1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса по алгебре для 7 класса разработана на основе федерального
компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по
математике: «Обязательного минимума содержания основного общего образования по математике»
и авторской программы по алгебре Ю. Н. Макарычева входящей в сборник рабочих программ
«Программы общеобразовательных учреждений: Алгебра, 7 класса», составитель: Т.А. Бурмистрова
«Программы общеобразовательных учреждений: Алгебра , 7 класса». М. Просвещение, 2014.
Планирование ориентировано на учебник «Алгебра 7 класс» под редакцией С.А. Теляковского,
авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б.Суворова, Издательство: М.,
«Просвещение».
Используется учебнометодический комплект:
1. Макарычев, Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н.
Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. М.:
Просвещение, 2017.
2. Звавич, Л. И. Дидактические материалы по алгебре. 7 класс / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С.
Б. Суворова. М.: Просвещение, 2016.
3. Ерина Поурочное планирование по алгебре к учебнику Макарычева для 7 класса 2014г. (М.
Просвещение)
4. А.П. Ершова, Дидактические материалы по алгебре. 7 класс / А.П. Ершова, В.В. Голобородько,
А.С. Ершова.М.: Илекса, 2016.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение
следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в
практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для
полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность
мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры,
пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки
и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой
культуры, понимание значимости математики для научнотехнического прогресса.
Основные развивающие и воспитательные цели
Развитие:
Ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления,
элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к
преодолению трудностей;
Математической речи;
Сенсорной сферы; двигательной моторики;
Внимания; памяти;
Навыков само и взаимопроверки.
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки
и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Воспитание:
Культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры,
понимание значимости математики для научнотехнического прогресса;
Волевых качеств;
Коммуникабельности;
Ответственности.
Задачи учебного предмета: Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных
компонентов (точные названия блоков):арифметика; алгебра; геометрия; элементы
комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности
они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные
тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед
школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти
содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным
образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования проектирование, организация и оценка результатов образования осуществляется
на основе системно деятельностного подхода, который обеспечивает:
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного
учреждения;
активную учебнопознавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учетом индивидуальных,
психологических, физиологических, особенностей здоровья обучающихся.
возрастных,
Таким образом, системно деятельностный подход ставит своей задачей ориентировать
ученика не только на усвоение знаний, но, в первую очередь, на способы этого усвоения, на способы
мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка. В связи
с этим, во время учебных занятий учащихся необходимо вовлекать в различные виды деятельности
(беседа, дискуссия, экскурсия, творческая работа, исследовательская (проектная) работа и другие),
которые обеспечивали бы высокое качество знаний, развитие умственных и творческих способностей,
познавательной, а главное самостоятельной деятельности учеников.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
В курсе алгебры можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика;
алгебра; функции; вероятность и статистика. Наряду с этим в содержание включены два
дополнительных методологических раздела: логика и множества; математика в историческом
развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития
учащихся. Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательнометодическую
линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия — «Логика и
множества» — служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального
математического языка, вторая — «Математика в историческом развитии» — способствует созданию
общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.
Содержание линии «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися
математики, способствует развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться
алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами,
формированием первичных представлений о действительном числе.
Содержание линии «Алгебра» способствует формированию у учащихся математического аппарата
для решения задач из разделов математики, смежных предметов и окружающей реальности. Язык
алгебры подчёркивает значение математики как языка для построения математических моделей
процессов и явлений реального мира.
Развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса
информатики, и овладение навыками дедуктивных рассуждений также являются задачами изучения
алгебры. Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения
учащихся, их способностей к математическому творчеству. В основной школе материал
группируется вокруг рациональных выражений. Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о
функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных
процессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умения использовать
различные языки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в
формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Раздел «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования,
усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для
формирования у учащихся функциональной грамотности — умения воспринимать и критически
анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер
многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ
комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа
вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира
и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально
значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
3. ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской
Федерации на изучение алгебры в 7 классе отводится 105 часа из расчёта 3 часа в неделю.
