Рабочая программа "Финансовая грамотность" 4 класс
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
4 кл
30.10.2019
Программа факультативного курса (внеурочной деятельности) «Финансовая грамотность» учителей Донской Н.М., Лабынцевой С.А. рассчитана на один год реализации и предназначена для учащихся 10-11-летнего возраста. Количество страниц – 7.
Программа соответствует ФГОС НОО. Программа повышает уровень развития способностей учащихся в области финансов, мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Основная идея разработанной программы заключается в обеспечении доступности, эффективности, практической направленности финансово – экономического образования обучающихся.
Программа обладает практической значимостью. Преподаватель сможет научить обучающихся основам финансовой грамотности, навыки работы с основными финансовыми инструментами, изучение основ финансовой арифметики.
Данная программа позволит сформировать у обучающихся адаптацию к современным экономическим условиям жизни и будущей профессиональной деятельности, практические навыки в области хозяйственной деятельности.
рабочая программ Финансовая грамотность.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №19
муниципального образования Усть – Лабинский район
имени Героя Советского Союза В. П. Стрельникова
Утверждено
Решением педагогического совета
от «28» августа 2019 года протокол №1
Председатель ______________ Селезнева Г.А
подпись ФИО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Финансовая грамотность»
Уровень образования (класс) начальное общее образование, 4 класс
Количество часов 34
Учителя Лабынцева Светлана Александровна, Донская Наталья
Михайловна, Кулагина Лариса Васильевна
Рабочая программа разработана:
в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования ;
на основе авторской
грамотность», учебная программа. 4класс общеобраоват. Орг.. — М.: Вако, 2018.
программы: Ю. Корлюговой, Е. Гоппе «Финансовая Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана в соответствии с
требованиями к результатам освоения начального общего образования, на основе авторской
программы: Ю. Корлюговой, Е. Гоппе «Финансовая грамотность», учебная программа. 4класс
общеобраоват. Орг.. — М.: Вако, 2018.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 4
классов в сфере экономики семьи.
При составлении программы учитывались особенности
младшего школьного возраста. Программа рассчитана на 1 час в неделю, составлена на 34 часа для
учащихся 4 класса.
Цель программы:
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных
вопросов в области экономики семьи, а также для выполнения учебноисследовательской и
проектной деятельности.
развитие основ экономического мышления;
воспитание ответственности и грамотного финансового поведения;
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и
окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными
особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, миниисследования и
проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами,
схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Новизна данной программы в том, что она повышает уровень развития способностей учащихся в
области финансов, мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов, которые не входят
в школьную программу.
Планируемые результаты обучения по курсу «Финансовая грамотность»
Освоение содержания курса «Финансовая грамотность» опирается на межпредметные связи с
курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в
соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры,
миниисследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с
текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и
публичных выступлений.
Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых
проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, простые вычисления в области семейных расходов;
развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование
собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
экономических ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами
и исследования;
использование различных способов поиска, сбора, обработка, анализа и представления
информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц,
схем и диаграмм; овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности;
составление простых планов с помощью учителя;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и
взаимооценка;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
составление текстов в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения оценку событий;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты изучения курса:
понимание и правильное использование экономических терминов;
представление о роли денег в семье и обществе;
умение характеризовать виды и функции денег;
знание источников доходов и направлений расходов семьи;
умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
проведение элементарных финансовых расчетов.
Методы преподавания
При изучении курса предполагается преобладание активных и интерактивных методов обучения.
Мозаика
Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или решении задач.
• Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответствует количеству задач.
• Членам группы случайным образом (например, на каждом столе лежат карточки с номерами
номером вниз) присваиваются номера, соответствующие номеру задачи.
• Ученики пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом оказались игроки с одинаковыми
номерами, которые вместе решают задачу (задачи), соответствующую их номерам.
• Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представляет свою задачу остальным
членам команды.
• Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения задач, в которых они не были
экспертами.
