Рабочая программа по Астрономии
Оценка 4.7

Рабочая программа по Астрономии

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
астрономия
Взрослым
11.11.2018
Рабочая программа по Астрономии
Рабочая программа по Астрономии разработана в соответствии с примерной программой по Астрономии ( 2018 г.) для специальностей технического профиля. На изучение дисциплины отводится 35 часов, из них на лабораторные практические занятия - 16 часов.Программой предусмотрена работа с учебником Астрономия для 11 класса Воронцов- Вельяминов, Страут.Рабочая программа по астрономии для специальностей технического профиля
РП АСТРОНОМИ по ТОП_-50 СПО 2018- 35 ч.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                  «СЕМЕНОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО­ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ» СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УР  И.Ю. Клячева _____________________ _ «___»                   20__ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.18 Астрономия 2018г. 2 Рабочая программа   разработана на основании ФГОС среднего общего образования  и примерной   программы   общеобразовательной   учебной   дисциплины   «   Астрономия»   для профессиональных   образовательных   организаций   ,   одобренной   Научно­методическим советом   Центра   профессионального   образования   и   систем   квалификаций   Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГБУ   «ФИРО»)   и   рекомендована   для   реализации   основной   профессиональной образовательной  программы  СПО на  базе основного  общего  образования  с  получением среднего общего образования ( Протокол № 2 от 18 апреля 2018 г.)  Организация­разработчик:  ГБПОУ “Семеновский индустриально­художественный техникум” Разработчик: Яшина   В.А.   преподаватель   ГБПОУ   “Семеновский   индустриально­художественный техникум” Рассмотрено и одобрено предметной (цикловой) комиссией общеобразовательных дисциплин ГБПОУ “Семеновский индустриально­художественный техникум” Протокол ПЦК № 11 от 20 июня 2018 г. Председатель ПЦК__________    Е.Ю.Цыганова 3 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ   РЕАЛИЗАЦИИ   ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 5 5 8 8 4 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.18 Астрономия 1.1. Область применения программы Рабочая   программа   учебной   дисциплины     Астрономия   является   частью профессиональной образовательной программы в соответствии с примерной программой общеобразовательной   учебной   дисциплины     Астрономия   для   профессиональных образовательных организаций, предназначена для изучения   астрономии   в группах   по программам   подготовки   специалистов   среднего   звена   по   специальностям   технического профиля:  09.02.06 Сетевое и системное администрирование 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования ( по отраслям) 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной  образовательной программы:  Учебная  дисциплина  Астрономия  относится к общеобразовательному учебному   циклу и  является дисциплиной по выбору из обязательных предметных областей  1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: Содержание программы учебной дисциплины «Астрономия» направлено на формирование у обучающихся:   •   понимания   принципиальной   роли   астрономии   в   познании   фундаментальных   законов природы и современной естественнонаучной картины мира;  • знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;  • умений объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения   и   времени   по   астрономическим   объектам,   навыками   практического использования   компьютерных   приложений   для   определения   вида   звездного   неба   в конкретном пункте для заданного времени;   • познавательных  интересов,  интеллектуальных  и творческих  способностей в  процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных образовательных технологий;  • умения применять приобретенные знания для решения практических задач повседневной жизни;  • научного мировоззрения;  •   навыков   использования   естественнонаучных,   особенно   физико­математических   знаний для   объективного   анализа   устройства   окружающего   мира   на   примере   достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики. Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает  достижение обучающимися следующих результатов: 5 • личностных:  − сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному  уровню развития астрономической науки;  − устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии;  − умение анализировать последствия освоения космического пространства для  жизни и деятельности человека;  • метапредметных:  − умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие  мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез,  сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно­следственных связей, поиск  аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических  явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в  профессиональной сфере;  − владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии; − умение  использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной  информации, умение оценить ее достоверность;  − владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою  точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства,  адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление  текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий;  • предметных:  − сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции  звезд и Вселенной, пространственно­временных масштабах Вселенной;  − понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;  − владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и  символикой;  − сформированность представлений о значении астрономии в практической  деятельности человека и дальнейшем научно­техническом развитии;  − осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического  пространства и развитии международного сотрудничества в этой области. 1.4.   Рекомендуемое   количество   часов   на   освоение   программы дисциплины: Объем учебной дисциплины (всего)35часов, в том числе: суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем  35 часов. 