Автор – Докучаева Елена Сергеевна
учитель английского языка
Колодезный, 2016 год
МБОУ Жемчужненская СШ №1
Рабочая программа по ритмике 4 класс Программа внеурочной деятельности «Ритмика» разработана на основе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
документов:
1 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (Приказ МО и Н РФ от 06.10.2009 №373) с последующими изменениями и
дополнениями.
2 Основной образовательной программы начального общего образования на 2011 – 2015
гг. (Приказ ОУ от 01.09. 2011 № 46).
3 Положения о порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей) и внеурочной деятельности (Приказ ОУ №
48/7 от 01.09. 2014 г.).
Общие цели начального общего образования
с учетом специфики учебного предмета, курса
Целью данной программы является физическое и эстетическое
воспитание учащихся 4 класса.
Программа реализует также следующие цели:
Образовательные: приобщение детей ко всем видам танцевального искусства: от
историкобытового до современного танца, от детской пляски до балетного
спектакля.
Развивающие: воспитание единого комплекса физических и духовных качеств:
гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм и
благородство;
Воспитательные:
развитие творческого потенциала,
профессиональная
ориентация и самоопределение ребёнка.
Основные задачи, которые решаются при этом:
дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их
склонности и способности;
способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка;
прививать интерес к занятиям ритмикой, любовь к танцам;
гармонически развивать танцевальные и музыкальные способности, память и
внимание;
развивать выразительность и осмысленность исполнения танцевальных
движений;
воспитывать умение работать в коллективе;
развивать психические познавательные процессы — память, внимание,
мышление, воображение;
прививать умение содержательно проводить свой досуг.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего
образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником
начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и
компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья.
Выстраивая предполагаемый образ младшего школьника, мы исходим из того, что он
которая постоянно изменяется,
представляет собой динамическую систему,
самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием.
Следовательно, обучающиеся 4 класса должны иметь устойчивый интерес к учению,
наблюдательность,
быть
исполнительным, уверенным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным,
применять знания на практике,
осведомленность,
правдимым, креативным, инициативным, чувствовать доброту, иметь привычку к режиму,
навыки гигиены, уметь согласовывать личное и общественное, иметь навыки
самоорганизации, открытый внешнему миру.
В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются
следующие задачи:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения
обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности,
планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с
педагогом и сверстниками в учебном процессе;
духовнонравственное
развитие
и
воспитание
обучающихся,
предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок,
национальных ценностей;
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Методы и формы внеурочной деятельности
Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного
расписания, продолжительность 45 минут.
Занятия проводятся в актовом зале. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает
использование форм обучения, адекватных возрастным возможностям младшего
школьника: игры, беседы, спортивные мероприятия.
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно
оздоровительному направлению «Ритмика» соответствует возрастным особенностям
обучающихся 4 класса, способствует формированию личной культуры здоровья
обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования
к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение
создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию
ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих.
При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий
в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное
учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового
образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла
отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость
формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через
организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы
в результате которых только и возможно становление
взаимодействия,
здоровьесберегающей компетентности.
Программа внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению
«Ритмика» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения,
обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная
программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья
обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка,
достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования.
Программа «Ритмика», предполагает обучение на первом уровне, который
заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни.
Программа внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению
«Ритмика» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы,
интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы
работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить
здоровье обучающихся в дальнейшем.
Принципы обучения
Процесс обучения в курсе ритмики в основном построен на peaлизацию
дидактических принципов.
Принципы сознательности и активности предусматривает сознательность в
отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и
осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к
соответствующему их анализу.
Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде
движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных
движений.
Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач,
соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного
материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к
трудному, от простого к сложному.
Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования
танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности
и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально
творческих заданий.
Принцип гуманности в воспитательной работе выражает:
безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка,
отсутствие давления на волю ребенка;
глубокое знание и понимание физических,
эмоциональных и
интеллектуальных потребностей детей;
создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого
ребенка, его самореализации и самоутверждения;
Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей
взрослых и ребенка, на создании эмоциональнокомфортного климата в социальной среде.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями
обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 30 часов в год. Программа
построена на основании современных научных представлений о физиологическом,
психологическом развитии ребенка этого возраста,
соматического, психологического и социального здоровья.
раскрывает особенности
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В процессе освоения курса ритмики у учащихся формируется позитивное
эмоциональноценностное отношение к двигательной деятельности.
