РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.18 «АСТРОНОМИЯ»

  • Образовательные программы
  • docx
  • 20.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.18 «Астрономия» предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования. Программа составлена с учётом требований:  Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413, в редакции от 29.06.2017г. № 613);  Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО )по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания (утв. приказом Министерства образования и науки РФ № 384 от 22 апреля 2014г., (Зарегистрированным в Минюсте РФ 23 июля 2014 г. №33234.) естественно-научного профиля профессионального образования;  Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
Иконка файла материала ОУД.14 Астрономия - технологи.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КАМЕНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬСТВА И АВТОСЕРВИСА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.18 «АСТРОНОМИЯ»2017СОГЛАСОВАНО Цикловая комиссия математических, общих  естественнонаучных дисциплин и группы  «Информатика и вычислительная техника» Протокол №__ от «___»______2017 г. Председатель ЦК _______________/_Г.Н. Филимонова /           Подпись               ФИО УТВЕРЖДЕНО Замдиректора по УР _______________/_А.С. Золотарев/           Подпись               ФИО «___»______2017 г. Рабочая   программа   общеобразовательной   учебной   дисциплины   ОУД.18   «Астрономия» предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания на базе основного общего образования  с одновременным получением среднего общего образования. Программа составлена с учётом требований:  Федерального государственного образовательного стандарта   среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413, в редакции от 29.06.2017г. № 613);  Федерального   государственного   образовательного   стандарта     среднего   профессионального образования   (далее   –   ФГОС   СПО   )по   специальности   19.02.10   Технология   продукции общественного питания (утв. приказом Министерства образования и науки РФ № 384 от 22 апреля 2014г., (Зарегистрированным в Минюсте РФ 23 июля 2014 г. №33234.)       естественно­ научного профиля профессионального образования;  Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии  или специальности  среднего профессионального  образования  (письмо Департамента   государственной   политики   в   сфере   подготовки   рабочих   кадров   и   ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06­259);  Положения о разработке рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины в ГБПОУ   РО   «КТСиА»   №129   (Приказ   №   378   от   06.11.2015г.,   с   изм.   и   доп.   Пр.№404   от 04.12.2015г.) Организация­составитель: Государственное   бюджетное   профессиональное   образовательное   учреждение Ростовской   области     «Каменский   техникум   строительства   и   автосервиса»   (далее   ­ ГБПОУ РО «КТСиА»).  Составитель:  Жадан Иван Алексеевич, преподаватель первой  квалификационной категории ГБПОУ  РО «КТСиА» «КТСиА» Рецензенты:    Семиколенова Н.А., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ РО   Бытый   И.В.,   преподаватель   высшей   квалификационной   категории   Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Каменский химико­механический техникум» 3СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка…………………………………………………….……...…4 Общая характеристика учебной дисциплины …………………………………….5 Место учебной дисциплины в учебном плане……………………………………5  Результаты освоения учебной дисциплины………………………………..……..6 Тематическое   планирование…………..……………………………………………8 Тематический план………………………………………………………..……………8 Содержание учебной дисциплины……………………...…………………..………9 Характеристика основных видов деятельности обучающихся на уровне  учебных действий………………………………………………..…………………..12 Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение программы учебной дисциплины…………………………………………………14 Рекомендуемая литература ………………………………………………………..15 4ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа   общеобразовательной   учебной   дисциплины   ОУД.18 «Астрономия»  предназначена для изучения астрономии  в ГБПОУ РО «КТСиА», реализующем   образовательную   программу   среднего   общего   образования   в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП   СПО)   на   базе   основного   общего   образования   при   подготовке квалифицированных рабочих, служащих. Рабочая   программа   разработана   в   соответствии   с   требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.  