Рабочая программа Юнармия
Оценка 4.6

Рабочая программа Юнармия

Оценка 4.6
docx
другое
11 кл
18.10.2024
Рабочая программа Юнармия
Рабочая программа курса Юнармия в школе
Юнармия 2024-25.docx

Муниципальное казенное учреждение

Управление образования и   молодежной политики

Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №90

 

 

ПРИНЯТА

Протокол педагогического совета

______ от «____» __________ 20____г.

«УТВЕРЖДАЮ»

 

«__»___________20___г.

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная программа

«Юнармия»

 

 

Направленность: социально-гуманитарная

 

Возраст обучающихся: 11 - 16 лет

Срок реализации: 3 года

Количество часов по ДООП: 648 часов

 

 

Составитель:

Савватеев Андрей Александрович,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Златоуст 2023 г.


1.1.          Пояснительная записка

Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Юнармия» разработана с учётом нормативно-правовых документов международного, всероссийского, регионального и муниципального уровня, и согласно локальным актам учреждения.

 

Направленность программы.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юнармия» отнесена к программам социально-гуманитарной направленности и способствует формированию у молодежи готовности и практической способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества.

Программа направлена на:

1.                  участие в реализации основных задач государственной молодежной политики Российской Федерации;

2.                  всестороннее развитие и совершенствование личности детей и подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;

3.                  повышение в обществе авторитета и престижа военной службы;

4.                  сохранение и приумножение патриотических традиций.

 

Актуальность программы состоит в том, что она направлена на формирование физической культуры обучающихся как части общей культуры, базирующейся на системе нравственных ценностей, определенных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа ориентирована на социальный заказ обучающихся и родителей к подготовке будущих защитников Отечества, у детей формируются личностные качества, знания, умения и навыки необходимые на службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, способствует личностному развитию подростка, укреплению его физического здоровья, профессиональному самоопределению детей, их адаптации к жизни в обществе.

 

Отличительные особенности программы. Состоят в том, что она направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания подростков и является одной из основ их духовно-нравственного развития. Работа по данной программе проводится в соответствии с утверждённым постановлением правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422, федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», федерального закона «О Днях воинской славы (победных днях) России», Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации. Программа «Юнармеец», прежде всего, перестраивает сознание подростка, формируя у него необходимые установки на предстоящую службу.

 

Адресат программы. Программа адресована детям от 11 до 17 лет. Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.

Условия набора обучающихся в кружок: принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Во время приёма и формирования учебных групп проводится первичная диагностика способностей обучающихся (знаний, умений, навыков и физической подготовки).

Наполняемость в группах составляет на 1-м, 2-м и 3-м годах обучения от 15 до 20 человек.

 

Объем, срок освоения программы, режим занятий. Программа рассчитана на 3 года обучения по 216 часов в год. На полное освоение программы требуется 648 часов, включая индивидуальные консультации, теоретические и практические занятия, комплексные тренировки, стрельбы и тактические учения.

На 1-м, 2-м, и 3-м году обучения занятия проводятся три раза в неделю по два часа.

 

Форма организации деятельности учащихся: очная.

Виды занятий: (комбинированная форма занятия) теоретическая информация, беседа, консультация, опрос, обсуждение, индивидуальная и групповая работа,       экскурсии, теоретические и практические занятия, комплексные тренировки, стрельбы и тактические учения.

Полученные теоретические знания закрепляются на практике.

 

Особенности (форма) организации образовательного процесса – групповая; одновозрастные группы; состав группы постоянный.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – общее количество часов в год - 216; количество часов и занятий в неделю – три раза в неделю по 2 часа.

 

1.2.          Цель программы:

Совершенствование системы военно-патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения и молодёжи, объединение подростков и молодёжи в единую неполитическую общественную организацию, пропагандирующую патриотизм и здоровый образ жизни, воспитание патриотов своего Отечества.

 

Основные задачи:

1.                  реализация государственной молодежной политики Российской Федерации;

2.                  воспитание у молодежи чувства патриотизма, приверженности идеям интернационализма, дружбы и войскового товарищества, противодействия идеологии экстремизма;

3.                  воспитание у юных граждан уважения к Вооруженным Силам России, формирование положительной мотивации к прохождению военной службы и всесторонняя подготовка юношей к исполнению воинского долга;

4.                  изучение истории страны и военно-исторического наследия Отечества, развитие краеведения, расширение знаний об истории и выдающихся людях «малой» Родины;

5.                  пропаганда здорового образа жизни, укрепление физической закалки и выносливости, организация здорового досуга учащихся;

6.                  активное приобщение подростков и молодежи к военно- техническим знаниям и техническому творчеству;

7.                  развитие в подростковой и молодежной среде ответственности, принципов коллективизма, системы нравственных установок личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.


