РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»
Оценка 4.9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

Оценка 4.9
Образовательные программы +2
docx
астрономия +2
10 кл—11 кл +1
01.12.2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Естество-знание» предназначена для изучения обществознания в профессиональ-ных образовательных организациях СПО, реализующих образователь-ную программу среднего общего образования в пределах освоения ос-новной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифи-цированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Программа разработана на основе требований ФГОС среднего об-щего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результа-там освоения учебной дисциплины «Естествознание», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образова-ния в пределах освоения образовательных программ среднего профес-сионального образования на базе основного общего образования с уче-том требований федеральных государственных образовательных стан-дартов и получаемой профессии или специальности среднего професси-онального образования (письмо Департамента государственной полити-ки в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
РПД Естествознание СПО.docx
Московский финансово­промышленный университет «Синергия» Кафедра Высшей математики и естественнонаучных дисциплин «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебно­методической работе, к.э.н. ___________________   А.И. Васильев Рабочая программа дисциплины «Естествознание» Специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Квалификация выпускника: бухгалтер Форма обучения: очная Обсуждено на заседании кафедры  Высшей математики и естественнонаучных дисциплин «21» декабря 2016 г. Протокол № 12 Составитель(­и) программы: Хаммидулин Р.Я. к.т.н., проф., зав. кафедры  Ravgat@yandex.ru Рейтер К.А. к.ф.н., доцент МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО­ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»  Cyrill_reiter@mail.ru Москва 2016 СОДЕРЖАНИЕ I. II. III. IV. V. Паспорт учебной программы  Структура и примерное содержание учебной дисциплины Условия реализации учебной дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины Составители рабочей программы 3 8 29 31 36 2 МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО­ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»  I. ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ учебной  Программа  общеобразовательной  дисциплины «Естествознание»  предназначена   для   изучения   обществознания   в профессиональных   образовательных   организациях  СПО,  реализующих образовательную  программу  среднего  общего  образования   в   пределах освоения   основной   профессиональной   образовательной   программы   СПО (ОПОП   СПО)   на   базе   основного   общего   образования   при   подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,   предъявляемых   к   структуре,   содержанию   и   результатам освоения   учебной   дисциплины   «Естествознание»,   в   соответствии   с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с  учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов  и получаемой профессии   или   специальности   среднего   профессионального   образования (письмо  Департамента  государственной  политики  в  сфере  подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06­259). Программа   учебной   дисциплины   «Естествознание»   разработана   в соответствие с:   Федеральным   законом   №   273­ФЗ   «Об   образовании   в   Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года;   «Рекомендациями по реализации образовательной  программы среднего (полного)   общего   образования   в   образовательных   учреждениях начального   профессионального   и   среднего   профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными   учебными   планами   для   образовательных   учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо  Департамента   государственной   политики   и   нормативно­ правового регулирования в сфере образования Минобразования России от 29.05.2007 № 03­1180);   «Концепциями модернизации российского образования» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756­ р);   Федеральной   целевой   программой   развития   образования   на  2011­ 2020 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2006 года № 803);  Примерной   типовой   программой   учебной   дисциплины «Обществознание»   для   профессий   начального   профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования 3 МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО­ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»  рекомендованной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России от 21 июля 2015 года. Программа   учебной   дисциплины   «Естествознание»   является   частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Учебная дисциплина «Естествознание» является учебным предметом по   выбору   из   обязательной   предметной   области   «Естественные   науки» ФГОС среднего общего образования. В   профессиональных   образовательных   организациях,   реализующих образовательную   программу   среднего   общего   образования   в   пределах освоения   ОПОП   СПО   на   базе   основного   общего   образования,   учебная дисциплина   «Естествознание»   изучается   в   общеобразовательном   цикле учебного   плана   ОПОП   СПО   на   базе   основного   общего   образования   с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ). В   учебных   планах   ППКРС,   ППССЗ   место   учебной   дисциплины «Естествознание» – в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору,   формируемых   из   обязательных   предметных   областей   ФГОС среднего   общего   образования,   для   профессий   СПО   или   специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ – ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ  ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целью  дисциплины «Естествознание»   является   ознакомление студентов   с   фундаментальными   концепциями   естествознания   и естественнонаучными   основами   современных   технологий,   энергетики   и экологии   для   формирования   целостного   взгляда   на   окружающий   мир   и базовых   знаний,   необходимых   специалистам   в   области   управления, экономики и других сферах общественной деятельности.   Задачи дисциплины:  усвоение   знаний о   современной   естественнонаучной   картине   мира   и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;  овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений     информации естественнонаучного   и   специального   (профессионально   значимого) окружающего   мира,   восприятия 4 МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО­ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»  содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно­популярной литературы;  развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления   в   ходе   проведения   простейших   исследований,   анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации;  воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования   достижений   естественных   наук   для   развития цивилизации и повышения качества жизни;  применение   естественнонаучных   знаний   в   профессиональной деятельности  и   повседневной   жизни для   обеспечения   безопасности жизнедеятельности; грамотного   использования   современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.     В результате изучения дисциплины обучаемый должен: Иметь представление:  о естественнонаучных основах современных технологий, энергетики и экологии;  о   принципах   и   методах   естественнонаучного   познания действительности;  о   вкладе   великих   ученых   в   формирование   современной естественнонаучной картины мира.   Знать:  Роль и место естествознания в современном мире;  Основные понятия и законы классической физики;  Основы атомно­молекулярного учения;  Структуру и эволюцию Вселенной;  Основные   химические   закономерности   взаимодействия   веществ, периодическую систему элементов;  Роль воды и атмосферы с точки зрения химических состава и свойств, их значение для жизнедеятельности людей;  Основные признаки живого и строение клетки;  Естественнонаучные   аспекты   экологии   и   основные   проблемы современной цивилизации.   