6 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Объем учебной дисциплины (всего) Самостоятельная работа Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с  преподавателем в том числе: теоретическое обучение лабораторные и практические занятия  промежуточная аттестация в форме комплексного экзамена с учебной  дисциплиной физика 19 16 35 0 35 7 2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины  ОУД .18 АСТРОНОМИЯ                                                                                                                       Наименование  разделов и тем                     1 Введение      Тема 1  История развития астрономии Содержание учебного материала, лабораторные   и практические занятия, самостоятельная  работа обучающихся.                                                                                       2 Содержание учебного материала 1 Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации.  Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования.   Наземные и космические телескопы, принцип их работы.   Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований   История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли,  полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. 2  Лабораторные и практические занятия Контрольные работы  Содержание учебного материала 1 Астрономия Аристотеля как «наиболее физическая из математических наук». Космология  Аристотеля. Гиппарх Никейский: первые математические теории видимого движения Солнца  и Луны и теории затмений. Птолемей (астрономия как «математическое изучение неба»).  Создание первой универсальной математической модели мира на основе принципа  геоцентризма. Звездное небо (изменение видов звездного неба в течение суток, года).  Летоисчисление и его точность (солнечный и лунный, юлианский и григорианский календари,  проекты новых календарей) Объем  часов     3 2 Уровень  освоения         4    1 0 0 2 2 8 Тема 2.   Устройство  Солнечной  системы 2 Оптическая астрономия (цивилизационный запрос, телескопы: виды, характеристики,  назначение). Изучение околоземного пространства (история советской космонавтики,  современные методы изучения ближнего космоса).  Астрономия дальнего космоса (волновая астрономия, наземные и орбитальные телескопы,  современные методы изучения дальнего космоса). Демонстрация Карта звездного неба Лабораторные и практические   занятия «Изучение звездного неба с помощью подвижной карты» Контрольные работы Содержание учебного материала 1 Система «Земля—Луна» (основные движения Земли, форма Земли, Луна — спутник Земли,  солнечные и лунные затмения). Природа Луны (физические условия на Луне, поверхность  Луны, лунные породы) 2 Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс; общая характеристика атмосферы, поверхности).  3 Планеты­гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун; общая характеристика, особенности  строения, спутники, кольца). 4 Астероиды и метеориты. Закономерность в расстояниях планет от Солнца. Орбиты  астероидов. Два пояса астероидов: Главный пояс (между орбитами Марса и Юпитера) и пояс  Койпера (за пределами орбиты Нептуна; Плутон — один из крупнейших астероидов этого  пояса). Физические характеристики астероидов. 5 Метеориты. Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет,  6 7 метеоры и болиды, метеорные потоки).  Понятие об астероидно­кометной опасности.    Солнце: его состав и внутреннее строение. Энергия и  температура Солнца. Химический  состав Солнца. Атмосфера Солнца. Формы проявления солнечной активности. Распространение излучения и потока заряженных  частиц в межзвездном пространстве. Физические основы взаимодействия потока заряженных  частиц с магнитным полем Земли и частицами ее атмосферы. Физические основы воздействия потока солнечного излучения на технические средства и биологические объекты на Земле.  Развитие гелиотехники и учет солнечного влияния в медицине, технике и других  направлениях . Солнечная активность и ее влияние на Землю Законы движения планет Солнечной системы Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе 2 0 8 2 9 Тема 3   Строение и  эволюция  Вселенной 8 Исследования Солнечной системы. Межпланетные космические аппараты, используемые для  исследования планет. Новые научные исследования Солнечной системы.  Лабораторные и практические занятия: «Сравнительная характеристика    планет  Солнечной системы» «Изучение основных характеристик малых тел Солнечной системы» «Изучение строения Солнца , его атмосферы и влияния солнечной активности на Землю» «Определение расстояний и размеров   тел солнечной системы , применение  законов Кеплера» Контрольные работы Содержание учебного материала 1 Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и  абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения и  тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд). Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости,  радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд  (диаграмма «спектр — светимость», соотношение «масса — светимость», вращение звезд  различных спектральных классов). Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определенных масс звезды из  наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд). Открытие экзопланет — планет,  движущихся вокруг звезд. Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды,  другие физические переменные звезды, новые и сверхновые).  2 8 0 6 2 3 Наша Галактика (состав — звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ,  4 космические лучи и магнитные поля). Строение Галактики, вращение Галактики и движение  звезд в ней. Сверхмассивная черная дыра в центре Галактики. Радиоизлучение Галактики.  Загадочные гамма­всплески. Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс  галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары и  сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик). Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение  Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной», космологические модели Вселенной,  открытие ускоренного расширения Метагалактики). 5 Происхождение и эволюция звезд. Возраст галактик и звезд.  Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные  закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные  представления о происхождении планет).  10 6 Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных  цивилизаций).  Лабораторные и практические занятия  «Изучение основных характеристик звезд» «Изучение строения  нашей Галактики ,типы галактик и их характеристики» « Гипотезы происхождения планет» Контрольные работы 6 1 11 Требования   к   минимальному   материально­техническому 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета:   посадочные места студентов;  рабочее место преподавателя;  рабочая меловая доска;  наглядные   пособия   (учебники,   опорные   конспекты­плакаты,   стенды,   карточки, раздаточный материал, карты звездного неба). Технические средства обучения:   ПК,  видеопроектор,  проекционный  экран.   