Рабочая программа курса внеурочной деятельности

  • Образовательные программы
  • doc
  • 04.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная" Рабочая программа разработана по курсу внеурочной деятельности для 5 класса по биологии. Программа рассчитана на 35часов( 1 час в неделю) В пояснительной записке дана общая характеристика курса,подробно расписаны предметные , метапредметные предполагаемые результаты. В содержании программы указаны практические работы и экскурсии.Рабочая программа по биологии для внеурочной деятельности 5 класс
Иконка файла материала ФГОС Внеурочка 5класс.doc
Муниципальное образовательное учреждение      «Основная общеобразовательная школа села Большой Сухояш»  Рассмотрено                                            Согласовано                                            Утверждено:                  на метод. совете                                     зам. директора                                       директор школы            ____________                                         _______________                                    ___________                  «___»   сентября 2016_г.                          Шайхетдинова Ф.Ф                                                                      Хабибуллин Р.З.                                                                                                             «___»  сентября 2016_г.                          «___» сентября  2016г.  Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Природа родного края» Для 5  класса учителя I категории Галимовой Раушании Раисовны2016­2017 учебный год                                                                      Пояснительная записка Рабочая  программа  внеурочной  проектной  деятельности  по изучению   природы  родного края   создана:   на   основе   федерального   компонента   государственного   образовательного стандарта   общего   образования,   программы   внеурочной   проектной   деятельности   по изучению природы родного края. Р.Г. Чуракова  ­  Москва: Академкнига/Учебник, 2011 г.  Цель курса – формирование культуры и навыков проектной деятельности при разработке учебных проектов. Задачи курса: •   познакомить обучающихся с редкими и исчезающими растениями и животными нашего региона •   начать формирование знаний о методах научного познания природы, умений, связанных с выполнением учебного исследования; •   развивать у обучающихся устойчивый интерес к биологии как науке; •   начать формирование бережного отношения к растительному миру. Общая характеристика курса            Курс   внеурочной   деятельности   способствует   формированию   экологической   и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых Проектная исследовательская деятельность, связанная с изучением курса «Биология» в школе, имеет отличительные особенности: 1. Краеведческая направленность. 2.   Краеведческая   направленность   (изучение   природы   и   культуры   своего   края)   имеет долгосрочный характер и рассчитана на несколько лет. 3.   Проектная   деятельность   носит   как   групповой   характер   (экскурсии,   кружки, факультативы,   олимпиады,   выставки),   так   и   индивидуальный   характер   (выполнение домашних   заданий   совместно   с   родителями:   оформление   результатов   наблюдений   и проведённых экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни заполнение дневника наблюдений, экскурсии с родителями и т.д.).          Внеурочная работа проводится в учебном кабинете, в музеях разного типа, в уголке живой природы, на пришкольном участке, на предприятиях, в парках, в лесу, на лугу, в поле. Она включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, предусматривает поиск необходимой   недостающей   информации   в   энциклопедиях,   справочниках,   книгах   на электронных   носителях,   в   Интернете.   Источником   информации   могут   быть     взрослые, учителя­предметники, врач , библиотекарь, родители школьников. Значительное внимание уделяется проектной  исследовательской деятельности.  Продолжительность:  в   течение   учебного   года   аудиторное   или   внеаудиторное   занятие 1 раз в неделю (35 часов) Предполагаемые  результаты: • приведение доказательств   взаимосвязи   растений   и   экологического   состояния Предметными результатами освоения данной программы являются:  1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:   окружающей среды; необходимости защиты растительного мира; • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли растений в жизни человека; значения растительного разнообразия;• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;   • овладение методами   биологической   науки:   наблюдение   и   описание   биологических объектов   и   процессов;   постановка   биологических   экспериментов   и   объяснение   их результатов. 