ПРИНЯТА Протокол педагогического совета № ______ от «____» __________ 20____г. |
«УТВЕРЖДАЮ»
«__»___________20___г. |
Дополнительная общеобразовательная программа
Направленность: социально-гуманитарная
Возраст обучающихся: 11 - 16 лет
Срок реализации: 3 года
Количество часов по ДООП: 648 часов
Савватеев Андрей Александрович,
педагог дополнительного образования
г. Златоуст 2023 г.
1.1. Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Юнармия» разработана с учётом нормативно-правовых документов международного, всероссийского, регионального и муниципального уровня, и согласно локальным актам учреждения.
Направленность программы.
Дополнительная общеобразовательная программа «Юнармия» отнесена к программам социально-гуманитарной направленности и способствует формированию у молодежи готовности и практической способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества.
Программа направлена на:
1. участие в реализации основных задач государственной молодежной политики Российской Федерации;
2. всестороннее развитие и совершенствование личности детей и подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;
3. повышение в обществе авторитета и престижа военной службы;
4. сохранение и приумножение патриотических традиций.
Актуальность программы состоит в том, что она направлена на формирование физической культуры обучающихся как части общей культуры, базирующейся на системе нравственных ценностей, определенных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа ориентирована на социальный заказ обучающихся и родителей к подготовке будущих защитников Отечества, у детей формируются личностные качества, знания, умения и навыки необходимые на службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, способствует личностному развитию подростка, укреплению его физического здоровья, профессиональному самоопределению детей, их адаптации к жизни в обществе.
Отличительные особенности программы. Состоят в том, что она направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания подростков и является одной из основ их духовно-нравственного развития. Работа по данной программе проводится в соответствии с утверждённым постановлением правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422, федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», федерального закона «О Днях воинской славы (победных днях) России», Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации. Программа «Юнармеец», прежде всего, перестраивает сознание подростка, формируя у него необходимые установки на предстоящую службу.
Адресат программы. Программа адресована детям от 11 до 17 лет. Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
Условия набора обучающихся в кружок: принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Во время приёма и формирования учебных групп проводится первичная диагностика способностей обучающихся (знаний, умений, навыков и физической подготовки).
Наполняемость в группах составляет на 1-м, 2-м и 3-м годах обучения от 15 до 20 человек.
Объем, срок освоения программы, режим занятий. Программа рассчитана на 3 года обучения по 216 часов в год. На полное освоение программы требуется 648 часов, включая индивидуальные консультации, теоретические и практические занятия, комплексные тренировки, стрельбы и тактические учения.
На 1-м, 2-м, и 3-м году обучения занятия проводятся три раза в неделю по два часа.
Форма организации деятельности учащихся: очная.
Виды занятий: (комбинированная форма занятия) теоретическая информация, беседа, консультация, опрос, обсуждение, индивидуальная и групповая работа, экскурсии, теоретические и практические занятия, комплексные тренировки, стрельбы и тактические учения.
Полученные теоретические знания закрепляются на практике.
Особенности (форма) организации образовательного процесса – групповая; одновозрастные группы; состав группы постоянный.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – общее количество часов в год - 216; количество часов и занятий в неделю – три раза в неделю по 2 часа.
Совершенствование системы военно-патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения и молодёжи, объединение подростков и молодёжи в единую неполитическую общественную организацию, пропагандирующую патриотизм и здоровый образ жизни, воспитание патриотов своего Отечества.
1. реализация государственной молодежной политики Российской Федерации;
2. воспитание у молодежи чувства патриотизма, приверженности идеям интернационализма, дружбы и войскового товарищества, противодействия идеологии экстремизма;
3. воспитание у юных граждан уважения к Вооруженным Силам России, формирование положительной мотивации к прохождению военной службы и всесторонняя подготовка юношей к исполнению воинского долга;
4. изучение истории страны и военно-исторического наследия Отечества, развитие краеведения, расширение знаний об истории и выдающихся людях «малой» Родины;
5. пропаганда здорового образа жизни, укрепление физической закалки и выносливости, организация здорового досуга учащихся;
6. активное приобщение подростков и молодежи к военно- техническим знаниям и техническому творчеству;
7. развитие в подростковой и молодежной среде ответственности, принципов коллективизма, системы нравственных установок личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.
