Рабочая программа по ИЗО 5 класс.
Оценка 4.9

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство
5 кл
06.06.2017
Рабочая программа по ИЗО 5 класс.
Рабочая программа по предмету ИЗО 6 класс.
Публикация является частью публикации:
Копия пояснит. записка 5-7-kl-izo_1 (1).docx
I   Пояснительная записка. Настоящая   рабочая   программа   разработана   в   соответствии   с   основными   положениями   федерального   компонента   государственного образовательного   стандарта   основного   общего   образования   (приказ   Минобразования   России   от   05.03.2004   №   1089   «Об   утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39);  Концепцией духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами основного   общего   образования,   требованиями   Примерной   основной   образовательной   программы   ОУ   и   ориентированы   на   работу   по программе:Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 5–9 классы : пособие для учителей  общеобразовательных .  учреждений  /  Б. М. Неменский,  Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. – М. : Просвещение, 2013. Цели программы: ­ воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, архитектуры и дизайна;  ­ освоение знаний об изобразительном искусстве как пособе эмоционально­практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно­прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; ­ овладению умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);  ­   формированию   устойчивого   интереса   к   изобразительному   искусству,   способности   воспринимать   его   исторические   и   национальные особенности. Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:  формирование опыта смыслового и эмоционально ­ ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства; освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;   формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально­пространственной формы;   формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно­значимой  развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;     ценности; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно­материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры; овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально­нравственной оценки; овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической  организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды. По программе 34 часа; по плану  34 часа. . II    Общая характеристика учебного предмета . Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно­ творческую деятельность, художественно­эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности.  Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально­ пространственных искусств ­ живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно­прикладного искусства,  изображения в зрелищных и экранных искусствах.  Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности. Освоение изобразительного искусства в основной школе ­ продолжение художественно­эстетического образования, воспитания учащихся в  начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным  на развитие ребенка, формирование  его художественно­творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства  посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.  Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно ­ нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него  качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.  Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида  искусства.  . Тема 6  класса — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка.  Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной  изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства,  изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре       Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного  художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется  в практической, деятель­ ностной форме в процессе личностного художественного творчества.  Основные формы учебной деятельности ­ практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами,  зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. В рабочей программе объединены практические художественно­творческие задания, художественно­эстетическое восприятие произведений  искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания  каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного  процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных  результатов обучения.      III    Место учебного предмета в учебном плане Данная рабочая программа «Декоративно ­ прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса составлена  на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1­9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М.  Неменский.­ М.: Просвещение, 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,  воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые  определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания  и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.           