Рабочая программа по астрономии (по ФГОС)

  • Образовательные программы
  • docx
  • 28.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала КТП астрономия 11.docx
Календарно­тематическое планирование 11 класс № урока Дата Корректи ровка Тема урока Планируемые виды     деятельности учащихся для  достижения           личностных,  метапредметных и    предметных результатов обучения Домашнее задание Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2ч) 1/1 Что изучает астрономия 2/2 Наблюдения — основа астрономии       мет астрономии»; Личностные: обсудить потребности человека в познании, как наиболее значимой ненасыщаемой потребности, понимание различия между мифологи­ ческим и научным сознанием. Метапредметные: формулировать понятие «пред доказывать самостоятельность   и   значимость   астрономии   как науки. Предметные: объяснять причины возникнове­ ния и развития астрономии, приводить примеры, подтверждающие данные причины; иллюстриро­ вать примерами практическую направленность ас­ трономии; воспроизводить сведения по исто рии раз­ вития астрономии, ее связях с другими науками Личностные: взаимодействовать в группе сверст­ ников при выполнении самостоятельной работы; ор­ ганизовывать свою познавательную деятель ность. Метапредметные: формулировать выводы об особенностях астрономии как науки; приближенно оценивать угловые расстояния на небе; классифици­ ровать телескопы, используя различные основания (конструктивные особенности, вид исследуемого спектра и т. д.); работать с информацией научного содержания. Предметные: изображать основные круги, ли­ нии и точки небесной сферы (истинный (математи­ ческий) горизонт, зенит, надир, отвесная линия,   с §   1.   Представить графически (в   виде   схемы) взаимосвязь астрономии другими науками, подчеркивая самостоятельность астрономии   науки уникальность предмета как и ее     § 2.1; практические задания.3/1 4/2 5/3 азимут, высота); формулировать понятие «небесная сфера»; использовать полученные ранее знания из раздела «Оптические явления» для объяснения уст­ ройства и принципа работы телескопа. Практические основы астрономии (5ч) Звезды и созвездия. Небесные  координаты. Звездные карты Видимое движение звезд на различных географических широтах Годичное движение Солнца. Эклиптика Личностные: организовывать целенаправленную познавательную деятельность в ходе самостоятель­ ной работы. Метапредметные: формулировать проблему ми­ кроисследования, извлекать информацию, представ­ ленную в явном виде. Предметные: формулировать понятие «созвез­ дие», определять понятие «видимая звездная вели­ чина»; определять разницу освещенностей, создава­ емых светилами, по известным значениям звездных величин; использовать звездную карту для поиска созвездий и звезд на небе. Личностные: самостоятельно управлять собст­ венной познавательной деятельностью. Метапредметные: характеризовать особенности суточного движения звезд на различных географи­ ческих широтах Земли, аналитически доказывать возможность визуального наблюдения светила на определенной географической широте Земли. Предметные: формулировать определения тер­ минов и понятий «высота звезды», «кульминация», объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географиче­ ских широтах Личностные: проявлять готовность к принятию истории, культуры и традиций различных народов. Метапредметные: формулировать выводы о при чинах различной продолжительности дня и ночи в зависимости от широты местности; проводить ана­ лиз вида звездного неба с использованием подвиж­ ной карты, исходя из времени года. § 2.2; 3; 4;  практические  задания § 5 § 68/4 7/5 8/1 Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны Время и календарь Предметные: воспроизводить определения тер­ минов и понятия «эклиптика», объяснять наблю­ даемое движение Солнца в течение года; характери­ зовать особенности суточного движения Солнца на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли, на­ зывать причины изменения продолжительности дня и ночи на различных широтах в течение года Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность. Метапредметные: графически пояснять усло­ вия возникновения лунных и солнечных затмений. Предметные: формулировать понятия и опреде­ ления «синодический период», «сидерический пери­ од»; объяснять наблюдаемое