Вирусы - внеклеточные формы жизни и облигатные паразиты

  • Разработки уроков
  • doc
  • 16.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок по теме " Вирусы - внеклеточные формы жизни и облигатные паразиты" 10 класс
Иконка файла материала Урок Вирусы - внеклеточные формы жизни и облигатные паразиты.doc

 

Конспект урока  по биологии 10 класс

 

 Тема:Вирусы - внеклеточные формы жизни и облигатные паразиты

 Цель: сформировать у учащихся знания о неклеточных формах жизни – вирусах

 Задачи:

·         Образовательные: изучить особенности строения и жизнедеятельности вирусов; описать механизм проникновения вирусов в клетку.

·         Развивающие: продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительной литературой; развивать коммуникативные умения учащихся; продолжить развитие логического мышления через умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

·         Воспитательные: научить учащихся выражать своё собственное мнение, воспитать культуру речи

   Тип урока: изучение нового материала.

   Форма организации учебной деятельности: фронтальная.

 Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично поисковый.

   Продолжительность: 40 минут.

  Оборудование: Презентация «Строение вирусов»,  научная литература о вирусах, учебник биологии для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений./ Под редакцией В.К. Шумный, Г.М. Дымшиц, А.О. Рувинский, П.М. Бородин и др.

  

 

   

Ход урока

 

I. Организационный момент

- Добрый день! Я рада вас видеть сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество.

 

II.  Актуализация  темы урока

 

26 ноября 1922 года, просунув свечу в пролом стены, археологи разглядели не разграбленные сокровища. В золотом гробу лежала мумия Тутанхамона. Это была сенсация.  Миру открылись величайшие экспонаты, бесценные сокровища.  А Тутанхамон стал олицетворением всех фараонов древней таинственной страны на берегах Нила.  Но через два месяца  все газеты обошла новость: «Лорд Карнарвон, который был спонсором раскопок в Долине царей, скончался». Смерть Лорда забылась бы скоро, если бы не погибло еще 7 человек. За 10 лет из 25 людей, которые были связаны с работой в гробнице,  в живых  осталось лишь 2 человека. Вот тогда и появилась версия о мести Тутанхамона  «Каждый, кто посмеет войти войти в гробницу, будет немедленно наказан. Его ждут несчастья и смерть»…- такова расшифровка надписи на глиняной дощечке, найденной  вместе с саркофагом фараона.Такая вот история.

- Существует ли «проклятие фараона»? ( ответы учащихся)

- А если отнестись к легенде скептически,  изучить научные объяснения и попытаться установить, что же могло на самом деле произойти с членами экспедиции?

( Версии учащихся, переход к теме урока)

- Изучив истории болезней умерших членов экспедиции и произведя бактериологические исследования гробницы Тутанхамона, американский доктор Дин обнаружил вирус гистоплазмозис. В 1956 году им  был поставлен научно обоснованный диагноз - «пещерная болезнь»  и тем самым развеян миф о «проклятии фараона».

-   Назовите тему сегодняшнего  урока... «Вирусы»

 

-  Ребята, перед нами  два проблемных вопроса, на которые мы постараемся ответить в течении урока:

·         Вирусы – это вещества или существа?

·         Почему вирусы практически невозможно уничтожить?

 

III. Изучение нового материала

 

- Я предлагаю вам изучить текс и ответить на вопросы:

- Кто и когда открыл вирусы?

- Какой вирус был открыт первым?

- Какой метод использовал ученый?

- Какая наука изучает вирусы?

- Как переводится с  латинского «вирус»?

- Что такое вирусы?

 

Открытие вирусов

     В 1892 году русский ученый, ботаник Дмитрий Иосифович Ивановский  обратил внимание на широко распространенную болезнь растения табака, при которой листья покрываются россыпью пятен (мозаичная болезнь). Он выжал из этих листьев сок и профильтровал его через пористый фильтр из обожженной глины. Отверстия в фильтре были настолько малы, что задерживали даже бактерии. Однако профильтрованный сок не утратил заразных свойств.

     Д.И. Ивановский назвал открытые организмы «фильтрующимися вирусами» и выявил два основных свойства вирусов: они очень малы, и их невозможно, в отличие от клеток, выращивать на искусственных питательных средах.

     Через 7 лет (в 1899 году) микробиолог М. Бейеринк  ввел термин «вирус» в научный обиход. В переводе с латинского «вирус» − яд. Вирусы отравляют живые организмы и являются внутриклеточными паразитами.

