муниципальное общеобразовательное казённое учреждение
«Амаранская средняя общеобразовательная школа»
Ромненский район Амурская область
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Разумова Анжела Андреевна
Ф.И.О.педагога
география
Название предмета
для 9 класса
класс
на 20172018 учебный годПояснительная записка
1.) Рабочая программа по географии для 9 класса составлена в соответствие «Сборника нормативных документов. География» (Федеральный
компонент Государственного стандарта) составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007; и на основе Николина В.В., Алексеев А.
И., Липкина Е.К. География. Программы общеобразовательных учреждений 69, 1011 классы. Предметная линия учебников "Полярная звезда".
59 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. Москва "Просвещение"
Закон Российской Федерации №273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования
Приказ Минобрнауки
Нормативноправовая основа рабочей программы
1)
2)
РФ от 17.05.2012 года №413
«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
3)
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию» от 31.03.2014 №253 с учётом внесённых изменений согласно приказу №576 от 08.06.2015 года.
4)
5)
6)
7)
Положение о рабочих программах МОКУ Амаранская СОШ
Основная образовательная программа школы на 20182019 уч. год
Базисный учебный план МОКУ Амаранская СОШ на 20182019 учебный год .
Конценция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель изучения географии 9 класса – создать у обучающихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие её природных условий
и ресурсов, населения и хозяйства, познакомить с разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.
Задачи изучения географии 9 класса:
способствовать формированию географического мышления обучающихся, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
формировать у обучающихся представление о целостности окружающего мира, России при её территориальном многообразии, сложных проблемах,
встающих перед населением, имеющих свои специфические особенности в разных регионах страны;
служить одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, уважения их к культуре
и истории своей Родины и населяющих её народов, экономического и эстетического воспитания;
развить у школьников словеснологическое и образное мышление;
способствовать формированию картографической грамотности.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения географии обучающий должен
знать/понимать
• специфику географического положения и административнотерриториального устройства Российской Федерации, особенности ее природы, населения,
основных отраслей хозяйства, природнохозяйственных зон и районов;• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по
сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
• приводить примеры использования и охраны природных ресурсов; адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование
культуры народов, районов разной специализации; центров производства важнейших видов продукции; основных коммуникаций и их узлов;
внутригосударственных и внешних экономических связей России;
• составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее
представления;
• применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты
измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию
необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
• проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических,
геоинформационных.
При обучении обучающихся используются следующие методы: исследовательский, проблемный, репродуктивный и др.; формы уроков: лекции,
деловая игра, семинар, практические работы и т. д.; приемы: работа с терминологией, разминка, отгадывание кроссвордов, работа с контурными
картами, работы с учебником, составление опорных схем, таблиц и т.д.
Программа рассчитана на – 68 часов, 2 часа в неделю, запланированных практических работ 17.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Россия на карте мира (5 часов)
Экономикогеографическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения
России. Сравнение географического положения России с положением других государств.
Границы России, Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный
шельф и экономическая зона Российской Федерации.
Современное административнотерриториальное и политикоадминистративное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их
равноправие и разнообразие. Федеральные округа.Практические работы.
• Границы, соседи России.
Раздел 2. Человек и природа(5 часов)
Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из зон и хозяйственного значения её природных условий. Природные условия, природные
ресурсы; исчерпаемые, неисчерпаемые, адаптация, рекреационные ресурсы, мелиорация.
Районы размещения природных ресурсов по территории России и возможности их использования.
Раздел 3. Население России (12 часов)
Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на
рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения
России.
Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и факторы, определяющие это своеобразие.
Продолжительность жизни мужского и женского населения.
Народы и религии России. Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России.
Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.
Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально
экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны.
Сельская местность, сельские поселения.
Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на
разных этапах развития страны.
Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне
занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие.