Содержание   программы   «Астрономия»   направлено   на   достижение следующих целей:  осознание   принципиальной   роли   астрономии   в   познании   фундаментальных законов природы и формирования современной естественнонаучной картины мира; приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции   Вселенной,  пространственных   и   временных   масштабах   Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники; овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами   определения   местоположения   и   времени   по   астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для   определения   вида   звездного   неба   в   конкретном   пункте   для   заданного времени; развитие   познавательных   интересов,   интеллектуальных   и   творческих способностей   в   процессе   приобретения   знаний   по   астрономии   с использованием   различных   источников   информации   и   современных информационных технологий; использование   приобретенных   знаний   и   умений   для   решения   практических задач повседневной жизни;      формирование научного мировоззрения;  формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико­ математических   знаний   для   объективного   анализа   устройства   окружающего мира   на   примере   достижений   современной   астрофизики,   астрономии   и космонавтики. В   программу   включено   содержание,   направленное   на   формирование компетенций,   необходимых   для   качественного   освоения   ОПОП   СПО   на   базе основного   общего   образования   с   получением   среднего   общего   образования; программы подготовки специалистов среднего. 5Общая характеристика учебной дисциплины В   основе   учебной   дисциплины   «Астрономия»   лежит   установка   на формирование   не   только   единой   естественнонаучной   картины   мира,   но   и познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Нельзя не   отметить   важную   роль   предмета   в   становлении   гражданской   позиции   и патриотическом   воспитании   обучающихся   –Российская   Федерация   в   развитии астрономии, космонавтики и космофизики всегда занимала лидирующие позиции в мире. Задача   астрономии   –   формирование   естественнонаучной   грамотности. Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением   их   достижений,   а   также   его   готовность   интересоваться естественнонаучными   идеями,   это   не   синоним   естественнонаучных   знаний   и умений, а знания и умения – в действии, и не просто в действии, а в действии применительно к реальным задачам. Содержание   программы   реализуется   в   процессе   освоения   обучающимися общеобразовательного   цикла   основной   профессиональной   образовательной программы   СПО   с   получением   среднего   (полного)   общего   образования, разработанной в соответствие с требованиями ФГОС СПО третьего поколения. Необходимость общегго профессионального образования обусловлена тем, что   знание   основ   современной   астрономической   науки   дает   возможность обучающимся:  понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явления;  познакомится с научными методами и историей Вселенной;  получить   представление   о   действии   во   Вселенной   физических   законов, открытых в земных условиях, и единстве материи и микромира;   осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;  ощуть связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;  выработать   сознательное   отношение   к   активно   внедряемой   в   нашу   жизнь астрологии   и   другим   оккультным   (эотерическим)   наукам,   апеллирующим   к Космосу. Главная   задача   курса   –   дать   обучающимся   целостное   представление   о строении и эволюции вселенной, раскрыть перед ними астрономическую карнину мира ХХIв.  Оценивание   качества   освоения   общеобразовательной   учебной   дисциплины ОУД.18   «Астрономия»   осуществляется   в   процессе   текущего   контроля   и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета. 6Место учебной дисциплины в учебном плане   Учебная  дисциплина ОУД.18 «Астрономия»:  является базовой  учебной дисциплиной общеобразовательного цикла  учебного плана ОПОП СПО по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания  на   базе   основного   общего   образования   с   получением   среднего   общего образования;  научные предметы» ФГОС СОО;  является учебной дисциплиной обязательной предметной области «Естественно­ входит в состав общеобразовательных учебных дисциплин. Результаты освоения учебной дисциплины Освоение   содержания   учебной   дисциплины   ОУД.18   «Астрономия» обеспечивает достижение следующих результатов:  личностных:  чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной науки  умение   использовать   достижения   современной     науки   и   технологий   для повышения   собственного   интеллектуального   развития   в   выбранной профессиональной