Интернет­ресурсов, 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень   рекомендуемых   учебных   изданий, дополнительной литературы Основные источники:  Учебники 1.Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебник для общеобразоват.организаций / Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут. — М. : 2.Левитан Е.П. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс. : учебник для общеоб- 3.Астрономия : учебник для проф. образоват. организаций / [Е.В.Алексеева, разоват. организаций / Е.П.Левитан. — М. : Просвещение, 2018 Дрофа, 2017 П.М.Скворцов, Т.С.Фещенко, Л.А.Шестакова], под ред. Т.С. Фещенко. — М. : Из- дательский центр «Академия», 2018 4.Чаругин В.М. Астрономия. Учебник для 10—11 классов / В.М.Чаругин. — М. : Просвещение, 2018 _____________________________________________ Дополнительные источники: _________________________________________ Интернет-ресурсы: Астрономическое общество. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. sai.msu.su/EAAS Гомулина Н.Н. Открытая астрономия / под ред. В.Г. Сурдина. [Электронный ре- сурс] — Режим доступа: http://www.college.ru/astronomy/course/content/index.htm Государственный астрономический институт им. П.К. Штернберга МГУ. [Элек- тронный ресурс] — Режим доступа: http://www.sai.msu.ru 12    Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н.В.Пушкова РАН. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.izmiran.ru Компетентностный подход в обучении астрономии по УМК В.М.Чаругина. [Элек- тронный ресурс] — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch? v=TKNGOhR3 w1s&feature=youtu.be Корпорация Российский учебник. Астрономия для учителей физики. Серия вебинаров Часть 1 Преподавание астрономии как отдельного предмета. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch? v=YmE4YLArZb0 Часть 2 Роль астрономии в достижении учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы СОО. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=gClRXQ-qjaI Часть 3 Методические особенности реализации курса астрономии в урочной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС СОО. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Eaw979Ow_c0 Новости космоса, астрономии и космонавтики. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.astronews.ru/ Общероссийский астрономический портал. Астрономия РФ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://xn--80aqldeblhj0l.xn--p1ai/ Российская астрономическая сеть. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// www.astronet.ru Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.krugosvet.ru Энциклопедия «Космонавтика». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia http://www.astro.websib.ru/ http://www.myastronomy.ru http://class-fizika.narod.ru https://sites.google.com/site/astronomlevitan/plakaty http://earth-and-universe.narod.ru/index.html http://catalog.prosv.ru/item/28633 http://www.planetarium-moscow.ru/ https://sites.google.com/site/auastro2/levitan http://www.gomulina.orc.ru/ http://www.myastronomy.ru 13 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  ДИСЦИПЛИНЫ Контроль  и   оценка  результатов   освоения   дисциплины   осуществляется преподавателем в процессе проведения практических лабораторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения Формы и методы контроля и оценки результатов обучения      звезд,   зодиак, атмосфера, смысл   понятий:   астрология,    активность,   астрономия, астероид, астрофизика, болид, возмущения,   восход   светила,   вращение небесных   тел,   Вселенная,   вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды     календарь, космогония,   космология,   космонавтика, космос,  кольца  планет,  кометы,  кратер, кульминация,   основные   точки,   линии   и плоскости   небесной   сферы,   магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита,   полярное   сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация,   солнечная   корона,   состав   Солнечной солнцестояние, системы, терминатор, туманность,   фазы   Луны,   фотосферные   планета, телескоп,     Устный фронтальный).   контроль   (индивидуальный, Подготовка рефератов, презентаций. Тестовые задания. Выполнение разноуровневых заданий. Наблюдение   и   оценка   выполнения практических действий. Промежуточная аттестация в форме комплексного   экзамена   с   учебной дисциплиной физика  14 год,   сжатие активность, факелы,   хромосфера,   черная   дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;  определение   физических   величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды,   возраст   небесного   тела, параллакс,   парсек,   период,   перигелий, физические   характеристики   планет   и звезд,   их   химический   состав,   звездная величина,   радиант,   радиус   светила, космические   расстояния,   светимость, световой     планет, синодический   и   сидерический   период, солнечная   солнечная постоянная,   спектр   светящихся   тел Солнечной системы;  смысл   работ   и   формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Адамса, Галлея, Белопольского,   Струве, Герцшпрунга­Рассела,     Хаббла,   Доплера, Фридмана, Эйнштейна;  для нахождения координат светила;  выражение результаты измерений и расчетов   в   единицах   Международной системы;  примеров практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах; решение задачи на применение изученных астрономических законов; использовать  карту  звездного  неба   Бредихина, приведение     15

Рабочая программа по Астрономии

Рабочая программа по Астрономии

Рабочая программа по Астрономии

Рабочая программа по Астрономии

Рабочая программа по Астрономии

Рабочая программа по Астрономии

Рабочая программа по Астрономии

Рабочая программа по Астрономии

Рабочая программа по Астрономии

Рабочая программа по Астрономии

Рабочая программа по Астрономии

Рабочая программа по Астрономии

Рабочая программа по Астрономии

Рабочая программа по Астрономии

Рабочая программа по Астрономии

Рабочая программа по Астрономии

Рабочая программа по Астрономии

Рабочая программа по Астрономии

Рабочая программа по Астрономии

Рабочая программа по Астрономии

Рабочая программа по Астрономии

Рабочая программа по Астрономии

Рабочая программа по Астрономии

Рабочая программа по Астрономии

Рабочая программа по Астрономии

Рабочая программа по Астрономии

Рабочая программа по Астрономии

Рабочая программа по Астрономии

Рабочая программа по Астрономии

Рабочая программа по Астрономии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018