Практические работы
• Изучение и анализ таблиц, характеризующих численность населения.Раздел 4. Хозяйство России (19 часов)
Особенности развития хозяйства России. Понятие «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Цикличность развития хозяйства. «Циклы
Кондратьева». Предприятие — первичная основа хозяйства. Условия ифакторы размещения предприятий. Отраслевая структура, функциональная и
территориальная структуры хозяйства, их особенности.
Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно
ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные
ресурсные базы.
Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля — главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их
структура. Земледелие и животноводство География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.
Лесное хозяйство. Российские леса — важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка
пушнины — традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла.
Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География
переработки рыбы.
Практические работы
• Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.
• Группировка отраслей по различным показателям.
• Оценка природноресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.
• Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. Вторичный сектор
экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его развития.
Топливноэнергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и
перспективные районы добычи, система нефте и газопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии.
Энергосистемы. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.
Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко, трудо и металлоемких
отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военнопромышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды.
Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии
черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды.
Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные
базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы,
крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.
Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей.
Пищевая проблема в России.
Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности.
Третичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.
География коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки
отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.
География науки. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.
География социальной сферы. Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном 26обществе. География
жилищного и рекреационного хозяйства. Жилье — одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем.
География рекреационного хозяйства в России.
Практические работы
Описание районов добычи угля, газа, нефти.
Размещение черной и цветной металлургии
Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
Определение различий в специализации основных районов химической промышленности.
Раздел 5. Крупные регионы России (21 час)
Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физикогеографическое, экономическое, историкогеографическое, природно
хозяйственное, экологическое и др.).
Зонирование России: Основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы.
Районы и крупные регионы России, Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и экологогеографического положения, их влияние
на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные
историкогеографические этапы формирования района, региона.Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района, региона в социальноэкономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной
организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природнохозяйственные
различия.
Районы и крупные регионы России, Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и экологогеографического положения, их влияние
на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные
историкогеографические этапы формирования района, региона.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района, региона в социальноэкономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной
организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природнохозяйственные
различия.
Практические работы
• Моделирование вариантов нового районирования России.
• Составить промышленные связи Центрального района с другими районами.
• Сравнить географическое положение Москвы и СанктПетербурга.
• Составление и анализ схемы хозяйственных связей ДвиноПечерского района
Раздел 6. Россия в мире (3 часа)
Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических, экономических и культурных связей с Россией.
Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия
Раздел 7. Хозяйство и население Амурской области (3 часа)
Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы
заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности.
Топонимика.КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«География», 9 класс ( 68 часов в год, 2 часа в неделю)
№
Тема
Дат
а
Да
та
Требования к уровню подготовки
Практические работы
Регионы России 12 ч
1
2
3
4
5
6
7
Учимся с "Полярной звездой" (1)
Районирование России
Административно территориальное
устройство России
Учимся с "Полярной звездой" (3)
Великие равнины России Восточно
Европейская и ЗападноСибирская
Горный каркас России Урал и горы
Южной Сибири
Мерзлотная Россия Восточная и
объяснять
Уметь
административнотерриториального
устройства России.
значение
Уметь определять особенности
географического положения состав и
особенности природы и природных
объектов; объяснять зависимость
природы от географической широты,
характера
подстилающей
поверхности,
общей циркуляции
атмосферы; зависимость характера
Рельефа от строения земной коры;
закономерности
развития
растительного и
Животного мира
территории;
Практическая работа №1 Характеристика
географического района.
Практическая работа №2
Выявление
особенностей изображения Земли с помощью
космических снимков.СевероВосточная Сибирь
Экзотика России Северный Кавказ и
Дальний Восток
Экологическая ситуация в России
Экологическая безопасность России
Учимся с "Полярной звездой" (3)
Тест по теме "Регионы России"
характеризовать
природные
и
оценивать
Условия и природные ресурсы
крупных природных регионов для
жизни и деятельности человека
в
Уметь объяснять значение природы в
жизни человека; роль географической
науки
рациональном
природопользовании;
географические
Составлять
анализировать
прогнозы;
;
экологические карты России
правила
выполнять
природоохранного
поведения,
участвовать в мероприятиях по
охране природы
Практическая работа №3 Оценка экологической
ситуации в различных регионах России на основе
экологической
материалов
периодической печати
карты
и
Европейская Россия 36 ч
Тема 1. Центральная Россия 10 ч
Пространство Центральной России
Природные ресурсы и крупнейшие
реки Центральной России
Центральная Россия:
территории и население
Центральный район
освоение
Оценивать ЭГП Центральной России,
природноресурсную базу, центры
хозяйственной специализации района.