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной
программы основного общего образования:
личностные:
сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений,
осознанному построению индивидуальной
образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики;
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно
исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать
смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контрпримеры;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её
развития, о её значимости для развития цивилизации;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания,
отличать гипотезу от факта;
креативность мышления,
алгебраических задач;
инициатива,
находчивость,
активность при решении
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений,
рассуждений.
метапредметные:
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном
языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других
дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в
условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи,
схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их
проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные
стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с
предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения
учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера.
предметные:
умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой
информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи,
применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки
математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить
классификацию, доказывать математические утверждения;
владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение
символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей,
формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о
различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих
вероятностный характер;
умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их
для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных
предметах;
умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы
зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
умение решать линейные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения,
неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования
уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из
математики, смежных предметов, практики;
овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой,
умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально
графические представления для описания и анализа математических задач и реальных
зависимостей;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных;
умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из
различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному
применению известных алгоритмов.
5. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Выражения. Тождества . Уравнения.
Числовые выражения и выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений.
Уравнение с одним неизвестным и его корень, линейное уравнение. Решение задач методом уравнений. Цель систематизировать и обобщить сведения о преобразовании выражений и решении уравнений с
одним неизвестным, полученные учащимися в курсе математики 5,6 классов.
Знать какие числа являются целыми, дробными, рациональными, положительными, отрицательными и
др.; свойства действий над числами; знать и понимать термины «числовое выражение», «выражение с
переменными», «значение выражения», тождество, «тождественные преобразования».
Уметь осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие
вычисления; сравнивать значения буквенных выражений при заданных значениях входящих в них
переменных; применять свойства действий над числами при нахождении значений числовых выражений.
Статистические характеристики.
Цель понимать практический смысл статистических характеристик.
Знать простейшие статистические характеристики.
Уметь в несложных случаях находить эти характеристики для ряда числовых данных.
2. Функции
Функция, область определения функции, Способы задания функции. График функции.
Функция у=кх+Ьи её график. Функция у=кхи её график.
Цель познакомить учащихся с основными функциональными понятиями и с графиками функций
у=кх+Ь, у=кх.
Знатьопределения функции, области определения функции, области значений, что такое аргумент,
какая переменная называется зависимой, какая независимой; понимать, что функция это
математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между
реальными величинами, что конкретные типы функций (прямая и обратная пропорциональности,
линейная) описывают большое разнообразие реальных зависимостей.
Уметьправильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график
функции, область определение, область значений), понимать ее в тексте, в речи учителя, в
формулировке задач; находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать
обратную задачу; строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности;
интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая
на поставленные вопросы
3. Степень с натуральным показателем
Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлен. Функции у=х2, у=х3, и их
графики.
Цель выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
Знатьопределение степени, одночлена, многочлена; свойства степени с натуральным показателем,
свойства функций у=х2 , у=х3 .
Уметь находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную
задачу; строить графики функций у=х2, у=х3; выполнять действия со степенями с натуральным
показателем; преобразовывать выражения, содержащие степени с натуральным показателем;
приводить одночлен к стандартному виду.
4. Многочлены
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочлена на
множители.
Цель выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение
многочленов на множители.
Знать определение многочлена, понимать формулировку заданий: «упростить выражение»,
«разложить на множители».
Уметь приводить многочлен к стандартному виду, выполнять действия с одночленом и многочленом;
выполнять разложение многочлена вынесением общего множителя за скобки; умножать многочлен на
многочлен, раскладывать многочлен на множители способом группировки, доказывать тождества. 5. Формулы сокращённого умножения
Формулы(a±b) = a2 ±2ab+b2, (ab)(a + b) = а2–b2 ,[{a±b)(a2+ab+b 2 ) ] . Применение формул
сокращённого умножения к разложению на множители.
Цель выработать умение применять в несложных случаях формулы сокращённого умножения для
преобразования целых выражений в многочлены и для разложения многочленов на множители.
Знатьформулы сокращенного умножения: квадратов суммы и разности двух выражений; различные
способы разложения многочленов на множители.
