Рабочая программа по Арт-терапии
Оценка 4.8

Рабочая программа по Арт-терапии

Оценка 4.8
Документация
docx
администрации +1
Взрослым
02.02.2019
Рабочая программа по Арт-терапии
Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).Цель программы: коррекция эмоционально-поведенческих нарушений, развитие коммуникативных навыков, творческих способностей у детей с ментальными нарушениями средствами арт-терапии.
Моя арт прогр.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ «МАЛИНОВСКИЙ ДОМ­ ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ»                                                                                     «УТВЕРЖДАЮ»                                                                                  Директор ГАУ СО АО  «Малиновский дом­интернат»                                                                             ___________Е.А. Куликова «     »   ___________    2018 г. ПРОВЕРЕНО Зам.директора по ВиРД  _________Н.А.Скворцова Утверждено на педсовете _______________________ Разработчик: Педагог – психолог Ю.С. Суховая. 2018 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.  Данная программа разработана на основе Федерального государственного  образовательного стандарта образования обучающихся с умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной  общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2). Психическая жизнь человека представляет собой целостный многообразный  процесс отражения окружающего мира во всем его многообразии.  Неотъемлемым компонентом отражательной деятельности является  эмоциональная сфера личности, которая понимается как совокупность  внутренних психических состояний, проявляющихся в субъективных  отношениях, переживаниях и в экспрессивно­коммуникативном поведении. Эмоции ­ особый класс психических процессов и состояний, связанных с  инстинктами, потребностями мотивами, отражающих форму непосредственного  переживания (радость, горе, страх  и т. д.) Эмоциональная сфера личности  формируется на протяжении детства. С эмоциональным развитием ребенка  неразрывно связано всё формирование его личности, поведения, общения. У детей с ментальными нарушениями развития наблюдается нарушение развития эмоциональной сферы и отклонение поведения, а также несформированность  познавательного интереса к окружающему. Эмоции детей примитивны, развиты  слабо, недостаточно дифференцированы, маловыразительны. По внешним  эмоциональным проявлениям дети не всегда могут угадывать смысл  поведенческих реакций окружающих людей и правильно реагировать на них.  Возможны немотивированные колебания настроения. Наблюдается  возбудимость, агрессивность, нарушения самооценки, саморегуляции поведения. Степень выраженности искажения эмоционального развития у детей с  ментальными нарушениями может быть различной, но в любом случае это  сказывается на поведении ребенка, на умении регулировать его. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей с ОВЗ,  так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его  участники не способны во­первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во­вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств  также является важным моментом в становлении личности растущего человека.  Поэтому важно учить детей понимать свои эмоциональные состояния,  распознавать эмоциональные состояния других людей и правильно на них  реагировать, предупредить и устранить отклонения в поведении, развивать  способность к эмпатии, сопереживанию, стимулировать познавательный интерес. Арт ­ терапия способствует развитию коммуникативных и творческих  способностей, обеспечивает успешную социальную адаптацию, развивает эмоционально­волевую сферу детей с ОВЗ даже в тех случаях, когда он не  может выразить словами свое эмоциональное состояние. Практически каждый  ребѐнок с особенностями развития может участвовать в арттерапевтической  работе, которая не требует от него каких­либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты  изобразительного творчества являются объективным свидетельством  настроений и мыслей ребѐнка, что позволяет использовать их как диагностику.  Арт­терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. Программа использует активные формы арт­терапии. Основа программы ­ один из видов арт­терапии­ нетрадиционное рисование. Дети  узнают, что рисовать  можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной  мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей. Они пробуют  рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони);  получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых  трубочек), с помощью природного материала (листьев деревьев) и т. п. При  непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства:   густоту, твердость, вязкость, идет ознакомление с новыми цветами, их  оттенками при смешивании. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них  развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу,  друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.  Необычное рисование дает толчок к развитию воображения, творчества,  самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.  Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения  последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся  планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками  изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной  деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед  краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня  развития зрительно­моторной координации, коррекции мелкой моторики рук.  Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения  не утомляют детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность  на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. В  нетрадиционном рисовании важен и результат и процесс. Следует развить у  ребенка чувство прекрасного, способность получать наслаждение от данного  вида работы, дать свободу, чтобы занятие стало творчеством. Таким образом,  нетрадиционное рисование доставляет детям с ограниченными возможностями  множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования  хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных  художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью,  интересными неповторяющимися заданиями, возможностью выбора, что  помогает не допускать однообразие и скуку. Направленность программы: данная программа направлена на всестороннее   гармоничное развития личности ребенка через развитие способности  самовыражения и самопознания. Арт­терапия, самый продуктивный и  незаменимый способ психологической работы с детьми. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность: содержание  программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка –  уверенность в себе, чувство защищённости. Новизна данной программы  заключается в использовании художественного творчества как способа  психологической работы с детьми. Программа является эмоционально –  развивающей. Отличительные особенности программы. Чтобы занятие по арт­терапии не  превратилось в урок по изобразительной деятельности, программа отвечает  следующим условиям:  приемы и техники подбираются с учетом возможностей  ребенка, любые усилия ребенка в ходе работы должны быть интересны и  приятны ему. Ребенок имеет право отказаться от выполнения некоторых  заданий и выбирать подходящие для него виды и содержание творческой  деятельности. Взрослый должен избегать оценочных суждений и сравнений.  Основные цели арт­терапевтического занятия — психотерапевтическая и  коррекционная, а не обучающая. Поэтому ориентироваться нужно, прежде  всего, на процесс, а не результат. Искусство — лишь средство, которое  помогает лучше понять ребенка и его внутренний мир. Цель программы:  коррекция эмоционально­поведенческих нарушений,  развитие коммуникативных навыков, творческих способностей  у детей с  ментальными нарушениями средствами арт­терапии. Задачи программы:   Обучающие: (cid:190)  Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание  действовать с ними. (cid:190)  Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов. (cid:190)  Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо. (cid:190)  Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными  художественными материалами и инструментами. Коррекционные: (cid:190)  снятие эмоционального напряжения; (cid:190)  коррекция механизмов психологической защиты в виде агрессии; (cid:190)  коррекция тревожности, негативных установок, социальных барьеров; (cid:190)  развитие чувства собственной значимости; (cid:190)  формирование способов эффективного взаимодействия детей (умение  договориться, уступить, сделать вклад  в  общее дело, увидеть успехи других,  оценить свои достоинства); (cid:190)  поощрение позитивных форм активности (творчества, инициативы в решении  задач, сдерживания негативных реакций и др.); (cid:190)  развитие умений контролировать свои действия; (cid:190)  развитие воображения. Принципы коррекционно­развивающей работы: Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание  отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития),  профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и  развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на  зону ближайшего развития) задач. Принцип единства диагностики и коррекции  Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения  коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ребенка, в  ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в  развитии его личности. Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить  программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого  ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности  для индивидуализации развития. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает,  чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный  фон, стимулировали положительные  эмоции. Участники программы: дети 7 ­ 18 лет Срок реализации программы: 2018­2019 учебный год Режим занятий: 2 раза в неделю, 30 минут . Ожидаемые результаты:  позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная  картина мира и образ Я, осознание внутренних ресурсов; развитие моторных способностей детей, через овладение ручными  многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические  функции;      снижение эмоциональной тревожности; повышение самооценки; развитие коммуникативных навыков; развитие самосознания;  закрепление положительных поведенческих реакций. Этапы работы Ритуал приветствия Разминка – воздействие на  эмоциональное состояние детей,  уровень их активности. Основное содержание занятия –  совокупность психотехнических  упражнений и приемов,  направленных на решение задач  данного занятия (изотерапия,  игротерапия, песочная терапия,  проигрывание ситуаций, групповая  дискуссия). Рефлексия – оценка занятия  (беседы). Ритуал прощания. Структура занятия Комментарий Сплочение детей, создание  атмосферы группового  доверия и принятия. Выполняет функцию настройки на продуктивную  групповую деятельность. Она проводится не только  в начале занятия, но и между отдельными  упражнениями. Разминочные упражнения  выбираются с учетом актуального состояния  группы. Одни позволяют активизировать детей,  поднять их настроение; другие, напротив,  направлены на снятие эмоционального возбуждения. Техники направлены одновременно на развитие  познавательных процессов, формирование  социальных навыков, динамическое развитие  группы. Важен порядок предъявления упражнений и  их общее количество. Последовательность  предполагает чередование деятельности, смену  психофизического состояния ребенка: от  подвижного к спокойному, от интеллектуальной  игры к релаксационной технике. Две оценки: эмоциональная (понравилось – не  понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали). По аналогии с ритуалом приветствия. Ритуал приветствия (3 минуты) Основное содержание занятия (24 минут) Ритуал прощания (3 минуты) *(В зависимости от возраста воспитанников) Данная программа подразумевает коррекционную работу по трем  основным разделам: Блок 1. «Я и мой мир»  Уверенность в себе является важным качеством человека как личности. Она  позволяет иметь и отстаивать собственное мнение, доверять себе и своим  чувствам.  Содержание этого раздела предполагает оказание необходимой помощи  каждому ребенку для преодоления его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки, а также будет способствовать лучшему  пониманию других людей и самого себя.  Становление индивидуальности ребенка, его «Я», начинается очень рано и  происходит постепенно, в том числе в процессе осознания им собственных  интересов и предпочтений. Для этого педагогам важно обсуждать с детьми  тот или иной выбор каждого ребенка в разных жизненных ситуациях и видах  деятельности, стараться понять его сокровенные мечты и желания. Важно  также помочь детям познакомиться со вкусами и предпочтениями друг  друга, увидеть, что они разные. Это закладывает основу для формирования в более старшем возрасте толерантности (терпимости) к другим. При этом  педагог учит детей тому, что стремление к удовлетворению собственных  желаний не должно ущемлять интересы других людей.  