Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.
Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач также являются:
- деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
- компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
- дифференцированный подход при отборе и конструиро¬вании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;
- личностно-ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация и стимулирование осмысленного учения;
- проблемный подход, предполагающий усвоение про¬граммных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.
Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
рабочая программа история 8 класс.docx
№
Тема урока
Кол
во
часов
Основные виды деятельности обучающихся
Материально
– техническое
обеспечение
урока
Домаш
нее
задание
План
1
2
Вводный инструктаж по
технике безопасности на
рабочем месте.
Международные
отношения в XVI—XVIII
вв
Международные
отношения в XVI—XVIII
вв
1
1
История Нового времени. 18 в (29 час)
Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (по
выбору). Ориентироваться по карте в ходе рассказа об
основных событиях международных отношений.
Соотносить влияние войн, революций на развитие отношений
между странами. Выполнять самостоятельную работу с
опорой на содержание изученной главы учебника.
Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (по
выбору). Ориентироваться по карте в ходе рассказа об
основных событиях международных отношений.
Соотносить влияние войн, революций на развитие отношений
между странами. Выполнять самостоятельную работу с
опорой на содержание изученной главы учебника.
Печатные
пособия
(таблицы
схемы, карты)
§ 1819,
докумен
т
3.09
3.09
3.09
Книгопечатная
продукция
§ 1819,
в. 14
4.09
6.09
7.09
Глава III. Эпоха Просвещения. Время преобразований (20 час)
3
1
Великие просветители
Европы
Доказывать, что образование стало осознаваться некоторой
частью общества как ценность. Раскрывать смысл учений Дж.
Локка, Ш. Монтескьё, Вольтера, Ж.Ж. Руссо.
Соотносить ценности, идеи Просвещения и их проявление в
творчестве деятелей эпохи. Формировать образ нового
человека на основе героев авторов эпохи Просвещения.
Доказывать динамику духовного развития человека
благодаря достижениям культуры Просвещения.
4
Великие просветители
Европы
1
Доказывать, что образование стало осознаваться некоторой
частью общества как ценность. Раскрывать смысл учений Дж.
Локка, Ш. Монтескьё, Вольтера, Ж.Ж. Руссо.
Соотносить ценности, идеи Просвещения и их проявление в
творчестве деятелей эпохи. Формировать образ нового
человека на основе героев авторов эпохи Просвещения.
Доказывать динамику духовного развития человека
Технические
средства
обучения
(компьютер,
мультимедиа
проектор,
интерактивная
доска)
Печатные
пособия
(таблицы
схемы, карты)
§ 20, в.
1, 2
10.09
10.09
10.09
§ 20, в. 5
11.09
13.09
14.09 благодаря достижениям культуры Просвещения.
5
6
7
8
9
Стартовая контрольная
работа
Мир художественной
культуры Просвещения
Мир художественной
культуры Просвещения
Мир художественной
культуры Просвещения
1
1
1
1
На пути к индустриальной
эре. Тест
1
Обобщать и систематизировать изученный материал.
Доказывать, что образование стало осознаваться некоторой
частью общества как ценность. Раскрывать смысл учений Дж.
Локка, Ш. Монтескьё, Вольтера, Ж.Ж. Руссо.
Соотносить ценности, идеи Просвещения и их проявление в
творчестве деятелей эпохи. Формировать образ нового
человека на основе героев авторов эпохи Просвещения.
Доказывать динамику духовного развития человека
благодаря достижениям культуры Просвещения.
Доказывать, что образование стало осознаваться некоторой
частью общества как ценность. Раскрывать смысл учений Дж.
Локка, Ш. Монтескьё, Вольтера, Ж.Ж. Руссо.
Соотносить ценности, идеи Просвещения и их проявление в
творчестве деятелей эпохи. Формировать образ нового
человека на основе героев авторов эпохи Просвещения.
Доказывать динамику духовного развития человека
благодаря достижениям культуры Просвещения.
Доказывать, что образование стало осознаваться некоторой
частью общества как ценность. Раскрывать смысл учений Дж.
Локка, Ш. Монтескьё, Вольтера, Ж.Ж. Руссо.
Соотносить ценности, идеи Просвещения и их проявление в
творчестве деятелей эпохи. Формировать образ нового
человека на основе героев авторов эпохи Просвещения.
Доказывать динамику духовного развития человека
благодаря достижениям культуры Просвещения.
Выделять основные понятия урока и раскрывать их смысл.
Разрабатывать проект об изобретениях, давших толчок
развитию машинного производства.
Составить рассказ об одном дне рабочего ткацкой фабрики.
Книгопечатная
продукция
Технические
средства
обучения
Тестовы
е
задания
§ 21, в. 3
17.09
17.09
17.09
18.09
20.09
21.09
Печатные
пособия
(таблицы
схемы, карты)
§ 21,
докумен
т
24.09
24.09
24.09
Книгопечатная
продукция
§ 21,
докумен
т, в. 13
25.09
27.09
28.09
Технические
средства
обучения
§ 22, в. 1
1.10
1.10
1.10 10
11
12
13
14
15
16
17
18
На пути к индустриальной
эре
Английские колонии в
Северной Америке. Урок
обобщенного повторения
Война за независимость.
Создание Соединённых
Штатов Америки
Война за независимость.
Создание Соединённых
Штатов Америки. Тест
Франция в XVIII в.
Причины и начало
Французской революции
Франция в XVIII в.
Причины и начало
Французской революции
Итоговая контрольная
работа за 1 четверть
Работа над ошибками.
Франция в XVIII в.
Причины и начало
Французской революции
Французская революция.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Выделять основные понятия урока и раскрывать их смысл.
Разрабатывать проект об изобретениях, давших толчок
развитию машинного производства.
Составить рассказ об одном дне рабочего ткацкой фабрики.
Называть причины и результаты колонизации. Рассказывать,
что представляло собой колониальное общество и его
хозяйственная жизнь. Обсуждать, как и почему удалось ко
лонистам объединиться.
Рассказывать об основных идеях, которые объединили
колонистов. Характеризовать и сравнивать идеи,
деятельность Т. Джефферсона и Дж. Вашингтона.
Объяснять историческое
значение образования Соединённых Штатов Америки.
