Рабочая программа по географии для 6 класса (адаптированная основная образовательная программа)
Оценка 4.9
Документация
doc
география
6 кл
01.07.2017
Рабочая программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции; на основе
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида
5 – 9 классы: в 2 сб./ Под ред.В.В.Воронковой. – Москва, 2014 год. Допущена Министерством образования и науки РФ, учебным планом школы.Для реализации программного содержания курса «География» используется
учебник: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. География. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. Просвещение, 2012г.
Данная рабочая программа содержит тематическое планирование и календарно-тематическое планирование.
Рабочая программа.doc
Рабочая программа
по географии
для 6 класса
(адаптированная основная
образовательная программа)
на 20162017 учебный год
Учитель: Перевезенцева Римма Александровна
с. Шарапово
2016 год Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся,
уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала,
специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции; на
основе
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида
5 – 9 классы: в 2 сб./ Под ред.В.В.Воронковой. – Москва, 2014 год. Допущена Министерством
образования и науки РФ, учебным планом МОУ «Шараповская СШ» на 2015 – 2016 учебный год
и годовым календарным учебным графиком МОУ «Шараповская СШ». Количество часов по
учебному плану 70.
Для реализации программного содержания курса «География» используется
учебник: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. География. Учебник для 6 класса специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. Просвещение, 2012г.
Цель курса: Расширение представлений детей с нарушением интеллекта об окружающем мире,
получение минимума знаний о природе, местности, стране, необходимого для жизни и
обеспечения собственной безопасности.
Задачи курса:
Научить обучающихся ориентироваться на местности.
Познакомить с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами
земной поверхности, водоемами.
Формирование более точных представлений о формах земной поверхности и водоемах своей
местности.
Расширение пространственных представлений обучающихся.
Коррекция и развитие памяти, мышления, восприятия.
Воспитание бережного отношения к природе и человеку, как части природы. Основные
требования к умениям учащихся. Учащиеся должны уметь:
Определять стороны горизонта, ориентироваться по солнцу, компасу и местным признакам
природы.
Выявлять на местности особенности рельефа, водоемов.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 66
учебных часа для обязательного изучения географии в 6 классе основной школы из расчета 2
учебного часа в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 70 ч (2 ч в неделю). В программе указаны межпредметные
связи, сформулированы основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
УМК
классы) Под ред. В.В.Воронковой. – М.:ВЛАДОС, 2014 г.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (59
География 6 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида/ Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина – М.: Просвещение, 2012 г.
2
Приложение к учебнику «География» 6 класс
Авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина – М.: Просвещение.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
Учащиеся должны знать:
что изучает география; горизонт, линию и стороны горизонта; основные формы земной
поверхности; виды водоемов, их различия; меры охраны воды от загрязнения; правила поведения в
природе; отличие плана от рисунка и географической карты; масштаб, его обозначение; основные
направления на карте; условные цвета и знаки географической карты; распределение суши и воды
на Земле; материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий; кругосветные
путешествия, доказывающие шарообразность Земли; различия в нагревании и освещении земной
поверхности Солнцем; расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;
основные типы климатов; географическое положение нашей страны на физической карте Росси и
карте полушарий. Учащиеся
должны уметь:
определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу, и местным признакам
природы; выявлять на местности особенности рельефа, водоемов; делать схематические
зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности; читать планы
местности; ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе; читать условные цвета и
знаки географической карты; составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и
картины; показать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте;
сопоставлять расположение изучаемых объектов на физической карте России и карте полушарий.
Основное содержание
Введение (4 часа)
География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Наблюдения
за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность,
температура. Признаки времен года. Явления природы. Меры предосторожности. Географические
сведения о своей местности и труде местного населения.
Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний,
умений и навыков, полученных в 15 классах.
Межпредметные связи
Признаки времен года. Сезонные изменения в природе, высота солнца и продолжительность дня в
разное время года («Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями
окружающей деятельности» «Природоведение»). Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
Чтение и обобщение календарей природы и труда за 15 классы.