Уверенность в себе связана с осознанием человеком своих внешних и  внутренних особенностей, поэтому в старшем дошкольном возрасте важно  формировать у ребенка достаточно точные представления о своей  внешности, семейном сходстве наряду со знаниями о бесконечном  разнообразии внешнего облика людей — детей и взрослых. Например, в  процессе изобразительной деятельности ребенок может нарисовать свой соб­ ственный портрет или портрет своей семьи. Блок 2. Эмоции и чувства  Эмоциональное развитие является одним из важнейших направлений  развития личности. Известно, что детские эмоции характеризуются  импульсивностью и лишь со временем перерастают в устойчивые привязанности, симпатии или антипатии, на основе которых с годами складываются более  глубокие чувства (любовь, ненависть и др.). Именно поэтому эмоциональное раз­ витие ребенка является основой нравственного воспитания. Маленький ребенок  отличается особой искренностью и непосредственностью как в общении с  другими, так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества  поддерживать, то дети вырастут добрыми и правдивыми, эмоционально  отзывчивыми.  Проявлять эмоциональную отзывчивость дети нередко способны уже в  младшем дошкольном возрасте. Вместе с тем педагогу важно специально  знакомить ребенка со своеобразным эмоциональным букварем, так как передать  наши чувства другим, сделать их понятными можно с помощью не только слов,  но и особого языка эмоций, столь необходимого в общении. Радость и грусть,  гнев и обида — обо всем этом и о многом другом могут рассказать позы, жесты,  мимика. Педагогу нужно учить детей пользоваться языком эмоций как для  выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания  состояния других людей.  Многие темы этого раздела для детей младшего дошкольного возраста  предусматривают привлечение материала знакомых сказок. Вспоминая основные события и переживания персонажей, дети с помощью педагога смогут сопоставить их с собственным личным опытом. Это поможет им разобраться в  непростых жизненных ситуациях и основных эмоциональных состояниях.  Соответствующие темы предоставляют педагогам возможность побеседовать с  детьми о чувстве страха и одиночества.   В более старшем возрасте дети уже должны иметь представление об  основных настроениях и эмоциональных состояниях людей. Педагог обучает их  не только выражать свои эмоции так, чтобы они были ясны окружающим, но и по внешним проявлениям понимать, какие чувства в тот или иной момент может  испытывать другой человек. Некоторые темы для детей этого возраста  направлены на дальнейшее приобщение ребенка к языку эмоций.  Кроме того, дети учатся соотносить собственные эмоции с состоянием  природы, погодой, а также с соответствующими событиями и индивидуальными  предпочтениями.  Содержание раздела поможет взрослым понять эмоциональный мир детей,  осознать, что именно их тревожит и радует. Это позволит при необходимости  уделить каждому ребенку, который испытывает эмоциональный дискомфорт,  особое внимание, помочь преодолеть негативные, а порой и тяжелые  переживания, связанные с объективными жизненными проблемами.  Таким образом, педагог сможет установить с детьми более доверительные  отношения, что, несомненно, облегчит процесс воспитания. Блок 3. Социальные навыки  Навыки общения формируются у человека с ранних лет. Как обеспечить  ребенку комфортное существование в среде сверстников? Как оградить его от  горечи одиночества, чтобы он был окружен друзьями не только в детстве, но и в  зрелом возрасте?  Темы настоящего раздела предполагают обучение детей анализу причин  межличностных конфликтов и умению самостоятельно их регулировать,  предотвращать ссору и не допускать ее крайнего проявления — драки.  Раздел предполагает также обучение нормам и правилам общения. При  этом педагог должен помочь детям понять, что делать что­то вместе не только  интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться, соблюдать  очередность, прислушиваться к товарищам и уважать их мнение.  Для того чтобы научить детей правильно строить отношения с другими  людьми, проявлять уважение к своим сверстникам, педагог может предложить  детям проблемные ситуации, разрешение которых поможет им в овладении  определенными коммуникативными навыками, или сюжеты для игр различного  содержания.  Данный раздел призван также специально обучить детей позитивным  поддерживающим приемам общения со сверстниками.  Необходимо отметить, что представленная на основе трех разделов структура  программы рассматривается как примерная и носит рекомендательный характер, т. е. задает только основу планирования педагогического процесса.  Обозначенные три раздела тесно связаны между собой и их содержание по­ стоянно перекликается. Поэтому педагог вправе варьировать программное  содержание и его последовательность, при необходимости отступая от  предложенной структуры. Содержание программного материала Краткое описание направлений Изотерапия – одно из направлений арт­терапии; психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию   творчества   и   применяет   благотворное   воздействие   рисования   в психотерапевтических целях. Щадящая методика такой психотерапевтической практики   позволяет   успешно   использовать   изотерапию   в   работе   с   детьми   с ментальными нарушениями.  Цветотерапия  –   метод   психологической   коррекции   при   помощи   цвета.   В рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние. Цветотерапия использует данные этих исследований в практических целях для формирования гармоничного состояния индивида в ходе занятий цветотерапией.       Сказкотерапия  ­   сказкотерапия   разнопланово   использует   потенциал   сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. В ходе сказкотерапии, сказка может использоваться по­ разному. Например, психолог предлагает детям обсудить трактовки сказки, или придумать сказку самостоятельно, или представить себя одним из персонажей, или инсценировать сказку. Эти и другие методы сказкотерапии выбираются в зависимости от конкретной психотерапевтической ситуации. Музыкотерапия  – одно из направлений арт­терапии, реализует психотерапию при   помощи   музыки.   