Рабочая программа по астрономии
Оценка 4.7

Рабочая программа по астрономии

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
астрономия
Взрослым
16.11.2017
Рабочая программа по астрономии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Астрономия 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС среднего общего образования по специальностям: 26.02.03 «Судовождение», 26.02.05 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», 26.02.01 «Эксплуатация внутренних водных путей», 26.02.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок», входящих в состав укрупненной группы специальностей 26.00.00 «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта» базовой и углубленной подготовки.
УД.п.01_Астрономия.docx
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА ФГБОУ ВО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА» СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ СПО  НОВОСИБИРСКОЕ КОМАНДНОЕ РЕЧНОЕ УЧИЛИЩЕ ИМЕНИ  С.И. ДЕЖНЕВА Шифр дисциплины: УД.п.01 дисциплины: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Астрономия для специальности: 26.02.03 «Судовождение»  26.02.05 «Эксплуатация судового  электрооборудования и средств автоматики» 26.02.01 «Эксплуатация внутренних водных путей» 26.02.06 «Эксплуатация судовых энергетических  установок» 2017 2 Рабочая   программа   учебной   дисциплины   разработана   на   основе   Федерального государственного   образовательного   стандарта   среднего   общего   образования   (далее   – ФГОС)   по   специальности   (специальностям)   среднего   профессионального   образования (далее   ­   СПО)   «26.02.03   «Судовождение»,   26.02.05   «Эксплуатация   судового электрооборудования   и   средств   автоматики»,   26.02.01   «Эксплуатация   внутренних водных путей», 26.02.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок». Организация­разработчик: ФГБОУ ВО «СГУВТ» структурное подразделение  СПО Новосибирское командное речное училище имени С.И. Дежнева Разработчики: Л..А Распопова., преподаватель Рекомендовано предметной цикловой комиссией  «Математических и естественнонаучных дисциплин» Протокол № от « » 20 Председатель /Н.Г. Алифиренко/ Рассмотрено на учебно­методическом совете: Протокол № от « » Утверждаю « » 20 20 г. г. г. Заместитель начальника по учебной работе /Е.Г. Изотова/ 3 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ   РАБОЧЕЙ   ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА   И   СОДЕРЖАНИЕ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 7 14 15 4 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Астрономия 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая   программа   учебной   дисциплины   является   частью   программы подготовки  специалистов  среднего  звена  в соответствии   с  ФГОС  среднего общего образования по специальностям: 26.02.03 «Судовождение», 26.02.05 «Эксплуатация   судового   электрооборудования   и   средств   автоматики», 26.02.01 «Эксплуатация внутренних водных путей», 26.02.06 «Эксплуатация судовых энергетических установок», входящих в состав укрупненной группы специальностей 26.00.00 «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта» базовой и углубленной подготовки. 1.2.   Место   учебной   дисциплины   в   структуре   программы   подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в общеобразовательную подготовку в части предлагаемые ОО, УД.п.01. 1.3.   Цели   и   задачи   учебной   дисциплины   –   требования   к   результатам освоения учебной дисциплины: Программа ориентирована на достижение следующих целей:  осознание   принципиальной   роли   астрономии   в   познании фундаментальных   законов   природы   и   формировании   современной естественнонаучной картины мира;   приобретение   знаний   о   физической   природе   небесных   тел   и   систем, строении   и   эволюции   Вселенной   пространственных   и   временных масштабах   Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;  овладение   умениями   объяснять   видимое   положение   и   движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим   объектам,   навыками   практического   использования компьютерных   приложений   для   определения   вида   звездного   неба   в конкретном пункте для заданного времени;  развитие   познавательных   интересов,   интеллектуальных   и   творческих способностей   в   процессе   приобретения   знаний   по   астрономии   с использованием   различных   источников   информации   и   современных информационных технологий;  использование   приобретенных   знаний   и   умений   для   решения практических задач повседневной жизни;  формирование научного мировоззрения  формирование   навыков   использования   естественных   и   особенно физико­математических   знаний   для   объективного   анализа   устройства 5 окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.     