Рабочая программа по астрономии

  • Образовательные программы
  • docx
  • 06.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по астрономии разработана в соответствии: -с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО, М.: Просвещение, 2012 год, с изменениями и дополнениями от:29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.); -на основе учебной программы по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс» (Е. К. Страут, 2017 г.) Предлагаемая рабочая программа реализуется в учеб¬нике «Астрономия. 11 класс», Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут, 2017г.Рабочая программа по астрономии
Иконка файла материала Рабочая программа по астрономии.docx
МКОУ «Табулгинская средняя общеобразовательная школа Чистоозерного района Новосибирской области им. П.Д.Слюсарева» Рабочая программа  по астрономии Разработана: учителем астрономии Жариковой Светланой Семеновной2017г. Пояснительная записка. Рабочая программа по астрономии разработана в соответствии: ­с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта среднего общего  образования (ФГОС  СОО, М.: Просвещение, 2012 год, с изменениями и дополнениями от:29  декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.);  ­на основе учебной программы по астрономии для общеобразовательных учреждений  «Астрономия 11 класс» (Е. К. Страут, 2017 г.)  Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике «Астрономия. 11 класс», Б. А.  Воронцов­Вельяминов, Е. К. Страут, 2017г. Учебник «Астрономия. 11 класс» (авторы Б. А. Воронцов­Вельяминов, Е. К. Страут) для  общеобразовательных учреждений, входящий в состав УМК по астрономии для 11 класса,  рекомендован Министерством образования Российской «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в  образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы среднего общего  образования и имеющих государственную аккредитацию. Общая характеристика учебного предмета. Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико­ математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными  представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного  мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование  представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной  Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их  систем, а также самой Вселенной. Цели и задачи изучения астрономии. При изучении основ современной астрономической науки перед учащимися ставятся  следующие цели: понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений; познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной; получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных  условиях, и единстве мегамира и микромира; осознать свое место в Солнечной системе и Галактике; ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики; выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим  оккультным (эзотерическим) наукам. Главная задача курса — дать учащимся целостное представление о строении и эволюции  Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира XX в. Отсюда следует, что       основной упор при изучении астрономии должен быть сделан на вопросы астрофизики,  внегалактической астрономии, космогонии и космологии. Место учебного предмета в учебном плане. Изучение курса рассчитано на 35 часа. Важную роль в освоении курса играют проводимые во  внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих  наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во­первых, они (за исключением  наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во­вторых, объекты,  природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для  наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности, планет, необходимо  учитывать условия их видимости. Должны знать: смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера,  болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика,  горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология,  космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и  плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело,  дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное  движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние,  протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние,  состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные  факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро; определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст  небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и  звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические  расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период,  солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы; смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно,  Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера,  Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга­Рассела, ,  Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна. Должны уметь: использовать карту звездного неба для нахождения координат светила; выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и  их системах; решать задачи на применение изученных астрономических законов; осуществлять самостоятельный поиск информации  стественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и  представление в разных формах;       владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития,  ценностно­ориентационной, смылопоисковой, и профессионально­трудового выбора.                                        Технология обучения.          В курс астрономии входят следующие разделы: 1. Введение. 2. Практические основы астрономии. 3. Строение Солнечной системы. 4. Природа тел Солнечной системы. 5. Солнце и звезды. 6. Строение и эволюция Вселенной.   В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения  которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов.  Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые  материалы даются в виде лекций.   На повышение эффективности усвоения курса астрономии направлено использование  принципа генерализации учебного материала — такого его отбора и такой методики  преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий,  законов, теорий.                                  Формы организации учебной деятельности.  классно­урочная (изучение нового, практикум, контроль, дополнительная работа, уроки­ зачеты, уроки — защиты творческих заданий);  индивидуальная и индивидуализированная. Позволяют регулировать темп продвижения в  обучении каждого школьника сообразно его способностям;  групповая работа. Возможна работа групп учащихся по индивидуальным заданиям.  Предварительно учитель формирует блоки объектов или общий блок, на основании де­ монстрации которого происходит обсуждение в группах общей проблемы, либо при наличии  компьютерного класса, обсуждение мини­задач, которые являются составной частью общей  учебной задачи;  внеклассная работа, исследовательская работа;  самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретенных знаний, выполнение индивидуальных  заданий творческого характера.                                            Примерный перечень наблюдений 1. Наблюдения невооруженным глазом. 1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба.  Изменение их положения с течением времени. 2. Движение Луны и смена ее фаз.1. Наблюдения в телескоп. 1. Рельеф Луны. 2. Фазы Венеры. 3. Марс. 4. Юпитер и его спутники. 5. Сатурн, его кольца и спутники. 6. Солнечные пятна (на экране). 7. Двойные звезды. 8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады). 9. Большая туманность Ориона. Туманность Андромеды. 10.                                                   Формы аттестации школьников. 1. Аттестация школьников, проводимая в системе, позволяет, наряду с формирующим  контролем предметных знаний, проводить мониторинг универсальных и предметных  учебных действий. 2. Рабочая программа предусматривает следующие формы аттестации школьников. 3. Входной контроль:  контрольная работа (до 45 минут). 1. Текущая (формирующая) аттестация:  самостоятельные работы (до 10 минут); лабораторно­практические работы (от 20 до 45 минут);   фронтальные опыты (до 10 минут);  диагностическое тестирование (остаточные знания по теме, усвоение текущего  учебного материала, сопутствующее повторение) – 5 — 15 минут.  контрольные работы (45 минут); 1. Промежуточная (констатирующая) аттестация:  итоговая контрольная работа (45 минут).                                                                 