Рабочая программа по астрономии разработана в соответствии:
-с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО, М.: Просвещение, 2012 год, с изменениями и дополнениями от:29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.);
-на основе учебной программы по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс» (Е. К. Страут, 2017 г.)
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учеб¬нике «Астрономия. 11 класс», Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут, 2017г.Рабочая программа по астрономии
МКОУ «Табулгинская средняя общеобразовательная школа
Чистоозерного района Новосибирской области
им. П.Д.Слюсарева»
Рабочая программа
по астрономии
Разработана:
учителем астрономии
Жариковой Светланой Семеновной2017г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по астрономии разработана в соответствии:
с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (ФГОС СОО, М.: Просвещение, 2012 год, с изменениями и дополнениями от:29
декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.);
на основе учебной программы по астрономии для общеобразовательных учреждений
«Астрономия 11 класс» (Е. К. Страут, 2017 г.)
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике «Астрономия. 11 класс», Б. А.
ВоронцовВельяминов, Е. К. Страут, 2017г.
Учебник «Астрономия. 11 класс» (авторы Б. А. ВоронцовВельяминов, Е. К. Страут) для
общеобразовательных учреждений, входящий в состав УМК по астрономии для 11 класса,
рекомендован Министерством образования Российской «Об утверждении федеральных перечней
учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы среднего общего
образования и имеющих государственную аккредитацию.
Общая характеристика учебного предмета.
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико
математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными
представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного
мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование
представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной
Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их
систем, а также самой Вселенной.
Цели и задачи изучения астрономии.
При изучении основ современной астрономической науки перед учащимися ставятся
следующие цели:
понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;
познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;
получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных
условиях, и единстве мегамира и микромира;
осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;
ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;
выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим
оккультным (эзотерическим) наукам.
Главная задача курса — дать учащимся целостное представление о строении и эволюции
Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира XX в. Отсюда следует, что
основной упор при изучении астрономии должен быть сделан на вопросы астрофизики,
внегалактической астрономии, космогонии и космологии.
Место учебного предмета в учебном плане.
Изучение курса рассчитано на 35 часа. Важную роль в освоении курса играют проводимые во
внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих
наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Вопервых, они (за исключением
наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Вовторых, объекты,
природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для
наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности, планет, необходимо
учитывать условия их видимости.
Должны знать:
смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера,
болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика,
горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология,
космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и
плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело,
дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное
движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние,
протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние,
состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные
факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;
определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст
небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и
звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические
расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период,
солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;
смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно,
Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера,
Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, ГерцшпрунгаРассела, ,
Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна.
Должны уметь:
использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и
их системах;
решать задачи на применение изученных астрономических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации
стественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и
представление в разных формах;
владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития,
ценностноориентационной, смылопоисковой, и профессиональнотрудового выбора.
Технология обучения.
В курс астрономии входят следующие разделы:
1. Введение.
2. Практические основы астрономии.
3. Строение Солнечной системы.
4. Природа тел Солнечной системы.
5. Солнце и звезды.
6. Строение и эволюция Вселенной.
В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения
которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов.
Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые
материалы даются в виде лекций.
На повышение эффективности усвоения курса астрономии направлено использование
принципа генерализации учебного материала — такого его отбора и такой методики
преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий,
законов, теорий.
Формы организации учебной деятельности.
классноурочная (изучение нового, практикум, контроль, дополнительная работа, уроки
зачеты, уроки — защиты творческих заданий);
индивидуальная и индивидуализированная. Позволяют регулировать темп продвижения в
обучении каждого школьника сообразно его способностям;
групповая работа. Возможна работа групп учащихся по индивидуальным заданиям.
Предварительно учитель формирует блоки объектов или общий блок, на основании де
монстрации которого происходит обсуждение в группах общей проблемы, либо при наличии
компьютерного класса, обсуждение минизадач, которые являются составной частью общей
учебной задачи;
внеклассная работа, исследовательская работа;
самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала, отработке учебных навыков
и навыков практического применения приобретенных знаний, выполнение индивидуальных
заданий творческого характера.
Примерный перечень наблюдений
1. Наблюдения невооруженным глазом.
1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба.
Изменение их положения с течением времени.
2. Движение Луны и смена ее фаз.1. Наблюдения в телескоп.
1. Рельеф Луны.
2. Фазы Венеры.
3. Марс.
4. Юпитер и его спутники.
5. Сатурн, его кольца и спутники.
6. Солнечные пятна (на экране).
7. Двойные звезды.
8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).
9. Большая туманность Ориона.
Туманность Андромеды.
10.
Формы аттестации школьников.
1.
