Данная" Рабочая программа разработана по курсу внеурочной деятельности для 5 класса по биологии. Программа рассчитана на 35часов( 1 час в неделю) В пояснительной записке дана общая характеристика курса,подробно расписаны предметные , метапредметные предполагаемые результаты. В содержании программы указаны практические работы и экскурсии.Рабочая программа по биологии для внеурочной деятельности 5 класс
Муниципальное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Большой Сухояш»
Рассмотрено Согласовано Утверждено:
на метод. совете зам. директора директор школы
____________ _______________ ___________
«___» сентября 2016_г. Шайхетдинова Ф.Ф Хабибуллин Р.З.
«___» сентября 2016_г. «___» сентября 2016г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Природа родного края»
Для 5 класса
учителя I категории
Галимовой Раушании Раисовны20162017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной проектной деятельности по изучению природы родного
края создана: на основе федерального компонента государственного образовательного
стандарта общего образования, программы внеурочной проектной деятельности по
изучению природы родного края. Р.Г. Чуракова Москва: Академкнига/Учебник, 2011 г.
Цель курса – формирование культуры и навыков проектной деятельности при разработке
учебных проектов.
Задачи курса:
• познакомить обучающихся с редкими и исчезающими растениями и животными нашего
региона
• начать формирование знаний о методах научного познания природы, умений, связанных
с выполнением учебного исследования;
• развивать у обучающихся устойчивый интерес к биологии как науке;
• начать формирование бережного отношения к растительному миру.
Общая характеристика курса
Курс внеурочной деятельности способствует формированию экологической и
культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить
наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск
информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в
Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых
Проектная исследовательская деятельность, связанная с изучением курса «Биология» в
школе, имеет отличительные особенности:
1. Краеведческая направленность.
2. Краеведческая направленность (изучение природы и культуры своего края) имеет
долгосрочный характер и рассчитана на несколько лет.
3. Проектная деятельность носит как групповой характер (экскурсии, кружки,
факультативы, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение
домашних заданий совместно с родителями: оформление результатов наблюдений и
проведённых экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за
погодными явлениями в каникулярные дни заполнение дневника наблюдений, экскурсии с
родителями и т.д.).
Внеурочная работа проводится в учебном кабинете, в музеях разного типа, в уголке
живой природы, на пришкольном участке, на предприятиях, в парках, в лесу, на лугу, в
поле. Она включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, предусматривает поиск
необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах на
электронных носителях, в Интернете. Источником информации могут быть взрослые,
учителяпредметники, врач , библиотекарь, родители школьников.
Значительное внимание уделяется проектной исследовательской деятельности.
Продолжительность: в течение учебного года аудиторное или внеаудиторное занятие
1 раз в неделю (35 часов)
Предполагаемые результаты:
• приведение доказательств взаимосвязи растений и экологического состояния
Предметными результатами освоения данной программы являются:
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
окружающей среды; необходимости защиты растительного мира;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли растений в жизни
человека; значения растительного разнообразия;• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения
на основе сравнения;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов.
2. В ценностноориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
Метапредметными результатами освоения данной программы являются:
∙ умение работать с разными источниками информации;
∙ овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить
вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять,
доказывать, защищать свои идеи;
∙ умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить
задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать
результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения
отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов
работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
∙ способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
∙ умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для
дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие(1ч.)
Знакомство с программой внеурочной деятельности. Собеседование с учащимися.
Инструктаж по технике безопасности.
2. Сбор семян цветочнодекоративных и овощных культур (2ч.)
Изучение правил сбора семян цветочнодекоративных и овощных культур. Преимущества
семян, полученных от растений, выращенных в местных условиях. Признаки созревания
плодов и семян. Правила их сбора. Правила сушки и хранения семян.
Практические работы:
1 Технология сбора семян цветочнодекоративных и овощных культур. Сбор, сушка,
маркировка семян. Изготовление пакетиков для семян.
3. Осенние работы на пришкольном участке (2ч.)
Осенние работы на пришкольном участке .
Практические работы:
Уборка плодов фруктовых и корнеплодов овощных культур4.Дикорастущие растения( 3ч)
Знакомство с многообразием дикорастущих растений произрастающих на территории села
.
Практические работы:
1.Составление картотеки дикорастущих растений нашей местности.
2. Составление гербария дикорастущих растений нашей местности.
5. Лиственные и хвойные деревья региона (3ч)
Знакомство с многообразием дикорастущихмлиственных и хвойныхс растений
произрастающих на территории села .
Практические работы:
1.Составление картотеки дикорастущих растений нашей местности.
2. Составление гербария дикорастущих растений нашей местности.
6.Кустарники и травянистые дикорастущие растения региона (3ч)
Знакомство с многообразием дикорастущих кустарников и травянистых растений
произрастающих на территории села .
Практические работы:
1.Составление картотеки дикорастущих кустарников и травянистых растений нашей
местности.
2. Составление гербария дикорастущих кустарников и травянистых растений нашей
местности
7.Лекарственные растения нашей местности (2ч.)
Знакомство с многообразием лекарственных растений произрастающих на территории
посёлка. История использования лекарственных растений. Календарь сбора лекарственных
трав. Изучение сборов лекарственных растений, используемых в медицине.
