Данный материал представлен в формате Word. Это рабочая программа по соответствующему курсу, указанному в теме материала, а также классу и ступени образования. Рабочая программа написана с учётом основных требований к учебному процессу по указанному предмету. Она предполагает использование определённого учебника, что отражено в программе. Программа содержит все основные разделы, с подробным описанием методических частей, входящих в неё. Материал полностью готов к распечатке
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Лосевская средняя общеобразовательная школа № 1
Рассмотрено:
на заседании ОМО учителей математики
и физики
Протокол № __ от «__» ________ 20__г
Руководитель ОМО ______________
Согласовано:
На МС, руководитель
_____ _________________
«___» _________ 20__г
Утверждаю:
Директор школы:
_____ ________________
«___» ____________ 20__г
ОМО учителей математики и физики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ»
3 ступень обучения 11 класс
Срок реализации программы: 20__ – 20__ учебный год
Составлена на основе Примерной программы основного общего образования по физике для 10 11
классов и государственного образовательного стандарта
Программу составил учитель физики Запорожцева Ольга Ивановна, первая квалификационная категория
с. Лосево
20__ г Вовторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время
недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности, планет,
необходимо учитывать условия их видимости.
В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует
добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся
должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций.
На повышение эффективности усвоения курса астрономии направлено использование принципа
генерализации учебного материала — такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное
внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.
классноурочная (изучение нового, практикум, контроль, дополнительная работа, урокизачеты,
Формы организации учебной деятельности.
уроки — защиты творческих заданий);
П о я с н и т е л ь н а я з а п и с к а.
Рабочая программа составлена на основе учебной программы по астрономии для общеобразовательных
учреждений «Астрономия 11 класс» и ориентирована на использование базового учебника Астрономия 11 класс,
Б. А. ВоронцовВельяминов, Е. К. Страут 2017г
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (34 недели по 1 учебному часу в неделю) в 11 классе.
Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения
учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами.
Вопервых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное
время.
индивидуальная и индивидуализированная. Позволяют регулировать темп продвижения в обучении
каждого школьника сообразно его способностям;
групповая работа. Возможна работа групп учащихся по индивидуальным заданиям.
Предварительно учитель формирует блоки объектов или общий блок, на основании демонстрации которого
происходит обсуждение в группах общей проблемы, либо при наличии компьютерного класса, обсуждение мини
задач, которые являются составной частью общей учебной задачи;
внеклассная работа, исследовательская работа;
самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала, отработке учебных навыков и
навыков практического применения приобретенных знаний, выполнение индивидуальных заданий творческого
характера.
Астрономия в школе рассматривается как курс, который, завершая физикоматематическое образование
выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и
способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии
являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной
Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также
самой Вселенной.
Цели и задачи изучения астрономии.
При изучении основ современной астрономической науки перед учащимися ставятся следующие цели:
понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;
познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;
получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и
единстве мегамира и микромира;
осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;
ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;
выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным
(эзотерическим) наукам.
Главная задача курса — дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной,
раскрыть перед ними астрономическую картину мира XX в. Отсюда следует, что основной упор при изучении
астрономии должен быть сделан на вопросы астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и
космологии.
Программа направлена на реализацию личностноориентированного, деятельностного, проблемно
поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.
Цели изучения курса – выработка компетенций:
общеобразовательных:
находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные
способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты
исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать
выводы и заключения;
анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования,
мысленного эксперимента, прогнозирования;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет
ресурсы) и критически ее оценивать;
готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других
источников.
предметноориентированных:
понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники,
превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие
человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного
приобретения знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитывать убежденность в позитивной роли науки в жизни современного общества; овладевать
умениями применять полученные знания для объяснения астрономических явлений;
деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания
человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество. Нацеленного на совершенствование этого
общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование
активной личности, мотивированной к сомообразованию, обладающей достаточными навыками и
психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это
поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объём информации растёт в геометрической прогрессии, где
социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям,
самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать
нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми.
В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих
целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной
деятельности.
