Рабочая программа
Оценка 4.8

Рабочая программа

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
русский язык
2 кл
23.03.2017
Рабочая программа
Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» начального общего образования на 2016-2019 учебный год разработана на основе авторской программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» направлена на достижение младшими школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
РП-РЯ.docx
2 Планируемые результаты освоения учебного курса «Русский язык».            Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» направлена на  достижение   младшими  школьниками  следующих  личностных, метапредметных и предметных результатов: Личностными  результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной   культуры;   понимание   того,   что   правильная   устная   и   письменная   речь   есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.  Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение  использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения  учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;  умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач  (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера,  учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью  успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и  позиции; умение задавать вопросы. Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение  начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических,  лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические  правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и  предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить,  сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть  слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои  действия, проверять написанное. Личностные результаты 2 класс ­ У учащегося будут сформированы: первичные представления о русском языке как языке его страны; ­ осознание   языка   как   средства   общения;   элементы   коммуникативного,   социального   и учебно­познавательного   мотивов   изучения   русского   языка,   представление   о   богатых   его возможностях, осознание себя носителем этого языка; ­ понимание того, что ясная, правильная речь ­ показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля над ней. Учащийся получит возможность для формирования:  ­ понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно­познавательного мотивов его освоения; ­познавательного интереса к русскому языку; ­сознательного отношения к качеству своей речи. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Учащийся научится: 3 ­ принимать учебную задачу; ­ планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней  речи) свои действия для решения задачи; . ­ действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках  информации: речь учителя, учебник и т.д.; ­ выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; ­использовать речь для регуляции своих действий; ­ оценивать свои достижения. Учащийся получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия  ­ для реализации замысла; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, пла­ ­ ­ нировать действия для преодоления затруднений и выполнять их. Познавательные универсальные учебные действия Учащийся научится: ­ осознавать   познавательную   задачу,  целенаправленно  слушать  (учителя,  одноклассников), ­ находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в решая её; явном виде; ­ критериям; ­ самостоятельно   находить   нужную   информацию   в   материалах   учебника,   в   обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно­познавательных задач; ­ пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме;  ­ переводить её в словесную форму; ­ владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач; осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным  ­ строить несложные рассуждения, делать выводы, формулировать их. Учащийся получит возможность научиться: ­осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках  (справочниках, учебно­познавательных книгах и др.); ­ ­ осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи. делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования; Коммуникативные универсальные учебные действия Учащийся научится: ­ участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения­(не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.); ­ задавать вопросы, отвечать на вопросы других; ­ понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организаций, выбора  языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что­то, или словами  нарисовать увиденное, показать действия или признаки); ­ поздравить кого­то или научить чему­то (в устной или письменной форме, адресат взрослый или сверстник и т.д.) ­ выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию  общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;  4 ­ осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять  терпимость по отношению к другим точкам зрения; ­ вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной  деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять  доброжелательное отношение к партнёрам;  ­ строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных  речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.  