Уметь:  Объяснить   смысл   понятий: естественнонаучный   метод   познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной,   большой   взрыв,   Солнечная   система,   галактика, периодический   закон,   химическая   связь,   химическая   реакция, макромолекула,   клетка,   катализатор,   фермент,   белок, 5  приводить   примеры   экспериментов   и   (или) строение   наблюдений, обосновывающих: атомно­молекулярное   вещества, существование   электромагнитного   поля   и   взаимосвязь электрического   и   магнитного   полей,   волновые   и   корпускулярные свойства   света,   необратимость   тепловых   процессов,   разбегание галактик,   зависимость   свойств   вещества   от   структуры   молекул, зависимость   скорости   химической   реакции   от   температуры   и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как   носителя   наследственной   информации,   эволюцию   живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы; МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО­ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»  дифференциация   клеток,   ДНК,   вирус,   биологическая   эволюция, биоразнообразие,   организм,   популяция,   экосистема,   биосфера, энтропия, самоорганизация;  ориентироваться в естественнонаучных проблемах окружающего мира;  использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической деятельности и повседневной жизни для: o оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений; o энергосбережения; o безопасного   использования   материалов   и   химических   веществ   в быту; o профилактики   инфекционных   заболеваний,   никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей; o осознанных личных действий по охране окружающей среды.    Владеть:  культурой естественнонаучного мышления;  основными   методами,   средствами   и   способами   естественнонаучного познания, необходимыми для решения профессиональных задач. Освоение   содержания   учебной   дисциплины   «Естествознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: Личностных:  устойчивый   интерес   к   истории   и   достижениям   в   области естественных   наук,   чувство   гордости   за   российские   естественные науки; готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук;  6 МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО­ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»   объективное   осознание   значимости   компетенций   в   области естественных   наук   для   человека   и   общества,   умение   использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения   собственного   интеллектуального   развития   в   выбранной профессиональной   деятельности;  умение проанализировать техногенные последствия для окружающей  среды, бытовой и производственной деятельности человека; готовность   самостоятельно   добывать   новые   для   себя   естественно­ научные знания с использованием для этого доступных источников информации;  умение   управлять   своей   познавательной   деятельностью,   проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;  умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания; Метапредметных:  овладение   умениями   и   навыками   различных   видов   познавательной деятельности   для   изучения   разных   сторон   окружающего естественного мира;  применение   основных   методов   познания   (наблюдения,   научного эксперимента) для изучения различных сторон естественно­научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной   сфере;  умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике;  умение   использовать   различные   источники   для   получения естественно­ научной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач; Предметных:  сформированность   представлений   о   целостной   современной естественно­научной   картине   мира,   природе   как   единой   целостной системе,   природы   и   общества, пространственно­временных масштабах Вселенной;   взаимосвязи   человека,  владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;  сфорированность умения применять естественно­научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности   жизнедеятельности,  бережного   отношения   к   природе, рационального   природопользования,   а   также   выполнения   роли грамотного потребителя; 7 МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО­ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»   сформированность   представлений   о   научном   методе   познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение   приемами   естественно­научных   наблюдений,   опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов;  владение   понятийным   аппаратом   естественных   наук,   позволяющим познавать   мир,   участвовать   в   дискуссиях   по   естественно­научным вопросам,   использовать   различные   источники   информации   для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;  сформированность   умений   понимать   значимость   естественно­ научного   знания   для   каждого   человека   независимо   от   его профессиональной   деятельности,   различать   факты   и   оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей. Рекомендуемое   количество   часов   на   освоение   программы дисциплины:  максимальной учебной нагрузки обучающегося – 162 час., в том числе: o обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 108  часов; o самостоятельной работы обучающегося – 54 часов. II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лабораторные работы практические занятия контрольные работы семинары Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: работа над курсовой работой (проектом) работа с конспектом лекций изучение новой литературы выполнение домашних заданий эссе, реферат Итоговая аттестация в форме 8 Объем часов 162 108 54 20 18 20 – Зачет МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО­ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»  СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ Наименование разделов и тем Введение Физическая картина мира 1.  Механика. 2.  Тепловые явления. 3.  Электромагнитные явления. 4.  Строение атома и квантовая физика. 5.  Масштабы реального мира. Итого: Химия с элементами экологии 6.  Вода, растворы. 7.  Химические процессы в атмосфере. 8.  Химия и организм человека. Итого: Биология с элементами экологии 9.  Наиболее общие представления о жизни. 10.  Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности. 11.  Человек и окружающая среда. Итого: Заключение Всего: ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ Количество  часов 108 2   10 8 8 8 14 50   8 8 8 24   10 18 4 32 2 108 Наименование разделов и тем Введение. Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Содержание учебного материала: Основные науки о природе (физика,  химия, биология), их сходство и  отличия. Естественнонаучный метод познания и  его составляющие: наблюдение,  измерение, эксперимент, гипотеза,  теория. Лабораторный практикум: Самостоятельная работа: 9 Объем часов (обяз./полн. ) Уровень освоения   2 1     2 ­ ­ МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО­ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»  Раздел 1. Физическая картина мира. 50 Тема 1.  Механика. Тема 2.  Тепловые явления. Содержание учебного материала: Механическое движение, его  относительность. Законы динамики  Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила  тяжести. Закон всемирного тяготения. Реактивное движение. Потенциальная и кинетическая энергия.  Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность. Механические волны, звук. Лабораторный практикум: Исследование зависимости силы трения  от веса тела. Самостоятельная работа: Рассмотреть вопросы: Относительность движения. Инертность тела. Зависимость ускорения тела от его массы  и силы, действующей на тело. Равенство и противоположность  направления сил действия и  противодействия. Зависимость силы упругости от  удлинения пружины. Реактивное движение, модель ракеты. Изменение энергии при совершении  работы. Образование и распространение волн. Колеблющееся тело как источник звука. Содержание учебного материала Атомы и молекулы. Дискретное (атомно­ молекулярное) строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул,  температура. Агрегатные состояния вещества с точки  зрения атомно­молекулярных  представлений. Взаимные переходы  между агрегатными состояниями. Закон сохранения энергии в тепловых  процессах. Необратимый характер тепловых  процессов. Тепловые машины, их  применение. Экологические проблемы, связанные с  применением тепловых машин, и  проблема энергосбережения. Лабораторный практикум: Измерение температуры вещества в  10 4 6 6 4 4 2 2 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО­ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»  зависимости от времени при изменениях  агрегатных состояний. Самостоятельная работа: Рассмотреть вопросы: Модель хаотического движения молекул. Объемные (или компьютерные) модели  газа, жидкости и твердого тела. Испарение различных жидкостей. Плавление и отвердевание  кристаллических тел. Устройство паровой турбины. Содержание учебного материала: Электрические заряды и их  взаимодействие. Электрическое поле.  Проводники и изоляторы. Постоянный электрический ток. Сила  тока, напряжение, электрическое  сопротивление. Закон Ома для участка  цепи. Тепловое действие электрического  тока и закон Джоуля­Ленца. Магнитное поле тока и действие  магнитного поля на проводник с током.  