Печатные
пособия
(таблицы
схемы, карты)
Книгопечатная
продукция
Печатные
пособия
(таблицы
схемы, карты)
§ 22, в. 5
2.10
4.10
5.10
§ 23,
докумен
т
8.10
8.10
8.10
§ 24,
докумен
т
9.10
11.10
12.10
Рассказывать об основных идеях, которые объединили
колонистов. Характеризовать и сравнивать идеи,
деятельность Т. Джефферсона и Дж. Вашингтона.
Объяснять историческое
значение образования Соединённых Штатов Америки.
Рассказывать о состоянии общества накануне революции.
Объяснять влияние Просвещения на социальное развитие.
Оценивать деятельность лидеров революционных событий.
Рассказывать о состоянии общества накануне революции.
Объяснять влияние Просвещения на социальное развитие.
Оценивать деятельность лидеров революционных событий.
Обобщать и систематизировать изученный материал.
Рассказывать о состоянии общества накануне революции.
Объяснять влияние Просвещения на социальное развитие.
Оценивать деятельность лидеров революционных событий.
Технические
средства
обучения
Анализировать состояние и трудности общества в период
Печатные
§ 26, в.7
30.10
Книгопечатная
продукция
§ 24, в.
57
Технические
средства
обучения
Печатные
пособия
(таблицы
схемы, карты)
Книгопечатная
продукция
§ 25, в.
15
§ 25, в.4
Повторя
ть
§ 25, в.
15
15.10
15.10
15.10
16.10
18.10
19.10
22.10
22.10
22.10
23.10
25.10
26.10
29.10
29.10
29.10 От монархии к республике
революционных событий.
Объяснять, как реализовывались интересы и потребности
общества в ходе революции.
пособия
(таблицы
схемы, карты)
12.11
12.11
12.11
15.11
16.11
13.11
19.11
19.11
19.11
22.11
23.11
Книгопечатная
продукция
§ 26, в.7
Технические
средства
обучения
§ 27,
докумен
тв. 3
§ 27
Печатные
пособия
(таблицы
схемы, карты)
19
20
21
22
Французская революция.
От монархии к республике.
Тест
Французская революция.
От якобинской диктатуры
к 18 брюмера Наполеона
Бонапарта
Французская революция.
От якобинской диктатуры
к 18 брюмера Наполеона
Бонапарта
Повторительно
обобщающий урок по теме
«Эпоха Просвещения.
Время преобразований»
1
1
1
1
Анализировать состояние и трудности общества в период
революционных событий.
Объяснять, как реализовывались интересы и потребности
общества в ходе революции.
Доказывать, что любая революция — это бедствия и потери
для общества. Доказывать необоснованность жестоких
методов якобинцев. Выделять причины установления
консульства во Франции.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание
изученной главы учебника.
Доказывать, что любая революция — это бедствия и потери
для общества. Доказывать необоснованность жестоких
методов якобинцев. Выделять причины установления
консульства во Франции.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание
изученной главы учебника.
Обобщать и систематизировать изученный материал.
Глава IV. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (7 час)
23
1
Государства Востока:
традиционное общество в
эпоху раннего Нового
времени
24
Государства Востока:
традиционное общество в
эпоху раннего Нового
времени
1
Выделять особенности традиционных обществ. Сравнивать
традиционное общество с европейским. Характеризовать
государства Востока и Европы.
Характеризовать империю Великих Моголов.
Анализировать политику Акбара.
Сравнивать развитие Китая, Индии и Японии в Новое время.
Выделять особенности традиционных обществ. Сравнивать
традиционное общество с европейским. Характеризовать
государства Востока и Европы.
Характеризовать империю Великих Моголов.
Книгопечатная
продукция
Тестовы
е
задания
20.11
26.11
26.11
Технические
средства
обучения
§ 2830
26.11
29.11
30.11
Печатные
пособия
(таблицы
схемы, карты)
§ 2830,
докумен
т
27.11
3.12
3.12 25
26
27
28
29
Государства Востока.
Начало европейской
колонизации
Государства Востока.
Начало европейской
колонизации. Урок
обобщенного повторения
Основные проблемы и
ключевые события Раннего
Нового времени
Повторительно
обобщающий урок по теме
«Традиционные общества
Востока. Начало
европейской колонизации»
Повторительно
обобщающий урок по теме
«Традиционные общества
Востока. Начало
европейской колонизации»
30
Итоговая контрольная
работа за 2 четверть
31
Введение
1
1
1
1
1
1
1
Анализировать политику Акбара.
Сравнивать развитие Китая, Индии и Японии в Новое время.
Выделять особенности традиционных обществ. Сравнивать
традиционное общество с европейским. Характеризовать
государства Востока и Европы.
Характеризовать империю Великих Моголов.
Анализировать политику Акбара.
Сравнивать развитие Китая, Индии и Японии в Новое время.
Выделять особенности традиционных обществ. Сравнивать
традиционное общество с европейским. Характеризовать
государства Востока и Европы.
Характеризовать империю Великих Моголов.
Анализировать политику Акбара.
Сравнивать развитие Китая, Индии и Японии в Новое время.
Выявлять основные общественные и культурные процессы
Нового времени. Отмечать уроки Нового времени.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание
изученного курса учебника.
Выявлять основные общественные и культурные процессы
Нового времени. Отмечать уроки Нового времени.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание
изученного курса учебника.
Выявлять основные общественные и культурные процессы
Нового времени. Отмечать уроки Нового времени.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание
изученного курса учебника.
Книгопечатная
продукция
§ 2830,
в.3
3.12
6.12
7.12
Технические
средства
обучения
§ 2830,
в. 46
4.12
10.12
10.12
Печатные
пособия
(таблицы
схемы, карты)
Повтор
ение
пройден
ного
10.12
13.12
14.12
Книгопечатная
продукция
Тестовы
е
задания
11.12
17.12
17.12
Книгопечатная
продукция
Тестовы
е
задания
17.12
20.12
21.12
История России «Россия в конце 1718 века: от великого княжества к империи» (41 час)
Обобщать и систематизировать изученный материал.
Книгопечатная
продукция
Тестовы
е
задания
18.12
24.12
24.12
Объяснять, в чём заключались предпосылки петровских
преобразований.
Характеризовать реформаторские замыслы и проекты
Печатные
пособия
(таблицы
Стр. 56
24.12
27.12
28.12
Глава I. Россия в эпоху преобразований Петра (14 час) 31
33
34
35
36
Работа над ошибками.