основе     на деятельности Освоение   содержания   учебной   дисциплины   «Астрономия»   обеспечивает достижение студентами следующих результатов: личностных: ­   формирование   умения   управлять   своей   познавательной   деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и   самообразованию,   атакже   осознанному   построению   индивидуальной образовательной устойчивых познавательныхинтересов; ­ формирование познавательной  и информационной  культуры, в том числе навыков   самостоятельной   работы   с   книгами   и   техническими   средствами информационных технологий; ­ формирование убежденности в возможности познаниязаконов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации; ­   формирование   умения   находить   адекватные   способы   поведения, взаимодействия   и   сотрудничества   в   процессе   учебной   и   внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорныхпроблем науки. метапредметных: ­   находить   проблему   исследования,   ставить   вопросы,   выдвигать   гипотезу, предлагать   альтернативные  способы   решения  проблемы  и  выбирать   из  них наиболее   эффективный,классифицировать   объекты   исследования, структурироватьизучаемый   материал,   аргументировать   свою   позицию, формулировать выводы и заключения; ­   анализировать   наблюдаемые   явления   и   объяснять   причины   их возникновения; ­   на   практике   пользоваться   основными   логическимиприемами,   методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования; ­ выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные; ­   извлекать   информацию   из   различных   источников   (включая   средства массовой информации и интернет­ресурсы) и критически ее оценивать; ­   готовить   сообщения   и   презентации   с   использованиемматериалов, полученных из Интернета и других источников. предметных: 1)  сформированность   представлений   о   строении   Солнечной   системы, эволюции   звезд   и   Вселенной,   пространственно­временных   масштабах Вселенной; 2) понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; 6 3)   владение   основополагающими   астрономическими   понятиями,   теориями, законами   и   закономерностями,   уверенное   пользование   астрономической терминологией и символикой; 4) сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно­техническом развитии; 5)   осознание   роли   отечественной   науки   в   освоении   и   использовании космического   пространства   и   развитии   международного   сотрудничества   в этой области. ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 1 ОК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей  профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые  методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать  их эффективность и качество. Решать   проблемы,   оценивать   риски   и   принимать   решения   в нестандартных ситуациях. Осуществлять   поиск,  анализ   и  оценку   информации,  необходимой для   постановки   и   решения   профессиональных   задач, профессионального и личностного развития. Использовать   информационно­коммуникационные   технологии   для совершенствования профессиональной деятельности. Работать   в   команде,   обеспечивать   ее   сплочение,   эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Ставить   цели,   мотивировать   деятельность   подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. Самостоятельно   определять   задачи   профессионального   и личностного   развития,   заниматься   самообразованием,   осознанно планировать повышение квалификации. Ориентироваться   в   условиях   частой   смены   технологий   в профессиональной деятельности. Владеть письменной и устной коммуникацией на государственном и (или) иностранном (английском) языке. ОК 10 ОК 5 ОК 6 ОК 8 ОК 9 ОК 7 1.4.  Рекомендуемое   количество  часов  на  освоение   рабочей  программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки студента 57 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 39 часов; самостоятельной работы студентов 18 часов. 7 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Всего часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лабораторные работы практические работы контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: изучение литературы по заданным темам 57 39 18 18 Итоговая аттестация проводится в форме дифференцированного зачёта в конце 2 семестра 8 Наименование разделов и тем 1 Введение(2ч) Основы  практической  астрономии(5ч) 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Астрономия Содержание учебного материала, лабораторные работы и самостоятельная работа студентов Объем часов Уровень усвоения 2 Содержание учебного материала 1 Астрономия,   её   связь   с   другими   науками.   Роль   астрономии   в развитии   цивилизации.   Структуры   и   масштабы   Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические   телескопы,   принцип   их   работы.   Всеволновая астрономия;   электромагнитное   излучение   как   источник информации   о   небесных   телах.   Практическое   применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полёт Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. Лабораторные работы Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Изучение литературы по теме «Физические законы и астрономия» Содержание учебного материала 1 Звёзды и созвездия. Видимая звёздная величина .