Учебно – исследовательская деятельность: является одним из путей повышения мотивации и эффективности
учебной деятельности в основной школе и включает имеет следующие особенности:
1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и
социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение
компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на
развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
2) учебноисследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы
учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами
одноклассников, учителей т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой,
творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными
людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной
самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
3) организация учебноисследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных
видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически
любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.Астрономия, ее связь с другими науками. Структура масштабы Вселенной. Особенности
С о д е р ж а н и е
В в е д е н и е
(2 ч)
астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Демонстрации.
1. портреты выдающихся астрономов;
2. изображения объектов исследования в астрономии.
Предметные результаты освоения темы позволяют:
воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;
использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.
Практические основы астрономии
(5 ч)
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных
географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и
фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и
Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных
географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
Демонстрации.
географический глобус Земли;
глобус звездного неба;
звездные карты;
звездные каталоги и карты;
карта часовых поясов;
модель небесной сферы;
разные виды часов (их изображения);
теллурий.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Кеплера;
системы;
Строение Солнечной системы
(7 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической
системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды
обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.
Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных
тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Предметные результаты освоения данной темы позволяют:
воспроизводить исторические сведения о становлении развитии гелиоцентрической системы мира;
воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и
сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая
единица);
вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым
размерам и расстоянию;
формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона
описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам
с различным эксцентриситетом;
объяснять причины возникновения приливов на Земле возмущений в движении тел Солнечной
характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел
Солнечной системы.
Демонстрации.
1.
2.
3.
4.
динамическая модель Солнечной системы;
изображения видимого движения планет, планетных конфигураций;
портреты Птолемея, Коперника, Кеплера, Ньютона;
схема Солнечной системы;5.
фотоизображения Солнца и Луны во время затмений.
Природа тел Солнечной системы
(8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета.
Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы.
Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планетыгиганты, их спутники кольца. Малые тела Солнечной системы:
астероиды, планетыкарлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.
Предметные результаты изучение темы позволяют:
формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех
тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы,
планетыгиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планетыкарлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды,
метеориты);
описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их
проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу
атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения
возникновения;
уникальной природы Земли;
различий;
описывать характерные особенности природы планетгигантов, их спутников и колец;
характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных
описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при
движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
объяснять сущность астероиднокометной опасности, возможности и способы ее
предотвращения.
Демонстрации.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
глобус Луны;
динамическая модель Солнечной системы;
изображения межпланетных космических аппаратов;
изображения объектов Солнечной системы;
космические снимки малих тел Солнечной системы;
космические снимки планет Солнечной системы;
таблицы физических и орбитальных характеристик планет Солнечной системы;
фотография поверхности Луны.
Солнце и звезды
(6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца.
Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до
звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы
и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция
звезд различной массы.
Предметные результаты освоения темы позволяют:
определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;
объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме
«спектр — светимость»;
сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;
оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
описывать этапы формирования и эволюции звезды;
характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции
звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
Демонстрации.
1. диаграмма Герцшпрунга – Рассела;
2. схема внутреннего строения звезд;
3. схема внутреннего строения Солнца;
4. схема эволюционных стадий развития звезд на диаграмме Герцшпрунга – Рассела;
5. фотографии активных образований на Солнце, атмосферы и короны Солнца;
6. фотоизображения взрывов новых и сверхновых звезд;
7. фотоизображения Солнца и известных звезд.
Строение и эволюция Вселенной
(6 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль.
Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой»
массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной
космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв.
Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Предметные результаты изучения темы позволяют:
объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое
излучение);
характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости
«период — светимость»;
Жизнь и разум во Вселенной (2ч)
Возможность или невозможность существования жизни вне Земли. Разумная жизнь. Различные формы жизни.
Исследования и наблюдения за другими формами жизни. Обнаружение органических соединений как
свидетельство при определённых условиях синтеза важных составных частей животных и растительных белков,
молекул ДНК и РНК во Вселенной. Находки артефактов о присутствии на Земле внеземного разума. Проблема
существования разумной жизни в Вселенной.Т р е б о в а н и я к у р о в н ю п о д г о т о в к и в ы п у с к н и к о в
Должны знать:
смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид,
возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы,
затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы,
кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика,
метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика,
видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние,
протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной
системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная
дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;
определения астрономических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст
небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический
состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие
планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся
тел Солнечной системы;
смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова,
Гершеля, Браге, Кеплера,
Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, ГерцшпрунгаРассела, , Хаббла,
Доплера, Фридмана, Эйнштейна.
Должны уметь:
использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их
системах;
решать задачи на применение изученных астрономических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации
стественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в
разных формах;
владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно
ориентационной, смылопоисковой, и профессиональнотрудового выбора.Тематическое планированиеТема
урока
Содержание
Демонстраци
и
Вид деятельности
учащихся
Требования к уровню
подготовки
(знать/уметь)
Д
/
З
§
1
Формы
и
методы
контрол
я
Беседа.
Работа с
текстом
учебник
а
и
иллюстр
ациями
В в е д е н и е 2 ч
Поиск примеров,
подтверждающих
практическую
направленность
астрономии
Смысл
понятий:
предмет астрономии,
Вселенная
Портреты
выдающихся
астрономов,
изображения
объектов
исследовани
я
в
астрономии
Астрономия, ее связь с
другими
науками.
Развитие астрономии
было
вызвано
практическими
потребностями
человека, начиная с
глубокой древности.
Астрономия,
математика и физика
развивались в тесной
связи друг с другом.
Структура и масштабы
Вселенной.
Астрономия, ее связь с
другими
науками.
Развитие астрономии
было
вызвано
практическими
потребностями
человека, начиная с
глубокой древности.
Астрономия,
математика и физика
развивались в тесной
связи друг с другом.
Структура и масштабы
Вселенной
Особенности
астрономии и её
методов.
и
Наземные
космические приборы
и методы исследования
астрономических
объектов. Телескопы и
радиотелескопы.
Всеволновая
астрономия
ч
а
с
ы
№
п
/
п
Т
ип
ур
ок
а
1 1 Л
ек
ци
я,
бе
се
да
Предм
ет
астрон
омии
Наблю
дения
основа
астрон
омии
2 1 Л
ек
ци
я,
бе
се
да
3 1
Звезды
и
созвезд
ия.
Небесн
ые
коорди
наты и
звездн
ые
карты.
П/Р №
1
«Опре
делени
е
горизо
нталь
ныx
небесн
ыx
коорди
2
3
,
4
Схемы и
фотографии
современных
телескопов,
принцип
работы,
модель
небесной
сферы
Применение знаний,
полученных в
курсе физики, для
описании
устройства
телескопа.
Характеристика
преимуществ
наблюдений,
проводимых
космоса
из
Устный
опрос.
Беседа
Особенности
астрономии, небесная
сфера, оценка угловых
расстояний на небе,
виды телескопов, их
схемы и принципа
работы
П р а к т и ч е с к и е о с н о в ы а с т р о н о м и и 5 ч
Работа со звездной
при
картой
организации
и
проведении
наблюдений
Смысл понятий Звезды
и созвездия, отыскание
Полярной
звезды,
система
экваториальных
координат
Фронтал
ьный
опрос.
Беседа.
Практич
еская
работа
Географичес
кий глобус
Земли,
глобус
звёздного
неба,
звёздные
карты,
модель
небесной
сферы
Звездная величина как
характеристика
освещенности,
создаваемой звездой.
Согласно
шкале
звездных величин раз
ность на 5 величин,
различие в потоках
света в 100 раз.
Экваториальная
система координат:
прямое восхождение и
склонение.
Использование
звездной карты для
определения объектов,
которые
можно
наблюдать в заданный
момент времени.Тематическое планирование Астрономия.11класс
ЕК Страут «Дрофа» 2010
Введение
Практические основы астрономии
Строение Солнечной системы
Природа тел солнечной системы
Солнце и звезды
Строение и эволюция Вселенной
Резерв
Список контрольных работ
Контрольные работы
Контрольная работа №1
Контрольная работа №2
2ч
7ч
5ч
6ч
4ч
4ч
4 ч
дата