Россия и Европа в конце
XVII в.
Повторный инструктаж по
технике безопасности на
рабочем месте.
Предпосылки Петровских
реформ
Начало правления Петра I
Великая Северная война
1700—1721 гг
Реформы управления
Петра I. Тест
37
Экономическая политика
Петра I
38
Российское общество в
Петровскую эпоху
1
1
1
1
1
1
1
русских государственных деятелей второй половины ХVII в.
Объяснять, в чём заключались предпосылки петровских
преобразований.
Характеризовать реформаторские замыслы и проекты
русских государственных деятелей второй половины ХVII в.
Объяснять, в чём заключались предпосылки петровских
преобразований.
Характеризовать реформаторские замыслы и проекты
русских государственных деятелей второй половины ХVII в.
схемы, карты)
Технические
средства
обучения
Печатные
пособия
(таблицы
схемы, карты)
§ 1, в. 1
5
§ 2,
докумен
т
Характеризовать географическое и экономическое
положение России на рубеже XVIIXVIII вв., используя
историческую карту.
Начать составление характеристики Петра I.
Давать оценку Азовским походам и Великому посольству.
Рассказывать о причинах, об этапах, основных событиях и
итогах Северной войны, используя историческую карту.
Давать оценку внешнеполитической деятельности Петра I.
Продолжить составление характеристики Петра I
Характеризовать важнейшие политические и социальные
преобразования Петра I и систематизировать материал (в
форме таблицы «Петровские преобразования»).
Использовать тексты исторических источников (отрывки из
петровских указов, Табели о рангах и др.) для характеристики
политики власти.
Продолжить составление характеристики Петра I
Объяснять смысл понятий и терминов протекционизм,
меркантилизм, приписные и посессионные крестьяне.
Характеризовать особенности хозяйственного механизма,
сложившегося в России в период правления Петра I.
Объяснять сущность царского указа о подушной подати и его
последствия.
Объяснять смысл понятий и терминов протекционизм,
меркантилизм, приписные и посессионные крестьяне.
Характеризовать особенности хозяйственного механизма,
сложившегося в России в период правления Петра I.
25.12
10.01
11.01
14.01
14.01
14.01
15.01
17.01
18.01
21.01
21.01
21.01
22.01
24.01
25.01
Книгопечатная
продукция
§ 3, в. 2
Технические
средства
обучения
Печатные
пособия
(таблицы
схемы, карты)
§ 4, в. 5
§ 5,
докумен
т
Книгопечатная
продукция
§ 6,
докумен
т
28.01
28.01
28.01
Технические
средства
обучения
§ 7, в. 1
5
29.01
31.01
1.02 39
40
41
Церковная реформа.
Положение традиционных
конфессий
Социальные и
национальные движения.
Оппозиция реформам
Перемены в культуре
России в годы Петровских
реформ
1
1
1
42
Повседневная жизнь и быт
при Петре I. Урок
обобщения
1
Объяснять сущность царского указа о подушной подати и его
последствия.
Объяснять смысл понятий и терминов протекционизм,
меркантилизм, приписные и посессионные крестьяне.
Характеризовать особенности хозяйственного механизма,
сложившегося в России в период правления Петра I.
Объяснять сущность царского указа о подушной подати и его
последствия.
Показывать на исторической карте районы народных
движений.
Характеризовать причины, участников и итоги восстаний.
Сравнивать народные движения первой четверти XVIII в. и
аналогичные движения XVII в.
Характеризовать основные преобразования в сфере
образования и науки, культуры и быта.
Объяснять значение Кунсткамеры, Академии наук, первой
научной библиотеки для развития науки и образования.
Раскрывать смысл понятия ассамблея и роль ассамблей в
реформировании российского быта.
Оценивать петровские преобразования в сфере образования и
науки.
Продолжить составление характеристики Петра I.
Составлять описание нравов и быта Петровской эпохи с
использованием информации из исторических источников
(«Юности честное зерцало», изобразительные материалы и
др.).
Продолжить составление характеристики Петра I.
Характеризовать основные преобразования в сфере
образования и науки, культуры и быта.
Объяснять значение Кунсткамеры, Академии наук, первой
научной библиотеки для развития науки и образования.
Раскрывать смысл понятия ассамблея и роль ассамблей в
реформировании российского быта.
Оценивать петровские преобразования в сфере образования и
науки.
Продолжить составление характеристики Петра I.
Печатные
пособия
(таблицы
схемы, карты)
§ 8, в. 4
4.02
4.02
4.02
Книгопечатная
продукция
§ 9,
докумен
т
5.02
7.02
8.02
§ 10, в.1
7
11.02
11.02
11.02
Технические
средства
обучения
(компьютер,
мультимедиа
проектор,
интерактивная
доска)
Печатные
пособия
(таблицы
схемы, карты)
§ 11,
докумен
т
12.02
14.02
15.02 43
Значение петровских
преобразований в истории
страны
1
44
45
Повторительно
обобщающий урок по теме
«Россия в первой четверти
XVIIIв»
Эпоха дворцовых
переворотов (1725—1762)
1
1
46
Эпоха дворцовых
переворотов (1725—1762)
1
Составлять описание нравов и быта Петровской эпохи с
использованием информации из исторических источников
(«Юности честное зерцало», изобразительные материалы и
др.).
Продолжить составление характеристики Петра I.
Характеризовать основные преобразования в сфере
образования и науки, культуры и быта.
Объяснять значение Кунсткамеры, Академии наук, первой
научной библиотеки для развития науки и образования.
Раскрывать смысл понятия ассамблея и роль ассамблей в
реформировании российского быта.
Оценивать петровские преобразования в сфере образования и
науки.
Продолжить составление характеристики Петра I.
Составлять описание нравов и быта Петровской эпохи с
использованием информации из исторических источников
(«Юности честное зерцало», изобразительные материалы и
др.).
Продолжить составление характеристики Петра I.
Обобщать и систематизировать изученный материал.
Книгопечатная
продукция
§ 12, в.1
3
18.02
18.02
18.02
Книгопечатная
продукция
Тестовы
е
задания
19.02
21.02
22.02
Глава II. Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов (7 час)
Называть события, определяемые историками как дворцовые
перевороты, их даты и участников.
Систематизировать материал о дворцовых переворотах в
форме таблицы.
Объяснять причины и последствия дворцовых переворотов.