 

1.3.          Учебный план

 

Учебно-тематический план 1 год обучения

 

3x2 (216 часов)

 

№ п/п

 Разделы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ

2

2

 

 

2

Военная история России

10

10

 

Опрос

3

Медицинская подготовка

10

7

3

Опрос

4

Основы предвоенной подготовки

52

6

46

Опрос

5

Интеллектуальная подготовка

24

22

2

Опрос

6

Основы здорового образа жизни

8

7

1

Опрос

7

Психологическая подготовка

6

6

 

Опрос

8

Основы строевой подготовки

42

3

39

Выполнение нормативов

9

Физическая подготовка

40

 

40

Выполнение нормативов

10

Экскурсии

10

10

 

 

11

Соревнования

10

 

10

 

12

Итоговое занятие (промежуточная аттестация)

2

2

-

Тестирование, выполнение нормативов

 

Всего

216

75

141

 

 


Учебно-тематический план 2 год обучения

 

3x2 (216 часов)

 

№ п/п

 Разделы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ

2

2

 

 

2

Военная история России

10

10

 

Опрос

3

Медицинская подготовка

16

12

4

Опрос

4

Основы предвоенной подготовки

54

7

47

Опрос

5

Интеллектуальная подготовка

24

22

2

Опрос

6

Основы здорового образа жизни

8

7

1

Опрос

7

Психологическая подготовка

6

6

 

Опрос

8

Основы строевой подготовки

34

0

34

Выполнение нормативов

9

Физическая подготовка

40

 

40

Выполнение нормативов

10

Экскурсии

10

10

 

 

11

Соревнования

10

 

10

 

12

Итоговое занятие (промежуточная аттестация)

2

2

-

Тестирование, выполнение нормативов

 

Всего

216

78

138

 


Учебно-тематический план 3 год обучения

3x2 (216 часов)

№ п/п

 Разделы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ

2

2

 

 

2

Структура Вооруженных сил РФ

10

10

 

Опрос

3

Медицинская подготовка

10

7

3

Опрос

4

Основы предвоенной подготовки

60

7

53

Опрос

5

Интеллектуальная подготовка

24

22

2

Опрос

6

Основы здорового образа жизни

8

7

1

Опрос

7

Психологическая подготовка

6

6

 

Опрос

8

Основы строевой подготовки

34

0

34

Выполнение нормативов

9

Физическая подготовка

40

 

40

Выполнение нормативов

10

Экскурсии

10

10

 

 

11

Соревнования

10

 

10

 

12

Итоговое занятие (промежуточная аттестация)

2

2

-

Тестирование, выполнение нормативов

 

Всего

216

75

141

 


1.4.           Содержание программы

 

Содержание образовательной программы   I года обучения

 

1.    Вводное занятие - (2 часа).

Теория (2 часа): Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ.

2.   Государственные символы России, рода войск, эмблемы подразделений - (10 часов).

Теория (8 часов): История и значение гимна. История и отличительные знаки герба. История флага и геральдическое значение цветов флага: белого, синего, красного. Рода войск, знаки отличия, эмблемы подразделений ВС РФ. Кокарды, погоны, эмблемы, нарукавных знаков различия. Правила ношения парадной и камуфляжной форм. Воинские звания.

3.    Медицинская подготовка - (10 часов).

Теория (7 часов): Аптечка. Предварительная оценка состояния пострадавшего и безопасности места происшествия. Способы транспортировки пострадавшего. Кровотечения. Повязки. Практика (3 часа): Состав и способы хранения походной и личной аптечки. Виды и способы остановки кровотечений. Способы наложения повязок на раны.

4.    Основы предвоенной подготовки - (52 часа).

Теория (6 часов): Основы и правила стрельбы из пневматической винтовки. Устройство и принцип работы АК-74. Тактико-технические характеристики АК-74. Назначение частей и механизмов. Средства индивидуальной защиты. Практика (46 часов): Практические стрельбы из пневматической винтовки. Неполная разборка и сборка АК-74. Средства индивидуальной защиты.

5.    Интеллектуальная подготовка - (24 часов).

Теория (22 часов): Основы исторических знаний. Краеведение и география. Практика (2 часа): Краеведение и география Урала.

6.    Основы здорового образа жизни - (8 часов).

Теория (7 часов): Личная гигиена человека. Привычки и здоровье. Здоровый образ жизни. Правила сохранения и укрепления здоровья. Практика (2 часа): В здоровом теле здоровый дух.

7.    Психологическая подготовка - (6 часов).

Теория - (6 часов): Страх, паника. Способы преодоления страха и паники. Конфликты, ссоры, взаимоотношения в группе. Способы предотвращения. Психическая саморегуляция.

8.    Основы строевой подготовки - (42 часа).

Теория (3 часа): Правила поведения в строю. Строевая песня в движении в составе подразделения. Практика (39 часов): Строй. Шеренга. Колонна. Строевая стойка. Строевой шаг. Передвижение в одиночном порядке. Передвижение в составе подразделения. Походный шаг. Строевой шаг. Шаг на месте. Строевая песня в движении в составе подразделения. Передвижение в строю, повороты направо, налево. Отдание воинского приветствия в составе подразделения. Развороты кругом на месте и в движении.

9.    Физическая подготовка (40 часов).

Практика - (40 часов): Занятия по общефизической и специальной подготовке. Преодоление единой армейской полосы препятствия.

10.    Экскурсии (10 часов).

Теория – (10 часов): Чебаркульская дивизия, 90-ая дивизия, музей «Воинской славы».

11.    Соревнования, игры (10 часов).

Практика – (10 часов): Подготовка и участи в межмуниципальных военно- тактических играх на полигоне (лазертаг). Подготовка и участие в юнармейских соревнованиях по огневой подготовке. Подготовка и участие в «Зарница» военно-патриотической игре. Подготовка и участие в юнармейских соревнованиях по страйк болу (лазертаг). Открытая областная Военно-спортивная игра «Рубеж».

12.      Итоговое занятие (2 часа). Промежуточная аттестация. Тестирование, выполнение нормативов.


 

Содержание образовательной программы 2 года обучения

 

1.                  Вводное занятие - (2 часа).