Музыкотерапия   помогает   преодолеть   внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии. Песочная  терапия  —  это   способ   общения   с  миром   и   самим   собой;   способ снятия   внутреннего   напряжения,   воплощения   его   на   бессознательно­ символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному   Я,   восстановить   свою   психическую   целостность,   собрать   свой уникальный образ, картину мира. Игротерапия  —   использование   терапевтического   воздействия   игры,   чтобы помочь   преодолеть   психологические   и   социальные   проблемы,   затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.  Результаты освоения программы: 1. Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему (даже  в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые  формы.  2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо  ориентированных на общение детей.  3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт­ терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и  психологических защит.  4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к  саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная  деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути  достижения целей.  5. Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств,  переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции  эмоциональных состояний и реакций.  6. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию  позитивной «Я­концепции» и повышению уверенности в себе за счет  социального признания ценности продукта, созданного ребенком.  7. Освобождает ребенка от негативных переживаний ( тревожности, страхов,  агрессии), внутриличностных конфликтов.   Календарно­тематический план № п/п Тема (раздел) 1  2 Основные задачи «Я и мой мир» ­  Побуждение каждого участника к  самораскрытию через спонтанное  творчество, проявлению отношений и  эмоциональных реакций, обсуждению  предложенных тем, предоставлению  обратной связи, анализу групповых  ситуаций, проблем отдельных участников. «Эмоции и чувства» ­  Создание в группе атмосферы взаимного  принятия, доброжелательности,  безопасности, взаимопомощи,  эмоциональной поддержки. Количество часов Всего Теория Практика 45 45 ­ ­ 45 45 3 «Социальные навыки» ­  Формирование значимых групповых норм  взаимодействия, развитие ценных  социальных навыков, улучшение  межличностных отношений. ИТОГО: 45 135 ­ ­ 45 135 Тематическое планирование (вариант А) Блок 1. Я и мой мир Содержание Цель Срок реали зации 1.Приветствие. 2.Вхождение в сказку. 3.Знакомство с материалами. 4.Игротренинг. 5.Ритуал прощания. 1.Приветствие. 2.Вхождение в сказку. 3.Трусишка (сказка про  Чебурашку). 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. 1.Приветствие. 2.Вхождение в сказку. 3.Упражнение « Какой ты?» 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. 1.Ритуал приветствия. Определять вместе с детьми их  предпочтения в играх и занятиях. «Замещение» неэффективного  стиля поведения ребенка на  более продуктивный, а также  объяснение ребенку смысла  происходящего. Определять вместе с детьми их  предпочтения в играх и занятиях, сравнивать с предпочтениями  других людей. Снижение психофизического  С Е Н Т Я Б № п/ п 1. Название занятия «Давайте  познаком имся!» 2. Психокор рекционн ые сказки 3. «Твоё  любимое  занятие» 4. Игра – Р Ь ­ О К Т Я Б Р Ь ­ Н О Я Б Р Ь занятие  с сухим  песком 5. Психокор рекционн ые сказки 6. Цветотер апия  «Страна  Цвета» 2.Разминка. 3.Упражнение «Здравствуй,  песок». 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. 1.Приветствие. 2.Вхождение в сказку. 3.Хвастун (сказка Котенок­ Матросенок). 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. 1.Вступление. 2.Погружение в цвет. 3.Упражнение 1. «Сказка о том,  как появился разноцветный мир». 4.Упражнение 2. «Феи». 5.Упражнение 3. «Цветик –  семицветик».  6.Упражнение 4. «Раз­но­цвет­ ный». 7.Упражнение 5. Сказка  «Знаменитый дождь в Пьомбино» (Дж. Родари). 8.Упражнение 6. «Мою руки». 9.Упражнение 7. «Конфеты». 7. Игра –  занятие  с сухим  песком 8. «Дом, в  котором  ты  хочешь  жить» 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Упражнение «Песочный  дождик». 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Игротренинг. 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. 9. Игра –  занятие  с сухим  песком 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Упражнение «Мы едем в  гости». напряжения. «Замещение» неэффективного  стиля поведения ребенка на  более продуктивный, а также  объяснение ребенку смысла  происходящего. 1.Расширение представления  детей о разных цветах и развитие  умения их различать. 2.Развитие слухового и  зрительного внимания. 3.Формирование вкусовых  образов. 4.Формирование умения плавно и длительно выдыхать. 5.Развитие фантазии и  творческого воображения. 6.Воспитание эстетического  отношения к цвету и краскам. Регуляция мышечного  напряжения, расслабление. Определять вместе с детьми их  предпочтения по отношению к  предметам обстановки и быта. Развитие пространственных  представлений, ориентировка на  «песочном листе». 10 . Игра –  занятие  с сухим  песком № п/ п 1. Название занятия «Погода и  настроение » 2. Цветотера пия  «Красный  цвет» 4.Упражнение «Отпечатки» 5.Рефлексия. 6.Ритуал прощания. 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Упражнение «Мы едем в  гости». 4.Упражнение «Отпечатки» 5.Рефлексия. 6.Ритуал прощания. Развитие пространственных  представлений, ориентировка на  «песочном листе». Блок 2. Эмоции и чувства Содержание Цель 1.Приветствие. 2.Вхождение в сказку. 3.Беседа 4.Сказкотерапия. 4.Рассматривание картинок. 5.Психогимнастические  упражнения. 6.Работа с пособиями. 7.Рефлексия. 8.Ритуал прощания. 1.Вступление. 2.Погружение в цвет. 3.Упражнение 1. «Ощущение  цвета». 4. Упражнение 2. «Он, она, оно,  они». 5.Упражнение 3. «Кто самый  внимательный». 6.Упражнение 4. «Красные  пуговицы». 7.Упражнение 5. «Волшебное  превращение». 8.Упражнение 6. «Дары осени». Помочь детям осознать, какие  чувства и настроения вызывает у них та или иная погода. 1.Расширение представления  детей о красном цвете,  развитие способности тонко  чувствовать цвет. 2.Развитие слухового и  зрительного внимания. 3.Формирование  обонятельных, вкусовых и  тактильных образов. 4.Формирование умения  плавно и длительно выдыхать. 5.Развитие фантазии и  творческого воображения. 6.Формирование  обонятельных, вкусовых и  тактильных образов. Срок реализ ации Д Е К А Б Р Ь ­ Я Н В А Р Ь ­ Ф Е В Р 3. Игра –  занятие  с  сухим  песком 4. «На  природе» 5.   «Маски  эмоций» 6. Цветотера пия  «Желтый  цвет» 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Упражнение «Песочный ветер». 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. 1.Приветствие. 2.