Составлять исторический портрет Анны Иоанновны,
Елизаветы Петровны, Петра III.
Объяснять смысл понятий кондиции, фаворит
Называть события, определяемые историками как дворцовые
перевороты, их даты и участников.
Систематизировать материал о дворцовых переворотах в
форме таблицы.
Объяснять причины и последствия дворцовых переворотов.
Технические
средства
обучения
§ 1314
25.02
25.02
25.02
Печатные
пособия
(таблицы
схемы, карты)
§ 1314,
докумен
т
26.02
28.02
1.03 47
48
49
Внутренняя политика и
экономика России в 1725
—1762 гг
Внешняя политика России
в 1725—1762 гг. Тест
Национальная и
религиозная политика в
1725—1762 гг.
50
Итоговая контрольная
работа за 3 четверть.
51
Работа над ошибками.
Повторительно
обобщающий урок по теме
«Россия в 17251762 гг»
1
1
1
1
1
Составлять исторический портрет Анны Иоанновны,
Елизаветы Петровны, Петра III.
Объяснять смысл понятий кондиции, фаворит
Характеризовать внутреннюю политику преемников Петра I.
Объяснять смысл понятий откуп, подряд.
Описывать изменения в положении отдельных сословий в
период дворцовых переворотов
Характеризовать внешнюю политику преемников Петра I.
Называть основные направления внешней политики и задачи
по этим направлениям.
Рассказывать об участии России в Семилетней войне, о
важнейших сражениях и об итогах войны, используя мате
риалы сайта «Семилетняя война» (http:// sywcwg.narod.ru/) и
другие источники информации
Характеризовать внешнюю политику преемников Петра I.
Называть основные направления внешней политики и задачи
по этим направлениям.
Рассказывать об участии России в Семилетней войне, о
важнейших сражениях и об итогах войны, используя мате
риалы сайта «Семилетняя война» (http:// sywcwg.narod.ru/) и
другие источники информации
Систематизировать исторический материал по изученному
периоду.
Давать и обосновывать оценку итогов деятельности
преемников Петра I.
Выполнять тестовые контрольные задания по истории
периода дворцовых переворотов по образцу ГИА (в упрощён
ном варианте)
Систематизировать исторический материал по изученному
периоду.
Давать и обосновывать оценку итогов деятельности
преемников Петра I.
Выполнять тестовые контрольные задания по истории
периода дворцовых переворотов по образцу ГИА (в упрощён
ном варианте)
Книгопечатная
продукция
§ 15, в.
13
4.03
4.03
4.03
Технические
средства
обучения
§ 16,
докумен
т
5.03
7.03
11.03
Печатные
пособия
(таблицы
схемы, карты)
Стр.
103105
11.03
11.03
15.03
Книгопечатная
продукция
Тестовы
е
задания
12.03
14.03
18.03
Книгопечатная
продукция
Тестовы
е
задания
18.03
18.03
1.04 52
Россия в системе
международных
отношений
1
53
Внутренняя политика
Екатерины II
1
54
Экономическое развитие
России при Екатерине II
1
Глава III. Российская империя при Екатерине II (8 час)
Раскрывать сущность понятий «просвещённый абсолютизм»,
секуляризация (с привлечением знаний из всеобщей истории).
Рассказывать об основных мероприятиях и особенностях
политики «просвещённого абсолютизма» в России.
Представлять характеристику (исторический портрет)
Екатерины II и её внутриполитической деятельности.
Сопоставлять социальную политику при Петре I и Екатерине
II.
Анализировать отрывки из Жалованных грамот дворянству и
городам для оценки прав и привилегий дворянства и высших
слоёв городского населения.
Рассказывать о положении отдельных сословий российского
общества (в том числе с использованием материалов истории
своего края).
Характеризовать внутреннюю политику Екатерины II после
пугачёвского восстания
Раскрывать сущность понятий «просвещённый абсолютизм»,
секуляризация (с привлечением знаний из всеобщей истории).
Рассказывать об основных мероприятиях и особенностях
политики «просвещённого абсолютизма» в России.
Представлять характеристику (исторический портрет)
Екатерины II и её внутриполитической деятельности.
Сопоставлять социальную политику при Петре I и Екатерине
II.
Анализировать отрывки из Жалованных грамот дворянству и
городам для оценки прав и привилегий дворянства и высших
слоёв городского населения.
Рассказывать о положении отдельных сословий российского
общества (в том числе с использованием материалов истории
своего края).
Характеризовать внутреннюю политику Екатерины II после
пугачёвского восстания
Рассказывать об экономическом развитии России, используя
исторические карты как источник информации.
Сопоставлять экономическое развитие. страны при Петре I и
Екатерине II.
§ 17, в.2
19.03
21.03
5.04
Технические
средства
обучения
(компьютер,
мультимедиа
проектор,
интерактивная
доска)
Печатные
пособия
(таблицы
схемы, карты)
§ 18,
докумен
т
1.04
1.04
8.04
Книгопечатная
продукция
§ 19,
докумен
т
2.04
4.04
12.04 55
56
57
«Благородные» и
«подлые»: социальная
структура российского
общества второй половины
XVIII в
Восстание под
предводительством Е. И.
Пугачёва. Тест
Народы России.
Национальная и
религиозная политика
Екатерины
58
Внешняя политика
Екатерины II
59
Начало освоения
Новороссии и Крыма.
Урок обобщения на тему
«Российская империя при
Екатерине II»
1
1
1
1
1
Характеризовать деятельность и значение Вольного
экономического общества
Рассказывать об экономическом развитии России, используя
исторические карты как источник информации.
Сопоставлять экономическое развитие. страны при Петре I и
Екатерине II.
Характеризовать деятельность и значение Вольного
экономического общества
Характеризовать положение крестьян во второй половине
XVIII в.
Показывать на исторической карте территорию и ход
восстания под предводительством Е. И. Пугачёва.
Раскрывать причины восстания, его значение и особенности.
Давать характеристику личности Е. И. Пугачёва, привлекая,
наряду с учебником, материалы сайта «Емельян Пугачёв»
(httv://eme1yan.rul) и другие источники информации
Рассказывать об экономическом развитии России, используя
исторические карты как источник информации.
Сопоставлять экономическое развитие. страны при Петре I и
Екатерине II.
Характеризовать деятельность и значение Вольного
экономического общества
Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики России в
последней трети ХVIII в.