1.3. Учебный план
Учебно-тематический план 1 год обучения
№ п/п |
Разделы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1 |
Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ |
2 |
2 |
|
|
2 |
Военная история России |
10 |
10 |
|
Опрос |
3 |
Медицинская подготовка |
10 |
7 |
3 |
Опрос |
4 |
Основы предвоенной подготовки |
52 |
6 |
46 |
Опрос |
5 |
Интеллектуальная подготовка |
24 |
22 |
2 |
Опрос |
6 |
Основы здорового образа жизни |
8 |
7 |
1 |
Опрос |
7 |
Психологическая подготовка |
6 |
6 |
|
Опрос |
8 |
Основы строевой подготовки |
42 |
3 |
39 |
Выполнение нормативов |
9 |
Физическая подготовка |
40 |
|
40 |
Выполнение нормативов |
10 |
Экскурсии |
10 |
10 |
|
|
11 |
Соревнования |
10 |
|
10 |
|
12 |
Итоговое занятие (промежуточная аттестация) |
2 |
2 |
- |
Тестирование, выполнение нормативов |
|
Всего |
216 |
75 |
141 |
|
3x2 (216 часов)
№ п/п |
Разделы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1 |
Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ |
2 |
2 |
|
|
2 |
Военная история России |
10 |
10 |
|
Опрос |
3 |
Медицинская подготовка |
16 |
12 |
4 |
Опрос |
4 |
Основы предвоенной подготовки |
54 |
7 |
47 |
Опрос |
5 |
Интеллектуальная подготовка |
24 |
22 |
2 |
Опрос |
6 |
Основы здорового образа жизни |
8 |
7 |
1 |
Опрос |
7 |
Психологическая подготовка |
6 |
6 |
|
Опрос |
8 |
Основы строевой подготовки |
34 |
0 |
34 |
Выполнение нормативов |
9 |
Физическая подготовка |
40 |
|
40 |
Выполнение нормативов |
10 |
Экскурсии |
10 |
10 |
|
|
11 |
Соревнования |
10 |
|
10 |
|
12 |
Итоговое занятие (промежуточная аттестация) |
2 |
2 |
- |
Тестирование, выполнение нормативов |
|
Всего |
216 |
78 |
138 |
|
3x2 (216 часов)
№ п/п |
Разделы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1 |
Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ |
2 |
2 |
|
|
2 |
Структура Вооруженных сил РФ |
10 |
10 |
|
Опрос |
3 |
Медицинская подготовка |
10 |
7 |
3 |
Опрос |
4 |
Основы предвоенной подготовки |
60 |
7 |
53 |
Опрос |
5 |
Интеллектуальная подготовка |
24 |
22 |
2 |
Опрос |
6 |
Основы здорового образа жизни |
8 |
7 |
1 |
Опрос |
7 |
Психологическая подготовка |
6 |
6 |
|
Опрос |
8 |
Основы строевой подготовки |
34 |
0 |
34 |
Выполнение нормативов |
9 |
Физическая подготовка |
40 |
|
40 |
Выполнение нормативов |
10 |
Экскурсии |
10 |
10 |
|
|
11 |
Соревнования |
10 |
|
10 |
|
12 |
Итоговое занятие (промежуточная аттестация) |
2 |
2 |
- |
Тестирование, выполнение нормативов |
|
Всего |
216 |
75 |
141 |
|
1.4. Содержание программы
Содержание образовательной программы I года обучения
Теория (2 часа): Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ.
Теория (8 часов): История и значение гимна. История и отличительные знаки герба. История флага и геральдическое значение цветов флага: белого, синего, красного. Рода войск, знаки отличия, эмблемы подразделений ВС РФ. Кокарды, погоны, эмблемы, нарукавных знаков различия. Правила ношения парадной и камуфляжной форм. Воинские звания.
Теория (7 часов): Аптечка. Предварительная оценка состояния пострадавшего и безопасности места происшествия. Способы транспортировки пострадавшего. Кровотечения. Повязки. Практика – (3 часа): Состав и способы хранения походной и личной аптечки. Виды и способы остановки кровотечений. Способы наложения повязок на раны.
Теория (6 часов): Основы и правила стрельбы из пневматической винтовки. Устройство и принцип работы АК-74. Тактико-технические характеристики АК-74. Назначение частей и механизмов. Средства индивидуальной защиты. Практика (46 часов): Практические стрельбы из пневматической винтовки. Неполная разборка и сборка АК-74. Средства индивидуальной защиты.
Теория (22 часов): Основы исторических знаний. Краеведение и география. Практика (2 часа): Краеведение и география Урала.
Теория (7 часов): Личная гигиена человека. Привычки и здоровье. Здоровый образ жизни. Правила сохранения и укрепления здоровья. Практика (2 часа): В здоровом теле – здоровый дух.
Теория - (6 часов): Страх, паника. Способы преодоления страха и паники. Конфликты, ссоры, взаимоотношения в группе. Способы предотвращения. Психическая саморегуляция.