деятельности;  умение самостоятельно добывать новые для себя знания, используя для этого доступные источники информации;  умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;  умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития. метапредметных:  использование   различных   видов   познавательной   деятельности   для   решения астрономических   задач,   применение   основных   методов   познания   (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;  использование   основных   интеллектуальных   операций:   постановки   задачи, формулирования   гипотез,   обобщения, систематизации,   выявления   причинно­следственных   связей,   поиска   аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений   и   процессов,   с   которыми   возникает   необходимость   сталкиваться   в профессиональной сфере;  умение   генерировать   идеи   и   определять   средства,   необходимые   для   их реализации;   анализа   и   синтеза,   сравнения, 7 умение   использовать   различные   источники   для   получения   физической информации, оценивать ее достоверность;  умение анализировать и представлять информацию в различных видах;  умение   публично   представлять   результаты   собственного   исследования,   вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации. предметных:  сформированность   представлений   о   строении   Солнечной   системы,   эволюции звезд и Вселенной,  пространственно­временных масштабах Вселенной;   понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;  владение   основополагающими   астрономическими   понятиями,   теориями, законами   и   закономерностями;   уверенное   пользование   астрономической терминологией и символикой;   сформированность   представлений   о   значении   астрономии   в   практической деятельности человека и дальнейшем научно­техническом развитии;   осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области. Данные   результаты   направлены   на   формирование   у   обучающихся   общих компетенций   (далее   ­   ОК),   являющихся   результатом   освоения   ППКРС,   в соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии:  общие компетенции:    Использовать   информационно­коммуникационные   технологии   в ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК   2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы   выполнения   профессиональных   задач,   оценивать   их   эффективность   и качество ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ОК   4.   Осуществлять   поиск   и   использование   информации,   необходимой   для эффективного выполнения задач, профессионального и личностного развития ОК5. профессиональной деятельности ОК   6.   Работать   в   коллективе   и   команде,   эффективно   общаться   с   коллегами, руководством, потребителями ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий ОК   8.   Самостоятельно   определять   задачи   профессионального   и   личностного развития,   заниматься   самообразованием,   осознанно   планировать   повышение квалификации ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности 8ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ При   реализации   содержания   ОУД.18   «Астрономия»   в   пределах   освоения ОПОП   СПО   по   специальности   19.02.10   Технология   продукции   общественного питания   на   базе   основного   общего   образования   с  получением   среднего   общего образования максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет – 50 часов, из них:  аудиторная   (обязательная)   нагрузка   обучающихся,   включая   практические занятия,        ­ 36 часов,  самостоятельная работа  ­ 14 часов. № 1  2 3 4 5 Наименование разделов  и тем Ведение Практические основы  астрономии 2 семестр  Строение Солнечной  системы Природа тел Солнечной  системы Солнце и звезды Строение и эволюция  Вселенной Дифференцированный   зачет 3 семестр  Итого по  дисциплине Тематический план Количество часов Мак Сам.ра бота Всего  аудит В том числе Теорети ческие Практиче ские 1 9 10 7 7 8 3 1 26 36 1 6 7 5 4 7 3 ­ 19 26 ­ 3 3 2 3 1 ­ 1 7 10 1 12 13 10 10 11 5 1 37 50 ­ 3 3 3 3 3 2 ­ 11 14 910СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Содержание учебного материала Предмет астрономии. Структура и масштабы Вселенной. Наблюдения – Введение основа астрономии. Телескопы. 1 Практические основы астрономии Содержание учебного материала Звездное небо. Наблюдения невооруженным глазом. Основы измерения времени. Способы определения географической широты. Видимое движение планет. Наблюдения невооруженным глазом. Практические занятия Изменение вида звездного неба  в течение суток и  года. Основы измерения времени. КР №1 Практические основы астрономии Самостоятельная работа Выполнение  домашнего задания  Эссе на тему «Астрономия ­ древнейшая из наук» 2 Строение Солнечной системы Содержание учебного материала   Развитие   представлений   о   Солнечной   системе.   