Рабочая программа курса внеурочной деятельности
Оценка 4.8

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
биология
5 кл
04.03.2017
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
Данная" Рабочая программа разработана по курсу внеурочной деятельности для 5 класса по биологии. Программа рассчитана на 35часов( 1 час в неделю) В пояснительной записке дана общая характеристика курса,подробно расписаны предметные , метапредметные предполагаемые результаты. В содержании программы указаны практические работы и экскурсии.Рабочая программа по биологии для внеурочной деятельности 5 класс
ФГОС Внеурочка 5класс.doc
Муниципальное образовательное учреждение      «Основная общеобразовательная школа села Большой Сухояш»  Рассмотрено                                            Согласовано                                            Утверждено:                  на метод. совете                                     зам. директора                                       директор школы            ____________                                         _______________                                    ___________                  «___»   сентября 2016_г.                          Шайхетдинова Ф.Ф                                                                      Хабибуллин Р.З.                                                                                                             «___»  сентября 2016_г.                          «___» сентября  2016г.  Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Природа родного края» Для 5  класса учителя I категории Галимовой Раушании Раисовны 2016­2017 учебный год                                                                      Пояснительная записка Рабочая  программа  внеурочной  проектной  деятельности  по изучению   природы  родного края   создана:   на   основе   федерального   компонента   государственного   образовательного стандарта   общего   образования,   программы   внеурочной   проектной   деятельности   по изучению природы родного края. Р.Г. Чуракова  ­  Москва: Академкнига/Учебник, 2011 г.  Цель курса – формирование культуры и навыков проектной деятельности при разработке учебных проектов. Задачи курса: •   познакомить обучающихся с редкими и исчезающими растениями и животными нашего региона •   начать формирование знаний о методах научного познания природы, умений, связанных с выполнением учебного исследования; •   развивать у обучающихся устойчивый интерес к биологии как науке; •   начать формирование бережного отношения к растительному миру. Общая характеристика курса            Курс   внеурочной   деятельности   способствует   формированию   экологической   и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых Проектная исследовательская деятельность, связанная с изучением курса «Биология» в школе, имеет отличительные особенности: 1. Краеведческая направленность. 2.   Краеведческая   направленность   (изучение   природы   и   культуры   своего   края)   имеет долгосрочный характер и рассчитана на несколько лет. 3.   Проектная   деятельность   носит   как   групповой   характер   (экскурсии,   кружки, факультативы,   олимпиады,   выставки),   так   и   индивидуальный   характер   (выполнение домашних   заданий   совместно   с   родителями:   оформление   результатов   наблюдений   и проведённых экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни заполнение дневника наблюдений, экскурсии с родителями и т.д.).          Внеурочная работа проводится в учебном кабинете, в музеях разного типа, в уголке живой природы, на пришкольном участке, на предприятиях, в парках, в лесу, на лугу, в поле. Она включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, предусматривает поиск необходимой   недостающей   информации   в   энциклопедиях,   справочниках,   книгах   на электронных   носителях,   в   Интернете.   Источником   информации   могут   быть     взрослые, учителя­предметники, врач , библиотекарь, родители школьников. Значительное внимание уделяется проектной  исследовательской деятельности.  Продолжительность:  в   течение   учебного   года   аудиторное   или   внеаудиторное   занятие 1 раз в неделю (35 часов) Предполагаемые  результаты: • приведение доказательств   взаимосвязи   растений   и   экологического   состояния Предметными результатами освоения данной программы являются:  1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:   окружающей среды; необходимости защиты растительного мира; • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли растений в жизни человека; значения растительного разнообразия; • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;   • овладение методами   биологической   науки:   наблюдение   и   описание   биологических объектов   и   процессов;   постановка   биологических   экспериментов   и   объяснение   их результатов. 