Технологическая карта по теме	Грибы для 5 класса
Тип урока	Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности
- систематизации знаний учащихся о строении и жизнедеятельности грибов; 
-  формирования представлений у  учащихся  о грибах, их видах, особенностях строения и способах размножения; 
- формирования умений работать с рисунками, тренажёрами, микроскопами;
- развития воображения, мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
- воспитания мотивов, направленных на изучение живой природы и бережного отношения к ней;
            
        
        
        
                    
                
                    Технологическая карта урока в 5 классе по теме «Грибы»
Предмет
Автор учебника
Тема урока
Тип урока
Цели
Оборудование:
Методы проведения урока:
Технологии:
5
Класс
биология
Пасечник В.В.
Грибы
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности
Создать условия для: 
 систематизации знаний учащихся о строении и жизнедеятельности грибов; 
  формирования представлений у  учащихся  о грибах, их видах, особенностях строения и способах 
размножения; 
 формирования умений работать с рисунками, тренажёрами, микроскопами;
 развития воображения, мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
 воспитания мотивов, направленных на изучение живой природы и бережного отношения к ней; 
компьютер, мультимедийный проектор
микроскоп (1 на 2 учащихся), таблицы с изображением грибов, муляжи грибов, плесень на хлебе и апельсиновой 
корке.
объяснение с использованием иллюстраций; лабораторная работа учащихся, тестирование с использованием ЭОР,
самостоятельная работа с учебником и тетрадями на печатной основе.
технология развития критического мышления, элементы проблемной технологии, работа в парах с микроскопом, 
ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве.
Предметные
Создать организационные и содержательные 
условия для изучения учащимися строения 
грибов;
Содействовать формированию навыка работы с 
микроскопом и микропрепаратами; умения 
находить сходства и различия в строении 
плесниевых грибов; работать с ЦОР.
Планируемые образовательные результаты
Метапредметные
способствовать развитию умения анализировать, 
сравнивать строение разнообразных грибов: 
(одноклеточных, плесневых, шляпочных), 
использовать практические методы познания 
(наблюдение), развитие навыка исследовательской
работы учащихся;  вести наблюдение;
способствовать формированию умения ставить 
проблему, искать пути ее решения, работать с 
разнообразными источниками информации для 
решения проблемы.
Личностные
 положительное отношение к уроку;
 формирование познавательных интересов и 
мотивов, направленных на изучение живой 
природы;
 осознание необходимости 
самосовершенствования;
 способность адекватно судить о причинах 
своего успеха или неуспеха в изучении 
биологии;
 корректировка своего поведения на уроке в
соответствии с моральной нормой.Основные понятия, изучаемые на уроке
сапрофиты, паразиты.
Признаки: эукариоты; гетеротрофы; гифымицелиймикориза (грибокорень); плодовое тело; 
трубчатые, пластинчатые, плесневые.
Этап урока
УУД
№
этап
а
1
Организационн
ый этап
Организационная структура урока
Деятельность
учителя
Добрый день, ребята! Присаживайтесь на свои места. А 
сейчас давайте посмотрим друг на друга и улыбнѐмся. 
Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я рада, что у 
вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами 
сегодня очень дружно и активно поработаем. 
(Включение в деловой ритм).
Проверьте, все ли у вас готово к уроку, все ли в классе?
Настраиваемся на урок и начинаем работу
учащихся
Готовятся к уроку, 
настраивают себя на 
работу в группах
Вре
мя,
мин
2
ЭОР
компьютер,
мультимед
ийный 
проектор
5
Слушают учителя, 
выполняют задание, 
находят ключевое слово
грибы, узнают предмет 
изучения науки 
микология
Сегодня вы — исследователи. Вам предстоит 
совершить открытие в области микологии. Для того,
чтобы узнать что это за наука, что она изучает, вам 
необходимо выполнить следующее задание: 
Постановка проблемы 
Ребята,  сегодня мы  будем  говорить  об  удивительных
организмах.  Сейчас я вам прочту стихотворение, а вы
догадайтесь, о ком или о чем идет речь
Что за чудище такое?
То поменьше, то большое.
Можно встретить под берѐзой,
На пеньке, среди травы.
Можно в баночке литровой,
Регулятивные: 
волевая 
саморегуляция, 
целеполагание как 
постановка 
учебной задачи на 
основе 
соотнесения того, 
что уже известно и 
усвоено учащимся,
и того, что еще 
неизвестно.