Небесная сфера.  Особые точки небесной сферы Небесные координаты. Звездные  3 4 2 2 7 5 2 4 1 1 2 3 карты. Видимое движение звёзд на различных  географических  широтах. Связь видимого расположения на небе и географических  координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое  движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и  календарь. Лабораторные работы Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Изучение литературы по теме «Основы практической астрономии» Содержание учебного материала 1 Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая  система мира. Становление геоцентрической системы мира.  Конфигурация планет и условия их видимости. Синодический и  сидерический (звёздный) периоды обращения планет Лабораторная работа Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Изучение литературы по теме «Строение Солнечной системы» 2 1 2 3 2 1 7 Строение  Солнечной  системы(2ч) Законы движения  небесных тел(5ч.) 1 Природа тел  Солнечной  системы(8ч) Содержание учебного материала 1 2 Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.  Законы Кеплера. Горизонтальный параллакс. 3 Движение небесных тел под действием сил тяготения.  Определение массы небесных тел. Движение искусственных  спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе. Лабораторные работы Практические занятия Контрольные работы  Самостоятельная работа обучающихся Изучение литературы по теме «Законы движения небесных тел». Содержание учебного материала 1 Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее  происхождение. Земля и Луна ­ двойная планета. 2 Космические лучи. Исследование Луны космическими  аппаратами. Пилотируемые полёты на Луну 3 Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса.  Планеты­гиганты, их спутники и кольца. 4 Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты­карлики,  кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.  Астероидная опасность. Лабораторная работа 5 1 2 2 2 12 8 2 2 2 2 1 1 1 Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Изучение литературы по теме «Природа тел Солнечной системы» Содержание учебного материала 1 Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца.  Методы астрономических исследований; спектральный анализ.  Физические методы теоретического исследования. Закон  Стефана­Больцмана. 2 Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная  3 активность и её влияние на Землю. Роль магнитных полей на  Солнце. Солнечно­земные связи. Звёзды; основные физико­химические характеристики и их  взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд.  Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звёзд. 4 Эффект Доплера. Диаграмма «спектр ­ светимость» («цвет ­  светимость»). Массы и размеры звёзд. Двойные и кратные звёзды.  Гравитационные волны. Модели звёзд. Переменные и  нестационарные звёзды. Цефеиды ­ маяки Вселенной. Эволюция  звёзд различной массы. Закон смещения Вина. Лабораторная работа Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Изучение литературы по теме «Солнце и звезды» 4 11 8 2 2 2 2 3 3 Солнце и звезды  (8ч) Наша Галактика ­ Млечный Путь(2ч) Строение и  эволюция  Вселенной(4ч) Жизнь и разум во  Содержание учебного материала 1 Наша Галактика. Её размеры и структура. Звёздные скопления.  Спиральные рукава. Ядро Галактики. Область звёздообразования. Вращение Галактики. Проблема « скрытой массы» (тёмная  материя) Лабораторная работа Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Изучение литературы по теме «Наша Галактика ­ Млечный Путь» Содержание учебного материала 1 Разнообразие мира Галактик. Квазары. Скопления и  сверхскопления Галактик. Основы современной космологии.  «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. 2 Нестационарная Вселенная А.А.Фридмана. Большой взрыв.  Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной.  «Тёмная энергия» и антитяготение. Лабораторная работа Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся  Изучение литературы по теме «Строение и эволюция Вселенной» 2 1 6 4 2 2 2 4 1 1 Вселенной(2ч) Содержание учебного материала 1 Проблема существования жизни вне Земли. Условия,  необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах  Солнечной системы. Сложные органические соединения в  космосе. Современные возможности космонавтики и  радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные  системы у других звёзд. Человечество заявляет о своём  существовании. 3 1 Лабораторная работа Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся Изучение литературы по теме «Жизнь и разум во Вселенной» 1 57 Всего Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально­техническому обеспечению Реализация   учебной   дисциплины   требует   наличия   учебного   кабинета   по астрономии. Оборудование учебного кабинета:  посадочные места;  рабочее   место   преподавателя,   оборудованное   персональным компьютером;  комплект учебно­наглядных пособий «Астрономия». Технические средства обучения:  Телевизор   Видеомагнитофон   Компьютер 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень   рекомендуемых   учебных   изданий, дополнительной литературы Основныеисточники:   Интернет­ресурсов, 1. Воронцов­Вельяминов,   Б.   