Рабочая программа кружка по русскому языку "Понемногу о многом"
Оценка 4.9
Образовательные программы +1
docx
русский язык +1
5 кл—11 кл +1
15.02.2018
Работа по программе кружка по русскому языку "Понемногу о многом" позволяет через дополнительные внеурочные занятия привить учащимся 5 - 6 классов любовь и уважение к родному языку, а также интерес к многим процессам, которые существуют в языке, но на обычных уроках не рассматриваются и не изучаются.
Рабочая программа кружка по русскому языку.docx
Рабочая программа кружка по русскому языку "Понемногу о многом"
Программа курса предназначена для учащихся 56 класса.
Предполагает развитие кругозора и мышления у детей.
Затронуты темы: "Морфемика", "Словообразование", "Графика", "Морфология" и др.
Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся
аргументировать, рассуждать по заданной теме.
Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ.
Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку,
совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять
проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.
.
1. Цели и задачи, реализуемые рабочей программой.
1.
Пояснительная записка
Цель:
развить кругозор и мышление учащихся.
Задачи:
вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
способствовать развитию творческих способностей школьников.
Ценностные ориентиры содержания курса «Понемногу о многом»
Программа курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 56 класса. Предполагает
развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня
при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от
уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному
предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация»,
«Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое
внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и
семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся
аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению
русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные
дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и
пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим
данный курс отличается от других.
интерактивных занятий.
Формы проведения занятий
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных
материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок,
сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное
составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
1. игровая;
2. теоретическая;
3. практическая.
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации
обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
1. Нормативные документы, используемые при разработке программы
Основными документами, на основании которых составлена программа по внеурочной деятельности
«Понемногу о многом», являются:
1. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
3. Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 “Санитарно
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях”».
4. Основная образовательная программа МКОУ Дугинской СОШ.
5. Локальные акты МКОУ Дугинской СОШ, обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности в
рамках федерального государственного образовательного стандарта.
3. Форма организации.
Кружок для учащихся 56 классов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение года. Всего – 34 ч.
Подготовка к занятиям предусматривает поиск необходимой недостающей информации в
энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т. д.
Источником нужной информации могут быть и взрослые: родители, увлеченные люди, а также старшие
учащиеся.
Сроки реализации программы: 1 год.
Особенности возрастной группы детей.
Программа учитывает возрастные особенности пятиклассников и шестиклассников и поэтому
предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая усиливает умственную
работу. С этой целью в занятия включены подвижные игры, физкультминутки, предусмотрено
передвижение по классу в ходе выполнения заданий и участия в игровых ситуациях.
4.Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим
людям,сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей
работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план,
таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинноследственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:
определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово,
словосочетание, предложение, текст;
особенности ударения в русском языке;
основные правила орфоэпии;
основные способы образования слов; основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;
правила русской орфографии;
морфологические признаки частей речи;
нормы употребления в речи языковых единиц;
виды словосочетаний;
виды предложений;
основные группы пунктуационных правил;
признаки текста.
Уметь:
адекватно понимать содержание научноучебного и художественного текстов, воспринимаемых
на слух;
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность
определённому типу речи;
сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные
языковые и речевые средства;
анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;
рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
правильно произносить широко употребляемые слова;
по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
определять способы образования разных частей речи;
соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а
также с условиями общения;
толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический
разбор слов всех частей речи;
владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
определять синтаксическую роль всех частей речи;
объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
строить пунктуационные схемы предложений.
II Содержание программы
1 год обучения (34ч.)
Организационное занятие.(1ч.)
Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным
планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты. Раздел1
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)
Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи.
Тема 1.3. Какова роль интонации в устной речи
Тема1.4. Обобщающее занятие «Кто говоритсеет, кто слушает собирает»
В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные
тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.
Раздел 2
Загадки русского словообразования.
( Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 ч)
Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов
Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова
Тема 2.4Этимология слов. Работа со словарями
Тема 2.5 Сказочные превращения.
Тема 2.6 Презентация творческой работы.
Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся
рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию):
телевидение, радио, интернет.
Раздел3.
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)
Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит
Тема3.2. В чём секрет правописания морфем
Тема3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания
Тема3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Тема3.5. Бенефис знаний.
Проводятся исследования данных тем, учащиеся. используя тексты художественных произведений,
аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.
Раздел 4
Загадки русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч)
Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка
Тема 4.2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы
Тема 4.4 Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.
Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают
языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения. Раздел 5
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч)
Тема5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
Тема5.2. В чём секрет глагола и его форм.