2. В ценностно­ориентационной сфере: • знание основных правил поведения в природе; • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. 3.   В сфере трудовой деятельности: • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; • соблюдение правил   работы   с   биологическими   приборами   и   инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы). 4.     В сфере физической деятельности: • освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними. 5.     В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы Метапредметными результатами освоения данной программы являются: ∙ умение работать с разными источниками информации; ∙ овладение   составляющими   исследовательской   и   проектной   деятельности,   ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; ∙  умение   организовать   свою   учебную   деятельность:   определять   цель   работы,   ставить задачи,   планировать   —   определять   последовательность   действий   и   прогнозировать результаты   работы.   Осуществлять   контроль   и   коррекцию   в   случае   обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; ∙  способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; ∙  умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться   в   группу   сверстников   и   строить   продуктивное   взаимодействие   со сверстниками   и   взрослыми;   умение   адекватно   использовать   речевые   средства   для дискуссии   и   аргументации   своей   позиции,   сравнивать   разные   точки   зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.   СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Вводное занятие(1ч.) Знакомство с программой внеурочной деятельности.  Собеседование с учащимися.  Инструктаж по технике безопасности. 2. Сбор семян цветочно­декоративных  и овощных культур (2ч.) Изучение правил сбора семян цветочно­декоративных  и овощных культур. Преимущества  семян, полученных от растений, выращенных в местных условиях. Признаки созревания  плодов и семян. Правила их сбора. Правила сушки и хранения семян.  Практические работы: 1 Технология сбора семян цветочно­декоративных  и овощных культур. Сбор, сушка,  маркировка семян. Изготовление пакетиков для семян. 3. Осенние работы на пришкольном участке (2ч.) Осенние работы на пришкольном участке . Практические работы:  Уборка плодов фруктовых и корнеплодов овощных культур 4.Дикорастущие растения( 3ч) Знакомство с многообразием дикорастущих  растений произрастающих на территории  села .  Практические работы: 1.Составление картотеки дикорастущих растений нашей местности. 2. Составление гербария  дикорастущих растений нашей местности.  5. Лиственные и хвойные деревья региона (3ч) Знакомство с многообразием дикорастущихмлиственных и хвойныхс  растений  произрастающих на территории  села .  Практические работы: 1.Составление картотеки дикорастущих растений нашей местности. 2. Составление гербария  дикорастущих растений нашей местности.  6.Кустарники и травянистые дикорастущие растения региона (3ч) Знакомство с многообразием дикорастущих   кустарников и травянистых растений  произрастающих на территории  села .  Практические работы: 1.Составление картотеки дикорастущих кустарников и травянистых растений нашей  местности. 2. Составление гербария  дикорастущих кустарников и травянистых растений нашей  местности 7.Лекарственные растения нашей местности (2ч.)  Знакомство с многообразием лекарственных растений произрастающих на территории  посёлка. История использования лекарственных растений. Календарь сбора лекарственных  трав. Изучение сборов лекарственных растений, используемых в медицине. Практические работы: 1Составление картотеки лекарственных растений нашей местности.  2.Изучение биологической активности  лекарственных растений и их действующих  веществ. 3.Экскурсия: Зелёная аптека. 8.Культурные растения нашей местности(2 ч) Знакомство с многообразием культурных растений выращиваемых на территории   пришкольного участка  и посёлка. Классификация культурных  растений. История их происхождения. Требования  культурных растений к условиям содержания (свет, влажность). Питание растений.  Минеральные и органические удобрения. Подкормка растений. Уход за растениями.  Размножение. Практические работы: Составление картотеки  культурных растений  Пересадка растений.  Размножение растений черенками. Уход за растениями (полив, рыхление, подкормка) 9.