Показывать на карте территории, вошедшие в состав
Российской империи в последней трети XVIII в., места сраже
ний в Русскотурецких войнах.
Высказывать суждения о том, что способствовало победам
русских войск.
Рассказывать об экономическом развитии России, используя
исторические карты как источник информации.
Сопоставлять экономическое развитие. страны при Петре I и
Екатерине II.
Характеризовать деятельность и значение Вольного
экономического общества
Технические
средства
обучения
§ 20, в.
25
8.04
8.04
15.04
Печатные
пособия
(таблицы
схемы, карты)
§ 21,
докумен
т
9.04
11.04
19.04
Книгопечатная
продукция
Стр. 32
34
Технические
средства
обучения
§ 22, в. 1
§ 23, в. 2
Печатные
пособия
(таблицы
схемы, карты)
15.04
15.04
22.04
16.04
18.04
26.04
22.04
22.04
29.04
Глава IV. Российская империя при Павле 1 (2 час) 60
61
62
63
Внутренняя политика
Павла I
Внешняя политика Павла I.
Повторительно
обощающий урок по теме
«Российская империя при
Павле 1»
Общественная мысль,
публицистика, литература,
пресса.
Образование в России в
XVIII в. Российская наука
и техника в XVIII в.
1
1
1
1
64
Русская архитектура XVIII
в. Живопись и скульптура.
1
Характеризовать основные мероприятия внутренней и
внешней политики Павла I.
Составлять исторический портрет Павла I на основе
информации учебника и дополнительных источников
Характеризовать основные мероприятия внутренней и
внешней политики Павла I.
Составлять исторический портрет Павла I на основе
информации учебника и дополнительных источников
Печатные
пособия
(таблицы
схемы, карты)
Книгопечатная
продукция
§ 24
23.04
25.04
3.05
§ 25,
докумен
т
29.04
29.04
6.05
Глава V. Культурное пространство Российской империи в XVIII в (9 час)
Характеризовать основные тенденции развития образования и
науки.
Составлять исторический портрет М. В. Ломоносова.
Проводить поиск информации для сообщений о деятелях
науки и образования XVIII в.
Систематизировать материал о достижениях российской
науки
Характеризовать основные тенденции развития образования и
науки.
Составлять исторический портрет М. В. Ломоносова.
Проводить поиск информации для сообщений о деятелях
науки и образования XVIII в.
Систематизировать материал о достижениях российской
науки
Составлять описание отдельных памятников культуры XVIII
в. на основе иллюстраций учебника, художественных
альбомов, материалов, найденных в Интернете, а также
непосредственного наблюдения.
Проводить поиск информации для сообщений о деятелях
культуры XVIII в.
Участвовать в подготовке выставки «Культурное наследие
родного края в XVIII в.»,
Систематизировать материал о достижениях культуры.
Характеризовать вклад народов России в мировую культуру
XVIII в.
Технические
средства
обучения
Стр. 72
30.04
2.05
10.05
Печатные
пособия
(таблицы
схемы, карты)
Стр. 77
81
6.05
6.05
13.05
Стр. 86
91
7.05
13.05
17.05
Технические
средства
обучения
(компьютер,
мультимедиа
проектор,
интерактивная
доска) 65
Музыкальное и
театральное искусство
1
66
Народы России в XVIII в.
1
67
68
69
70
Перемены в повседневной
жизни российских
сословий
Контрольная работа по
курсу «История России.
XVIII вв.»
Повторительно
обобщающий урок по теме
«Россия в 17621801 гг»
Итоговое повторение и
обобщение по курсу
«История России XVIII
вв.»
1
1
1
1
Характеризовать основные тенденции развития образования и
науки.
Составлять исторический портрет М. В. Ломоносова.
Проводить поиск информации для сообщений о деятелях
науки и образования XVIII в.
Систематизировать материал о достижениях российской
науки
Характеризовать основные тенденции развития образования и
науки.
Составлять исторический портрет М. В. Ломоносова.
Проводить поиск информации для сообщений о деятелях
науки и образования XVIII в.
Систематизировать материал о достижениях российской
науки
Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоёв
русского общества, традиции и новации XVIII в.
Составлять рассказ (презентацию) о жизни и быте отдельных
сословий, используя материалы учебника и дополнительную
информацию (в том числе по истории своего края).
Систематизировать исторический материал по изученному
периоду.
Выполнять тестовые контрольные задания по истории России
с конца XVI века по конец XVIII века по образцу ГИА (в
упрощённом варианте)
Систематизировать исторический материал по изученному
периоду.
Характеризовать общие черты и особенности развития
России XVIII в. и государств Западной Европы
Высказывать суждения о значении наследия XVIII в. Для
современного общества. Выполнять тестовые контрольные за
дания по истории России XVIII века по образцу ГИА (в
упрощённом варианте)
Систематизировать исторический материал по изученному
периоду.
Выполнять тестовые контрольные задания по истории России
с конца XVI века по конец XVIII века по образцу ГИА (в
Книгопечатная
продукция
Стр. 97
Технические
средства
обучения
Стр. 105
13.05
16.05
20.05
14.05
20.05
24.05
Печатные
пособия
(таблицы
схемы, карты)
§26,
докумен
т
20.05
23.05
27.05
Технические
средства
обучения
Повторе
ние
Книгопечатная
продукция
Тестовы
е
задания
с. 268
269
21.05
27.05
28.05
27.05
30.05
31.05
Печатные
пособия
Подгото
вка к
контрол
ьной
29.05
31.05
31.05 упрощённом варианте)
работе
СОГЛАСОВАНО:
заместитель директора по УВР:
_____________ Коноплева Т.А.
август 2018 год
Пояснительная записка
УМК
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., Токарева под ред. Торкунова А.В. История России М.: «Просвещение», 2017
Юдовская А.Я. Новая история 1500 – 1800: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2018.
Актуальность изучения курса истории:
Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю
сложность и многомерность истории какойлибо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное
значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их
истории.
Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и
значимыми для выполнения задач также являются:
деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную
познавательную деятельность самого школьника;
компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории
формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и
личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта
возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от
фронтального к индивидуальному;
личностноориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно
инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация
и стимулирование осмысленного учения;
проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения
проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.
Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть
некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления
учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими
свойствами, вкладом в духовнонравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и
использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально
экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных
процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах
жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые
требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной
информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные
умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в
полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере
связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы?
Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, вопервых, восприятие
подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической,
религиозной, культурной общности и, вовторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей
исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в
культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но
усиливает ее значение.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального,
нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его
взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени,
движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и
мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных
событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и
настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственноэтических систем и т. д.
Школьный курс по всеобщей истории предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной
цивилизации, особенности её поступательного развития и ценности.
В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура
представлений о мироздании, дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации.
В процессе познания всеобщей истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира – гражданским
обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных
странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться и
осмыслить примеры героизма и самоотверженности во имя общества. В этом заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей
истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и
обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества — всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения
содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного
развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности. В программе акцентируется
внимание на то, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.
Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в
контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически
выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение
фактов и явлений, установление причинноследственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами
будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся.
Личностнодеятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит
сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому,
дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.
Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности. Для этого учителю необходимо помочь учащимся:
научиться пользоваться информацией;
научиться общаться;
научиться создавать завершённый продукт деятельности.
Таким образом, данная программа имеет ценностноориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в
процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно
изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации
учащихся с современным обществом.
Рабочая программа по истории России составлена в соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего
образования, с примерной программой по предмету «История России», основной образовательной программой основного общего образования.
Центральной идеей является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального
российского народа.
Судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов,
обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.
Концепция исторического образования строится на основе единства задач обучения и воспитания.
Изучая историю России на ступени основного общего образования, обучающиеся приобретают исторические знания, приведенные в
простейшую пространственнохронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой
определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Цель изучения истории России в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к
самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в
целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи: овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной,
экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирноисторическом
процессе;
воспитание в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями
толерантности в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего,
руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с
другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Программа предполагает обобщение по темам, повторение всего изученного за год до 2 ч., по усмотрению учителя. Программа
предусматривает изучение региональной истории изучаемого периода истории России. Предусмотренные резервные часы могут
использоваться на углубленное изучение отдельных тем предмета «история России» (на усмотрение учителя).
1. Общая характеристика учебного предмета
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в
системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 69 классов, особенностей их
социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Содержательные
линии:
1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2.Историческое пространство историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека,
общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития
человечества.
3.Историческое движение:
эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,
образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.
Главная
и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.
содержательная
(сквозная)
линия
– человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни
Предмет «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача
заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.
Методология концепции отечественной истории представляет собой определение базовых принципов её разработки. К их числу следует
отнести:
исторический подход — как основу формирования межпредметных связей, том числе с учебными предметами социальногуманитарного
цикла;
формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни; многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни Российского государства и общества;
диалектический подход к оценке исторического процесса, событий, исторических персоналий, направлений развития государства и
общества;
общественный, межнациональный и межкультурный консенсус;
неразрывность и взаимосвязь, последовательность и преемственность основных исторических периодов;
толерантность как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории.
Основные задачи:
рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса; понимание особенностей её развития, места и роли
в мировой истории и в современном мире;
определение требований к содержанию обучения и воспитания, организации образовательного процесса и внеурочной деятельности на
всех уровнях образования;
• формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося,
осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного
российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми
разных культур;
Задачи обучения.
Предметные
задачи:
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной,
экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирноисторическом
процессе;
и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
этапы исторического процесса.
Межпредметные
формирования умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и
задачи:
овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках
обществознания, географии, литературы, естествознания.
Личностные
задачи:
формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в
окружающем мире; воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в
соответствии с идеями взаимопонимания;
общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
При изучении истории России наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в
деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную
познавательную деятельность самого школьника;
компетентностный подход, формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей,
различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и
индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т.д.;
личностно ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое,
направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта;
проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных
задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.
Содержание предмета «История России» конструируется на следующих принципах:
принцип историзма;
принцип объективности;
принцип социального подхода;
принцип альтернативности.
Традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании,
уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания
внутрипредметных (в рамках целостного курса всеобщей истории) и межпредметных связей (обществознание, МХК).
Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического
прошлого.
2. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Предмет «История России» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 7 классе по 2 часа в
неделю. 3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Программа помогает усвоить базовые национальные ценности — основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, су
ществующие в культурных, семейных, социальноисторических, религиозных традициях многонационального народа РФ, передаваемые от
поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Духовнонравственное развитие личности — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление
ценностносмысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных
моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
4. Личностные,
учебного
освоения
метапредметные
предмета
и предметные
результаты
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной
общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социальнонравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному
поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и
развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том
числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,
презентация, реферат..;
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и
социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для
миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и
значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и
человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.
История 78 класс
№ Тема, раздел
Тема I. Россия в XVI в. (20 ч)
1 Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий
2
3
4
5
6
7
8
9
Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.
Формирование единых государств в Европе и России
Российское государство в 1/3 XVI в.
Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады
Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в
серед.XVI в.
Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в серед.
XVI в.
10 Внешняя политика России во второй половине XVI в.
11 Внешняя политика России во второй половине XVI в.
12 Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»
13 Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»
14 Опричнина
15 Опричнина
16 Россия в конце XVI в.
Личностные результаты:
• первичная социальная и культурная идентичность на
основе усвоения системы исторических понятий и пред
ставлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоцио
нально положительное принятие своей этнической иден
тичности;
• уважение и принятие культурного многообразия на
родов России и мира, понимание важной роли взаимодействия
народов;
• изложение своей точки зрения, её аргументация (в со
ответствии с возрастными возможностями);
• следование этическим нормам и правилам ведения
диалога;
• формулирование ценностных суждений и/или своей
позиции по изучаемой проблеме;
• проявление доброжелательности и эмоциональнонрав
ственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других
людей и сопереживания им;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически
(под
возникавшими мировоззренческими системами
руководством учителя);
• обсуждение и оценивание собственных достижений, а
также достижений других обучающихся (под руководством
педагога);
• навыки конструктивного взаимодействия в социальном
общении.
метапредметные результаты:
• осуществлять постановку учебной задачи (при под 17 Церковь и государство в XVI в.
18 Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.
19 Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.