Тема5.3. Как отличать грамматические омонимы.
Тема5.4. Какими бывают предложения.
Тема5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.
Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются
задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг,
подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
Раздел 6
Речевой этикет.(3 ч)
Тема 6.1 Правила речевого этикета.
Тема 6.2 Формулы речевого этикета.
Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.
Раздел 7
Обобщающее занятие. (1ч)
Тема 7.1 Аукцион знаний.
Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый
эрудированный и интеллектуальный школьник. На
занятие проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на
занятиях.
III. Система оценки освоения программы
Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения
и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде,
учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.
На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий
повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими
сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе
художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного
курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут
учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из
теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды
упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь
исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка,
помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и
практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме
интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, прессконференции. После окончания курса учащиеся
сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию
обучения, развивает интерес к изучению предмета.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, – 1011 лет. Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, прессконференций,
интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.
IV.Материальнотехническое обеспечение
Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Москва Просвещение. 2009
Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 59 классы.
Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие
для учителя. М.: Просвещение, 2010.
Волина В.В. Весѐлая грамматика, Москва, Знание, 2005г
Иванова В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение,2008.
Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина,
2007г
Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 2009.
Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.:
Владос, 2000.
Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской
фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007
Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2007
Список литературы для учащихся
Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва. Дрофа.2007
Панов М.В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 2009
Тумина Л.Е. Сочини сказку. Москва. Дрофа.2006.
Интернет – ресурсы.
1. Григорьев, Д. В. Методический конструктор внеурочной деятельности школьников / Д. В. Григорьев,
П. В. Степанов. – Режим доступа : http://www.tiuu.ru/content/pages/228.htm
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : www.school
collection.edu.ru
3. Русский язык : учеб.метод. газ. – М. : ИД «Первое сентября», 1999, 2003, 2004. – Режим доступа :
http://rus.1september.ru
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – Режим
доступа : http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
6. Физкультпаузы на уроках и дома. – Режим доступа : http://www.trudprk.narod.ru/p59aa1.html
V.Тематическое планирование.
№
Название темы
(раздела)
Всего
часов
Из них
Дата
аудитор
ные
внеаудиторные
активные Организационное занятие
1
1
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)
1
1
2
2
Разночтение слов в звучании и написании.
Для чего используют звуковые повторы в
речи.
Какова роль интонации в устной речи
Обобщающее занятие «Кто говорит сеет,
кто слушает собирает»
1
1
2
1
1
1
1
Загадки русского словообразования.
(Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 ч)
О чём рассказывает словообразовательная
модель слова.
Что такое словообразовательное гнездо
однокоренных слов.
Почему с течением времени может
измениться морфемный состав слова
Этимология слов. Работа со словарями
Сказочные превращения.
Презентация творческой работы.
1
1
1
1
1
2
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
Секреты письменной речи (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)
Зачем нужно знать алфавит.
В чём секрет правописания морфем.
Как пунктуационные знаки помогают
передавать смысл высказывания
Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Бенефис знаний.
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
1
1
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
Загадки русского слова (Лексика. Фразеология) (5 ч)
На какие группы делится словарный
состав русского языка
В чём особенность употребления слова в
художественном тексте.
О чём рассказывают фразеологизмы
1
7
1
8
1
9
2 Фразеология в художественных
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5 произведениях.
Практическая работа.
1
0,5
0,5
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч)
Чем отличаются склоняемые части речи
друг от друга.
В чём секрет глагола и его форм.
Как отличать грамматические омонимы.
Какими бывают предложения.
Грамматике учиться всегда пригодится.
Мониторинг проверки знаний.
1
1
1
1
2
Речевой этикет.(3 ч)
Правила речевого этикета.
Формулы речевого этикета.
2
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
0
2
1
2
2
2
3
2
4
2
5
2
6
2
7
2
8
Итого часов: 34
Обобщающее занятие. (1ч)
Рабочая программа кружка по русскому языку "Понемногу о многом"
Рабочая программа кружка по русскому языку "Понемногу о многом"
Рабочая программа кружка по русскому языку "Понемногу о многом"
Рабочая программа кружка по русскому языку "Понемногу о многом"
Рабочая программа кружка по русскому языку "Понемногу о многом"
Рабочая программа кружка по русскому языку "Понемногу о многом"
Рабочая программа кружка по русскому языку "Понемногу о многом"
Рабочая программа кружка по русскому языку "Понемногу о многом"
Рабочая программа кружка по русскому языку "Понемногу о многом"
Рабочая программа кружка по русскому языку "Понемногу о многом"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.