рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 6 класс

  • docx
  • 21.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала внеур 6 ..docx

                                                                                                                                                                 

 

   

                                                                                                                                                                         

.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  внеурочной деятельности

«…Хоть и заглядывал я встарь

в академический словарь…»

«Странные превращения. Этимология не только

серьёзная наука»

(общеинтеллектуальное  направление развития личности школьника)

     6 класс

 

                                                                                           Составитель:

Тихонова Л.А..,

учителя русского языка

                                                                                            и литературы 1 кв. категории

 

 

 

 

                                    

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности является авторской, имеет предметную направленность и разработана на основе

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;

- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ";

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81«О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;

 

Данная программа рассчитана на детей 12-14 лет. Срок ее реализации - 1 год. Курс рассчитан на 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

 

 

            В разных языках существуют почти одинаковые названия для некоторых вещей, действий, явлений. Наука этимология помогает объяснить «одинаковость» слов, учитывая закономерности языка. Углубленное изучение происхождения названий, их истории формирует у учащихся возможность выражать   разнообразие   мыслей и чувств.  Для того чтобы быстро и легко понимать друг друга, уметь правильно и логично рассуждать, нужно владеть необходимым уровнем развития компетентности в области происхождения слов и выражений русского языка, изменении в их значении.

На это рассчитаны  внеурочные занятия  «Страницы превращения. Этимология не только серьёзная наука».

 

Планируемые  результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

 Личностные результаты: эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

 

Метапредметные результаты

 

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели занятий; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

 

Предметные результаты::

Создание условий для формирования коммуникативной, языковой компетенций учащихся через усвоение понятия

происхождения слов, развитие умения понимать «необычные» слова, что

будет способствовать воспитанию любви к русскому языку, уважения к народу – творцу языка.

            Занятия  «Страницы превращения. Этимология не только серьёзная наука» имеют большое практическое значение. Занимаясь этимологией, учащиеся повышают культуру речи, развивают умение грамотно писать, правильно употреблять слова в речи. Кроме того, учащиеся овладевают умением пользоваться словарями, энциклопедиями, справочной литературой, Интернет-ресурсами, на занятиях обогащается словарный запас учащихся.

Это способствует формированию у школьников интереса к работе исследователей языка и закладывает у них профессиональный интерес к занятиям лингвистикой.

К концу 6 класса ученик научится:

1.      Различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стиль, язык художественной литературы.

2.  Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста.

 3.  Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.

     4. Объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.

  Ученик получит возможность научиться:

1. Умение определять происхождение слова при помощи словаря.

2. Различение псевдоэтимологических слов.

3. Узнавание слов «народной этимологии».

 

 

Формы  и виды организации работы

Формы организации работы учащихся в рамках данной программы внеурочной деятельности разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, тематические устные журналы, конференции,  практическая лексическая работа: толкование слов, редактирование текста, опыт составления словарной статьи, опыт составления понятий одной из школьных дисциплин (литература, история, обществознание и т.д.), знакомство с многоаспектностью существования слова (прямое и переносное значение, синонимия, антонимия, паронимия, и т.д.) совершенствование навыков пользования со справочной литературой, словарями и энциклопедиями; развитие навыков со справочными Интернет-ресурсами, исследовательская и проектная деятельность учащихся.

КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

№ п/п

Тема занятия

Кол.-во часов

Дата проведения

1

Удивительная наука – этимология. Школьный этимологический словарь.

1

01\09

2

3

 4

Слова и вещи: почему вещи названы именно так?

слова- «родственники»;

всегда ли понятны слова-иностранцы».

1

1

1

08\09

15\09

22\09

5

Русское обличие иностранных слов.

1

29\09

6

Как возникли названия денежных единиц?

1

06\10

7

Удивительная шахматная страна. Происхождение шахматных терминов.

1

13\10

8

9

10

«Искалеченные» слова.

Слова-ошибки.

Словарь «ошибок»

1

1

1

20\10

27\10

10\11

11

12

Мнимые иностранцы.

«Не помнящий родства…»

   1

   1

17\11

24\11

13

Словарь русских имён.

1

01\12

14

Словарь русских фамилий.

1

08\12

15

Географические названия.

1

15\12

16

17

18

19

20

21

Составление словаря личных имён и фамилий

Личные имена. Написание личных имен

Фамилии. Отчества.

Топонимы. Океаны и моря

Части света

Города и страны мир

1

1

1

1

1

22\12

12\01

19\01

26\01

02\02

21

«Анатомическая» этимология: происхождение названия частей тела.

1

9\02

22

23

Обрусевшие иностранцы.

Работа с Интернет-ресурсами.

1

1

16\02

23\02

24

Латинское наследие русского языка.

1

02\03

25

Греческое наследие русского языка.

1

09\03

26

Арабское наследие русского языка.

1

16\03

27

Международные слова.

1

06\04

28

29

30

«С миру по нитке…»

Несколько отдельно взятых терминов

Радуга на карте.

1

1

1

13\04

20\04

27\04

 

31

32

Об этимологии с шуткой.

Ошибки на карте

1

1

04\05

11\05

33

Странные превращения.

1

18\05

 34

Проверьте свою эрудицию

1

25\05

35

Подведем итоги

1

25\05

 

Термины и понятия, изучаемые на занятиях:

Этимология, псевдоэтимология, этимологический словарь, ляп, фразеология,

лексикон, церковно-славянский  язык,  греческий  язык,  украинский,

белорусский и др. языки, народная этимология, «необычная» этимология,

филология, филолог, лингвистика, лингвист, омонимы, синонимы, антонимы,

кинология.