«Один — два — вместе»
Тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяснением смысла (например,
пословиц), могут также выполняться в группах следующим образом. На первом этапе каждый член
группы пишет собственный ответ, далее ученики объединяются по двое и на основе индивидуальных
ответов составляют общий, стараясь не потерять идеи каждого. На следующем шаге создают группу
из двух или трёх пар и вырабатывают общий ответ. По этой методике может быть разработан эскиз
постера, если он выполняется группой. В этом случае лучше ограничиться четырьмя участниками.
Дерево решений
При выполнении заданий по классификации, например товаров и услуг, или принятию решений,
например выбор варианта семейного отдыха, можно построить дерево решений. Оно обычно
строится вершиной вниз. Мозговой штурм
В групповых проектах, например организации праздника в классе, эффективно начинать работу с
мозгового штурма. В зависимости от количества участников идеи могут выдвигаться индивидуально
или от группы. Роль ведущего, обязанностью которого является фиксирование идей, может
исполнять учитель или ученик. На первом этапе важно чётко сформулировать проблему, которая
должна быть решена. На втором этапе идеи выдвигаются, фиксируются, но не оцениваются. Число
идей не ограничено. Третий этап посвящён группировке идей, близких по содержанию, оценке и
отбору.
Миниисследование
Поскольку цель курса — вовлечение школьников в реальную жизнь, формирование активной
жизненной позиции и ответственности, исследовательская деятельность является, вероятно, самым
эффективным методом обучения. Любое исследование предполагает определение цели, сбор,
обработку и анализ информации, оценку полученных результатов. Естественно, что учащиеся 2–4
классов находятся на разных этапах освоения этой деятельности. Поэтому в контрольных
измерительных материалах предлагаются разные варианты заданий. Для проведения мини
исследования используется один источник, результаты представляются в простой форме, например в
виде таблицы или короткого текста.
Кейс
Учебные кейсы, которые используются в школе, отличаются от кейсов университетских, которые
предполагают разработку ситуации с последующими пошаговыми изменениями, зависящими от
принятых решений. Говоря об учебном кейсе, мы будем иметь в виду ситуацию из реальной жизни с
разработанными к ней вопросами. Для младших детей ситуация может быть приближенной к
реальной, но упрощённой.
Аукцион
Проверка знаний и умения логически мыслить успешно проходит в форме аукциона. Эта игра
мотивирует даже не особенно успешных учеников. Игра проходит по следующим правилам:
• У каждого участника в начале игры 100 баллов (очков, фунтиков, тугриков и т. п.).
• Право ответа на вопрос покупается.
• Стартовая цена простого вопроса — 5 баллов, сложного — 10 бал
лов.
• Цена может меняться с шагом 5 баллов.
• Окончательная цена определяется в результате торгов.
• При верном ответе цена вопроса прибавляется к баллам того, кто
отвечал, при неверном — вычитается.
Роль аукциониста могут выполнять и учитель и ученик. Кроме них
Необходима комиссия из нескольких человек (число зависит от количества участников), которая
будет проверять начисление баллов самими участниками игры или вести собственные ведомости.
Ситуационные игры — это подвид активного социальнопсихологического обучения, метод
социального тренинга, при котором задаётся некоторая ситуация, и участники действуют в
соответствии с ней. При этом они должны следовать как объективным свойствам сформулированной
ситуации, так и своими субъективными представлениями о том, как действовать в таких ситуациях.
Образноролевые игры – это процесс более насыщенный, отражающий внутренний мир каждого
ребенка, его активность, самостоятельность и т. д.
Исследовательская деятельность
это деятельность, главной целью которой является
образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них
исследовательского типа мышления.
Урокпрактикум – это уроки формирования умений и навыков, на которых ученики учатся
проводить наблюдения, опыты, делать выводы. Здесь выполняются различные практические работы.
Деловая игра – метод осуществления образования, при котором имитируется принятие решений
руководящими работниками или специалистами в различных деловых ситуациях, нередко при
наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости, обучающиеся принимая
функцию группы лиц (лица), принимающих решения вступают в диалог организатором игры или с персональным компьютером, который предъявляет им последствия принятого ими решения, задавая
новый цикл «проблема решение – последствие (проблема) и т.д.»