Оценивать ЭГП Центральной России,
природноресурсную базу, центры
хозяйственной специализации района.
Оценивать влияния природы на жизнь
Практическая работа №4 Создание образа
Центральной России на основе текста и
тематических карт атласа
8
9
10
11
12
13
14
15
1617
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Волго Вятский район
Центрально Черноземный район
Учимся с "Полярной звездой" (4)
Москва и Подмосковье
Учимся с "Полярной звездой" (5)
Обобщение темы Центральная
Россия. Тест
Пространство СевероЗапада
СевероЗапад: хозяйство "окно в
Европу"
СевероЗапад: хозяйство
СанктПетербург – вторая столица
России
Учимся с "Полярной звездой" (6)
Пространство Европейского Севера
Учимся с "Полярной звездой" (6)
людей и хозяйство. Выявлять условия
для развития хозяйства
Составлять
характеристики.
отрицатель
ное влияние
положения.
описание
и
Положительное
географического
№5
работа
Сравнение
Практическая
географического положения районов, регионов и
его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.
Пр. раб № 5 Оценка природноресурсного
потенциала России, проблем и перспектив его
рационального использования
Тема 2. Северо Запад 5 ч
положительные
Оценивать
отрицательные
географического положения.
Устанавливать характер воздействия
ГП на жизнь людей и хозяйство.
и
стороны
Пр. раб. №6 Подготовка сообщения « Санкт
Петербург в системе мировых культурных
ценностей»
Тема 3. Европейский Север 5 ч
Оценивать влияния природы на жизнь
людей и хозяйство. Выявлять условия
для развития хозяйства29
30
31
32
33
34
35
36
37
Европейский Север:
территории и население
Европейский Север: хозяйство и
проблемы.
освоение
Учимся с "Полярной звездой" (7)
Обобщение темы Европейский Север.
Тест
Пространство Северного Кавказа
Составлять
характеристики.
отрицатель
ное влияние
положения.
описание
и
Положительное
географического
Пр. раб. №7 Оценка природно ресурсного
потенциала Европейского Севера на основе
тематических карт
Пр. раб. №8 Составление туристического
маршрута по природным и историческим местам
района
Тема 4. Северный Кавказ 5 ч
в
Уметь объяснять значение природы в
жизни человека; роль географической
науки
рациональном
природопользовании;
Составлять
прогнозы;
экологические карты России;
географические
анализировать
Северный
Кавказ:
территории и население
Северный Кавказ:
проблемы
освоение
хозяйство и
правила
выполнять
природоохранного
поведения,
участвовать в мероприятиях по
охране природы
Учимся с "Полярной звездой" (8)
Обобщение по теме: Северный
Кавказ. Тест
Тема 5. Поволжье 5 ч
Практическая работа №9 Оценка природно
ресурсного потенциала Северного Кавказа на
основе тематических карт
Практическая работа №10 Составление прогноза
перспектив развития рекреационного хозяйства
Северного Кавказа38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
Пространство Поволжья
Поволжье: освоение территории и
население
Поволжье: хозяйство и проблемы
Учимся с "Полярной звездой" (9)
Обобщение темы Поволжья. Тест
Пространство Урала
освоение территории и
Урал:
население
Население и города.
урбанизации
Уровень
Современное хозяйство и проблемы
Урала
положительные
Оценивать
отрицательные
географического положения
и
стороны
Устанавливать характер воздействия
ГП на жизнь людей и хозяйство.