Теория (2 часа): Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ.

2.  Государственные символы России, рода войск, эмблемы подразделений - (10 часов).

Теория (8 часов): История и значение гимна. История и отличительные знаки герба. История флага и геральдическое значение цветов флага: белого, синего, красного. Рода войск, знаки отличия, эмблемы подразделений ВС РФ. Кокарды, погоны, эмблемы, нарукавных знаков различия. Правила ношения парадной и камуфляжной форм. Воинские звания.

3.                  Медицинская подготовка - (16 часов).

Теория (12 часов): Аптечка. Предварительная оценка состояния пострадавшего и безопасности места происшествия. Способы транспортировки пострадавшего. Кровотечения. Повязки. Практика (4 часа): Состав и способы хранения походной и личной аптечки. Виды и способы остановки кровотечений. Способы наложения повязок на раны.

4.                  Основы предвоенной подготовки - (54 часа).

Теория (7 часов): Основы и правила стрельбы из пневматической винтовки. Устройство и принцип работы АК-74. Тактико-технические характеристики АК-74. Назначение частей и механизмов. Средства индивидуальной защиты. Практика (47 часов): Практические стрельбы из пневматической винтовки. Неполная разборка и сборка АК-74. Средства индивидуальной защиты.

5.                  Интеллектуальная подготовка - (24 часов).

Теория (22 часов): Основы исторических знаний. Краеведение и география. Практика (2 часа): Краеведение и география Урала.

6.                  Основы здорового образа жизни - (8 часов).

Теория (7 часов): Личная гигиена человека. Привычки и здоровье. Здоровый образ жизни. Правила сохранения и укрепления здоровья. Практика (2 часа): В здоровом теле здоровый дух.

7.                  Психологическая подготовка - (6 часов).

Теория - (6 часов): Страх, паника. Способы преодоления страха и паники. Конфликты, ссоры, взаимоотношения в группе. Способы предотвращения. Психическая саморегуляция.

8.                  Основы строевой подготовки - (34 часа).

Практика (34 часа): Строй. Шеренга. Колонна. Строевая стойка. Строевой шаг. Передвижение в одиночном порядке. Передвижение в составе подразделения. Походный шаг. Строевой шаг. Шаг на месте. Строевая песня в движении в составе подразделения. Передвижение в строю, повороты направо, налево. Отдание воинского приветствия в составе подразделения. Развороты кругом на месте и в движении.

9.                  Физическая подготовка (40 часов).

Практика - (40 часов): Занятия по общефизической и специальной подготовке. Преодоление единой армейской полосы препятствия.

10.    Экскурсии (10 часов).

Теория (10 часов): Чебаркульская дивизия, 90-ая дивизия, музей «Воинской славы».

11.    Соревнования, игры (10 часов).

Практика – (10 часов): Подготовка и участи в межмуниципальных военно- тактических играх на полигоне (лазертаг). Подготовка и участие в юнармейских соревнованиях по огневой подготовке. Подготовка и участие в «Зарница» военно-патриотической игре. Подготовка и участие в юнармейских соревнованиях по страйк болу (лазертаг). Открытая областная Военно-спортивная игра «Рубеж».

12.      Итоговое занятие (2 часа). Промежуточная аттестация. Тестирование, выполнение нормативов.


 

Содержание образовательной программы 3 года обучения

 

1.                  Вводное занятие - (2 часа).

Теория (2 часа): Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ.

2.  Государственные символы России, рода войск, эмблемы подразделений - (10 часов).

Теория (8 часов): История и значение гимна. История и отличительные знаки герба. История флага и геральдическое значение цветов флага: белого, синего, красного. Рода войск, знаки отличия, эмблемы подразделений ВС РФ. Кокарды, погоны, эмблемы, нарукавных знаков различия. Правила ношения парадной и камуфляжной форм. Воинские звания.

3.                  Медицинская подготовка - (10 часов).

Теория (7 часов): Аптечка. Предварительная оценка состояния пострадавшего и безопасности места происшествия. Способы транспортировки пострадавшего. Кровотечения. Повязки. Практика (3 часа): Состав и способы хранения походной и личной аптечки. Виды и способы остановки кровотечений. Способы наложения повязок на раны.

4.                  Основы предвоенной подготовки - (60 часа).

Теория (7 часов): Основы и правила стрельбы из пневматической винтовки. Устройство и принцип работы АК-74. Тактико-технические характеристики АК-74. Назначение частей и механизмов. Средства индивидуальной защиты. Практика (53 часов): Практические стрельбы из пневматической винтовки. Неполная разборка и сборка АК-74. Средства индивидуальной защиты.

5.                  Интеллектуальная подготовка - (24 часов).

Теория (22 часов): Основы исторических знаний. Краеведение и география. Практика (2 часа): Краеведение и география Урала.

6.                  Основы здорового образа жизни - (8 часов).

Теория (7 часов): Личная гигиена человека. Привычки и здоровье. Здоровый образ жизни. Правила сохранения и укрепления здоровья. Практика (2 часа): В здоровом теле здоровый дух.

7.                  Психологическая подготовка - (6 часов).

Теория - (6 часов): Страх, паника. Способы преодоления страха и паники. Конфликты, ссоры, взаимоотношения в группе. Способы предотвращения. Психическая саморегуляция.

8.                  Основы строевой подготовки - (34 часа).