Учащийся получит возможность научиться:       ­ начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости; ­ оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и  пытаться учитывать в своей деятельности; ­ партнёрами о способах решения возникающих проблем; инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с  ­ создавать   высказывания   разных   видов   (в   устной   и   письменной   форме)   для   решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка. Предметными результатами изучения курса «Русский язык» во 2­м классе являются  формирование следующих умений. Содержательная линия «Система языка» Раздел «Фонетика и графика» Учащийся научится:  различать звуки и буквы;  характеризовать   звуки   русского   и   родного   языков:   гласные   ударные/безударные;   согласные   парные/непарные   твёрдые   и   мягкие;   согласные   звонкие/глухие, твёрдые/мягкие, парные/непарные звонкие и глухие;  знать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. Учащийся получит возможность научиться:  проводить   фонетико­графический   (звукобуквенный)   разбор   слова   самостоятельно   по предложенному   в   учебнике   алгоритму,   оценивать   правильность   проведения   фонетико­ графического (звукобуквенного) разбора слов. Раздел «Орфоэпия» Учащийся получит возможность научиться:  соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение   этих   норм   в   речи   собеседников   (в   объёме   представленного   в   учебнике материала);  находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно   (по   словарю   учебника)   либо   обращаться   за   помощью   к   учителю, родителям и др. Раздел «Состав слова (морфемика)» Учащийся научится:  различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; Учащийся получит возможность научиться:  разбирать   по   составу   слова   с   однозначно   выделяемыми   морфемами   в   соответствии   с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу. Раздел «Лексика» Учащийся научится: 5  выявлять слова, значение которых требует уточнения;  определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Учащийся получит возможность научиться:  подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;  оценивать уместность использования слов в тексте;  выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. Раздел «Синтаксис» Учащийся научится:  различать предложение, словосочетание, слово;  определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; Содержательная линия «Орфография и пунктуация»  Учащийся научится:  применять правила правописания (в объёме содержания курса);  определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;  безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45­60 слов  писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания;  проверять   собственный   и   предложенный   текст,   находить   и   исправлять   орфографические   и пунктуационные ошибки. Учащийся получит возможность научиться:  осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;  подбирать примеры с определённой орфограммой;  при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;  при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах. Содержательная линия «Развитие речи» Учащийся научится:  оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;  соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);  выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения; Учащийся получит возможность научиться:  подробно или выборочно пересказывать текст;  пересказывать текст от другого лица;  составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;  соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи). 3 класс Личностные результаты У учащегося будут сформированы:  внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;  широкая   мотивационная   основа   учебной   деятельности,   включающая   социальные,   учебно­  познавательные и внешние мотивы; учебно­познавательный   интерес   к   новому   учебному   материалу   и   способам   решения   новой задачи; 6           ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и   конвенциональных   норм,   развитие   морального   сознания   как   переходного   от доконвенционального к конвенциональному уровню; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; установка на здоровый образ жизни; основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей   деятельности   нормам   природоохранного,   нерасточительного,   здоровьесберегающего поведения; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Учащийся получит возможность для формирования:  внутренней   позиции   обучающегося   на   уровне   положительного   отношения   к образовательному   учреждению,   понимания   необходимости   учения,   выраженного   в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;  выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;  устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;  адекватного понимания причин успешности/неуспешности  учебной деятельности;  положительной   адекватной   дифференцированной   самооценки   на   основе   критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;  компетентности   в   реализации   основ   гражданской   идентичности   в   поступках   и деятельности;  морального   сознания   на   конвенциональном   уровне,   способности   к   решению   моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;  установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;  осознанных   устойчивых   эстетических   предпочтений   и   ориентации   на   искусство   как значимую сферу человеческой жизни;  эмпатии   как   осознанного   понимания   чувств   других   людей   и   сопереживания   им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Метапредметные: Регулятивные  Учащийся научится:   принимать и сохранять учебную задачу; учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   в   новом   учебном   материале   в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;   7      осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; адекватно   воспринимать   предложения   и   оценку   учителей,   товарищей,   родителей   и   других людей; различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного   результата,   использовать   запись   (фиксацию)   в   цифровой   форме   хода   и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Учащийся получит возможность научиться:  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;  преобразовывать практическую задачу в познавательную;  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;  самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;  осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;  самостоятельно   адекватно   оценивать   правильность   выполнения   действия   и   вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные  Учащийся научится:              осуществлять   поиск   необходимой   информации   для   выполнения   учебных   заданий   с использованием   учебной   литературы,   энциклопедий,   справочников   (включая   электронные, цифровые),   в   открытом   информационном   пространстве,   в   том   числе   контролируемом пространстве Интернета; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; основам   смыслового   восприятия   художественных   и   познавательных   текстов,   выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; осуществлять   подведение   под   понятие   на   основе   распознавания   объектов,   выделения существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии; владеть рядом общих приёмов решения задач.   Учащийся получит возможность научиться:  осуществлять   расширенный   поиск   информации   с   использованием   ресурсов   библиотек   и Интернета; 8  записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;  создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;  осуществлять   выбор   наиболее   эффективных   способов   решения   задач   в   зависимости   от конкретных условий;  осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно  достраивая и восполняя недостающие компоненты;  осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;  строить   логическое   рассуждение,   включающее   установление   причинно­следственных связей;  произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач. Коммуникативные  Учащийся научится:  адекватно   использовать   коммуникативные,   прежде   всего   речевые,   средства   для   решения различных   коммуникативных   задач,   строить   монологическое   высказывание   (в   том   числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; допускать   возможность   существования   у   людей   различных   точек   зрения,   в   том   числе   не совпадающих   с   его   собственной,   и   ориентироваться   на   позицию   партнёра   в   общении   и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;         формулировать собственное мнение и позицию;  договариваться  и  приходить к  общему решению  в  совместной  деятельности,  в том  числе  в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; задавать вопросы; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно   использовать   речевые   средства   для   решения   различных   коммуникативных   задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Учащийся получит возможность научиться:  учитывать   и   координировать   в   сотрудничестве   позиции   других   людей,   отличные   от собственной;  учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;  понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;  аргументировать   свою   позицию   и   координировать   её   с   позициями   партнёров   в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;  продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;  с  учётом целей  коммуникации  достаточно точно, последовательно  и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;  задавать   вопросы,   необходимые   для   организации   собственной   деятельности   и сотрудничества с партнёром;  осуществлять   взаимный   контроль   и   оказывать   в   сотрудничестве   необходимую взаимопомощь;  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; 9  адекватно   использовать   речевые   средства   для   эффективного   решения   разнообразных коммуникативных задач. Предметные Содержательная линия «Система языка» Раздел «Фонетика и графика» Учащийся научится: • различать звуки и буквы; характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные   твёрдые   и   мягкие;   согласные   звонкие/глухие,   парные/непарные   звонкие   и глухие); знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. Учащийся получит возможность научиться: • выделять в словах слоги; • проводить фонетический разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике • • алгоритму и оценивать правильность проведения данного вида разбора слова. Раздел «Орфоэпия» Учащийся получит возможность научиться: • соблюдать   нормы   русского   литературного   языка   в   собственной   речи   и   оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала); • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ   самостоятельно   (по   словарю   учебника)   или   обращаться   за   помощью   (к   учителю, родителям и др.). Раздел «Состав слова (морфемика)» Учащийся научится: • различать: — изменяемые и неизменяемые слова; — родственные (однокоренные) слова и формы слова; — однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями; • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. Учащийся получит возможность научиться: • устанавливать способ словообразования слова (в объёме программы); • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соот­ветствии с предложенным в учебнике алгоритмом; оценивать правильность проведения разбора слова по составу. Раздел «Синтаксис» Учащийся научится: • различать предложение, словосочетание, слово; • устанавливать с помощью смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; • классифицировать   предложения   по   цели   высказывания,   находить   повество­ вательные/побудительные/вопросительные предложения; • определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; • находить главные и второстепенные члены предложения; • выявлять в предложениях однородные члены. Учащийся получит возможность научиться: • различать   второстепенные   члены   предложения   —   определения,   дополнения, обстоятельства; 10 • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; • различать простые и сложные предложения. Раздел «Морфология» Учащийся научится: • различать знаменательные (самостоятельные) и служебные части речи; • кратко характеризовать: — грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение; — грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж; — грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение. Учащийся получит возможность научиться: • проводить   морфологический   разбор   имён   существительных,   имён   прилагательных, глаголов   по   предложенному   в   учебнике   алгоритму;   оценивать   правильность   проведения морфологического разбора; .  