Рабочая программа по географии для 6 класса (адаптированная основная образовательная программа)

  • Документация
  • doc
  • 01.07.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции; на основе - Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5 – 9 классы: в 2 сб./ Под ред.В.В.Воронковой. – Москва, 2014 год. Допущена Министерством образования и науки РФ, учебным планом школы.Для реализации программного содержания курса «География» используется учебник: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. География. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. Просвещение, 2012г. Данная рабочая программа содержит тематическое планирование и календарно-тематическое планирование.
Иконка файла материала Рабочая программа.doc
Рабочая программа по географии для  6 класса (адаптированная основная  образовательная программа) на 2016­2017 учебный год Учитель:  Перевезенцева Римма Александровна  с. Шарапово 2016 годПояснительная записка.  Рабочая программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся,  уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала,  специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции; на  основе  ­ Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида  5 – 9 классы: в 2 сб./ Под ред.В.В.Воронковой. – Москва, 2014 год. Допущена Министерством  образования и науки РФ, учебным планом МОУ «Шараповская СШ»  на 2015 – 2016 учебный год  и годовым календарным учебным графиком МОУ «Шараповская СШ».  Количество часов по  учебному плану ­70.      Для реализации программного содержания курса «География» используется  учебник:  Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. География. Учебник для 6 класса специальных  (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. Просвещение, 2012г.  Цель курса: Расширение представлений детей с нарушением интеллекта об окружающем мире,  получение минимума знаний о природе, местности, стране, необходимого для жизни и  обеспечения собственной безопасности.  Задачи курса:  Научить обучающихся ориентироваться на местности.  Познакомить с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами.  Формирование более точных представлений о формах земной поверхности и водоемах своей  местности.  Расширение пространственных представлений обучающихся.  Коррекция и развитие памяти, мышления, восприятия.  Воспитание бережного отношения к природе и человеку, как части природы. Основные  требования к умениям учащихся. Учащиеся должны уметь:  Определять стороны горизонта, ориентироваться по солнцу, компасу и местным признакам  природы.  Выявлять на местности особенности рельефа, водоемов.      Место предмета в базисном учебном плане   Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 66  учебных часа  для обязательного изучения географии в 6 классе основной школы из расчета 2  учебного  часа в неделю.                                                                                                                           Рабочая  программа рассчитана на 70 ч (2 ч в неделю). В программе указаны межпредметные  связи, сформулированы основные требования к знаниям и умениям обучающихся. УМК  классы)  Под ред. В.В.Воронковой. – М.:ВЛАДОС, 2014 г. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (5­9  География  6 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных   учреждений VIII вида/ Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина – М.: Просвещение, 2012 г. 2 Приложение к учебнику «География» 6 класс          Авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина – М.: Просвещение. Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса                                                             Учащиеся должны знать:                                                                                                                          что изучает география; горизонт, линию и стороны горизонта; основные формы земной  поверхности; виды водоемов, их различия; меры охраны воды от загрязнения; правила поведения в природе; отличие плана от рисунка и географической карты; масштаб, его обозначение; основные  направления на карте; условные цвета и знаки географической карты; распределение суши и воды  на Земле; материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий; кругосветные  путешествия, доказывающие шарообразность Земли; различия в нагревании и освещении земной  поверхности Солнцем; расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;  основные типы климатов; географическое положение нашей страны на физической карте Росси и  карте полушарий.                                                                                                         Учащиеся  должны уметь:                                                                                                                             определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу, и местным признакам  природы; выявлять на местности особенности рельефа, водоемов; делать схематические  зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности; читать планы  местности; ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе; читать условные цвета и  знаки географической карты; составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и  картины; показать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте;  сопоставлять расположение изучаемых объектов на физической карте России и карте полушарий.                                                     Основное содержание                                                                      Введение (4 часа) География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Наблюдения  за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность,  температура. Признаки времен года. Явления природы. Меры предосторожности. Географические сведения о своей местности и труде местного населения.                                                                        Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний,  умений и навыков, полученных в 1­5 классах.                                                                                          Межпредметные связи                                                                                                                               Признаки времен года. Сезонные изменения в природе, высота солнца и продолжительность дня в  разное время года («Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями  окружающей деятельности»  «Природоведение»).    Правописание трудных слов («Русский язык»). Практические работы                                                                                                                                 Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1­5 классы.                                                            Знакомство с новым учебником, иллюстрированным приложением – атласом, с рабочими  тетрадями на печатной основе                                                                                                               Ориентирование на местности (5 часов)                                                                                                 Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им.  Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и  природным объектам.                                                                                                                                   3Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях.                                        Межпредметные связи                                                                                                                               Горизонтальное и вертикальное положение (математика). Рисунок компаса: горизонтальная линия  (изобразительное искусство).                                                                                                                    Изготовление звездочки ориентирования (ручной труд).                                                                 Правописание трудных слов (русский язык).                                                                                        Практические работы                                                                                                                               Зарисовка линии, сторон горизонта.                                                                                                            Схематическая зарисовка компаса.                                                                                                             Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу. Упражнения в определении  сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования)                       Формы поверхности Земли (4 часа)                                                                                                         Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. Рельеф местности, его  основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование.  Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.                                                                     Межпредметные связи                                                                                                                               Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте (математика). Поверхность нашей местности  (природоведение). Работа с глиной, пластилином, природным материалом (ручной труд).  Предметы и явления неживой природы (естествознание). Правописание трудных слов (русский  язык).                                                                                                                                                              Практические работы                                                                                                                               Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана в  разрезе                                                                                                                                                            Зарисовка различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе.                                           Вода на Земле (10 часов)                                                                                                                            Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе.                                                           Родник, его образование.                                                                                                                              Колодец. Водопровод.                                                                                                                                  Река, ее части. Горные и равнинные реки.  Использование рек.   Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц. Болота, их осушение. Оксаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами. Острова и полуострова.                                                                                                                                                  Водоемы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения.                                                                        Межпредметные связи                                                                                                                               Вода в природе (природоведение). Соленая и пресная вода в природе; использование воды в быту,  промышленности и сельском хозяйстве, охрана воды от загрязнения (естествознание).                       Работа с глиной, пластилином и природным материалом (ручной труд).                                                Цвета и оттенки при изображении водоемов на карте (изобразительное искусство).                          Правописание трудных слов (русский язык).                                                                                             Практические работы                                                                                                                               Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление  макетов. Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.                                                   Проведение опытов, показывающих:                                                                                                      а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;                                     б) очистка воды фильтрованием.                                                                                                                 Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей.        План и карта (10 часов)                                                                                                                              Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по  масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. План класса. План  4школьного участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Основные  направления на карте. Масштаб карты. Условные цвета физической карты. Условные знаки  физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.). Физическая карта России.  Значение географической карты в жизни и деятельности людей.                                            Межпредметные связи                                                                                                                               Меры длины, измерение отрезка, масштаб (математика). Вид сверху, масштаб (трудовое  обучение).                                                                                                                                                       Различие цвета и оттенков (изобразительное искусство).                                                         Правописание трудных слов («Русский язык»).                                                                                         