Практика (34 часов): Строй. Шеренга. Колонна. Строевая стойка. Строевой шаг. Передвижение в одиночном порядке. Передвижение в составе подразделения. Походный шаг. Строевой шаг. Шаг на месте. Строевая песня в движении в составе подразделения. Передвижение в строю, повороты направо, налево. Отдание воинского приветствия в составе подразделения. Развороты кругом на месте и в движении.

9.                  Физическая подготовка (40 часа).

Практика - (40 часа): Занятия по общефизической и специальной подготовке. Преодоление единой армейской полосы препятствия.

10.    Экскурсии (10 часов).

Теория – (10 часов): Чебаркульская дивизия, 90-ая дивизия, музей «Воинской славы».

11.    Соревнования, игры (10 часов).

Практика – (10 часов): Подготовка и участи в межмуниципальных военно- тактических играх на полигоне (лазертаг). Подготовка и участие в юнармейских соревнованиях по огневой подготовке. Подготовка и участие в «Зарница» военно-патриотической игре. Подготовка и участие в юнармейских соревнованиях по страйк болу (лазертаг). Открытая областная Военно-спортивная игра «Рубеж».

12.      Итоговое занятие (2 часа). Промежуточная аттестация. Тестирование, выполнение нормативов.


 

1.5.          Планируемые результаты

 

Ожидаемые результаты.

 

К концу обучения обучающиеся:

К концу обучения у обучающихся:

-        будут знать историю, традиции кадетов,

-  будут знать символику России,

-  будут ознакомлены с Воинским Уставом ВС,

-  будут знать правила укрепления и сохранения здоровья;

-  будет знать обязанности перед строением и в строю, воинские звания, правила поведения в строю.

-                 будут сформированы навыки строевой подготовки,

-  будут сформированы навыки оказания медицинской помощи в боевых действиях,

- будут сформированы навыки преодоления страха и паники,

-              будут сформированы навыки соблюдения гигиены, составления распорядка дня, использования одежды по сезону.

 

Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале учебного года (сентябрь) для определения уровня подготовки учащихся. Форма проведения – собеседование.

Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений.

Промежуточный контроль (промежуточная аттестация) проводится 1 раз в год (май) по окончании 1, 2, 3 года обучения.

Формы подведения итогов: тестирование, выполнение нормативов.

Итоговая аттестация (май) проводится в конце 4-го года обучения при предъявлении ребёнком (в доступной ему форме) результата обучения, предусмотренного программой. Формы подведения итогов: тестирование, выполнение нормативов.

Критериями оценки уровня освоения программы являются:

1.                  соответствие уровня теоретических знаний учащихся программным требованиям;

2.                  свобода восприятия теоретической информации;

3.                  самостоятельность работы;

4.                  осмысленность действий;

5.                  разнообразие освоенных технологий;

6.                  соответствие практической деятельности программным требованиям;

7.                  уровень творческой активности учащегося: количество реализованных проектов, выполненных самостоятельно на основе изученного материала;

8.                  качество выполненных работ, как по заданию педагога, так и по собственной инициативе.

 

Формы выявления, фиксации и предъявления результатов:

 

Спектр способов и форм выявления результатов

Спектр способов и форм фиксации результатов

Спектр способов и форм предъявления результатов

Беседы, опросы, теоретические и практические занятия, экскурсии, стрельбы и тактические учения, участия в соревнованиях, играх, тестирования, и др.

Грамоты, дипломы, журнал, оценки, анкеты, графики, диаграммы, таблицы результативности, протоколы диагностики.

Тестирования, выполнения нормативов.


2.1.          Календарный учебный график

 

Сведения об обучающихся

 

Год обучения

Количество групп

Количество обучающихся

1 год обучения

1

15

2 год обучения

1

15

3 год обучения

1

15

 

Продолжительность учебного года:

Начало учебного года — 01.09.2024г.

Начало занятий — 01.09.2024г.

Конец учебного года 31.05.2025г.

Осенние каникулы

Зимние каникулы - 31 декабря 2024г. - 8 января 2025г.

Весенние каникулы

Летние каникулы 01.06.2025г. - 31.08.2025г.

 

Продолжительность реализации дополнительных общеобразовательных программ - 34 учебных недели.

 

Нерабочими праздничными днями в течение учебного года являются:

4 ноября 2024г. - День народного единства

31 декабря 2024г. - 8 января 2025 г. - Новогодние праздники

24 февраля 2025г.- День Защитника Отечества

8 марта 2025г. - Международный женский день

1 мая 2025г. - Праздник весны и труда

9 мая 2025г. - День Победы


 

2.2.          Материально-техническое обеспечение

 

Для эффективной деятельности по программе необходимы следующие материалы и инструменты:

1.                  учебный кабинет;

2.                  раздаточный материал к занятиям (тематические карточки, тесты);

3.                  мультимедийное оборудование (проектор, экран, ноутбук), наглядные пособия и плакаты по начальной военной подготовке для демонстрации к занятиям,

4.                  пневматические винтовки, АК-74 (учебный),

5.                  пневматический пистолет,

6.                  страйкбольный пистолет,

7.                  противогазы,

8.                  ОЗК.

Внесение изменений в программу влечет за собой дополнения, изменения в материальном обеспечении.

 

2.3.          Формы аттестации

 

Сроки и формы проведения мониторинга достижений обучающихся.

Промежуточная аттестация 1-2 года обучения (май) тестирования, сдача нормативов. Итоговая аттестация 3 год обучения (май) тест, сдача нормативов.