Личностные:  
сформированность
познавательных 
интересов и 
мотивов
Познавательные: 
слушать вопросы 
учителя, выдвигать
гипотезы и 
обосновывать их;
Коммуникативные:
планирование 
учебного 
сотрудничества с 
учителем и 
сверстниками – 
определение целей,
функций 
2
Этап 
актуализации 
субъектного 
опыта 
учащихсяВоспринимают 
информацию, 
сообщаемую учителем.
Отвечают на вопросы 
учителя.
Называют тему урока, 
ставят перед собой 
цели.
Записывают тему урока.
Виртуальна
я школа 
Кирилла и 
Мефодия. 
Уроки 
биологии. 
Растения. 
Бактерии. 
Грибы. 6 
класс.
участников, 
способов 
взаимодействия.
И на хлебе те дары.
Могут паразитом быть
Злаков урожай сгубить.
Могут портить древесину,
Поселившись на стволах.
Могут в тесте размножаться,
Если тесто на дрожжах.
Есть плодовые тела
И разросшиеся клетки.
Так о ком же речь была?
Догадались   ли,   вы,   детки?   Как   вы   думаете   о   каких
организмах идет речь?
 Совершенно верно  это грибы
А)   Молодцы,   правильно.   Посмотрите   на   слайд   и
скажите о каких грибах шла речь в вопросе.
Б) Речь идет о грибах  посмотрите на слайд, опята –
они светятся, плесень придает запах сыру и 
увеличивается в размерах.
Ребята, кто догадался, что изучает наука микология? 
Какая у нас тема урока? (Грибы)
Что мы на уроке будем изучать? (Грибы).
 Записывает тему урока на доске.
Давайте рассмотрим слайды. (Анализ слайдов). 
Актуализация знаний учащихся по изучаемой теме (что 
я знаю о грибах)
Итак, добро пожаловать в одно из самых 
загадочных царств живой природы – царство
Грибы.
Какие задачи мы поставим перед собой на сегодняшнем
уроке?
 отработать умение работать с микроскопом; 
 рассмотреть плесниевые грибы в микроскоп;
 выяснить, какие бывают грибы;
 зарисовать увиденное;
 особенности их строения;
 выяснить, какие грибы съедобные, а какие ядовитые;
 какое значение имеют грибы.
Постановка 
учебной задачи3
4
5
Этап изучения 
новых знаний и
способов 
деятельности
Этап 
первичной 
проверки 
понимания 
изученного 
Физкультмину
тка
Познавательные: 
извлечение 
необходимой 
информации, 
анализ объектов с 
целью выделения 
признаков,
обобщение и 
синтезирования;
Коммуникативные
сотрудничество с 
учителем и 
сверстниками.
Личностные:
формировать 
умение 
способности к 
саморазвитию
Познавательные: 
принятие участия в
обсуждении,
анализ объектов с 
целью выделения 
необходимых 
признаков
Коммуникативные
управление 
поведением 
партнера;
Скажите   вы   знаете,   что   такое   грибы   и   как   они
выглядят? Наверняка вы видели грибы хотя бы раз в
жизни.   Давайте   проверим,   отберите   из   предметов,
разложенных на столе те, которые вы считаете грибами.
       Оказывается, на практике мы знаем о грибах не так 
уж и много. К грибам относятся не только шляпочные 
грибы, но и дрожжи которые используются в 
хлебопочении, плесень из которой выделяют 
антибиотики и другие
1. Лабораторная работа   «Рассматривание под 
микроскопом мукора» 
2. Заполнить таблицу  в тетради на печатной основе.
Воспринимают 
информацию;
Выделяют 
существенные признаки 
процессов 
жизнедеятельности 
грибов. Работают  с 
муляжами и живыми 
объектами.
Выполняют работу в 
тетрадях.
15
1.  Итак, что вы узнали о грибах»? Мозговой штурм
Чем трубчатые грибы отличаются от пластинчатых?
 Как грибы питаются?
 Как грибы размножются?
 К каким грибам относятся дрожжи?
 Какие вы знаете ядовитые грибы?
5
Мультимед
ийный 
тренажёр
Воспринимают 
информацию;
Выделяют 
существенные признаки 
процессов 
жизнедеятельности 
грибов. Отвечают на 
вопросы
Учащиеся выполняют упражнение на слова:
 « Вырос гриб на тонкой ножке.
 Встань и ты, постой немножко.
 Крышу сделай над собой,
 Как из шляпки грибной.