IV    Содержание программы по предмету «Изобразительное искусство» Изобразительное искусство в жизни человека ­ 34 часа. 6 класс Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала  Содержание «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» «Мир наших вещей. Натюрморт» «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном  искусстве» «Человек и пространство в изобразительном искусстве». Всего  Кол­во  часов 9 8 9 8 34  I четверть  «Виды изобразительного искусства  и  основы  образного языка»   ( 9 ч)        1 тема. Изобразительное искусство в семье пластических искусств Беседа   об   искусстве   и   его   видах.   Пластические   или   пространственные   виды   искусства   и   их   деление   на   три   группы:   изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве. Зрительный ряд: произведения разных видов пластических искусств, демонстрирующие их разность. 2­3 тема. Рисунок — основа изобразительного творчества        Рисунок основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением   любого   вида   пластических   искусств.   Зарисовка.   Набросок   с   натуры.   Учебный   рисунок.   Рисунок   как   самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности. Задание: зарисовка с натуры отдельных растений или веточек (колоски, колючки, ковыль, зонтичные растения и др.). Материалы: карандаши разной твердости, уголь, черная туши и палочка, бумага. Зрительный   ряд: рисунки   разных   видов,   созданные   разными   материалами,   учебный   рисунок,   наброски   и   зарисовки   мастеров: подготовительные рисунки к картине, рисунки разных жанров (пейзаж, портрет, сцены из жизни людей). 4 тема. Линия и ее выразительные возможности          Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников. Задание: выполнение   (по  представлению)  линейных  рисунков   трав,  которые  колышет   ветер  (линейный  ритм,  линейные   узоры   травяных соцветий, разнообразие в характере линий — тонких, широких, ломких, корявых, волнистых, стремительных и т. д.) Материалы: карандаши или уголь, тушь, бумага. Зрительный ряд: разные виды линейных рисунков, например линейные рисунки А. Матисса, П. Пикассо, П. Клее, В. Серова («Портрет балерины Карсавиной»); рисунки Н. Кузьмина, О. Верейского, И. Голицына и др. 5 тема. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен          Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное — светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Задание: изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени). Материалы: черная и белая гуашь, кисти. Зрительный ряд: графические рисунки Ф. Васильева, И. Левитана; черно­белая графика А. Остроумовой­Лебедевой; графика В. Лебедева, А. Дейнеки, П. Митурича, Н.Тырсы и др. 6 тема. Цвет. Основы цветоведения Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета. Задание: фантазийные   изображения   сказочных   царств   ограниченной   палитрой   и   с   показом   вариативных   возможностей   цвета   («Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца» и т.д.). Материалы: гуашь, кисти, бумага. Зрительный  ряд: таблицы   и   наглядные   пособия   по  цветоведению;   произведения   импрессионистов,   постимпрессионистов   и   российских художников конца XIX и XX века с ярко выраженным состоянием и фактурной живописью. 7 тема. Цвет в произведениях живописи     Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Задание: изображение осеннего букета с разным настроением — радостный, грустный, торжественный, тихий и т. д. Материалы: гуашь, кисти, бумага. Зрительный ряд: произведения живописи с ярко выраженным цветовым состоянием, а также живописные произведения с изображением букетов. 8 тема. Объемные изображения в скульптуре        Выразительные   возможности   объемного   изображения.   Связь   объема   с   окружающим   пространством   и   освещением.   Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др. и их выразительные свойства. Задание: объемные изображения животных в разных материалах. Материалы: пластилин, мятая бумага, природные материалы. Зрительный ряд: рисунки и скульптурные произведения анималистического  жанра — работы В. Ватагина, И.Ефимова и др.; В.Серов. Рисунки животных; А.Дюрер. Заяц; Рембрандт. Слон. Фото деревянной скульптуры в парке им А. Толстого в г. Брянске 9 тема. Основы языка изображения        Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения. Зрительный ряд: примеры произведений изобразительного искусства в графике, живописи и скульптуре.     II четверть    «Мир наших  вещей. Натюрморт» (8 ч) 10 тема. Художественное познание : реальность и фантазия.      Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение? Зрительный ряд: произведения искусства, характерные для различных эпох и контрастные между собой по языку изображения. 11 тема. Изображение предметного мира — натюрморт          Многообразие   форм   изображения   мира   вещей   в   истории   искусства.   О   чем   рассказывают   изображения   вещей.   Появление   жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в XX веке. Задание: работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов (например, кухонной утвари) с акцентом на композицию, ритм. Материалы: гуашь, кисти, бумага. Зрительный ряд: изображения предметов, характеризующих действия человека в искусстве древности, например: в Древнем Египте — «Сбор плодов» (из гробницы в Бени­Гасане, XX век до н. э.) или «Музыканты» (из росписи гробницы Нахта в Фивах, XIV век до н. э. и др.); изображение предметов человека в искусстве Древней Греции и Рима. Мир вещей в искусстве Средних веков, в искусстве Возрождения. Натюрморт XVII, XVIII, XIX—XX веков. Натюрморт в  творчестве художников Брянщины (К. Захаров, В Мурашко, В. Матюшин и др) 12 тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира     Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы. Задание: конструирование из бумаги простых геометрических тел. Материалы: бумага, клей, ножницы; карандаши и бумага для зарисовок геометрической основы различных предметов. Зрительный ряд: предметы, созданные человеком, и природные формы для анализа конструкции. 