движение и фазы Лу­ ны, причины затмений Луны и Солнца; описывать порядок смены лунных фаз Личностные: проявлять толерантное и уважи­ тельное отношение к истории, культуре и традици­ ям других народов. Метапредметные: анализировать понятие «вре­ мя», пояснять смысл понятия «время» для опреде­ ленного контекста. Предметные: формулировать определения тер­ минов и понятий «местное время», «поясное время», «зимнее время» и «летнее время»; пояснять причи­ ны введения часовых поясов; анализировать вза­ имосвязь точного времени и географической долго­ ты; объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля Строение Солнечной системы (7ч) Развитие представлений о строении мира Личностные: высказывать убежденность в воз­ можности познания системы мира. Метапредметные: устанавливать причинно­ след ственные связи смены представлений о строе­ нии мира; характеризовать вклад ученых в станов­ ление астрономической картины мира. § 7, 8 § 9, домашняя  контрольная работа № 1 § 109/2 10/3 11/4 Конфигурации планет. Синодический период Законы движения планет Солнечной системы Определение расстояний и размеров  тел в Солнечной системе Предметные: воспроизводить исторические све­ дения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира, объяснять петлеобразное движение планет с использованием эпициклов и дифферентов Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность. Метапредметные: представлять информацию о взаимном расположении планет в различных видах (в виде текста, рисунка, таблицы), делать выводы об условиях наблюдаемости планеты в зависимости от внешних условий расположения Солнца и Земли. Предметные: воспроизводить определения тер­ минов и понятий «конфигурация планет», «синоди­ ческий и сидерический периоды обращения пла­ нет». Личностные: целенаправленно организовывать Собственную познавательную деятельность. Метапредметные: анализировать информацию, полученную из текста научного содержания; объяс­ нять суть эмпирического способа определения фор­ мы траектории небесных тел (на примере Марса). Предметные: воспроизводить определения тер­ минов и понятий «эллипс», «афелий», «перигелий», «большая и малая полуось эллипса», «астрономиче­ ская единица»; формулировать законы Кеплера Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность; высказывать убеж­ денность в единстве методов изучения параметров Земли и других планет. Метапредметные: анализировать информацию, полученную из текста научного содержания; объяс­ нять суть эмпирического способа определения раз­ меров Земли. Предметные: формулировать определения тер­ минов и понятий «горизонтальный параллакс», «угловые размеры объекта»; пояснять сущность ме­ § 11 § 12 § 13; практические  задания12/5 13/6 14/7 Практическая работа с планом Солнечной системы Открытие и применение закона всемирного тяготения Движение искусственных спутников и космических аппаратов  (КА) в Солнечной системе тода определения расстояний по параллаксам све­ тил, радиолокационного метода и метода лазерной локации; вычислять расстояние до планет по гори­ зонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию Личностные: контролировать собственную по­ знавательную деятельность. Метапредметные: извлекать и анализировать информацию астрономического содержания с ис­ пользованием «Школьного астрономического ка­ лендаря». Предметные: определять возможность наблюде­ ния планет на заданную дату; располагать планеты на орбитах в принятом масштабе Личностные: выражать отношение к интеллек­ туально­эстетической красоте и гармоничности за­ конов небесной механики. Метапредметные: аналитически доказывать справедливость законов Кеплера на основе закона всемирного тяготения; делать вывод о взаимодопол­ няемости результатов применения эмпирического и теоретического методов научного исследования. Предметные: определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; описывать движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентрисите­ том; объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы. Личностные: выражать личностное отношение к достижениям СССР и России в области космических исследований, выражать собственную позицию от­ носительно значимости дальнейших научных кос­ мических исследований, запуска искусственных спутников планет; доказывать собственное мнение, характеризующее экологические проблемы запуска Практические задания. § 14.1—14.5 Домашняя  контрольная рабо­ та № 2 «Строение  Солнечной  системы».