Планируемые результаты освоения курса  Личностными результатами обучения астрономии в средней школе являются: • в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя —  ориентация на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив,инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению,  способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить  себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и  ответственной деятельности, к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения,  вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно­политическим событиям  прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и  достижений нашей страны, к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с  общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и  компетентное  отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; • в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству) — российская  идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном  социуме, чувство причастности к  историко­культурной общности российского народа и  судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к  своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою  Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение  государственных символов (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку  как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской  идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к  культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; • в сфере отношений обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу  —  гражданственность, гражданская позиция активного и  ответственного члена российского  общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и  правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие  гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;  признание не отчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат  каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без  нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы  человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного  права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая  грамотность; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и  общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм  общественного сознания, осознание своего места в  поликультурном мире; интериоризацияценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному  регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих права и интересы, в том  числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно  значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства,  взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному  достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающихся  противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции,  дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим  негативным социальным явлениям; • в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми — нравственное сознание и  поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и  поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с  другими  людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их  достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и  доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способность  к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с  ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и  компетентное отношение к  физическому и психологическому здоровью других людей,  умение оказывать первую помощь; формирование выраженной в поведении нравственной  позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра ,нравственного сознания и  поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и  нравственных чувств (чести,  долга, справедливости, милосердия и дружелюбия), компетенций сотрудничества со  сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно  полезной, учебно­исследовательской, проектной и других видах; • в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе,  художественной культуре  — мировоззрение, соответствующее современному уровню  развития науки, значимость науки, готовность к научно­техническому творчеству, владение  достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной  науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и  способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;  сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной  профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережноеотношение к родной земле, природным богатствам России и  мира, понимание влияния  социально­экономических процессов на состояние природной и социальной среды,  ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного  природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии;  приобретение опыта экологонаправленной деятельности; эстетическое отношение к миру,  готовность к эстетическому обустройству собственного быта; • в сфере отношений обучающихся к труду, в  сфере социально­экономических  отношений  — уважение всех форм собственности, готовность к  защите своей  собственности; осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации  собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной  деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных,  государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и   людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое  отношение к разным видам трудовой деятельности, готовность к самообслуживанию,  включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Метапредметные результаты обучения астрономии в средней школе представлены  тремя группами универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: • самостоятельно определять цели, ставить и  формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных  ситуациях; • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели; • сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы; • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; • определять несколько путей достижения поставленной цели; • выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективность расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и  морали; • задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;• оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности,  собственной жизни и жизни окружающих людей. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; • распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; • использовать различные модельно­схематические средства для представления выявленных  в информационных источниках противоречий; • осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные  и познавательные) задачи; • искать и находить обобщенные способы решения задач; • приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в  отношении действий и суждений другого; • анализировать и преобразовывать проблемно­противоречивые ситуации; • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск  возможности широкого переноса средств и способов действия; • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со  стороны других участников и ресурсные ограничения; • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и  учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции  самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной  познавательной деятельностью подчиняться). Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как  внутри образовательной организации, так и за ее пределами); при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в  разных ролях (генератором идей,  критиком, исполнителем, презентующим и т. д.); • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных  (устных и письменных) языковых средств; • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной  фазы;• координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или  сочетания реального и виртуального); • согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим  продуктом/решением; • представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед  знакомой, так и перед незнакомой аудиторией; • подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; • воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития; • точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес  других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом  личностных оценочных суждений.                                        Способы проверки достижения результатов обучения. При изучении курса осуществляется комплексный контроль знаний и умений учащихся,  включающий текущий контроль в процессе изучения материала, рубежный контроль в конце  изучения завершенного круга вопросов и итоговый контроль в конце изучения курса.  Предполагается сочетание различных форм проверки знаний и умений: устная проверка,  тестирование, письменная проверка. Кроме того, учитывается участие учащихся в  дискуссиях при обсуждении выполненных заданий, оцениваются рефераты учащихся и  результаты проектной деятельности. Достижение предметных результатов обучения контролируется в основном в процессе  устной проверки знаний, при выполнении письменных проверочных и контрольных работ,  тестов, при проведении наблюдений. Итоговая проверка достижения предметных  результатов может быть организована в виде комплексной контрольной работы или зачета.  