    Через несколько лет Ф. Леффлер и П. Фрош  обнаружили, что болезнь, встречающаяся у домашних животных, − ящур, вызывается возбудителем, который также проходит через бактериальный фильтр, то есть является вирусом.  

     В 1917 году канадский бактериолог Феликс де Эрелль  открыл бактериофаг – вирус, поражающий бактерии.

 

(Учащиеся самостоятельно изучают текст 3-5 минут, делают записи в тетради)

 

- Кто и когда открыл вирусы? (1892 г. Д.И. Ивановский)

- Какой вирус был открыт первым? (Вирус табачной мозаики)

- Какой метод использовал ученый? (Фильтрации)

- Какая наука изучает вирусы? (Вирусология)

- Как переводится с  латинского «вирус» (Означает «яд»)

- Что такое вирусы? (Неклеточная форма жизни)

 

- Итак, вирусы поражают все живые организмы – бактерии, грибы, растения, животных.  Рассмотрим строение вирусов. (Демонстрация презентации)

- Вирус состоит из двух частей: сердцевины, в которой содержится нуклеиновая кислота, и капсида, состоящего из белка. С латинского capsa – вместилище, ящик, футляр. Капсид защищает генетический материал вируса от действия ферментов (нуклеаз), разрушающих нуклеиновые кислоты, и от воздействия ультрафиолетового излучения. Капсид также обеспечивает прикрепление вируса к поверхности клеточной мембраны. Вирусы делят на простые и сложные. Простые вирусы содержат нуклеиновую кислоту и капсид, сложные вирусы содержат еще дополнителную оболочку, белковую или липопротеиновую, − суперкапсид. Вирусы по генетическому материалу делят на РНК-содержащие и ДНК- содержащие. В настоящее время описано более 1000 различных видов вирусов. Их выделяют в особое царство живой природы – Вирусы (неклеточные формы жизни).  Вирусы меньше бактерий в 50 раз, поэтому они свободно проходят через фильтр. Их размеры равны 20-300 нм.  Вирусы – это особая и уникальная форма жизни, хотя и очень примитивная. Вирусам присущи основные признаки живых организмов: изменчивость, наследственность. С другой стороны, вирусы не имеют таких важнейших признаков жизни, как метаболизм, и не способны к самостоятельной репродукции вне клетки хозяина.

 

- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах и самостоятельно, используя текст учебника и презентацию найдите информацию о том, что:

«Вирусы - это живые организмы» -  (1 группа)

«Вирусы - это неживые химические вещества»  - (2 группа)

«Какие специфические черты есть у вирусов » - (3 группа)

(Работа в группах).

- 1  группа,  докажите, что вирусы – это живые организмы. Все внимательно слушают и делают записи в тетради в виде таблицы.

 

Сходство вирусов с живыми организмами

Отличия вирусов от живых организмов

Специфические черты вирусов

 

 

 

 

 

 

Выступления учащихся:

 

-  Вирусы способны размножаться, но только внутри клеток других организмов. Они обладают наследственностью. Вирусы обладают изменчивостью, благодаря которой они приспосабливаются к условиям окружающей среды. Вирусы способны скрещиваться между собой и производить жизнеспособные гибриды.

- 2  группа, приведите доказательства, того, что вирусы - это химические вещества.

Выступления учащихся: 

- Вирусы образуют кристаллы.  Вирусы не растут.   Они не синтезируют собственные белки, не способны к обмену веществ. У вирусов нет клеточного строения.

- 3 группа перечислите специфические черты вирусов.

Выступления учащихся:

- Вирусы имеют маленькие размеры. РНК (ДНК) + капсид. Быстро размножаются.  Занимают пограничное положение между живой и неживой материей. Внутриклеточные паразиты

 (Учащиеся самостоятельно делают записи в тетради).

В итоге у учащихся должна быть заполнена следующая таблица:

 

Сходство вирусов с живыми организмами

Отличия вирусов от живых организмов

Специфические черты вирусов

1. Размножение
2. Наследственность
3. Изменчивость
4. Приспособленность к меняющимся условиям среды

1. Не имеют клеточного строения
2. Не питаются
3. Не растут
4. Нет обмена веществ
5. Имеют форму кристалла, нет свойств живого

1. Маленькие размеры
2. РНК (ДНК) + капсид
3. Быстро размножаются
4. Занимают пограничное положение между живой и неживой материей.
5. Внутриклеточные паразиты

 

- Ребята  нам  необходимо выяснить как происходит размножение вирусов.

