Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Образовательные программы
doc
астрономия
Взрослым
09.05.2018
Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»
Рабочая программа по физике, составленная на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 09.03.01 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»
Рабочая программа по физике.doc
Министерство образования и науки Российской Федерации    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет им . А.Н.Туполева­КАИ» Зеленодольский институт машиностроения и информационных технологий (филиал) Кафедра естественнонаучных и гуманитарных дисциплин                                                                       УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                                                 Директор ЗИМИТ (филиал КНИТУ­КАИ)                                                                                _____________Х.Р.Кадырова                                                                                  «_____»   _____________2018г.                                                                                 Регистрационный номер_____ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины (модуля)  Физика    Индекс  по  учебному плану:    Б1.Б.11 Направление подготовки: 15.03.05:«Конструкторско­технологическое обеспечение машиностроительных производств» Квалификация: бакалавр Профиль подготовки: Технологии, оборудование и автоматизация машиностроительных производств Вид(ы) профессиональной деятельности: производственно­технологическая; проектно­конструкторская Разработчик: к.ф.­м.н., доцент кафедры естественнонаучных и гуманитарных дисциплин   _______________ С. Г. Чезганова Зеленодольск 2018г. 2 Рабочая   программа  составлена  на  основе   Федерального   государственного  образовательного стандарта   высшего   образования   по   направлению   подготовки   09.03.01  «Конструкторско­ технологическое обеспечение машиностроительных производств» Рабочую программу учебной дисциплины разработала  доцент   кафедры   ЕНГД,  канд.   физ.   ­мат. наук С. Г. Чезганова ______ Утверждена на заседании кафедры ЕНГД протокол №_______ от _____________ Зав. кафедры  ЕНГД д.п.н. _____________________ Ф.И.О. /Х.Р. Кадырова/ Рабочая программа  СОГЛАСОВАНА Наименование  подразделения  Кафедра МиИТ ОДОБРЕНА  Учебно­ методическая  комиссия ЗИМИТ  КНИТУ­КАИ СОГЛАСОВАНА  Библиотека  04.09.2017 №1 Дата № протокола  Подпись 31.08.2017 №1        04.09.2017 №1 _________ зав. каф.  А. Р. Абзалов ____________ председатель УМК Устюжанина Т. Н. _________ Зав.библ.  Ю. Н. Ершова 3 РАЗДЕЛ I.  ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ И КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1 Цель изучения дисциплины Цель:  ознакомление   студентов   с   современной   физической   картиной   мира, развитием идей познания   природы,   основными  понятиями   физики,   вооружение   их   знаниями, умениями, навыками, необходимыми для освоения последующих курсов. 1.2 Задачи дисциплины                                                                                          Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:  формировать   умение   пользоваться   физическими   законами   при   рассмотрении конкретных физических явлений; показать роль физики в развитии современной науки и практики; изучение приемов и навыков решения конкретных задач из разных областей физики;  ознакомление   студентов   с   измерительными   приборами   и   оценкой   погрешности измерений; освоение   основных   кинематических,   динамических   и   энергетических   характеристик     механического  движения; получение представлений об электрических и электромагнитных явлениях в природе.  1.3 Место дисциплины в структуре образовательной программы ВО Дисциплина «Физика» относится  к базовой части математического и естественнонаучного цикла (Б1.Б.11),  по направлению подготовки  15.03.05 «Конструкторско­технологическое обеспечение машиностроительных производств». Курс физики является основополагающей дисциплиной, на базе которой студенты могут получить знания по целому ряду учебных дисциплин. 1.4 Квалификационные требования к содержанию и уровню освоения дисциплины Компетенции, которые должны быть реализованы в ходе освоения дисциплины: ОПК ­ 1  способность  использовать основные закономерности, действующие в процессе изготовления машиностроительных  изделий требуемого качества, заданного количества при наименьших затратах общественного труда. 1.5     Объем учебной дисциплины (с указанием трудоемкости всех видов учебной работы)      Таблица  1. Объем дисциплины для очной формы обучения.     Виды учебной работы Общая трудоёмк ость    1  семестр 2 семестр 3 семестр 4 семестр в ЗЕ 11 5.5 1,5 1,5 1,5 5,5 5,5 в час 396 180 54 54 54 216 216 в ЗЕ 3 1,5 0,5 0,5 0,5 1,5 1,5 Общая трудоёмкость дисциплины (модуля) Аудиторные занятия Лекции Лабораторные работы Практические занятия Самостоятельная работа студента Проработка учебного материала Курсовой проект Курсовая работа Подготовка к промежуточной аттестации Промежуточная аттестация  в час 1 курс в ЗЕ 3 1,5 0,5 0,5 0,5 1,5 1,5 108 54 18 18 18 54 54 в час 108 54 18 18 18 54 54 в ЗЕ 3 1,5 0,5 0,5 0,5 1,5 1,5 1 36 2  курс в ЗЕ в час в час 108 36 18 18 72 72 2 1 0,5 0,5 1 1 72 36 18 18 36 36 4 Таблица  1а. Объем дисциплины для заочной формы обучения.   Виды учебной работы Общая трудоёмкость дисциплины (модуля) Аудиторные занятия Лекции Лабораторные работы Практические занятия Самостоятельная работа студента Проработка учебного материала Курсовой проект Курсовая работа Промежуточная аттестации  (экзамен) Промежуточная аттестация (зачет) Общая трудоёмкос ть в ЗЕ в час 12 1,25 0,5 0,5 0,25 10 10 432 46 22 16 8 365 365  16 5   1 курс в ЗЕ 7 0,75 0,25 0,25 0,25 5,5 5,5 2  курс в час в ЗЕ в час 5 0,25 0,25 0,25 0 4,25 4,25 252 26 10 8 8 213 213     8 5 180 20 12 8 0 152 152 8 0 Таблица  1б. Объем дисциплины для очно­заочной формы обучения.    