Законы   Кеплера   – законы движения небесных тел. Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера.   Определение   расстояний   до   тел   Солнечной   системы.   Система Земля­Луна. Практические занятия Законы Кеплера – законы движения небесных тел.  Определение расстояний до тел Солнечной системы. Система Земля­ Луна. Самостоятельная работа Выполнение  домашнего задания Выполнение рефератов, презентаций, составление опорных конспектов. Тематика:   Звездное   небо.   Использование   карты   звездного   неба   для определения   координат.     Различие   звезд   по   яркости   (светимости),   цвету. Видимое суточное движение звезд. 3  Природа тел Солнечной системы Содержание учебного материала 11Природа Луны.  Планеты. Планеты земной группы. Планеты – гиганты. Плутон.   Астероиды.   Метеориты.       Кометы   и   метеоры.   Общие   сведения   о Солнце. Практические занятия Природа Луны. Планеты земной группы.   Планеты – гиганты. Плутон. Строение Солнца.   КР №2 Строение Солнечной системы.  Природа тел Солнечной  системы. Самостоятельная работа Выполнение  домашнего задания Выполнение рефератов, презентаций, составление опорных конспектов. Тематика: Законы Кеплера. Научные труды Ньютона в астрономии. Влияние Лунных затмений на Землю. 4 Солнце и звезды Содержание учебного материала Источники   энергии     и  внутреннее   строение   Солнца.  Солнце   и   жизнь Земли. Расстояние до звезд. Пространственные скорости звезд. Физическая природа звезд. Связь между физическими характеристиками звезд. Двойные звезды. Физические переменные, новые и сверхновые звезды. Практические занятия Расстояние до звезд. Физическая природа звезд. Самостоятельная работа Выполнение  домашнего задания Выполнение рефератов, презентаций, составление опорных конспектов. Тематика:  Плутон  –  планета  или   звезда.  Марс –  красная  планета.  Венера. Юпитер. Кольца Сатурна. Уран. Комета Галлея. Метеоритные дожди. 5 Строение и эволюция Вселенной Содержание учебного материала Наша Галактика. Строение Галактики. Другие Галактики.  Метагалактика. Происхождение и эволюция звезд. Происхождение планет.  Жизнь и разум во Вселенной. Практические занятия Дифференцированный зачет Самостоятельная работа Выполнение  домашнего задания 12Выполнение рефератов, презентаций, составление опорных конспектов. Тематика:   Метагалактики.   Новые   планеты.   Жизнь   Вселенной.   Эволюция звезд. Темы индивидуальных  проектов  Астрология;  Возраст (Земли, Солнца, Солнечной системы, Галактики, Метагалактики);  Вселенная;  Галактика;  Гелиоцентрическая система мира;  Геоцентрическая система мира;  Космонавтика (космонавт);  Магнитная буря;  Метеор, Метеорит ,Метеорное тело, Метеорный дождь, Метеорный поток;  Млечный Путь;  Запуск искусственных небесных тел;  Затмение (лунное, солнечное, в системах двойных  звезд);  Корабль космический;  Проблема «Солнце — Земля»;  Созвездие   (незаходящее,   восходящее   и   заходящее,   не   восходящее, зодиакальное);  Солнечная система;  Черная   дыра   (как   предсказываемый   теорией   гипотетический   объект, который   может   образоваться   на   определенных   стадиях   эволюции   звезд, звездных скоплений, галактик);  Эволюция   (Земли   и   планет,   Солнца   и   звезд,   метагалактик   и Метагалактики). 13ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Содержание обучения Введение Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)  Представление об астрономии (что изучает астрономия,  роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с  другими науками, значение астрономии).  Практические основы  Представление об Звездном небе (что такое созвездие,  астрономии основные созвездия). Изменение вида звездного неба в  течение суток (небесная сфера и ее вращение,  горизонтальная система координат, изменение  горизонтальных координат, кульминации светил).   Представление об изменении вида звездного неба в течение  года (экваториальная система координат, видимое  годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и  вид звездного неба). Строение Солнечной  Представление о движении планет, конфигурации планет,  системы периодах обращения планет.  Представления о развитии Солнечной системы.  Решение задач с применением законов Кеплера.   Обобщение законов Кеплера и законов Ньютона.  Определение расстояний до тел Солнечной системы.   Определение размеров небесных тел.  Приведение примеров  в развитии представлений  Солнечной системы.  Установление связи между законами астрономии и физики.  Вычисление расстояний  в Солнечной системе.   