Теория (3 часа): Правила поведения в строю. Строевая песня в движении в составе подразделения. Практика – (39 часов): Строй. Шеренга. Колонна. Строевая стойка. Строевой шаг. Передвижение в одиночном порядке. Передвижение в составе подразделения. Походный шаг. Строевой шаг. Шаг на месте. Строевая песня в движении в составе подразделения. Передвижение в строю, повороты направо, налево. Отдание воинского приветствия в составе подразделения. Развороты кругом на месте и в движении.
Практика - (40 часов): Занятия по общефизической и специальной подготовке. Преодоление единой армейской полосы препятствия.
Теория – (10 часов): Чебаркульская дивизия, 90-ая дивизия, музей «Воинской славы».
Практика – (10 часов): Подготовка и участи в межмуниципальных военно- тактических играх на полигоне (лазертаг). Подготовка и участие в юнармейских соревнованиях по огневой подготовке. Подготовка и участие в «Зарница» военно-патриотической игре. Подготовка и участие в юнармейских соревнованиях по страйк болу (лазертаг). Открытая областная Военно-спортивная игра «Рубеж».
12. Итоговое занятие (2 часа). Промежуточная аттестация. Тестирование, выполнение нормативов.
1. Вводное занятие - (2 часа).
Теория (2 часа): Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ.
Теория (8 часов): История и значение гимна. История и отличительные знаки герба. История флага и геральдическое значение цветов флага: белого, синего, красного. Рода войск, знаки отличия, эмблемы подразделений ВС РФ. Кокарды, погоны, эмблемы, нарукавных знаков различия. Правила ношения парадной и камуфляжной форм. Воинские звания.
Теория (12 часов): Аптечка. Предварительная оценка состояния пострадавшего и безопасности места происшествия. Способы транспортировки пострадавшего. Кровотечения. Повязки. Практика – (4 часа): Состав и способы хранения походной и личной аптечки. Виды и способы остановки кровотечений. Способы наложения повязок на раны.
Теория (7 часов): Основы и правила стрельбы из пневматической винтовки. Устройство и принцип работы АК-74. Тактико-технические характеристики АК-74. Назначение частей и механизмов. Средства индивидуальной защиты. Практика (47 часов): Практические стрельбы из пневматической винтовки. Неполная разборка и сборка АК-74. Средства индивидуальной защиты.
Теория (22 часов): Основы исторических знаний. Краеведение и география. Практика (2 часа): Краеведение и география Урала.
Теория (7 часов): Личная гигиена человека. Привычки и здоровье. Здоровый образ жизни. Правила сохранения и укрепления здоровья. Практика (2 часа): В здоровом теле – здоровый дух.
Теория - (6 часов): Страх, паника. Способы преодоления страха и паники. Конфликты, ссоры, взаимоотношения в группе. Способы предотвращения. Психическая саморегуляция.
Практика – (34 часа): Строй. Шеренга. Колонна. Строевая стойка. Строевой шаг. Передвижение в одиночном порядке. Передвижение в составе подразделения. Походный шаг. Строевой шаг. Шаг на месте. Строевая песня в движении в составе подразделения. Передвижение в строю, повороты направо, налево. Отдание воинского приветствия в составе подразделения. Развороты кругом на месте и в движении.
Практика - (40 часов): Занятия по общефизической и специальной подготовке. Преодоление единой армейской полосы препятствия.
Теория – (10 часов): Чебаркульская дивизия, 90-ая дивизия, музей «Воинской славы».
Практика – (10 часов): Подготовка и участи в межмуниципальных военно- тактических играх на полигоне (лазертаг). Подготовка и участие в юнармейских соревнованиях по огневой подготовке. Подготовка и участие в «Зарница» военно-патриотической игре. Подготовка и участие в юнармейских соревнованиях по страйк болу (лазертаг). Открытая областная Военно-спортивная игра «Рубеж».
12. Итоговое занятие (2 часа). Промежуточная аттестация. Тестирование, выполнение нормативов.
1. Вводное занятие - (2 часа).
Теория (2 часа): Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ.
Теория (8 часов): История и значение гимна. История и отличительные знаки герба. История флага и геральдическое значение цветов флага: белого, синего, красного. Рода войск, знаки отличия, эмблемы подразделений ВС РФ. Кокарды, погоны, эмблемы, нарукавных знаков различия. Правила ношения парадной и камуфляжной форм. Воинские звания.
Теория (7 часов): Аптечка. Предварительная оценка состояния пострадавшего и безопасности места происшествия. Способы транспортировки пострадавшего. Кровотечения. Повязки. Практика – (3 часа): Состав и способы хранения походной и личной аптечки. Виды и способы остановки кровотечений. Способы наложения повязок на раны.