Знакомство с новым учебником, иллюстрированным приложением – атласом, с рабочими
тетрадями на печатной основе
Ориентирование на местности (5 часов)
Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им.
Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и
природным объектам.
3 Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях.
Межпредметные связи
Горизонтальное и вертикальное положение (математика). Рисунок компаса: горизонтальная линия
(изобразительное искусство).
Изготовление звездочки ориентирования (ручной труд).
Правописание трудных слов (русский язык).
Практические работы
Зарисовка линии, сторон горизонта.
Схематическая зарисовка компаса.
Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу. Упражнения в определении
сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования)
Формы поверхности Земли (4 часа)
Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. Рельеф местности, его
основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование.
Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.
Межпредметные связи
Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте (математика). Поверхность нашей местности
(природоведение). Работа с глиной, пластилином, природным материалом (ручной труд).
Предметы и явления неживой природы (естествознание). Правописание трудных слов (русский
язык).
Практические работы
Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана в
разрезе
Зарисовка различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе.
Вода на Земле (10 часов)
Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе.
Родник, его образование.
Колодец. Водопровод.
Река, ее части. Горные и равнинные реки. Использование рек.
Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц. Болота, их осушение.
Оксаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами. Острова и
полуострова.
Водоемы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения.
Межпредметные связи
Вода в природе (природоведение). Соленая и пресная вода в природе; использование воды в быту,
промышленности и сельском хозяйстве, охрана воды от загрязнения (естествознание).
Работа с глиной, пластилином и природным материалом (ручной труд).
Цвета и оттенки при изображении водоемов на карте (изобразительное искусство).
Правописание трудных слов (русский язык).
Практические работы
Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление
макетов. Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.
Проведение опытов, показывающих:
а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;
б) очистка воды фильтрованием.
Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей.
План и карта (10 часов)
Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по
масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. План класса. План
4 школьного участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Основные
направления на карте. Масштаб карты. Условные цвета физической карты. Условные знаки
физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.). Физическая карта России.
Значение географической карты в жизни и деятельности людей.
Межпредметные связи
Меры длины, измерение отрезка, масштаб (математика). Вид сверху, масштаб (трудовое
обучение).
Различие цвета и оттенков (изобразительное искусство).
Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте.
Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте.
Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в
масштабе (для сильных учеников)
Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, классной комнаты) в рабочей тетради
на печатной основе.
Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного планамакета школьного
участка.
Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов
физической карты.
Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности) с опорой на
таблицу условных знаков.
Показ на физической карте России в приложении к учебнику форм поверхности (не давая точных
названий равнин, гор и т.п.)
Прикрепление на магнитной карте к цвету, или знаку соответствующих иллюстраций.
Земной шар — (15 часов)
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля — планета. Доказательство
шарообразности Земли. Освоение космоса.
Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и
воды на глобусе.
Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте
полушарий.
Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка,
Австралия, Антарктида.
Первые кругосветные путешествия.
Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной
поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).
Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.
Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте
полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.
Межпредметные связи
Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие; положения: горизонтальное, вертикальное,
наклонное (математика). Кругосветные путешествия (история).
Рисунок земного шара и глобуса (изобразительное искусство). Работа с глиной и пластилином, с
картонными (линолеумными) контурами материков.
Практические работы
Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.
Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.
Оформление таблицы названий океанов и материков.
Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий.
Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре.
5 «Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров
растений и животных к соответствующим поясам освещенности.
Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных
климатических поясах земного шара.
Знакомство с последними публикациями в периодической печати об освоении космоса
Карта России (22 часов)
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны.
Столица России — Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.
Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного
Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова
России. Работа с контурными картами.
Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Работа с контурными картами.
Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения
полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).
Работа с контурными картами. Река Волга. Реки: Дон, Днепр, Урал.
Реки Сибири: Обь, Енисей. Реки Лена и Амур. Озера Ладожское, Онежское, Каспийское море,
крупные города России (по выбору учителя).
Работа с контурными картами. Наш край на физической карте России.
Повторение начального курса физической географии.