1 семестр 2 семестр 3 семестр 4 семестр Общая трудоёмкос ть в ЗЕ в час в ЗЕ в ЗЕ 1 курс в час 108 4 Виды учебной работы Общая трудоёмкость дисциплины  (модуля) Аудиторные занятия Лекции Лабораторные работы Практические занятия Самостоятельная работа студента Проработка учебного материала Курсовой проект Курсовая работа Подготовка к промежуточной аттестации Промежуточная аттестация  12 432 3 9 1,25 1,25 0,5 8 8 324 45 45 18 288 288 2,25 0,25 0,25 0,25 2,25 2,25 81 9 9 9 81 81 3,25 0,25 0,25 0,25 2,25 2,25 в час 144 117 9 9 9 81 81 в ЗЕ 3 2,5 0,25 0,25 2,5 2,5 2  курс в  ЗЕ 2 в час 108 90 9 9 90 90 1 0,5 0,5 1 1 в час 72 36 18 18 36 36 5 1.6 Планируемые результаты обучения. Формируемые компетенции Уровни освоения составляющих компетенций Пороговый Продвинутый Превосходный Таблица 2 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) ОПК   1­   способностью   использовать   основные   закономерности,   действующие   в   процессе   изготовления машиностроительных   изделий   требуемого   качества,   заданного   количества   при   наименьших   затратах общественного труда    основные ­Знать закономерности, действующие   в   процессе изготовления машиностроительных изделий требуемого качества, заданного количества при наименьших затратах общественного труда       Знать фундаментальные законы природы и основные физические законы в области механики, термодинамики, электричества и магнетизма, атомной физики (код компетенции ОПК­1З) Уметь применять физические законы для решения задач (ОПК­1У) ­Уметь использовать  основные закономерности,  действующие в процессе  изготовления  машиностроительных  изделий требуемого  качества,  заданного количества при  наименьших затратах  общественного труда ­Знать   методы   стандартных испытаний   по   определению физико­механических свойств   и   технологических показателей   материалов   и готовых машиностроительных изделий,стандартные методы  их   проектирования, прогрессивные методы эксплуатации изделий   Уметь использовать методы  стандартных испытаний по  определению физико­ механических свойств и  технологических  показателей материалов и  готовых  машиностроительных  изделий, стандартные  методы их  проектирования,  прогрессивные методы  эксплуатации изделий   ­Знать   и   пояснять     каждый метод стандартных испытаний   по   определению физико­механических свойств   и   технологических показателей материалов  ­Знать   как   добиться максимально   наименьших затратов общественного труда       ­   Уметь   в   совершенстве использовать методы стандартных   испытаний   по определению физико­ механических   свойств   и технологических показателей материалов ­   Уметь   как   добиться максимально   наименьших затратов общественного труда   Владеть методами проведения физических измерений, методами корректной Владеть способностью  использовать основные  закономерности,  действующие в процессе  изготовления  машиностроительных  изделий требуемого  Владеть способностью  использовать методы  стандартных испытаний по  определению физико­ механических свойств и  технологических  показателей материалов и  ­ В совершенстве владеть  методами проведения  физических измерений,   методы стандартных  испытаний по определению  физико­механических  свойств и технологических  6 оценки погрешностей при проведении физического эксперимента (ОПК­1В) качества, заданного  количества при наименьших  затратах общественного  труда готовых  машиностроительных  изделий, стандартные  методы их проектирования,  прогрессивные методы  эксплуатации  изделий показателей материалов и  готовых  машиностроительных  изделий методами  корректной оценки  погрешностей при  проведении физического  эксперимента. РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ТЕХНОЛОГИЯ ЕЁ ОСВОЕНИЯ             2.1. Структура дисциплины и трудоёмкость её составляющих Общая трудоемкость дисциплины «Физика» составляет 10 зачетных единицы или 360 часов. Объём часов учебной работы по формам обучения, видам занятий и самостоятельной работе представлен в таблицах 1, 1а в соответствии с учебным рабочим планом. Распределение фонда времени по семестрам и видам занятий для очной формы обучения Распределение фонда времени по семестрам и видам занятий Таб. 3  Наименование раздела и темы в о с а ч   о г е с В Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах/интерактивные часы) Коды составляющих компетенций Формы текущего/промежуточн ого контроля успеваемости из фонда оценочных средств (ФОС) и и ц к е л   е ы н р о т а р о б а л е и к с е ч и т к а р п С Р С Физика (1 семестр) Раздел 1. «Механика и молекулярная физика» Введение. 1,5 0,5         0,5 0,5 ОК­7з,у,в  7.5 1 1 1,5/4 4 ОК­7 з,у,в 1,5          1,5 1,5/4 4,5 ОК­7 з,у,в Решение задач 1,5 1,5 1,5/4 4,5 ОК­7 з,у,в Тема 1.1  Кинематика. Тема 1.2 Динамика  Тема 1.3 Механика  твердого тела. Тема 1.4 Энергия и  работа  9 9 9 1,5 1,5 1,5/4 4,5 ОК­7 з,у,в Тест ТТК­1 Отчёт по  лабораторной  работе №1.  Устный опрос. Отчёт по  лабораторным  работам №1б, №1в. Решение задач Отчёт по  лабораторной  работе № 2 Решение задач Отчёт по  лабораторной  работе № 3 Решение задач 7 Тема 1.7  Молекулярно­ кинетическая  теория вещества Тема 1.8 Основы  термодинамики  18 18 3 3 Тема 1.9 Реальные  газы, жидкости, и  твердые тела 18 3 3 3 3 3 3 3 Отчёт по  лабораторной  работе № 4 Тест в BlaсkBoard. Решение задач Отчёт по  лабораторной  работе № 5 Решение задач Лабораторные  работы.  Решение задач 9 ОК­7 з,у,в 9 ОК­7 з,у,в 9 ОК­7 з,у,в Решение задач Тест в BlaсkBoard. ОК­7 з,у,в ФОС ПА Тест.  Устный опрос Тема 1.5 Релятивистская  механика. 9 1,5 1,5 1,5 4,5 ОК­7 з,у,в Решение задач Тема 1.6 Механика  жидкостей и газов 9 1.5 1.5 1.5 4.5 ОК­7 з,у,в Зачёт ИТОГО за 1 семестр: 108 18 18 18/8 54 ОК­7 з,у,в Физика (2 семестр)  Раздел 2. «Электромагнетизм» Тест ТТК­2 Тема 2.1.  Электростатика  Тема 2.2.  Постоянный  электрический ток Тема 2.3.  Магнитное поле Тема 2.4.  Электродинамика Тема 2.5.  Колебательные  процессы Тема 2.6. Волновые процессы Экзамен 18 18 18 18 18 18    36 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 ОК­7 з,у,в Решение задач 3/2 3 ОК­7 з,у,в 3/2 3 ОК­7 з,у,в 3/2 3 ОК­7 з,у,в Отчёт по  лабораторной  работе № 6 Отчёт по  лабораторн работе  № 7 Тест в BlaсkBoard Отчёт по  лабораторн работе  № 8 Тест в BlaсkBoard 3/2 3 ОК­7 з,у,в Тест в BlaсkBoard 3 3 ОК­7 з,у,в Тест в BlaсkBoard   36 ОК­7 з,у,в ФОС ПА Тест.  8 ИТОГО за 2 семестр: 144 18 18 18/16 54 ОК­7 з,у,в Физика (3 семестр)  Раздел 3.  «Оптика и атомная физика» Тема 3.1. Элементы геометрической и  электронной  оптики Тема 3.2.  Интерференция и  дифракция света Тема 3.3.  Дисперсия света Тема 3.4.  Поляризация света  Тема 3.5.  Квантовая природа  излучения Зачет 23 20 23 20 22 3 3 6 3 3 6 3 3 3 3 Устный опрос Тест ТТК­3 Отчёт по  лабораторной  работе № 9 14 ОК­7 з,у,в 14 ОК­7 з,у,в Решение задач 14 ОК­7 з,у,в Тест в BlaсkBoard 14 ОК­7 з,у,в Отчёт по  лабораторн работе  № 10 16 ОК­7 з,у,в Тест в BlaсkBoard ОК­7 з,у,в ФОС ПА Тест. Устный опрос 72 ОК­7 з,у,в Тест ТТК­4 9 ОК­7 з,у,в Тест в BlaсkBoard  9 ОК­7 з,у,в Тест в BlaсkBoard  9 ОК­7 з,у,в Отчёт по  лабораторным  работам № 11 Тест в BlaсkBoard.  