Растения, занесенные в Красную книгу РТ ( 2 ч) Знакомство с растениями, занесенными в Красную книгу РТ Практические работы: Работа с Красной книгой РТ  10.Животные нашего края. ( 2 ч) Знакомство с многообразием животных , обитающим в наших краях Практические работы: Составление картотеки  животных обитающих в наших краях  11.Животные Красной книги РТ( 2 ч) Знакомство сживотными, занесенными в Красную книгу РТ Практические работы: Работа с Красной книгой РТ 12. Работа с природным материалом (2ч.) Ознакомление с природным материалом и правилами его хранения. Сбор природного  материала (плоды, листья, побеги растений). Инструменты для изготовления поделок.  Практические работы: Изготовление поделок и панно из природного материала. Экскурсия на пришкольный участок для сбора листьев, трав и др. 13. Планирование и проведение научного исследования (2ч.) Проблема. Тема. Цель. Задачи. Объект и предмет исследования. Актуальность  исследования. Работа с научной литературой. Оформление обзора литературы.  Планирование и выбор методов и методик. Эксперимент. Практические работы: Исследование   в природе. Планирование хода исследований. Подготовка оборудования и  материалов. Статистическая обработка. 14. Правила оформления научного исследования (2ч.) Традиционная схема оформления исследовательской работы и дневника опыта. Основы  статистической обработки.  Практические работы: Оформление дневника наблюдений. Компьютерный статистический анализ. Построение  графиков, диаграмм. Формулировка выводов. 15. Весенне­летние работы на пришкольном участке (4ч.) Цветочно­декоративные культуры, их назначение. Однолетние и многолетние культуры.  Видовое и сортовое разнообразие. Использование в озеленении пришкольной территории.  Выращивание лекарственных растений. Правила выращивания рассады цветочно­ декоративных культур. Сроки посева семян и высадки рассады.  Практические работы: Посев семян цветочно­декоративных и лекарственных растений на рассаду и в грунт. Уход  за посевами и посадками. Тематическое планирование № п/п Наименование     темы  1. 2 3. 4. 5. 6. 7. 8. Техника безопасности: Правила  поведения в природе  Сбор семян цветочно­ декоративных  и овощных  культур Осенние работы на пришкольном  участке Дикорастущие растения (деревья, кустарники и травянистые  растения региона) Лиственные и хвойные деревья  региона (дикорастущие растения) Кустарники и травянистые  растения региона (дикорастущие  растения) Лекарственные растения нашей  местности Культурные растения нашей  Количество часов Теория Практика Всего 1 1 ­ 1 1 1 1 1 ­ 1 2 2 2 2 1 1 2 2 2 3 3 3 2 2 9. местности Растения, занесенные в Красную  книгу РТ 10. Животные нашего края.  11. Животные Красной книги РТ 12 13. Работа с собранным материалом. Планирование и проведение  научного исследования Правила оформления научного  исследования   Весенне­летние работы на  пришкольном участке 14. 15.     Итого:  ­ 1 ­ 1 1 11 2 1 2 2 1 1 4 24 3 2 2 2 2 2 4 35 Учебно­методические пособия: 1.Богоявленский Г., Смирнов Н., Юньев И. Идут любознательные. Советы юным туристам­ краеведам. М., Просвещение, 2005. 2.Бороздинов Н. М. Географические кружки в школе. М., Просвещение, 2000. 3.Методика полевых физико­географических исследований. М., Высшая школа, 1993. 4.Кальянов К. С. Изучение эрозии почв в школе. М., Просвещение, 2003. 5.Природно­территориальные комплексы и их изучение в курсе географии средней школы/ Под ред. К. В. Пашканга. М., Просвещение, 2009. 6.Сафиуллин   А. 3.Географическое  краеведение  в  общеобразовательной  школе:  Пособие для учителей— М.: Просвещение, 1999 7.Сергеев И.С., Сергеев И.В. Краеведческая работа в школе. Просвещение, 1994 8.Смирнов   Д.В.,   Константинов   Ю.С.,   Маслов   А.Г.   Программа   для   системы дополнительного образования. Кружок Эколого­Краеведческого направления. ЦДЮТ и К МО РФ, 2004 1)   натуральные   живые   пособия   –   комнатные   растения;   животные,   содержащиеся   в аквариуме или уголке живой природы;  2)   гербарии;   семена   и   плоды   растений;   коллекции   насекомых;   влажные   препараты; Наглядные пособия чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты; 3) географические и исторические карты;  4) предметы, представляющие   быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества; 5)   приборы,   посуда,   инструменты   для   проведения   практических   работ,   а   также разнообразный раздаточный материал; 6) измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки; 7) экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки; 8) набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2017