искусственных аппаратов на околоземную орбиту и в межпланетное пространство. Метапредметные: анализировать возможные траектории движения космических аппаратов, до­ казывать собственную позицию, характеризующую перспективы межпланетных перелетов. Предметные: характеризовать особенности дви­ жения (время старта, траектории полета) и маневров космических аппаратов для исследования тел Сол­ нечной системы; описывать маневры, необходимые для посадки на поверхность планеты или выхода на орбиту вокруг нее. Природа тел Солнечной системы (8ч) 15/1 Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение 16/2 Земля и Луна — двойная планета Личностные: отстаивать собственную точку зре­ ния о Солнечной системе как комплексе тел общего происхождения. Метапредметные: сравнивать положения раз­ личных теорий происхождения Солнечной системы; доказывать научную обоснованность теории проис­ хождения Солнечной системы, использовать методо­ логические знания о структуре и способах подтвер­ ждения и опровержения научных теорий. Предметные: формулировать основные положе­ ния гипотезы о формировании тел Солнечной систе­ мы, анализировать основные положения современ­ ных представлений о происхождении тел Солнечной системы, использовать положения современной тео­ рии происхождения тел Солнечной системы Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность, высказывать убеж­ денность в возможности познания окружающего ми­ ра, единстве методов изучения характеристик Земли и других планет. Метапредметные: приводить доказательства рас смотрения Земли и Луны как двойной планеты, обосновывать собственное мнение относительно пер­ § 15, 1617/3 Две группы планет 18/4 Природа планет земной группы спектив освоения Луны. Предметные: характеризовать природу Земли; перечислять основные физические условия на по­ верхности Луны; объяснять различия двух типов лунной поверхности (морей и материков); объяснять процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа; перечислять результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и астро­ навтами; характеризовать внутреннее строение Лу­ ны, химический состав лунных пород. Личностные: проявлять готовность к самообра­ зованию, ответственное отношение к учению, орга­ низовывать самостоятельную познавательную дея­ тельность. Метапредметные: использовать информацию научного содержания, представленную в различных видах (таблицы, текст), для анализа и сравнения ха­ рактеристик планет Солнечной системы, классифи­ кации объектов. Предметные: перечислять основные характери­ стики планет, основания для их разделения на груп­ пы, характеризовать планеты земной группы и пла­ неты­гиганты, объяснять причины их сходства и различия. Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность; выступать с презен­ тацией результатов своей работы; принимать учас­ тие в общем обсуждении результатов выполнения работы. Метапредметные: использовать основы теории формирования Солнечной системы для объяснения особенностей планет земной группы; сравнивать планеты земной группы на основе выделенных кри­ териев, объяснять причины различий планет земной группы; работать с текстом научного содержания, выделять главную мысль, обобщать информацию, § 1819/5 Урок­дискуссия «Парниковый эффект: польза или вред?» 20/6 Планеты­гиганты, их спутники и  кольца представленную в неявном виде, характеризующую планеты земной группы. Предметные: указывать параметры сходства внутреннего строения и химического состава планет земной группы; характеризовать рельеф поверхно­ стей планет земной группы; объяснять особенности вулканической деятельности и тектоники на плане­ тах земной группы; описывать характеристики каж­ дой из планет земной группы. Личностные: доказывать собственную точку зре­ ния относительно последствий парникового эффек­ та, основываясь на законах физики и астрономиче­ ских данных; представлять результаты собственных исследований в виде доклада и презентации; вы­ сказывать собственную точку зрения относительно ценностей экологической направленности; прояв­ лять уважительное отношение к мнению оппонен­ тов. Метапредметные: извлекать информацию о пар никовом эффекте из