Теория (7 часов): Основы и правила стрельбы из пневматической винтовки. Устройство и принцип работы АК-74. Тактико-технические характеристики АК-74. Назначение частей и механизмов. Средства индивидуальной защиты. Практика (53 часов): Практические стрельбы из пневматической винтовки. Неполная разборка и сборка АК-74. Средства индивидуальной защиты.
Теория (22 часов): Основы исторических знаний. Краеведение и география. Практика (2 часа): Краеведение и география Урала.
Теория (7 часов): Личная гигиена человека. Привычки и здоровье. Здоровый образ жизни. Правила сохранения и укрепления здоровья. Практика (2 часа): В здоровом теле – здоровый дух.
Теория - (6 часов): Страх, паника. Способы преодоления страха и паники. Конфликты, ссоры, взаимоотношения в группе. Способы предотвращения. Психическая саморегуляция.
Практика – (34 часов): Строй. Шеренга. Колонна. Строевая стойка. Строевой шаг. Передвижение в одиночном порядке. Передвижение в составе подразделения. Походный шаг. Строевой шаг. Шаг на месте. Строевая песня в движении в составе подразделения. Передвижение в строю, повороты направо, налево. Отдание воинского приветствия в составе подразделения. Развороты кругом на месте и в движении.
Практика - (40 часа): Занятия по общефизической и специальной подготовке. Преодоление единой армейской полосы препятствия.
Теория – (10 часов): Чебаркульская дивизия, 90-ая дивизия, музей «Воинской славы».
Практика – (10 часов): Подготовка и участи в межмуниципальных военно- тактических играх на полигоне (лазертаг). Подготовка и участие в юнармейских соревнованиях по огневой подготовке. Подготовка и участие в «Зарница» военно-патриотической игре. Подготовка и участие в юнармейских соревнованиях по страйк болу (лазертаг). Открытая областная Военно-спортивная игра «Рубеж».
12. Итоговое занятие (2 часа). Промежуточная аттестация. Тестирование, выполнение нормативов.
1.5. Планируемые результаты
К концу обучения обучающиеся: |
К концу обучения у обучающихся: |
- будут знать историю, традиции кадетов, - будут знать символику России, - будут ознакомлены с Воинским Уставом ВС, - будут знать правила укрепления и сохранения здоровья; - будет знать обязанности перед строением и в строю, воинские звания, правила поведения в строю. |
- будут сформированы навыки строевой подготовки, - будут сформированы навыки оказания медицинской помощи в боевых действиях, - будут сформированы навыки преодоления страха и паники, - будут сформированы навыки соблюдения гигиены, составления распорядка дня, использования одежды по сезону. |
Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале учебного года (сентябрь) для определения уровня подготовки учащихся. Форма проведения – собеседование.
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений.
Промежуточный контроль (промежуточная аттестация) проводится 1 раз в год (май) по окончании 1, 2, 3 года обучения.
Формы подведения итогов: тестирование, выполнение нормативов.
Итоговая аттестация (май) проводится в конце 4-го года обучения при предъявлении ребёнком (в доступной ему форме) результата обучения, предусмотренного программой. Формы подведения итогов: тестирование, выполнение нормативов.
Критериями оценки уровня освоения программы являются:
1. соответствие уровня теоретических знаний учащихся программным требованиям;
2. свобода восприятия теоретической информации;
3. самостоятельность работы;
4. осмысленность действий;
5. разнообразие освоенных технологий;
6. соответствие практической деятельности программным требованиям;
7. уровень творческой активности учащегося: количество реализованных проектов, выполненных самостоятельно на основе изученного материала;
8. качество выполненных работ, как по заданию педагога, так и по собственной инициативе.
Спектр способов и форм выявления результатов |
Спектр способов и форм фиксации результатов |
Спектр способов и форм предъявления результатов |
Беседы, опросы, теоретические и практические занятия, экскурсии, стрельбы и тактические учения, участия в соревнованиях, играх, тестирования, и др. |
Грамоты, дипломы, журнал, оценки, анкеты, графики, диаграммы, таблицы результативности, протоколы диагностики. |
Тестирования, выполнения нормативов. |
Сведения об обучающихся
Год обучения |
Количество групп |
Количество обучающихся |
1 год обучения |
1 |
15 |
2 год обучения |
1 |
15 |
3 год обучения |
1 |
15 |
Начало учебного года — 01.09.2024г.
Начало занятий — 01.09.2024г.
Конец учебного года — 31.05.2025г.
Осенние каникулы
Зимние каникулы - 31 декабря 2024г. - 8 января 2025г.
Весенние каникулы
Летние каникулы — 01.06.2025г. - 31.08.2025г.
Продолжительность реализации дополнительных общеобразовательных программ - 34 учебных недели.