 Все тихонечко вздохнем,
 Вновь грибы учить начнем».Учащиеся выполняют 
разноуровневые задания
5
6
Этап 
закрепления  
изученного 
Регулятивные: 
контроль, 
коррекция, 
выделение и 
осознание того, что
уже усвоено и что 
подлежит 
усвоению, 
осознание качества
и уровня усвоения
Личностные: 
формирование 
интеллектуальных 
умений 
Познавательные: 
поиск и выделение 
необходимой 
информации
  1   уровень   сложности.   Тест   Выполните   задание,
правильное или неправильное суждение
1.Грибы не имеют хлоропластов и других пластид
2.Гифы  это корни
3.Все грибы растут в лесах
4.Грибы имеют грибницу, состоящую из нитей гифов.
5.Все грибы  это многоклеточные организмы
6.Тело   шляпочного   гриба   состоит   из   переплетенных
нитей гифов
7Ггрибынизшие растения
8.В   клеточных   стенках   грибов,   как   в   покровах   тела
раков,   насекомых,   имеется   органическое   вещество
хитин
9. Грибы  гетеротрофы
10. Среди грибов встречаются как одноклеточные, так и
многоклеточные
Слайд ответов  Да1,4,6,8,9,10 
Нет2,3,5,7
 2 уровень Тест по теме “Царство Грибы”
1. Грибы – широко распространены в почве... (воде, 
живых организмах, мертвых останках на стволах 
деревьев на поверхности металлических,резиновых 
изделий).
2. У грибов запасным питательным веществом 
является... (гликоген), а у растений... (крахмал).
3. Наука, изучающая грибы называется... (микология).
4. Вегетативное тело гриба представляет собой сложное
переплетение тонких, ветвящихся нитей, которые 
называются... (гифами), а в сумме эти нити 
составляют... (мицеллий) гриба, или его грибницу.5. Дрожжевой гриб размножается путем... 
(почкования).
6. Грибы не способны к фотосинтезу, потому что их 
клетки не содержат... (хлорофилла).
7. Пеницилл используют в медицине для получения... 
(пенициллина).
8. Плодовое тело шляпочного гриба состоит из... и... 
(шляпки и пенька).
9. Грибы размножаются тремя способами... 
(вегетативным,бесполым, половым).
10. По способу питания грибы можно разделить на две 
группы... (сапрофиты и паразиты).
11. Для роста грибницы необходимо наличие воздуха... 
(влага, тепло).
12. Взаимовыгодная связь двух организмов:гриба и 
дерева называют... (симбиоз).
13. В борьбе с паразитическими грибами используют... 
(ядохимикаты).
14. Грибы применяют...
Повышенный уровень:
Биологические задачи
1. Известно, что у многих грибников есть свои заветные 
места, куда они приходят из года в год и где собирают 
грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибымного лет на одном и том же месте?
2.. Задача для “мозгового штурма”. Известно,что 
шляпочные грибы растут около определенных видов 
деревьев. Белые грибы – около берез,рыжики в 
сосновых и еловых лесах, подосиновики около осин. 
Проблема: с чем связано такое“доброжелательное 
соседство” грибов и деревьев.
3. Задача “мозговой штурм”. На Украине в 1996году 
отравились грибами 36 человек. После беседы 
выяснилось, что они собирали грибы около шоссейных 
дорог. Почему?
Предлагает тестирование с использованием ЭОР 
Всем:
• Параграф 13, вопросы на стр. 69
На выбор:
• Написать сочинение на тему «Грибы – это
удивительное царство»
• Составить кроссворд (не менее 10 понятий) на
тему «Царство Грибы»
• Галерея грибника с пояснениями
• Подготовить презентацию « В царстве грибов»
Фиксируют 
информацию, 
участвуют в беседе
Тестирован
ие с 
использова
нием ЭОР
6
2
Регулятивные: 
контроль, 
коррекция, 
выделение и 
осознание того, что
уже усвоено, 
осознание качества
и уровня усвоения
Личностные: 
формирование 
интеллектуальных 
умений
6
7
Этап 
обобщения и 
систематизаци
и
Этап 
информации о 
домашнем 
задании1. Достиг ли ты целей урока?
Даёт качественную оценку работы класса и отдельных 
учся.  
Закончите предложение: 
Фиксируют выводы
теперь я знаю.... 
у меня вызвало затруднение... 
теперь я могу....
Закончите предложение: 
на уроке мне было интересно.....
сегодня меня удивило.....
Отвечают на вопросы 
учителя, заканчивают 
предложения
3
2
8
Этап 
подведения 
итогов 
учебного 
занятия
9
Рефлексия
Коммуникативные:
умения с 
достаточной 
полнотой и 
точностью 
выражать свои 
мысли, слушать 
товарища. 
Личностные: 
способность 
адекватно судить о
причинах своего 
успеха или 
неуспеха в 
изучении биологии.