Практические работы                                                                                                                               Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте.                                     Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте.                              Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в  масштабе (для сильных учеников)                                                                                               Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, классной комнаты) в рабочей тетради  на печатной основе.                                                                                                                           Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана­макета школьного  участка.                                                                                                                                               Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов  физической карты.                                                                                                                                      Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности) с опорой на  таблицу условных знаков.                                                                                                                         Показ на физической карте России в приложении к учебнику форм поверхности (не давая точных  названий равнин, гор и т.п.)                                                                                                               Прикрепление на магнитной карте к цвету, или знаку соответствующих иллюстраций.                       Земной шар — (15 часов)                                                                                                                           Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля — планета. Доказательство  шарообразности Земли. Освоение космоса.                                                                                                Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и  воды на глобусе.                                                                                                                               Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте  полушарий.                                                                                                                                              Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка,  Австралия, Антарктида.                                                                                                                               Первые кругосветные путешествия.                                                                                              Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной  поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).                                                  Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.                                             Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте  полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.   Межпредметные связи                                                                                                                               Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие; положения: горизонтальное, вертикальное,  наклонное (математика). Кругосветные путешествия (история).                                                         Рисунок земного шара и глобуса (изобразительное искусство). Работа с глиной и пластилином, с  картонными (линолеумными) контурами материков.                                                                   Практические работы                                                                                                                                 Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.   Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.                                                                             Оформление таблицы названий океанов и материков.                                                               Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий.   Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре.  5«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров  растений и животных к соответствующим поясам освещенности.                                         Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных  климатических поясах земного шара.                                                                                            Знакомство с последними публикациями в периодической печати об освоении космоса                     Карта России (22 часов)                                                                                                                 Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны. Столица России — Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России. Работа с контурными картами. Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Работа с контурными картами.  Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа). Работа с контурными картами. Река Волга. Реки: Дон, Днепр, Урал. Реки Сибири: Обь, Енисей. Реки Лена и Амур. Озера Ладожское, Онежское, Каспийское море,  крупные города России (по выбору учителя). Работа с контурными картами. Наш край на физической карте России. Повторение начального курса физической географии.                                                                          Межпредметные связи                                                                                                                               Наша страна. Москва — столица нашей Родины. Города. Наша местность (природоведение 5  класс). Вода, полезные ископаемые (естествознание 6 класс). Различение цвета и его оттенков  (изобразительное искусство).                                                                                                                       Практические работы                                                                                                                                 Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных  объектов на контурную карту России.                                                                                                        Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте.  Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого — образец из коллекции — его  название — основные месторождения.                                                                                                     Путешествия по нашей стране (по карте).                                                                                                  Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса Географическая номенклатура:                                                                                                                  Границы России. Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов, омывающих  берега России. Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские,  Врангеля, Сахалин, Курильские. Полуострова: Кольский, Ямал, Таймыр, Чукотский, Камчатка.  Равнины: Восточно­Европейская, Западно­Сибирская, Прикаспийская низменность, Валдайская и  Среднерусская возвышенности, Среднесибирское плоскогорье. Горы: Урал, Северный Кавказ,  Алтай, Саяны. Реки: Волга, дон, Днепр, Урал, Обь, Енисей, Лена, Амур. Озёра: Ладожское,  Онежское, Байкал, Каспийское море. Города: Москва, Санкт­Петербург,  Нижний Новгород,  Новосибирск, Екатеринбург (по выбору учителя),   Свой край)              УЧЕБНО ­ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  6 класс № Название разделов и тем Количество  часов по  программе 1 2 Введение Ориентирование на местности 4 5 Количество часов по  рабочей  программе 4 5 Количество  практических работ  по  темам 1 2 Количество контрольных  работ 63 4 5 6 7 Формы поверхности Земли Вода на Земле План и карта Земной шар Карта России                                 Итого 4 10 9 14 20 66 4 10 10 15 22 70 1 1 5 3 4 7  Изменения внесенные в программу: увеличено количество часов на изучение тем: «Земной шар»  на 1 час повторение изученного материала,  «План и карта» ­1 час  для обобщения и закрепления  знаний, в теме «Карта России» на 2 часа на выполнение практических работ, обобщения и  закрепление изученного за курс 6 класса. География в 6 классе  первый курс, где происходит  формирование у учащихся целостного представления о природе, населении и хозяйстве,  географическом положении, геологическом строении Земли и своей Родины. Пока для   обучающихся 6 класса, это сложные темы для восприятия и понимания, требуется дополнительное  время и для проведения наблюдений  в природе.                        Календарно­тематическое планирование в 6 классе. №п/п № п/п Дата  запл. Дата  фактич Тема урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1. 2.2 3.3 4.4 5.1 6.2 7.3 8.4 9.5 10 11 12 13 10.1 11.2 12.3 13.4 Введение (4 часа) 1.География – наука о природе Земли, населении и его  хозяйственной деятельности. 2.Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. 3. Признаки времён года. Явления природы. Практическая работа  №1. Чтение календарей природы. 4. Географические сведения о своей местности и труде населения.  Экскурсия в природу. Ориентирование на местности (5ч.) 1. Горизонт. Линия горизонта.  2. Стороны горизонта Практическая работа №3 "Ориентирование  по компасу".  3.Компас и правила пользования им. Практическая работа№2 «  Определение сторон горизонта». 4. Ориентирование по местным признакам природы. 5. Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных  направлениях. Формы поверхности Земли (4ч.) 1. Формы поверхности Земли. Равнины, холмы. Практическая  работа №4 Моделирование форм рельефа. 2. Экскурсия «Ознакомление с формами рельефа своей местности»  Равнины, холмы. 3. Овраги, их образование. 4. Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов. 714 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 14.1 15.2 16.3 17.4 18.5 19.6 20.7 21.8 22.9 23.10 24.1 25.2 26.3 27.4 28.5 29.6 30.7 31.8 32.9 33.10 34.1 35.2 36.3 37.4 38.5 39.6 40.7 41.8 42.9 43.10 44.11 Вода на Земле (10ч.) 1.Вода в природе. 2. Родник, его образование. 3. Колодец, водопровод. 4. Части реки. Равнинные и горные реки. 5. Как люди используют реки. 6. Озёра. Водохранилища. Пруды. Практическая работа №5  "Зарисовка схем реки, озера". 7. Болота, их осушение. 8. Океаны и моря. 9. Острова и полуострова. 10. Водоёмы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения. План и карта (10ч.) 1. Рисунок и план предмета. 2. План и масштаб. 3. План класса. Практическая работа №6 Вычерчивание плана  класса. 4. План школьного участка. Практическая работа №7 Чтение  плана пришкольного участка. 5. Условные знаки плана местности. Практическая работа №8  Зарисовка условных знаков. 6. План и географическая карта. 7. Условные цвета физической карты. Практическая работа№9. Зарисовка  условных цветов физической карты  8. Условные знаки физической карты. Практическая работа №10  Зарисовка и изготовление таблицы условных знаков физической  карты 9. Физическая карта России. Значение географической карты в  жизни и деятельности людей. 10. Обобщающее повторение темы « План и карта» Земной шар(15ч.) 1.Земной шар. Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. 2.Планеты. 3. Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли.  Освоение космоса. 4. Глобус – модель земного шара. Практическая работа№11  "Изготовление из пластилина модели земного шара»". 5. Физическая карта полушарий. 6. Распределение воды и суши на Земле. 7. Океаны на глобусе и карте полушарий. 8. Материки на глобусе и карте полушарий. Практическая  работа№12. Обозначение материков и океанов. 9. Первые кругосветные путешествия. 10. Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и  нагревании Солнцем земной поверхности. 11. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы  климата. 845 45.12 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 46.13 47.14 48.15 49.1 50.2 51.3 52.4 53.5 54.6 55.7 56.8 57.9 58.10 59.11 60.12 61.13 62.14 63.15 64.16 65.17 66.18 67.19 68.20 69.21 70.22 12. Пояса освещённости: жаркие, умеренные, холодные.  Практическая работа№13 Вычерчивание схемы пояса  освещенности. 13. Природа тропического пояса. 14. Природа умеренных и полярных поясов. 15. Обобщающее повторение темы «Земной шар» Карта России (22 ч.) 1.  Географическое положение России на карте. 2. Границы России. Сухопутные границы России на западе и юге. 3. Практическая работа №14  Обозначение границ нашей Родины,  пограничные государства. 4. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России.  Моря Северного Ледовитого океана. 5.Моря Тихого и Атлантического океанов.  6.Острова и полуострова  России. 7. Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности,  плоскогорья. 8. Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны. 9. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых. 10.  Практическая работа №15 Изготовление условных знаков  полезных ископаемых. 11. Реки: Волга, Ока и Кама. 12. Реки: Дон, Днепр, Урал. 13. Реки Сибири: Обь, Иртыш. 14. Реки: Енисей, Ангара. 15. Реки: Лена и Амур. 16. Озёра России. 17.  Практическая работа №16 Работа с контурной картой. Реки и  озера России. 18. Наш край на карте России. 19. Практическая работа №17 Путешествия по карте нашей страны. 20. Крупные города России. 21. Обобщающее повторение по теме «Карта России» 22. Повторение начального курса физической географии                          Литература для учителя и учащихся 1.Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5­9  классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2014, под редакцией В.  В. Воронковой. 92. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, География. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида. С приложением. М.: «Просвещение», 2012г. 10