9 ОК­7 з,у,в Тест в BlaсkBoard. ОК­7 з,у,в ФОС ПА  Тест.Устный опрос 36 ОК­7 з,у,в 108 Раздел 4.  «Атомная и ядерная физика» Физика (4 семестр)  18 18 18 18 18 18 3 3 6 6 3 6 3 6 72 18 18 ­ ­ ­ ­ ­ ИТОГО за 3  семестр: Тема 4.1. Теория  атома водорода по  Бору. Элементы  квантовой  механики Тема 4.2. Элементы физики твёрдого  тела Тема 4.3. Элементы физики атомного  ядра и ядерной  физики Тема 4.4. Элементы физики  элементарных  частиц Зачёт ИТОГО за 4 семестр: Контроль  (экзамен, зачет) Общая трудоемкость Итого по дисциплине 36 396 72 72 36 216 9 Таблица 4. Матрица компетенций по разделам РП Формируемые компетенции (составляющие компетенции) Наименование раздела (тема) ОК­7У ОК­7 ОК­7З ОК­7В Раздел 1  Введение Тема 1.1. Кинематика Тема 1.2. Динамика  Тема 1.3. Механика  твердого тела Тема 1.4. Энергия и работа Тема 1.5. Релятивистская  механика Тема 1.6. Механика  жидкостей и газов Тема 1.7. Молекулярно­  кинетическая теория  вещества Тема 1.8. Основы  термодинамики Тема 1.9 Реальные газы,  жидкости, и твердые тела Раздел 2 Тема 2.1. Электростатика Тема 2.2. Постоянный  электрический ток Тема 2.3. Магнитное поле Тема 2.4. Электродинамика Раздел  3 Тема 3.1. Элементы  геометрической и  электронной оптики Тема 3.2. Интерференция и  дифракция света. Тема 3.3. Дисперсия света. Тема 3.4. Поляризация  света. Тема 3.5. Квантовая природа излучения Раздел 4 Тема 4.1. Теория атома  водорода по Бору.  Элементы квантовой  механики Тема   4.2.  физики твёрдого тела Элементы + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + 10 Тема   4.3.  Элементы физики   атомного   ядра   и ядерной физики Тема 4.4.  Элементы физики элементарных частиц + + + + + + 2.2. Содержание дисциплины (модуля) 2.2.1. Содержание тем дисциплины Раздел 1 «Механика и молекулярная физика» Тема 1.1 Введение, Кинематика     Предмет   физики,   методы   физического   исследования,   общая   структура   и   задачи   курса физики,   системы   единиц;   материальная   точка,   абсолютно   твердое   тело,   пространство   и   время, прямолинейное   движение.   Основные   кинематические   характеристики   поступательного   и вращательного движения: скорость и ускорение. Нормальное и тангенциальное ускорение, кинематика вращательного движения, связь линейной и угловой скорости.  Литература (основная) [1],стр.47­53, [2],стр. 4­13 Литература (дополнительная) [1],стр.11­57,  [2],стр.19­53  Тема  1.2 Динамика Состояние, масса и импульс, уравнение движения, три закона Ньютона. Законы сохранения. Закон всемирного тяготения. Сила трения. Литература (основная) [1],стр. 19­29, [2],стр. 14­22 Литература (дополнительная) [1],стр.63­76,  [2],стр.57­84  Тема 1.3 Механика твердого тела   Основное уравнение динамики вращательного движения твердого тела. Момент импульса тела. Момент инерции. Теорема Штейнера. Кинетическая энергия вращающего твердого тела. Литература (основная) [1],стр. 47­53, [2],стр. 34­45 Литература (дополнительная) [1],стр.130­140,  [2],стр.150­185  Тема 1.4 Энергия и работа 11 Сила, работа и потенциальная энергия. Консервативные и неконсервативные силы. Работа и кинетическая энергия. Закон сохранения полной механической энергии в поле потенциальных сил  Литература (основная) [1],стр.32­43, [2],стр. 23­33 Литература (дополнительная) [1],стр.112­115,  [2],стр.76­125  Тема 1.5 Релятивистская механика   Принцип относительности, инерциальные и неинерциальные системы отсчета, преобразования Галилея,   постулаты   специальной   теории   относительности   (СТО)   Эйнштейна.   Преобразования Лоренца, инварианты преобразования, релятивистский импульс, уравнение движения релятивистской частицы.               Литература (основная) [1],стр.84­101 [2],стр. 67­79 Литература (дополнительная) [1],стр.214­247,  [2],стр.193­229  Тема 1.6 Механика жидкостей и газов Общие   свойства   жидкостей   и   газов;   стационарное   течение   идеальной   жидкости. Кинематическое описание движения жидкости.  Уравнение Бернулли. Вязкость жидкости. Течение вязкой жидкости в круглой трубе. Литература (основная) [1],стр.268­279,  [2],стр.268­295   Тема 1.7 Молекулярно­кинетическая теория вещества. Макроскопические параметры, уравнение состояния. Термодинамическая система, замкнутая система,   внутренняя   энергия,   термодинамические   процессы,   работа   в   изопроцессах.   Уравнение состояния в термодинамике, обратимые и необратимые процессы. Цикл Карно и его коэффициент полезного действия. Макро­ и микро состояния. Статистический вес и вероятность макросостояния.               Литература (основная) [1],стр.105­109 [2],стр. 99­144 Литература (дополнительная) [1],стр.79­99  [2],стр.297­312 Тема 1.8 Основы термодинамики Основные законы термодинамики. Цикл Карно. Термодинамическая шкала температур. Примеры на вычисление энтропии. Некоторые применения энтропии. Термодинамический потенциал. Литература (основная) [2],стр.99­113 12 Тема 1.9 Реальные газы, жидкости и твёрдые тела Межмолекулярное   взаимодействие.   Уравнение   Ван­дер­Ваальса.   Внутренняя   энергия реального газа. Литература (основная) [1],стр.169­179 [2],стр.117­144 Литература (дополнительная) [1],стр.177­183               Раздел 2. «Электромагнетизм» Тема 2.1 Электростатика Электрический   заряд,   закон   Кулона,   напряженность   электрического   поля   и   принцип суперпозиции   полей,   диполь,   теорема   Гаусса,   работа   электростатического   поля,   потенциал, проводники   и   изоляторы,   проводник   в   электростатическом   поле,   электроемкость,   индукция электрического поля, энергия электростатического поля. Литература (основная) [1],стр.183­233 [2],стр. 146­175 Литература (дополнительная) [1],стр.11­26,                [2],стр.15­31 Тема 2.2 Постоянный электрический ток Электрический   заряд,   закон   Кулона,   напряженность   электрического   поля   и   принцип суперпозиции   полей,   диполь,   теорема   Гаусса,   работа   электростатического   поля,   потенциал, проводники   и   изоляторы,   проводник   в   электростатическом   поле,   электроемкость,   индукция электрического поля, энергия электростатического поля. Литература (основная) [1],стр.248­252, [2],стр. 177­201 Литература (дополнительная) [1],стр. 26­121,  [2],стр.115­130 Тема 2.3 Магнитное поле Электрический ток и его характеристики, законы Ома и Джоуля – Ленца для участка цепи, электродвижущая сила, закон Ома для полной цепи, правила Кирхгофа, электрический ток в вакууме и газах  Литература (основная) [1],стр. 183­353 [2],стр. 202­219 Литература (дополнительная) [1],стр.123­174,  [2],стр.135­138 Тема 2.4 Электродинамика 13 Вектор магнитной индукции, силы Лоренца и Ампера, закон Био–Савара–Лапласа, принцип суперпозиции магнитных полей, магнитное поле простейших систем, рамка с током в магнитном поле, индуктивность длинного соленоида, магнитная энергия тока. Литература (основная) [1],стр.183­354, [2],стр. 202­219 Литература (дополнительная) [1],стр.204­222, [2],стр.132­173                Тема 2.5 Колебательные процессы Закон   электромагнитной   индукции,   правило   Ленца,   ЭДС   самоиндукции,   ток   смещения, система уравнений Максвелла. Литература (основная) [1],стр.357­474, [2],стр. 221­252 Литература (дополнительная) [1],стр.198­204,  [2],стр.256­296  Тема 2.6 Волновые процессы Волновые процессы. Уравнение волны, волновое уравнение.  