Электродвигатель. Электромагнитная индукция.  Электрогенератор. Переменный ток.  Получение и передача электроэнергии. Электромагнитные волны. Радиосвязь и  телевидение. Свет как электромагнитная волна.  Интерференция и дифракция света. Лабораторный практикум: Сборка электрической цепи и измерение  силы тока и напряжения на ее различных  участках. Самостоятельная работа: Рассмотреть вопросы: Электризация тел. Нагревание проводников с током. Действие магнитного поля на проводник с током. Явление электромагнитной индукции. Устройство и действие электродвигателя  и электрогенератора. Интерференция и дифракция света. Содержание учебного материала: Фотоэффект и корпускулярные свойства  света. Использование фотоэффекта в  технике. Строение атома: планетарная модель и  модель Бора. Поглощение и испускание  света атомом. Квантование энергии. 11 4 4 4 6 4 2 2 1 1 1 1 1 1 Тема  3.Электромагнитные  явления. Тема 4.  Строение атома и  квантовая физика. МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО­ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»  Принцип действия и использование  лазера. Строение атомного ядра. Радиоактивные излучения и их  воздействие на живые организмы. Энергия расщепления атомного ядра. Ядерная энергетика и экологические  проблемы, связанные с ее использованием. Самостоятельная работа: Рассмотреть вопросы: Фотоэффект. Фотоэлемент. Излучение лазера. Счетчик ионизирующих излучений. Содержание учебного материала: Солнечная система. Звезды. Большой космос. Вселенная и большой взрыв. Лабораторный практикум: Экскурсия. Планетарий. Самостоятельная работа: Рассмотреть вопросы: Планеты Солнечной системы. Галактика Млечный путь. Реликтовое излучение. Тема 5.  Масштабы реального  мира. Раздел 2. Химия с элементами экологии Тема 6.  Вода, растворы. Содержание учебного материала: Вода вокруг нас. Физические и  химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов.  Массовая доля вещества в растворе как  способ выражения состава раствора. Водные ресурсы Земли. Качество воды.  Загрязнители воды и способы очистки.  Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды. Лабораторный практикум: Анализ содержания примесей в воде. Очистка загрязненной воды. Устранение жесткости воды. Самостоятельная работа: Рассмотреть вопросы: Физические свойства воды:  поверхностное натяжение, смачивание. Зависимость растворимости твердых  веществ и газов от температуры. Способы разделения смесей:  фильтрование, дистилляция, делительная  воронка. 12 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 4 6 8 8 24 4 4 4 МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО­ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»  Тема 7.  Химические процессы в атмосфере. Тема 8.  Химия и организм  человека. Содержание учебного материала Химический состав воздуха. Атмосфера и климат. Загрязнение  атмосферы и его источники. Озоновые дыры. Кислотные дожди. Кислоты и щелочи. Показатель  кислотности растворов рН. Лабораторный практикум: Определение химического состава  атмосферы. Измерение уровня СО2. Механизм образования кислотных  дождей. Самостоятельная работа: Рассмотреть вопросы: Обнаружение СО2 в выдыхаемом воздухе. Изучение рН различных растворов с  помощью универсального индикатора. Содержание учебного материала Химические элементы в организме  человека. Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые  соединения: белки, углеводы, жиры,  витамины. Строение белковых молекул. Углеводы – главный источник энергии  организма. Роль жиров в организме, холестерин. Минеральные вещества в продуктах  питания, пищевые добавки.  Сбалансированное питание. Лабораторный практикум: Анализ состава молока. Определение содержания витамина С в  напитках. Определение содержания железа в  продуктах питания. Самостоятельная работа: Рассмотреть вопросы: Периодический закон и периодическая  система Д.И. Менделеева. Теория химического строения А.М.  Бутлерова. Раздел 3. Биология с элементами экологии. Тема 9.  Наиболее общие  представления о  Содержание учебного материала: Понятие «жизнь». Основные признаки  живого: питание, дыхание, выделение,  раздражимость, подвижность,  13 4 4 4 4 4 4 32 6 2 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО­ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»  жизни. Тема 10.  Организм человека и  основные проявления  его  жизнедеятельности. 4 4 10 размножение, рост и развитие. Понятие «организм». Разнообразие живых организмов, принципы их классификации. Клетка – единица строения и  жизнедеятельности организма. Обмен  веществ и превращение энергии в клетке. Молекула ДНК – носитель  наследственной информации. Уровни организации живой природы:  клеточный, организменный,  надорганизменный. Эволюция живого. Движущие силы  эволюции: наследственность,  изменчивость, естественный отбор. Лабораторный практикум: Наблюдение клеток и тканей в  оптический микроскоп. Самостоятельная работа: Рассмотреть вопросы: Объемная (или компьютерная) модель  молекулы ДНК. Растения и животные, иллюстрирующие  изменчивость, наследственность,  приспособленность. Содержание учебного материала: Ткани, органы и системы органов  человека. Питание. Значение питания для роста,  развития и жизнедеятельности организма. Пищеварение как процесс физической и  химической обработки пищи. Система  пищеварительных органов. Предупреждение пищевых отравлений –  брюшного тифа, дизентерии, холеры. Гастрит и цирроз печени как результат  влияния алкоголя и никотина на организм. Дыхание организмов как способ  получения энергии. Органы дыхания.  Жизненная емкость легких. Тренировка  органов дыхания. Болезни органов  дыхания и их профилактика. Курение как  фактор риска. Движение. Кости, мышцы, сухожилия –  компоненты опорно­двигательной  системы. Мышечные движения и их  регуляция. Утомление мышц при  статической и динамической работе.  Изменение мышцы при тренировке,  последствия гиподинамии. Причины  нарушения осанки и развития  плоскостопия. Внутренняя среда организма: кровь,  14 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 2 1 1 МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО­ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»  тканевая жидкость, лимфа. Основные  функции крови. Кровеносная система. Иммунитет и иммунная система.  Бактерии и вирусы как причина  инфекционных заболеваний. Индивидуальное развитие организма.  Половое созревание. Менструация и  поллюция. Оплодотворение. Образование  и развитие зародыша и плода.  Беременность и роды. Влияние наркогенных веществ (табака,  алкоголя, наркотиков) на развитие и  здоровье человека. Наследственные и  врожденные заболевания, передающиеся  половым путем: СПИД, сифилис и др. Лабораторный практикум: Действие слюны на крахмал. Утомление при статической и  динамической работе. Наблюдение крови человека и лягушки  под микроскопом. Самостоятельная работа: Рассмотреть вопросы: Действие желудочного сока на белки. Измерение жизненной емкости легких  спирометром. Содержание учебного материала Понятия биогеоценоза, экосистемы и  биосферы. Устойчивость экосистем. Воздействие экологических факторов на  организм человека и влияние  деятельности человека на окружающую  среду (ядохимикаты, промышленные  отходы, радиация и другие загрязнения). Рациональное природопользование. Лабораторный практикум: Экскурсия. Антропогенное воздействие на  окружающую среду. Содержание учебного материала: Роль естественнонаучной грамотности в  успешном освоении экономических  дисциплин. 8 10 2 2 2 162 1 1 2 2 2 1 Тема 11.  Человек и  окружающая среда. Заключение Всего Для   характеристики   уровня   освоения   учебного   материала используются следующие обозначения: 1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);  2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 15 МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО­ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»  3. продуктивный   (планирование   и   самостоятельное   выполнение деятельности, решение проблемных задач). СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Введение Основные науки о природе (физика, химия, биология), их сходство и отличия.   Естественнонаучный   метод   познания   и   его   составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, теория. Раздел I.   ФИЗИКА Тема 1. Механика Механическое   движение,   его   относительность.   Законы   динамики Ньютона.   Силы   в   природе:   упругость,   трение,   сила   тяжести.   Закон всемирного тяготения. Невесомость. Импульс.   Закон   сохранения   импульса   и   реактивное   движение. Потенциальная   и   кинетическая   энергия.  Закон   сохранения   механической энергии. Работа и мощность. Механические колебания. Период и частота колебаний. Механические волны. Свойства волн. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине. Демонстрации Относительность движения. Инертность тела. Зависимость   ускорения   тела   от   его   массы   и   силы,  действующей   на тело. Равенство    и    противоположность   направления    сил   действия   и противодействия. Зависимость силы упругости от удлинения пружины. Невесомость. Реактивное   движение,   модель   ракеты.   Изменение   энергии   при совершении работы. Свободные и вынужденные колебания. Образование и распространение волн. Колеблющееся тело как источник звука. В результате изучения темы студент должен: знать / понимать:  Механическое движение и его относительность;  Уравнения прямолинейного равноускоренного движения;  Понятие  траектории,  пути,  перемещения, движение  по   окружности  с постоянной по модулю скоростью;  Центростремительное ускорение; 16 МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО­ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»   Основную   задачу   динамики.   Принцип   суперпозиции   сил,   законы динамики;        Инерциальные   системы   отсчета.   Законы   Ньютона.   Закон   всемирного тяготения;  Силы   в   механике:   тяжести,   упругости,   трения.   Закон   всемирного тяготения.   Вес   и   невесомость.   Момент   силы.   Условия   равновесия твердого   тела,   импульса   тела,   работы,   мощности,   механической энергии;  Законы сохранения импульса и механической энергии. Использование законов   механики   для   объяснения   движения   небесных   тел   и   для развития космических исследований. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Связь полной энергии с импульсом и массой тела.   Превращение   энергии   при колебательном движении. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Уравнение   гармонических   колебаний.   Свободные   и   вынужденные колебания.   Резонанс.   Автоколебания.   Механические   волны.   Длина волны. Уравнение гармонической волны. Распространение колебаний в упругой среде. Волны, их виды и характеристики.   Механические   колебания. уметь:   Формулировать понятия: механическое движение, скорость, ускорение, системы   отсчёта,   изображать   графически   виды   движений,   решать количественные и качественные задачи на данные темы;  Решать   задачи   с   использованием   формул   для   равномерного   и равноускоренного движения  различать понятия веса и силы тяжести, инерции и инертности, решать задачи с применением законов Ньютона, закона   всемирного   тяготения   объяснять   суть   реактивного   движения, решать задачи на применение законов сохранения;  Решать   задачи   на   применение   закона   сохранения   импульса   и механической энергии формулировать понятия, изображать графически гармонические колебания;  Решать   задачи   на   нахождение   параметров   колебательного   движения, свободные   и   вынужденные,   затухающие   колебания.   Механический резонанс   и   его   использование   в   технике.   Уравнение   гармонических колебаний, превращение энергии при колебательном движении. Внеаудиторная самостоятельная работа №1  Составление презентаций или докладов «Механическое движение» в моей будущей профессии) ­ 2ч. Лабораторная работа №1. «Исследование зависимости силы трения от веса тела» Лабораторная работа №2 «Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити» 17 МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО­ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»  Тема 2. Тепловые явления История   атомистических   учений.   Наблюдения   и   опыты, подтверждающие   атомно­молекулярное   строение   вещества.   Масса   и размеры   молекул.   Тепловое   движение.   Температура   как   мера   средней кинетической энергии частиц. Объяснение   агрегатных   состояний   вещества   и   фазовых   переходов между ними на основе атомно­молекулярных представлений. Закон   сохранения   энергии   в   тепловых   процессах.   Необратимый характер   тепловых   процессов.   Тепловые   машины,   их   применение. Экологические   проблемы,   связанные   с   применением   тепловых   машин,   и проблема энергосбережения. Демонстрации Движение броуновских частиц. Диффузия. Модель хаотического движения молекул. Объемные (или компьютерные) модели газа, жидкости и твердого тела. Испарение различных жидкостей. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Изменение внутренней энергии тел при совершении работы. Устройство паровой турбины. В результате изучения темы студенты должны: знать / понимать:   Атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства.   Модель   идеального   газа.   Абсолютная   температура. Температура   как   мера   средней   кинетической   энергии   теплового движения частиц. Связь между давлением идеального газа и средней кинетической   энергией   теплового   движения   его   молекул.   Уравнение состояния   идеального   газа.   Изопроцессы.   Границы   применимости модели   идеального   газа   Физическую   сущность   понятий:   внутренняя энергия,   изолированная   система,   работа,   количество   теплоты, необратимость тепловых процессов;  Первый   закон   термодинамики.   Адиабатный   процесс.   Второй   закон термодинамики и его статистическое истолкование. Принципы действия тепловых   машин.   КПД   тепловой   машины.   Проблемы   энергетики   и охрана   окружающей   среды,   физическую   сущность   понятий:   фаза вещества,   критическое   состояние   вещества;   газообразное,   жидкое   и твердое   состояние   вещества;   явление   поверхностного   натяжения жидкости, смачивания и  капиллярности, типы связей  в  кристаллах  и виды кристаллических структур;  Отличие   кристаллических   тел   от   аморфных,   природу   теплового расширения тел. 18 МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО­ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»  уметь:   Объяснять   связь   средней   кинетической   энергии   молекул   с температурой по шкале Кельвина;  Строить и читать графики изопроцессов;  Решать   количественные   и   качественные   задачи   на   данные   темы, применять Первый закон термодинамики для изопроцессов, определять КПД тепловых двигателей, объяснять физический смысл универсальной газовой постоянной;  Применять первое начало термодинамики к изопроцессам в идеальном газе, решать задачи с использованием первого начала термодинамики на расчёт   работы   газа   при   изобарном   процессе,   на   определение   КПД тепловых двигателей;  Наблюдение   и   описание   броуновского   движения,   поверхностного натяжения   жидкости,   изменения   агрегатного   состояния   вещества, способов   изменения   внутренней   энергии   тела   и   объяснение   этих явлений   на   основе   представлений   об   атомно­молекулярном   строении вещества и законов термодинамики;  Проведение   измерений   давления   газа,   влажности   воздуха,   удельной теплоемкости вещества, удельной теплоты плавления льда; выполнение экспериментальных   исследований   изопроцессов   в   газах,   превращений вещества из одного агрегатного состояния в другое;  Практическое   применение   физических   знаний   в   повседневной   жизни: при оценке теплопроводности и теплоемкости различных веществ; для использования   явления   охлаждения   жидкости   при   ее   испарении, зависимости температуры кипения воды от давления;  Объяснение устройства и принципа действия паровой и газовой турбин, двигателя внутреннего сгорания, холодильника. Внеаудиторная самостоятельная работа №2  Составление   презентаций   или   докладов   «Термодинамика»   в   моей будущей профессии ­ 2ч. Лабораторная работа №3 Измерение   температуры   вещества   в   зависимости   от   времени   при изменениях агрегатных состояний. Тема 3. Электромагнитные явления Электрические   заряды   и   их   взаимодействие.   Электрическое   поле. Проводники и изоляторы в электрическом поле. Постоянный   электрический   ток.   напряжение, электрическое   сопротивление.   Закон   Ома   для   участка   цепи.   Тепловое действие электрического тока и закон Джоуля ­ Ленца.   Сила   тока, 19 МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО­ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»  Магнитное   поле   тока   и   действие   магнитного   поля   на   проводник   с током. Электродвигатель. Явление электромагнитной индукции. Электрогенератор. Переменный ток. Получение и передача электроэнергии. Электромагнитные   волны.   Радиосвязь   и   телевидение.   Свет   как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света. Демонстрации Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Нагревание проводников с током. Действие магнитного поля на проводник с током. Взаимодействие проводников с токами. Явление электромагнитной индукции. Устройство и действие электродвигателя и электрогенератора. Излучение и прием электромагнитных волн. Интерференция и дифракция света. В результате изучения темы студенты должны: знать / понимать:   Закон   сохранения   заряда,   закон   Кулона,   физический   смысл напряженности, потенциала и напряжения, емкости;  Электрические   свойства   проводников   и   диэлектриков,   сущность поляризации   диэлектриков,   действие   электрического   поля   на проводники и диэлектрики;  Условия,   необходимые   для   существования   постоянного   тока, физический   смысл   ЭДС,   закон   Ома   для   участка   цепи   и   для   полной цепи, закон Джоуля – Ленца; принцип работы приборов, использующих тепловое действие электрического тока, использование электролиза в технике;  Превращение   внутренней   энергии   в   электрическую   при   химических реакциях в источниках тока, проводимость газа, свечение определение и свойства магнитного поля;  Физическую   сущность   магнитной   индукции,   силы   Лоренца,   закон Ампера, действие магнитного поля на рамку с током, классификацию веществ   по   их   магнитным   свойствам,   физическую   природу ферромагнетиков;  Газы   в   рекламных   трубках,   виды   проводимости   полупроводников, основные   положения   электромагнитной   теории   Максвелла,   закон электромагнитной   индукции,   возникновение   ЭДС   индукции   при движении   проводника   в   магнитном   поле,   относительный   характер электрического и магнитного полей, физическую сущность солнечной 20 МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО­ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»  активности,   получение   переменного   тока   с   помощью   индукционного генератора;  Принцип действия трансформатора, области его применения, свойства электромагнитных   волн,   физические   процессы,   происходящие   в радиоприемных и радиопередающих устройствах, принципы радиосвязи;  Волновую   природу   света, принцип   Гюйгенса,   физическую   сущность явления   интерференции,  дифракции,  поляризации   и   дисперсии   света, действие дифракционной решетки, происхождение спектров испускания и поглощения,  Разложение белого света на отдельные цвета в тонкой пленке, сущность парникового   эффекта,   действие   различных   видов   электромагнитного излучения. уметь:  Формулировать   понятие   электромагнитного   поля   и   его   частных проявлений электрического и магнитного полей;  Изображать   графически   электрические   поля   заряженных   тел, поверхности равного потенциала;  Решать   задачи:   на   применение   закона   сохранения   заряда   и   закона Кулона,   принципа   суперпозиции   полей,   на   движение   и   равновесие заряженных частиц в электрическом поле, на расчет   напряженности, потенциала, напряжения, работы электрического поля, электрической емкости, энергии электрического поля;  Производить   расчет   электрических   цепей   при   различных   способах соединения потребителей и источников электрического тока;  Решать задачи на определение силы и плотности тока с использованием законов   Ома   для   участка   цепи   и   для   полной   цепи,   на   определение эквивалентного сопротивления для различных способов соединений, с использованием   формул   зависимости   сопротивления   проводника   от температуры,   геометрических   размеров   и   материала   проводника, формул работы и мощности электрического тока;  Графически изображать магнитные поля прямого проводника с током, кругового тока, соленоида, постоянного магнита определять магнитные полюса   соленоида,   направление   линий   магнитной   индукции, направление силы, действующей на проводник в магнитном поле;  Решать задачи на расчет силы Ампера, магнитной индукции, магнитного потока, магнитного момента, силы Лоренца, работы при перемещении проводника с током в магнитном поле;  Формулировать понятия когерентности и монохроматичности волн;  Изображать падающий, отраженный и преломленный лучи и обозначать соответствующие   углы,   ход   лучей   через плоскопараллельную пластин, анализировать состав электромагнитных излучений;   изображать 21 МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО­ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»   Решать   задачи   на   определение   зависимости   между   длиной   волны   и частотой   электромагнитных   колебаний,   на   определение   светового потока   и   освещенности,   с   использованием   законов   отражения   и преломления света, полного отражения. Внеаудиторная   самостоятельная   работа   №3 Составление презентаций   или   докладов   «Электрическое   поле»   в   моей   будущей профессии ­ 2ч. Внеаудиторная   самостоятельная   работа   №4 Составление презентаций или докладов «Электромагнитные явления» в моей будущей профессии ­ 2ч. Лабораторные работа № 4 Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на ее различных участках. Лабораторные работа № 5 Изучение интерференции и дифракции света. Тема 4. Строение атома и квантовая физика Фотоэффект   и   корпускулярные   свойства   света.   Использование фотоэффекта   в  технике.  Строение  атома:   планетарная  модель   и  модель Бора.   Поглощение   и   испускание   света   атомом.   Квантование   энергии. Принцип действия и использование лазера. Строение атомного ядра. Радиоактивные излучения и их воздействие на   живые   организмы.   Энергия   расщепления   атомного   ядра.   Ядерная энергетика и экологические проблемы, связанные с ее использованием. Демонстрации Фотоэффект. Фотоэлемент. Излучение лазера. Счетчик ионизирующих излучений. В результате изучения темы студенты должны: знать / понимать:   Механизм теплового излучения;  Квантовую природу света, гипотезу Планка;  Законы внешнего фотоэффекта;  Уравнение   Эйнштейна   для   фотоэффекта,   давление   света,   сущность корпускулярно­волнового дуализма фотона, особенности химического и биологического действия света;  Сущность опытов Резерфорда, модель атома Резерфорда и Бора, уровни энергии в атоме, состав атомного ядра; 22 МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО­ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»   Происхождение спектров на основе теории Бора;  Принцип действия и области применения квантовых генераторов;  Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц;  Сущность   радиоактивности,   состав   радиоактивного   излучения   и   его характеристики;  Физическую   сущность   природы   ядерных   сил   и   дефекта   массы,   роль земной атмосферы в поглощении космического излучения;  Физическую   сущность   взаимного   превращения   частиц   и   квантов электромагнитного поля;  Механизм деления тяжелых атомных ядер, принцип работы ядерного реактора;  Развитие атомной энергетики и проблемы экологии;  Сущность термоядерного синтеза;  Достижения  ученых в решении проблемы управляемой термоядерной реакции, строение солнца и звёзд, основные этапы эволюции звёзд. уметь:  Решать   задачи   с   использованием   уравнения   фотоэффекта,   на вычисление энергии и импульса фотона;  Формулировать постулаты Бора;  Объяснять свойства элементарных частиц;  Решать   задачи   на   использование   закона   радиоактивного   распада,   на использование дефекта массы и энергии связи в ядре, на составление уравнений ядерных реакций;  Рассчитывать энергетический выход термоядерной реакции;  Решать   задачи   на   сохранение   баланса   энергии   при   термоядерных реакциях. Внеаудиторная самостоятельная работа №5 Составление опорного конспекта «Строение атома» ­ 2 ч. Раздел II.    ХИМИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИИ Тема 5. Вода, растворы Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора. Водные ресурсы Земли. Качество воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды. Качество воды в Московском регионе. 23 МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО­ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»  Демонстрации Физические свойства воды. Зависимость растворимости твердых веществ и газов от температуры. Способы разделения смесей: фильтрование, дистилляция, делительная воронка. В результате изучения темы студенты должны: знать / понимать:  Химические понятия: относительные атомная и молекулярная массы, моль, массовая доля растворенного вещества, растворы, растворимость веществ, жесткость воды;  Физические   и   химические   свойства   воды,   растворимость   различных веществ в воде;  Способы разделения   смесей, очистки загрязненной   воды, устранения жесткости воды;  Структуру водных ресурсов Земли, основные загрязнители воды.   уметь:  Вычислять массовую долю   растворенного   вещества   в растворе как способ выражения состава раствора, решать расчетные задачи      по     химическим формулам;  Объяснять зависимость растворимости веществ от изменения  температуры;  Характеризовать химические свойства воды, качество воды;  Проводить химический эксперимент по разделению смесей различными  способами, очистке   загрязненной   воды, устранению временной и  постоянной жесткости воды;  Использовать изученный материал в бытовой и профессиональной  деятельности. Внеаудиторная самостоятельная работа №6 Составление рефератов или   презентаций   по   теме   «Вода   как   источник   жизни   человека   и   живой природы» ­ 4ч. Лабораторная   работа   №   6 «Анализ   содержания   примесей   в   воде. Очистка загрязненной воды» Лабораторная работа №7 «Устранение жесткости воды» Тема 6. Химические процессы в атмосфере Химический   состав   воздуха.   