Межпредметные связи
Наша страна. Москва — столица нашей Родины. Города. Наша местность (природоведение 5
класс). Вода, полезные ископаемые (естествознание 6 класс). Различение цвета и его оттенков
(изобразительное искусство).
Практические работы
Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных
объектов на контурную карту России.
Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте.
Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого — образец из коллекции — его
название — основные месторождения.
Путешествия по нашей стране (по карте).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса
Географическая номенклатура:
Границы России. Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов, омывающих
берега России. Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские,
Врангеля, Сахалин, Курильские. Полуострова: Кольский, Ямал, Таймыр, Чукотский, Камчатка.
Равнины: ВосточноЕвропейская, ЗападноСибирская, Прикаспийская низменность, Валдайская и
Среднерусская возвышенности, Среднесибирское плоскогорье. Горы: Урал, Северный Кавказ,
Алтай, Саяны. Реки: Волга, дон, Днепр, Урал, Обь, Енисей, Лена, Амур. Озёра: Ладожское,
Онежское, Байкал, Каспийское море. Города: Москва, СанктПетербург, Нижний Новгород,
Новосибирск, Екатеринбург (по выбору учителя), Свой край)
УЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс
№ Название разделов и тем
Количество
часов по
программе
1
2
Введение
Ориентирование на местности
4
5
Количество
часов по
рабочей
программе
4
5
Количество
практических
работ по
темам
1
2
Количество
контрольных
работ
6 3
4
5
6
7
Формы поверхности Земли
Вода на Земле
План и карта
Земной шар
Карта России
Итого
4
10
9
14
20
66
4
10
10
15
22
70
1
1
5
3
4
7
Изменения внесенные в программу: увеличено количество часов на изучение тем: «Земной шар»
на 1 час повторение изученного материала, «План и карта» 1 час для обобщения и закрепления
знаний, в теме «Карта России» на 2 часа на выполнение практических работ, обобщения и
закрепление изученного за курс 6 класса. География в 6 классе первый курс, где происходит
формирование у учащихся целостного представления о природе, населении и хозяйстве,
географическом положении, геологическом строении Земли и своей Родины. Пока для
обучающихся 6 класса, это сложные темы для восприятия и понимания, требуется дополнительное
время и для проведения наблюдений в природе.
Календарнотематическое планирование в 6 классе.
№п/п
№
п/п
Дата
запл.
Дата
фактич
Тема урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1.
2.2
3.3
4.4
5.1
6.2
7.3
8.4
9.5
10
11
12
13
10.1
11.2
12.3
13.4
Введение (4 часа)
1.География – наука о природе Земли, населении и его
хозяйственной деятельности.
2.Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды.
3. Признаки времён года. Явления природы. Практическая работа
№1. Чтение календарей природы.
4. Географические сведения о своей местности и труде населения.
Экскурсия в природу.
Ориентирование на местности (5ч.)
1. Горизонт. Линия горизонта.
2. Стороны горизонта Практическая работа №3 "Ориентирование
по компасу".
3.Компас и правила пользования им. Практическая работа№2 «
Определение сторон горизонта».
4. Ориентирование по местным признакам природы.
5. Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных
направлениях.
Формы поверхности Земли (4ч.)
1. Формы поверхности Земли. Равнины, холмы. Практическая
работа №4 Моделирование форм рельефа.
2. Экскурсия «Ознакомление с формами рельефа своей местности»
Равнины, холмы.
3. Овраги, их образование.
4. Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.
7 14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
14.1
15.2
16.3
17.4
18.5
19.6
20.7
21.8
22.9
23.10
24.1
25.2
26.3
27.4
28.5
29.6
30.7
31.8
32.9
33.10
34.1
35.2
36.3
37.4
38.5
39.6
40.7
41.8
42.9
43.10
44.11
Вода на Земле (10ч.)
1.Вода в природе.
2. Родник, его образование.
3. Колодец, водопровод.
4. Части реки. Равнинные и горные реки.
5. Как люди используют реки.
6. Озёра. Водохранилища. Пруды. Практическая работа №5
"Зарисовка схем реки, озера".