Нерабочими праздничными днями в течение учебного года являются:
4 ноября 2024г. - День народного единства
31 декабря 2024г. - 8 января 2025 г. - Новогодние праздники
24 февраля 2025г.- День Защитника Отечества
8 марта 2025г. - Международный женский день
1 мая 2025г. - Праздник весны и труда
9 мая 2025г. - День Победы
Для эффективной деятельности по программе необходимы следующие материалы и инструменты:
1. учебный кабинет;
2. раздаточный материал к занятиям (тематические карточки, тесты);
3. мультимедийное оборудование (проектор, экран, ноутбук), наглядные пособия и плакаты по начальной военной подготовке для демонстрации к занятиям,
4. пневматические винтовки, АК-74 (учебный),
5. пневматический пистолет,
6. страйкбольный пистолет,
7. противогазы,
8. ОЗК.
Внесение изменений в программу влечет за собой дополнения, изменения в материальном обеспечении.
2.3. Формы аттестации
Сроки и формы проведения мониторинга достижений обучающихся.
Промежуточная аттестация 1-2 года обучения (май) – тестирования, сдача нормативов. Итоговая аттестация – 3 год обучения (май) – тест, сдача нормативов.
2.4. Оценочные материалы
В инструментарий педагогического мониторинга, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов, входят - тесты, оценочные листы контроля, мониторинговые карты, аттестационные ведомости, протоколы, методики психолого-педагогической диагностики и т.п.
2.5. Методические материалы
- особенности организации образовательного процесса – очно;
- используемые педагогические технологии личностно-ориентированные; сотрудничества, игровые, дифференцированного обучения, КСО и т.д. технологии портфолио, технология решения изобретательских задач (ТРИЗ), здоровье сберегающие технологии и др.
- методы обучения: репродуктивные: словесные (рассказ, беседа, лекция, объяснение); наглядные (иллюстрация, демонстрация); практические (практическая работа, упражнения, дидактические игры); продуктивные: проблемное изложение, частично-поисковый (эвристический), исследовательский, творческий (креативный) и др.
- формы организации образовательного процесса – учебное (учебно-тренировочное) занятие, интегрированное, репетиция (сводная репетиция), экскурсия, воспитательно-досуговое мероприятие, КТД и т.п.
- формы организации деятельности учащихся – групповая или межгрупповая (творческие группы, команды), индивидуальная;
- алгоритм учебного занятия
Структура учебного занятия — это логическое взаиморасположение и связь элементов, обеспечивающих целостность урока.
1. Основные этапы учебного занятия:
2. Организационный этап.
3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе (актуализация, мотивация, целеполагание).
4. Формирование (усвоение) новых знаний и способов деятельности.
5. Первичная проверка понимания изученного материала.
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности.
7. Применение знаний и способов деятельности.
8. Обобщение и систематизация знаний.
9. Контроль и самоконтроль усвоения знаний и способов деятельности.
10. Коррекция знаний и способов деятельности.
11. Подведение итогов занятия и рефлексия.
- дидактические материалы – инструкции, технологические карты, комплексы заданий, упражнений, образцы работ и т.п.
1. Строевой устав ВС РФ,
2. Правила ношения военной формы одежды,
3. Указ Президента РФ о создании МИН МЧС РФ и корпуса Российских спасателей,
4. Положение о спасательных формирования МЧС России,
5. Кодекс спасателей РФ России, Видеофильмы «Встречный марш»,
6. Боевой устав сухопутных войск (часть 2 и 3).
Комплект плакатов по начальной военной подготовке (с наличием в нем таблиц):
1. устройство и тактико-техническая характеристика мин, гранат;
2. устройство компаса;
3. силуэты и опознавательные знаки самолетов и вертолетов возможного противника;
4. приемы и правила метания ручных гранат;
5. фортификационные сооружения (окопы, траншеи, щели, ниши, блиндажи, укрытия);
6. минно-взрывные заграждения;
7. основы и правила стрельбы из стрелкового оружия;
8. меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами,
9. комплект плакатов по строевой подготовке.
1. «Офицеры»,
2. «Встречный марш».
1. «Марш Преображенского полка»,
2. «Марш победителей»,
3. «Марш артиллеристов».