Атмосфера   и   климат.   Озоновые   дыры. Загрязнение   атмосферы   и   его   источники.   Экологическая   обстановка   в Москве. 24 МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО­ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»  Кислотные   дожди.   Кислоты   и   щелочи.   Показатель   кислотности растворов ­ рН. Демонстрации Обнаружение СО2 в выдыхаемом воздухе. Изучение   рН   различных   растворов   с   помощью   универсального индикатора. В результате изучения темы студенты должны:  знать / понимать:  Вещества, входящие в состав воздуха;  Основные загрязнители атмосферы, экологические проблемы  атмосферы;  Химические понятия: озоновая дыра, глобальное потепление,  кислотный дождь, показатель кислотности, индикатор;  Важнейшие вещества: углекислый газ, сернистый газ, серная, соляная,  азотная и уксусная кислоты, щелочи;  Правила   безопасного   обращения   с   химическими   веществами   и лабораторным оборудованием. уметь:  Определять принадлежность веществ к классу кислот и щелочей;  Проводить     химический     эксперимент      по определению кислотности растворов и почвы с помощью показателя кислотности растворов рН, обнаружению   СО2 в   выдыхаемом   воздухе,   определению   химических веществ в атмосфере;  Характеризовать механизм образования кислотных дождей; источники основных загрязнителей атмосферы;  Объяснять причину образования озоновых дыр, выпадения кислотных дождей,   глобального   потепления,   изменения   климата   и   других экологических проблем в атмосфере;  Проводить   самостоятельный   поиск   химической   информации   с использованием   различных   источников   (научно­популярных   изданий, компьютерных   баз   данных,   ресурсов   Интернета),   использовать компьютерные   технологии   для   обработки   и   передачи   химической информации и ее представления в различных формах;  Использовать изученный   материал   в   бытовой   и   профессиональной деятельности. Внеаудиторная   самостоятельная   работа   №   7 Составление рефератов,   презентаций   или   дидактических   схем   по   теме   «Химические процессы   в   атмосфере   и   изменения,   происходящие   под   их   влиянием   в окружающем мире. Влияние на их происхождение моей профессии» ­ 4 ч. 25 МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО­ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»  Лабораторная   работа   №   8 «Определение   химического   состава атмосферы. Измерение уровня СО2»      Тема 7. Химия и организм человека Химические   элементы   в   организме   человека.   Органические   и неорганические   вещества.   Основные   жизненно   необходимые   соединения: белки, углеводы, жиры, витамины. Строение белковых молекул. Углеводы – главный источник энергии организма. Роль жиров в организме, холестерин. Минеральные   вещества   в   продуктах   питания,   пищевые   добавки. Сбалансированное питание. В результате изучения темы студенты должны знать / понимать:  Химические   понятия: химический   элемент,   углеродный   скелет, функциональная группа, сбалансированное питание;  Важнейшие   для   человека   органические   вещества: жиры,   углеводы, моносахариды   (глюкоза,   фруктоза),   дисахариды   (сахароза,   лактоза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), аминокислоты, белки, витамины, минеральные вещества и пищевые добавки, содержащиеся в продуктах питания, холестерин;  Основные   химические   элементы,   минеральные   (неорганические)   и органические вещества в организме человека, их роль для организма;  Значение белков, жиров, углеводов, витаминов для организма человека;  Правила   безопасного   обращения   с   химическими   веществами   и лабораторным оборудованием.   уметь:  Называть   изученные   вещества   по   тривиальной   или   международной номенклатуре;  Определять принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;  Характеризовать   основные   классы   неорганических   и   органических соединений, строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;  Объяснять роль жизненно необходимых элементов и соединений;  Выполнять   химический   эксперимент   по   распознаванию   жизненно важных химических элементов и органических соединений в продуктах питания;  Проводить   самостоятельный   поиск   химической   информации   с использованием   различных   источников   (научно­популярных   изданий, компьютерных   баз   данных,   ресурсов   Интернета),   использовать 26 МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО­ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»  компьютерные   технологии   для   обработки   и   передачи   химической информации и ее представления в различных формах;  Связывать   изученный   материал   со   своей   профессиональной деятельностью;  Использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической деятельности и повседневной жизни. Внеаудиторная   самостоятельная   работа   №   8 Составление рефератов,   информационных   карточек   ­   схем   или   презентаций   по   теме «Значение химических элементов и химических соединений для организма человека» ­ 6 ч.    Лабораторная  работа № 9 «Определение   содержания   витамина С в напитках» Лабораторная   работа   №   10 «Определение   содержания   железа   в продуктах питания»  Раздел III. БИОЛОГИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКОЛОГИИ Тема 8. Наиболее общие представления о жизни Понятие   «жизнь».   Основные   признаки   живого:   питание,   дыхание, выделение,   раздражимость,   подвижность,   размножение,   рост   и   развитие. Понятие   «организм».   Разнообразие   живых   организмов,   принципы   их классификации. Клетка   –   единица   строения   и   жизнедеятельности   организма.   Обмен веществ   и   превращение   энергии   в   клетке.   Молекула   ДНК   –   носитель наследственной информации. Уровни   организации   живой   природы:   клеточный,   организменный, надорганизменный.   Эволюция   живого.   Движущие   силы   эволюции: наследственность, изменчивость, естественный отбор. Демонстрации Объемная (или компьютерная) модель молекулы ДНК. Растения   и   животные,   иллюстрирующие   изменчивость, наследственность, приспособленность. В результате изучения темы студенты должны знать / понимать:  Формы   и   уровни   существования   живой   материи,   основные   свойства живого организма;  Смысл   понятий:   клетка,   организм,   видообразование,   ген,   ДНК, эволюция,   наследственность,   изменчивость,   естественный   отбор, приспособленность; 27 МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО­ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»   Элементный     состав и   строение клетки; сущность энергетического и   пластического   обмена в клетке;  Главные направления эволюции и закономерности   действия движущих сил эволюции;  Виды приспособленности организмов к окружающей среде. уметь:  Объяснить основные свойства живой материи, как результат эволюции;  Работать с микроскопом и изготовлять препараты;    Связывать   функции органоидов     клетки с   физиологическими    процессами, протекающими в ней;  Самостоятельно    изучать   строение    клетки, объяснять   различие    строения растительной и животной клетки;  Объяснить    закономерности наследственности и изменчивости;  На основе знаний движущих сил эволюции объяснить причины  многообразия видов   живых   организмов и их приспособленность к  условиям окружающей среды;  Приводить   примеры   приспособленности организмов  к  изменению  условий окружающей среды.     Внеаудиторная самостоятельная   работа   №   9 Составление рефератов,   дидактических   карточек   ­   схем   или   презентаций   по   теме «Клетка   –   как   основная   единица   строения   организма   и   его жизнеобеспечения» ­  4ч. Лабораторная   работа   №   11 «Рассматривание   клеток   и   тканей   в оптический микроскоп» Тема 9. Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности. Ткани, органы и системы органов человека. Питание. Значение питания для роста, развития и жизнедеятельности организма. Пищеварение как процесс физической и химической обработки пищи.   Система   пищеварительных   органов.   Предупреждение   пищевых отравлений – брюшного тифа, дизентерии, холеры. Гастрит и цирроз печени как результат влияния алкоголя и никотина на организм. Дыхание организмов как способ получения энергии. Органы дыхания. Жизненная емкость легких. Тренировка органов дыхания. Болезни органов дыхания и их профилактика. Курение как фактор риска. Движение.   