Литература (основная) [1],.419­474, [2],стр. 281­252 Литература (дополнительная) [1],стр.248­295,  [2],стр.404­537  Раздел 3 «Оптика и атомная физика» Тема 3.1 Элементы геометрической и электронной оптики Основные   законы   оптики.   Полное   отражение.   Тонкие   линзы.   Изображение   предметов   с помощью линз. Аберрации (погрешности) оптических систем. Основные фотометрические величины и их единицы. Элементы электронной оптики.  Литература (основная) [1],стр. 302­314, [2],стр304­331,  Тема 3.2 Интерференция и дифракция света. Интерференция световых волн. Когерентность. Способы наблюдения интерференции света. Интерференция света при отражении от тонких пластинок. Интерферометр Майкельсона. Литература (основная) [1],стр. 419­450, [2],стр.315­348, Литература (дополнительная) 14 [1],стр 248­272 [2],стр 404­490 Тема 3.3 Дисперсия света.  Дисперсия света. Электронная теория дисперсии света. Поглощение (абсорбция) света. Литература (основная) [2],стр 349­350 Тема 3.4 Поляризация света.  Естественный   и   поляризованный   свет.   Поляризация   при   отражении   и   преломлении. Поляризация при двойном лучепреломлении. Интерференция поляризованных лучей. Прохождение плоскополяризованного света через кристаллическую пластинку. Кристаллическая пластинка между двумя поляризаторами. Искусственное двойное лучепреломление. Вращение плоскости поляризации. Литература (основная) [1],стр 464­474 [2],стр 357­367 Литература (дополнительная) [1],стр 275­284 [2],стр 495­519 Тема 3.5 Квантовая природа излучения Тепловое излучение и его характеристики. Закон Кирхгофа. Законы Стефана­Больцмана и смещение  Вина. Формулы Рэлея­Джина и Планка. Уравнение Эйнштейна для внешнего фотоэффекта.  Экспериментальное подтверждение квантовых свойств света. Литература (основная) [1],стр 477­487 [2],стр 369­387 Литература (дополнительная) [1],стр 297­316 Раздел 4.  «Атомная и ядерная физика» Тема 4.1. Теория атома водорода по Бору. Элементы квантовой механики Постулаты Бора. Спектр атома водорода по Бору. Корпускулярно­волновой дуализм свойств вещества. Некоторые свойства волн де Бройля.  Литература (основная) [1],стр 502­523 [2],стр 398­415 Литература (дополнительная) [1],стр 351­363 Тема4.2. Элементы физики твёрдого тела Понятие о зонной теории твёрдых тел. Металлы, диэлектрики и полупроводники по зонной теории. Собственная проводимость полупроводников. Примесная проводимость полупроводников.  Литература (основная) [2], стр. 450­472 15 Тема 4.3. Элементы физики атомного ядра и ядерной физики Стационарное уравнение Шредингера для атома водорода. Волновые функции и квантовые числа. Правило отбора для квантовых переходов. Спонтанное и индуцированное излучение. Основы физики атомного ядра. Элементарные частицы. Состав атомного ядра. Характеристики ядра: заряд, энергия   связи   нуклонов.   Радиоактивность.   Виды   и   законы   радиоактивного   излучения.   Ядерные реакции. Деление ядер. Синтез ядер. Литература (основная) [1], стр. 390­395, 418­424, 476­480,  [2],стр.412­433              Тема 4.4. Элементы физики элементарных частиц Слабое взаимодействие. Ускорители частиц высоких энергий. Антивещество. Сохранение лептонов. Адроны. Кварки. Не сохранение четности. Сводка законов сохранения. Проблемы будущего. Литература (основная) [2],стр. 476­510, [3],стр.390­409,  РАЗДЕЛ 3. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) И КРИТЕРИ ОЦЕНОК ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ  3.1. Оценочные средства для текущего контроля 3.1 Оценочные средства для текущего контроля  Фонд оценочных средств (ФОС) для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации  является составной частью рабочей программы, разработан в виде отдельного документа, обсужден и  утвержден на заседании кафедры естественнонаучных и гуманитарных дисциплин ЗИМИТ КНИТУ­ КАИ. В качестве примера приводятся типовые оценочные средства для текущего контроля в соответствии с формами, указанными в таблицах 3.1.­3.3. Тестирование в системе Blackboard Перед началом каждого тестирования дается описание теста и краткая инструкция к его выполнению. В инструкции задается ограничение по времени; сроки выполнения; указывается количество заданий в тесте, количество баллов за каждое задание и максимальное количество баллов за тест, число  допустимых попыток. 16 17 Типовые задачи: Задача 1. Зависимость пройденного телом пути от времени задается уравнением s = А + Bt + Ct2 + Dt3 (С = 0,1 м/с2, D = 0,03 м/с3). Определить:  18 1)   через   какое   время   после   начала   движения   ускорение  а  тела   будет   равно   2   м/с2;   2)   среднее ускорение <а> тела за этот промежуток времени. Дано: s=A+Bt+ct2+Dt3 C=0,1 м/с2 D=0,03 м/с3 Найти: t,  =? Решение: Уравнение движения имеет вид: s=A+Bt+0,1t2+0,03t3 Уравнение мгновенной скорости: v = ds/dt = B+20,1t+30,03t2 v = B+0,2t+0,09t2 Уравнение мгновенного ускорения: а = dv/dt; а = 0,2+20,09t  По условию задачи известно a(t1). Тогда a(t1) = 0,2+0,18t ; откуда   t  a(t1 0,2­) 0,18  0,2­2 0,18  10 c    Среднее ускорение  a    t Его можно найти двумя способами: )1    a  t t 1 t t 1   0 0 vt1=В+0,2t1+0,09 t1 2=B+O,2­10+0,09 102=B+11;    vt0=B (t0=0)                         a B­11+B 10  2с / м1,1                  2) По определению, средняя величина на любом промежутке находится с помощью интеграла  a 1  t  adt t 1 t 0 ;  a 1  t  )18,02,0( t  t 1 0 dt  1  t t 1  2,0[ 0 dt  t 1 0  18,0 tdt ]   1  t 18,0|2,0[ t  t 1 0 2 t 2 t 1 ];| 0 1 10  a 102,0[  09,0 2  ;с / м1,1]10  2 Задача 2. Камень брошен вертикально вверх с начальной скоростью vo=20 м/с. По истечении какого времени   камень   будет   находиться   на   высоте  h=15   м?  