Вхождение в сказку. 3.Беседа 4.Сказкотерапия. 4.Рассматривание картинок. 5.Психогимнастические  упражнения. 6.Работа с пособиями. 7.Рефлексия. 1.Приветствие. 2.Вхождение в сказку. 3.Беседа. 4.Сказкотерапия. 5.Рассматривание картинок:  (Добрый, злой; Грусть, Гнев,  Страх, Удивление, Спокойствие,  Радость). 5.Психогимнастические  упражнения. 6.Рефлексия. 8.Ритуал прощания. 1.Вступление. 2.Упражнение 1. «Ощущение  цвета». 3.Упражнение 3. «Огонек». 4.Упражнение 4. «Осень». 5.Упражнение 6. «Желтые  листья». 6. Упражнение 7. «Ветерок». 7.Упражнение 8. «Бал осенних  листьев». 7. Цветотера пия  «Коричнев ый цвет» 1.Вступление. 2.Упражнение 1. «Ощущение  цвета». 3.Упражнение 2. «Он, она, оно,  Дыхательное упражнение. Учить детей осознавать, как  влияет природа на их  настроение и чувства. Знакомство детей с внешними  выражениями разных  эмоциональных состояний. 1.Расширение представления  детей о желтом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет. 2.Развитие слухового  внимания. 3.Развитие зрительного  внимания. 4.Развитие мелкой моторики  рук и двигательной  координации, расслабление  рук. 1.Расширение представлений  детей о коричневом цвете. 2.Совершенствование мелкой  моторики рук и координации  А Л Ь Д Е К А Б Р Ь ­ Я Н В А Р Ь ­ Ф Е В они». 4.Упражнение 3. «Коричневый  запах». 5.Упражнение 4. «Грибы». 6.Упражнение 5. «Грибы». 7.Упражнение 6. Сказка «Лесные  силачи». 1.Приветствие. 2.Вхождение в сказку. 3.Упражнение «Сказочный мир  деревьев». 4.Рассказ М. Пришвина «Разговор  деревьев». 5.Аромотерапия. 7.Рефлексия. 8.Ритуал прощания. 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Упражнение «Необыкновенные  следы». 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Игра – упражнение «Маленькие  волшебники – мы создаем мир». 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. 8. «Разговор деревьев» 9. 10 . Игра – занятие  с сухим песком Игра – занятие  с сухим песком движений. 3.Развитие связной речи. 4.Стабилизация психических  процессов. Р А Л Ь 1.Развитие творческого  воображения и фантазии. 2.Развитие сенсорной памяти. 4.Развитие эмоциональной  сферы. Развитие тактильной  чувствительности,  воображения. Развитие и расширение  представлений ребенка об  окружающем его мире живой и неживой природы, о  рукотворном мире человека. № п/ п 1. Название занятия «Встреча со  звездочетом» Блок 3. Социальные навыки Содержание Цель Срок реали зации 1.Необычное приветствие. 2.Знакомство. «На что похоже  имя?». 3.Встреча со звездочетом. 4.Упражнение «Ассоциации». 1. Знакомство друг с  другом и психолога с  группой. 2.Создание сказочной  атмосферы. 2. «Четыре  желания» 3. Игра – занятие  с сухим песком 5.Цветотерапия «Цвет сказки». 6.Сказка звездочета. 7.Рефлексия. 8.Ритуал прощания. 1.Приветствие. 2.Вхождение в сказку. 3.Рассказ «Четыре желания» (по  К. Ушинскому). 5.Упражнение «Зимние слова». 6.Рефлексия. 7.Ритуал прощания. 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Игра «Песочные строители». 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. 4. «Как принять  гостей» 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Игротренинг. 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. 5. «Чего на свете  не бывает?» 6. «Музыкальная  шкатулка» 1.Приветствие. 2.Ритуал вхождения в сказку. 3.Упражнение «Лабиринт». 4.Упражнение «Кто­то в городе  живет». 5. Упражнение «Фантазеры». 6.Упражнение «Необыкновенный  город». 7.Рефлексия. 8.Ритуал прощания. 1.Приветствие. 2.Ритуал вхождения в сказку. 3.Упражнение «Музыкальная  шкатулка». 4.Цветотерапия «Волшебный  цвет музыки». 5.Рефлексия. 3.Стимулирование  творческого  самовыражения. 1.Развитие  коммуникативных  навыков. 2.Развитие сенсорно­ перцептивной сферы. 3.Развитие креативности. Закрепление знаний о  сенсорных эталонах,  пространственных  представлений, развитие  слуховой и зрительной  памяти. Учить детей позитивным  поддерживающим  приёмам общения со  сверстниками; помочь им  понять, в чём состоит  роль хозяина дома во  время приёма гостей. 1.Развитие творческого  воображения и фантазии. 2.Стимулирование  творческого  самовыражения. 3.Развитие  коммуникативных  навыков. 1.Развитие творческого  воображения и фантазии. 2.Гармонизация  эмоционального  состояния. 3.Развитие сенсорно­ перцептивной сферы. М А Р Т ­ А П Р Е Л Ь ­ М А Й 7. Игра – занятие  с сухим песком 8. Психокоррекцио нные сказки 9. Игра – занятие  с сухим песком 10 . Цветотерапия  «Зеленый цвет» 6.Ритуал прощания. 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Упражнение «Узоры на песке». 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. 1.Приветствие. 2.Вхождение в сказку. 3.Изгой (сказка Ежик). 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Игра «Кто к нам приходил?». 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. 1.Вступление. 2.Упражнение 1. «Ощущение  цвета». 3.Упражнение 2. «Положи и  скажи». 4.Упражнение 3. «Зеленая  змейка». 5.Упражнение 4. «Лес». 6.Упражнение 5. «Зеленые  обитатели леса». 7.Упражнение 6. «Родственные  слова». 8.Упражнение 7. Сказка  «Зеленушка» (В. Кротов). Закрепление знаний о  сенсорных эталонах,  установление  закономерностей. «Замещение»  неэффективного стиля  поведения ребенка на  более продуктивный, а  также объяснение ребенку смысла происходящего. Развитие зрительного и  тактильного восприятия. 1.Расширение  представления детей о  зеленом цвете, развитие  способности тонко  чувствовать цвет. 3.Развитие слухового и  зрительного внимания. 4.Развитие умения  ориентироваться в  пространстве. 5.Стабилизация  психических процессов. М А Р Т ­ А П Р Е Л Ь ­ М А Й МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ  (3­4 года) Блок 1. Я и мой мир Содержание Цель Срок реали № п/ Название занятия п 1. «Давайте  познаком имся!» 1.Приветствие. 2.Вхождение в сказку. 3.Знакомство с материалами. 4.Игротренинг. 5.Ритуал прощания. 2. «Улитка» 1.Приветствие. 2.Разминка 3.Рассматривание картинок.  Обсуждение. 4.Игротренинг. 5.Рефлексия. 6.Ритуал прощания. 1.Приветствие. 2.Разминка 3.Игротренинг. 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Упражнение «Здравствуй,  песок». 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Рассматривание картинок. 4.Игротрениг. 5.Релаксация. 6.Ритуал прощания. 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Игротрениг. 4.Релаксация. 5.Ритуал прощания. 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Упражнение «Песочный  дождик». 4.Релаксация. 5.Ритуал прощания. 