Рабочая программа по астрономии
Оценка 4.7

Рабочая программа по астрономии

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
астрономия
10 кл—11 кл +1
02.09.2018
Рабочая программа по астрономии
Рабочая программа по астрономии предназначена для преподавания астрономии в учреждении среднего профессионального образования для студентов, получающих профессию Мастер сельскохозяйственного производства. Данный продукт можно использовать для преподавания астрономии в любом образовательном учреждении, обеспечивающем среднее общее образование в соответствии с требованиями ФГОС.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Астрономия_32по стандарту.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ЛЮБИМСКИЙ АГРАРНО­ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ РАССМОТРЕНО на заседании методической комиссии    протокол № __ от «___»__________201_г. Председатель: __________ Т.М. Смирнова УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по ОД ___________  И.В. Самойлова «____»______________201_ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АСТРОНОМИЯ Профессия СПО: 35.01.11 МАСТЕР СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО  ПРОИЗВОДСТВА Уровень квалификации по профессиям  ОК  016 ­ 94: Оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования Тракторист­машинист сельскохозяйственного производства Водитель автомобиля г. Любим  1 2017 г. 2 Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» предназначена для изучения  астрономии  в   профессиональных   образовательных   организациях   СПО,   реализующих образовательную   программу   среднего   общего   образования   в   пределах   освоения   основной профессиональной  образовательной   программы   СПО  (ОПОП  СПО)  на  базе   основного  общего образования при подготовке квалифицированных  рабочих, служащих и специалистов среднего звена для профессий и специальностей СПО:     35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства» код наименование специальности (профессии) Программа   разработана   на   основе   требований   ФГОС   среднего   общего   образования, предъявляемых   к   структуре,   содержанию   и   результатам   освоения   учебной   дисциплины «Астрономия»   (Приказ   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   7   июня   2017 г.   N 506   "О внесении   изменений   в   федеральный   компонент   государственных   образовательных   стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089", Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.06.2017 № 613) и на основании Примерной   программы   учебного   предмета   Астрономия   (авторы   программы   Б.А.   Воронцов­ Вельяминов, Е.К. Страут). Разработчик:         преподаватель ГПОАУ ЯО ЛАПК Левашова А.В. 3 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ   РАБОЧЕЙ   ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА   И   СОДЕРЖАНИЕ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 3 9 16 18 4 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Астрономия 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая   программа   учебной   дисциплины   Астрономия   является   частью   основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с ФГОС в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП   СПО)   на   базе   основного   общего   образования   при   подготовке   квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена для профессий и специальностей СПО: 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:  учебная дисциплина  Астрономия относится к группе общеобразовательных дисциплин  основной профессиональной  образовательной   программы   СПО  (ОПОП  СПО)  на  базе   основного  общего образования при подготовке квалифицированных  рабочих, служащих и специалистов среднего звена для профессий и специальностей СПО.  1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины должны отражать:  1) сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно­временных масштабах Вселенной;  2) понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;  3)   владение   основополагающими   астрономическими   понятиями,   теориями,   законами   и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;  4)   сформированность   представлений   о   значении   астрономии   в   практической   деятельности человека и дальнейшем научно­техническом развитии;  5) осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.       Изучение астрономии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов  природы и формировании современной естественно­научной картины мира; приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции  Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных  астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники; овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами  определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками  практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного  неба в конкретном пункте для заданного времени; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в  процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников  информации и современных информационных технологий; использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач  повседневной жизни;  формирование научного мировоззрения;  формирование навыков использования естественно­научных и особенно физико­ математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на  примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики. В результате изучения астрономии на базовом уровне обучающийся должен: знать/понимать: 5        смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит,  метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное  и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд,  параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра; смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная  величина; смысл физического закона Хаббла; основные этапы освоения космического пространства; гипотезы происхождения Солнечной системы; основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы; размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра  Галактики; уметь:       приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов  исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для  получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности  на Землю; описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных  затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и  отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико­химических  характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет­светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических  элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера; характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и  свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных  размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы; находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая  Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в  том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе; использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и  звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по  астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно­ популярных статьях. 1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа; внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося 16 часов. 6 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  в том числе: практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) внеаудиторная самостоятельная работа, в том числе: составление опорного конспекта   подготовка презентации проработка конспектов составление теста Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта 48 32 5 16 4 8 1 3 7 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Астрономия» Наименование разделов и тем 1 Тема 1. Предмет астрономии Тема 2. Основы практической астрономии Тема 3. Законы движения небесных тел Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения Содержание учебного материала 2 1. Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную.  Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы.  2. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований.  3. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли,  полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся  Составление теста на тему «История космонавтики»  Содержание учебного материала 1. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта,  созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба.  2. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения  объектов на небе и географических координат наблюдателя.  3. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные  затмения. Время и календарь. Внеаудиторная самостоятельная  работа обучающихся Подготовка презентации на тему: «Тайны черной дыры» «Телескоп — устройство и «Темная материя»  «Теория Большого взрыва» Содержание учебного материала 1. Структура и масштабы Солнечной системы.  2. Конфигурация и условия видимости планет. 3. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная  механика. Законы Кеплера. 4. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел. Практические работы 1. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Внеаудиторная самостоятельная  работа обучающихся 4 2 2 2 3 3 3 1 3 4 4 1 1 Наименование разделов и тем 1 Тема 4. Солнечная система Тема 5. Методы астрономических исследований Тема 6. Звезды Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения  Составление теста на тему «Небесные тела» 2 Содержание учебного материала 1. Происхождение Солнечной системы. 2. Система Земля ­ Луна. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые  полеты на Луну. 3. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. 4. Планеты­гиганты. Спутники и кольца планет. 5. Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность. Практические  работы 1. Две группы планет Солнечной системы. 2. Изучение планет Солнечной системы в компьютерном планетарии. Внеаудиторная самостоятельная  работа обучающихся Подготовка презентации на одну из тем:  «Ледяной метеорит в атмосфере Земли» «Откуда у кометы хвост?» «Падающие небесные тела» «Свидание с кометой» Содержание учебного материала 1. Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник  информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы,  принцип их работы.  2. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина.  Закон Стефана­Больцмана. Внеаудиторная самостоятельная  работа обучающихся  Составление теста на тему «Методы астрономических исследований» Звезды: основные физико­химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие  Содержание учебного материала 1. звездных характеристик и их закономерности. 2. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды.  3. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. 4 2 2 3 5 1 4 2 1 5 Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения 2 4. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов.  Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные  стадии. 5. Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна,  вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на  Солнце. Солнечно­земные связи. Практические работы 1. Определение расстояния до удаленных объектов на основе измерения параллакса.   2. Изучение небесных тел в компьютерном планетарии. Внеаудиторная самостоятельная  работа обучающихся Составление опорного конспекта по теме:  « Притяжение звёздного неба» «Проблемы исследования космического пространства» «Прогулка по звёздному небу» «Путешествие по созвездиям». Содержание учебного материала 1. Наша Галактика – Млечный Путь. Состав и структура Галактики. Звездные скопления.  Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя. 2. Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. 3. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. 4. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной.  Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся  Проработка конспектов 4 2 2 3 1 4 4 1 1 48 Наименование разделов и тем 1 Тема 7. Галактики. Наша Галактика ­ Млечный Путь. Строение и эволюция Вселенной Дифференцированный зачёт Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);  2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) Всего 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально­техническому обеспечению Реализация   учебной   дисциплины   осуществляется   в   учебном   кабинете: «Информационные технологии».   включающее: Оборудование учебного кабинета:  рабочее   место   преподавателя,   персональный   компьютер, подключенный   к   сети   Интернет,   мультимедийный   проектор,   программное обеспечение общего назначения; посадочные места по количеству студентов; рабочие   места   для   студентов,   оборудованные   персональными   компьютерами, подключенными к локальной сети и сети Интернет; виртуальные компьютерные лаборатории для изучения космических объектов; комплект учебно­методической документации; наглядные пособия: демонстрационные плакаты, раздаточный материал.       3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень используемых учебных изданий, дополнительной литературы: Для студентов Основные 1. Астрономия 11 класс, Б.А. Воронцов­Вельяминов, Е.К. Страут ­ М.: Просвещение, 2013г. Дополнительные 1. Кононович Э.В., Мороз В.И. Курс общей астрономии. М., Эдиториал УРСС, 2004. 2. Фламмарион К. История неба. М. 1994         3. Шимбалев А.А, Галузо И.В., Голубев В.А. Хрестоматия по астрономии. Минск,         Аверсэв. 2005 1 Вселенная школьника XXI века». М.: 5 за знания, 2007. 2  «Физика Вселенной». 1­е изд., 1976, Наука, 2­е изд., 2004. Для преподавателя 3 Климишин И.А. Астрономия наших дней.­ М.: 1986. 4 Климишин И.А. Открытие Вселенной.­ М.: 1987 5  Мухин Л.М. Мир астрономии, 1987. 6 Назаретян А.П. Интеллект во Вселенной.­ М.: Недра, 1990. 7 Паркер Б. Мечта Эйнштейна. В поисках единой теории строения Вселенной.­ М.:  Наука, 1991. ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ 1.         http://www.astronet.ru; 2.         http://www.sai.msu.ru;  3.         http://www.izmiran.ru;  4.         http://www.sai.msu.su/EAAS;  5.         http://www.myastronomy.ru;  6.         http://www.krugosvet.ru; 7.    http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia. 4.   КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется  в процессе проведения практических занятий и контрольных  работ, тестирования, а также выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения  устный опрос, тестовая работа,  внеаудиторная самостоятельная  работа, практическая работа,    Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) уметь:  приводить примеры: роли астрономии в  развитии цивилизации, использования  методов исследований в астрономии,  различных диапазонов электромагнитных  излучений для получения информации об  объектах Вселенной, получения  астрономической информации с помощью  космических аппаратов и спектрального  анализа, влияния солнечной активности на  Землю; описывать и объяснять: различия  календарей, условия наступления  солнечных и лунных затмений, фазы Луны,  суточные движения светил, причины  возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа,  взаимосвязь физико­химических  характеристик звезд с использованием  диаграммы "цвет­светимость", физические  причины, определяющие равновесие звезд,  источник энергии звезд и происхождение  химических элементов, красное смещение с  помощью эффекта Доплера; характеризовать особенности методов  познания астрономии, основные элементы и  свойства планет Солнечной системы,  методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути  эволюции звезд различной массы; находить на небе основные созвездия  Северного полушария, в том числе:  Большая Медведица, Малая Медведица,  Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые  яркие звезды, в том числе: Полярная звезда,  Арктур, Вега, Капелла, Сириус,  Бетельгейзе; использовать компьютерные приложения  для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для      данного населенного пункта; использовать приобретенные знания и  умения в практической деятельности и  повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с  другими науками, в основе которых лежат  знания по астрономии, отделение ее от  лженаук; оценивания информации, содержащейся в  сообщениях СМИ, Интернете, научно­ популярных статьях.   знать:       смысл понятий: геоцентрическая и  гелиоцентрическая система, видимая  звездная величина, созвездие,  противостояния и соединения планет,  комета, астероид, метеор, метеорит,  метеороид, планета, спутник, звезда,  Солнечная система, Галактика, Вселенная,  всемирное и поясное время, внесолнечная  планета (экзопланета), спектральная  классификация звезд, параллакс,  реликтовое излучение, Большой Взрыв,  черная дыра; смысл физических величин: парсек,  световой год, астрономическая единица,  звездная величина; смысл физического закона Хаббла; основные этапы освоения космического  пространства; гипотезы происхождения Солнечной  системы; основные характеристики и строение  Солнца, солнечной атмосферы; размеры   Галактики,   положение   и   период обращения Солнца относительно центра Галактики; устный опрос, тестовая работа,  внеаудиторная самостоятельная  работа

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии

Рабочая программа по астрономии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2018