Найти   скорость   камня   на   этой   высоте. Сопротивлением пренебречь. 19 Дано:  = 20 м/с  υ h=15 м                             Найти:   υ h, t =? Решение: По уравнениям кинематики h  t 0 2 gt 2 )( a  0 gt )( б Решая квадратное уравнение (а), найдем его корни t1 и t2:  D   0 ( ) 2  4 g 2 h 2 gt  2  0  0 ht t 2,1   D 0 2 g  2 Проверим размерность:   ][  [t] 1 2 [D]  [g]  м c  1 2 ) 2 м ( 2 c м 2 c c ; Подставим численные значения:  [ D  ][  ] 2  ][][ h g  2 м 2 c м 2 c  м 2 м 2 c 20 t 1  3,10  8,9  ;09,3 c D=(­20)2­2 9,815=106 20 t 2  3,10  8,9  ;99,0 c Два значения времени соответствуют подъему (t2) и спуску   (t1) камня. Скорость камня найдем из уравнения (б). Т.к. здесь ускорение ­ g, значит нужно брать время подъема (t2):  υ=υ0­gt2 ; υ=20 ­ 9.8∙0.99 = 10.3 м/с   (При спуске скорость по модулю будет такой же). Задача 3. Тело брошено под углом 30° к горизонту со скоростью 30 м/с. найти mах высоту подъема тела и дальность его полета. 20 Дано: Решение: α=30°  υ0=30 м/с ___________________ Найти :    s ,   Hmax­? Разложим вектор   0  на две составляющие: горизонтальную υox= υocosα и вертикальную υoy= υosinα. Т. к. движение по вертикали равнопеременное, воспользуемся уравнениями кинематики где tпод ­ время подъема, которое можно найти из второго уравнения кинематики y , t  под max H )( а  0 2 gt под 2 υy= υoy­gtпод        (б) В верхней точке траектории υy=0 м/с.  Из уравнения (б) tпод=v0y/g  Подставим его в (а):  y y ;  max H H g 2  0  0 g   2 0 y  2 g Окончательно: Hmax= υ2 Т.к. время спуска равно времени подъема, то все время движения  t=2tnoд  Поскольку движение по горизонтали равномерное, то  2 2 0 0 y g 2 g 0y/(2g)  max  y S= υ xt; S= υ x 2υ0y/g Проверим размерность: 2 2  cм  2 мc  м ; s ][   [ ]][ мссмt   / [ H ]  2  ][ g ][  H max  30(  )30  sin  8,92  (5,11 м ) S=(30/9,8) cos30° 2 30 sin30°=79,5 м 3.2 Оценочные средства для промежуточного контроля. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации (ФОС ПА) является  составной частью рабочей программы и храниться на кафедре естественнонаучных и гуманитарных  дисциплин ЗИМИТ КНИТУ­КАИ.               В качестве примера приводиться вариант экзаменационного билета. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Казанский национальный исследовательский технический университет им.А.Н.Туполева­КАИ 21 Зеленодольский институт машиностроения и информационных технологий ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №1 по дисциплине Б1. Б11 Физика направление 15.03.05   «Конструкторско­технологическое обеспечение машиностроительных производств» 3 семестр 1. Интерференция световых волн. Когерентность. Способы наблюдения интерференции света.  2. Основные законы оптики. Полное отражение. Тонкие линзы. Изображение предметов с помощью линз. Ведущий преподаватель: к.ф.­м.н., доцент ________________ /С.Г.Чезганова/ Зав.кафедрой ЕНГД: д.п.н., доцент ________________ /Х.Р.Кадырова 3.3 Формы и организации промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Зачет   по   дисциплине   «Физика»   служит   для   оценки   работы   студента   в   течение   семестра   и призван выявить уровень и систематичность полученных им теоретических и практических знаний и приобретения навыков самостоятельной работы. Зачет проводится как в устной, так и в письменной форме по теоретическим и практическим вопросам. Оценка выставляется по результатам освоения учебной дисциплины. Экзамен   по   дисциплине   «Физика»   служит   для   оценки   работы   студента   и   призван   выявить уровень   и   систематичность   полученных   им   теоретических   и   практических   знаний,   приобретения навыков   самостоятельной   работы,   развития   творческого   мышления,   умение   синтезировать полученные знания и применять их в решении практических задач. Экзамен проводится как в устной, так   и   в   письменной   форме   по   теоретическим   и   практическим   вопросам   в   соответствии.   Оценка выставляется по результатам освоения учебной дисциплины. Формирование   оценки   текущего   контроля   успеваемости   и   промежуточной   аттестации   по   итогам освоения   дисциплины   осуществляется   с   использованием   балльно­рейтинговой   оценки   работы студента. 3.4 Критерии оценки промежуточной аттестации Описание оценки в требованиях к уровню и объему компетенций Освоен превосходный уровень усвоения Выражение в баллах от 86 до 100 компетенций Освоен продвинутый уровень усвоения компетенций Освоен пороговый уровень усвоения компетенций Не освоен пороговый уровень усвоения компетенций от 71 до 85 от 51 до 70 Таблица 5. Зачёт Словесное выражение Зачтено Зачтено Зачтено до 51 Не зачтено Таблица 5.1. Экзамен 22 Описание оценки в требованиях к уровню и объему компетенций Освоен превосходный уровень усвоения Выражение в баллах от 86 до 100 компетенций Освоен продвинутый уровень усвоения компетенций Освоен пороговый уровень усвоения компетенций Не освоен пороговый уровень усвоения компетенций Словесное выражение отлично хорошо удовлетворительно от 71 до 85 от 51 до 70 до 51 не удовлетворительно РАЗДЕЛ 4 ОБЕСПЕЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ  4.1 Материально­техническое обеспечение дисциплины   Материально­техническое обеспечение дисциплины  Таблица 6 Наименование раздела (темы) дисциплины Механика Наименование учебной лаборатории, класса (с указанием номера аудитории и учебного здания) 204 Перечень лабораторного оборудования, специализированной Количество единиц мебели и технических средств обучения   1) Штангенциркуль;  2) Микрометр;  3) Баллистический маятник;  4) Экспериментальная установка для определения коэффициента внутреннего   трения   жидкости методом   падающего   шарика   (метод Стокса).   (Два   стеклянных   цилиндра на подставке с касторовым маслом и глицерином); 6) Микрометр; 7) Секундомер; 8) Шарики; 9) Стол физический. 1 1 1 1 1 1 10 4 1 4 23 Молекулярная физика 204 1) Лабораторная установка для  определения отношения  Электромагнетизм Компьютерный класс119 л.к.   теплоёмкостей воздуха  Сp Сv методом Клемана­Дезорма; 2) Стол физический. 1) Лабораторная работа «Изучение  процессов зарядки и разрядки конденсатора» выполняется на  компьютере; 2) Лабораторная работа  «Исследование свойств  полупроводниковых  термочувствительных  сопротивлений» выполняется на  компьютере; 3) Стол физический. 1) Лабораторная установка  «Изучение линз и оптических  систем»; 2) Лабораторная установка  «Поляризация света»; 3) Стол физический. 