13 тема. Изображение предмета  на плоскости и линейная перспектива Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса. Задание: изображение конструкций из нескольких геометрических тел (зарисовки). Материалы: карандаш, бумага. Зрительный ряд: геометрические тела из гипса и бумаги, таблицы и наглядные пособия, фрагменты с изображением предметного мира и архитектурных построек из произведений эпохи Возрождения. 14 тема. Освещение. Свет и тень          Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине. Задание: изображение геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением. Материалы: черная и белая гуашь или акварель, бумага. Зрительный ряд: освещенные боковым светом геометрические тела; натюрморт из простых предметов с боковым освещением; наглядные пособия и таблицы; произведения искусства — натюрморты из европейской живописи XVII—XVIII веков. 15 тема. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте       Графическое   изображение   натюрмортов.   Композиция   и   образный   строй   в   натюрморте:   ритм   пятен,   пропорций,   движение   и   покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника, и выразительность художественных техник. Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.          Цвет   в   живописи   и   богатство   его   выразительных   возможностей.   Собственный   цвет   предмета   (локальный)   и   цвет   в   живописи (обусловленный).   Цветовая   организация   натюрморта   —   ритм   цветовых   пятен.   Разные   видение   и   понимание   цветового   состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Задание: работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственный натюрморт и т. д. Материалы: гуашь, кисти, бумага. Зрительный   ряд: изображения   в   печатной   графике   —   гравюра   и   офорт   в   русском   и   европейском   искусстве   XV—XVIII   веков   (А. Дюрер.Гравюра «Святой Иероним в келье» и др.), гравюра В. Фаворского, печатная графика Д. Митрохина. 16 тема. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы) Итоговая   беседа.   Предметный   мир   в   изобразительном   искусстве.   Выражение   в   натюрморте   переживаний   и   мыслей   художника,   его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Задание: работа над натюрмортом, который можно было бы назвать «натюрморт­автопортрет». Материалы: гуашь, кисти, бумага. Зрительный   ряд: И.Грабарь.   Неприбранный   стол;   Н.Сапунов.   Ваза,   цветы   и   фрукты;   И.Машков.   Хлебы.   Д.   Штерен­берг.   Красный натюрморт; 3. Серебрякова. Автопортрет. За туалетом (фрагмент); А. Никич. Торжественный натюрморт; Б. Неменский. Память смоленской земли, Листы чистой бумаги; В. Стожаров. Натюрморт с братиной, Лен.     III четверть   «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве»   (9 ч)          17 тема. Образ человека — главная тема искусства      Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.       Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники­портретисты. Зрительный ряд: примеры древнеегипетского портретного изображения в скульптуре, древнеримский скульптурный портрет, фаюмский портрет, изображение человека в искусстве Возрождения в Италии, портрет XVIII века. Портреты Рембрандта, Эль Греко, Веласкеса; русский портрет XVIII—XIX веков: портреты Ф. Рокотова, В. Боровиковского, Д. Левицкого, И. Репина, И. Крамского, В. Серова; портрет в русском искусстве XX века. 18 тема. Конструкция головы человека и ее пропорции        Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика. Задание: работа над рисунком или аппликацией — изображение головы с соотнесенными по­разному деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и т. д.). Материалы: карандаш и бумага или черная акварель и бумага, или аппликация из вырезанных из бумаги форм (деталей лица). Зрительный ряд: наглядные пособия и таблицы, рисунки и фотографии различных лиц. 19 тема. Изображение головы человека в пространстве    Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность   глаз   и   призматическая   форма   носа.   Зависимость   мягких   подвижных   тканей   лица   от   конструкции   костных   форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов. Задание: объемное конструктивное изображение головы. Материалы: карандаш, бумага или аппликация с дорисовками. Зрительный ряд: наглядные пособия и методические таблицы; учебный академический рисунок гипсовой головы со стадиями работы; А. Дюрер. Головы к напечатанному учению о пропорциях; Леонардо да Винчи. Схема пропорций мужской головы; П. Рубенс. Девять различных голов на одном листе; Г. Гольбейн Младший. Набросок конструкции головы в ракурсе; Рембрандт. Девять штудий голов. 20 тема. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека     Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.          Индивидуальные   особенности,   характер,   настроение   человека   в   графическом   портрете.   