Конспект урока «Несклоняемые имена существительные».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: «Несклоняемые имена существительные». Урок получения новых знаний. Цели: • обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное»; • познакомить с несклоняемыми именами существительными , наиболее часто встречающимися в речи; • познакомить с происхождением и значением несклоняемых существительных; • учить правильному употреблению их в речи; • учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения; • развивать орфографическую зоркость; Планируемые результаты. Учащиеся научатся: • обобщать и систематизировать имеющиеся знания по теме «Имя существительное»; • познакомятся с несклоняемыми именами существительными ; • узнают о происхождении и значениях несклоняемых существительных; • научатся правильному употреблению их в речи; • научатся исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения; • работать в паре, слышать мнение собеседника и считаться с ним, вести диалог;
Иконка файла материала открытый урок.docx
Тема урока:  «Несклоняемые имена существительные». Урок получения новых знаний.                                                                                                       Цели:   обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное»;  познакомить с несклоняемыми именами существительными , наиболее часто встречающимися в речи;  познакомить с происхождением и значением несклоняемых существительных;  учить правильному употреблению их в речи;  учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;  развивать орфографическую зоркость; Планируемые результаты. обобщать и систематизировать имеющиеся  знания по теме «Имя существительное»;   познакомятся   с несклоняемыми именами существительными ;   узнают о происхождении  и значениях  несклоняемых существительных; научатся правильному употреблению  их в речи;  научатся  исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого  Учащиеся научатся: • • • • • имени существительного;  обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения; • работать в паре, слышать мнение собеседника и считаться с ним, вести диалог;                                                     Ход урока: I .  Организационный момент. Позитивный настой. Слайд 1. 1. -Прочитайте пожелание. Повторите его друг другу с доброй улыбкой.2. Минутка чистописания Жизнь красна любовью предложение. Прочитайте. На доске : А) красна -Составьте Жизнь -Что вам напоминают эти полоски ? (Цвета флага Осетии) -Составьте из полосок флаг. -Молодцы, ребята. Перед вами осетинская пословица. Объясните, как понимаете ее смысл. -Только тогда, когда в твоем сердце живет любовь, доброта, чуткость к окружающим, ты будешь по-настоящему счастлив. Б) -Откройте тетради и запишите число. На доске запись: любовью Жизнь красна любовью Два…цать д…вят… …нв…ря. Кла……н…… р…бота. -Вставьте пропущенные буквы , объясните орфограммы. Ребята используют для фронтального ответа наборы индивидуальных карточек с изображением букв. о е а я пословицу и запомните ее. д   е я а сс -Запишите в тетрадь эту Дома расскажите близким. Слайд 2.II.  Актуализация знаний 1.Работа в группах малого состава. Слад 3 ­ Напомните, над какой темой мы с вами работаем несколько уроков.  ( Имя  существительное ) часть слова действия кто? что? какой? Часть речи предметы,  людей признаки род число Имя существительное явления природы, падеж склонение часть речи ­ Обобщение знаний об имени существительном. ­    Сегодня на уроке мы продолжаем изучение раздела под общим названием  «Имя  существительное» Но прежде, чем получить новые знания, вам необходимо вспомнить, всё,  что вы знаете о данной части речи.  Обобщим знания об имени существительном. Давайте вспомним, что мы уже знаем.(На интерактивной доске слова) .Работает группа  1 малого состава­3человека. Составление  Имя существительное Часть речи Кто?Что? Предметы, людей, явления природы Род Склонение ЧислоПадеж Группа 2 (5 человек) выбирает карточки с постоянными признаками имен  существительных. Группа 3 (5 человек) выбирает карточки с непостоянными признаками имен  существительных. (Предложенные наборы карточек: род, число, падеж, склонение, нариц.,  собств.,одуш,.неод) Все остальные ребята  работают на индивидуальных листочках.(Приложение 1), Работа  всех групп и работа самостоятельная проверяются, знания обобщаются. 2. Самостоятельная работа по вариантам ­Назовите имена существительные   в записанной пословице  .  (Жизнь, любовью) Определите их форму (Жизнь­ж.р., 3 скл., ед.ч.,В.п.   Любовью­ж.р.,  3скл.,ед.ч.,Т.п.) Запишите. III. Физминутка  ( Электронная. Танцевальная) IV. Самоопределение к деятельности.  Вывод – гипотеза: Мы с вами уже знаем, что все имена существительные изменяются по  числам и падежам   Постановка учебной проблемы. 1.       ­Ребята, я знаю  одно веселое стихотворение А.Хайта. . Хочу прочитать его вам.  Внимательно послушайте, а затем выскажите свое мнение.(На партах у картинки  «Несклоняемые имена существителные». Листики с о стихотворением)         ­ Переверните картинки у вас на парте.  По мере моего чтения вы будете прикреплять к  доске карточку с рисунком, соответствующем сюжету стихотворения.(Картинки к  выделенным словам) Как – то рано поутру С другом сели мы в метру И поехали в метре Фильм смотреть о кенгуре. Вот сидим мы с ним в кине Без пальта и без кашне, А вернее, я и ты Без кашна и без пальты. Любит кины детвора, Если в кинах кенгура Бродит – бродит по шоссу, Носит в сумке шимпанзу. Кенгуру в кафу зашел,Занял там свободный стол И сидит за доминой Вдруг огромный обезьян Стал играть на фортепьян, Тут и взрослый, сняв пенсню, Хохотал на всю киню. Интересное кино. Жаль, что кончилось оно. В гардероб пора бежать Будут польта выдавать.                               (А.Хайт) ­Почему вы смеялись?  Что было не так ?(Дети высказывают свое мнение) ­Что это за слова? Какой можно сделать вывод ?  Переверните листики со стихотворением и исправьте ошибки. Откорректируйте его,  работая в парах. Вывод:  Есть слова, которые не изменяются ­ неизменяемые имена существительные. 2. Формулирование темы урока, формулировка целей.                                           Слайд  4. Слайд   5. V Работа над темой урока. 1.       В начале урока мы выдвинули гипотезы.  Давайте вернемся к ним и вспомним.  (Имена существительные изменяются по числам и падежам). Выполняя задания и  исследуя имена существительные к какому выводу мы пришли?( Не все имена  существительные изменяются по числам и падежам). Подтвердилась ли наша  гипотеза.   Как думаете, русское ли происхождение этих слов?    давние времена известный путешественник и мореплаватель Х Колумб открыл   . А знаете ли вы , как появилось в русском языке слово «кенгуру»? В  2.       Справка новую землю­Австралию. Там он увидел диковинное животное. Колумб стал  расспрашивать аборигенов о нем, но они повторяли : «Кен гуру. Кен  гуру .» Что  означало: «Не понимаю». Но путешественники решили, что это название  животного, и с тех пор это слово появилось в русском языке как «кенгуру».                                                                                                                                                    ­Если вам интересно узнать как произошли другие слова, расспросите родителей,  обратитесь к справочникам , интернету.Нам столько тайн русского языка предстоит еще раскрыть.                                                       Запишите в тетрадь слова и запомните их.    Слайд 6. 3.  –Как называются записанные вами слова? ( Неизменяемые имена  существительные) ­Почему их так называют? (Они не изменяются по падежам и числам) 4. Просклоняйте по выбору любое  слово. Выделите окончание (Провокация для  проверки усвоения материала­ Не изменяется, нет окончания) VI. Работа по теме урока.  5. Чтение сведений в учебнике, с. 65. ­ Какие существительные ещё не склоняются? Почему их назвали несклоняемыми?  (Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не  меняют форму слова называют несклоняемые имена существительные). .А в чём ещё  особенность этих слов? ( не изменяются по числам). 6. Дифференцированная работа: Учебник: стр.   упр. №         или     стр.     № 7..  Работа в паре. .Две гипотезы мы опровергли. Но мы выдвигали еще одну. Какую?  (Имена . существительные имеют род). Давайте проверим, работает ли это предположение  на наших примерах.  4.  Определите род имен существительных.  Проверка  .Слайд 7 Какой вывод можно сделать?   VII. Закрепление нового материала. Самостоятельная работа.         Дифференцированная работа с карточками и с предложениями на Слайде 8Вставьте в предложения  подходящие по смыслу  несклоняемые существительные . Слова для справок: фламинго, пони, шимпанзе. Мы были в зоопарке. Там мы увидели розовых   __________________  ,    большого _______________________ . Маленький    ___________ был грустным. Бабушке мы рассказали о розовых ______________________,  о том  как ______________ катал детей по зоопарку, а  _________________________рисовал красками картину. Раздели слова  в две группы: склоняемые и несклоняемые.         Слон, кенгуру, дорога, метро, театр, радио. Оценка работы учеников Слайд 12 VIII.   Итог урока. ­   Итак, с какими словами познакомились на уроке? ­  Почему он так называются? ­  А сейчас я предлагаю вам послушать «Песенку» Аркадия Хайта                               Чтобы грамотными стать и писать отлично,                Никогда нельзя менять в падежах различных                Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,                Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.                Можно песню распевать и в гостях, и дома,                Если только не менять окончанье слова                Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру. Слайд 13. Д/з : Слайд 14 IX.  Рефлексия. Слайды 15 ­ 16 ­Кому было интересно на уроке?  ­Кто легко справлялся с предложенными заданиями? ­Кому помогал сосед по парте?  ­Где могут пригодиться нам эти знания?  ­Оцените свою работу на уроке  в баллах, а ваше эмоциональное состояние, т.е. настроение, смайликами. Открытый урок по русскому языку в 3 «А» классе МБОУ СОШ № 43 г. ВладикавказТема урока: «Несклоняемые имена существительные» Учитель высшей категории Понамарева Т.Н. г. Владикавказ

Посмотрите также