Уметьчитать формулы сокращенного умножения, выполнять преобразование выражений применением
формул сокращенного умножения: квадрата суммы и разности двух выражение, умножения разности
двух выражений на их сумму; выполнять разложение разности квадратов двух выражений на
множители; применять различные способы разложения многочленов на множители; преобразовывать
целые выражения; применять преобразование целых выражений при решении задач.
6. Системы линейных уравнений
Система уравнений с двумя переменными. Решение систем двух линейных уравнений с двумя
переменными. Решение задач методом составления систем уравнений.
Цель познакомить учащихся со способами решения систем линейных уравнений с двумя
переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых
задач.
Знать,что такое линейное уравнение с двумя переменными, система уравнений, знать различные
способы решения систем уравнений с двумя переменными: способ подстановки, способ сложения;
понимать, что уравнение это математический аппарат решения разнообразных задач из математики,
смежных областей знаний, практики.
Уметьправильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменными», «система»; понимать их в
тексте, в речи учителя,
понимать формулировку задачи «решить систему уравнений с двумя
переменными»; строить некоторые графики уравнения с двумя переменными; решать системы уравнений с
двумя переменными различными способами.
7. Повторение. Решение задач
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 7
класса). 7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО_ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Печатные пособия:
1. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7классы / Ю.Н.Макарычев,
Н.Г.Миндюк; составитель Т.А.Бурмистрова – М.: Просвещение, 2014;
2. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю.Н.Макарычев,
Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; под редакцией С.А.Теляковкого – М.:
Просвещение
3. Алгебра. Тесты. 7классы / П.И.Алтынов – М.: Дрофа, 2016 ;
4. Алгебра. Тесты для промежуточной аттестации. 7 классы / Ф.Ф.Лысенко – Ростов
наДону: Легион, 2017;
5. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса / Л.И.Звавич, Л.В.Кузнецова,
С.Б.Суворова – М.: Просвещение, 2016;
6. Алгебра. 7класс: поурочные планы по учебнику Ю.Н.Макарычева и др. /
Л.А.Тапилина, Т.Л.Афанасьева – Волгоград: Учитель, 2017
Технические средства обучения:
классная доска с набором магнитов для крепления таблиц;
антибликовая доска;
персональный компьютер;
мультимедийный проектор;
демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и
неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников);
демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины,
периметра, площади) и др.;
демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели
геометрических фигур и тел, развертки геометрических тел;
демонстрационные таблицы.
Материально техническое обеспечение:
1. Тематические презентации
2. Компактдиски Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки алгебры, 7 – 9
класс.
Интернет ресурсы:
:// www
. prosv
. mnemozina
:/ www
. drofa
:/ www
. profile
:// www
. ru сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)
. ru сайт издательства Мнемозина (рубрика «Математика»)
http
http
http
http
. ru Рекомендации и анализ результатов эксперимента по
профильной школе. Разработки элективных курсов для профильной подготовки учащихся.
Примеры учебнометодических комплектов для организации профильной подготовки
учащихся в рамках вариативного компонента
. ru сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)
edu :// www
. ed . gov
. redline
:// www
:// www
. edu
. center
. fio
. ru / som
. ru Центральный образовательный портал, содержит нормативные
http
методические рекомендации учителюпредметнику
(представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки
профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.
http
документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента.
http
. ru На сайте представлена нормативная база: в хронологическом
порядке расположены законы, указы, которые касаются как общих вопросов образования
так и разных направлений модернизации.
http
представляют ряд разработок учебнометодических комплектов для профильной школы.
http
экзамена.
. ru - сайт Интернет – школы издательства Просвещение.
http
Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для
общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На
сайте представлены Интернетуроки по алгебре и началам анализа и геометрии, с включают
подготовку сдачи ЕГЭ.
. ru сервер информационной поддержки Единого государственного
. ru Московская академия повышения квалификации. Кафедры
:// www
. internet
- scool
:// www
. apkro
:// www
. ege
. edu
.
Рабочая программа по алгебре, 7 класс
Рабочая программа по алгебре, 7 класс
Рабочая программа по алгебре, 7 класс
Рабочая программа по алгебре, 7 класс
Рабочая программа по алгебре, 7 класс
Рабочая программа по алгебре, 7 класс
Рабочая программа по алгебре, 7 класс
Рабочая программа по алгебре, 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.