Анализировать
схемы,
статистические материалы. Решать
практические и познавательные
задачи.
Практическая работа № 11 Сравнить на основе
анализа тематических карт природные условия
района и их влияние на специализацию отраслей
хозяйства
Тема 6. Урал 6 ч
Устанавливать характер воздействия
ГП на жизнь людей и хозяйство.
Практическая работа № 12 Оценка ресурсов
региона
Определять влияние окружающей
среды на формирование культуры
народов
Знать размещение районов разной
специализации ,центров производства
важнейших видов продукции.
Анализ
проблем Урала"
ситуации
"Специфика
Практическая работа №13 Сравнение природных
условий, ресурсов и особенностей хозяйственного
развития западной и восточной частей Урала
Обобщение темы Урал. Тест
Азиатская Россия 21 ч
Тема 7. Сибирь 9 ч
Пространство Сибири
Определять
положение региона
географическое50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
Сибирь: освоение территории и
население
Сибирь: хозяйство
Западная Сибирь
Восточная Сибирь
Озеро Байкал объект Всемирного
наследия
Крупные города Западной и
Восточной Сибири
Учимся с "Полярной звездой" (11)
Обобщение темы Сибирь. Тест
Пространство Дальнего Востока
Дальний
территории и население (1)
Восток:
освоение
Выявлять и анализировать условия
для развития хозяйства
географическое
Определять
положение региона. Выявлять и
анализировать условия для развития
хозяйства. Устанавливать причинно
следственные связи и закономерности
размещения
географических
объектов.
Определять
географическое
положение региона. Выявлять и
анализировать условия для развития
хозяйства. Устанавливать причинно
следственные связи и закономерности
размещения географических объектов
Формирование представления об
озере Байкал как своеобразном
природном комплексе; Установить
его значение
Практическая работа №14 Сравнение отраслей
специализации Урала и Западной Сибири
Пр. раб. №15 Сравнение природных условий и
ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью
выявления перспектив развития хозяйства( с исп.
геогр. карт)
Пр. раб. №16 Создание образа Восточной Сибири
на основе материала параграфа и тематических
карт
Тема 8. Дальний Восток 7 ч
географическое
Определять
положение региона.
Устанавливать
причинно
следственные связи и закономерности
размещения
географических
объектов.60
61
62
63
64
65
66
67
68
Восток:
Дальний
территории и население (2)
Дальний Восток: хозяйство
освоение
Устанавливать характер воздействия
ГП на жизнь людей и хозяйство.
Пр. раб. №17 Оценка географического положения
Дальнего востока и его влияния на хозяйство
региона
Учимся с "Полярной звездой" (12)
Обобщение темы Дальний Восток.
Тест
Итоговый тест
Соседи России
Сфера влияния России
Учимся с "Полярной звездой" (13)
Учимся с "Полярной звездой" (14)
Россия в современном мире 5 ч
Уметь показывать на карте
пограничные государство РФ.
Давать
характеристику
экономическому и геополитическому
влиянию РФ.УМК:
1.) Учебник. География. России. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.И Алексеев, С.И. Болысов, ВВ.
Николина. – М.: Просвещение,2014.
2.) География: 9 класс: Мой тренажер: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений (Полярная звезда). Автор:
Николина В.В. М: Просвещение.
3.) Атлас. География России 89 класс.
Дополнительная литература:
1.) Алексеев А.И. География России. Природа населения. – М.: Дрофа,2010.
2.) Дронов В.П., Баринова В.И., Ром В.Я. Лобжанидзе А.А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.:
Дрофа, 2008. \
3.) География в цифрах. 610 кл: справочное пособие / О.А. Климанова. –М.: Дрофа, 2008.
4.) Уроки географии с использованием информационных технологий. 69 классы Методическое пособие с электронным
приложением / И.А. Кугкт, Л.И. Елисеева и др. 3е изд., стереотип. –М.: Планета, 2011. 205 с. (Современная школа).