Кости,   мышцы,   сухожилия   –   компоненты   опорно­ двигательной  системы. Мышечные движения и их регуляция. Утомление мышц   при   статической   и   динамической   работе.   Изменение   мышцы   при 28 МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО­ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»  тренировке,   последствия   гиподинамии.   Причины   нарушения   осанки   и развития плоскостопия. Внутренняя   среда   организма:   кровь,   тканевая   жидкость,   лимфа. Основные функции крови. Кровеносная система. Иммунитет и иммунная система. Бактерии и вирусы как причина инфекционных заболеваний. Индивидуальное   развитие   организма.   Половое   созревание. Менструация   и   поллюция.   Оплодотворение.   Образование   и   развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Влияние психоактивных веществ (табака,   алкоголя,   наркотиков)   на   развитие   и   здоровье   человека. Наследственные и врожденные заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Демонстрации Действие желудочного сока на белки. Измерение жизненной емкости легких спирометром. В результате изучения темы студенты должны знать / понимать:  Ткани, органы и системы органов человека, их строение и функции;  Значение питания для роста, развития и жизнедеятельности организма;  Смысл понятий: иммунитет, иммунная система, вирус, бактерии;  Основные   заболевания   органов   человека,   возможные   причины   их возникновения, профилактику инфекционных заболеваний;  Стадии   индивидуального   развития   организма,   эмбриональное   и постэмбриональное развитие организма.   уметь:  Связывать функции органов и систем органов организма с  физиологическими   процессами, протекающими в них. Внеаудиторная самостоятельная работа №10 Составление таблицы «Расчет энергетического обеспечения суточного рациона питания» по теме «Сбалансированное питание» ­ 3 ч. Внеаудиторная   самостоятельная   работа   №   11 Составление рефератов   или   презентаций   по   теме   «Профилактика   возникновения заболеваний   органов   и   систем   органов   человека   под   воздействием негативных факторов» ­ 4 ч. Лабораторная работа № 12 «Действие слюны на крахмал» Лабораторная   работа   №   13 «Утомление   при   статической   и динамической работе» Лабораторная   работа   №   14 «Рассматривание   крови   человека   и лягушки под микроскопом» 29 МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО­ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»  Тема 10. Человек и окружающая среда (6 часов) Понятия   биогеоценоза,   экосистемы   и   биосферы.   Устойчивость экосистем. Воздействие экологических факторов на организм человека и влияние деятельности   человека   на   окружающую   среду   (ядохимикаты, промышленные   отходы,   радиация   и   другие   загрязнения).   Рациональное природопользование. В результате изучения темы студенты должны знать / понимать:  Смысл понятий: биогеоценоз, экосистема, биосфера;  Структуру и функции биосферы;  Экологические (абиотические, биотические и антропогенные) факторы;  Биогеоценозы и их   свойства, их   смену   и   восстановление;  Основы рационального природопользования;    Последствия деятельности   человека для окружающей среды. уметь:  Объяснять причины устойчивости экосистем;  Выявлять   результаты   воздействия   человека   на   экосистемы   и предвидеть их последствия;  Анализировать   видовой   состав биогеоценозов;  Приводить примеры и объяснять воздействие экологических факторов на организм человека.   Внеаудиторная самостоятельная   работа   №   12 Составление рефератов   или   презентаций по   теме   «Экологические   факторы,   их воздействие   на   организм   человека.   Влияние   человека   на   экологию окружающей   природы.   Влияние   моей   профессии   на   экологическую обстановку в природе» ­ 2ч. III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В   рамках   учебного   курса   «Естествознание»   используются интерактивные формы проведения аудиторных занятий: наряду с лекциями предусмотрены   семинары   с   разбором   конкретных   методологических направлений   применительно   к   психологической   науке   в   форме интерактивного   обсуждения   докладов,   сообщений   и   т.п.;   практические занятия   с   дискуссионным   обсуждением   эвристических   возможностей философских   и   общенаучных   методов   исследования     в   гуманитарном 30 МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО­ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»  познании;   контрольные   работы,   коллоквиумы,   самостоятельные   работы, консультации. Внеаудиторная   работа   направлена   на   самостоятельное   изучение рекомендуемой   литературы,   Интернет­ресурсов   в   целях   подготовки выступлений, докладов, рефератов, эссе и т.п. по предлагаемой тематике с учетом выбора студентов. Ведущими методами изучения являются:  речевая деятельность;  практические умения для выполнения заданий различных видов. Приёмы организации деятельности: Интерактивные:  лекция;  дискуссии;  мини­сочинение. Активные:  семинар;  практическая работа;  лабораторный практикум. Возможны следующие виды деятельности учащихся:  анализ источников;  написание эссе;  решение тренировочных заданий по методологии науки. ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМАЛЬНОМУ МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОМУ  ОБЕСПЕЧЕНИЮ Реализация   программы   дисциплины   требует   наличия   учебного кабинета гуманитарных и социально­экономических дисциплин. Оборудование учебного кабинета: 1. Посадочные места по количеству обучающихся. 2. Рабочее место преподавателя. 3. Комплект учебно­наглядных пособий «Естествознание». Технические средства обучения: 1. Компьютеры с выходом в Интернет. 2. Видеопроекционное оборудование. 3. Программное обеспечение общего и специального назначения: 31 МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО­ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»  o Microsoft Office. o Microsoft PowerPoint. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ: Основная литература: 1. Петелин А.Л. Естествознание: учебник / А.Л. Петелин, Т.Н. Гаева, А.Л.  Бреннер. – М.: Форум, 2012. – 256 с. – («Профессиональное  образование»). 2. Физика и естествознание. Практические работы: Учебное пособие / С.Б.  Акименко, О.А. Яворук. – М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра­ М, 2013. Дополнительная литература: 1. Габриелян О.С. Химия. 9, 10, 11 кл. – М., 2000, 2003. 2. Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. – М., 2005. 3. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2005. 4. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в  общую биологию и экологию. 9 кл. – М., 2008. 5. Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных  учебных заведений. – М., 2005. 6. Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных  учебных заведений. – М., 2003. 7. Перышкин А.В. Физика. 7, 8, кл. – М., 2010. 8. Рохлов В.С., Трофимов С.Б. Человек и его здоровье. 8 кл. – М., 2005.  9. Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия для школ и классов  гуманитарного профиля. 10, 11 кл. – М., 2001–2002. 10.Физика и астрономия. 9 кл. / под ред. А.А. Пинского, В.Г. Разумовского. – М., 2006. 11.Физика. 7, 8 кл. / под ред. А.А. Пинского, В.Г. Разумовского. – М., 2008. Справочная литература:  1. Краткая философская энциклопедия. ­ М., 2002;  2. Современная западная философия. Словарь. ­ М., 2000.  3. Степин B.C. Наука. Философский словарь. ­ М.,2001.  4. Философская энциклопедия. В 5­ти тт. ­ М., 1960­1970;  5. Философский словарь. – М., 2003.  6. Философский энциклопедический словарь. ­ М., 1998. Рекомендованный каталог ЭОР: Наименование портала  (издания, курса, документа) Федеральный центр информационно­ № 1. 32 Адрес ресурса http://www.eqis.ru МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО­ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»  образовательных ресурсов: Учебно­ методические материалы Федеральный портал «Российское  образование». Национальная философская энциклопедия Философский портал Электронная библиотека по философии Всё о философии Школа. Физика. Библиотека наглядных  пособий 2. 3. 4. 5. 6. 7. http://www.edu.ru http://terme.ru http://www.philosophy.ru http://filosof.historic.ru http://www.filosofa.net http://edu@1c.ru IV. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Для определения уровня усвоения студентами знаний в области курса «Естествознание»   в   соответствии   с   учебной   программой   в   процессе аттестации используются следующие формы контроля: Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) знать:  основные понятия и законы физики;  основы атомно­молекулярного  учения;  структуру и эволюцию Вселенной.  