Аттестация школьников, проводимая в системе, позволяет, наряду с формирующим
контролем предметных знаний, проводить мониторинг универсальных и предметных
учебных действий.
2. Рабочая программа предусматривает следующие формы аттестации школьников.
3. Входной контроль:
контрольная работа (до 45 минут).
1. Текущая (формирующая) аттестация:
самостоятельные работы (до 10 минут);
лабораторнопрактические работы (от 20 до 45 минут);
фронтальные опыты (до 10 минут);
диагностическое тестирование (остаточные знания по теме, усвоение текущего
учебного материала, сопутствующее повторение) – 5 — 15 минут.
контрольные работы (45 минут);
1. Промежуточная (констатирующая) аттестация:
итоговая контрольная работа (45 минут).
Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами обучения астрономии в средней школе являются:
• в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя —
ориентация на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив,инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению,
способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить
себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности, к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения,
вырабатывать собственную позицию по отношению к общественнополитическим событиям
прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и
достижений нашей страны, к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; принятие и реализацию
ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное
отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
• в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству) — российская
идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном
социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и
судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к
своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку
как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской
идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к
культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
• в сфере отношений обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу —
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание не отчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без
нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного
права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая
грамотность; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; интериоризацияценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному
регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к
конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих права и интересы, в том
числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно
значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному
достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающихся
противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим
негативным социальным явлениям;
• в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми — нравственное сознание и
поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и
поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способность
к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей,
умение оказывать первую помощь; формирование выраженной в поведении нравственной
позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра ,нравственного сознания и
поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести,
долга, справедливости, милосердия и дружелюбия), компетенций сотрудничества со
сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах;
• в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе,
художественной культуре — мировоззрение, соответствующее современному уровню
развития науки, значимость науки, готовность к научнотехническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной
науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и
способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережноеотношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния
социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды,
ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного
природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии;
приобретение опыта экологонаправленной деятельности; эстетическое отношение к миру,
готовность к эстетическому обустройству собственного быта;
• в сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических
отношений — уважение всех форм собственности, готовность к защите своей
собственности; осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной
деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и
людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое
отношение к разным видам трудовой деятельности, готовность к самообслуживанию,
включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Метапредметные результаты обучения астрономии в средней школе представлены
тремя группами универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• самостоятельно определять цели, ставить
и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной ранее цели;
• сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
• определять несколько путей достижения поставленной цели;
• выбирать оптимальный путь достижения цели,
учитывая эффективность расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и
морали;
• задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;• оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
• распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
• использовать различные модельносхематические средства для представления выявленных
в информационных источниках противоречий;
• осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные
и познавательные) задачи;
• искать и находить обобщенные способы решения задач;
• приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в
отношении действий и суждений другого;
• анализировать и преобразовывать проблемнопротиворечивые ситуации;
• выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможности широкого переноса средств и способов действия;
• выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
• менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и
учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции
самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной
познавательной деятельностью подчиняться).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
при осуществлении групповой работы быть как
руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей,
критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);
• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
• распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы;• координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или
сочетания реального и виртуального);
• согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим
продуктом/решением;
• представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед
знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
• подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
• воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
• точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес
других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом
личностных оценочных суждений.
Способы проверки достижения результатов обучения.
При изучении курса осуществляется комплексный контроль знаний и умений учащихся,
включающий текущий контроль в процессе изучения материала, рубежный контроль в конце
изучения завершенного круга вопросов и итоговый контроль в конце изучения курса.
Предполагается сочетание различных форм проверки знаний и умений: устная проверка,
тестирование, письменная проверка. Кроме того, учитывается участие учащихся в
дискуссиях при обсуждении выполненных заданий, оцениваются рефераты учащихся и
результаты проектной деятельности.
Достижение предметных результатов обучения контролируется в основном в процессе
устной проверки знаний, при выполнении письменных проверочных и контрольных работ,
тестов, при проведении наблюдений. Итоговая проверка достижения предметных
результатов может быть организована в виде комплексной контрольной работы или зачета.
На этом этапе проверки учащиеся защищают рефераты по изученной теме.
Достижение метапредметных результатов контролируется в процессе выполнения
учащимися наблюдений. При этом отслеживается: умение учащихся поставить цель
наблюдения, подобрать приборы, составить план выполнения наблюдения, представить
результаты работы, сделать выводы, умение пользоваться измерительными приборами,
оценивать погрешность измерения, записывать результат измерения с учетом погрешности,видеть возможности уменьшения погрешностей измерения. Кроме того, метапредметные
результаты контролируются при подготовке учащимися сообщений, рефератов, проектов и
их презентации. Оценивается умение работать с информацией, представленной в разной
форме, умение в области ИКТ, умение установить межпредметные связи астрономии с
другими предметами (физика, биология, химия, история и др.).
