

 

9

Однозначные и многозначные слова. Многозначные слова – явление историческое.

1 ч.

 

10

Использование многозначных слов в художественных произведениях. Практическое занятие.

1 ч.

 

11

Школьный словарь синонимов. Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов.

1 ч.

 

12, 13

Идеографические синонимы.

Контекстуальные синонимы.

1 ч

1 ч.

 

14

 Использование синонимов в речи. Практическое занятие.

1 ч.

 

15

Школьный словарь антонимов. Разнокорневые  и однокоренные антонимы.

1 ч.

 

16, 17

Многозначные слова и их антонимы.

Синонимичные пары антонимов.

1ч.

 

18

Контекстуальные антонимы.

1 ч.

 

19, 20

Стилистические приёмы, основанные на применении антонимов

1 ч.

 

21, 22

Школьный словарь омонимов. Омонимы и похожие на них языковые явления (омоформы, омографы, омофоны).

1 ч.

 

23. 24

Омонимы, омоформы, омографы, омофоны в художественной литературе.

1 ч.

 

25

Интернациональная лексика в русском языке. Словарь заимствованных слов.

1 ч.

 

26, 27

Исконно русские слова в русском языке. Словарь устаревших слов (архаизмы, историзмы).

1 ч.

 

28

Использование устаревших слов в художественной литературе. Практическое занятие.

1 ч.

 

29

Викторина.

1 ч.

 

30

Словарь диалектных слов.

1 ч.

 

31, 32

Практическое занятие. Составление словарных статей диалектных слов.

1 ч.

 

33, 34

Итоговые занятия. Лингвокультуроведческий словарь к балладам В.А.Жуковского «Лесной рыцарь» и Гёте «Лесной рыцарь».

1 ч.

 

Термины и понятия, изучаемые на занятиях:

Учёный-русист, словник, система помет, словарная статья, однозначные / многозначные слова, синонимы, синонимический ряд, идеографические синонимы, контекстуальные синонимы, антонимы, разнокорневые и однокоренные антонимы, контекстуальные антонимы, Омонимы, омоформы, омографы, омофоны, интернациональная лексика, заимствованные слова, архаизмы, историзмы, устаревшая лексика, диалектизмы (диалектные слова), лингвокультуроведческий словарь