Дискуссионный клуб– метод осуществления образования, при котором периодически организуется
дискуссионная площадка, обучающиеся становятся участниками дискуссий, таким образом
постепенно вырабатываются регламенты осуществления обсуждения независимого, объективного
анализа тех или иных социальных процессов, в качестве участников дискуссий могут приглашаться
эксперты, специалисты, исследователи.
Чтобы интерактивная форма занятия была эффективной и продуктивной, обеспечиваются
несколькими условиями:
обсуждения;
за активное участие в работе, предоставляется возможность для самореализации.
в работу вовлечены все участники;
используются технологии, позволяющие включить всех участников в процесс
обеспечивается психологическая подготовка участников: постоянно поощряются
Тематическое планирование
Темы
Количество часов
Модуль 1. Как появились деньги и какими они бывают
Как появились деньги
История Российских денег
Какие бывают деньги
Банки, банкоматы и банковские карты
Безналичные деньги и платежи
Как я умею пользоваться деньгами
Что такое валюта
Проверим, что мы узнали о том, как изменились деньги
Модуль 2. Из чего складываются доходы в семье
Откуда в семье берутся деньги
Подсчитываем все доходы семьи
Модуль 3.Почему семье иногда не хватает денег на жизнь
и как этого избежать
На что семья тратят деньги
Подсчитаем все расходы семьи
Модуль 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим
кошельком, чтобы он не пустовал
Как правильно планировать семейный бюджет
Правило составления семейного бюджета
Учимся составлять семейный бюджет
Итоговая проверочная работа
Итоговое повторение
Итого:
17
2
2
2
3
2
2
3
1
4
2
2
4
2
2
6
2
2
2
2
1
34
Содержание учебного предмета.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа
мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономики.
Как появились деньги
Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты).
Купюры. номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.
История Российских денег
Гербовая царская печать. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник.
Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орел». «Решка». Какие бывают деньги
Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Водяные
знаки. Фальшивомонетчики.
Безналичные деньги и платежи
Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заемщик. Меняла. Плательщик. Получатель.
Банки, банкоматы и банковские карты
Безналичные денежные расчеты. Банковские карты. Банкоматы. Пинкод. Расчетные (дебетовые)
карты. Кредитные карты.
Что такое валюта
Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов.
Иена. Швейцарский франк.
Откуда в семье берутся деньги
Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда
(МРОТ). Прожиточный минимум. Потребительская корзина.
Подсчитаем доходы семьи
Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская
деятельность. Бизнес.
На что семьи тратят деньги
Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жилье. Коммунальные услуги.
Подсчитаем все расходы семьи
Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы.
Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.
Как планировать семейный бюджет
Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.
Описание материальнотехнического обеспечения образовательного процесса.
Наименование объектов и средств материальнотехнического
обеспечения
№
п/п
1.Библиотечный фонд
1
Программа по финансовой грамотности Ю.Н. Корлюгова, Е. Гоппе.
Москва «Вако», 2018
«Финансовая грамотность» рабочая тетрадь Ю.Н. Корлюгова. Москва
«Вако», 2018
«Финансовая грамотность». Материалы для учащихся Г. Гловели, Е. Гоппе.
Москва «Вако», 2018
«Финансовая грамотность». Материалы для родителей. Г. Гловели, Е.
Гоппе. Москва «Вако», 2018
2
3
4
Количество
1
25
25
1
2. Печатные пособия
словари; энциклопедии
иллюстративный наглядный материал, фотографии.
3. Технические средства обучения
1
компьютер, проектор,
фотоаппарат;
CD диски.
Список рекомендуемой литературы
2. Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая
1. Антипова М.В. Метод кейсов: Методическое пособие. — МариинскоПосадский филиал
ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011 — http://mpfmargtu.
школа, 2010. Электронная версия книги доступна на сайтах: www.nes.ru и www.azbukafinansov.ru
3. Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? / Авторский коллектив под
руководством Н.Н. Думной. — М.: ИнтеллектЦентр, 2010.