2. В ценностно­ориентационной сфере: • знание основных правил поведения в природе; • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. 3.   В сфере трудовой деятельности: • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; • соблюдение правил   работы   с   биологическими   приборами   и   инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы). 4.     В сфере физической деятельности: • освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними. 5.     В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы Метапредметными результатами освоения данной программы являются: ∙ умение работать с разными источниками информации; ∙ овладение   составляющими   исследовательской   и   проектной   деятельности,   ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; ∙  умение   организовать   свою   учебную   деятельность:   определять   цель   работы,   ставить задачи,   планировать   —   определять   последовательность   действий   и   прогнозировать результаты   работы.   Осуществлять   контроль   и   коррекцию   в   случае   обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; ∙  способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; ∙  умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться   в   группу   сверстников   и   строить   продуктивное   взаимодействие   со сверстниками   и   взрослыми;   умение   адекватно   использовать   речевые   средства   для дискуссии   и   аргументации   своей   позиции,   сравнивать   разные   точки   зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.   СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Вводное занятие(1ч.) Знакомство с программой внеурочной деятельности.  Собеседование с учащимися.  Инструктаж по технике безопасности. 2. Сбор семян цветочно­декоративных  и овощных культур (2ч.) Изучение правил сбора семян цветочно­декоративных  и овощных культур. Преимущества  семян, полученных от растений, выращенных в местных условиях. Признаки созревания  плодов и семян. Правила их сбора. Правила сушки и хранения семян.  Практические работы: 1 Технология сбора семян цветочно­декоративных  и овощных культур. Сбор, сушка,  маркировка семян. Изготовление пакетиков для семян. 3. Осенние работы на пришкольном участке (2ч.) Осенние работы на пришкольном участке . Практические работы:  Уборка плодов фруктовых и корнеплодов овощных культур4.Дикорастущие растения( 3ч) Знакомство с многообразием дикорастущих  растений произрастающих на территории  села .  Практические работы: 1.Составление картотеки дикорастущих растений нашей местности. 2. Составление гербария  дикорастущих растений нашей местности.  5. Лиственные и хвойные деревья региона (3ч) Знакомство с многообразием дикорастущихмлиственных и хвойныхс  растений  произрастающих на территории  села .  Практические работы: 1.Составление картотеки дикорастущих растений нашей местности. 2. Составление гербария  дикорастущих растений нашей местности.  6.Кустарники и травянистые дикорастущие растения региона (3ч) Знакомство с многообразием дикорастущих   кустарников и травянистых растений  произрастающих на территории  села .  Практические работы: 1.Составление картотеки дикорастущих кустарников и травянистых растений нашей  местности. 2. Составление гербария  дикорастущих кустарников и травянистых растений нашей  местности 7.Лекарственные растения нашей местности (2ч.)  Знакомство с многообразием лекарственных растений произрастающих на территории  посёлка. История использования лекарственных растений. Календарь сбора лекарственных  трав. Изучение сборов лекарственных растений, используемых в медицине. Практические работы: 1Составление картотеки лекарственных растений нашей местности.  2.Изучение биологической активности  лекарственных растений и их действующих  веществ. 3.Экскурсия: Зелёная аптека. 8.Культурные растения нашей местности(2 ч) Знакомство с многообразием культурных растений выращиваемых на территории   пришкольного участка  и посёлка. Классификация культурных  растений. История их происхождения. Требования  культурных растений к условиям содержания (свет, влажность). Питание растений.  Минеральные и органические удобрения. Подкормка растений. Уход за растениями.  Размножение. Практические работы: Составление картотеки  культурных растений  Пересадка растений.  Размножение растений черенками. Уход за растениями (полив, рыхление, подкормка) 9.