|
Рабочая программа рассчитана для учащихся 7 класса на один год обучения.
Количество часов: всего – 34 (из расчета 1 час в неделю).
Главным объектом изучения является культура края. Через краеведение осуществляется связь школы с жизнью малой родины, с его художественной культурой, с людьми, созидающими художественные и эстетические ценности. В ходе изучения курса у учащихся развиваются познавательные интересы, любовь к историческим и художественным памятникам, нравственная и гражданственная ответственность за судьбу родного края и Родины.
Цель курса — сформировать у учащихся представления о культуре края как о части отечественной культуры.
Задачи курса:
1. изучить художественное наследие в аспекте общественной и культурной жизни края;
2. расширить образовательный и мировоззренческий кругозор школьников, повысить общую и эстетическую культуру, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине;
3. выявить связи народного искусства с бытом и культурными традициями края, обычаями, образом жизни;
4. на материале конкретных произведений живописи, зодчества, музыки, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления мастеров родного края.
1.Требование к уровню подготовки учащихся.
Общие требования к знаниям и умениям по курсу
1.Знать местные памятники истории и культуры, наиболее ценные в художественном отношении объекты каменной архитектуры, деревянного зодчества, монументальной скульптуры.
2. Знать имена писателей, художников и архитекторов, творческая деятельность которых связана с местным краем.
3. Знать мемориалы, связанные с жизнью и творческой деятельностью выдающихся деятелей культуры.
4. Иметь представление о культурно-просветительной и научно-исследовательской деятельности местных краеведческих и художественных музеев и их филиалов.
5. Уметь составлять краткую характеристику современного состояния художественной жизни города или отдельно взятого его района, поселка.
2. Содержание курса.
Огромные возможности в применении регионального компонента раскрываются в русле повышения эмоциональности предмета, образности раскрытия исторического прошлого, выхода на темы культуры повседневности, обращение к памятникам материальной и духовной культуры региона.
Принципиальным отличием курса от других культурологических дисциплин является воспитательная, мировоззренческая направленность содержания. Она выражается прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл национальных художественных традиций в разных его проявлениях.
Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса изобразительное искусство, музыка и мировая художественная культура. Вопросы культуры как совокупности художественных ценностей, воплощенных в народном творчестве и профессиональном искусстве, стоят в центре краеведческой линии 7-8 классов.
На территории
Тульской области располагаются уникальные культурные объекты, созданные
поколениями проживающих народов. Памятниками архитектуры интересны города:
Тула, Алексин, Белёв, Богородицк, Венёв, Плавск, Одоев, Чекалин, посёлок
Епифань, село Крапивна. Они сохранили свою историческую планировочную
структуру, застройку, природный ландшафт и насыщены памятниками истории и
культуры.
Богата событиями история Тульского края. Здесь находится первое ратное поле
России, где в 1380 году произошла историческая Куликовская битва, положившая
начало освобождению русских земель от татарского ига. Со всего мира люди едут в
мкзеи-усадьбы Л.Н.Толстого и В.Д.Поленова.
С нашим краем связаны имена известных учёных, писателей, поэтов, композиторов, общественных деятелей, национальных героев - А.С.Хомякова, И.С.Тургенева, А.Т.Болотова, В.А.Левшина, В.А.Жуковского, К.Д. Кавелина, М.П.Мусоргского, А.С.Даргомыжского, Н.И.Белобородова, В.В.Вересаева, И.А.Бунина, В.Ф.Руднева и других. Они - слава Тульской земли и национальная гордость России.
Тульская область располагает огромным культурным потенциалом, который может служить основой возрождения и активизации культурной жизни всего региона.
Главным смысловым стержнем программы должна стать связь искусства с жизнью человека. Вопросы культуры края могут быть решены на базе практико- ориентированной работы учащихся через призму ученической исследовательской деятельности, через метод учебных проектов как системный компонент учебно-воспитательного процесса, позволяющий построить его на принципах проблемного и деятельностного подходов, личностно ориентированного обучения, педагогики сотрудничества. Формами работы может быть посещение музеев, выставок, создание презентаций, творческих практических работ.
Предлагаемый перечень объектов художественной культуры не является стабильным. Именно расширение поиска новых памятников, предметов, объектов искусства и других достопримечательностей является первоочередной задачей
3.Тематическое планирование.
№ п/п |
Темы |
Количество часов |
1 |
Введение |
4ч |
2 |
Города Тульской области |
17ч |
3 |
Архитектурные комплексы и ансамбли Тульского края |
5ч |
4 |
Мир музея |
1ч |
5 |
Тула и ВОВ |
2ч |
6 |
Практическая работа |
3ч |
Всего: |
34ч |
4. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п |
Тема урока |
Примечание |
Введение.-4ч |
||
1 |
Что изучает курс. |
|
2 |
Город-герой Тула. |
|
3 |
Достопримечательности Тулы. |
|
4 |
«Экскурсионный маршрут по местам, связанным с деятельностью Петра I в Тульском крае». Проект. |
|
Города Тульской области.-17ч |
||
5 |
Гербы Тульской области. |
|
6 |
Ефремов. |
|
7 |
Венев. |
|
8 |
Алексин. |
|
9 |
Чекалин. |
|
10 |
Богородицк. |
|
11 |
Одоев. |
|
12 |
Суворов. |
|
13 |
Узловая. |
|
14 |
Дубна. |
|
15 |
Плавск. |
|
16 |
Киреевск. |
|
17 |
Кимовск. |
|
18 |
Щекино. |
|
19 |
Белев. |
|
21 |
Новомосковск. |
|
22 |
Донской. |
|
Архитектурные комплексы и ансамбли Тульского края.-5ч |
||
23 |
Памятники архитектуры: монастыри, церкви, усадьбы, особняки. |
|
24 |
Ясная Поляна. |
|
25 |
Поленово. |
|
26 |
Музей-заповедник «Куликово поле». |
|
27 |
Бежин Луг и усадьба Тургенева. |
|
Мир музея.-1ч |
||
28 |
Музеи Тулы. |
|
Тула и ВОВ.-2ч |
||
30 |
Героическая оборона Тулы. |
|
31 |
Герой Советского Союза Е. Ф. Волков. |
|
Практическая работа.-3ч |
||
32 |
Работа над мини-проектами о гордах Тульского края. |
|
33 |
Защита проектов. |
|
34 |
Повторение. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.