различных источников и критически оценивать ее. Предметные: объяснять механизм возникнове­ ния парникового эффекта на основе физических и астрономических законов и закономерностей; ха­ рактеризовать явление парникового эффекта, раз­ личные аспекты проблем, связанных с существова­ нием парникового эффекта; пояснять роль парнико­ вого эффекта в сохранении природы Земли. Личностные: организовывать самостоятельную познавательную деятельность; выступать с презен­ тацией результатов своей работы; принимать учас­ тие в общем обсуждении результатов выполнения работы. Метапредметные: использовать основы теории формирования Солнечной системы для объяснения особенностей планет­гигантов; работать с текстами Упражнение 14  учебника § 19; практические  заданиянаучного содержания, выделять главную мысль, обобщать информацию, представленную в неявном виде, характеризующую планеты­гиганты, исполь­ зовать законы физики для описания природы пла­ нет­гигантов; сравнивать природу спутников пла­ нет­гигантов и Луны. Предметные: указывать параметры сходства внутреннего строения и химического состава планет­ гигантов; описывать характеристики каждой из пла­ нет­гигантов; характеризовать источники энергии в недрах планет; описывать особенности облачного по­ крова и атмосферной циркуляции; анализировать особенности природы спутников планет­гигантов; формулировать понятие «планета»; характеризовать строение и состав колец планет­гигантов Личностные: выдвигать предложения о способах защиты от космических объектов, сближающихся с Землей, и защищать свою точку зрения; прояв лять уважительное отношение к мнению оппонента; вы­ сказывать личностное отношение к четкости и высо­ кой научной грамотности деятельности К. Томбо. Метапредметные: аргументированно пояснять причины астероидно­кометной опасности; описы­ вать возможные последствия столкновения Земли и других малых тел Солнечной системы при пересече­ нии орбит. Предметные: определять понятие «планета», «малая планета», «астероид», «комета»; характери­ зовать малые тела Солнечной системы; описывать внешний вид и строение астероидов и комет; объяс­ нять процессы, происходящие в комете, при измене- нии ее расстояния от Солнца; анализировать орбиты комет Личностные: проявлять уважительное отноше­ ние к мнению оппонентов; проявлять устойчивый интерес к самостоятельной познавательной деятель­ § 20.1—20.3; §20.4, домашняя  контроль­ ная работа № 3  21/7 Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и  кометы) 22/8 Метеоры, болиды, метеоритыности. Метапредметные: анализировать и отличать на­ блюдаемые явления прохождения Земли сквозь ме­ теорные потоки. Предметные: определять понятия «метеор», «ме­ теорит», «болид»; описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов Солнце и звезды (6ч) 23/1 Солнце: его состав и внутреннее строение 24/2 Солнечная активность и ее влияние на  Землю Личностные: высказывать мнение относительно достоверности косвенных методов получения ин­ формации о строении и составе Солнца; участвовать в обсуждении полученных результатов аналитиче­ ских выводов; проявлять заинтересованность в са­ мостоятельном проведении наблюдения Солнца. Метапредметные: использовать физические за­ коны и закономерности для объяснения явлений и процессов, наблюдаемых на Солнце; формулировать логически обоснованные выводы относительно по­ лученных аналитических закономерностей для све­ тимости Солнца, температуры его недр и атмосферы. Предметные: объяснять физическую сущность источников энергии Солнца и звезд; описывать про­ цессы термоядерных реакций протон­протонного цикла; объяснять процесс переноса энергии внутри Солнца; описывать строение солнечной атмосфе ры; пояснять грануляцию на поверхности Солнца; ха­ рактеризовать свойства солнечной короны; раскры­ вать способы обнаружения потока солнечных ней­ трино; обосновывать значение открытия солнечных нейтрино для физики и астрофизики Личностные: участвовать в диалоге, высказы­ вать и отстаивать собственную точку зрения; прояв­ лять уважительное отношение к мнению сверстни­ ков; самостоятельно организовывать собственную познавательную деятельность. «Природа тел  Солнечной  системы» § 21.1—3 § 21.4Метапредметные: описывать причинно­следст­ венные связи проявлений солнечной активности и состояния магнитосферы Земли; использовать