МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №40 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.А,СКУГАРЯ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО Заседание МО учителей начальных классов Протокол № от ___.____.2020 Руководитель МО ________/Рупчева В.В. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______/Каминская Г.В.
|
УТВЕРЖДЕНО Приказ №____ от ___.____.2020
|
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Юный патриот»
для 4 – В класса
Составитель:
Хохлова Светлана Сергеевна
учитель начальных классов
первой категории
г.Симферополь, 2020 г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.
Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.
Нормативные документы обеспечивающие выполнение программы:
Программа по курсу «Юный патриот» разработана с учётом возрастных и психологических особенностей обучающихся 4 класса.
Общие цели и задачи учебного предмета.
Цель работы по патриотическому воспитанию:
· формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
· сохранение истории нашего края для будущих поколений;
· воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.
· сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях .
· сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.
· воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа.
· организовать экскурсии по историческим местам , музеям, храмам.
· сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.
· вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Юный патриот» является формирование следующих умений:
· внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
· эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
· начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
· положительная мотивация учебной деятельности;
· самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
· навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
· сознание необходимости получения знаний, как средств реализации коммуникативных умений и навыков.
· формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, народам нормам общественной жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
· умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
· освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
· способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;
· совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:
· добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
· владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность.
· перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
· владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
· овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
· знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
· устанавливать причинно-следственные связи.
3.Коммуникативные УУД:
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
· учиться выполнять различные роли в группе.
4. Личностные УУД:
· знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
· осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
· осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
· осознание ответственности за общее благополучие;
· развитие этических чувств;
· установка на здоровый образ жизни;
· самооценка.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа «Юный патриот» используется в 1-4 классах. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.
День знаний.
Международный день распространения грамотности.
Откуда пришло мое имя. Тайна имен.
Правила жизни в обществе.
2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
День пожилого человека. Из бабушкиной копилки «Народные методы лечения простуды».
Всемирный день защиты животных.
Всероссийский урок «Экология и энергосбережение».
Международный день школьных библиотек.
Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет.
3.“Я и культура”(8 ч) – формирование отношения к искусству.
День народного единства.
День словаря.
День матери в России.
Международный день инвалидов.
Международный день художника.
День Конституции Российской Федерации.
Международный день кино.
Как встречают Новый год в разных странах.
4.“Я и школа”(6 ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Продолжаем изучать Школьный Устав. Формирование гражданского отношения к школе.
Школьная библиотека. Конкурс «Чей учебник чище».
День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Мой лучший школьный друг. Умею ли я дружить?
Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе. Создание творческих проектов.
День защитника Отечества.
5.“Я и мое Отечество”(4 ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Поговорим о толерантности. Просмотр видеофильмов.
Международный женский день.
День воссоединения Крыма и России.
Права ребенка. Наше право и наш интерес.
6.“Я и планета”(8ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
В ответе за тех, кого приучили. Создание творческих проектов «Мой домашний любимец».
День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы».
Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены.
Семь чудес света. Создание творческих проектов.
День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941- 1945 годов.
Крымские чудеса.
Международный день семьи.
День славянской письменности и культуры.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Название раздела |
Кол-во часов |
1 |
Я и я |
4 ч |
2 |
Я и семья |
5 ч |
3 |
Я и культура |
8 ч |
4 |
Я и школа |
6 ч |
5 |
Я и мое Отечество |
4 ч |
6 |
Я и планета |
8ч |
|
Всего |
35 |
5. КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
|
Содержание |
Дата по плану |
Дата по факту |
|
|
Я и я (4 ч) |
|
|
1 |
1. |
День знаний. |
|
|
2 |
2. |
Международный день распространения грамотности. |
|
|
3 |
3. |
Откуда пришло мое имя. Тайна имен. |
|
|
4 |
4. |
Правила жизни в обществе. |
|
|
|
|
Я и семья (5ч) |
|
|
5 |
1. |
День пожилого человека. Из бабушкиной копилки «Народные методы лечения простуды» |
|
|
6 |
2. |
Всемирный день защиты животных. |
|
|
7 |
3. |
Всероссийский урок «Экология и энергосбережение». |
|
|
8 |
4. |
Международный день школьных библиотек. |
|
|
9 |
5. |
Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет. |
|
|
|
|
Я и культура (8ч) |
|
|
10 |
1. |
День народного единства. |
|
|
11 |
2. |
День словаря. |
|
|
12 |
3. |
День матери в России. |
|
|
13 |
4. |
Международный день инвалидов. |
|
|
14 |
5. |
Международный день художника |
|
|
15 |
6. |
День Конституции Российской Федерации. |
|
|
16 |
7. |
Международный день кино.
|
|
|
17 |
8. |
Как встречают Новый год в разных странах. |
|
|
|
|
Я и школа (6ч) |
|
|
18 |
1. |
Продолжаем изучать Школьный Устав. Формирование гражданского отношения к школе. |
|
|
19 |
2. |
Школьная библиотека. Конкурс «Чей учебник чище». |
|
|
20 |
3. |
День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады ( 1944). |
|
|
21 |
4. |
Мой лучший школьный друг. Умею ли я дружить? |
|
|
22 |
5. |
Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе. Создание творческих проектов |
|
|
23 |
6. |
День защитника Отечества. |
|
|
|
|
Я и мое Отечество (4ч) |
|
|
24 |
1. |
Поговорим о толерантности. Просмотр видеофильмов. |
|
|
25 |
2. |
Международный женский день. |
|
|
26 |
3. |
День воссоединения Крыма и России. |
|
|
27 |
4. Это |
Права ребенка. Наше право и наш интерес. |
|
|
|
|
Я и планета (8ч) |
|
|
28 |
1. |
В ответе за тех, кого приучили. Создание творческих проектов «Мой домашний любимец» |
|
|
29 |
2. |
День космонавтики. Гагаринский урок « Космос- это мы». |
|
|
30 |
3. |
Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены. |
|
|
31 |
4. |
Семь чудес света. Создание творческих проектов. |
|
|
32 |
5. |
День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. |
|
|
33 |
6. |
Крымские чудеса. |
|
|
34 |
7. |
Международный день семьи. |
|
|
35 |
8. |
День славянской письменности и культуры. |
|
|
6. ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом.
Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
Максимова Т.Н. Классные часы: 4 класс. – М.: ВАКО, 2009.
Персидская И.В., Фонова Г.А. и др. Классные часы в 1-4 классах. – Волгоград: «Учитель», 2006.
Яценко И.Ф., Праздники России: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2010.
Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2013.
http://www.inmoment.ru/holidays/holidays-month.html - Российские праздники. Календарь праздников.
http://www.openclass.ru/node/357269 - Разработки внеклассных занятий по духовно-нравственному направлению.
• Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
• Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М. Молодова. – Минск: Асар, 2009.
• О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
• Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В. Павленко. – Смоленск: Русич, 2006.
• Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В. Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2011.
• Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г. Круглов. М.: Просвещение, 2011.
• Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г. Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2011.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.