3. «Макаро ны» 4. Игра –  занятие  с сухим  песком 5. «Черепах и» 6. «Ежик» 7. Игра –  занятие  с сухим  песком Определять вместе с детьми их  предпочтения в играх и занятиях. зации Снятие эмоционального  напряжения, агрессии, снижение  импульсивности. Снижение  мышечного и  эмоционального напряжения. Снижение психофизического  напряжения. Расслабление мышц плеча и  затылка. Чередование состояний  напряжения и расслабления. Регуляция мышечного  напряжения, расслабление. С Е Н Т Я Б Р Ь ­ О К Т Я Б Р Ь ­ Н 8. Игра –  занятие  с сухим  песком 9. Игра –  занятие  с сухим  песком 10 . Игра –  занятие  с сухим  песком 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Упражнение «Мы едем в  гости». 5.Рефлексия. 6.Ритуал прощания. 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Упражнение «Песочный ветер». 4.Упражнение «Отпечатки» 5.Рефлексия. 6.Ритуал прощания. 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Упражнение «Отпечатки» 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. Развитие пространственных  представлений, ориентировка на  «песочном листе». Развитие пространственных  представлений, ориентировка на  «песочном листе». О Я Б Р Ь Развитие пространственных  представлений, ориентировка на  «песочном листе». № п/ п 1. Название занятия «Как мы  выражаем  свои  чувства» 2. «Шариков ые бои» 3. Игра –  занятие  с  сухим  песком Блок 2. Эмоции и чувства Содержание Цель Срок реализ ации 1.Приветсивие. 2.Беседа. 3.Сказкотерапия. 4.Рассматривание картинок. 5.Психогимнастические  упражнения, работа с пособиями. 1.Приветствие. 2.Разминка. 3.Игротренинг. 4.Релаксация. 5.Ритуал прощания. 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Упражнение «Необыкновенные  следы». 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. Учить детей понимать  эмоциональные состояния  других людей по выражению  лица, позам, жестам. Снижение мышечного и  эмоционального напряжения. Развитие тактильной  чувствительности,  воображения. 4. «Дудочка» 1.Приветствие. 2.Разминка. Расслабление мышц лица. Д Е К А Б Р Ь ­ Я Н В А Р Ь ­ Ф Е В Р А Л Ь 3.Игротренинг. 4.Релаксация. 5.Ритуал прощания. 1.Приветствие. 2.Вхождение в сказку. 3.Беседа. 4.Сказкотерапия. 5.Рассматривание картинок:  (Добрый, злой; Грусть, Гнев,  Страх, Удивление, Спокойствие,  Радость). 5.Психогимнастические  упражнения. 6.Рефлексия. 8.Ритуал прощания. 1.Приветствие. 2.Разминка. 3.Беседа. 4.Игротренинг. 5.Релаксация. 6.Ритуал прощания. 1.Приветствие. 2.Разминка. 3.Беседа. 4.Игротренинг. 5.Релаксация. 6.Ритуал прощания. 1.Приветствие. 2.Вхождение в сказку. 3.Упражнение «Сказочный мир  деревьев». 4.Рассказ М. Пришвина «Разговор  деревьев». 5.Аромотерапия. 7.Рефлексия. 8.Ритуал прощания. 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Упражнение «Узоры на песке». 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. 1.Ритуал приветствия. 5.   «Маски  эмоций» 6. «Страх» 7. «Шалтай­ Болтай» 8. «Разговор деревьев» 9. Игра – занятие  с сухим песком 10 Игра – Знакомство детей с внешними  выражениями разных  эмоциональных состояний. Помочь детям понять причины  возникновения страха,  способствовать профилактике  страхов у детей. Снятие мышечного  напряжения и расслабление. 1.Развитие творческого  воображения и фантазии. 2.Развитие сенсорной памяти. 4.Развитие эмоциональной  сферы. Развитие тактильной  чувствительности,  воображения. Развитие и расширение . занятие  с сухим песком 2.Разминка. 3.Игра – упражнение «Маленькие  волшебники – мы создаем мир». 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. представлений ребенка об  окружающем его мире живой и неживой природы, о  рукотворном мире человека. Блок 3. Социальные навыки Содержание Цель Срок реали зации Снятие эмоционального  напряжения, агрессии,  развитие эмпатии,  тактильного восприятия,  создание положительного  эмоционального климата в группе. Развитие  коммуникативных  навыков. Закрепление знаний о  сенсорных эталонах,  пространственных  представ­лений, развитие  слуховой и зрительной  памяти. Формировать у детей  элементарные  представления о значении  взаимопомощи на  примерах сказочных  сюжетов и персонажей. Формировать у детей  элементарные  представления о том, как  М А Р Т ­ А П Р Е Л Ь ­ № п/ п 1. Название занятия «Добрый  бегемотик» 2. «Четыре  желания» 3. Игра – занятие  с сухим песком 1.Приветствие. 2.Разминка. 3.Игра – упражнение. 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. 1.Приветствие. 2.Вхождение в сказку. 3.Рассказ «Четыре желания» (по  К. Ушинскому). 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Игра «Песочные строители». 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. 4. «Взаимопомощь» Игротренинг на взаимопомощь,  беседа, работа с пособиями,  психогимнастические игры,  подвижные игры. 5. «Плохо быть  одному» Игротренинг на взаимопомощь,  беседа, работа с пособиями,  психогимнастические игры, 6. «Музыкальная  шкатулка» 7. «Постарайся  отгадать» подвижные игры. 1.Приветствие. 2.Ритуал вхождения в сказку. 3.Упражнение «Музыкальная  шкатулка». 4.Цветотерапия «Волшебный  цвет музыки». 5.Релаксация. 6.Ритуал прощания. 1.Приветствие. 2.Игротрениг. 3.Релаксация. 4.Ритуал прощания. 8. «Маленькие  затейники» 1.Приветствие. 2.Игротрениг. 3.Релаксация. 4.Ритуал прощания. Игра – занятие  с сухим песком 9. «Теремок» 10 . 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Игра «Кто к нам приходил?». 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Игротренинг. 4.Релаксация. 5.Ритуал прощания. М А      Й важно иметь друга. 1.Развитие творческого  воображения и фантазии. 2.Гармонизация  эмоционального  состояния. 3.Развитие сенсорно­ перцептивной сферы. Развитие эмпатии, умение  соразмерять свои  движения, развитие речи,  развитие навыков  общения, сплочение  группы. Развитие внимания,  умение выполнять  подражательные,  движения, развитие  слухового внимания. Развитие зрительного и  тактильного восприятия. Развитие речи, умение  сочетать слова с  действиями. Приложе ние №2 Практические методы нетрадиционных техник  рисования  Монотипия.Отпечаток, который можно сделать только один раз. Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать предмет. Рисование нитками. Сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить. Печатание бумагой. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны. Кусок плотной бумаги смять в небольшой комок, опустить в краску. Этим комком бумаги нанести краску на альбомный лист для рисования. По мере необходимости комок плотной бумаги заново опускается в краску. Для использования гуаши другого цвета смять новый кусок из плотной бумаги. Рисование мыльной пеной. Взбить пену, набрать ее губкой. Отжать пену с губки в краску, перемешать. Контур рисунка наметить простым карандашом (предметы должны быть относительно крупными). Выложить пену кистью на изображенные предметы. После того как рисунок высохнет, лишнюю пену сдуть или смахнуть Рисование кляксами. Акварельную краску развести водой и накапать ее в одну точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны. Детям дается задание подумать, что напоминают получившиеся кляксы. При необходимости дорисовать детали. Рисование с помощью соли.Акварелью нарисовать рисунок. На влажный рисунок насыпать крупную соль. Соль насыпается на всю поверхность листа. После высыхания краски соль стряхивается. Эбру – рисование на воде. Рисование заключается в нанесения на поверхность воды рисунка не растворяющимися в ней красками. Краски задерживаются на поверхности воды, создавая тонкую пленку. Затем они смешиваются между собой при помощи кисти, создавая замысловатые и причудливые узоры. Когда узор готов, сверху осторожно накладывается лист пористой бумаги – и рисунок готов. Рисование пальцами. Рисование пальцами не может быть безразлично ребенку, в связи с тем, что ему кажется ситуация нестандартной, тактильные ощущения — особенными, а результат — нетипичным. Но следует отметить и то, что некоторым детям сложно приступить к этой технике, как правило, это те дошкольники, у которых развиты жесткие социальные установки поведения. Для этих детей техника «рисования пальцами» будет служить профилактикой и коррекцией «Прозрачный мольберт». Прозрачный настольный мольберт из небьющегося стекла в деревянной раме. Занятия живописью на стекле – хороший способ творческого самовыражения детей, способствующий развитию у них коммуникативных навыков. Коррекционно­развивающие игры и упражнения с использованием  прозрачного мольберта Игры и упражнения для детей с ОВЗ по развитию пространственных представлений с использованием пособия «Прозрачный мольберт» помогают сформировывать понимание пространственных терминов и умений самостоятельно пользоваться ими. Новизна использования пособия «Прозрачный мольберт» заключается в том, что выполняя работу стоя или сидя в кресле, ребенок может свободно двигаться, что является естественной потребностью в любом возрасте. К тому же занятия на мольберте стимулируют познавательную активность ребенка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик, позволяет фиксировать его внимание на происходящем, и доставляют радость от совместного творчества с педагогом и детьми. Коррекционные игры и упражнения с использованием прозрачного мольберта служат инструментом для изучения пространственного представления у детей с ОВЗ, чувств, идей и событий, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. Во время игр на мольберте можно использовать различные нетрадиционные техники (рисование пальцами и ладошкой, рисование листьями, штампы и печати, поролоновые рисунки, метод монотипии, рисование кремом, рисование предметами окружающего пространства, точечный рисунок, рисование маркером, рисуем по очереди, рисунок плюс аппликация, рисуем с натуры, юный портретист, что позволяет разнообразить упражнения и поддерживать интерес к занятиям. Знакомство с многообразием различных техник, которые можно использовать при работе с «Прозрачным мольбертом» для изучения пространственного представления. Они способствуют поддержанию интереса к занятиям стимулируют познавательную активность ребенка, вызывают у него положительные эмоции, разнообразят и делают более интересными многократные повторения упражнений. Работа с данным пособием является использованием здоровьесберегающих технологий на дефектологических занятиях. Выполняя задания на данном пособии, дети имеют возможность работать стоя (смена динамических поз, что является профилактикой нарушений осанки. При работе стоя меняется угол зрения (профилактика нарушений зрения). Игры и упражнения направленные на развитие пространственной ориентировки. Упражнение «Давай познакомимся» Задачи: Знакомство с пособием, со свойствами стекла; развитие коммуникативных навыков. Ход: Взрослый и ребенок (или два ребенка) через стекло прикладывают свои ладони (пальчики) друг к другу. Игра «Догони ладошку» Задачи: Развитие прослеживающей функции глаз, фиксации взора и ориентировки в пространстве (вверх, вниз, справа, слева). Ход: Ребенок прикладывает свою ладонь к стеклу в разных местах мольберта (вверху, внизу и т. д.) Второй ребенок должен «поймать» ладонь через стекло. Дети по очереди меняются ролями. Упражнение «Идет дождик» Задачи: Развитие зрительного внимания, зрительно-моторной координации. Умение располагать штрихи в указанном направлении (сверху вниз, слева направо, справа налево) Ход: Ребенок кончиками пальцев наносит на стекло штрихи, имитирующие падающие дождевые капли. Аналогичные упражнения: «Пальчик шагает», «Светит солнышко», «Зайчик прыгает», «Снегопад». Игра «Соедини по точкам» Задачи: Развитие координированных движений глаз и рук. Ход: Ребенку предлагается провести линии через точки, нанесенные на стекло или прикрепленный с обратной стороны стекла лист с контурными изображениями предметов. Игра «Рисуем автопортрет» Задачи: Ориентировка в пространстве собственного тела (головы, развитие зрительно - моторной координации. Ход: Ребенок рисует на стекле контуры и элементы своего лица глядя в зеркало или по памяти. Упражнение «Лабиринты», «Планы» Задачи: Закреплять умение ребенка ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений, планов, маршрутов и схем; учить определять направления движения объектов, отражать в речи их взаимное расположение. Ход: Ребенку предлагается найти и нарисовать самый короткий путь от объекта до выхода из лабиринта (лабиринт наносится педагогом краской или прикрепляется с обратной стороны стекла) . Упражнение «Геометрический диктант» Задачи: Развитие ориентировки на плоскости Ход: Перед детьми мольберт и набор цветных маркеров. Ведущий даѐт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат нарисуй в левом верхнем углу, жѐлтый круг – в центр мольберта, и т. д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения: У ведущего заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту. Упражнения «Кто скорее обведет по контуру, трафарету»Задачи: Развитие координированных движений глаз и рук. Ход: Ребенку предлагается контур или трафарет нанесенные на стекло или прикрепленный с обратной стороны стекла лист с контурными изображениями предметов. Упражнения «Кто больше фигур заштрихует» Задачи: развитие зрительного внимания, зрительно-моторной