На этом этапе проверки учащиеся защищают рефераты по изученной теме. Достижение метапредметных результатов контролируется в процессе выполнения  учащимися наблюдений. При этом отслеживается: умение учащихся поставить цель  наблюдения, подобрать приборы, составить план выполнения наблюдения, представить  результаты работы, сделать выводы, умение пользоваться измерительными приборами,  оценивать погрешность измерения, записывать результат измерения с учетом погрешности,видеть возможности уменьшения погрешностей измерения. Кроме того, метапредметные  результаты контролируются при подготовке учащимися сообщений, рефератов, проектов и  их презентации. Оценивается умение работать с информацией, представленной в разной  форме, умение в области ИКТ, умение установить межпредметные связи астрономии с  другими предметами (физика, биология, химия, история и др.). Личностные результаты обучения учащихся не подлежат количественной оценке, однако  дается качественная оценка деятельности и поведения учащихся, которая может быть  зафиксирована в портфолио учащегося.                                      Содержание курса астрономии 10 класса (18 ч, 0,5 ч в неделю).   Введение (2 ч) Астрономия, ее связь с другими науками. Структура масштабы Вселенной. Особенности  астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая  астрономия. Демонстрации.  портреты выдающихся астрономов; изображения объектов исследования в астрономии. Предметные результаты освоения темы позволяют:  воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и  математикой;  использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы  телескопа. Практические основы астрономии (5 ч) Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на  различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение  Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. Предметные результаты изучения данной темы позволяют: воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд  и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);  объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;  объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных  географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;  применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд. 1. Демонстрации. 1. географический глобус Земли;  2. глобус звездного неба; 3. 4. звездные карты; звездные каталоги и карты; 5. карта часовых поясов; 6. модель небесной сферы; 7. разные виды часов (их изображения); 8. теллурий. Строение Солнечной системы (5 ч)   Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление  гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости.  Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера.  Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс.  Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел.  Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе. Предметные результаты освоения данной темы позволяют:  воспроизводить исторические сведения о становлении развитии гелиоцентрической  системы мира; воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и  сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры  объекта, астрономическая единица);  вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым  размерам и расстоянию;  формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего  (уточненного) закона Кеплера;  описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по  орбитам с различным эксцентриситетом;  объяснять причины возникновения приливов на Земле возмущений в движении тел  Солнечной системы;  характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для  исследования тел Солнечной системы. Демонстрации. 1. динамическая модель Солнечной системы; 2. изображения видимого движения планет, планетных конфигураций; 3. портреты Птолемея, Коперника, Кеплера, Ньютона; 4. схема Солнечной системы; 5. фотоизображения Солнца и Луны во время затмений. Природа тел Солнечной системы (6 ч) 1. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна —  двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на  Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты­гиганты, их  спутники кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты­карлики, кометы,  метеориты. Метеоры, болиды и метеориты. 2. Предметные результаты изучение темы позволяют:  формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;          определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной  группы, планеты­гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты­карлики, кометы,  метеороиды, метеоры, болиды, метеориты); описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли; перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их  возникновения; проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и  составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет; объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения  уникальной природы Земли; описывать характерные особенности природы планет­гигантов, их спутников и колец; характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их  значительных различий; описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при  движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью; описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов; объяснять сущность астероидно­кометной опасности, возможности и способы ее  предотвращения. Демонстрации. 1. глобус Луны; 2. динамическая модель Солнечной системы; 3. изображения межпланетных космических аппаратов; 4. изображения объектов Солнечной системы; 5. космические снимки малих тел Солнечной системы; 6. космические снимки планет Солнечной системы; 7. таблицы физических и орбитальных характеристик планет Солнечной системы; 8. фотография поверхности Луны.11 класс(17 ч, 0,5 ч в неделю). Солнце и звезды (8 ч)   Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии.  Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие  солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура  различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд  различной массы. Предметные результаты освоения темы позволяют: ­определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год); характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии; описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к  поверхности; объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен; описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю; вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу; называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на  диаграмме «спектр — светимость»; сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца; объяснять причины изменения светимости переменных звезд; описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых; оценивать время существования звезд в зависимости от их массы; описывать этапы формирования и эволюции звезды; характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии  эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.           Демонстрации. 1. диаграмма Герцшпрунга – Рассела; 2. схема внутреннего строения звезд; 3. схема внутреннего строения Солнца; 4. схема эволюционных стадий развития звезд на диаграмме Герцшпрунга – Рассела; 5. фотографии активных образований на Солнце, атмосферы и короны Солнца; 6. фотоизображения взрывов новых и сверхновых звезд; 7. фотоизображения Солнца и известных звезд. Строение и эволюция Вселенной (9 ч) 1. Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная  среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования.  Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары.  Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное  смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв.  Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и  антитяготение. Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для  развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические  соединения в космосе. Современные возможности космонавтики радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о  своем существовании. Предметные результаты изучения темы позволяют:      объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв,  реликтовое излучение); характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика); определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе  зависимости «период — светимость»; распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные); сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной; обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного  смещения» в спектрах галактик;  формулировать закон Хаббла;      определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых; оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы  Горячей Вселенной; классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения  — Большого взрыва; интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата  действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще  неизвестна. Демонстрации. ­изображения радиотелескопов и космических аппаратов, использованных для поиска жизни  во Вселенной; ­схема строения Галактики; ­схемы моделей Вселенной; ­таблица ­ схема основных этапов развития Вселенной; ­фотографии звездных скоплений и туманностей; ­фотографии Млечного Пути; ­.фотографии разных типов галактик.