Активное освоение данной деятельности позволяет совершенствовать физические
качества, осваивать физические и двигательные действия, успешно развивать психические
процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход
и элементарную самостоятельность.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой
мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у
обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные
универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение
следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностносмысловые
установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуальноличностные
позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ
российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения
учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по
получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система
основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной
картины мира. Личностными результатами программы является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и
общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь
на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по
оздоровительному направлению «Ритмика» является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
— Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
— Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться
в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
— Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,
свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
— Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
— Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков,
схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков). — Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания
учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах
и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и
выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а
значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение
численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивнооздоровительные
мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение
опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной
деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во
всем его проявлениях.
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
Программа состоит из 4 разделов.
I.Ритмика, элементы музыкальной грамоты.
II. Танцевальная азбука.
III. Танец.
IV. Творческая деятельность
Занятия в кружке «Ритмика»
способствуют развитию музыкальности: формируют восприятие музыки,
развивают чувства ритма и лада, обогащают музыкально — слуховые представления; способствуют развитию умений координировать движения с музыкой,
гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают
осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила
хореографии.
Программа внеурочной деятельности «Ритмика» носит комплексный характер, что
отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: музыкальное
искусство, окружающий мир, технология, физическая культура, математика.
Предметные результаты:
Ритмика, элементы музыкальной грамоты:
уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка;
чувствовать характер музыки и передавать его с концом музыкального произведения
уметь тактировать руками размеры 2/4, 3/4, 4/4;
отмечать в движении сильную долю такта;
уметь самостоятельно ускорять и замедлять темп движений
отмечать в движении музыкальные фразы, акценты; несложный ритмический рисунок;
иметь понятия и трёх основных понятиях (жанрах) музыки: марш песнятанец;
выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами;
иметь навыки актёрской выразительности;
распознать характер танцевальной музыки;
иметь понятие о детальных оттенках музыки, о звуковысотности;
иметь понятия об основных танцевальных жанрах: полька, вальс, пляска, диско;
исполнять движения в характере музыки — четко, сильно, медленно, плавно;
знать темповые обозначения, слышать темпы применительно к движениям;
уметь отсчитывать такты, определять на слух музыкальные размеры;
различать особенности танцевальной музыки: марш, вальс, полька, пляска, хоровод и
т.д.;
уметь анализировать музыку разученных танцев;
слышать и понимать значение вступительных и заключительных аккордов в
упражнении.
Танцевальная азбука:
знать позиции ног и рук классического танца, народно — сценического танца;
усвоить правила постановки корпуса;
уметь исполнять основные упражнения на середине зала;
знать танцевальные термины: выворотность, координация, название
упражнений;
знать и уметь исполнять танцевальные движения: танцевальный шаг,
переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки, припадания, шаг с притопом,
па польки, элементы русского танца (основные движения, ходы):
ковырялочка, моталочка, молоточек, маятник; элементы якутского танца в
простой комбинации;
освоить технику исполненных упражнений в более быстром темпе;
иметь навык выворотного положения ног, устойчивости, координации
движений;
знать правила исполнения упражнений народного тренажа и их названия;
знать положения стопы, колена, бедра — открытое, закрытое;
уметь исполнять основные движения русского танца: хороводный шаг,
переменный ход (виды) — вращения на месте и в движении, дроби простые,
синкопированные, ключ, веревочка, присядки простые, с хлопушкой, на
полном приседе и с прыжком.
Танец: (понятия: музыкально, красиво, эмоционально, выразительно, синхронно)
В конце 4 года обучения дети должны уметь исполнить: веселую польку на
подскоках, вальс в три па, свой национальный танец, танцевальную
композицию, построенную на изученных танцевальных движениях.
Творческая деятельность:
раскрытие творческих способностей;
развитие организованности и самостоятельности;
иметь представления о народных танцах.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Раздел 1. «Ритмика, элементы музыкальной грамоты»
С первых уроков дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача
педагога создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. Отсюда вытекают
требования к музыкальному оформлению занятий:
правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполненным
движением;
художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным
методическим приёмом преподавания.
Музыкальноритмическая деятельность включает ритмические упражнения,
построения и перестроения, музыкальные игры для учащихся, слушание и разбор
танцевальной музыки. Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности:
формируют восприятие музыки, развивают чувства ритма и лада, обогащают музыкально
— слуховые представления, способствуют развитию умений координировать движения с
музыкой.
Раздел 2. «Танцевальная азбука» Этот раздел включает изучение основных позиций и движений классического,
народно — характерного и бального танца.
Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического
мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию
движений, помогают усвоить правила хореографии.
Занятиям по классическому танцу придаётся особое значение, т.к. классический
танец является основой хореографической подготовки обучающихся.
Главная задача педагога: при изучении движений, положения или позы
необходимо разложить их на простейшие составные части, а затем в совокупности этих
частей воссоздать образ движения и добиваться от детей грамотного и чёткого их
выполнения. Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся.
