рабочая программа по географии 6-10 класс

  • Документация
  • docx
  • 21.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала 9 класс.docx
муниципальное общеобразовательное казённое учреждение «Амаранская средняя общеобразовательная школа» Ромненский район     Амурская область РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Разумова Анжела Андреевна Ф.И.О.педагога география Название предмета для 9  класса класс на 2017­2018 учебный годПояснительная записка 1.) Рабочая программа по географии для 9 класса составлена в соответствие «Сборника нормативных документов. География» (Федеральный компонент Государственного стандарта) составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007; и на основе Николина В.В., Алексеев А. И., Липкина Е.К.  География. Программы общеобразовательных учреждений 6­9, 10­11 классы. Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5­9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. ­  Москва "Просвещение" Закон Российской Федерации №273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Приказ   Минобрнауки   Нормативно­правовая основа рабочей программы 1) 2) РФ от 17.05.2012 года №413   «Об   утверждении   федерального   перечня   учебников,   рекомендованных   (допущенных)   к   использованию   в 3) образовательном   процессе   в   образовательных   учреждениях,   реализующих   образовательные   программы   общего   образования   и   имеющих государственную аккредитацию» от 31.03.2014 №253 с учётом внесённых изменений согласно приказу №576 от 08.06.2015 года.    4) 5) 6) 7)  Положение о рабочих программах МОКУ Амаранская СОШ Основная образовательная программа школы на 2018­2019 уч. год Базисный  учебный план  МОКУ Амаранская СОШ на 2018­2019 учебный  год . Конценция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России.    Цель изучения географии 9 класса – создать у обучающихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие её природных условий и ресурсов, населения и хозяйства, познакомить с разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны. Задачи изучения географии 9 класса:  способствовать формированию географического мышления обучающихся, развитию свободно и творчески мыслящей личности;  формировать у обучающихся представление о целостности окружающего мира, России при её территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед населением, имеющих свои специфические особенности в разных регионах страны;  служить одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, уважения их к культуре и истории своей Родины и населяющих её народов, экономического и эстетического воспитания;  развить у школьников словесно­логическое и образное мышление;  способствовать формированию картографической грамотности. Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения географии обучающий должен знать/понимать • специфику географического положения и административно­территориального устройства Российской Федерации, особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно­хозяйственных зон и районов;•   природные   и   антропогенные   причины   возникновения   геоэкологических   проблем   на   локальном,   региональном   и   глобальном   уровнях;   меры   по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; уметь • приводить примеры использования и охраны природных ресурсов; адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры   народов,   районов   разной   специализации;   центров   производства   важнейших   видов   продукции;   основных   коммуникаций   и   их   узлов; внутригосударственных и внешних экономических связей России; • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; •   проведения   самостоятельного   поиска   географической   информации   на   местности   из   разных   источников:   картографических,   статистических, геоинформационных. При обучении обучающихся используются следующие методы: исследовательский, проблемный, репродуктивный и др.; формы  уроков: лекции, деловая игра, семинар, практические работы и т. д.; приемы: работа с терминологией, разминка, отгадывание кроссвордов, работа с контурными картами, работы с учебником, составление опорных схем, таблиц и т.д.  Программа рассчитана на – 68 часов, 2 часа в неделю, запланированных практических работ ­17. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Раздел 1. Россия на карте мира (5 часов) Экономико­географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения  России. Сравнение географического положения России с положением других государств. Границы России, Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный  шельф и экономическая зона Российской Федерации. Современное административно­территориальное и политико­административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.Практические работы. •   Границы, соседи России.                 Раздел 2. Человек и природа(5 часов) Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из зон и хозяйственного значения её природных условий. Природные условия, природные ресурсы; исчерпаемые, неисчерпаемые, адаптация, рекреационные ресурсы, мелиорация. Районы размещения природных ресурсов по территории России и возможности их использования. Раздел 3. Население России (12 часов) Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения  России. Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и факторы, определяющие это своеобразие.  Продолжительность жизни мужского и женского населения. Народы и религии России. Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России.  Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий. Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально­ экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на  разных этапах развития страны. Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне  занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие. Практические работы •   Изучение и анализ таблиц, характеризующих численность населения.Раздел 4. Хозяйство России (19 часов) Особенности развития хозяйства России. Понятие «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Цикличность развития хозяйства. «Циклы  Кондратьева». Предприятие — первичная основа хозяйства. Условия ифакторы размещения предприятий. Отраслевая структура, функциональная и  территориальная структуры хозяйства, их особенности. Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно­ ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные  ресурсные базы. Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля — главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их  структура. Земледелие и животноводство География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство. Лесное хозяйство. Российские леса — важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка  пушнины — традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла. Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География  переработки рыбы. Практические работы •   Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства. •   Группировка отраслей по различным показателям. •   Оценка природно­ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования. •   Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. Вторичный сектор  экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его развития. Топливно­энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и  перспективные районы добычи, система нефте­ и газопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии.  Энергосистемы. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды. Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко­, трудо­ и металлоемких  отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно­промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды. Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии  черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды. Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные  базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей.  Пищевая проблема в России. Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности. Третичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития. География коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки  отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь. География науки. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы. География социальной сферы. Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном 26обществе. География  жилищного и рекреационного хозяйства. Жилье — одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем.  География рекреационного хозяйства в России. Практические работы ­ Описание районов добычи угля, газа, нефти. ­ Размещение черной и цветной металлургии ­ Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам. ­ Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам. ­ Определение различий в специализации основных районов химической промышленности. Раздел 5. Крупные регионы России (21 час) Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико­географическое, экономическое, историко­географическое, природно­ хозяйственное, экологическое и др.). Зонирование России: Основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы. Районы и крупные регионы России, Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого­географического положения, их влияние  на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные  историко­географические этапы формирования района, региона.Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения. Место и роль района, региона в социально­экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной  организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно­хозяйственные  различия. Районы и крупные регионы России, Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого­географического положения, их влияние  на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные  историко­географические этапы формирования района, региона. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения. Место и роль района, региона в социально­экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной  организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно­хозяйственные  различия. Практические работы •   Моделирование вариантов нового районирования России. •   Составить промышленные связи Центрального района с другими районами. •   Сравнить географическое положение Москвы и Санкт­Петербурга. • Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино­Печерского района Раздел 6. Россия в мире (3 часа) Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических, экономических и культурных связей с Россией.  Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия Раздел 7. Хозяйство и население Амурской области (3 часа) Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы  заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности.  Топонимика.КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «География», 9 класс ( 68 часов в год, 2 часа в неделю) № Тема Дат а Да та  Требования к уровню подготовки Практические работы Регионы России 12 ч 1 2 3 4 5 6 7 Учимся с "Полярной звездой" (1) Районирование России   Административно­   территориальное устройство России Учимся с "Полярной звездой" (3) Великие   равнины   России­   Восточно­ Европейская и Западно­Сибирская Горный каркас России ­ Урал и горы Южной Сибири Мерзлотная   Россия   Восточная   и   объяснять Уметь административно­территориального устройства России. значение   Уметь   определять   особенности географического положения состав и особенности   природы   и   природных объектов;   объяснять   зависимость природы от географической широты, характера подстилающей поверхности,   общей   циркуляции атмосферы; зависимость характера   Рельефа   от   строения   земной   коры; закономерности развития растительного и  Животного   мира территории;       Практическая   работа   №1  Характеристика географического района. Практическая   работа   №2  Выявление особенностей   изображения   Земли   с   помощью космических снимков.Северо­Восточная Сибирь Экзотика России ­ Северный Кавказ и Дальний Восток Экологическая ситуация в  России Экологическая безопасность России Учимся с "Полярной звездой" (3) Тест по теме "Регионы России" характеризовать природные    и   оценивать Условия   и   природные   ресурсы крупных   природных   регионов   для жизни и деятельности человека   в Уметь объяснять значение природы в жизни человека; роль географической   науки рациональном природопользовании; географические Составлять анализировать прогнозы; ; экологические   карты   России   правила выполнять природоохранного поведения, участвовать   в   мероприятиях   по охране природы         Практическая работа №3 Оценка экологической ситуации в различных регионах России на основе экологической   материалов периодической печати карты   и     Европейская Россия 36 ч Тема 1. Центральная Россия 10 ч Пространство Центральной России Природные   ресурсы   и   крупнейшие реки Центральной России Центральная   Россия: территории и население Центральный район   освоение Оценивать ЭГП Центральной России, природно­ресурсную   базу,   центры хозяйственной специализации района. Оценивать ЭГП Центральной России, природно­ресурсную   базу,   центры хозяйственной специализации района. Оценивать влияния природы на жизнь Практическая   работа   №4  Создание   образа Центральной   России   на   основе   текста   и тематических карт атласа 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27  28 Волго ­ Вятский район Центрально­ Черноземный район Учимся с "Полярной звездой" (4) Москва и Подмосковье Учимся с "Полярной звездой" (5) Обобщение   темы   Центральная Россия. Тест Пространство Северо­Запада   Северо­Запад:   хозяйство   "окно   в Европу" Северо­Запад: хозяйство Санкт­Петербург   –   вторая   столица России Учимся с "Полярной звездой" (6) Пространство   Европейского   Севера Учимся с "Полярной звездой" (6) людей и хозяйство. Выявлять условия для развития хозяйства Составлять   характеристики. отрицатель­ ­ное   влияние   положения. описание и   Положительное географического       №5 работа   Сравнение Практическая географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Пр.   раб   №   5   Оценка   природно­ресурсного потенциала   России,   проблем   и   перспектив   его рационального использования Тема 2. Северо ­ Запад 5 ч положительные   Оценивать   отрицательные географического положения. Устанавливать  характер   воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство.  и стороны   Пр.   раб.   №6   Подготовка   сообщения   «   Санкт­ Петербург   в   системе   мировых   культурных ценностей» Тема 3. Европейский Север 5 ч Оценивать влияния природы на жизнь людей и хозяйство. Выявлять условия для развития хозяйства29 30 31 32 33 34 35 36 37 Европейский   Север: территории и население   Европейский   Север:   хозяйство   и проблемы.    освоение Учимся с "Полярной звездой" (7) Обобщение темы Европейский Север. Тест Пространство Северного Кавказа Составлять   характеристики. отрицатель­ ­ное   влияние   положения. описание и   Положительное   географического Пр.   раб.   №7   Оценка   природно­   ресурсного потенциала   Европейского   Севера   на   основе тематических карт Пр.   раб.   №8   Составление   туристического маршрута по природным и историческим местам района Тема 4. Северный Кавказ 5 ч   в Уметь объяснять значение природы в жизни человека; роль географической науки рациональном   природопользовании; Составлять прогнозы; экологические карты России;  географические анализировать     Северный   Кавказ: территории и население Северный   Кавказ: проблемы    освоение   хозяйство   и   правила выполнять природоохранного поведения, участвовать   в   мероприятиях   по охране природы   Учимся с "Полярной звездой" (8) Обобщение   по   теме:   Северный Кавказ. Тест Тема 5. Поволжье 5 ч Практическая   работа   №9   Оценка   природно­ ресурсного   потенциала   Северного   Кавказа   на основе тематических карт Практическая  работа №10 Составление прогноза перспектив   развития   рекреационного   хозяйства Северного Кавказа38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 Пространство Поволжья Поволжье:   освоение   территории   и население Поволжье:  хозяйство и проблемы Учимся с "Полярной звездой" (9) Обобщение темы Поволжья. Тест Пространство Урала   освоение   территории   и Урал: население Население   и   города. урбанизации   Уровень Современное   хозяйство   и   проблемы Урала положительные Оценивать   отрицательные географического положения     и стороны Устанавливать  характер   воздействия ГП   на   жизнь   людей   и   хозяйство. Анализировать схемы, статистические   материалы.   Решать практические   и   познавательные задачи.   Практическая работа   № 11 Сравнить на основе анализа   тематических   карт   природные   условия района и их влияние на   специализацию отраслей хозяйства Тема 6. Урал 6 ч Устанавливать  характер   воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Практическая   работа   №   12   Оценка   ресурсов региона Определять   влияние   окружающей среды   на   формирование   культуры народов Знать   размещение   районов   разной специализации ,центров производства важнейших видов продукции. Анализ проблем Урала"   ситуации   "Специфика Практическая  работа №13 Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала Обобщение темы Урал. Тест Азиатская Россия 21 ч Тема 7. Сибирь 9 ч Пространство Сибири Определять положение региона   географическое50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 Сибирь:   освоение   территории   и население Сибирь: хозяйство  Западная Сибирь Восточная Сибирь Озеро   Байкал   ­   объект   Всемирного наследия Крупные   города   Западной   и Восточной Сибири Учимся с "Полярной звездой" (11) Обобщение темы Сибирь. Тест Пространство Дальнего Востока Дальний   территории и население (1) Восток:   освоение     Выявлять   и   анализировать   условия для развития хозяйства географическое Определять положение   региона.   Выявлять   и анализировать  условия  для   развития хозяйства.   Устанавливать   причинно­ следственные связи и закономерности размещения географических объектов. Определять географическое положение   региона.   Выявлять   и анализировать  условия  для   развития хозяйства.   Устанавливать   причинно­ следственные связи и закономерности размещения географических объектов Формирование   представления   об озере   Байкал   как   своеобразном природном   комплексе;   Установить его значение   Практическая   работа   №14 Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири Пр.   раб.   №15   Сравнение   природных   условий   и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства( с исп. геогр. карт) Пр. раб. №16 Создание  образа Восточной Сибири на   основе   материала   параграфа   и   тематических карт Тема 8. Дальний Восток 7 ч   географическое Определять положение региона. Устанавливать причинно­ следственные связи и закономерности размещения географических объектов.60 61 62 63 64 65 66 67 68   Восток: Дальний   территории и население (2) Дальний Восток: хозяйство освоение Устанавливать  характер   воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Пр. раб. №17 Оценка географического положения Дальнего   востока   и   его   влияния   на   хозяйство региона  Учимся с "Полярной звездой" (12) Обобщение   темы   Дальний   Восток. Тест Итоговый тест Соседи России Сфера влияния России Учимся с "Полярной звездой" (13) Учимся с "Полярной звездой" (14) Россия в современном мире 5 ч Уметь   показывать   на   карте пограничные государство РФ. Давать характеристику экономическому и геополитическому влиянию РФ.УМК: 1.) Учебник. География. России. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.И Алексеев, С.И. Болысов, ВВ.  Николина. – М.: Просвещение,2014. 2.) География: 9 класс: Мой тренажер: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений (Полярная звезда). Автор:  Николина В.В. М: Просвещение.  3.) Атлас. География России 8­9 класс. Дополнительная литература: 1.) Алексеев А.И. География России. Природа населения. – М.: Дрофа,2010. 2.) Дронов В.П., Баринова В.И., Ром В.Я. Лобжанидзе А.А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.:  Дрофа, 2008. \ 3.) География в цифрах. 6­10 кл: справочное пособие / О.А. Климанова. –М.: Дрофа, 2008. 4.) Уроки географии с использованием информационных технологий. 6­9 классы Методическое пособие с электронным  приложением / И.А. Кугкт, Л.И. Елисеева и др. ­3­е изд., стереотип. –М.: Планета, 2011. ­205 с. (Современная школа).

Посмотрите также