Практические работы:
1Составление картотеки лекарственных растений нашей местности.
2.Изучение биологической активности лекарственных растений и их действующих
веществ.
3.Экскурсия: Зелёная аптека.
8.Культурные растения нашей местности(2 ч)
Знакомство с многообразием культурных растений выращиваемых на территории
пришкольного участка и посёлка.
Классификация культурных растений. История их происхождения. Требования
культурных растений к условиям содержания (свет, влажность). Питание растений.
Минеральные и органические удобрения. Подкормка растений. Уход за растениями.
Размножение.
Практические работы:
Составление картотеки культурных растений
Пересадка растений.
Размножение растений черенками.
Уход за растениями (полив, рыхление, подкормка)
9.Растения, занесенные в Красную книгу РТ ( 2 ч)
Знакомство с растениями, занесенными в Красную книгу РТ
Практические работы:
Работа с Красной книгой РТ
10.Животные нашего края. ( 2 ч)
Знакомство с многообразием животных , обитающим в наших краях Практические работы:
Составление картотеки животных обитающих в наших краях
11.Животные Красной книги РТ( 2 ч)
Знакомство сживотными, занесенными в Красную книгу РТ
Практические работы:
Работа с Красной книгой РТ
12. Работа с природным материалом (2ч.)Ознакомление с природным материалом и правилами его хранения. Сбор природного
материала (плоды, листья, побеги растений). Инструменты для изготовления поделок.
Практические работы:
Изготовление поделок и панно из природного материала.
Экскурсия на пришкольный участок для сбора листьев, трав и др.
13. Планирование и проведение научного исследования (2ч.)
Проблема. Тема. Цель. Задачи. Объект и предмет исследования. Актуальность
исследования. Работа с научной литературой. Оформление обзора литературы.
Планирование и выбор методов и методик. Эксперимент. Практические работы:
Исследование в природе. Планирование хода исследований. Подготовка оборудования и
материалов. Статистическая обработка.
14. Правила оформления научного исследования (2ч.)
Традиционная схема оформления исследовательской работы и дневника опыта. Основы
статистической обработки.
Практические работы:
Оформление дневника наблюдений. Компьютерный статистический анализ. Построение
графиков, диаграмм. Формулировка выводов.
15. Весеннелетние работы на пришкольном участке (4ч.)
Цветочнодекоративные культуры, их назначение. Однолетние и многолетние культуры.
Видовое и сортовое разнообразие. Использование в озеленении пришкольной территории.
Выращивание лекарственных растений. Правила выращивания рассады цветочно
декоративных культур. Сроки посева семян и высадки рассады.
Практические работы:
Посев семян цветочнодекоративных и лекарственных растений на рассаду и в грунт. Уход
за посевами и посадками.
Тематическое планирование
№
п/п
Наименование
темы
1.
2
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Техника безопасности: Правила
поведения в природе
Сбор семян цветочно
декоративных и овощных
культур
Осенние работы на пришкольном
участке
Дикорастущие растения (деревья,
кустарники и травянистые
растения региона)
Лиственные и хвойные деревья
региона (дикорастущие растения)
Кустарники и травянистые
растения региона (дикорастущие
растения)
Лекарственные растения нашей
местности
Культурные растения нашей
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
1
1
2
2
2
3
3
3
2
29.
местности
Растения, занесенные в Красную
книгу РТ
10. Животные нашего края.
11. Животные Красной книги РТ
12
13.
Работа с собранным материалом.
Планирование и проведение
научного исследования
Правила оформления научного
исследования
Весеннелетние работы на
пришкольном участке
14.
15.
Итого:
1
1
1
11
2
1
2
2
1
1
4
24
3
2
2
2
2
2
4
35
Учебнометодические пособия:
1.Богоявленский Г., Смирнов Н., Юньев И. Идут любознательные. Советы юным туристам
краеведам. М., Просвещение, 2005.
2.Бороздинов Н. М. Географические кружки в школе. М., Просвещение, 2000.
3.Методика полевых физикогеографических исследований. М., Высшая школа, 1993.
4.Кальянов К. С. Изучение эрозии почв в школе. М., Просвещение, 2003.
5.Природнотерриториальные комплексы и их изучение в курсе географии средней школы/
Под ред. К. В. Пашканга. М., Просвещение, 2009.
6.Сафиуллин А. 3.Географическое краеведение в общеобразовательной школе: Пособие
для учителей— М.: Просвещение, 1999
7.Сергеев И.С., Сергеев И.В. Краеведческая работа в школе. Просвещение, 1994
8.Смирнов Д.В., Константинов Ю.С., Маслов А.Г. Программа для системы
дополнительного образования. Кружок ЭкологоКраеведческого направления. ЦДЮТ и К
МО РФ, 2004
1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в
аквариуме или уголке живой природы;
2) гербарии; семена и плоды растений; коллекции насекомых; влажные препараты;
Наглядные пособия
чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
3) географические и исторические карты;
4) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства,
повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества;
5) приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также
разнообразный раздаточный материал;
6) измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки;
7) экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые
совки, рулетки;
8) набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы.