Программа разработана к учебнику Б.А Воронцов-Вельяминов, Е.К Страут 2017г. Астрономия 11 класса. Программа рассчитана на 35 часов, то есть 1 час в неделю. В программу включены контрольные работы , самостоятельные работы и проектные работы которые можно и нужно проводит по возможности.
Клас
с
Федеральный
базисный
Учебный план
Утвержденный
календарный
учебный график
на 2017-2018 уч.г.
11
1часа в неделю
35 часов
Причина
потери
учебного
времени
Потеря
учебно
времен
го
и
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка стр. 1
2. Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету стр. 1
3. Содержание учебного предмета «Астрономия». стр. 6
4. Тематическое планирование (приложение 1) – стр. 10
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по астрономии в 11 классе составлена в соответствии с ФГОС СОО.
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе по астрономии для
общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс», Е. К. Страут 2017г.
Календарнотематический план ориентирован на использование базового учебника
Астрономия 11 класс, Б.А ВоронцовВельяминов, Е.К Страут 2017г.
Астрономия в школе это курс, который, завершая физикоматематическое образование
выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и
эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее
время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о
единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о
непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а
также самой Вселенной. Астрономия реализуется за счет школьного компонента. Изучение
курса рассчитано на 35 часов. При планировании 1 час в неделю курс будет пройден в
течение 11 класса.
2. Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету
Личностные результаты:
1взрослыми в образовательной,
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики;
2) сформированность основ саморазвития и самовоспитания; готовность и способность к
самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности (образовательной,
коммуникативной и др.);
3) сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми
старшего и младшего возраста,
общественно
полезной,учебноисследовательской, учебноинновационной и других видах деятельности;
4) готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и
второстепенные задачи;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной
деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон
окружающей действительности;
4) готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
5) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
6) владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, включая
составление текста и презентации материалов с использованием информационных и
коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии;
7) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
Предметные результаты изучения темы «Практические основы астрономии»
позволяют:
— воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация
звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
— объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
— объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных
географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
— применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
Предметные результаты изучения темы «Строение Солнечной системы» позволяют:
— воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической
системы мира;
— воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический
и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры
объекта, астрономическая единица);
2— вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по
угловым размерам и расстоянию;
— формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего
(уточненного) закона Кеплера;
— описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения
по орбитам с различным эксцентриситетом;
— объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел
Солнечной системы;
— характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для
исследования тел Солнечной системы.
Предметные результаты изучения темы «Природа тел Солнечной системы» позволяют:
— формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о
формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
— определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты
земной группы, планетыгиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планетыкарлики,
кометы, метеоры, болиды, метеориты);
— описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
— перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины
их возникновения;
— проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и
составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
— объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и
сохранения уникальной природы Земли;
— описывать характерные особенности природы планетгигантов, их спутников и колец;
— характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их
значительных различий;
— описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при
движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
— описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
— объяснять сущность астероиднокометной опасности, возможности и способы ее
предотвращения.
Предметные результаты освоения темы «Солнце и звезды» позволяют:
— определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой
год);
— характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их
энергии;
— описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к
поверхности;
— объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
— описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
— вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
— называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на
диаграмме «спектр — светимость»;
— сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
— объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
— описывать механизм вспышек новых и сверхновых;
— оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
— описывать этапы формирования и эволюции звезды;
3— характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии
эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
Предметные результаты изучения темы «Строение и эволюция Вселенной» позволяют:
— объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв,
реликтовое излучение);
— характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и
кинематика);
— определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе
зависимости «период — светимость»;
— распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
— сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
— обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного
смещения» в спектрах галактик;
— формулировать закон Хаббла;
— определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости
сверхновых;
— оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
— интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу
гипотезы горячей Вселенной;
— классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее
расширения — Большого взрыва;
— интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как
результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой
еще неизвестна.
Предметные результаты «Жизнь и разум во Вселенной» позволяют:
— систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы
существования жизни во Вселенной. Обеспечить достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного
успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности
должен системнодеятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно
активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования
— знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе
познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в средней
школе является включение учащихся в учебноисследовательскую и проектную
деятельность, которая имеет следующие особенности:
1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными
мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть
направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области
определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание
продукта, имеющего значимость для других;
2) учебноисследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким
образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми,
референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода
отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности,
подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями
переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной
самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
43) организация учебноисследовательских и проектных работ школьников обеспечивает
сочетание различных видов познавательной деятельности.
В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности
подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
В результате учебноисследовательской и проектной деятельности выпускник получит
представление:
• о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных
методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
• о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность
гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
• о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в
естественных науках;
• об истории науки;
• о новейших разработках в области науки и технологий;
• о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и
исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и т.
п.);
• о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах
исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации
проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и т. п.).
Выпускник сможет:
• решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные
задачи);
• использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнпознавательных
задач;
• использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно
познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
• использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских
задач;
• использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов,
полученных в ходе учебноисследовательской работы.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий в ходе освоения
принципов учебноисследовательской и проектной деятельности выпускник научится:
• формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования,
исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
• восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности,
определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
• отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
• оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для
достижения поставленной цели;
• находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в
различных областях деятельности человека;
• вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно
презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения
продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
5• самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и
критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования
на каждом этапе реализации и по завершении работы;
• адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих рисков;
• адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он
повлечет в жизни других людей, сообществ);
• адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть
возможные варианты применения результатов.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД:
1. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено и того, что еще неизвестно по данной теме.
2. Составление плана и последовательности действий в решении задач.
3. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план решения задач и
способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
4. Оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения темы.
5. Волевая само регуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к
волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению
препятствий.
Познавательные УУД:
1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
2. Поиск и выделение необходимой информации.
3. Выбор наиболее эффективных способов решения задач.
4. Смысловое чтение как осмысление цели чтения.
5. Умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной речи.
6. Способность и умение обучающихся производить простые логические действия (анализ,
синтез, сравнение, обобщение).
Коммуникативные УУД:
1. Сознательная ориентация обучающихся на позиции других людей, умение слушать и
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
2. Умение интегрироваться в группу сверстников при работе в группах.
3. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми при изучении темы.
4. Умение использовать адекватные языковые средства.
5. Умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
3. Содержание учебного предмета «Астрономия»
Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2 часа)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности
астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая
астрономия.
Практические основы астрономии (5 часов)
6Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на
различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение
Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Работа
Темы проектов или
Наблюдения
Повторение
исследований
1.«Определение скорости
света по наблюдениям
моментов затмений
спутника Юпитера».д/з
(невооруженным глазом):
«Основные созвездия и наиболее
яркие звезды осеннего, зимнего и
весеннего неба. Изменение их
положения с течением времени»,
«Движение Луны и смена ее фаз»
Строение Солнечной системы (7 часов)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление
гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости.
Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера.
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс.
Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел.
Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Контрольная работа
Контрольная работа № 2 по теме «Строение
Солнечной системы».
Практическая работа
С планом Солнечной системы
Природа тел Солнечной системы (8 часов)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна —
двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на
Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планетыгиганты, их
спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планетыкарлики, кометы,
метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.
Контрольная работа
Контрольная работа № 3 по
теме «Природа тел Солнечной
системы».
Темы проектов или
исследований
1.«Определение высоты
гор на Луне по способу
Галилея»
Практическая работа
«Две группы планет
Солнечной системы».
Солнце и звезды (6 часов)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии.
Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие
солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет
и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и
размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки
Вселенной. Эволюция звезд различной массы
Контрольная работа
Темы проектов или исследований
Проверочная
работа
7Контрольная работа № 4
по теме «Солнце и
звезды».
«Солнце и
Солнечная
система».
1. «Определение условий видимости планет в
текущем учебном году»,
2.«Определение температуры Солнца на
основе измерения солнечной постоянной»,
3.«Наблюдение метеорного потока»,
4.«Определение расстояния
до удаленных объектов на основе измерения
параллакса»,
5. «Изучение переменных звезд
различного типа».
Строение и эволюция Вселенной (5 часов)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная
среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования.
Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары.
Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное
смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв.
Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и
антитяготение.
Темы проектов или исследований
1.«Исследование ячеек Бенара».
Жизнь и разум во Вселенной (2 часа)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни.
Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в
космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими
цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем
существовании.
4. Тематическое планирование
11 класс (35 ч, 1 ч в неделю)
Тема урока
Количество
часов
№
п/п
I
1
2
3
4
5
Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2 часа)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы
Вселенной.
Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и
радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
II Практические основы астрономии (5 часов)
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы.
Видимое движение звезд на различных географических широтах.
Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца.
Эклиптика.
Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.
8
1
1
1
1
1Время и календарь.
Повторение
6
7
III Строение Солнечной системы (7 часов)
8
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система
мира. Становление гелиоцентрической системы мира.
Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и
сидерический (звездный) периоды обращения планет.
Законы Кеплера.
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.
Горизонтальный параллакс.
Практическая работа с планом Солнечной системы. Движение
небесных тел под действием сил тяготения.
Определение массы небесных тел. Движение искусственных
спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Контрольная работа № 1 по теме «Строение Солнечной системы».
14
IV Природа тел Солнечной системы (8 часов)
15
9
10
11
12
13
16
17
18
19
20
21
22
V
23
24
25
26
27
30
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
имеющих общее
Солнечная система как комплекс тел,
происхождение.
Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими
аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну.
Работа над проектом: «Определение высоты гор на Луне по способу
Галилея»
Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса.
Планетыгиганты, их спутники и кольца.
Практическая работа «Две группы планет Солнечной системы».
Малые тела Солнечной системы: астероиды, планетыкарлики,
кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.
Контрольная работа № 2 по теме «Природа тел Солнечной системы». 1
Солнце и звезды (6 часов)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца.
Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и
ее влияние на Землю.
Проверочная работа «Солнце и Солнечная система».
Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до
звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов
звезд. Диаграмма «спектр — светимость».
Исследование по теме «Определение расстояния до удаленных
объектов на основе измерения параллакса», Массы и размеры звезд.
Модели звезд.
Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной.
Эволюция звезд различной массы
Контрольная работа № 3 по теме «Солнце и звезды».
1
1
1
28
VI Строение и эволюция Вселенной (5 часов)
29
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения
Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль.
Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования.
Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира
галактик.
9Скопления и сверхскопления галактик.
Квазары.
современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла.
Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв.
Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная
энергия» и антитяготение.
Работа над проектом «Исследование ячеек Бенара».
Основы
1
1
1
1
1
31
32
35
33
VII Жизнь и разум во Вселенной (2 часа)
34
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые
для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы.
Сложные органические соединения в космосе.
Современные возможности радиоастрономии и космонавтики для
связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд.
Человечество заявляет о своем существовании.
10