Личностные результаты обучения учащихся не подлежат количественной оценке, однако
дается качественная оценка деятельности и поведения учащихся, которая может быть
зафиксирована в портфолио учащегося.
Содержание курса астрономии
10 класса (18 ч, 0,5 ч в неделю).
Введение (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура масштабы Вселенной. Особенности
астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая
астрономия.
Демонстрации.
портреты выдающихся астрономов; изображения объектов исследования в астрономии.
Предметные результаты освоения темы позволяют:
воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и
математикой;
использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы
телескопа.
Практические основы астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на
различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение
Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Предметные результаты изучения данной темы позволяют: воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд
и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных
географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
1. Демонстрации.
1. географический глобус Земли;
2. глобус звездного неба;
3.
4.
звездные карты;
звездные каталоги и карты;
5. карта часовых поясов;
6. модель небесной сферы;
7. разные виды часов (их изображения);
8. теллурий.
Строение Солнечной системы (5 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление
гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости.
Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера.
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс.
Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел.
Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Предметные результаты освоения данной темы позволяют:
воспроизводить исторические сведения о становлении развитии гелиоцентрической
системы мира; воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и
сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры
объекта, астрономическая единица);
вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым
размерам и расстоянию;
формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего
(уточненного) закона Кеплера;
описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по
орбитам с различным эксцентриситетом;
объяснять причины возникновения приливов на Земле возмущений в движении тел
Солнечной системы;
характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для
исследования тел Солнечной системы.
Демонстрации.
1. динамическая модель Солнечной системы;
2. изображения видимого движения планет, планетных конфигураций;
3. портреты Птолемея, Коперника, Кеплера, Ньютона;
4. схема Солнечной системы;
5. фотоизображения Солнца и Луны во время затмений.
Природа тел Солнечной системы (6 ч)
1. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна —
двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на
Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планетыгиганты, их
спутники кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планетыкарлики, кометы,
метеориты. Метеоры, болиды и метеориты.
2. Предметные результаты изучение темы позволяют:
формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании
всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной
группы, планетыгиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планетыкарлики, кометы,
метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их
возникновения;
проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и
составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения
уникальной природы Земли;
описывать характерные особенности природы планетгигантов, их спутников и колец;
характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их
значительных различий;
описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при
движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
объяснять сущность астероиднокометной опасности, возможности и способы ее
предотвращения.
Демонстрации.
1. глобус Луны;
2. динамическая модель Солнечной системы;
3. изображения межпланетных космических аппаратов;
4. изображения объектов Солнечной системы;
5. космические снимки малих тел Солнечной системы;
6. космические снимки планет Солнечной системы;
7. таблицы физических и орбитальных характеристик планет Солнечной системы;
8. фотография поверхности Луны.11 класс(17 ч, 0,5 ч в неделю).
Солнце и звезды (8 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии.
Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие
солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура
различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели
звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд
различной массы.
Предметные результаты освоения темы позволяют:
определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к
поверхности;
объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на
диаграмме «спектр — светимость»;
сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;
оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
описывать этапы формирования и эволюции звезды;
характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии
эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
Демонстрации.
1. диаграмма Герцшпрунга – Рассела;
2. схема внутреннего строения звезд;
3. схема внутреннего строения Солнца;
4. схема эволюционных стадий развития звезд на диаграмме Герцшпрунга – Рассела;
5. фотографии активных образований на Солнце, атмосферы и короны Солнца;
6. фотоизображения взрывов новых и сверхновых звезд;
7. фотоизображения Солнца и известных звезд.
Строение и эволюция Вселенной (9 ч)
1. Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная
среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования.
Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары.
Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное
смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв.
Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и
антитяготение. Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для
развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические
соединения в космосе. Современные возможности космонавтики радиоастрономии для связи
с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о
своем существовании.
Предметные результаты изучения темы позволяют:
объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв,
реликтовое излучение);
характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе
зависимости «период — светимость»;
распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного
смещения» в спектрах галактик;
формулировать закон Хаббла;
определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых;
оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы
Горячей Вселенной;
классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения
— Большого взрыва;
интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата
действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще
неизвестна.
Демонстрации.
изображения радиотелескопов и космических аппаратов, использованных для поиска жизни
во Вселенной;
схема строения Галактики;
схемы моделей Вселенной;
таблица схема основных этапов развития Вселенной;
фотографии звездных скоплений и туманностей;
фотографии Млечного Пути;
.фотографии разных типов галактик.