Методическая разработка мастер-класса: "Практическая физика"

  • Работа в классе
  • Разработки курсов
  • docx
  • 27.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мастер-класс Практическая физика.docx

Тема мастер-класса:

Практическая физика: Исследовательский практикум "Определение плотности мыла и выявление основных особенностей и зависимостей в определении плотностей веществ"

Общее описание

Длительность: 25 - 30 минут

Число участников: 10-15 человек

 

Цели урока: обучение ведению дискуссии, методологии научного исследования; развитие творческой активности учащихся через создание проблемных ситуаций на уроке.

 

Образовательная: изучение плотности тел.

Развивающая: развивать умение наблюдать, видеть проблему, вдумчивость, любознательность, ставить цель, добывать знания, понимать, оценивать и соотносить свою точку зрения с мнением других, проводить самоанализ и самооценку.

Воспитывающая: воспитывать раскованность чувств и движений, сочетающихся с умением выдерживать нормы поведения, умение вести диалог, слушать других.

Методы, приемы, способы:

- формирование проблемной ситуации

-обмен мнениями, групповое обсуждение, дискуссия;
- эксперимент.

 

Идея мастер-класса: три группы учащихся пытаются построить свой эксперимент и по исходным данным определить плотность мыла, используя свои знания и подручные средства. Перед выполнением научного исследования группы должны зафиксировать свои позиции.

Ход мастер-класса

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Орг. момент

Добрый день. На ваших столах приготовлено оборудование и вы наверняка понимаете что мы будем  проводить эксперимент.

Я обращаю внимание на эпиграф урока: Как вы думаете, какое отношение имеют эти слова к нашему занятию?(ответ). Итак мы проводим эксперимент по определению каких либо характеристик объекта исследования.(слайд с темой)

 

Дети рассаживаются на спаренных столах по 4 человека. Дети выбирают руководителя исследовательской группы в каждой группе.

 

2

Определение темы исследования

У вас на столах имеется рабочий лист, оборудование и объект исследования. Предлагаю Вам заполнить паспорт на данное тело, а также  предположить тему и цель исследования

2 минуты на обсуждение (таймер)

 

 

Пока идет время на таймере дети формулируют тему и цель исследования + заполняют паспорт  (что возможно заполнить)

 

1 группа озвучивает цель с документ-камерой, две группы вносят коррективы

3

Исследование

Отлично, каждая группа определила для себя цель исследования. Предлагаю в течение 5 минут разработать ход вашего исследования исходя из предложенного оборудования и обозначенной цели (таймер).

 

 

 

 

 

А теперь приступаем к работе (10 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема: мыло неправильной формы, значит,  формула объема параллелепипеда неприемлема.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся рассуждают

 

1 группа озвучивает ход исследования (документ-камера)(формула плотности, как находим массу и объем)

 

 

 

 

 

1. Хозяйственное мыло

Решение:

m=200 г (запись на мыле).

V-?

Три измерения:

длина, ширина и высота.

Объем параллелепипеда:

V=a×b×c=9cм×5 см×3.5 см=157,5

 

p===1,27=1270

 

2. Туалетное мыло

Решение:

m=90 г (запись на мыле)

V-?

Разрешение проблемы:

В сливной стакан опускаем мыло,  оно целиком погружается и при этом  часть воды  выливается  в мензурку.(или упаковать мыло в пакет и опустить в колбу с водой, отметив на сколько вода поднимется)

 

V=105

р = =  0.85=850

 

 

5

Итог урока

Итак, мы определили плотность мыла для различных сортов. Попрошу руководителей групп записать на доске результаты исследования

 

Какие выводы можно сделать?

Руководители групп заполняют таблицу на доске (плотность для групп)

 

 

 

 

 

Вывод: Плотность мыла различна и одинакова для каждого сорта по всему объему.

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд

 

Возьмите со стола итоговые листы и постарайтесь за 5 минут ответить на звездный вопрос и подвести итог урока

 

1.ЗВЕЗДНЫЙ ВОПРОС

(для каждой группы свой)

«Почему плотность мыла важна в практическом применении?»

 

«Для чего нужно мыло?»

 

«Какие виды мыла бывают и чем они отличаются?»

(МОЖНО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИНТЕРНЕТОМ)

2. СИНКВЕЙН

Учащиеся в конце урока соблюдая следующие правила подводят итог урока:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему занятия;

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;

4 строка – фраза, несущая определенный смысл;

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

 

 

Спасибо за занятие

Ссылка на видео о мыле в сетевом городе

 

 

5 минут на ответ и заполнение итогового листка