зна­ ние физических законов и закономерностей в плаз­ ме для описания образования пятен, протуберанцев и других проявлений солнечной активности. Предметные: перечислять примеры проявления солнечной активности (солнечные пятна, протубе­ ранцы, вспышки, корональные выбросы массы); ха­ рактеризовать потоки солнечной плазмы; описывать особенности последствий влияния солнечной актив­ ности на магнитосферу Земли в виде магнитных бурь, полярных сияний; их влияние на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи; называть период из­ менения солнечной активности. Личностные: организовывать собственную по­ знавательную деятельность; взаимодействовать в группе сверстников при выполнении самостоятель­ ной работы; формулировать высказывания относи­ тельно возможности познания окружающего мира косвенными методами. Метапредметные: обоснованно доказывать мно­ гообразие мира звезд; анализировать основные груп­ пы диаграммы «спектр — светимость»; формулиро­ вать выводы об особенностях методов определения физических характеристик звезд, классифициро­ вать небесные тела; работать с информацией научно­ го содержания. Предметные: характеризовать звезды как при­ родный термоядерный реактор; определять понятие «светимость звезды»; перечислять спектральные классы звезд; объяснять содержание диаграммы «спектр — светимость»; давать определения поня­ тий «звезда», «двойные звезды», «кратные звезды» Личностные: работать с различными источника­ ми информации, проявлять готовность к самостоя­ § 22, 23.1, 23.2 § 23.1, 23.3, 24.1, 24.2 25/3 Физическая природа звезд 26/4 Переменные и нестационарные звезды27/5 Эволюция звезд 28/6 Проверочная работа «Солнце и Солнечная система» тельной познавательной деятельности. Метапредметные: использовать знания по фи­ зике для объяснения природы пульсации цефеид; делать выводы о значении переменных и нестацио­ нарных звезд для развития научных знаний. Предметные: характеризовать цефеиды как при­ родные автоколебательные системы; объяснять за­ висимость «период — светимость»; давать опреде­ ление понятия «затменно­двойная звезда»; харак­ теризовать явления в тесных системах двойных звезд — вспышки новых Личностные: высказывать убежденность в воз­ можности познания законов природы, в частности понимания эволюции звезд. Метапредметные: оценивать время свечения звезды по известной массе запасов водорода. Предметные: объяснять зависимость скорости и продолжительности эволюции звезд от их массы; рассматривать вспышки сверхновой как этап эволю­ ции звезды; объяснять варианты конечных стадий жизни звезд (белые карлики, нейтронные звезды, пульсары, черные дыры); описывать природу объек­ тов на конечной стадии эволюции звезд Личностные: управлять собственной познава­ тельной деятельностью; проявлять ответственное отношение к познавательной деятельности, навыки работы с информационными источниками. Метапредметные: формулировать выводы отно­ сительно космических тел, опираясь на законы и за­ кономерности астрономии. Предметные: решать задачи, используя знания по темам «Строение Солнечной системы», «Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звезды». § 24.2 Домашняя  контрольная рабо­ та № 4 по теме  «Солнце и звезды» 29/1 Наша Галактика Строение и эволюция Вселенной (5ч) Личностные: управлять собственной познава­ тель ной деятельностью; проявлять готовность к са­ § 25.1, 25.2, 25.430/2 Наша Галактика 31/3 Другие звездные системы — галактики мо образованию; высказывать убежденность в воз­ можности познания окружающей действитель но­ сти. Метапредметные: выдвигать и сравнивать гипо­ тезы относительно природы скрытой массы. Предметные: описывать строение и структуру Галактики; перечислять объекты плоской и сфери­ ческой подсистем; оценивать размеры Галактики; пояснять движение и расположение Солнца в Галак­ тике; характеризовать ядро и спиральные рукава Га­ лактик; характеризовать процесс вращения Галак­ тики; пояснять сущность проблемы скрытой массы Личностные: проявлять навыки самообразова­ ния, информационной культуры, включая самостоя­ тельную работу с книгой; высказывать убежден­ ность в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации. Метапредметные: объяснять различные меха­ низмы радиоизлучения на основе знаний по физике; классифицировать объекты межзвездной среды; ана­ лизировать характеристики светлых туманностей. Предметные: характеризовать радиоизлучение межзвездного вещества и его состав, области звездо­ образования; описывать методы обнаружения орга­ нических молекул; раскрывать взаимосвязь звезд и межзвездной среды; описывать процесс формирова­ ния звезд из холодных газопылевых облаков; опре­ делять источник возникновения планетарных ту­ манностей как остатки вспышек сверхновых звезд Личностные: высказывать убежденность в воз­ можности познания законов развития галактик; участвовать в обсуждении, проявлять уважение к мнению оппонентов. Метапредметные: классифицировать галакти­ § 25.3, 28 § 26 (без закона  Хаббла); упражнение 21 (1, 5)ки по основанию внешнего строения; анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их воз­ никновения; извлекать информацию из различных источников и преобразовывать информацию из од­ ного вида в другой (из графического в текстовый). Предметные: характеризовать спиральные, эл­ липтические и неправильные галактики; называть их отличительные особенности, размеры, массу, ко­ личество звезд; пояснять наличие сверхмассивных черных дыр в ядрах галактик; определять понятия «квазар», «радиогалактика»; характеризовать вза­ имодействующие галактики; сравнивать понятия «скопления» и «сверхскопления галактик». Личностные: высказывать собственную позицию относительно возможности характеристики стацио­ нарности Вселенной; участвовать в обсуждении, уважая позицию оппонентов. Метапредметные: сравнивать различные пози­ ции относительно процесса расширения Вселенной; оценивать границы применимости закона Хаббла и 193 степень точности получаемых с его помощью резуль­ татов; сопоставлять информацию из различных источников. Предметные: формулировать основные постула­ ты общей теории относительности; определять ха­ рактеристики стационарной Вселенной А. Эйнштей­ на; описывать основы для вывода А. А. Фридмана о нестационарности Вселенной; пояснять понятие «красное смещение» в спектрах галактик, исполь­ зуя для объяснения эффект Доплера, и его значе­ ние для подтверждения нестационарности Вселен­ ной; характеризовать процесс однородного и изо­ тропного расширения Вселенной; формулировать закон Хаббла. Личностные: высказывать собственную позицию § 26 (закон Хаббла,  «красное смещение»), 27 (без  основ современной  космологии); практические  задания § 27 32/4 Космология начала ХХ в. 33/5 Основы современнойкосмологии относительно теории антитяготения и направлений поисков темной энергии. Метапредметные: приводить доказательства ускорения расширения Вселенной; анализировать процесс формирования галактик и звезд. Предметные: формулировать смысл гипотезы Г. А. Гамова о горячем начале Вселенной, обосновы­ вать ее справедливость и приводить подтвержде­ ние; характеризовать понятие «реликтовое излуче­ ние»; описывать общие положения теории Большо­ го взрыва; характеризовать процесс образования химических элементов; описывать научные гипоте­ зы существования темной энергии и явления анти­ тяготения. Жизнь и разум во Вселенной (2 ч) 34/1 35/2 Урок­конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» Урок­конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» презентация Личностные: участвовать в дискуссии по пробле­ ме существования внеземной жизни во Вселенной; формулировать собственное мнение относительно проблемы существования жизни вне Земли; аргу­ ментировать собственную позицию относительно значимости поиска разума во Вселенной; доказы­ вать собственную позицию относительно возможно­ стей космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями; проявлять готовность к принятию иной точки зрения, уважительно отно­ ситься к мнению оппонентов в ходе обсуждения спорных проблем относительно поиска жизни во Все ленной. Метапредметные: характеризовать средства со­ временной науки в целом и ее различных областей (астрономии, химии, физики, биологии, географии), позволяющие осуществлять поиск жизни на других планетах Солнечной системы и экзопланетах; ис­ пользовать знания из области химии для объясне­ ния особенностей сложных органических соедине­ ний.Предметные: использовать знания о методах ис­ следования в астрономии; характеризовать совре­ менное состояние проблемы существования жизни во Вселенной, условия, необходимые для развития жизни.