находить   в   тексте   такие   части   речи,   как:   личные   местоимения,   наречия,   имена числительные, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах. Содержательная линия «Орфография и пунктуация»  Учащийся научится: • применять правила правописания (в объёме содержания курса); • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю; • безошибочно списывать текст объёмом 65­80 слов; • писать под диктовку тексты объёмом 65­75 слов в соответствии с изученными правилами правописания; • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Учащийся получит возможность научиться: • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; • подбирать примеры слов с определённой орфограммой; • осознавать   причины   появления   ошибки   и   определять   способы   действий,   помогающих предотвратить её в последующих письменных работах. Содержательная линия «Развитие речи» Учащийся научится: • оценивать   правильность   (уместность)   выбора   языковых   и   неязыковых   средств   устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; • соблюдать   в   повседневной   жизни   нормы   речевого   этикета   и   правила   устного   общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы); • выражать и аргументировать собственное мнение с учётом ситуации общения; • озаглавливать текст; • составлять план текста; • сочинять письменные тексты для конкретных ситуаций общения (в объёме изученного). Учащийся получит возможность научиться: . создавать тексты по предложенному заголовку;  . подробно или выборочно пересказывать текст;  . пересказывать текст от другого лица;  . составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи  (описание, повествование, рассуждение); 11 .   анализировать   и   корректировать   тексты   с   нарушенным   порядком   предложений, находить в тексте смысловые пропуски; . корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; . анализировать последовательность собственных действий при работе над изложе­ниями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; . оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным   (для   изложений)   и   с   назначением,   задачами,   условиями   общения   (для самостоятельно создаваемых текстов); • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sтs­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи). Личностные 4 класс. У учащихся будут сформированы: ­ внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; ­   широкая   мотивационная   основа   учебной   деятельности,   включающая   социальные,   учебно­ познавательные и внешние мотивы; ­ учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ­ ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; ­ способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; ­ основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; ­ ориентация в нравственном содержании и смысле,  как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; ­ знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; ­ развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; ­ эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; ­ установка на здоровый образ жизни; ­ основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей   деятельности   нормам   природоохранного,   нерасточительного,   здоровьесберегающего поведения; ­ чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Учащиеся получат возможность для формирования: ­ внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению,   понимания   необходимости   учения,   выраженного   в   преобладании   учебно­ познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; ­ выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения; ­ устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач; ­ адекватного понимания причин успешности/неуспешности  учебной деятельности; ­   положительной   адекватной   дифференцированной   самооценки   на   основе   критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; ­   компетентности   в   реализации   основ   гражданской   идентичности   в   поступках   и деятельности; 12 ­ морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; ­ установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; ­ осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; ­ эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в  поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Метапредметные Регулятивные  Учащийся научится: ­ принимать и сохранять учебную задачу; ­   учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   в   новом   учебном   материале   в сотрудничестве с учителем; ­ планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; ­ учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; ­ осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); ­ оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;  адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; ­ различать способ и результат действия; ­ вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Учащийся получит возможность научиться: ­ в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; ­ преобразовывать практическую задачу в познавательную; ­ проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; ­ самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; ­ осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; ­ самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные  Учащийся научится: ­   осуществлять   поиск   необходимой   информации   для   выполнения   учебных   заданий   с использованием   учебной   литературы,   энциклопедий,   справочников   (включая   