Растения, занесенные в Красную книгу РТ ( 2 ч) Знакомство с растениями, занесенными в Красную книгу РТ Практические работы: Работа с Красной книгой РТ  10.Животные нашего края. ( 2 ч) Знакомство с многообразием животных , обитающим в наших краях Практические работы: Составление картотеки  животных обитающих в наших краях  11.Животные Красной книги РТ( 2 ч) Знакомство сживотными, занесенными в Красную книгу РТ Практические работы: Работа с Красной книгой РТ 12. Работа с природным материалом (2ч.)Ознакомление с природным материалом и правилами его хранения. Сбор природного  материала (плоды, листья, побеги растений). Инструменты для изготовления поделок.  Практические работы: Изготовление поделок и панно из природного материала. Экскурсия на пришкольный участок для сбора листьев, трав и др. 13. Планирование и проведение научного исследования (2ч.) Проблема. Тема. Цель. Задачи. Объект и предмет исследования. Актуальность  исследования. Работа с научной литературой. Оформление обзора литературы.  Планирование и выбор методов и методик. Эксперимент. Практические работы: Исследование   в природе. Планирование хода исследований. Подготовка оборудования и  материалов. Статистическая обработка. 14. Правила оформления научного исследования (2ч.) Традиционная схема оформления исследовательской работы и дневника опыта. Основы  статистической обработки.  Практические работы: Оформление дневника наблюдений. Компьютерный статистический анализ. Построение  графиков, диаграмм. Формулировка выводов. 15. Весенне­летние работы на пришкольном участке (4ч.) Цветочно­декоративные культуры, их назначение. Однолетние и многолетние культуры.  Видовое и сортовое разнообразие. Использование в озеленении пришкольной территории.  Выращивание лекарственных растений. Правила выращивания рассады цветочно­ декоративных культур. Сроки посева семян и высадки рассады.  Практические работы: Посев семян цветочно­декоративных и лекарственных растений на рассаду и в грунт. Уход  за посевами и посадками. Тематическое планирование № п/п Наименование     темы  1. 2 3. 4. 5. 6. 7. 8. Техника безопасности: Правила  поведения в природе  Сбор семян цветочно­ декоративных  и овощных  культур Осенние работы на пришкольном  участке Дикорастущие растения (деревья, кустарники и травянистые  растения региона) Лиственные и хвойные деревья  региона (дикорастущие растения) Кустарники и травянистые  растения региона (дикорастущие  растения) Лекарственные растения нашей  местности Культурные растения нашей  Количество часов Теория Практика Всего 1 1 ­ 1 1 1 1 1 ­ 1 2 2 2 2 1 1 2 2 2 3 3 3 2 29. местности Растения, занесенные в Красную  книгу РТ 10. Животные нашего края.  11. Животные Красной книги РТ 12 13. Работа с собранным материалом. Планирование и проведение  научного исследования Правила оформления научного  исследования   Весенне­летние работы на  пришкольном участке 14. 15.     Итого:  ­ 1 ­ 1 1 11 2 1 2 2 1 1 4 24 3 2 2 2 2 2 4 35 Учебно­методические пособия: 1.Богоявленский Г., Смирнов Н., Юньев И. Идут любознательные. Советы юным туристам­ краеведам. М., Просвещение, 2005. 2.Бороздинов Н. М. Географические кружки в школе. М., Просвещение, 2000. 3.Методика полевых физико­географических исследований. М., Высшая школа, 1993. 4.Кальянов К. С. Изучение эрозии почв в школе. М., Просвещение, 2003. 5.Природно­территориальные комплексы и их изучение в курсе географии средней школы/ Под ред. К. В. Пашканга. М., Просвещение, 2009. 6.Сафиуллин   А. 3.Географическое  краеведение  в  общеобразовательной  школе:  Пособие для учителей— М.: Просвещение, 1999 7.Сергеев И.С., Сергеев И.В. Краеведческая работа в школе. Просвещение, 1994 8.Смирнов   Д.В.,   Константинов   Ю.С.,   Маслов   А.Г.   Программа   для   системы дополнительного образования. Кружок Эколого­Краеведческого направления. ЦДЮТ и К МО РФ, 2004 1)   натуральные   живые   пособия   –   комнатные   растения;   животные,   содержащиеся   в аквариуме или уголке живой природы;  2)   гербарии;   семена   и   плоды   растений;   коллекции   насекомых;   влажные   препараты; Наглядные пособия чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты; 3) географические и исторические карты;  4) предметы, представляющие   быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества; 5)   приборы,   посуда,   инструменты   для   проведения   практических   работ,   а   также разнообразный раздаточный материал; 6) измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки; 7) экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки; 8) набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы.