Календарнотематическое планирование 11 класс
№
урока
Дата
Корректи
ровка
Тема урока
Планируемые виды деятельности учащихся для
достижения личностных, метапредметных и
предметных результатов обучения
Домашнее задание
Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2ч)
1/1
Что изучает астрономия
2/2
Наблюдения — основа астрономии
мет
астрономии»;
Личностные: обсудить потребности человека в
познании, как наиболее значимой ненасыщаемой
потребности, понимание различия между мифологи
ческим и научным сознанием.
Метапредметные: формулировать понятие
«пред
доказывать
самостоятельность и значимость астрономии как
науки.
Предметные: объяснять причины возникнове
ния и развития астрономии, приводить примеры,
подтверждающие данные причины; иллюстриро
вать примерами практическую направленность ас
трономии; воспроизводить сведения по исто рии раз
вития астрономии, ее связях с другими науками
Личностные: взаимодействовать в группе сверст
ников при выполнении самостоятельной работы; ор
ганизовывать свою познавательную деятель ность.
Метапредметные: формулировать выводы об
особенностях астрономии как науки; приближенно
оценивать угловые расстояния на небе; классифици
ровать телескопы, используя различные основания
(конструктивные особенности, вид исследуемого
спектра и т. д.); работать с информацией научного
содержания.
Предметные: изображать основные круги, ли
нии и точки небесной сферы (истинный (математи
ческий) горизонт, зенит, надир, отвесная линия,
с
§ 1. Представить
графически
(в виде схемы)
взаимосвязь
астрономии
другими
науками,
подчеркивая
самостоятельность
астрономии
науки
уникальность
предмета
как
и
ее
§ 2.1;
практические
задания.3/1
4/2
5/3
азимут, высота); формулировать понятие «небесная
сфера»; использовать полученные ранее знания из
раздела «Оптические явления» для объяснения уст
ройства и принципа работы телескопа.
Практические основы астрономии (5ч)
Звезды и созвездия. Небесные
координаты. Звездные карты
Видимое движение звезд
на различных географических широтах
Годичное движение Солнца.
Эклиптика
Личностные: организовывать целенаправленную
познавательную деятельность в ходе самостоятель
ной работы.
Метапредметные: формулировать проблему ми
кроисследования, извлекать информацию, представ
ленную в явном виде.
Предметные: формулировать понятие «созвез
дие», определять понятие «видимая звездная вели
чина»; определять разницу освещенностей, создава
емых светилами, по известным значениям звездных
величин; использовать звездную карту для поиска
созвездий и звезд на небе.
Личностные: самостоятельно управлять собст
венной познавательной деятельностью.
Метапредметные: характеризовать особенности
суточного движения звезд на различных географи
ческих широтах Земли, аналитически доказывать
возможность визуального наблюдения светила на
определенной географической широте Земли.
Предметные: формулировать определения тер
минов и понятий «высота звезды», «кульминация»,
объяснять наблюдаемые невооруженным глазом
движения звезд и Солнца на различных географиче
ских широтах
Личностные: проявлять готовность к принятию
истории, культуры и традиций различных народов.
Метапредметные: формулировать выводы о
при чинах различной продолжительности дня и ночи
в зависимости от широты местности; проводить ана
лиз вида звездного неба с использованием подвиж
ной карты, исходя из времени года.
§ 2.2; 3; 4;
практические
задания
§ 5
§ 68/4
7/5
8/1
Движение и фазы Луны.
Затмения Солнца и Луны
Время и календарь
Предметные: воспроизводить определения тер
минов и понятия «эклиптика», объяснять наблю
даемое движение Солнца в течение года; характери
зовать особенности суточного движения Солнца на
полюсах, экваторе и в средних широтах Земли, на
зывать причины изменения продолжительности дня
и ночи на различных широтах в течение года
Личностные: организовывать самостоятельную
познавательную деятельность.
Метапредметные: графически пояснять усло
вия возникновения лунных и солнечных затмений.
Предметные: формулировать понятия и опреде
ления «синодический период», «сидерический пери
од»; объяснять наблюдаемое движение и фазы Лу
ны, причины затмений Луны и Солнца; описывать
порядок смены лунных фаз
Личностные: проявлять толерантное и уважи
тельное отношение к истории, культуре и традици
ям других народов.
Метапредметные: анализировать понятие «вре
мя», пояснять смысл понятия «время» для опреде
ленного контекста.
Предметные: формулировать определения тер
минов и понятий «местное время», «поясное время»,
«зимнее время» и «летнее время»; пояснять причи
ны введения часовых поясов; анализировать вза
имосвязь точного времени и географической долго
ты; объяснять необходимость введения високосных
лет и нового календарного стиля
Строение Солнечной системы (7ч)
Развитие представлений
о строении мира
Личностные: высказывать убежденность в воз
можности познания системы мира.
Метапредметные: устанавливать причинно
след ственные связи смены представлений о строе
нии мира; характеризовать вклад ученых в станов
ление астрономической картины мира.
§ 7, 8
§ 9, домашняя
контрольная
работа № 1
§ 109/2
10/3
11/4
Конфигурации планет.
Синодический период
Законы движения планет
Солнечной системы
Определение расстояний и размеров
тел в Солнечной системе
Предметные: воспроизводить исторические све
дения о становлении и развитии гелиоцентрической
системы мира, объяснять петлеобразное движение
планет с использованием эпициклов и дифферентов
Личностные: организовывать самостоятельную
познавательную деятельность.
Метапредметные: представлять информацию о
взаимном расположении планет в различных видах
(в виде текста, рисунка, таблицы), делать выводы об
условиях наблюдаемости планеты в зависимости от
внешних условий расположения Солнца и Земли.
Предметные: воспроизводить определения тер
минов и понятий «конфигурация планет», «синоди
ческий и сидерический периоды обращения пла
нет».
Личностные: целенаправленно организовывать
Собственную познавательную деятельность.
Метапредметные: анализировать информацию,
полученную из текста научного содержания; объяс
нять суть эмпирического способа определения фор
мы траектории небесных тел (на примере Марса).
Предметные: воспроизводить определения тер
минов и понятий «эллипс», «афелий», «перигелий»,
«большая и малая полуось эллипса», «астрономиче
ская единица»; формулировать законы Кеплера
Личностные: организовывать самостоятельную
познавательную деятельность; высказывать убеж
денность в единстве методов изучения параметров
Земли и других планет.
Метапредметные: анализировать информацию,
полученную из текста научного содержания; объяс
нять суть эмпирического способа определения раз
меров Земли.
Предметные: формулировать определения тер
минов и понятий «горизонтальный параллакс»,
«угловые размеры объекта»; пояснять сущность ме
§ 11
§ 12
§ 13; практические
задания12/5
13/6
14/7
Практическая работа
с планом Солнечной системы
Открытие и применение закона
всемирного тяготения
Движение искусственных
спутников и космических аппаратов
(КА) в Солнечной системе
тода определения расстояний по параллаксам све
тил, радиолокационного метода и метода лазерной
локации; вычислять расстояние до планет по гори
зонтальному параллаксу, а их размеры по угловым
размерам и расстоянию
Личностные: контролировать собственную по
знавательную деятельность.
Метапредметные: извлекать и анализировать
информацию астрономического содержания с ис
пользованием «Школьного астрономического ка
лендаря».
Предметные: определять возможность наблюде
ния планет на заданную дату; располагать планеты
на орбитах в принятом масштабе
Личностные: выражать отношение к интеллек
туальноэстетической красоте и гармоничности за
конов небесной механики.
Метапредметные: аналитически доказывать
справедливость законов Кеплера на основе закона
всемирного тяготения; делать вывод о взаимодопол
няемости результатов применения эмпирического и
теоретического методов научного исследования.
Предметные: определять массы планет на основе
третьего (уточненного) закона Кеплера; описывать
движения тел Солнечной системы под действием сил
тяготения по орбитам с различным эксцентрисите
том; объяснять причины возникновения приливов
на Земле и возмущений в движении тел Солнечной
системы.
Личностные: выражать личностное отношение к
достижениям СССР и России в области космических
исследований, выражать собственную позицию от
носительно значимости дальнейших научных кос
мических исследований, запуска искусственных
спутников планет; доказывать собственное мнение,
характеризующее экологические проблемы запуска
Практические
задания.
§ 14.1—14.5
Домашняя
контрольная рабо
та № 2 «Строение
Солнечной
системы».искусственных аппаратов на околоземную орбиту и
в межпланетное пространство.
Метапредметные: анализировать возможные
траектории движения космических аппаратов, до
казывать собственную позицию, характеризующую
перспективы межпланетных перелетов.
Предметные: характеризовать особенности дви
жения (время старта, траектории полета) и маневров
космических аппаратов для исследования тел Сол
нечной системы; описывать маневры, необходимые
для посадки на поверхность планеты или выхода на
орбиту вокруг нее.
Природа тел Солнечной системы (8ч)
15/1
Солнечная система как комплекс
тел, имеющих общее происхождение
16/2
Земля и Луна — двойная планета
Личностные: отстаивать собственную точку зре
ния о Солнечной системе как комплексе тел общего
происхождения.
Метапредметные: сравнивать положения раз
личных теорий происхождения Солнечной системы;
доказывать научную обоснованность теории проис
хождения Солнечной системы, использовать методо
логические знания о структуре и способах подтвер
ждения и опровержения научных теорий.
Предметные: формулировать основные положе
ния гипотезы о формировании тел Солнечной систе
мы, анализировать основные положения современ
ных представлений о происхождении тел Солнечной
системы, использовать положения современной тео
рии происхождения тел Солнечной системы
Личностные: организовывать самостоятельную
познавательную деятельность, высказывать убеж
денность в возможности познания окружающего ми
ра, единстве методов изучения характеристик Земли
и других планет.
Метапредметные: приводить доказательства
рас смотрения Земли и Луны как двойной планеты,
обосновывать собственное мнение относительно пер
§ 15, 1617/3
Две группы планет
18/4
Природа планет земной группы
спектив освоения Луны.
Предметные: характеризовать природу Земли;
перечислять основные физические условия на по
верхности Луны; объяснять различия двух типов
лунной поверхности (морей и материков); объяснять
процессы формирования поверхности Луны и ее
рельефа; перечислять результаты исследований,
проведенных автоматическими аппаратами и астро
навтами; характеризовать внутреннее строение Лу
ны, химический состав лунных пород.
Личностные: проявлять готовность к самообра
зованию, ответственное отношение к учению, орга
низовывать самостоятельную познавательную дея
тельность.
Метапредметные: использовать информацию
научного содержания, представленную в различных
видах (таблицы, текст), для анализа и сравнения ха
рактеристик планет Солнечной системы, классифи
кации объектов.
Предметные: перечислять основные характери
стики планет, основания для их разделения на груп
пы, характеризовать планеты земной группы и пла
нетыгиганты, объяснять причины их сходства и
различия.
Личностные: организовывать самостоятельную
познавательную деятельность; выступать с презен
тацией результатов своей работы; принимать учас
тие в общем обсуждении результатов выполнения
работы.
Метапредметные: использовать основы теории
формирования Солнечной системы для объяснения
особенностей планет земной группы; сравнивать
планеты земной группы на основе выделенных кри
териев, объяснять причины различий планет земной
группы; работать с текстом научного содержания,
выделять главную мысль, обобщать информацию,
§ 1819/5
Урокдискуссия «Парниковый
эффект: польза или вред?»
20/6
Планетыгиганты, их спутники и
кольца
представленную в неявном виде, характеризующую
планеты земной группы.
Предметные: указывать параметры сходства
внутреннего строения и химического состава планет
земной группы; характеризовать рельеф поверхно
стей планет земной группы; объяснять особенности
вулканической деятельности и тектоники на плане
тах земной группы; описывать характеристики каж
дой из планет земной группы.
Личностные: доказывать собственную точку зре
ния относительно последствий парникового эффек
та, основываясь на законах физики и астрономиче
ских данных; представлять результаты собственных
исследований в виде доклада и презентации; вы
сказывать собственную точку зрения относительно
ценностей экологической направленности; прояв
лять уважительное отношение к мнению оппонен
тов.
Метапредметные: извлекать информацию о
пар никовом эффекте из различных источников
и критически оценивать ее.
Предметные: объяснять механизм возникнове
ния парникового эффекта на основе физических и
астрономических законов и закономерностей; ха
рактеризовать явление парникового эффекта, раз
личные аспекты проблем, связанных с существова
нием парникового эффекта; пояснять роль парнико
вого эффекта в сохранении природы Земли.
Личностные: организовывать самостоятельную
познавательную деятельность; выступать с презен
тацией результатов своей работы; принимать учас
тие в общем обсуждении результатов выполнения
работы.
Метапредметные: использовать основы теории
формирования Солнечной системы для объяснения
особенностей планетгигантов; работать с текстами
Упражнение 14
учебника
§ 19; практические
заданиянаучного содержания, выделять главную мысль,
обобщать информацию, представленную в неявном
виде, характеризующую планетыгиганты, исполь
зовать законы физики для описания природы пла
нетгигантов; сравнивать природу спутников пла
нетгигантов и Луны.
Предметные: указывать параметры сходства
внутреннего строения и химического состава планет
гигантов; описывать характеристики каждой из пла
нетгигантов; характеризовать источники энергии в
недрах планет; описывать особенности облачного по
крова и атмосферной циркуляции; анализировать
особенности природы спутников планетгигантов;
формулировать понятие «планета»; характеризовать
строение и состав колец планетгигантов
Личностные: выдвигать предложения о способах
защиты от космических объектов, сближающихся
с Землей, и защищать свою точку зрения; прояв лять
уважительное отношение к мнению оппонента; вы
сказывать личностное отношение к четкости и высо
кой научной грамотности деятельности К. Томбо.
Метапредметные: аргументированно пояснять
причины астероиднокометной опасности; описы
вать возможные последствия столкновения Земли и
других малых тел Солнечной системы при пересече
нии орбит.
Предметные: определять понятие «планета»,
«малая планета», «астероид», «комета»; характери
зовать малые тела Солнечной системы; описывать
внешний вид и строение астероидов и комет; объяс
нять процессы, происходящие в комете, при измене-
нии ее расстояния от Солнца;
анализировать орбиты комет
Личностные: проявлять уважительное отноше
ние к мнению оппонентов; проявлять устойчивый
интерес к самостоятельной познавательной деятель
§ 20.1—20.3;
§20.4, домашняя
контроль
ная работа № 3
21/7
Малые тела Солнечной системы
(астероиды, карликовые планеты и
кометы)
22/8
Метеоры, болиды, метеоритыности.
Метапредметные: анализировать и отличать на
блюдаемые явления прохождения Земли сквозь ме
теорные потоки.
Предметные: определять понятия «метеор», «ме
теорит», «болид»; описывать последствия падения
на Землю крупных метеоритов
Солнце и звезды (6ч)
23/1
Солнце: его состав и внутреннее
строение
24/2
Солнечная активность и ее влияние на
Землю
Личностные: высказывать мнение относительно
достоверности косвенных методов получения ин
формации о строении и составе Солнца; участвовать
в обсуждении полученных результатов аналитиче
ских выводов; проявлять заинтересованность в са
мостоятельном проведении наблюдения Солнца.
Метапредметные: использовать физические за
коны и закономерности для объяснения явлений и
процессов, наблюдаемых на Солнце; формулировать
логически обоснованные выводы относительно по
лученных аналитических закономерностей для све
тимости Солнца, температуры его недр и атмосферы.
Предметные: объяснять физическую сущность
источников энергии Солнца и звезд; описывать про
цессы термоядерных реакций протонпротонного
цикла; объяснять процесс переноса энергии внутри
Солнца; описывать строение солнечной атмосфе ры;
пояснять грануляцию на поверхности Солнца; ха
рактеризовать свойства солнечной короны; раскры
вать способы обнаружения потока солнечных ней
трино; обосновывать значение открытия
солнечных
нейтрино для физики и астрофизики
Личностные: участвовать в диалоге, высказы
вать и отстаивать собственную точку зрения; прояв
лять уважительное отношение к мнению сверстни
ков; самостоятельно организовывать собственную
познавательную деятельность.
«Природа тел
Солнечной
системы»
§ 21.1—3
§ 21.4Метапредметные: описывать причинноследст
венные связи проявлений солнечной активности и
состояния магнитосферы Земли; использовать зна
ние физических законов и закономерностей в плаз
ме для описания образования пятен, протуберанцев
и других проявлений солнечной активности.
Предметные: перечислять примеры проявления
солнечной активности (солнечные пятна, протубе
ранцы, вспышки, корональные выбросы массы); ха
рактеризовать потоки солнечной плазмы; описывать
особенности последствий влияния солнечной актив
ности на магнитосферу Земли в виде магнитных
бурь, полярных сияний; их влияние на радиосвязь,
сбои в линиях электропередачи; называть период из
менения солнечной активности.
Личностные: организовывать собственную по
знавательную деятельность; взаимодействовать в
группе сверстников при выполнении самостоятель
ной работы; формулировать высказывания относи
тельно возможности познания окружающего мира
косвенными методами.
Метапредметные: обоснованно доказывать мно
гообразие мира звезд; анализировать основные груп
пы диаграммы «спектр — светимость»; формулиро
вать выводы об особенностях методов определения
физических характеристик звезд, классифициро
вать небесные тела; работать с информацией научно
го содержания.
Предметные: характеризовать звезды как при
родный термоядерный реактор; определять понятие
«светимость звезды»; перечислять спектральные
классы звезд; объяснять содержание диаграммы
«спектр — светимость»; давать определения поня
тий «звезда», «двойные звезды», «кратные звезды»
Личностные: работать с различными источника
ми информации, проявлять готовность к самостоя
§ 22, 23.1, 23.2
§ 23.1, 23.3,
24.1, 24.2
25/3
Физическая природа звезд
26/4
Переменные и нестационарные
звезды27/5
Эволюция звезд
28/6
Проверочная работа
«Солнце и Солнечная система»
тельной познавательной деятельности.
Метапредметные: использовать знания по фи
зике для объяснения природы пульсации цефеид;
делать выводы о значении переменных и нестацио
нарных звезд для развития научных знаний.
Предметные: характеризовать цефеиды как при
родные автоколебательные системы; объяснять за
висимость «период — светимость»; давать опреде
ление понятия «затменнодвойная звезда»; харак
теризовать явления в тесных системах двойных
звезд — вспышки новых
Личностные: высказывать убежденность в воз
можности познания законов природы, в частности
понимания эволюции звезд.
Метапредметные: оценивать время свечения
звезды по известной массе запасов водорода.
Предметные: объяснять зависимость скорости и
продолжительности эволюции звезд от их массы;
рассматривать вспышки сверхновой как этап эволю
ции звезды; объяснять варианты конечных стадий
жизни звезд (белые карлики, нейтронные звезды,
пульсары, черные дыры); описывать природу объек
тов на конечной стадии эволюции звезд
Личностные: управлять собственной познава
тельной деятельностью; проявлять ответственное
отношение к познавательной деятельности, навыки
работы с информационными источниками.
Метапредметные: формулировать выводы отно
сительно космических тел, опираясь на законы и за
кономерности астрономии.
Предметные: решать задачи, используя знания
по темам «Строение Солнечной системы», «Природа
тел Солнечной системы», «Солнце и звезды».
§ 24.2
Домашняя
контрольная рабо
та № 4 по теме
«Солнце и звезды»
29/1
Наша Галактика
Строение и эволюция Вселенной (5ч)
Личностные: управлять собственной познава
тель ной деятельностью; проявлять готовность к са
§ 25.1, 25.2, 25.430/2
Наша Галактика
31/3
Другие звездные системы —
галактики
мо образованию; высказывать убежденность в воз
можности познания окружающей действитель но
сти.
Метапредметные: выдвигать и сравнивать гипо
тезы относительно природы скрытой массы.
Предметные: описывать строение и структуру
Галактики; перечислять объекты плоской и сфери
ческой подсистем; оценивать размеры Галактики;
пояснять движение и расположение Солнца в Галак
тике; характеризовать ядро и спиральные рукава Га
лактик; характеризовать процесс вращения Галак
тики; пояснять сущность проблемы скрытой массы
Личностные: проявлять навыки самообразова
ния, информационной культуры, включая самостоя
тельную работу с книгой; высказывать убежден
ность в возможности познания законов природы и
их использования на благо развития человеческой
цивилизации.
Метапредметные: объяснять различные меха
низмы радиоизлучения на основе знаний по физике;
классифицировать объекты межзвездной среды; ана
лизировать характеристики светлых туманностей.
Предметные: характеризовать радиоизлучение
межзвездного вещества и его состав, области звездо
образования; описывать методы обнаружения орга
нических молекул; раскрывать взаимосвязь звезд и
межзвездной среды; описывать процесс формирова
ния звезд из холодных газопылевых облаков; опре
делять источник возникновения планетарных ту
манностей как остатки вспышек
сверхновых звезд
Личностные: высказывать убежденность в воз
можности познания законов развития галактик;
участвовать в обсуждении, проявлять уважение к
мнению оппонентов.
Метапредметные: классифицировать галакти
§ 25.3, 28
§ 26 (без закона
Хаббла);
упражнение 21 (1, 5)ки по основанию внешнего строения; анализировать
наблюдаемые явления и объяснять причины их воз
никновения; извлекать информацию из различных
источников и преобразовывать информацию из од
ного вида в другой (из графического в текстовый).
Предметные: характеризовать спиральные, эл
липтические и неправильные галактики; называть
их отличительные особенности, размеры, массу, ко
личество звезд; пояснять наличие сверхмассивных
черных дыр в ядрах галактик; определять понятия
«квазар», «радиогалактика»; характеризовать вза
имодействующие галактики; сравнивать понятия
«скопления» и «сверхскопления галактик».
Личностные: высказывать собственную позицию
относительно возможности характеристики стацио
нарности Вселенной; участвовать в обсуждении,
уважая позицию оппонентов.
Метапредметные: сравнивать различные пози
ции относительно процесса расширения Вселенной;
оценивать границы применимости закона Хаббла и
193
степень точности получаемых с его помощью резуль
татов; сопоставлять информацию из различных
источников.
Предметные: формулировать основные постула
ты общей теории относительности; определять ха
рактеристики стационарной Вселенной А. Эйнштей
на; описывать основы для вывода А. А. Фридмана
о нестационарности Вселенной; пояснять понятие
«красное смещение» в спектрах галактик, исполь
зуя для объяснения эффект Доплера, и его значе
ние для подтверждения нестационарности Вселен
ной; характеризовать процесс однородного и изо
тропного расширения Вселенной; формулировать
закон Хаббла.
Личностные: высказывать собственную позицию
§ 26 (закон Хаббла,
«красное
смещение»), 27 (без
основ современной
космологии);
практические
задания
§ 27
32/4
Космология начала ХХ в.
33/5
Основы современнойкосмологии
относительно теории антитяготения и направлений
поисков темной энергии.
Метапредметные: приводить доказательства
ускорения расширения Вселенной; анализировать
процесс формирования галактик и звезд.
Предметные: формулировать смысл гипотезы
Г. А. Гамова о горячем начале Вселенной, обосновы
вать ее справедливость и приводить подтвержде
ние; характеризовать понятие «реликтовое излуче
ние»; описывать общие положения теории Большо
го взрыва; характеризовать процесс образования
химических элементов; описывать научные гипоте
зы существования темной энергии и явления анти
тяготения.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
34/1
35/2
Урокконференция
«Одиноки ли мы во Вселенной?»
Урокконференция
«Одиноки ли мы во Вселенной?»
презентация
Личностные: участвовать в дискуссии по пробле
ме существования внеземной жизни во Вселенной;
формулировать собственное мнение относительно
проблемы существования жизни вне Земли; аргу
ментировать собственную позицию относительно
значимости поиска разума во Вселенной; доказы
вать собственную позицию относительно возможно
стей космонавтики и радиоастрономии для связи
с другими цивилизациями; проявлять готовность
к принятию иной точки зрения, уважительно отно
ситься к мнению оппонентов в ходе обсуждения
спорных проблем относительно поиска жизни во
Все ленной.
Метапредметные: характеризовать средства со
временной науки в целом и ее различных областей
(астрономии, химии, физики, биологии, географии),
позволяющие осуществлять поиск жизни на других
планетах Солнечной системы и экзопланетах; ис
пользовать знания из области химии для объясне
ния особенностей сложных органических соедине
ний.Предметные: использовать знания о методах ис
следования в астрономии; характеризовать совре
менное состояние проблемы существования жизни
во Вселенной, условия, необходимые для развития
жизни.