Нормативные документы
1. Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989г.);
2. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 г. № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
6. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
7. Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09);
8. Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации» (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30 декабря 2022 года № АБ – 3924/06);
9. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые программы в области физической культуры и спорта) (утвержденные приказом ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания,2021 год);
10. Письмо министерства просвещения Российской Федерации от 19.08.2022 г. «Об адаптированных дополнительных общеразвивающих программах»;
11. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
12. Паспорт национального проекта «Образование» (утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018г. №16);
13. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
14. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
15. Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Методические рекомендации ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»»// Москва: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2023.;
16. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ (утв. приказом МНиВО РФ и Минпроса РФ от 05.08.2020 № 882/391);
17. Локальные акты:
18. Устав МАОУ СОШ № 90;
19. Положение о порядке текущего контроля успеваемости и аттестации учащихся;
20. Календарный учебный график МАОУ СОШ № 90;
21. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, порядке ее разработки и утверждения
Книги
1. Военная топография. (Учебник для юнармейцев учебных подразделений). – М.: Военно-топографическое управление генерального штаба, 1966.
2. Кукушкин А.В. Воспоминания начальника разведки ВДВ. – Чита.:2014. – 100с.
3. Мохунов Г.А. Герои Оренбуржья.- Оренбург.: Издательский центр ОГАУ, 2013. – 375.
4. Наставление по воздушно-десантной подготовке. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1977.
5. Организация вооружения и тактика действия иностранных армий. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1997.
6. Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат,1992.- 226с.
7. Полезные советы воину. Учебное пособие.– М.: Воениздат, 1994.- 552с.
8. Подготовка войскового разведчика. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1994.
9. Подготовка разведчика системы ГРУ: учебное пособие.– М.: Прогресс, 2000.
10. Подготовка разведчика. – Мн.: Харвест,М.:АСТ, 2001. – 400с. – (Настольная книга будущего командира).
11. Португальский. Первые и впервые. Военная история Отечества.– М.:ООО «Издательский дом «Проспект-АП»,2005.-288с.
12. Поповских П.Я., Сирота В.И. Учебник «Азбука разведчика». – Рыбинск.: ОАО «Рыбинский Дом печати»,2014. - 384с.
Приложение 1
Методика мониторинга усвоения обучающимися учебного материала
Показатели (оцениваемые параметры) |
Критерии |
Степень выраженности оцениваемого качества |
Оценка |
|
1. Теоретическая подготовка ребенка |
||||
1.1. Теоретические знания |
Соответствие теоретических знании ребенка программным требованиям |
Недостаточный уровень Обучающийся овладел менее чем 1/2 объема знаний, умений и навыков, предусмотренных программой. |
|
|
Средний уровень Объем усвоенных знаний составляет более |
|
|||
Достаточный уровень Обучающийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период. |
|
|||
Оптимальный уровень Обучающийся полностью овладел знаниями, умениями и навыками, заложенными в программе, имеет высокие достижения (дипломы, грамоты различного уровня) |
|
|||
1.2. Владение специальной терминологией |
Осмысленность и правильность использования специальной терминологии |
Недостаточный уровень Обучающийся избегает употреблять специальные термины. |
|
|
Средний уровень Обучающийся сочетает специальную терминологию с бытовой. |
|
|||
Достаточный уровень Специальные термины употребляет осознанно. |
|
|||
Оптимальный уровень Специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. |
|
|||
2. Практическая подготовка ребенка |
||||
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой |
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям |
Недостаточный уровень Обучающийся овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков. |
|
|
Средний уровень Объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2зун |
|
|||
Достаточный уровень Обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период. |
|
|||
Оптимальный уровень Обучающийся полностью овладел знаниями, умениями и навыками, заложенными в программе, имеет высокие достижения (дипломы, грамоты различного уровня). |
|
|||
2.2. Владение различным и художественными материалам и инструментами |
Отсутствие затруднений в использовании материалов и инструментов |
Недостаточный уровень Обучающийся испытывает серьезные затруднения в выборе художественных материалов и инструментов, в их использовании. |
|
|
Средний уровень Работает с различными материалами инструментами с помощью педагога. |
|
|||
Достаточный уровень Работает различными материалами и инструментами самостоятельно, не испытывает особых трудностей. |
|
|||
Оптимальный уровень Работает различными материалами и инструментами самостоятельно, не испытывая трудностей. |
|
|||
2.3. Творческие навыки |
Креативность в выполнении практических заданий |
Недостаточный уровень Креативность в работах отсутствует. |
|
|