20 Повторительнообобщающий урок или контрольнооценочный урок
по теме
Тема II. Смутное время. Россия при первых Романовых (20 ч)
21 Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI
н. XVII в.
22 Смута в Российском государстве
23 Смута в Российском государстве
24 Окончание Смутного времени
25 Экономическое развитие России в XVII в.
26 Россия при первых Романовых: перемены в государственном
устройстве
27 Изменения в социальной структуре российского общества
28 Народные движения в XVII в.
29 Народные движения в XVII в.
30 Россия в системе международных отношений
31 Россия в системе международных отношений
32
«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав
России
33 Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона
и раскол
держке учителя);
• планировать при поддержке учителя пути достижения
образовательных целей, выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач, оценивать
правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результата
ми, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, оценивать правильность решения
учебной задачи;
анализировать
работать с дополнительной информацией,
графическую,
аудиовизуальную
информацию, обобщать факты, составлять план, формулировать и
обосновывать выводы и т. д.;
художественную,
текстовую,
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в
соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при
решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты
своей деятельности в различных видах публичных высту
плений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, пре
зентация, дискуссия и др.), в форме письменных работ;
• использовать ИКТтехнологии для обработки, переда
чи, систематизации и презентации информации;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками, работать инди
видуально и в группе.
Предметные результаты изучения истории включают:
• применение основных хронологических понятий, тер
минов;
терминов;
•составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и
• карта как источника информации;
• овладение представлениями об историческом пути
России XVI—XVIIвв; 34 Русские путешественники и первопроходцы XVII в.
35 Культура народов России в XVII в.
36 Культура народов России в XVII в.
37 Народы России в XVII в. Сословный быт и картина мира русского
человека в XVII в.
38 Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и
Северного Кавказа в XVII в.
39 Повторительнообобщающий урок
40 Повторительнообобщающий урок
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
• описание условий существования, основных занятий,
образа жизни народов России, исторических событий и
процессов;
• использование знаний о месте и роли России во все
мирноисторическом процессе в изучаемый период;
• сопоставление развития Руси и других стран общих
черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное
государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание
взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их
влияния на жизнь народов России;
• высказывание суждений о значении и месте историче
ского и культурного наследия предков;
• поиск информации в источниках различного типа и
вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей,
правовых документов, публицистических произведений и др.);
• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с
использованием понятийного и познавательного инстру
ментария социальных наук;
• сравнение (под руководством учителя) свидетельств
различных исторических источников, выявление в них общих
черт и особенностей;
• использование приёмов исторического анализа (сопо
ставление и обобщение фактов, раскрытие причиннослед
ственных связей, целей и результатов деятельности персо
налий и др.);
В результате изучения истории ученик должен знать:
основные этапы и ключевые события Новой истории зарубежных стран периода 15001800 годов и истории России конца XVIXVIII века;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
важнейшие исторические события и их участников;
даты важнейших исторических событий;
периодизацию исторических событий;
уметь: использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать содержания различных
источников одной тематики;
определять последовательность и длительность важнейших событий зарубежной истории и истории России;
читать историческую карту, показывать на ней государства и места значительных исторических событий;
давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических
источников в связной монологической форме; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
определять причины и следствия основных исторических событий;
давать собственную оценку наиболее значимым историческим событиям и персоналиям.
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина, члена семьи, локальной и религиозной общности;
осмысление гуманистических традиций и ценностей современного общества на основе осознания социальнонравственного опыта
предшествующих поколений;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность учебную, творческую и общественную;
овладение умениями работать с информацией: анализировать факты, составлять простой и развёрнутый план, формулировать и
обосновывать выводы;
использовать современные источники информации, в том числе и на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентации,
рефераты);
готовность к сотрудничеству в учебной и иных видах деятельности.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути России и зарубежных стран;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения
событий прошлого;
формирование умений изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её
социальную принадлежность и познавательную ценность;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Содержание курса
ТЕМА II. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Западноевропейская культура XVIII в.
Просветители XVIII в.— наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся бур
жуазии. Вольтер об общественнополитическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш.Л. Монтескье о разделении
властей. Идеи Ж.Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние
просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке. Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриального общества в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного
общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера,
И. Гете. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж. Б. С. Шардеп. Особенности развития музыкального искусства
XVIII в. Произведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославление Разума, утверждение торжества и победы светлых сил.
Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и се
вероамериканском обществах. Секуляризация культуры.
Промышленный переворот в Англии
Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его
предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — дешевая рабочая сила. Первые династии промышленников.
Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.
Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки
Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение
колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин — великий
наставник «юного» капитализма. Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон.
Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь
идей Просвещения. Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России. Историческое значение образования
Соединенных Штатов Америки.
Великая французская революция XVIII в.
Франция в середине XVIII в.: характеристика социальноэкономического и политического развития. Людовик XVI. попытка прове
дения реформ. Созыв Генеральных Штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г.—
начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет. Декларация нрав человека
и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб.
Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над
королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные
мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор. Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский
переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера
1799 г. и установление консульства.
ТЕМА 1. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ
Колониальный период в Латинской Америке
Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной системы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бесправие
коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество: жизнь и быт
различных слоев населения. Республика Пальмарес, Туссен Лувертюр и война на Гаити.
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации
Основные черты традиционного общества: государство — верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация
государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм. Кризис и распад империи Великих Моголов в
Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции
и Англии за Индию. Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Русскокитайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние. Япония в эпоху правления
династии Токугавы. Правление сёгунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русскояпонские
отношения.
Россия при Петре I
Преобразования ПетраI Предпосылки петровских преобразований. Личность Петра. Великое посольство 16971698 гг.
Реорганизация армии. Упразднение Боярской Думы. Учреждение правительствующего Сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о
единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Церковная реформа. Изменение системы городского управления.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреждение Святейшего Правительствующего синода.
Утверждение абсолютизма. Провозглашение России империей.
Реформы в экономике. политика протекционизма и меркантилизма. Денежная реформа. Налоговая реформа. Подушная подать.
Развитие путей сообщения. Начало строительства Вышневолоцкого, Ладожского обводного, ВолгоДонского каналов.
Цена и последствия реформ Петра I.
Внешняя политика Петра I. Северная война 17001721 гг. «Нарвская конфузия». Полтавская битва. Победы русского флота у мыса
Гангут и острова Гренгам. Ништадский мир.