 

2.4.          Оценочные материалы

 

В инструментарий педагогического мониторинга, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов, входят - тесты, оценочные листы контроля, мониторинговые карты, аттестационные ведомости, протоколы, методики психолого-педагогической диагностики и т.п.

 

2.5.          Методические материалы

 

- особенности организации образовательного процесса – очно;

- используемые педагогические технологии личностно-ориентированные; сотрудничества, игровые, дифференцированного обучения, КСО и т.д.  технологии портфолио, технология решения изобретательских задач (ТРИЗ), здоровье сберегающие технологии и др.

- методы обучения: репродуктивные: словесные (рассказ, беседа, лекция, объяснение); наглядные (иллюстрация, демонстрация); практические (практическая работа, упражнения, дидактические игры); продуктивные: проблемное изложение, частично-поисковый (эвристический), исследовательский, творческий (креативный) и др.

- формы организации образовательного процесса – учебное (учебно-тренировочное) занятие, интегрированное, репетиция (сводная репетиция), экскурсия, воспитательно-досуговое мероприятие, КТД и т.п. 

- формы организации деятельности учащихся – групповая или межгрупповая (творческие группы, команды), индивидуальная;

алгоритм учебного занятия

Структура учебного занятия — это логическое взаиморасположение и связь элементов, обеспечивающих целостность урока.

1.                  Основные этапы учебного занятия:

2.                  Организационный этап.

3.                  Подготовка учащихся к работе на основном этапе (актуализация, мотивация, целеполагание).

4.                  Формирование (усвоение) новых знаний и способов деятельности.

5.                  Первичная проверка понимания изученного материала.

6.                  Закрепление новых знаний и способов деятельности.

7.                  Применение знаний и способов деятельности.

8.                  Обобщение и систематизация знаний.

9.                  Контроль и самоконтроль усвоения знаний и способов деятельности.

10.             Коррекция знаний и способов деятельности.

11.             Подведение итогов занятия и рефлексия.

- дидактические материалы – инструкции, технологические карты, комплексы заданий, упражнений, образцы работ и т.п.

 

Методическое обеспечение программы

 

Уставы, правила, указы, положения, кодексы:

1.                  Строевой устав ВС РФ,

2.                  Правила ношения военной формы одежды,

3.                  Указ Президента РФ о создании МИН МЧС РФ и корпуса Российских спасателей,

4.                  Положение о спасательных формирования МЧС России,

5.                  Кодекс спасателей РФ России, Видеофильмы «Встречный марш»,

6.                  Боевой устав сухопутных войск (часть 2 и 3).

 

Плакаты:

Комплект плакатов по начальной военной подготовке наличием в нем таблиц):

1.                  устройство и тактико-техническая характеристика мин, гранат;

2.                   устройство компаса;

3.                  силуэты и опознавательные знаки самолетов и вертолетов возможного противника;

4.                  приемы и правила метания ручных гранат;

5.                  фортификационные сооружения (окопы, траншеи, щели, ниши, блиндажи, укрытия);

6.                  минно-взрывные заграждения;

7.                  основы и правила стрельбы из стрелкового оружия;

8.                  меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами,

9.                  комплект плакатов по строевой подготовке.

 

Видеофильмы:

1.        «Офицеры»,

2.        «Встречный марш».

 

Музыка:

1.                  «Марш Преображенского полка»,

2.                  «Марш победителей»,

3.                  «Марш артиллеристов».

 

 


 

Список литературы.

Нормативные документы

1.                  Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989г.);

2.                  Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

3.                  Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 г. № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

4.                  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

5.                  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

6.                  Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;

7.                  Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09);

8.                  Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации» (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30 декабря 2022 года № АБ – 3924/06);

9.                  Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые программы в области физической культуры и спорта) (утвержденные приказом ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания,2021 год);

10.             Письмо министерства просвещения Российской Федерации от 19.08.2022 г. «Об адаптированных дополнительных общеразвивающих программах»;

11.             Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);

12.             Паспорт национального проекта «Образование» (утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018г. №16);

13.             Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

14.             Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

15.             Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Методические рекомендации ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»»// Москва: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2023.;

16.             Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ (утв. приказом МНиВО РФ и Минпроса РФ от 05.08.2020 № 882/391);

17.             Локальные акты:

18.             Устав МАОУ СОШ № 90;

19.             Положение о порядке текущего контроля успеваемости и аттестации учащихся;

20.             Календарный учебный график МАОУ СОШ № 90;

21.             Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, порядке ее разработки и утверждения

Книги

1. Военная топография. (Учебник для юнармейцев учебных подразделений). – М.: Военно-топографическое управление генерального штаба, 1966.

2. Кукушкин А.В. Воспоминания начальника разведки ВДВ. Чита.:2014. 100с.

3.    Мохунов Г.А. Герои Оренбуржья.- Оренбург.: Издательский центр ОГАУ, 2013. – 375.

4.     Наставление по воздушно-десантной подготовке. Учебное пособие. М.: Воениздат, 1977.

5.    Организация вооружения и тактика действия иностранных армий. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1997.

6.    Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат,1992.- 226с.

7.    Полезные советы воину. Учебное пособие.– М.: Воениздат, 1994.- 552с.

8.      Подготовка войскового разведчика. Учебное пособие. М.: Воениздат, 1994.

9.      Подготовка разведчика системы ГРУ: учебное пособие.– М.: Прогресс, 2000.

10.         Подготовка  разведчика. – Мн.: Харвест,М.:АСТ, 2001. – 400с. (Настольная книга будущего командира).