7. Болота, их осушение.
8. Океаны и моря.
9. Острова и полуострова.
10. Водоёмы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
План и карта (10ч.)
1. Рисунок и план предмета.
2. План и масштаб.
3. План класса. Практическая работа №6 Вычерчивание плана
класса.
4. План школьного участка. Практическая работа №7 Чтение
плана пришкольного участка.
5. Условные знаки плана местности. Практическая работа №8
Зарисовка условных знаков.
6. План и географическая карта.
7. Условные цвета физической карты. Практическая работа№9.
Зарисовка условных цветов физической карты
8. Условные знаки физической карты. Практическая работа №10
Зарисовка и изготовление таблицы условных знаков физической
карты
9. Физическая карта России. Значение географической карты в
жизни и деятельности людей.
10. Обобщающее повторение темы « План и карта»
Земной шар(15ч.)
1.Земной шар. Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.
2.Планеты.
3. Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли.
Освоение космоса.
4. Глобус – модель земного шара. Практическая работа№11
"Изготовление из пластилина модели земного шара»".
5. Физическая карта полушарий.
6. Распределение воды и суши на Земле.
7. Океаны на глобусе и карте полушарий.
8. Материки на глобусе и карте полушарий. Практическая
работа№12. Обозначение материков и океанов.
9. Первые кругосветные путешествия.
10. Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и
нагревании Солнцем земной поверхности.
11. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы
климата.
8 45
45.12
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
46.13
47.14
48.15
49.1
50.2
51.3
52.4
53.5
54.6
55.7
56.8
57.9
58.10
59.11
60.12
61.13
62.14
63.15
64.16
65.17
66.18
67.19
68.20
69.21
70.22
12. Пояса освещённости: жаркие, умеренные, холодные.
Практическая работа№13 Вычерчивание схемы пояса
освещенности.
13. Природа тропического пояса.
14. Природа умеренных и полярных поясов.
15. Обобщающее повторение темы «Земной шар»
Карта России (22 ч.)
1. Географическое положение России на карте.
2. Границы России. Сухопутные границы России на западе и юге.
3. Практическая работа №14 Обозначение границ нашей Родины,
пограничные государства.
4. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России.
Моря Северного Ледовитого океана.
5.Моря Тихого и Атлантического океанов.
6.Острова и полуострова России.
7. Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности,
плоскогорья.
8. Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны.
9. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.
10. Практическая работа №15 Изготовление условных знаков
полезных ископаемых.
11. Реки: Волга, Ока и Кама.
12. Реки: Дон, Днепр, Урал.
13. Реки Сибири: Обь, Иртыш.
14. Реки: Енисей, Ангара.
15. Реки: Лена и Амур.
16. Озёра России.
17. Практическая работа №16 Работа с контурной картой. Реки и
озера России.
18. Наш край на карте России.
19. Практическая работа №17 Путешествия по карте нашей страны.
20. Крупные города России.
21. Обобщающее повторение по теме «Карта России»
22. Повторение начального курса физической географии
Литература для учителя и учащихся
1.Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 59
классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2014, под редакцией В.
В. Воронковой.
9 2. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, География. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. С приложением. М.: «Просвещение», 2012г.
10
Рабочая программа по географии для 6 класса (адаптированная основная образовательная программа)
Рабочая программа по географии для 6 класса (адаптированная основная образовательная программа)
Рабочая программа по географии для 6 класса (адаптированная основная образовательная программа)
Рабочая программа по географии для 6 класса (адаптированная основная образовательная программа)
Рабочая программа по географии для 6 класса (адаптированная основная образовательная программа)
Рабочая программа по географии для 6 класса (адаптированная основная образовательная программа)
Рабочая программа по географии для 6 класса (адаптированная основная образовательная программа)
Рабочая программа по географии для 6 класса (адаптированная основная образовательная программа)
Рабочая программа по географии для 6 класса (адаптированная основная образовательная программа)
Рабочая программа по географии для 6 класса (адаптированная основная образовательная программа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.