координации. Умение располагать штрихи в указанном направлении (сверху вниз) Ход: Ребенок кончиками пальцев или маркером наносит на стекло штрихи, закрашиваю фигуру. Упражнение «Кто лучше закрасит маркерами изображение». Задачи: развитие навыков ориентирования на вертикальной плоскости, сотрудничества; формирование творческой активности. Ход: Перед детьми мольберт и набор цветных маркеров. Дети должны закрасить маркером изображения. Рисование песком – занятие не просто увлекательное, для ребенка это открытие нового волшебного мира песочных историй. Под чутким руководством педагога он учится создавать как отдельные самодостаточные картины, так и целые сюжеты. Дети с огромным энтузиазмом овладевают хитрыми премудростями метода. Они с удовольствием показывают свои песочные картины родителям и приглашают их к совместному творчеству 1. Упражнение: «Здравствуй, песок!». Знакомство с песком. Психолог предлагает ребѐнку различными способами дотрагиваться до песка. Положи ладошки на песок. Давай его погладим внутренней, а затем тыльной стороной ладони. Какой песок? (сухой, шершавый, мягкий) Давай с ним поздороваемся: «Здравствуй песок!» Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками. Давай его погладим между ладонями. Возьми в руки песок крепко-крепко, потихоньку отпусти. Еще раз возьми его в кулачки крепко, чтобы ни одна песчинка не упала. Здравствуй, песок! А теперь будем вместе рисовать. Психолог знакомит ребѐнка с различными способами засыпки светового стола и способами песочного рисования: по песку, на песке. 2.Упражнение:  «Нити» Ребѐнок набирает песок в кулачки, поднимает руки над столом и, раскачивая вправо влево, слегка расслабляя кулачок, постепенно засыпает стол песком. Психолог демонстрирует выполнение упражнения. 3.Упражнение «Дорожка» Провести пальцами по песку волнистую линию. Затем двумя руками нарисовать различные дорожки. 4.Упражнение «Радуга» Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг-радугу, а потом добавить солнце. Обсуждение эмоционального состояния ребѐнка. Трудности при рисовании на песке. Что больше понравилось ребѐнку? Что запомнилось? 5.Упражнение « Круг». Ребѐнок одним пальцем оставляет отпечаток на песке, делает капельку, затем с помощью большого пальца выталкивает песок из середины круговым движением. Поставив ладонь на ребро, продолжает всей кистью выполнять круговые движения, постепенно увеличивая диаметр круга. 6.Упражнение « Волна» Песок собирается в нижнем углу стола, кисть ставиться на ребро и одним движением, на взмахе «пускается волна». В зависимости от амплитуды движения, изменяется площадь покрытия песком. Ребѐнку предлагается проделать его сначала правой рукой, затем левой. 7.Упражнение «Путешествие в подводный мир» Психолог предлагает ребѐнку под музыкальное сопровождение самостоятельно изобразить на песке «Подводный мир». Ребѐнок самостоятельно рисует подводный мир. После - обсуждение готовой работы. Какие чувства испытывал при рисовании? Какие чувства испытываешь сейчас, когда нарисовал? Гордишься своей работой? 8.Упражнение «Следы» Ребѐнку предлагается внимательно присмотреться к своим рукам. Подумать какие отпечатки ими можно оставить .Психолог показывает какие «следы» можно оставить пальцами, щепотками, кулаками, всей кистью. Затем ребѐнку предлагается оставить свой след « ладошками» и пофантазировать на тему « Кто может получиться из этих следов или что? 9.Упражнение «Игра»  Психолог с закрытыми глазами рисует у себя на столе какую-нибудь закорючку и задает вопрос: -А на что похоже? Двумя. Тремя движениями он пытается дорисовать ее до узнаваемого образа. Тоже предлагается проделать ребѐнку. 10.Упражнение «Шарик» Психолог ребѐнку говорит: представь, что наш живот- это воздушный шар. Давай сделаем вдох носом - воздушный шарик надувается. Выдох- шарик сдулся». 11.Упражнения на тему «Я боюсь» » ( см. методический источник «Я боюсь» - Крейри Э. ). Совместное чтение психолога с ребѐнком. Обсуждение ситуации и рисование ситуации на песке. 12.Упражнение « Исцеляющие силы песка» Ребѐнку предлагается на выбор несколько музыкальных произведений (звуки природы или классические произведения разных темпов - быстрый и медленный). Ребѐнок сам выбирает ему понравившуюся музыку. И самостоятельно на песочном столе рисует то, что хочется ему. Обсуждение песочной картины вместе с ребѐнком. 13.Упражнение «Покажем. Как мы выросли». Обсуждение результатов методом незаконченных предложений: «Я научился…». «Я знаю…», «Когда мне трудно, я могу…». • • • • • • • • • наличие внутренних конфликтов (борьба, песочная страна в состоянии разрушения); уровень и направленность агрессии (гетеро и аутоагрессия); конфликты со значимыми близкими. В этом случае имеется противоборство героев песочной сказки, играющих роль реальных членов окружения автора; потенциальные, ресурсные возможности (когда есть некие чудесные предметы, несущие избавление и счастливое разрешение ситуации); способы преодоления трудностей (взаимопомощь, покровительство, избегание); уровень развития эмоциональной сферы (анализ чувств, рефлексия); анализ расположения фигурок в песочнице и их значение; В групповой форме работы с песочницей можно диагностировать: характер взаимодействия в группе; распределение ролей в группе; стиль поведения каждого участника группы. Формы и варианты песочной терапии. 1. Игровые методы. Дидактический игровой практикум с использованием песочницы применяют для самых маленьких. Ученые доказали, что песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняет гармонией. Именно поэтому так полезно малышам играть в песочнице. 2. С целью диагностики (индивидуальная и групповая форма) В индивидуальной форме можно диагностировать: 3. Метод психокоррекционного воздействия (например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера. В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т. д.) 4. В качестве психопрофилактического, развивающего средства. Психопрофилактика проводится с целью недопущения проблемных ситуаций. Имея замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию – песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Психопрофилактический и развивающий аспекты проявляются в постановке сказок и мифов в песочнице. Играя вместе с ребенком, можно передавать ему собственный жизненный опыт. 5. В психологическом консультировании детей. В качестве оказания первичной психологической помощи.

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии

Рабочая программа по Арт-терапии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2019