11.        Португальский. Первые и впервые. Военная история Отечества. М.:ООО «Издательский дом «Проспект-АП»,2005.-288с.

12.       Поповских П.Я., Сирота В.И. Учебник «Азбука разведчика». Рыбинск.: ОАО «Рыбинский Дом печати»,2014. - 384с.


 

Приложение 1

Методика мониторинга усвоения обучающимися учебного материала

 

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Оценка

1. Теоретическая подготовка ребенка

1.1. Теоретические знания

Соответствие теоретических знании ребенка программным требованиям

Недостаточный уровень Обучающийся овладел менее чем 1/2 объема знаний, умений и навыков, предусмотренных программой.

 

Средний уровень

Объем усвоенных знаний составляет более

 

Достаточный уровень Обучающийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период.

 

Оптимальный уровень Обучающийся полностью овладел знаниями, умениями и навыками, заложенными в программе, имеет высокие достижения (дипломы, грамоты различного уровня)

 

1.2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Недостаточный уровень Обучающийся избегает употреблять специальные термины.

 

Средний уровень Обучающийся сочетает специальную терминологию с бытовой.

 

Достаточный уровень Специальные термины употребляет осознанно.

 

Оптимальный уровень Специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.

 

2. Практическая подготовка ребенка

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Недостаточный уровень Обучающийся овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков.

 

Средний уровень Объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2зун

 

Достаточный уровень Обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период.

 

Оптимальный уровень Обучающийся полностью овладел знаниями, умениями и навыками, заложенными в программе, имеет высокие достижения (дипломы, грамоты различного уровня).

 

2.2. Владение различным и художественными материалам и инструментами

Отсутствие затруднений в использовании материалов и инструментов

Недостаточный уровень Обучающийся испытывает серьезные затруднения в выборе художественных материалов и инструментов, в их использовании.

 

Средний уровень

Работает с различными материалами инструментами с помощью педагога.

 

Достаточный уровень Работает различными материалами и инструментами самостоятельно, не испытывает особых трудностей.

 

Оптимальный уровень  Работает различными материалами и инструментами самостоятельно, не испытывая трудностей.

 

2.3. Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

Недостаточный уровень Креативность в работах отсутствует.

 

Средний уровень В работах проявляется начальный (элементарный) уровень развития креативности. Обучающийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.

 

Достаточный уровень Работы выполняются на репродуктивном уровне.

Обучающийся выполняет в основном задания на основе

 

Оптимальный уровень Творческий уровень. Выполняет практические задания с элементами творчества

 

2.4. Развитие воображения

 

Недостаточный уровень Проявления творческого воображения практически незаметны.

 

Средний уровень. Проявляет творческое воображение в случае, если педагог оказывают соответствующую помощь.

 

Достаточный уровень.  Способен к выполнению творческих заданий

 

Оптимальный уровень Проявляет воображение при выполнении всех творческих заданий

 

3. Общеучебные умения и навыки обучающегося

3.1. Учебно- коммуникативные умения: умение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Недостаточный уровень. Обучающийся испытывает затруднения при работе, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога.

 

Средний уровень. Умеет слушать и выполняет задания, данные педагогом. Обращается за помощью при необходимости.

 

Достаточный уровень. Большую часть заданий выполняет самостоятельно.

 

Оптимальный уровень.   Работает самостоятельно.

 

3.2. Умение организовать свое рабочее место

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

Недостаточный уровень. Обучающийся испытывает затруднения в организации своей деятельности и рабочего места, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. Освоил менее чем 1/2 правил техники безопасности.

 

Средний уровень. Умеет организовать свою деятельность при помощи педагога. Освоил

более 2/3 правил техники безопасности.

 

Достаточный уровень.

Самостоятельно может подготовиться к выполнению различных заданий. Знает и выполняет основные правила техники безопасности.

 

Оптимальный уровень.

Самостоятельно готовится ко всем занятиям.

Строго соблюдает правила техники безопасности, следит за соблюдением техники безопасности другими воспитанниками.

 


Приложение 2

 

Оценочные задания к аттестации учащихся по итогам 1 года обучения:

Первичная диагностика

Цель: определение общего уровня развития ребенка. Задачи:

·                              определение общего уровня развития ребенка;

·                              выявление физических способностей.

Срок проведения: при поступлении в кружок (сентябрь).

Форма проведения: собеседование.

Содержание

Вопросы:

1.    Ваша цель посещения кружка?

а) чтобы подготовиться к службе в армии;

б) чтобы стать достойным защитником Родины; в) чтобы стать сильным и ловким;

г) чтобы повысить свою физическую подготовку; д) затрудняюсь ответить.

2.    Считаете ли вы себя честным?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

3.    Как вы считаете, нужна ли ребятам служба в армии?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

4.    Для чего нужна (или не нужна) служба в армии?

5.    Как вы считаете, должен ли быть лидером командир отделения (сержант)?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

6.    На ваш взгляд, каким должен быть лидер в коллективе?

а) это самый сильный; б) самый общительный;

в) самый умный и справедливый; г) старший по возрасту;

д) затрудняюсь ответить.

7.    Какие занятия вы бы хотели, чтобы с вами проводили больше?

а) по изучению стрелкового оружия;

б) по изучению приемов рукопашного боя;

в) проведение практической стрельбы из спортивного оружия; г) по повышению своей физической подготовки;

д) по изучению военной топографии;

е) по отработки тестов на развитие внимания и памяти;

и) по изучению военной истории Вооруженных Сил России;

к) затрудняюсь ответить.