4 1 1 4 Оптика 216 4.1.1 Основная литература  1. 2. 3. 4. И.В.   Савельев  Курс   общей   физики.   В   3   т.     Том   1.   Механика.   Молекулярная   физика [Электронный   ресурс]:   учеб.     –   Электрон.   дан.   –   М.:   Лань,   2017.   –   Режим   доступа: https    ://   e  .  lanbook  /95163/#1   /  reader    /  book    .  com     Савельев, И.В. Курс физики (в 3 тт.). Том 2. Электричество. Колебания и волны. Волновая оптика [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И.В. Савельев. — Электрон. дан. — Санкт­ Петербург: Лань, 2018. — 468 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/100927. — Загл. с экрана. И.В. Савельев Курс общей физики. В 3 т.  Том 3. Квантовая оптика. Атомная физика. Физика твердого тела. Физика атомного ядра и элементарных частиц [Электронный ресурс]: учеб.  – Электрон. дан. – М.: Лань, 2017. – Режим доступа https  /  book  /92652#      ://   e  .  lanbook  authors.  .  com      А.И.  Фишман,  А.И.  Скворцов,  Р.В.   Даминов   //Физика   в  экспериментах   (Мультимедийное пособие) Казань: К(П)ФУ, 2016 4.1.2 Дополнительная литература  1. Трофимова,  Т.И. Курс физики:  учеб. пособие  / Т.  И. Трофимов.­  М.:  Издательский  центр "Академия", 2017. – 560 с. ­ (Бакалавриат). 2. Трофимова,   Т.И.   Курс   физики.   Задачи   и   решения:   учеб.   пособие   /   Т.   И.   Трофимов.­   М.: Издательский центр "Академия", 2016. – 592 с. ­ (Бакалавриат). 3. Молотков, Н. Я. Основы общей физики: учебник в 3­х т. Т.1. Механика. Молекулярная физика и   термодинамика   /   Н.   Я.   Молотков.   ­   Старый   Оскол:   ТНТ,   2017.   ­   428   с.   ­   (Высшее образование) 4. Молотков, Н. Я. Основы общей физики: учебник в 3­х т. Т. 2 Электричество и магнетизм. Оптика / Н. Я. Молотков. ­ Старый Оскол: ТНТ, 2017. ­ 372 с. ­ (Высшее образование) 5. Молотков, Н. Я. Основы общей физики: учебник в 3­х т. Т.3   Кристаллооптика. Квантовые явления. Атомная и ядерная физика / Н. Я. Молотков. ­ Старый Оскол: ТНТ, 2017. ­ 324 с. ­ (Высшее образование) 4.1.3 Методическая литература к выполнению практических и/или лабораторных работ 1. С.Г.Чезганова. Общая физика: Расчетно­графические работы по механике и молекулярной  физике: Учебное пособие. Казань: Изд­во Казан.гос.техн.ун ­та, 2015. ­68с. 2. С.Г.Чезганова. Методические указания к выполнению лабораторных работ по общей физике.  Часть1 “Механика и молекулярная физика”.Зеленодольск ­2011. 24 4.1.4 Методические рекомендации для студентов, в то числе по выполнению самостоятельной работы Изучение   дисциплины   производится   в   тематической   последовательности.   Каждому практическому занятию и самостоятельному изучению материала предшествует лекция по данной теме. Для успешного усвоения материала необходимо предоставить каждому студенту в электронном виде   материал,   отражающей   основные   положения   теоретических   основ   и   практических   методов дисциплины.   В   результате   самоподготовки   студент   должен   ответить   на   контрольные   вопросы   по разделам курса, приведенным  в  рабочей программе дисциплины. В   качестве   примера   оценочных   средств   текущего   контроля   успеваемости   и   промежуточной аттестации предлагается использовать тестовые задания. Правила конспектирования лекции: ­   не   надо   стремиться   к   записыванию   всего,   что   скажет   преподаватель,   необходимо   выделять основную мысль и фиксировать ее своими словами; ­ лучше дословно записывать определения понятий; ­ необходимо создать свои правила сокращения слов; ­ необходимо оставлять поля;  ­   если   какое­то   положение   лекции   покажется   неясным,   нужно   попросить   преподавателя разъяснить его в конце занятия или на семинаре, но не в ходе лекции. План   решения   задач   по   физике   (некоторые   пункты   плана   могут   выпадать   в   некоторых конкретных случаях): 1. 2. прочесть внимательно условие задачи; посмотреть, все ли термины в условиях задачи известны и понятны (если что­то неясно, следует   обратиться   к   учебнику,   просмотреть   решения   предыдущих   задач,   посоветоваться   с преподавателем); 3. записать в сокращенном виде условие задачи (когда введены стандартные обозначения, легче   вспоминать   формулы,   связывающие   соответствующие   величины,   чётче   видно,   какие характеристики заданы, все ли они выражены в одной системе единиц и т.д.); 4. сделать   чертёж,   если   это   необходимо   (делая   чертёж,   нужно   стараться   представить ситуацию в наиболее общем виде, например, если решается задача о колебании маятника, его следует изобразить не в положении равновесия, а отклонённым); 5. произвести анализ задачи, вскрыть её физический смысл (нужно чётко понимать, в чем будет   заключаться   решение   задачи;   так,   если   требуется   найти   траекторию   движения   точки,   то ответом должна служить запись уравнений кривой, описывающей эту траекторию; на вопрос, будет ли траектория замкнутой линией, следует ответить «да» или «нет» и объяснить, почему выбран такой ответ); 6. установить,   какие   физические   законы   и   соотношения   могут   быть   использованы   при решении данной задачи; 7. составить   уравнения,   связывающие   физические   величины,   которые   характеризуют рассматриваемые явления с количественной стороны; 8. решить эти уравнения относительно неизвестных величин, получить ответ в общем виде. Прежде чем переходить к численным значениям, полезно провести анализ этого решения: он поможет вскрыть такие свойства рассматриваемого явления, которые не видны в численном ответе; 9. перевести   количественные   величины   в   общепринятую   систему   единиц   (СИ),   найти численный результат; проанализировать полученный ответ, выяснить как изменяется искомая величина при изменении  других величин, функцией которых она является, исследовать предельные случаи. Общие методические указания к выполнению лабораторных работ 25 Практикум по физике должен помочь студентам глубже уяснить основные физические законы и  явления. Проведение физического эксперимента и дальнейшая обработка результатов измерений  предполагает значительную самостоятельную работу для студентов как на этапе предварительной  подготовки к работе, так и  при выполнении лабораторной работы, ее оформлении и проведении  расчетов. Подготовка и выполнение лабораторной работы По краткой теории, помещенной в начале каждой работы, разберитесь в теоретических основах  изучаемого явления. Ознакомьтесь с описанием приборов или установок, необходимых для  выполнения данной лабораторной работы, изучите описание метода измерения или исследования.  