Средний уровень В работах проявляется начальный (элементарный) уровень развития креативности. Обучающийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога. |
|
|||
Достаточный уровень Работы выполняются на репродуктивном уровне. Обучающийся выполняет в основном задания на основе |
|
|||
Оптимальный уровень Творческий уровень. Выполняет практические задания с элементами творчества |
|
|||
2.4. Развитие воображения |
|
Недостаточный уровень Проявления творческого воображения практически незаметны. |
|
|
Средний уровень. Проявляет творческое воображение в случае, если педагог оказывают соответствующую помощь. |
|
|||
Достаточный уровень. Способен к выполнению творческих заданий |
|
|||
Оптимальный уровень Проявляет воображение при выполнении всех творческих заданий |
|
|||
3. Общеучебные умения и навыки обучающегося |
||||
3.1. Учебно- коммуникативные умения: умение слушать и слышать педагога |
Адекватность восприятия информации, идущей от педагога |
Недостаточный уровень. Обучающийся испытывает затруднения при работе, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. |
|
|
Средний уровень. Умеет слушать и выполняет задания, данные педагогом. Обращается за помощью при необходимости. |
|
|||
Достаточный уровень. Большую часть заданий выполняет самостоятельно. |
|
|||
Оптимальный уровень. Работает самостоятельно. |
|
|||
3.2. Умение организовать свое рабочее место |
Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой |
Недостаточный уровень. Обучающийся испытывает затруднения в организации своей деятельности и рабочего места, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. Освоил менее чем 1/2 правил техники безопасности. |
|
|
Средний уровень. Умеет организовать свою деятельность при помощи педагога. Освоил более 2/3 правил техники безопасности. |
|
|||
Достаточный уровень. Самостоятельно может подготовиться к выполнению различных заданий. Знает и выполняет основные правила техники безопасности. |
|
|||
Оптимальный уровень. Самостоятельно готовится ко всем занятиям. Строго соблюдает правила техники безопасности, следит за соблюдением техники безопасности другими воспитанниками. |
|
|||
Приложение 2
Первичная диагностика
Цель: определение общего уровня развития ребенка. Задачи:
· определение общего уровня развития ребенка;
· выявление физических способностей.
Срок проведения: при поступлении в кружок (сентябрь).
Форма проведения: собеседование.
Вопросы:
а) чтобы подготовиться к службе в армии;
б) чтобы стать достойным защитником Родины; в) чтобы стать сильным и ловким;
г) чтобы повысить свою физическую подготовку; д) затрудняюсь ответить.
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
5. Как вы считаете, должен ли быть лидером командир отделения (сержант)?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
а) это самый сильный; б) самый общительный;
в) самый умный и справедливый; г) старший по возрасту;
д) затрудняюсь ответить.
а) по изучению стрелкового оружия;
б) по изучению приемов рукопашного боя;
в) проведение практической стрельбы из спортивного оружия; г) по повышению своей физической подготовки;
д) по изучению военной топографии;
е) по отработки тестов на развитие внимания и памяти;
и) по изучению военной истории Вооруженных Сил России;
к) затрудняюсь ответить.
Цель: выявление соответствия уровня теоретической и практической подготовки детей программным требованиям.
· Определение уровня усвоения детьми теоретических знаний в соответствии с данным периодом обучения;
· Определение уровня формирования практических умений в соответствии с данным этапом обучения.
Срок проведения: конец мая текущего года.
Форма проведения: Тест.
Обведите кружком букву, соответствующую правильному ответу
1. Вооруженные силы Российской Федерации были созданы:
а) 15 августа 1995 года;
б) 19 ноября 1990 года;
в) 7 мая 1992 года.
2. Одной из основных функций Вооруженных сил Российской Федерации является:
а) организация обучения, воспитания и боевой подготовки личного состава;
б) пресечение любого противоправного вооруженного насилия, направленного против государственного суверенитета и конституционного строя, территориальной целостности страны;
в) овладение современной боевой техникой и оружием, обеспечение бдительного несения караульной и внутренней служб.
3. Военно-воздушные силы – это:
а) вид вооруженных сил, предназначенный для нанесения ударов по авиационным, сухопутным и морским группировкам противника, его административно-политическим, промышленно-экономическим центрам в целях дезорганизации государственного управления, нарушения работы тыла и транспорта, а также ведение воздушной разведки и воздушных перевозов;
б) вид войск, предназначенный для проведения боевых действий в воздухе, подавление живой силы и техники противника, переброски в заданные районы Воздушно-десантных войск, поддержки в военных операциях частей и соединений Военно-морского флота и Сухопутных войск;
в) род войск, обеспечивающий выполнение боевых задач в воздухе при ведении военных действий как на своей территории, так и на территории противника.
4. Определите виды Вооруженных сил Российской Федерации:
а) Ракетные войска стратегического назначения, артиллерийские войска, войска противовоздушной обороны, мотострелковые войска;
б) Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-морской флот;
в) Сухопутные войска, Воздушно-десантные войска, танковые войска, мотострелковые войска.
5. Степень подготовленности государства к защите от агрессии называется:
а) безопасность;
б) обороноспособность;
в) защищенность.
