Рабочая программа по астрономии для 10-11 классов
Оценка 4.6

Рабочая программа по астрономии для 10-11 классов

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
астрономия
11 кл
11.11.2019
Рабочая программа по астрономии для  10-11 классов
Согласно учебному плану МБОУ «Гимназия №3» при пятидневной учебной неделе на изучение астрономии в 10 классе (базовый уровень) выделяется 1 час в неделю, 33 часа в год, в 11 классе (базовый уровень) выделяется в 1 час в неделю, 33 часа в год.
РП астрономия2017.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 3» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан РАССМОТРЕНО    на заседании МК протокол №  1 от 24.08. 2017  г. СОГЛАСОВАНО  на заседании НМС протокол №  1  от 26.08. 2017  г.   УТВЕРЖДАЮ  Директор МБОУ «Гимназия№3» ____________Г.В. Мазина приказ №205 от 28.08. 2017  г. Рабочая программа по астрономии для  10­11 классов    (срок реализации 2 года, базовый уровень) Тарасова Марина Владимировна 2017 г. 1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 3» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан РАССМОТРЕНО    на заседании МК протокол №  1 от 24.08. 2017  г. СОГЛАСОВАНО  на заседании НМС протокол №  1  от 26.08. 2017  г.   УТВЕРЖДАЮ  Директор МБОУ «Гимназия№3» ____________Г.В. Мазина приказ №205 от 28.08. 2017  г. Рабочая программа по астрономии для  10­11 классов    (срок реализации 2 года, базовый уровень) Тарасова Марина Владимировна 2017 г. 1 Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Астрономия» для 10 (11 классов) (базовый уровень) составлена в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный   закон   «Об   образовании   в   Российской   Федерации»   №273   –   Ф3   от   29 декабря 2012 года. 2.   Закон Республики  Башкортостан   от 1  июля  2013 года  №696­з  «Об  образовании  в Республике Башкортостан» 3. Федеральный   компонент     государственного     образовательного     стандарта, утвержденный приказом Министерства   образования  и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»  от 05.03.2004г. №1089 (с изменениями, утвержденными приказами Министерства Образования и науки Российской Федерации от 3  июня 2008 г. №164, 31 августа 2009 г. №320, 19 октября 2009 г. №427, 10 ноября 2011 г. №2643, 24  января 2012 г. №39, 31 января 2012 г. №69, 23 июня 2015 г. №609), 07 июня 2017 г. № 506. 4. Письмо   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от 20 июня 2017 года № ТС­194/08 «Методические рекомендации по введению учебного предмета «Астрономия»   как   обязательного   для   изучения   на   уровне   среднего   общего образования».   5. Учебная программа по астрономии для общеобразовательных учреждений Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно­методическое пособие / Е. К. Страут. — М.: Дрофа, 2017.  6. Приказ   МБОУ   «Гимназия   №3»   №210   от   31.08.2017г.   «Об   определении   списка учебников, используемых в образовательной деятельности на 2017/2018учебный год». 7. Положение о рабочей программе учебного предмета (курса) МБОУ «Гимназия № 3».  8. Учебный план МБОУ «Гимназия №3» соответствующего учебного года.  9. Календарный учебный график МБОУ «Гимназия №3» соответствующего учебного года. 2 Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Астрономия» для 10 (11 классов) (базовый уровень) составлена в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный   закон   «Об   образовании   в   Российской   Федерации»   №273   –   Ф3   от   29 декабря 2012 года. 2.   Закон Республики  Башкортостан   от 1  июля  2013 года  №696­з  «Об  образовании  в Республике Башкортостан» 3. Федеральный   компонент     государственного     образовательного     стандарта, утвержденный приказом Министерства   образования  и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»  от 05.03.2004г. №1089 (с изменениями, утвержденными приказами Министерства Образования и науки Российской Федерации от 3  июня 2008 г. №164, 31 августа 2009 г. №320, 19 октября 2009 г. №427, 10 ноября 2011 г. №2643, 24  января 2012 г. №39, 31 января 2012 г. №69, 23 июня 2015 г. №609), 07 июня 2017 г. № 506. 4. Письмо   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от 20 июня 2017 года № ТС­194/08 «Методические рекомендации по введению учебного предмета «Астрономия»   как   обязательного   для   изучения   на   уровне   среднего   общего образования».   5. Учебная программа по астрономии для общеобразовательных учреждений Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно­методическое пособие / Е. К. Страут. — М.: Дрофа, 2017.  6. Приказ   МБОУ   «Гимназия   №3»   №210   от   31.08.2017г.   «Об   определении   списка учебников, используемых в образовательной деятельности на 2017/2018учебный год». 7. Положение о рабочей программе учебного предмета (курса) МБОУ «Гимназия № 3».  8. Учебный план МБОУ «Гимназия №3» соответствующего учебного года.  9. Календарный учебный график МБОУ «Гимназия №3» соответствующего учебного года. 2 Рабочая   программа   ориентирована   на   использование   линии   УМК   Б.   А.   Воронцова­ Вельяминова.  1. Воронцов­Вельяминов Б. А., Страут Е. К.  Астрономия 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: (базовый уровень). М. Дрофа, 2017. 2. Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно­методическое пособие / Е. К. Страут. — М.: Дрофа, 2017.  3. Электронная книга PDF. Астрономия. 11 класс. Учебник. Цели и задачи изучения учебного предмета Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:      осознание   принципиальной   роли   астрономии   в   познании   фундаментальных   законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;  приобретение   знаний   о   физической   природе   небесных   тел   и   систем,   строения   и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;  овладение   умениями   объяснять   видимое   положение   и   движение   небесных   тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;  использование   приобретенных   знаний   и   умений   для   решения   практических   задач повседневной жизни;   формирование научного мировоззрения;   формирование   навыков   использования   естественнонаучных   и   особенно   физико­ математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики. Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:  ­   систематизация   обширных   сведений   о   природе   небесных   тел,   объяснение существующих   закономерностей   и   раскрытие   физической   сущности   наблюдаемых   во Вселенной явлений;  ­ дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира; ­   дать   основы   знаний   о   методах   и   результатах   исследований   физической   природы небесных тел и их систем, строении и эволюции Вселенной;    ­   показать   роль   астрономии   в   познании   фундаментальных   знаний   о   природе, использование которых является базой научно­технического прогресса; ­   способствовать   формированию   у   школьников   научного   мировоззрения,   раскрывая 3 Рабочая   программа   ориентирована   на   использование   линии   УМК   Б.   А.   Воронцова­ Вельяминова.  1. Воронцов­Вельяминов Б. А., Страут Е. К.  Астрономия 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: (базовый уровень). М. Дрофа, 2017. 2. Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно­методическое пособие / Е. К. Страут. — М.: Дрофа, 2017.  3. Электронная книга PDF. Астрономия. 11 класс. Учебник. Цели и задачи изучения учебного предмета Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:      осознание   принципиальной   роли   астрономии   в   познании   фундаментальных   законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;  приобретение   знаний   о   физической   природе   небесных   тел   и   систем,   строения   и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;  овладение   умениями   объяснять   видимое   положение   и   движение   небесных   тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;  использование   приобретенных   знаний   и   умений   для   решения   практических   задач повседневной жизни;   формирование научного мировоззрения;   формирование   навыков   использования   естественнонаучных   и   особенно   физико­ математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики. Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:  ­   систематизация   обширных   сведений   о   природе   небесных   тел,   объяснение существующих   закономерностей   и   раскрытие   физической   сущности   наблюдаемых   во Вселенной явлений;  ­ дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира; ­   дать   основы   знаний   о   методах   и   результатах   исследований   физической   природы небесных тел и их систем, строении и эволюции Вселенной;    ­   показать   роль   астрономии   в   познании   фундаментальных   знаний   о   природе, использование которых является базой научно­технического прогресса; ­   способствовать   формированию   у   школьников   научного   мировоззрения,   раскрывая 3 современную естественнонаучную картину мира, процесс развития знаний о Вселенной; ­ способствовать развитию интеллектуальных способностей подростков и их социальной активности. Место учебного предмета в   учебном плане Согласно учебному плану МБОУ «Гимназия №3» на изучение астрономии в 10 классе (базовый уровень) выделяется во 2 полугодии 1 час в неделю, 18 часов в год,  в 11 классе (базовый уровень) выделяется в 1 полугодии 1 час в неделю, 17 часов в год. Содержание учебного предмета (35 часов) Предмет астрономии (2 ч)  Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура   и   масштабы   Вселенной.   Особенности   астрономических   методов   исследования. Наземные   и   космические   телескопы,   принцип   их   работы.   Всеволновая   астрономия: электромагнитное   излучение   как   источник   информации   о   небесных   телах.   Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый   искусственный   спутник   Земли,   полет   Ю.   А.   Гагарина.   Достижения   современной космонавтики.  Основы практической астрономии (5 ч)  Звезды   и   созвездия.   Видимая   звездная   величина.   Небесная   сфера.   Особые   точки небесной   сферы.   Небесные   координаты.   Звездные   карты.   Видимое   движение   звезд   на различных   географических   широтах.   Связь   видимого   расположения   объектов   на   небе   и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и ка­ лендарь. Строение Солнечной системы (2 ч) Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической   системы   мира.   Конфигурации   планет   и   условия   их   видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.  Законы движения небесных тел (5 ч)  Законы   Кеплера.   Определение   расстояний   и   размеров   тел   в   Солнечной   системе. Горизонтальный   параллакс.   Движение   небесных   тел   под   действием   сил   тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.  Природа тел Солнечной системы (8 ч)  Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная   планета.   Космические   лучи.   Исследования   Луны   космическими   аппаратами. Пилотируемые   полеты   на   Луну.   Планеты   земной   группы.   Природа   Меркурия,   Венеры   и Марса. Планеты­гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты­карлики,   кометы,   метеороиды.   Метеоры,   болиды   и   метеориты.   Астероидная опасность.  Солнце и звезды (6 ч)  Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических 4 современную естественнонаучную картину мира, процесс развития знаний о Вселенной; ­ способствовать развитию интеллектуальных способностей подростков и их социальной активности. Место учебного предмета в   учебном плане Согласно учебному плану МБОУ «Гимназия №3» на изучение астрономии в 10 классе (базовый уровень) выделяется во 2 полугодии 1 час в неделю, 18 часов в год,  в 11 классе (базовый уровень) выделяется в 1 полугодии 1 час в неделю, 17 часов в год. Содержание учебного предмета (35 часов) Предмет астрономии (2 ч)  Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура   и   масштабы   Вселенной.   Особенности   астрономических   методов   исследования. Наземные   и   космические   телескопы,   принцип   их   работы.   Всеволновая   астрономия: электромагнитное   излучение   как   источник   информации   о   небесных   телах.   Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый   искусственный   спутник   Земли,   полет   Ю.   А.   Гагарина.   Достижения   современной космонавтики.  Основы практической астрономии (5 ч)  Звезды   и   созвездия.   Видимая   звездная   величина.   Небесная   сфера.   Особые   точки небесной   сферы.   Небесные   координаты.   Звездные   карты.   Видимое   движение   звезд   на различных   географических   широтах.   Связь   видимого   расположения   объектов   на   небе   и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и ка­ лендарь. Строение Солнечной системы (2 ч) Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической   системы   мира.   Конфигурации   планет   и   условия   их   видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.  Законы движения небесных тел (5 ч)  Законы   Кеплера.   Определение   расстояний   и   размеров   тел   в   Солнечной   системе. Горизонтальный   параллакс.   Движение   небесных   тел   под   действием   сил   тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.  Природа тел Солнечной системы (8 ч)  Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная   планета.   Космические   лучи.   Исследования   Луны   космическими   аппаратами. Пилотируемые   полеты   на   Луну.   Планеты   земной   группы.   Природа   Меркурия,   Венеры   и Марса. Планеты­гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты­карлики,   кометы,   метеороиды.   Метеоры,   болиды   и   метеориты.   Астероидная опасность.  Солнце и звезды (6 ч)  Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических 4 исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана— Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно­земные связи. Звезды: основные   физико­химические   характеристики   и   их   взаимосвязь.   Годичный   параллакс   и расстояния   до   звезд.   Светимость,   спектр,   цвет   и   температура   различных   классов   звезд. Эффект   Доплера.   Диаграмма   «спектр   —   светимость»   («цвет   —   светимость»).   Массы   и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.  Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч)  Наша   Галактика.   Ее   размеры   и   структура.   Звездные   скопления.   Спиральные   рукава. Ядро   Галактики.   Области   звездообразования.   Вращение   Галактики.   Проблема   «скрытой» массы (темная материя).  Строение и эволюция Вселенной (2 ч)  Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной   космологии.   «Красное   смещение»   и   закон   Хаббла.   Эволюция   Вселенной. Нестационарная   Вселенная   А.   А.   Фридмана.   Большой   взрыв.   Реликтовое   излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.  Жизнь и разум во Вселенной (3 ч)  Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные   возможности   космонавтики   и   радиоастрономии   для   связи   с   другими цивилизациями.   Планетные   системы   у   других   звезд.   Человечество   заявляет   о   своем существовании.  Примерный перечень наблюдений  Наблюдения невооруженным глазом  1.   Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.  2. Движение Луны и смена ее фаз.  Наблюдения в телескоп  1. Рельеф Луны.  2. Фазы Венеры.  3. Марс.  4. Юпитер и его спутники.  5. Сатурн, его кольца и спутники.  6. Солнечные пятна (на экране).  7. Двойные звезды.  8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).  9. Большая туманность Ориона.  10. Туманность Андромеды. Планируемые результаты освоения учебного предмета В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен знать/понимать  •  смысл   понятий:   геоцентрическая   и   гелиоцентрическая   система,   видимая   звездная 5 исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана— Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно­земные связи. Звезды: основные   физико­химические   характеристики   и   их   взаимосвязь.   Годичный   параллакс   и расстояния   до   звезд.   Светимость,   спектр,   цвет   и   температура   различных   классов   звезд. Эффект   Доплера.   Диаграмма   «спектр   —   светимость»   («цвет   —   светимость»).   Массы   и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.  Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч)  Наша   Галактика.   Ее   размеры   и   структура.   Звездные   скопления.   Спиральные   рукава. Ядро   Галактики.   Области   звездообразования.   Вращение   Галактики.   Проблема   «скрытой» массы (темная материя).  Строение и эволюция Вселенной (2 ч)  Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной   космологии.   «Красное   смещение»   и   закон   Хаббла.   Эволюция   Вселенной. Нестационарная   Вселенная   А.   А.   Фридмана.   Большой   взрыв.   Реликтовое   излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.  Жизнь и разум во Вселенной (3 ч)  Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные   возможности   космонавтики   и   радиоастрономии   для   связи   с   другими цивилизациями.   Планетные   системы   у   других   звезд.   Человечество   заявляет   о   своем существовании.  Примерный перечень наблюдений  Наблюдения невооруженным глазом  1.   Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.  2. Движение Луны и смена ее фаз.  Наблюдения в телескоп  1. Рельеф Луны.  2. Фазы Венеры.  3. Марс.  4. Юпитер и его спутники.  5. Сатурн, его кольца и спутники.  6. Солнечные пятна (на экране).  7. Двойные звезды.  8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).  9. Большая туманность Ориона.  10. Туманность Андромеды. Планируемые результаты освоения учебного предмета В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен знать/понимать  •  смысл   понятий:   геоцентрическая   и   гелиоцентрическая   система,   видимая   звездная 5 величина,   созвездие,   противостояния   и   соединения   планет,   комета,   астероид,   метеор, метеорит, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное   время,   внесолнечная   планета   (экзопланета),   спектральная   классификация   звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;  • смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;  • смысл физического закона Хаббла;  • основные этапы освоения космического пространства;  • гипотезы происхождения Солнечной системы;  • основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;  •  размеры   Галактики,   положение   и   период   обращения   Солнца   относительно   центра Галактики;  уметь: •   приводить   примеры:   роли   астрономии   в   развитии   цивилизации,   использования   методов исследований   в   астрономии,   различных   диапазонов   электромагнитных   излучений   для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;  •  описывать   и   объяснять:   различия   календарей,   условия   наступления   солнечных   и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов;   принцип   действия   оптического   телескопа,   взаимосвязь   физико­химических характеристик   звезд   с   использованием   диаграммы   «цвет   —   светимость»,   физические причины,   определяющие   равновесие   звезд,   источник   энергии   звезд   и   происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;  •  характеризовать   особенности   методов   познания   астрономии,   основные   элементы   и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы; •  находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;         использовать  •  компьютерные   приложения   для   определения   положения   Солнца,   Луны   и   звезд   на любую дату и время суток для данного населённого пункта;  •  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по   астрономии;   отделения   ее   от   лженаук;   оценивания   информации,   содержащейся   в сообщениях СМИ, Интернете, научно­популярных статьях.   1 2 3 № . Тематическое планирование 10 (11) класс (1 час в неделю. 35 часов в год) Название темы Количество часов Астрономия, её значение и связь с другими науками Практические основы астрономии Строение Солнечной системы 2 5 7 6 величина,   созвездие,   противостояния   и   соединения   планет,   комета,   астероид,   метеор, метеорит, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное   время,   внесолнечная   планета   (экзопланета),   спектральная   классификация   звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;  • смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;  • смысл физического закона Хаббла;  • основные этапы освоения космического пространства;  • гипотезы происхождения Солнечной системы;  • основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;  •  размеры   Галактики,   положение   и   период   обращения   Солнца   относительно   центра Галактики;  уметь: •   приводить   примеры:   роли   астрономии   в   развитии   цивилизации,   использования   методов исследований   в   астрономии,   различных   диапазонов   электромагнитных   излучений   для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;  •  описывать   и   объяснять:   различия   календарей,   условия   наступления   солнечных   и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов;   принцип   действия   оптического   телескопа,   взаимосвязь   физико­химических характеристик   звезд   с   использованием   диаграммы   «цвет   —   светимость»,   физические причины,   определяющие   равновесие   звезд,   источник   энергии   звезд   и   происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;  •  характеризовать   особенности   методов   познания   астрономии,   основные   элементы   и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы; •  находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;         использовать  •  компьютерные   приложения   для   определения   положения   Солнца,   Луны   и   звезд   на любую дату и время суток для данного населённого пункта;  •  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по   астрономии;   отделения   ее   от   лженаук;   оценивания   информации,   содержащейся   в сообщениях СМИ, Интернете, научно­популярных статьях.   1 2 3 № . Тематическое планирование 10 (11) класс (1 час в неделю. 35 часов в год) Название темы Количество часов Астрономия, её значение и связь с другими науками Практические основы астрономии Строение Солнечной системы 2 5 7 6 4 5 7 8 Природа тел Солнечной системы Солнце и звёзды Строение и эволюция Вселенной Жизнь и разум во Вселенной Итого 8 6 5 2 35 Календарно­ тематическое планирование  10 класса по астрономии на 2017/2018 учебный год.   (согласно учебному плану МБОУ «Гимназия №3»  на изучение предмета выделается во 2 полугодии 1 час в неделю, 19 часов в год)          Учебник: Воронцов­Вельяминов Б. А., Страут Е. К. Астрономия 11 класс. Учебник учитель   Тарасова Марина Владимировна для общеобразовательных учреждений: (базовый уровень). М. Дрофа, 2017. ЭКОР Примеча ние Современная  научная  картина мира № урока Дата проведения План Факт 1 2 3 4 5 6 7 09.01­ 13.01 15.01­ 20.01 22.01­ 27.01 29.01­ 03.02 05.02­ 10.02 12.02­ 17.02 19.02­ 24.02 Название раздела и тем курса 10 класс 2 полугодие ­ 19 часов Астрономия, её значение и связь с другими науками (2 часа) Вводный инструктаж по ТБ. Что  изучает астрономия. Наблюдения – основа астрономии.  Практические основы астрономии (5 часов) Звезды и созвездия. Небесные координаты.  Звездные карты. Видимое движение звезд на различных  географических широтах.   Годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и  Луны. Время и календарь Небесная механика (3 ч) 7 4 5 7 8 Природа тел Солнечной системы Солнце и звёзды Строение и эволюция Вселенной Жизнь и разум во Вселенной Итого 8 6 5 2 35 Календарно­ тематическое планирование  10 класса по астрономии на 2017/2018 учебный год.   (согласно учебному плану МБОУ «Гимназия №3»  на изучение предмета выделается во 2 полугодии 1 час в неделю, 19 часов в год)          Учебник: Воронцов­Вельяминов Б. А., Страут Е. К. Астрономия 11 класс. Учебник учитель   Тарасова Марина Владимировна для общеобразовательных учреждений: (базовый уровень). М. Дрофа, 2017. ЭКОР Примеча ние Современная  научная  картина мира № урока Дата проведения План Факт 1 2 3 4 5 6 7 09.01­ 13.01 15.01­ 20.01 22.01­ 27.01 29.01­ 03.02 05.02­ 10.02 12.02­ 17.02 19.02­ 24.02 Название раздела и тем курса 10 класс 2 полугодие ­ 19 часов Астрономия, её значение и связь с другими науками (2 часа) Вводный инструктаж по ТБ. Что  изучает астрономия. Наблюдения – основа астрономии.  Практические основы астрономии (5 часов) Звезды и созвездия. Небесные координаты.  Звездные карты. Видимое движение звезд на различных  географических широтах.   Годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и  Луны. Время и календарь Небесная механика (3 ч) 7 8 26.02­ 03.03 Развитие представлений о строении мира 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 05.03­ 10.03 12.03­ 17.03 19.03­ 24.03 02.04­ 07.04 09.04­ 14.04 16.04­ 21.04 23.04­ 28.04 30.04­ 05.05 07.05­ 12.05 14.05­ 19.05 21.05­ 25.05. Конфигурации планет. Синодический  период. Законы движения планет Солнечной  системы. Определение расстояний и размеров тел  Солнечной системы. Практическая работа с планом Солнечной  системы. Открытие и применение закона всемирного  тяготения. Движение искусственных спутников и  космических аппаратов (КА) в Солнечной  системе. Солнечная система как комплекс тел,  имеющих общее происхождение. Земля и Луна – двойная планета. Две группы планет Природа планет земной группы Промежуточная аттестация. Контрольная работа по теме «Элементы астрономии». Шумовое  загрязнение  среды  и пути  его  преодоления. Вредное  влияние  электромагнит ных полей  на  человеческий  организм. Вредное  влияние  радиоволн на  человеческий  организм. Решение  проблем  природопользо вания в РБ Разум человека как главный  фактор,  определяющий  развитие  цивилизации. 8 8 26.02­ 03.03 Развитие представлений о строении мира 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 05.03­ 10.03 12.03­ 17.03 19.03­ 24.03 02.04­ 07.04 09.04­ 14.04 16.04­ 21.04 23.04­ 28.04 30.04­ 05.05 07.05­ 12.05 14.05­ 19.05 21.05­ 25.05. Конфигурации планет. Синодический  период. Законы движения планет Солнечной  системы. Определение расстояний и размеров тел  Солнечной системы. Практическая работа с планом Солнечной  системы. Открытие и применение закона всемирного  тяготения. Движение искусственных спутников и  космических аппаратов (КА) в Солнечной  системе. Солнечная система как комплекс тел,  имеющих общее происхождение. Земля и Луна – двойная планета. Две группы планет Природа планет земной группы Промежуточная аттестация. Контрольная работа по теме «Элементы астрономии». Шумовое  загрязнение  среды  и пути  его  преодоления. Вредное  влияние  электромагнит ных полей  на  человеческий  организм. Вредное  влияние  радиоволн на  человеческий  организм. Решение  проблем  природопользо вания в РБ Разум человека как главный  фактор,  определяющий  развитие  цивилизации. 8 Оценочные материалы Оценочные материалы по астрономии   для 10 класса (базовый) № 1 Дата 21.05­25.05  на 2017/2018 учебный год (во 2 полугодии 1 час в неделю, 19 часов в год) Наименование работы Промежуточная аттестация. Контрольная  работа по теме  «Солнечная система» Промежуточная аттестация. Контрольная работа по теме «Солнечная система» 1. Как называются 12 зодиакальных созвездий, через который проходит годичный путь  Солнца: а) млечный путь; б) эклиптика; в) прямое восхождение; г) Вселенная. 2. Координаты светила в звездном небе определяются: α а)   ­  прямое восхождение;  α δ  ­  широта; б)    ­  долгота;  δ α  ­  склонение;  в)    ­  прямое восхождение; α δ  ­  долгота. г)     ­  широта;  3. Система отсчета, связанная с Солнцем, предложенная Николаем Коперником,  δ  ­  склонение; называется: а) геоцентрическая; б) гелиоцентрическая; в) центрическая; г) коперническая. 9 Оценочные материалы Оценочные материалы по астрономии   для 10 класса (базовый) № 1 Дата 21.05­25.05  на 2017/2018 учебный год (во 2 полугодии 1 час в неделю, 19 часов в год) Наименование работы Промежуточная аттестация. Контрольная  работа по теме  «Солнечная система» Промежуточная аттестация. Контрольная работа по теме «Солнечная система» 1. Как называются 12 зодиакальных созвездий, через который проходит годичный путь  Солнца: а) млечный путь; б) эклиптика; в) прямое восхождение; г) Вселенная. 2. Координаты светила в звездном небе определяются: α а)   ­  прямое восхождение;  α δ  ­  широта; б)    ­  долгота;  δ α  ­  склонение;  в)    ­  прямое восхождение; α δ  ­  долгота. г)     ­  широта;  3. Система отсчета, связанная с Солнцем, предложенная Николаем Коперником,  δ  ­  склонение; называется: а) геоцентрическая; б) гелиоцентрическая; в) центрическая; г) коперническая. 9 4. Ближайшая к Солнцу точка орбиты называется: а) перигелий; б) афелий; в) эллипс; г) эксцентриситет. 5. Линия, соединяющая какую­либо точку эллипса с фокусом, называется: а) орбита;  б) окружность;   в) радиус­вектор;  г) экватор. 6. Отношение расстояния между фокусами к большой оси называется: а) движение;  б) эксцентриситет;  в) система;   г) пропорция. 7. Куб большой полуоси орбиты тела, делённый на квадрат периода его обращений и на  сумму масс тел, есть величина постоянная. Какой закон Кеплера? а) первый закон Кеплера; б) второй закон Кеплера; в) третий закон Кеплера;  г) четвертый закон Кеплера. 8. Каждая планета движется так, что радиус — вектор планеты за равные промежутки  времени описывает равные площади. Какой закон Кеплера? а) первый закон Кеплера; б) второй закон Кеплера; в) третий закон Кеплера; г) четвертый закон Кеплера. 9. Интервал времени между двумя последовательными новолуниями, равный 29,5 сут.,  называется: а) солнечное затмение; б) синодический месяц; в) лунное затмение; г) лунный месяц. 10. За сколько суток луна делает один оборот вокруг Земли: а) 25 сут.; б) 20,5 сут.;  в) 27,3 сут;  г) 31 сут. 11. Явление, при котором, луна частично или полностью заслоняет Солнце, называется: а) прилив; б) отлив; в) лунное затмение; г) солнечное затмение. 12. Явление, при котором, Луна попадает в тень Земли, называется: а) лунное затмение; б) солнечное затмение; в) прилив; г) синодический месяц. 13. Во время Этого явления уровень воды плавно нарастает, достигая наибольшего  значения, а затем постепенно снижается до низшего уровня: а) солнечное затмение; б) приливы; в) отливы; г) лунное затмение. 14. Вспыхивающие в земной атмосфере мельчайшие твёрдые частицы, которые вторгаются в неё извне с огромной скоростью, называются: а) кометы; б) астероиды; в) метеоры; г) планеты. 15. Выберите правильную последовательность планет по мере удаленности их от Солнца: а) Марс — Меркурий — Земля — Венера — Юпитер — Уран — Сатурн — Нептун —  Плутон; б) Венера — Земля — Меркурий — Марс — Юпитер — Уран — Сатурн — Нептун —  Плутон; в) Плутон — Меркурий — Земля — Венера — Марс — Юпитер — Сатурн — Уран —  Нептун; г) Меркурий — Венера — Земля — Марс — Юпитер — Сатурн — Уран — Нептун —  Плутон. 16. Небольшие бесформенное звездообразные тела, движущиеся вокруг Солнца,  называются: а) астероиды; б) метеориты; в) планеты; г) кометы. 17. Протяженная оболочка кометы, которая образуется при приближении к Солнцу из­за  таяния и испарения льда: а) хвост;                        б) кома;     в) метеоритный поток;  г) Млечный путь. 18. Самый крупный астероид называется: а) Паллада; б) Веста; в) Церера;  г) Галлея. Ответы: 10 4. Ближайшая к Солнцу точка орбиты называется: а) перигелий; б) афелий; в) эллипс; г) эксцентриситет. 5. Линия, соединяющая какую­либо точку эллипса с фокусом, называется: а) орбита;  б) окружность;   в) радиус­вектор;  г) экватор. 6. Отношение расстояния между фокусами к большой оси называется: а) движение;  б) эксцентриситет;  в) система;   г) пропорция. 7. Куб большой полуоси орбиты тела, делённый на квадрат периода его обращений и на  сумму масс тел, есть величина постоянная. Какой закон Кеплера? а) первый закон Кеплера; б) второй закон Кеплера; в) третий закон Кеплера;  г) четвертый закон Кеплера. 8. Каждая планета движется так, что радиус — вектор планеты за равные промежутки  времени описывает равные площади. Какой закон Кеплера? а) первый закон Кеплера; б) второй закон Кеплера; в) третий закон Кеплера; г) четвертый закон Кеплера. 9. Интервал времени между двумя последовательными новолуниями, равный 29,5 сут.,  называется: а) солнечное затмение; б) синодический месяц; в) лунное затмение; г) лунный месяц. 10. За сколько суток луна делает один оборот вокруг Земли: а) 25 сут.; б) 20,5 сут.;  в) 27,3 сут;  г) 31 сут. 11. Явление, при котором, луна частично или полностью заслоняет Солнце, называется: а) прилив; б) отлив; в) лунное затмение; г) солнечное затмение. 12. Явление, при котором, Луна попадает в тень Земли, называется: а) лунное затмение; б) солнечное затмение; в) прилив; г) синодический месяц. 13. Во время Этого явления уровень воды плавно нарастает, достигая наибольшего  значения, а затем постепенно снижается до низшего уровня: а) солнечное затмение; б) приливы; в) отливы; г) лунное затмение. 14. Вспыхивающие в земной атмосфере мельчайшие твёрдые частицы, которые вторгаются в неё извне с огромной скоростью, называются: а) кометы; б) астероиды; в) метеоры; г) планеты. 15. Выберите правильную последовательность планет по мере удаленности их от Солнца: а) Марс — Меркурий — Земля — Венера — Юпитер — Уран — Сатурн — Нептун —  Плутон; б) Венера — Земля — Меркурий — Марс — Юпитер — Уран — Сатурн — Нептун —  Плутон; в) Плутон — Меркурий — Земля — Венера — Марс — Юпитер — Сатурн — Уран —  Нептун; г) Меркурий — Венера — Земля — Марс — Юпитер — Сатурн — Уран — Нептун —  Плутон. 16. Небольшие бесформенное звездообразные тела, движущиеся вокруг Солнца,  называются: а) астероиды; б) метеориты; в) планеты; г) кометы. 17. Протяженная оболочка кометы, которая образуется при приближении к Солнцу из­за  таяния и испарения льда: а) хвост;                        б) кома;     в) метеоритный поток;  г) Млечный путь. 18. Самый крупный астероид называется: а) Паллада; б) Веста; в) Церера;  г) Галлея. Ответы: 10 1 — б, 2 — а, 3 — б, 4 — а, 5 — в, 6 — б, 7 — в, 8 — б, 9 — б, 10 — в, 11 — г, 12 — а, 13 —  б, 14 — в, 15 — г, 16 — а, 17 — б, 18 — в Оценочные материалы по астрономии   для 11 класса (базовый)  (в 1 полугодии 1 час в неделю, 16 часов в год) Промежуточная аттестация. Контрольная работа по теме «Элементы астрономии». Вариант 1 1. Астрономия – наука, изучающая …  А) движение и происхождение небесных тел и их систем.  Б) развитие небесных тел и их природу.  В) движение, природу, происхождение и развитие небесных тел и их систем.  2. Телескоп необходим для того, чтобы …  А) собрать свет и создать изображение источника.  Б) собрать свет от небесного объекта и увеличить угол зрения, под которым виден  объект.  В) получить увеличенное изображение небесного тела.  11 1 — б, 2 — а, 3 — б, 4 — а, 5 — в, 6 — б, 7 — в, 8 — б, 9 — б, 10 — в, 11 — г, 12 — а, 13 —  б, 14 — в, 15 — г, 16 — а, 17 — б, 18 — в Оценочные материалы по астрономии   для 11 класса (базовый)  (в 1 полугодии 1 час в неделю, 16 часов в год) Промежуточная аттестация. Контрольная работа по теме «Элементы астрономии». Вариант 1 1. Астрономия – наука, изучающая …  А) движение и происхождение небесных тел и их систем.  Б) развитие небесных тел и их природу.  В) движение, природу, происхождение и развитие небесных тел и их систем.  2. Телескоп необходим для того, чтобы …  А) собрать свет и создать изображение источника.  Б) собрать свет от небесного объекта и увеличить угол зрения, под которым виден  объект.  В) получить увеличенное изображение небесного тела.  11 3.  Самая высокая точка небесной сферы называется …  А) точка севера.         Б) зенит.         В) надир.        Г) точка востока.  4. Аналог широты в географических координатах. А) склонение.      Б) истинный горизонт.       В) прямое восхождение.  5. Угол, под которым со звезды виден радиус земной орбиты, называется… А) параллаксом.     Б) звездной величиной.      В) астрономической единицей.  6. Третья планета от Солнца – это …  А) Сатурн.         Б) Венера.         В) Земля.  7. По каким орбитам обращаются планеты вокруг Солнца?  А) по окружностям.       Б) по эллипсам, близким к окружностям.       В) по ветвям  парабол.  8. Ближайшая к Солнцу точка орбиты планеты называется …  А) перигелием.         Б) афелием.          В) эксцентриситетом.  9. Наименьшую температуру поверхности имеют…  А) желтые звёзды.        Б) оранжевые гиганты        В) белые карлики.  10. Все планеты­гиганты характеризуются …  А) быстрым вращением.            Б) медленным вращением.  11. Астероиды вращаются между орбитами …  А) Венеры и Земли.        Б) Марса и Юпитера.          В) Нептуна и Плутона.  12. Какие вещества преобладают в атмосферах звезд?  А) гелий и кислород.      Б) азот и гелий.                    В) водород и гелий.  13. К какому классу звезд относится Солнце?  А) сверхгигант.     Б) желтый карлик.      В) белый карлик.        Г) красный гигант.  14. На сколько созвездий разделено небо?  А) 108.          Б) 68.             В) 88.  15. Кто открыл законы движения планет вокруг Солнца?  А) Птолемей.      Б) Коперник.       В) Кеплер.          Г) Бруно.  16. Какой слой Солнца является основным источником видимого излучения?  А) Хромосфера.        Б) Фотосфера.         В) Солнечная корона.  17. Звёзды, являющиеся источниками периодических импульсов радиоизлучения,  называются…  А) квазары.       Б) пульсары.         В) чёрные дыры.  Календарно­ тематическое планирование  11 класса по астрономии на 2018/2019учебный год.   (согласно учебному плану МБОУ «Гимназия №3»  на изучение предмета выделается в 1 полугодии 1 час в неделю, 16 часов в год) учитель   Тарасова Марина Владимировна Примеча ние 12          Учебник: Воронцов­Вельяминов Б. А., Страут Е. К. Астрономия 11 класс. Учебник  для общеобразовательных учреждений: (базовый уровень). М. Дрофа, 2017 ЭКОР Дата Название раздела и тем курса № урока проведения План Факт 3.  Самая высокая точка небесной сферы называется …  А) точка севера.         Б) зенит.         В) надир.        Г) точка востока.  4. Аналог широты в географических координатах. А) склонение.      Б) истинный горизонт.       В) прямое восхождение.  5. Угол, под которым со звезды виден радиус земной орбиты, называется… А) параллаксом.     Б) звездной величиной.      В) астрономической единицей.  6. Третья планета от Солнца – это …  А) Сатурн.         Б) Венера.         В) Земля.  7. По каким орбитам обращаются планеты вокруг Солнца?  А) по окружностям.       Б) по эллипсам, близким к окружностям.       В) по ветвям  парабол.  8. Ближайшая к Солнцу точка орбиты планеты называется …  А) перигелием.         Б) афелием.          В) эксцентриситетом.  9. Наименьшую температуру поверхности имеют…  А) желтые звёзды.        Б) оранжевые гиганты        В) белые карлики.  10. Все планеты­гиганты характеризуются …  А) быстрым вращением.            Б) медленным вращением.  11. Астероиды вращаются между орбитами …  А) Венеры и Земли.        Б) Марса и Юпитера.          В) Нептуна и Плутона.  12. Какие вещества преобладают в атмосферах звезд?  А) гелий и кислород.      Б) азот и гелий.                    В) водород и гелий.  13. К какому классу звезд относится Солнце?  А) сверхгигант.     Б) желтый карлик.      В) белый карлик.        Г) красный гигант.  14. На сколько созвездий разделено небо?  А) 108.          Б) 68.             В) 88.  15. Кто открыл законы движения планет вокруг Солнца?  А) Птолемей.      Б) Коперник.       В) Кеплер.          Г) Бруно.  16. Какой слой Солнца является основным источником видимого излучения?  А) Хромосфера.        Б) Фотосфера.         В) Солнечная корона.  17. Звёзды, являющиеся источниками периодических импульсов радиоизлучения,  называются…  А) квазары.       Б) пульсары.         В) чёрные дыры.  Календарно­ тематическое планирование  11 класса по астрономии на 2018/2019учебный год.   (согласно учебному плану МБОУ «Гимназия №3»  на изучение предмета выделается в 1 полугодии 1 час в неделю, 16 часов в год) учитель   Тарасова Марина Владимировна Примеча ние 12          Учебник: Воронцов­Вельяминов Б. А., Страут Е. К. Астрономия 11 класс. Учебник  для общеобразовательных учреждений: (базовый уровень). М. Дрофа, 2017 ЭКОР Дата Название раздела и тем курса № урока проведения План Факт 20 21 22   23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 10 класс 11 класс (1 полугодие) Планеты гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы (астероиды,  карликовые планеты и кометы). Метеоры, болиды, метеориты. Солнце и звёзды (6 часов) Солнце: его состав и внутреннее строение. Солнечная активность и её влияние на  Землю. Физическая природа звезд. Переменные и нестационарные звезды. Эволюция звезд. Повторение материала «Солнце и Солнечная система». Строение и эволюция Вселенной (5 часов) Наша Галактика. Конечность и бесконечность Вселенной Другие звездные системы – галактики. Космология начала 20 века. Основы современной космологии. Жизнь и разум во Вселенной. (2 часа) Поиск жизни и разума во Вселенной.  Промежуточная аттестация. Итоговая  контрольная работа «Элементы  астрономии». Опасность  ионизирующей  радиации Естественный  радиоактивный фон АЭС РБ и  их связь с  окружающей  средой. Лучевая  болезнь.  Ядерная война  – угроза жизни  на Земле. НТП и  усиление  влияния  человечества  на природу. Изменение  прозрачности  атмосферы под действием  антропогенного фактора и его  экологические  последствия. Изменение  прозрачности  атмосферы под действием  антропогенного фактора и его  экологические  последствия. 13 20 21 22   23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 10 класс 11 класс (1 полугодие) Планеты гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы (астероиды,  карликовые планеты и кометы). Метеоры, болиды, метеориты. Солнце и звёзды (6 часов) Солнце: его состав и внутреннее строение. Солнечная активность и её влияние на  Землю. Физическая природа звезд. Переменные и нестационарные звезды. Эволюция звезд. Повторение материала «Солнце и Солнечная система». Строение и эволюция Вселенной (5 часов) Наша Галактика. Конечность и бесконечность Вселенной Другие звездные системы – галактики. Космология начала 20 века. Основы современной космологии. Жизнь и разум во Вселенной. (2 часа) Поиск жизни и разума во Вселенной.  Промежуточная аттестация. Итоговая  контрольная работа «Элементы  астрономии». Опасность  ионизирующей  радиации Естественный  радиоактивный фон АЭС РБ и  их связь с  окружающей  средой. Лучевая  болезнь.  Ядерная война  – угроза жизни  на Земле. НТП и  усиление  влияния  человечества  на природу. Изменение  прозрачности  атмосферы под действием  антропогенного фактора и его  экологические  последствия. Изменение  прозрачности  атмосферы под действием  антропогенного фактора и его  экологические  последствия. 13 14 14

Рабочая программа по астрономии для 10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для  10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для 10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для  10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для 10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для  10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для 10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для  10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для 10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для  10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для 10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для  10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для 10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для  10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для 10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для  10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для 10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для  10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для 10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для  10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для 10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для  10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для 10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для  10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для 10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для  10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для 10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для  10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для 10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для  10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для 10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для  10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для 10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для  10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для 10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для  10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для 10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для  10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для 10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для  10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для 10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для  10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для 10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для  10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для 10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для  10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для 10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для  10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для 10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для  10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для 10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для  10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для 10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для  10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для 10-11 классов

Рабочая программа по астрономии для  10-11 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2019