Применение законов в учебном материале.   Вычисление размеров небесных тел с помощью  астрономических величин.  Использование Интернета для поиска информации Природа тел Солнечной  Понятие системы «Земля­Луна». Влияние Луны на жизнь на системы 14Солнце и звезды Строение и эволюция Вселенной Земле.   Проведение сравнительного анализа Земли и Луны.  Определение планет Солнечной системы.   Проведение сравнительного анализа планет земной группы,  планет­гигантов и планет­карликов.  Определение астероидов и метеоритов, комет и метеоров.   Установление   основных   закономерностей   в   системе «Земля­Луна».  Проведение   сравнительного   анализа   планет   Солнечной системы.   Оформление   таблиц   при   сравнительном анализе.  Проведение   сравнительного   анализа   между   небольшими телами   в   Солнечной   системе.   Оформление   таблиц   при сравнительном анализе.  Использование интернета  для поиска информации.  Изложение общих сведений о Солнце.   Изучение термоядерного синтеза при изучении внутреннего  строение Солнца.  Источники энергии.  Выработка навыков воспринимать, анализировать,  перерабатывать и предъявлять информацию в  соответствии с поставленными задачами.  Определение расстояний до звёзд.  Определение пространственной скорости звёзд.  Изучение эффекта Доплера. Применение эффекта Доплера.  Проведение классификации звёзд.  Изучение диаграммы «Спектр­светимость».  Изучение развития звёзд.  Наблюдение за звездами, Луной и планетами в телескоп.  Наблюдение солнечных пятен с помощью телескопа и  солнечного экрана.   Использование Интернета для поиска изображений  космических объектов и информации об их особенностях Обсуждение возможных сценариев эволюции Вселенной.   Использование Интернета для поиска современной  информации о развитии Вселенной.   Оценка информации с позиции ее свойств: достоверности,  объективности, полноты, актуальности и т. д.  Объяснение влияния солнечной активности на Землю.  Понимание роли космических исследований, их научного  и экономического значения.   Обсуждение современных гипотез о происхождении  Солнечной системы. 15УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ  Для   реализации   учебной   дисциплины   в   наличии   имеется   учебный кабинет  «Физика». В   состав   учебно­методического   и   материально­технического обеспечения программы учебной дисциплины  ОУД. 18«Астрономия», входят: • посадочные места по количеству обучающихся; • рабочее место преподавателя; • информационно­коммуникативные средства; •  библиотечный фонд. В   библиотечный   фонд   входят   учебники,   учебно­методические комплекты   (УМК),обеспечивающие   освоение   учебной   дисциплины «Астрономия»,   рекомендованные   или   допущенные   для   использования   в профессиональных   образовательных   организациях,   реализующих образовательную   программу   среднего   общего   образования   в   пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования В   процессе   освоения   программы   учебной   дисциплины   ОУД.18 «Астрономия»  обучающиеся   имеют   возможность   доступа   к   электронным учебным материалам. 16РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Для обучающихся 1 Астрономия   11   класс,   Б.А.   Воронцов­Вельяминов,   Е.К.   Страут   ­   М.: Просвещение, 2014г. 2 Астрономия.   Базовый   уровень.     11   класс   Б.А.   Воронцов   –Вельяминов, Е.К.Страут –М.: Дрофа, 2015. Для преподавателей  1  Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской  Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273­ФЗ.  2  Федеральный государственный образовательный стандарт среднего  (полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413.  3  Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении  изменений в приказ Министерства образования и науки Российской  Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального  государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего  образования». 4  Рекомендации по организации получения среднего общего образования в  пределах освоения образовательных программ среднего профессионального  образования на базе основного общего образования с учетом требований  федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой  профессии или специальности среднего профессионального образования  (письмо Департамента государственной 38 политики в сфере подготовки  рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06­259).  Интернет­ресурсы 1. Федеральный центр информационно­образовательных ресурсов –  http://fcior.edu.ru 172.Образовательный сайт по физике http://www.fizika.ru 3. Сайт «Астрономия. Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии» http   .  gomulina    ://   www   .  orc   .  ru 18