Приложение 3
Календарный план воспитательной работы в объединении Юнармия
Сентябрь, трудовое направление |
||||||
№ модуля |
Наименование мероприятия |
Форма проведения |
Цель и задачи |
Возрастная категория детей |
||
|
Акция «Неделя добра» - оказание помощи и поддержки, уборка придомовых территорий пожилых людей и ветеранов |
Субботник |
Пробудить в подрастающем поколении чувство бережного отношения к природе. Самостоятельно осознать существующие экологические проблемы и помочь каждому самостоятельно включиться в их решение, принять участие в создании чистой и благоустроенной России, помочь конкретными делами продемонстрировать свое право жить на чистой земле и дышать чистым воздухом. Преподать урок бережного отношения к природе. |
11-16 |
||
Сентябрь, физкультурное направление |
||||||
№ модуля |
Наименование мероприятия |
Форма проведения |
Цель и задачи
|
Возрастная категория детей |
||
|
Всероссийский день бега «Кросс нации» |
Участие в забеге |
Пропаганда здорового образа жизни и привлечение граждан России к занятиям физической культурой |
11-16 |
||
Октябрь, духовно-нравственное направление |
||||||
№ |
Наименование мероприятия |
Форма проведения |
Цель и задачи |
Возрастная категория детей |
||
|
Всероссийский конкурс исследовательских работ школьников по генеалогии |
Творческая работа |
познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников. Оно включает: изучение военной истории Отечества, малой родины, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны. |
11-16 |
||
Ноябрь, патриотическое направление |
||||||
№ |
Наименование мероприятия |
Форма проведения |
Цель |
Возрастная категория детей |
||
|
Международная просветительская акция «Географический диктант» |
Диктант |
Популяризация географических знаний и повышения интереса к географии России. Мотивация к изучению географии родной страны, знание которой является неотъемлемой составляющей образованного человека; привлечение интереса к России; |
11-16 |
||
Декабрь, духовно-нравственное направление |
||||||
№ |
Наименование мероприятия |
Форма проведения |
Цель и задачи |
Возрастная категория детей |
||
|
«Нет в России семьи такой, где бы ни был памятен свой герой» - урок мужества (в рамках Дня Героев Отечества). |
Встречи с участниками локальных конфликтов |
познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников. Оно включает: изучение военной истории Отечества, малой родины, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны. |
11-16 |
||
Январь, духовно-нравственное направление |
||||||
№ |
Наименование мероприятия |
Форма проведения |
Цель и задачи |
Возрастная категория детей |
||
|
Участие юнармейцев в мероприятиях, посвященных Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады |
Уроки мужества |
осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культура и образованности. Осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма |
11-16 |
||
Февраль, патриотическое направление |
||||||
№ |
Наименование мероприятия |
Форма проведения |
Цель и задачи |
Возрастная категория детей |
||
|
День памяти воинов-интернационалистов (15.02.1989 - последняя колонна советских войск покинула территорию Афганистана) |
Посещение гала-концерта «Краповые береты» |
познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников. Оно включает: изучение военной истории Отечества, малой родины, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны. |
11-16 |
||
Март, патриотическое направление |
||||||
Наименование мероприятия |
Форма проведения |
Цель и задачи
|
Возрастная категория детей |
|||
|
Вступление в ряды юнармейцев |
Торжественное мероприятие |
воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. |
11-16 |
||
Апрель, духовно-нравственное направление |
||||||
|
Наименование мероприятия |
Форма проведения |
Цель и задачи
|
Возрастная категория детей |
||
|
Всемирному Дню здоровья (9 апреля) посвящается: антинаркотическая программа «Будущее начинается сегодня». |
Беседа |
Пропаганда здорового образа жизни, популяризация прикладных видов спорта. |
11-16 |
||
Апрель, экологическое направление |
||||||
№ |
Наименование мероприятия |
Форма проведения |
Цель и задачи
|
Возрастная категория детей |
||
|
Участие во Всероссийском юнармейском субботнике «Зеленая весна» |
Субботник |
Пробудить в подрастающем поколении чувство бережного отношения к природе. Самостоятельно осознать существующие экологические проблемы и помочь каждому самостоятельно включиться в их решение, принять участие в создании чистой и благоустроенной России, помочь конкретными делами продемонстрировать свое право жить на чистой земле и дышать чистым воздухом. Преподать урок бережного отношения к природе. |
11-16 |
||
Май, патриотическое направление |
||||||
|
Наименование мероприятия |
Форма проведения |
Цель и задачи
|
Возрастная категория детей |
||
|
Участие в акции «Бессмертный полк». |
Шествие |
познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников. Оно включает: изучение военной истории Отечества, малой родины, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны. |
11-16 |
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.