Промежуточная аттестация

Цель: выявление соответствия уровня теоретической и практической подготовки детей программным требованиям.

Задачи:

·                              Определение уровня усвоения детьми теоретических знаний в соответствии с данным периодом обучения;

·                              Определение уровня формирования практических умений в соответствии с данным этапом обучения.

Срок проведения: конец мая текущего года.

Форма проведения: Тест.

Содержание

Обведите кружком букву, соответствующую правильному ответу

1.  Вооруженные силы Российской Федерации были созданы:

а) 15 августа 1995 года;

б) 19 ноября 1990 года;

в) 7 мая 1992 года.

2.  Одной из основных функций Вооруженных сил Российской Федерации является:

а) организация обучения, воспитания и боевой подготовки личного состава;

б) пресечение любого противоправного вооруженного насилия, направленного против государственного суверенитета и конституционного строя, территориальной целостности страны;

в)    овладение современной боевой техникой и оружием, обеспечение бдительного несения караульной и внутренней служб.

3.    Военно-воздушные силы – это:

а)   вид вооруженных сил, предназначенный для нанесения ударов по авиационным, сухопутным и морским группировкам противника, его административно-политическим, промышленно-экономическим центрам в целях дезорганизации государственного управления, нарушения работы тыла и транспорта, а также ведение воздушной разведки и воздушных перевозов;

б) вид войск, предназначенный для проведения боевых действий в воздухе, подавление живой силы и техники противника, переброски в заданные районы Воздушно-десантных войск, поддержки в военных операциях частей и соединений Военно-морского флота и Сухопутных войск;

в) род войск, обеспечивающий выполнение боевых задач в воздухе при ведении военных действий как на своей территории, так и на территории противника.

4.    Определите виды Вооруженных сил Российской Федерации:

а) Ракетные войска стратегического назначения, артиллерийские войска, войска противовоздушной обороны, мотострелковые войска;

б) Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-морской флот;

в)   Сухопутные войска, Воздушно-десантные войска, танковые войска, мотострелковые войска.

5.   Степень подготовленности государства к защите от агрессии называется:

а) безопасность;

б) обороноспособность;

в) защищенность.


 

Приложение 3

Календарный план воспитательной работы в объединении Юнармия

 

Сентябрь, трудовое направление

№ модуля

Наименование мероприятия

Форма

проведения

Цель и задачи

Возрастная категория детей

 

Акция «Неделя добра» - оказание помощи и поддержки, уборка придомовых территорий пожилых людей и ветеранов

Субботник

Пробудить в подрастающем поколении чувство бережного отношения к природе.

Самостоятельно осознать существующие экологические проблемы и помочь каждому самостоятельно включиться в их решение, принять участие в создании чистой и благоустроенной России, помочь конкретными делами продемонстрировать свое право жить на чистой земле и дышать чистым воздухом.

Преподать урок бережного отношения к природе.

11-16

Сентябрь, физкультурное направление

№ модуля

Наименование мероприятия

Форма

проведения

Цель и задачи

 

Возрастная категория детей

 

Всероссийский день бега

«Кросс нации»

Участие в забеге

Пропаганда здорового образа жизни и привлечение граждан России к занятиям физической культурой

11-16

Октябрь, духовно-нравственное направление

Наименование мероприятия

Форма

проведения

Цель и задачи 

Возрастная категория детей

 

Всероссийский конкурс исследовательских работ школьников по генеалогии

Творческая работа

познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников. Оно включает: изучение военной истории Отечества, малой родины, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.

11-16

Ноябрь, патриотическое направление

Наименование мероприятия

Форма

проведения

Цель

Возрастная категория детей

 

Международная просветительская акция «Географический диктант»

Диктант

Популяризация географических знаний и повышения интереса к географии России.

Мотивация к изучению географии родной страны, знание которой является неотъемлемой составляющей образованного человека;

привлечение интереса к России;

11-16

Декабрь, духовно-нравственное направление

Наименование мероприятия

Форма

проведения

Цель и задачи

Возрастная категория детей

 

«Нет в России семьи такой, где бы ни был памятен свой герой» - урок мужества (в рамках Дня Героев Отечества).

Встречи с участниками локальных конфликтов

познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников. Оно включает: изучение военной истории Отечества, малой родины, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.

11-16

Январь, духовно-нравственное направление

Наименование мероприятия

Форма

проведения

Цель и задачи

Возрастная категория детей

 

Участие юнармейцев в мероприятиях, посвященных Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

Уроки мужества

осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культура и образованности. Осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма

11-16

Февраль, патриотическое направление  

Наименование мероприятия

Форма

проведения

Цель и задачи

Возрастная категория детей

 

День памяти воинов-интернационалистов (15.02.1989 - последняя колонна советских войск покинула территорию Афганистана)

Посещение гала-концерта «Краповые береты»

познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников. Оно включает: изучение военной истории Отечества, малой родины, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.

11-16

 Март, патриотическое направление

Наименование мероприятия

Форма

проведения

Цель и задачи

 

Возрастная категория детей

 

Вступление в ряды юнармейцев

Торжественное мероприятие

воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян.

11-16

Апрель, духовно-нравственное направление

 

Наименование мероприятия

Форма

проведения

Цель и задачи

 

Возрастная категория детей

 

Всемирному Дню здоровья (9 апреля) посвящается: антинаркотическая программа «Будущее начинается сегодня».