основные понятия и законы химии;  основные химические  закономерности взаимодействия  веществ, периодическую систему  элементов.  основные понятия и законы  биологии и экологии;  влияние на организм человека  электромагнитных волн и  радиоактивных излучений,  материалов и химических веществ; Форма ТКУ1 Форма ПА2   Лабораторные практикумы к темам 1­ 5. Лабораторные практикумы к темам 6­ 8. Лабораторные практикумы к темам 9­ 11. 1 ТКУ – текущий контроль успеваемости. 2 ПА – промежуточная аттестация. 33 МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО­ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»   инфекционные заболевания;  воздействие на организм  никотиновой, алкогольной и  наркотической зависимостей. Структура доклада: 1. Титульный лист;  2. Актуальность темы исследования;  3. Цель и задачи диссертации;  4. Структура работы;  5. Глава 1: исходные определения и понятия;  6. Глава 2: ключевые разработки и технологии;  7. Глава 3: характеристика этапов и возможности реализации; 8. Заключение: научная новизна, практическая значимость. Структура эссе: Для написания эссе необходимо выбрать материал, согласующийся с тематикой   курса   (при   выборе   текста   можно   воспользоваться рекомендованной в методическом пособии литературой).  1.   Постановка   проблемы.   Необходимо   ответить   на   вопрос,   что   вы исследуете.  2. Формулировка позиции автора выбранного текста.  3. Критический анализ позиции автора текста. Что автор не договорил? 4. Что следует из его позиции? Что ему удалось сделать, а что нет?    Предложите   свой   вариант   решения   проблемы.   Можно воспользоваться   вспомогательной   литературой,   привести   альтернативные точки зрения на проблему.  5. Резюме. Необходимо подвести итоги вашего исследования. ТИПОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И/ИЛИ ИНЫЕ МАТЕРИАЛЫ,  НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ  Темы рефератов (докладов): 1. Материя, формы ее движения и существования. 2. Первый русский академик М. В. Ломоносов. 3. Искусство и процесс познания. 4. Физика и музыкальное искусство. 5. Цветомузыка. 6. Физика  в  современном цирке. 34 МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО­ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»  7. Физические методы исследования памятников истории, архитектуры и  произведений искусства. 8. Научно­технический прогресс и проблемы   экологии. 9. Биотехнология и генная инженерия – технологии XXI века. 10.Нанотехнология  как приоритетное направление развития науки и  производства в Российской Федерации. 11.Охрана окружающей среды от химического загрязнения. 12.Растворы вокруг нас. 13.Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях. 14.История возникновения и развития органической химии. 15.Углеводы и их роль в живой природе. 16.Жиры как продукт питания и химическое сырье. 17.Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и  пути ее решения. 18.Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических    соединений. 19.Синтетические моющие средства: достоинства и  недостатки. 20.Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках  глобальной продовольственной программы. 21.В.И. Вернадский и его учение о биосфере. 22.История и развитие знаний о клетке. 23.Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на  одну проблему. 24.Популяция  как  единица биологической эволюции. 25.Популяция как экологическая единица. 26.Современные взгляды на биологическую эволюцию. 27.Современные взгляды на происхождение человека: столкновение  мнений. 28.Современные  методы  исследования клетки. 29.Открытие инсулина. 30.Среды обитания организмов: причины   разнообразия. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ  АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Перечень вопросов к зачету: 1. Основные естественные науки. 2. Основные тенденции в развитии естествознания. 3. Общая периодизации истории естествознания. 35 МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО­ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»  4. Естественнонаучная картина мира. 5. Критерии и нормы научности. 6. Типы и виды познания. 7. Методы научного познания. 8. Физическая картина мира. Механика. 9. Движение. Виды движения. 10.Скорость и ее составляющие. 11.Ускорение и его составляющие. 12.Основные законы классической механики. Три закона Ньютона. 13.Силы трения. Виды трения. Силы терния скольжения. 14.Закон сохранения импульса. Центр масс. 15.Понятие энергии, работы и мощности. 16.Кинетическая и потенциальная энергия. 17.История развития термодинамики. 18.Термодинамические системы. 19.Основные термодинамические параметры. 20.Основные законы термодинамики. Два начала термодинамики. 21.Термодинамика изопроцессов. 22.Тепловой и вечный двигатель. 23.История развития электростатики. 24.Фундаментальные взаимодействия в природе. 25.Электрические заряды. Понятие и виды. 26.Основные законы электростатики. Закон сохранения электрического  заряда. Закон Кулона. 27.Электризация тел. Виды электризации. 28.Электрический ток. Сила тока. 29.Электрическая цепь. Классификация электрических цепей. 30.Основные параметры электрического тока. 31.Основные законы. Закон Ома. Закон Джоуля­Ленца. 32.Электродвижущая сила. Источник ЭДС. 33.История развития изучения магнитного поля. 34.Магнитное поле и его характеристики. 35.Основные законы. Закон Ампера. Закон Фарадея. Сила Лоренца. 36.Природа света. 37.История вычисления скорости света. 38.Распространение света. Принцип Гюйгенса. 39.Основные законы. Закон отражения света. Закон преломления света. 40.Линзы. Характеристики изображения в линзе. 41.Волновая оптика. Дисперсия, интерференция и дифракция света. 42.История изучения деления атома. 43.Строение атомного ядра. 44.Радиоактивное излучение. 45.Ядерные реакции. 36 МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО­ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»  46.Астрономия как наука. Основные положения. История становления. 47.Представление о Земле, как о центре Вселенной (геоцентрическая  система мира). 48.Становление гелиоцентрического мировоззрения. 49.Космогоническая гипотеза Канта­Лапласа 50.Катастрофическая теория Джинса. Акреационная теория Бьюффена. 51.Советская космогоническая школа. 52.Модель Большого взрыва. 53.Солнечная система. 54.Меркурий: основные характеристики. 55.Венера: основные характеристики. 56.Земля: основные характеристики. 57.Марс: основные характеристики. 58.Юпитер: основные характеристики. 59.Сатурн: основные характеристики. 60.Уран: основные характеристики. 61.Нептун: основные характеристики. 62.Плутон: основные характеристики. 63.Звезды. 64.Межзвездный газ. 65.Межзвездная пыль. 66.Темная материя. 67.Кометы. 68.Галактики. Галактика Млечный путь. 69.Местное Сверхскопление. 70.Туманности. 71.Происхождение и образование Земли. 72.Внутренне строение Земли. 73.Тектоника литосферных плит. 74.Образование внутренних и внешних оболочек Земли. 75.Горные породы. 76.Движения земной коры. Внешние и внутренние процессы. 77.Вулканизм. 78.Геология как наука. 79.Науки о земной коре. 80.Основные принципы геологии. 81.Химия как наука. 82.История становления и развития химии. 83.Вещество. Основные физические свойства вещества 84.Физические явления в химии. 85.Основные законы химии. 86.Классификация веществ. 87.Количественные величины в химии. 37 МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО­ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»  88.Связь между классами неорганических веществ. 89.Химическая связь. 90.Алгоритм определения типа химической связи. 91.Ковалентная связь. 92.Ионная связь. 93.Металлическая связь. 94.Водородная связь. 95.Химические реакции. Понятие и признаки. 96.Типы химических реакций. 97.Скорость химической реакции. Факторы влияющие на скорость  химических реакций. 98.Биология как наука. 99.История становления и развитие биологии. 100.Предмет изучения, задачи и методы биологии. 101.Общие свойства живых организмов. 102.Качества живых систем. 103.Уровни организации живых систем. 104.Царства живых организмов. 105.Антропогенез. 106.Систематика человека. 107.Движущие силы антропогенеза. 108.Факторы эволюции человека. 109.Стадии антропогенеза. 110.Современный взгляд на антропогенез. 111.Понятия биогеоценоза, экосистемы и биосферы. 112.Устойчивость экосистем. 113.Воздействие экологических факторов на организм человека. 114.Влияние деятельности человека на окружающую среду. 115.Рациональное природопользование. V. СОСТАВИТЕЛИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ФИО составителей Хаммидулин Равгат  Явдатович Рейтер  Кирилл  Александрович Учёная  степень Учёное  звание к.т.н. профессор Должность заведующий кафедрой ВМиЕНД Контактная информация  Ravgat@yandex.ru к.ф.н. доцент доцент Cyrill_reiter@mail.ru 38

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Естествознание»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2018