Народно — сценический танец изучается на протяжении всего курса обучения и
имеет важное значение для развития художественного творчества и танцевальной техники
у учащихся. На первом этапе дети изучают простейшие элементы русского танца,
упражнения по народно — сценическому танцу, изучаются в небольшом объёме и
включаются в раздел «танцевальная азбука». Занятия по народному танцу включают в себя:
тренировочные упражнения, сценические движения на середине зала и по диагонали,
танцевальные композиции.
Раздел 3. «Танец»
Этот раздел включает изучение народных плясок, исторических и современных
бальных танцев. Наиболее подходящий материал по возможности выбирается в
зависимости от конкретных условий. В процессе разучивания танца педагог добивается,
чтобы учащиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно,
сохраняя стиль эпохи и национальный характер танца.
Также дети изучают элементы современной пластики. В комплекс упражнений
входит:
∙ партерная гимнастика;
∙ тренаж на середине зала;
∙ танцевальные движения;
∙ композиции различной координационной сложности.
Раздел 4. «Творческая деятельность»
Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть
характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить
его творческий потенциал.
В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами,
хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их
творческие возможности, богаче фантазия.
При создании творческих ситуаций используется метод моделирования детьми
«взрослых отношений», например: «Я — учитель танцев», «Я – художник по костюмам» и
др.
Одно из направлений творческой деятельности: танцевальная импровизация —
сочинение танцевальных движений, комбинаций в процессе исполнения заданий на
предложенную тему.
В содержание раздела входят задания по развитию ритмопластики, упражнения
танцевального тренинга, инсценирование стихотворений, песен, пословиц, сказок и т.д.;
этюды для развития выразительности движений.
Творческие задания включаются в занятия в небольшом объёме или проводятся
отдельными уроками по темам. КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата
По плану
По факту
Тема занятия
01.09
08.09
15.09
22.09
29.09
06.10
13.10
20.10
27.10
17.11
24.11
01.12
08.12
15.12
22.12
29.12
12.01
19.01
26.01
02.02
09.02
16.02
23.02
02.03
11.03
16.03
Введение. Что такое ритмика.
Основные
танцевальные
Приветствие. Постановка корпуса.
правила.
Первый подход к ритмическому
исполнению (хлопки, выстукивания, притоп).
Понятие о правой, левой руке, правой,
левой стороне. Повороты и наклоны корпуса.
Поза исполнителя. Зритель, исполнитель.
Положение фигуры по отношению к зрителю.
Ракурс.
Танцы народов РФ, их особенности и
костюмы.
Танцевальная зарядка. Упражнения для
рук.
Ритмическая схема. Ритмическая игра.
Ритмические упражнения с предметом
(мяч, обруч, платок).
Гимнастические элементы.
Гимнастические элементы.
Упражнения на дыхание, упражнения для
развития правильной осанки.
Понятие о марше, ритмический счет.
Понятие о марше, ритмический счет.
Три «кита» в музыке. Песня и танец.
Разучивание танцевальных шагов. Шаг с
приседанием, приставной, с притопом.
Упражнения
на
ориентацию
в
пространстве.
Упражнения на ориентацию в пространстве
Урокигра «Ловушка», «Выйди из круга»
Урокигра «Ловушка», «Выйди из круга»
Приставные шаги. Синхронность.
Приставные шаги. Синхронность.
Аэробика
Аэробика
Бальный танец 19 века
Бальный танец 19 века
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26 27
28
29
30
31
32
33
34
06.04
15.04
20.04
27.04
04.05
11.05
18.05
25.05
Простейшие фигуры в танцах.
Разучивание танца в тройках
Гимнастика Parter.
Гимнастика Parter.
Игровые упражнения с предметами (лента)
Игровые упражнения с предметами (скакалка)
Игровые упражнения с предметами (мяч)
Игровые упражнения с предметами (веер)
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций:
1.
Компьютер, мультимедийный проектор.
2.
3.
4.
Магнитофон
Записи музыкальных композиций.
Наглядные предметы живой и неживой природы.
Рабочая программа кружка "Ритмика"
Рабочая программа кружка "Ритмика"
Рабочая программа кружка "Ритмика"
Рабочая программа кружка "Ритмика"
Рабочая программа кружка "Ритмика"
Рабочая программа кружка "Ритмика"
Рабочая программа кружка "Ритмика"
Рабочая программа кружка "Ритмика"
Рабочая программа кружка "Ритмика"
Рабочая программа кружка "Ритмика"
Рабочая программа кружка "Ритмика"
Рабочая программа кружка "Ритмика"
Рабочая программа кружка "Ритмика"
Рабочая программа кружка "Ритмика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.