При выполнении лабораторной работы строго придерживайтесь намеченного хода работы, соблюдайте правила техники безопасности. Результаты измерений сразу заносите в рабочую тетрадь. Бережно  относитесь к оборудованию лабораторий, приборам и установкам. После окончания работы приведите свое рабочее место в порядок, сдайте преподавателю или  лаборанту те приборы, которые получали у них в начале работы.  Подпишите у преподавателя протокол исследования (результаты измерений) в рабочей тетради. После выполнения лабораторной работы оформите выполненную работу в виде отчета. Все записи  выполняются ручкой синего или черного цвета. Рисунки и таблицы выполняются карандашом под  линейку. Обязательное содержание отчета включает:  номер и название работы;  цель работы;  приборы и принадлежности;  краткие теоретические сведения, рабочие формулы, схему прибора или установки и их краткое описание;  таблицу прямых и косвенных измерений;  расчет погрешностей;  общий вывод по работе. Самостоятельно подготовьте ответы на контрольные вопросы, приведенные в конце методических  указаний по данной лабораторной работе. Список рекомендуемой литературы для подготовки к  ответам также представлен в описании. Лабораторная работа считается полностью выполненной, когда студент сдал преподавателю отчет о  работе и ответил на теоретические вопросы. Памятка студенту для успешной сдачи экзамена (зачета): ­ подготовка должна начинаться с начала семестра и носить поэтапный характер. Материал,  усвоенный отдельными порциями, более прочно остается в памяти, а это всегда пригодится в будущей профессиональной деятельности; ­ по курсу следует усвоить основные понятия и законы, а изложение любого вопроса нужно  начинать с их определения. В речи следует употреблять грамотные и понятные слова, которые  подчеркнут осведомленность студента в вопросе; 4.1.5 Методические рекомендации для преподавателей Цели обучения физике   могут быть достигнуты путем гармоничного сочетания   следующих образовательных  технологий:  чтение   лекций   с   использованием   мультимедийного   проектора   для   компьютерной презентации и видеоматериалов;  решение задач;  выполнение контрольных работ;  выполнение и защита лабораторных работ; индивидуальные консультации;  самостоятельная работа студентов с учебной литературой;  26 работа с Интернет­ресурсами;  тестирование по основным темам дисциплины (промежуточный контроль); сдача зачета и экзамена. Основным видом учебной работы являются лекции, которые в компактном и наглядном виде доносят до обучающихся основную суть изучаемого материала.  быть содержательной,   интересной   для   слушателей,   ее   содержание   не   должно   повторять   содержание учебников.   Темп   лекции   должен   быть   размеренным.   В   ходе   изложения   лекционного   материала преподавателю   очень   важно   уметь   активизировать   работу   студентов   (особенно   в   моменты,   когда наступают кризисы внимания), задавая актуальные вопросы или приводя интересные примеры и т.д. Также   преподаватель   должен   обучать   студентов   навыкам   конспектирования   лекций.   Все   лекции сопровождают мультимедийные презентации, на которых представлены схемы, таблицы, определения терминов.   Это   позволяет   проиллюстрировать   материал,   сэкономить   время,   быстро   вернуться   к любому из уже рассмотренных вопросов или вовсе изменить последовательность изложения.  Лекция должна     Правильно поставленные лекции экономят время студентов и дают  основное направление для дальнейшего   углубленного   изучения   рассматриваемой   дисциплины   при   самостоятельной   работе студента с рекомендуемой литературой. Самостоятельная работа  является неотъемлемой частью учебной работы студента по изучению физики.  Базовая СРС по физике включает следующие виды работ: ­   работа   с   лекционным   материалом,   предусматривающая   проработку   конспекта   лекций   и учебной литературы; ­  изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку; ­  решение задач; ­  подготовка к лабораторным работам; ­  подготовка к контрольной работе и тестированию; ­  подготовка к зачету.   Систематическое решение задач является необходимым условием  успешного изучения  курса физики. Решение задач помогает уяснить физический смысл явлений, закрепляет в памяти формулы, прививает навыки практического применения теоретических знаний. Большое внимание при изучении данной дисциплины отводится лабораторным занятиям. При выполнении   лабораторных   работ   студенты   знакомятся   с   измерительной   аппаратурой   и   методами физических   измерений,   приобретают   навыки   ведения   самостоятельных   экспериментальных исследований,   знакомятся   с   записью   и   обработкой   результатов   измерений.   Лабораторные   работы имеют большое значение и для углубления теоретических знаний студентов. В результате лабораторного практикума студент должен научиться:  проводить   все   этапы   лабораторного   исследования:   знакомство   с   оборудованием,   настройка установки, снятие и регистрация данных, обработка результатов и анализ;  составлять отчет по выполненному лабораторному исследованию; самостоятельно выявить полученные закономерности и словесно, или математически,  оформить их; анализировать расхождение между теоретическими и экспериментальными данными; объяснять конкретные экспериментальные данные на основе теории.      2. 1. При защите отчета по лабораторной работе  студент должен показать: Знание   физического   смысла   измеряемой   величины,   методики   ее   измерения,   а   также теоретических вопросов, на которых базируется работа. Умение   собрать   установку   по   принципиальной   схеме   и   пользоваться   примененной   в   работе измерительной аппаратурой. Знание расчетных формул. Знание   точности   результатов   произведенных   измерений,   умение   вычислить   абсолютную   и относительную погрешности измерений. После изучения каждого раздела каждый студент должен пройти компьютерное тестирование. Набранные   баллы   в   совокупности   с   результатами   письменных   работ   и   устными   ответами   на 3. 4. 