( Просмотр видео  «Жизненный цикл вирусов»).

- Назовите  основные этапы размножения вирусов.

Ответы учащихся:

1. Вирус прикрепляется к клетке.

2. Проникновение вируса в клетку. Вирус работает как своеобразный шприц (ДНК или РНК проникают внутрь клетки, а капсид остается снаружи).

3. Размножение вируса. Вирусная ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина.

4. Синтез вирусных белков, самосборка капсида.

5. Выход вирусов из клетки.

 

IV. Закрепление нового материала:

 

1. ( Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни)

- Решите задачу:

Болезнь, вызванная  этим вирусом, является тяжелой, часто смертельной для людей. Вирус передается человеку от диких животных. Средний коэффициент летальности составляет около 50%. В ходе прежних вспышек показатели летальности составляли от 25% до 90%.Важнейшим условием для успешной борьбы со вспышками является активное участие населения. Первыми признаками считают жар, боли в горле, сильные головная и мышечная боли. Часто это совпадает с симптомами простуды или гриппа. Затем проявляются тошнота, диарея, происходит повреждение почек и печени, иногда – внешнее и также внутреннее кровотечение. Вакцины для защиты от вируса в настоящее время находятся в процессе разработки и применялись в качестве вспомогательного средства для ограничения распространения вспышек  в Гвинее и Демократической Республике Конго (ДРК).

 

- Вопрос: О каком вирусе идет речь? Что лежит в основе эффективной борьбы со вспышками заболевания?

 

2.  (Выполнение заданий в формате ГИА)

- Найдите три ошибки в приведённом тексте «Вирусы». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

 

(1) Вирусы – внутриклеточные паразиты, они проявляют активность только в клетках хозяина. (2) Вирусы относят к прокариотам. (3) Все вирусные частицы состоят из молекулы ДНК и целлюлозной оболочки. (4) Вирусы обладают всеми признаками живого: наследственностью, обменом веществ, раздражимостью и другими. (5) Нуклеиновые кислоты вируса синтезируются из нуклеотидов хозяина. (6) Вирусы – возбудители многих опасных заболеваний: гриппа, гепатита и др. (7) Они могут переносить гены между клетками одного организма, между организмами как одного, так и разных видов или даже классов.

 

3. Назовите объект, изображенный на рисунке. Укажите названия и функции структур, изображенных на рисунке цифрами 1, 2, 3.

 

4. Объясните, почему вирусы неспособны к собственному обмену веществ и размножаются только внутри клетки.

 

V. Подведение итогов

 

-Давайте вспомним два проблемных вопроса, поставленных в начале урока. Сможете ли вы сейчас на них ответить?

Вирусы – это существа или вещества?

(Существа, т.к. могут размножаться, обладают наследственностью, изменчивостью)

Почему вирусы практически невозможно уничтожить?

(Быстро размножаются, мутируют, просто устроены, не имеют клеточного строения и т. п. )

- Все вместе составим синквейн на тему «Вирусы», используя алгоритм

 

1. Тема

2. 2 прилагательных

3. 3 глагола

4. Краткая фраза, отражающая суть темы

5. Ключевое слово темы

 

Ответы учащихся:

1. Вирусы

2. Маленькие, опасные

3. Размножаются, приспосабливаются, несут болезни

4. Вирусы – неклеточные организмы

5. Паразиты

 

VI. Рефлексия

- Ребята, выберите любое  начало фразы и продолжите её:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

 

VII. Домашнее задание

  -  Используя записи и параграф учебника по данной теме,  создать модель «Вируса». По желанию подготовить сообщение на тему «Профессия вирусолог»

     Всем спасибо за работу. До свидания.

  

 

         Литература:

 

  1. Кулев А.В. Общая биология. 11 класс: Методическое пособие – Санкт-Петербург: Паритет, 2001.
  2. Учебник биологии для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений./ Под редакцией В.К. Шумный, Г.М. Дымшиц, А.О. Рувинский, П.М. Бородин и др..
  3. Фасевич И.Н. Биология. 6 – 11 классы. Конспекты уроков: семинары, конференции, формирование ключевых компетенций, - Волгогдад, Учитель, 2009.