А.   Астрономия.   Базовый   уровень.   11   кл.: учебник / Б.А. Воронцов­Вельяминов, Е.К. Страут. ­ 3­е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.­237с.  Дополнительные источники 2. Голузо И.В, Голубев В.А, Шембалев  Н.А. Астрономия 11 класс: учебник для  общеобразовательных   учреждений,  базовый  и  профильный   уровень. М.: Просвещение, 2013г. – 162 с. 3. Мякишев,Г.   Я.   Физика   11   класс:   учебник   для   общеобразовательных учреждений с прил. на электрон.носителе: базовый и профил. уровни/ Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. ­ М.: Просвещение, 2013г. – 381с. Интерент ­ ресурсы:  www.skywatching.net  –   Любительская   4.  www.astrogalaxy–   «Астрогалактика»   Разделы:История   астрономии, Основы   астрономии,   Общая   астрономия   (солнечная   система,   звезды, галактика и др.), Новости астрономии. 5. астрономия   и метеорология.Информация о погоде, об астрономических явлениях, которые могут наблюдать любители астрономии.  6. энциклопедия. Занимательная астрономия. Непознанная Вселенная и др.  7. www.college.ru – раздел «Открытого колледжа» по Астрономии. 8. www.astro.websib.ru– “Астрономия”автор и ведущий раздел Максименко  А.В. (Новосибирск). Разделы: Астрономия, Космонавтика, Справочный  материал, Солнечная система и др/  www.moscowaleks.narod.ru  –   сайт   «Галактика».   Астрономическая 9.www.x­astronom.narod.ru–   сайт   «Астрономия   от   астронома».   Солнечная система, Вселенная, Интересные факты, Вид отдельных районов Земли из космоса и др. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ Контрольи   оценка  результатов   освоения   дисциплины   осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,   тестирования,   а   также   выполнения   обучающимися   индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения личностные: ­ формирование умения управлять своей  познавательной деятельностью, ответственное  отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также  осознанному построению индивидуальной  образовательной деятельности на основе  устойчивых познавательного интереса; ­формирование познавательной и  информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и  техническими средствами информационных  технологий; ­   формирование   убежденности   в   возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации; ­   формирование   умения   находить   адекватные способы   поведения,   взаимодействия   и сотрудничества   в   процессе   учебной   и внеучебной проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки. метапредметные: ­ находить проблему исследования, ставить  вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать  альтернативные способы решения проблемы и  выбирать из них наиболее эффективный,  классифицировать объекты исследования,  структурировать изучаемый материал,  аргументировать свою позицию, формулировать  выводы и заключения; ­   анализировать   наблюдаемые   явления   и объяснять причины их возникновения; деятельности,     наблюдение за деятельностью  студентов на занятии дифференцированный зачет наблюдение за деятельностью  студентов на занятии средства ­   на   практике   пользоваться   основными логическими   приемами,   методами   наблюдения, моделирования,   мысленного   эксперимента, прогнозирования; ­   выполнять   познавательные   и   практические задания, в том числе проектные; ­   извлекать   информацию   из   различных источников(включая     массовой информации и интернет­ресурсы) и критически ее оценивать; ­   готовить   сообщения   и   презентации   с использованием   материала,   полученного   из Интернета и других источников. предметные: 1) сформированность представлений о строении  Солнечной системы, эволюции звезд и  Вселенной, пространственно­временных  масштабах Вселенной; 2) понимание сущности наблюдаемых во  Вселенной явлений; 3) владение основополагающими пользование  астрономической терминологией и символикой;  астрономическими понятиями, теориями,  законами и закономерностями, уверенное 4)  представлений о значении астрономии в  практической деятельности человека и  дальнейшем научно­техническом развитии; 5) осознание роли отечественной науки в  освоении и использовании космического  пространства и развитии международного  сотрудничества в этой области. наблюдение за деятельностью  студентов на занятии наблюдение за деятельностью  студентов на занятии наблюдение за деятельностью  студентов на занятии наблюдение за деятельностью  студентов на занятии дифференцированный зачет дифференцированный зачет дифференцированный зачет дифференцированный зачет дифференцированный зачет

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2017