27 практических занятиях демонстрируют уровень знаний студентов, их умение применять пройденный материал в практических целях. Завершается изучение данной дисциплины во втором семестре экзаменом, в третьем ­ зачетом (с указанием оценки в баллах). К этому моменту студент должен сдать все лабораторные, контрольные работы. Экзамен принимается по билетам, включающим два  теоретических вопроса, приведенных в программе, и 1 задачу. На всех этапах контроля качества усвоения изучаемого материала акцентируется внимание на умении   владеть   приобретёнными   знаниями   при   рассмотрении   тех   или   иных   производственных ситуаций. Такой подход соответствует требованиям ФГОС ВПО по оформлению соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций. 4.2 Информационное обеспечение дисциплины 4.2.1 Основное информационное обеспечение Перечень   ресурсов   информационно   ­   телекоммуникационной   сети   «Интернет»,   необходимой   для освоения   дисциплины,   программное  обеспечение  дисциплины,   электронные   ресурсы   университета, интернет ресурсы. Базы данных, информационно­ справочные и поисковые системы: 1. С.   Г.   Чезганова   //Физика.   Раздел   1.Механика   и   молекулярная   физика.   (Blackboard   Learn) доступа: ресурс]: Режим [Электронный https://bb.kai.ru:8443/webapps/blackboard/execute/content/blankPage? cmd=view&content_id=_239724_1&course_id=_12957_1  2017. –           2. А.И.   Фишман,   А.И.   Скворцов,   Р.В.   Даминов   //Физика   в   экспериментах   (Мультимедийное пособие) Казань: К(П)ФУ, 2016 3. Электронная библиотека КНИТУ­КАИ. URL:   http    (режим доступа свободный) 4. Научная   библиотека   им. Н.И. Лобачевского   Казанского   (Приволжского)   федерального  library    ://е­    .  kai    .ru  университета http://www   .  kpfu    .  ru   /  library  (режим доступа свободный) 5. Электронная   библиотека   КНИТУ­КАИ   (полнотексты   изданий   университета)  http://е­ library.kai.ru   6. Электронная библиотечная система «Лань» http://e.lanbook.com/  7. Электронная библиотечная система «Знаниум» http://znanium.com/  8. Электронная библиотечная система «Айбукс» https://ibooks.ru 4.2.2 Дополнительное справочное обеспечение Рекомендуются   инновационные   компьютерные   технологии,   основанные   на   операционных  Open  Sourse,   а   также   интернет­ресурсы   (сайты   образовательных системах  Windows, учреждений,   ведомств,   журналов,   информационно­справочные   системы,   электронные   учебники), которые   ввиду   их   глобального   распространения   становятся   на   сегодняшний   день   обязательной компонентой стандартов образования.  Linux, Система Консультант Плюс http://www.consultant.ru 4.3 Кадровое обеспечение 4.3.1 Базовое образование К   ведению   дисциплины   допускаются   научно   –   педагогические   кадры,   имеющие   высшее образование   по   физике   и   систематически   занимающиеся   научной   и/или   научно   –   методической деятельностью.  Преподаватель должен иметь ученую степень к. ф.­м. н. и (или) ученое звание, или иметь   профессионально­предметную   квалификацию   в   области   физики.  К   ведению   дисциплины допускаются   кадры,   имеющие:   стаж   научно­   педагогической   работы   (не   менее   5   лет)   и   (или) 28 практический опыт работы по данному направлению на должностях ведущих специалистов более 5 последних лет; имеющие сертификат о повышении квалификации по общей физике.  4.3.2 Профессионально­предметная квалификация преподавателей Преподаватель   должен   иметь   ученую   степень   и   (или)   ученое   звание,   соответствующее   профилю преподаваемой   дисциплины   или   иметь   профессионально­предметную   квалификацию   в   области научной деятельности 4.3.3 Педагогическая (учебно­методическая) квалификация преподавателей К ведению дисциплины допускаются кадры, имеющие стаж научно­педагогической работы (не менее 5 лет),   имеющие   сертификат   о   повышении   квалификации   по   профилю,   соответствующему преподаваемой дисциплины, прошедшие плановые курсы повышения квалификации 4.4  Материально­техническое обеспечение дисциплины В табличной форме указывается наименование основных и специализированных учебных  лабораторий/аудиторий/кабинетов с перечнем специализированной мебели и технических средств  обучения, средств измерительной техники и др. необходимых для освоения заданных компетенций. Материально­техническое обеспечение дисциплины (модуля) Таблица 6 Наименование раздела (темы) дисциплины Механика Наименование учебной лаборатории, класса (с указанием номера аудитории и учебного здания) 207 Перечень лабораторного оборудования, специализированной мебели и технических средств обучения Количество единиц   1) Штангенциркуль;  2) Микрометр;  3) Баллистический маятник;  4) Экспериментальная установка для определения коэффициента внутреннего   трения   жидкости методом   падающего   шарика   (метод Стокса).   (Два   стеклянных   цилиндра на подставке с касторовым маслом и глицерином); 6) Микрометр; 7) Секундомер; 8) Шарики; 9) Стол физический. 1 1 1 1 1 1 10 4 1 4 29 Молекулярная физика 207 1) Лабораторная установка для  определения отношения  Электромагнетизм Компьютерный класс119 л.к.   теплоёмкостей воздуха  Сp Сv методом Клемана­Дезорма; 2) Стол физический. 1) Лабораторная работа «Изучение  процессов зарядки и разрядки  конденсатора» выполняется на  компьютере; Оптика 207 2) Лабораторная работа  «Исследование свойств  полупроводниковых  термочувствительных  сопротивлений» выполняется на  компьютере; 1) Лабораторная установка  «Изучение линз и оптических  систем»; 2) Лабораторная установка  «Поляризация света»; 3) Стол физический. 1 1 4 5 Вносимые изменения и утверждения 5.1 Лист регистрации изменений, вносимых в рабочую программу дисциплины (модуля) Лист регистрации изменений, вносимых и рабочую программу учебной дисциплины № п/п Дата внесения изменений Номера листов Документ, на основании которого внесено изменение Краткое содержание изменений Ф.И.О., подпись 2 3 4 5 6 15.12.2017 по всему  тексту приказ № 1698­0 от  11.12.2017г. С 1 января 2018г.  произошло слияние  кафедры ЕНГД и  кафедры ЭиМ в кафедру ЕГЭД 1 1 2 3 4 5 Лист ознакомления № п/п Ф.И.О. Должность Дата ознакомления Подпись 30 5.2 Лист утверждения рабочей программы дисциплины (модуля) на учебный год Рабочая программа дисциплины (модуля) утверждена на ведение учебного процесса в учебном году: Учебный год «Согласовано» Зав. каф. реализующей дисциплину «Согласовано» Председатель УМК института (факультета), в состав которого входит выпускающая кафедра 20__/20__ 20__/20__ 20__/20__ 20__/20__ 20__/20__ 31

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»

Рабочая программа по физике для студентов направления подготовки: 15.03.05:«Конструкторско-технологическое обеспечение ...»
Скачать файл