электронные, цифровые),   в   открытом   информационном   пространстве,   в   том   числе   контролируемом пространстве Интернета; ­ осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; ­ использовать знаково­символические средства,  в том  числе модели  (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; ­ строить сообщения в устной и письменной форме; ­ ориентироваться на разнообразие способов решения задач; 13 ­   основам   смыслового   восприятия   художественных   и   познавательных   текстов,   выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); ­ осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; ­ осуществлять синтез как составление целого из частей; ­ проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; ­ устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений; ­ строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; ­ обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; ­   осуществлять   подведение   под   понятие   на   основе   распознавания   объектов,   выделения существенных признаков и их синтеза; ­ устанавливать аналогии; ­ владеть рядом общих приёмов решения задач. Учащийся получит возможность для формирования: ­  осуществлять   расширенный   поиск   информации   с   использованием   ресурсов   библиотек   и Интернета; ­   записывать,   фиксировать   информацию   об   окружающем   мире   с   помощью   инструментов ИКТ; ­ создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; ­ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; ­   осуществлять   выбор   наиболее   эффективных   способов   решения   задач   в   зависимости   от конкретных условий; ­   осуществлять   синтез   как   составление   целого   из   частей,   самостоятельно   достраивая   и восполняя недостающие компоненты; ­ осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; ­ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей; ­ произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач. Коммуникативные  Учащийся научится: ­   адекватно   использовать   коммуникативные,   прежде   всего   речевые,   средства   для   решения различных   коммуникативных   задач,   строить   монологическое   высказывание   (в   том   числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; ­   допускать   возможность   существования   у   людей   различных   точек   зрения,   в   том   числе   не совпадающих   с   его   собственной,   и   ориентироваться   на   позицию   партнёра   в   общении   и взаимодействии; ­ учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; ­ формулировать собственное мнение и позицию; ­   договариваться   и   приходить   к   общему   решению   в   совместной   деятельности,   в   том   числе   в ситуации столкновения интересов; ­ строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; ­ задавать вопросы; ­ контролировать действия партнёра; ­ использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Учащийся получит возможность для формирования: 14 ­  учитывать   и   координировать   в   сотрудничестве   позиции   других   людей,   отличные   от собственной; ­ учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; ­ понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; ­   аргументировать   свою   позицию   и   координировать   её   с   позициями   партнёров   в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; ­ продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; ­   с   учётом   целей   коммуникации   достаточно   точно,   последовательно   и   полно   передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; ­   задавать   вопросы,   необходимые   для   организации   собственной   деятельности   и сотрудничества с партнёром; ­   осуществлять   взаимный   контроль   и   оказывать   в   сотрудничестве   необходимую взаимопомощь; ­ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; ­ адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных  коммуникативных задач. Предметные результаты Содержательная линия «Система языка» Раздел «Фонетика и графика» Учащийся научится: ∙различать звуки и буквы; ∙характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие; ∙знать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. Учащийся получит возможность научиться: проводить   фонетико­графический   (звукобуквенный)   разбор   слова   самостоятельно   по предложенному   в   учебнике   алгоритму,   оценивать   правильность   проведения   фонетико­ графического (звукобуквенного) разбора слов. Раздел «Орфоэпия» Учащийся получит возможность научиться: ∙соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала); ∙находить   при   сомнении   в   правильности   постановки   ударения   или   произношения   слова ответ   самостоятельно   (по   словарю   учебника)   либо   обращаться   за   помощью   к   учителю, родителям и др. Раздел «Состав слова (морфемика)» Учащийся научится: ∙различать изменяемые и неизменяемые слова; ∙различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; ∙находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс. Учащийся получит возможность научиться: разбирать   по   составу   слова   с   однозначно  выделяемыми   морфемами   в   соответствии   с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу. Раздел «Синтаксис» Учащийся научится: ∙различать предложение, словосочетание, слово; 15 ∙устанавливать   при   помощи   смысловых   вопросов   связь  между   словами   в  словосочетании   и предложении; ∙классифицировать   повествовательные/побудительные/вопросительные предложения; предложения     по   цели высказывания,   находить ∙определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; ∙находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; ∙выделять предложения с однородными членами. Учащийся получит возможность научиться: ∙различать   второстепенные   члены   предложения   —   определения,   дополнения, обстоятельства; ∙выполнять   в   соответствии   с   предложенным   в   учебнике   алгоритмом   разбор   простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; ∙различать простые и сложные предложения. Раздел «Морфология» Учащийся научится: ∙определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение; ∙определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж; ∙определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение. Учащийся получит возможность научиться: ∙проводить   морфологический   разбор   имён   существительных,   имён   прилагательных, глаголов   по   предложенному   в   учебнике   алгоритму;   оценивать   правильность   проведения морфологического разбора; ∙находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах. Содержательная линия «Орфография и пунктуация»  Учащийся научится: ∙применять правила правописания (в объёме содержания курса); ∙определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю; ∙безошибочно списывать текст объёмом 80—100 слов; ∙писать под диктовку тексты объёмом 80—90 слов в соответствии с изученными правилами правописания; ∙проверять собственный  и  предложенный  текст, находить  и  исправлять  орфографические  и пунктуационные ошибки. Учащийся получит возможность научиться: ∙осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; ∙подбирать примеры с определённой орфограммой; ∙при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; ∙при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах. Содержательная линия «Развитие речи» Учащийся научится: ∙оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; ∙соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор); ∙выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения; ∙самостоятельно озаглавливать текст; 16 ∙составлять план текста; ∙сочинять   письма,   поздравительные   открытки,   записки   и   другие   небольшие   тексты   для конкретных ситуаций общения. Учащийся получит возможность научиться: ∙создавать тексты по предложенному заголовку; ∙подробно или выборочно пересказывать текст; ∙пересказывать текст от другого лица; ∙составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; ∙анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; ∙корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; ∙анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями   и   соотносить   их   с   разработанным   алгоритмом;   оценивать   правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов); ∙соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи). Содержание программы  Данная программа предусматривает выделение в учебном предмете «Русский язык» трех содержательных   линий:  «Система   языка»,   «Орфография   и  пунктуация»,   «Развитие   речи». Каждая из выделенных линий характеризуется своим объектом изучения:   содержательная линия «Система языка» выделяет в качестве объекта изучения языковые единицы: звук (единица речи), морфему, слово, часть речи, предложение; содержательная линия «Орфография и пунктуация» выделяет в качестве объекта изучения орфограмму и пунктограмму; содержательная линия «Развитие речи» выделяет в качестве объекта изучения текст как законченное устное или письменное высказывание на определенную тему.  Данная   программа   предусматривает   изучение   каждого   из   выделенных   объектов   в рамках одного урока,  без традиционного смешения: например, при изучении языковых единиц перед учениками не ставятся орфографические или речевые задачи и т.п.  Методический принцип  «один урок – один объект – одна цель»  позволил выделить в структуре программы и средств обучения, созданных на ее основе, три блока: «Как устроен наш язык»,   «Правописание»   и   «Развитие   речи».  Под   блоком   понимается   объединение   уроков, реализующих   одну   цель   обучения   и   изучающих   один   из   объектов   той   или   иной содержательной линии. Уроки   блока   «Как   устроен   наш   язык»  реализуют   научно­исследовательскую (познавательную) цель  – познакомить  учащихся  начальной  школы с  основами  лингвистических знаний; уроки данного блока соответствуют содержательной линии «Система языка» и изучают языковые единицы следующих уровней: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис). Уроки   блока   «Правописание»  направлены   на   достижение   социокультурной   цели   ­ сформировать   у   учащихся   начальной   школы   навыки   грамотного,   безошибочного   письма   как показателя   общей   культуры   человека;   уроки   данного   блока   соответствуют  содержательной линии «Орфография и пунктуация» и изучают орфограммы и пунктограммы. Уроки   блока   «Развитие   речи»  также   реализуют   социокультурную   цель   в   аспекте совершенствования   коммуникативных   умений   учащихся   в   условиях   устного   и   письменного общения; уроки данного блока соответствуют содержательной линии «Развитие речи» и изучают текст как законченное устное или письменное высказывание на определенную тему. 17 I. Блок «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) . Фонетика и графика. Фонетический разбор слова.  Орфоэпия (изучается во всех разделах курса)  Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.  Состав слова (морфемика). Разбор слова по составу. Словообразовательный анализ. Синтаксис  Предложение.   Нахождение   главных   членов   предложения:   подлежащего   и   сказуемого. установление   с   помощью   смысловых   (синтаксических)   вопросов   связи   между   словами   в предложении.   Различение   главных   и   второстепенных   членов   предложения  (дополнение, определение, обстоятельство). Наблюдение   за   однородными   членами   предложения.   Использование   интонации перечисления   в   предложениях   с   однородными   членами.   Нахождение   и   самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Синтаксический анализ простого предложения. Словосочетание:   различение   слова,   словосочетания   и   предложения.   Установление   с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании.  Связь слов в словосочетании. Различение простых и сложных предложений. Лексика. Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения.  Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.  Различение однозначных и многозначных слов.  Представление о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова. Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов. Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя   существительное:   общее   значение   и   употребление   в   речи.   Различение   имен существительных   мужского,   женского   и   среднего   рода.  Род   неизменяемых   имен существительных   (на   примере   наиболее   употребительных   слов).  Изменение   имен существительных по числам. Изменение имен существительных по падежам.  Падеж и предлог: образование   предложно­падежной   формы.   Различение   падежных   и   смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3­ему склонению.   Различение   собственных   и   нарицательных   имен   существительных.  Наблюдение   за одушевленными   и   неодушевленными   именами   существительными.   Словообразование   имен существительных.  Имя   прилагательное:   общее   значение   и   употребление   в   речи.   Изменение   имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных. Словообразование имен прилагательных. Местоимение: общее значение и употребление в речи. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений. 18 Повторение   основных   признаков   имени   существительного   и   имени   прилагательного   на основе морфологического разбора.  Глагол:   общее   значение,   глагольные   вопросы.   Начальная   форма   глагола.  Глаголы совершенного и несовершенного видов. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов.  Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам   и   числам   в   настоящем   и   будущем   времени   (спряжение).   Способы   определения   I   и   II спряжения   глаголов.   Изменение   глаголов   по   родам   в   прошедшем   времени.  Словообразование глаголов. Глагол в предложении.  Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий.  Имя числительное: общее значение.  II. Блок «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) Формирование   орфографической   зоркости:   осознание   места   возможного   возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.  приставки, оканчивающиеся на з, с; Ознакомление с правилами правописания и их применение:   соединительные гласные о, е в сложных словах;  непроверяемые   гласные   и   согласные   в   корне   слова   (словарные   слова,   определенные программой); буквы о, ё после шипящих в корнях слов; буквы и, ы после ц в различных частях слов; суффиксы имен существительных –ок, ­ец, ­иц, сочетания ичк, ечк, инк, енк; безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;  безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных на ­ий, ­ия, ­ие; буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц; безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;     мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;      раздельное написание предлогов с личными местоимениями;  знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.  не с глаголами;  мягкий знак после шипящих на конце глаголов;   мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;  безударные личные окончания глаголов;   суффиксы глаголов –ива/­ыва, ­ова/­ева;  гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;  буквы а, о на конце наречий;  мягкий знак на конце наречий;  слитное и раздельное написание числительных;  мягкий знак в именах числительных;  запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи). Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.  Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов. III. Блок «Развитие речи». Устная речь Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и   позиции   в   диалоге   и   дискуссии.   Умение   договариваться   и   приходить   к   общему   решению, 19 осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы.  Адекватное   использование   речевых   средств   для   эффективного   решения   разнообразных коммуникативных   задач.  Соблюдение   норм   речевого   взаимодействия   при   интерактивном общении (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи). Письменная речь Работа над структурой текста: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление   плана   текста,   написание   текста   по   заданному   плану.   Определение   типов   текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинением как видами письменной работы. Знакомство с жанром письма. Создание   собственных   текстов   и   корректирование   заданных   текстов   с   учетом правильности,   богатства   и   выразительности   письменной   речи:   использование   в   текстах многозначных   слов,   синонимов,   антонимов,   заимствованных   cлов,   устаревших   слов   и фразеологизмов. Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные,   изложения   с   элементами   сочинения;   сочинения­повествования,   сочинения­ рассуждения, сочинения­описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица.  Продолжение   работы   над   правильностью,   точностью,   богатством   и   выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений   и   абзацев;   составление   плана   текста,   написание   текста   по   заданному   плану. Определение   типов   текстов   (повествование,   описание,   рассуждение)   и   создание   собственных текстов заданного типа. Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи.  Создание собственных с учетом правильности, богатства и выразительности письменной  речи. 20 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Содержание  курса Количество часов 2 кл 3 кл 4 кл I. «Как устроен наш язык»  (основы лингвистических знаний) . Фонетика и графика. Состав слова (морфемика). Лексика  Синтаксис  Морфология II. «Правописание»  (формирование навыков грамотного  письма) . III. «Развитие речи».  Итого  10 32 29 ­ ­ 65 34 170 6 4 ­ 39 42 53 26 170 1 1 ­ 41 36 62 29 170 21

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017