Беседа

Пропаганда здорового образа жизни, популяризация прикладных видов спорта.

11-16

Апрель, экологическое направление

Наименование мероприятия

Форма

проведения

Цель и задачи

 

Возрастная категория детей

 

Участие во Всероссийском юнармейском субботнике

«Зеленая весна»

Субботник

Пробудить в подрастающем поколении чувство бережного отношения к природе.

Самостоятельно осознать существующие экологические проблемы и помочь каждому самостоятельно включиться в их решение, принять участие в создании чистой и благоустроенной России, помочь конкретными делами продемонстрировать свое право жить на чистой земле и дышать чистым воздухом.

Преподать урок бережного отношения к природе.

11-16

Май, патриотическое направление 

 

Наименование мероприятия

Форма

проведения

Цель и задачи

 

Возрастная категория детей

 

Участие в акции «Бессмертный полк».

Шествие

познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников. Оно включает: изучение военной истории Отечества, малой родины, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.

11-16

 


 

Муниципальное казенное учреждение

Муниципальное казенное учреждение

Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Юнармия» разработана с учётом нормативно-правовых документов международного, всероссийского, регионального и муниципального уровня, и согласно локальным актам учреждения

Пояснительная записка Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Юнармия» разработана с учётом нормативно-правовых документов международного, всероссийского, регионального и муниципального уровня, и согласно локальным актам учреждения

О воинской обязанности и военной службе», федерального закона «О

О воинской обязанности и военной службе», федерального закона «О

Цель программы: Совершенствование системы военно-патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения и молодёжи, объединение подростков и молодёжи в единую неполитическую общественную организацию, пропагандирующую патриотизм и здоровый…

Цель программы: Совершенствование системы военно-патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения и молодёжи, объединение подростков и молодёжи в единую неполитическую общественную организацию, пропагандирующую патриотизм и здоровый…

Учебный план Учебно-тематический план 1 год обучения 3x2 (216 часов) № п/п

Учебный план Учебно-тематический план 1 год обучения 3x2 (216 часов) № п/п

Учебно-тематический план 2 год обучения 3x2 (216 часов) № п/п

Учебно-тематический план 2 год обучения 3x2 (216 часов) № п/п

Учебно-тематический план 3 год обучения 3x2 (216 часов) № п/п

Учебно-тематический план 3 год обучения 3x2 (216 часов) № п/п

Содержание программы Содержание образовательной программы

Содержание программы Содержание образовательной программы

Основы строевой подготовки - (42 часа)

Основы строевой подготовки - (42 часа)

Содержание образовательной программы 2 года обучения 1

Содержание образовательной программы 2 года обучения 1

Строевой шаг. Передвижение в одиночном порядке

Строевой шаг. Передвижение в одиночном порядке

Содержание образовательной программы 3 года обучения 1

Содержание образовательной программы 3 года обучения 1

Строевой шаг. Передвижение в одиночном порядке

Строевой шаг. Передвижение в одиночном порядке

Планируемые результаты Ожидаемые результаты

Планируемые результаты Ожидаемые результаты

Формы выявления, фиксации и предъявления результатов:

Формы выявления, фиксации и предъявления результатов:

Календарный учебный график

Календарный учебный график

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение

КСО и т.д. технологии портфолио, технология решения изобретательских задач (ТРИЗ), здоровье сберегающие технологии и др

КСО и т.д. технологии портфолио, технология решения изобретательских задач (ТРИЗ), здоровье сберегающие технологии и др

Положение о спасательных формирования

Положение о спасательных формирования

Список литературы. Нормативные документы 1

Список литературы. Нормативные документы 1

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые программы в области физической культуры и спорта) (утвержденные приказом

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые программы в области физической культуры и спорта) (утвержденные приказом

Кукушкин А.В. Воспоминания начальника разведки

Кукушкин А.В. Воспоминания начальника разведки

Приложение 1 Методика мониторинга усвоения обучающимися учебного материала

Приложение 1 Методика мониторинга усвоения обучающимися учебного материала

Оптимальный уровень Работает различными материалами и инструментами самостоятельно, не испытывая трудностей

Оптимальный уровень Работает различными материалами и инструментами самостоятельно, не испытывая трудностей

Приложение 2 Оценочные задания к аттестации учащихся по итогам 1 года обучения:

Приложение 2 Оценочные задания к аттестации учащихся по итогам 1 года обучения:

Вооруженных Сил России; к) затрудняюсь ответить

Вооруженных Сил России; к) затрудняюсь ответить

Воздушно-десантных войск, поддержки в военных операциях частей и соединений

Воздушно-десантных войск, поддержки в военных операциях частей и соединений

Приложение 3 Календарный план воспитательной работы в объединении

Приложение 3 Календарный план воспитательной работы в объединении

Творческая работапознание наших корней, осознание неповторимости

Творческая работапознание наших корней, осознание неповторимости

Оно включает: изучение военной истории

Оно включает: изучение военной истории

День памяти воинов-интернационалистов (15

День памяти воинов-интернационалистов (15

Всемирному Дню здоровья (9 апреля) посвящается: антинаркотическая программа «Будущее начинается сегодня»

Всемирному Дню здоровья (9 апреля) посвящается: антинаркотическая программа «Будущее начинается сегодня»

Участие в акции «Бессмертный полк»

Участие в акции «Бессмертный полк»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.10.2024