/ metodicheskoe
_ posobie
1.
ucoz
. ru / metod 6. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном
5. Карасев Д. Менялы. История банковского дела. Мир денег, март — апрель 2002 —
4. Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, 55 О.А. Рябова, О.В. Карамова;
под ред. Н.Н. Думной. — М.: ИнтеллектЦентр, 2010.
http://www.mirdeneg.com/rus/mworld/archives/magazine/article/204/
http://festival.1september.ru/articles/537420/
http://www.hse.ru/data/2011/04/22/1210966029/22_2007
8. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: учебное пособие для 7–8 классов
общеобразоват. учр./ Образовательная область «Технология». — М.: ВИТАПРЕСС, 2002.
Стилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т. Равичевой, под ред. С. Равичева. — М.: МЦЭБО, 2006.
9. Чиркова Е.В. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор. — М.: ООО «Кейс», 2010.
10. Экономика для 3–5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, Лейна
Кейсметод в преподавании экономики в школе
Прутченков А.С.
процессе —
7.
Методика
1.
Интернетисточники
Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология.
2. Сайт «Основы экономики» — http://basic.economicus.ru
3. Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым
5. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/
6. Сайт «Интеллекткарты. Тренинг эффективного мышления» — http://www.mindmap.ru
Менеджмент» — http://ecsocman.hse.ru/comp/16000682/index.html.
По этой ссылке вы попадаете в раздел компьютерных игр. В курсе может быть использована игра
«Карл» (создание собственной фирмы и навыки предпринимательства).
Содержит учебнометодические материалы для школьного курса экономики от начальной до
старшей школы. Раздел «Инфотека» включает учебные тексты, ситуации для анализа, задачи и
тесты, статистические данные, исторические сюжеты. Раздел «Игротека» содержит большое
количество ролевых игр и моделирующих упражнений для учащихся основной и старшей школы.
Также на сайте имеется путеводитель по истории экономической мысли и обзор основных ресурсов
российского и зарубежного Интернета, посвящённых школьному образованию.
приложением — http://ecschool.hse.ru
4. Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» — http://zanimatika.narod.ru/
Сайт посвящён истории, философии, технике создания и применения интеллекткарт (mindmap,
карты разума, карты мышления, ментальные карты, диаграммы связей).
7. Сайт тренингового центра «Стимул» — http://www.stimul.biz/ru/
Сайт посвящён разработке интеллекткарт, содержит галерею карт, созданных на компьютере и
вручную, в том числе и по экономике.
Метод «дерево решений»
metodderresh
10. Портал для счастливых нижегородских родителей «НН Мама».
11. Тренинг мозгового штурма — http://www.nnmama.ru/content/evolution/
4. Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru
5. Сайт Общества защиты прав потребителей — http://ozpp.ru/laws/zpp.php
http://www.Methods/tamberg4
Актуальная информация, статистика
1. Сайт Федеральной службы государственной статистики — http://www.gks.ru
2. Сайт Пенсионного фонда России — http://www.pfrf.ru/
3. Сайт «История денег» — http://pro.lenta.ru/money
6. «Достаток.ру» — сайт по основам финансовой грамотности http://www.dostatok.ru
7. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplatairabota.ru/zhurnalrabotaizarplata
9. Сайт «Тостер». Как построить дерево решений — http://toster.
http://www.forex4.info/index.php/
finrisk
/46
uprrisk
/186
8.
— профессий»
—
http://www.cls
10. Сайт «Всё о страховании» — http://www.ostrahovanie.ru/vidistrahovaniay.php
11.
«Уралсиб»
Сайт
(о
ДМС)
—
8.
«Мир
Портал
«Профориентир»
kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php
9. Сайт «Всё о пособиях» — http://subsidii.net/
http://www.
uralsibins
/ index
12. Сайт Форекс — http://www.forex4.info/
страховой
/ retail
компании
. wbp
. ru / moscow
/ dms
Рабочая программа "Финансовая грамотность" 4 класс
Рабочая программа "Финансовая грамотность" 4 класс
Рабочая программа "Финансовая грамотность" 4 класс
Рабочая программа "Финансовая грамотность" 4 класс
Рабочая программа "Финансовая грамотность" 4 класс
Рабочая программа "Финансовая грамотность" 4 класс
Рабочая программа "Финансовая грамотность" 4 класс
Рабочая программа "Финансовая грамотность" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.