Восточное направление внешней политики. Прутский поход. Каспийский поход.
Народные движения. Причины народных восстаний в петровскую эпоху. астраханское восстание. Восстание под руководством К.
Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных
выступлений.
Изменения в культуре. Культура «верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Я.В. Брюс. Магницкий
Л.Ф. Развитие техники. А.К. Нартов. Создание Академии наук. Кунсткамеры, военноморского и Артиллерийского музеев. Открытие
первой научной библиотеки.
Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в
Петергофе. Д. Трезини. В. В. Растрелли. И. К. Коробов.
Изобразительное искусство. Гравюра. А. Ф. Зубов. Светская живопись. И. Н. Никитин.
Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало».
Значение культурного наследия Петровской эпохи.
Россия в 1725 – 1762 годах Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Елизавета Петровна.
Внутренняя политика. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Расширение
привилегий дворянства. ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика.
Рост мануфактурного производства. Учреждение Дворянского и купеческого банков.
Внешняя политика. Русскотурецкая война 17351739. Русскошведская война 17411742 гг. Присоединение к России казахских
земель. Россия в семилетней войне 17561762 гг. П.А. Румянцев. П.С. Салтыков.
Россия в 1762 – 1801 годах
Екатерина II. Внутренняя политика Екатерины II. Особенности внутренней политики. политика просвещённого абсолютизма.
Вольное экономическое общество. Уложенная комиссия. Золотой век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и
городам. Ужесточение внутренней политики в 7090е гг. Губернская (областная) реформа. Ужесточение крепостничества.
Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачёва Причины войны. Пугачёв и его программа. Основные этапы борьбы.
Значение и последствия войны.
Экономическое развитие. Начало разложения феодальнокрепостнической системы. Сельское хозяйство. Рост мануфактур.
Предпринимательство. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.
Развитие общественной мысли. Проникновение либеральных идей в Россию. Н. И. Новиков. А. Н. Радищев. Борьба самодержавия с
вольнодумством.
Павел I. Внутренняя политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в
отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная политика.
Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Русскотурецкие войны. Русское военное искусство А.В. Суворов. Ф.Ф.
Ушаков. Присоединение Крыма. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии,
Литвы, части Латвии. Русскошведская война 17871791 гг. и её значение. Политика «вооружённого нейтралитета». Борьба с
революционной Францией. Внешняя политика Павла I.
Культура и быт во второй половине XVIII в. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Московского
университета (1745 г.). Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. М. И. Шеин. Г. В. Рихман. В. Н. Татищев.
Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенников. Освоение Русской Америки. Развитие техники. И. Ф. и М. И. Моторины. И.
П. Ползунов. К. Д. Фролов. И. П. Кулибин.
Литература. Новое стихосложение. В. К. Тредиаковский. Драматургия. А. П. Сумароков. Русские просветители. Д. И. Фонвизин. Г. Р.
Державин. А. Н. Радищев. Н. И. Новиков. Русский сентиментализм. Н. М. Карамзин.
Театр. Ф. Г. Волков. Крепостные театры. П. И. КовалёваЖемчугова. Т. В. Шлыкова – Гранатова. Музыка. Д. С. Бортнянский. В. А. Пашкевич. Е. И. Фомин. Русская народная музыка.
Изобразительное искусство. Историческая живопись. А. П. Лосенко. Г. И. Угрюмов. Портрет. А. П. Антропов. И. П. и Н. И. Аргуновы.
Ф. С. Рокотов. В. Л. Боровиковский. Крестьянский быт в картинах М. Шибанова. Зарождение русской скульптуры. Ф. И. Шубин.
Архитектура. Барокко. В. В. Растрелли (Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском
Селе). Русский классицизм. В. И. Баженов (Дом Пашкова, Царицынский ансамбль, Гатчинский и Павловский дворцы). М. Ф. Казаков
(здание Сената в Московском Кремле, Московский университет, Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И. Е. Старов
(Александро – Невская лавра, Таврический дворец). Начало ансамблевой застройки городов.
Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Сасыколи им. Г.Г. Коноплёва»
Харабалинского района Астраханской области
ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
МБОУ «СОШ с. Сасыколи им. Г.Г. Коноплёва»
протокол № 1 от «31» августа 2018 г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом № 84 от « 1» сентября2017 г.
Директор школы___________ С.В. Некрасова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ»
8 КЛАСС
Составлена на основе: 1.Примерная рабочая программа по истории России 69 кл. под ред. А.А.Данилова, О.Н.Журавлева, И.Е.Барыкина. М.
«Просвещение», 2017 г. 2.Примерная рабочая программа по всеобщей истории. Предметная линия учебников А.А. Вигасина О.С.Сороко
Цюпы,59 классы М., «Просвещение» 2017г. ФГОС.
Всего: 70 часов (2 часа в неделю) УМК: 1.А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. Всеобщая история. История нового времени, М.,«Просвещение» 2018 г
2. Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов История России 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч. Под ред. А.В.Торкунова. М.
Просвещение, 2018
Составитель: Идрисова Румия Мансоровна
учитель истории, обществознания, экономики
первая квалификационная категория
Срок реализации: 1 год
2018 г.
Рабочая программа по истории 8 класс
Рабочая программа по истории 8 класс
Рабочая программа по истории 8 класс
Рабочая программа по истории 8 класс
Рабочая программа по истории 8 класс
Рабочая программа по истории 8 класс
Рабочая программа по истории 8 класс
Рабочая программа по истории 8 класс
Рабочая программа по истории 8 класс
Рабочая программа по истории 8 класс
Рабочая программа по истории 8 класс
Рабочая программа по истории 8 класс
Рабочая программа по истории 8 класс
Рабочая программа по истории 8 класс
Рабочая программа по истории 8 класс
Рабочая программа по истории 8 класс
Рабочая программа по истории 8 класс
Рабочая программа по истории 8 класс
Рабочая программа по истории 8 класс
Рабочая программа по истории 8 класс
Рабочая программа по истории 8 класс
Рабочая программа по истории 8 класс
Рабочая программа по истории 8 класс
Рабочая программа по истории 8 класс
Рабочая программа по истории 8 класс
Рабочая программа по истории 8 класс
Рабочая программа по истории 8 класс
Рабочая программа по истории 8 класс
Рабочая программа по истории 8 класс
Рабочая программа по истории 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.