Выразительные   средства   и   возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала. Задание: рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника. Материалы: уголь или уголь и сангина, бумага. Зрительный   ряд:   Г.Гольбейн   Младший.   Графические   портреты;   А.Дюрер.   Набросок   к   «Апостолу   Марку»;   графические   портреты   О. Кипренского, И. Репина, В. Серова, 3. Серебряковой, К. Сомова, М. Врубеля, Графические портреты брянских художников (В Хроменков, Т. Папсуева, А. Ромашевский и др.) 21 тема. Портрет в скульптуре        Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Задание: работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером. Материалы: пластилин или глина, стеки, для облегчения работы — круглые сосуды (пузырьки, банки и т. п.) в качестве каркаса. Зрительный ряд: скульптурный портрет в Древнем Риме; Л. Бернини. Портрет герцога д'Эсте; Ж. Гудон. Бюст Вольтера; Ф. Шубин. Портрет князя Голицына; Н. Андреев. Панька; А. Голубкина. Мальчик; С.Коненков. Михрюша, Сказительница былин М.Д. Кривоколенова. 22 тема. Сатирические образы человека Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. Задание: изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей. Материалы: уголь или тушь, черная акварель, кисть, карандаш. Зрительный   ряд: гротесковые   рисунки   голов   работы   Леонардо   да   Винчи;   сатирические   образы   О.   Домье   в   скульптуре   и   графике; сатирические рисунки В. Дени, Д. Кардовского; политическая сатира Б. Ефимова, Кукрыниксов. 23 тема. Образные возможности освещения в портрете     Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения. Задание: наблюдения натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении. Материалы: черная акварель, кисть, бумага. Зрительный ряд: графические и живописные портреты Рембрандта; изображения человека в произведениях Ж. де Латура, М. Караваджо, К. Брюллова; И. Репин. Мужичок из робких; фотографии головы в разном освещении. 24 тема. Портрет в живописи     Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого. Задание: аналитические зарисовки композиций портретов известных художников. Материалы: карандаш, акварель, бумага. Зрительный   ряд: портреты   Рафаэля,   Тициана,   А.   Ван   Дейка,   Д.   Веласкеса,   Гейнсборо;   портреты   Д.   Левицкого,   Ф.   Рокотова, В.Боровиковского; И.Крамской. Неизвестная; В.Серов. Портрет О. М. Орловой, М. Н. Ермолова; 3. Серебрякова. Автопортрет. За туалетом; портреты М. Врубеля. 25 тема. Роль цвета в портрете     Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура. Задание: работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга). Материалы: гуашь или акварель, кисти, бумага. Зрительный ряд: О.Ренуар. Портрет Ж. Самари; В.Серов. Девочка с персиками. Девушка, освещенная солнцем; В.Ван Гог. Портрет доктора Гаше; Ф.Малявин. Вихрь; А.Архипов. Крестьянка в красном. 27 тема. Великие портретисты (обобщение темы) Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя  портрета  и   творческая  интерпретация  ее   художником.  Индивидуальность   образного  языка  в   произведениях  великих  художников. Портретисты Брянщины Зрительный ряд: произведения   зарубежных и русских великих художников­портретистов, работы брянских художников­портретистов (М. Решетнева,  В. Волкова, В. Воробьева  и др.)      IV четверть: «Человек и пространство  в  изобразительном  искусстве»   (8 ч) 28 тема. Жанры в изобразительном искусстве        Беседа.   Предмет   изображения   и   картина   мира   в   изобразительном   искусстве.   Изменения   видения   мира   в   разные   эпохи.   Жанры   в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры. Зрительный ряд: примеры по каждому жанру. 29 тема. Изображение пространства      Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл. Зрительный   ряд: древнеегипетские   росписи   стен   с   фризовой   композицией;   примеры   древнегреческой   вазописи;   помпейские   фрески; византийская мозаика и древнерусская иконопись; эпоха Возрождения: работы Пьеро деллаФранчески, АндреаМантеньи, Яна Ван Эйка, Леонардо да Винчи (Благовещение, Тайная вечеря), пространство в произведениях П. Веронезе и Тициана. 30 тема. Правила линейной и воздушной перспективы      Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных   предметов   —   перспективные   сокращения.   Точка   схода.   Правила   воздушной   перспективы,   планы   воз   душной   перспективы   и изменения контрастности. Задание: изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдение правил линейной и воздушной перспективы. Материалы: карандаш, гуашь с ограниченной палитрой, кисти, бумага. Зрительный   ряд: таблицы   и   наглядные   пособия   о   правиле   перспективы;   А.Дюрер.   Художник,   рисующий   портрет   при   помощи перспективного экрана; Б. Пинтуриккио. Портрет мальчика; П. Делла Франческа. Городской пейзаж с изображение» идеального города; С. Щедрин. Веранда, обвитая виноградом. Новый Рим; И. Левитан. Владимирка, Осенний день. Сокольники; И. Шишкин. Рожь. 31 тема. Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства        Пейзаж   как   самостоятельный   жанр   в   искусстве.   Превращение   пустоты   в   пространство.   Древний   китайский   пейзаж.   Эпический   и романтический   пейзаж   Европы.   Огромный   и   легендарный   мир   в   пейзаже.   Его   удаленность   от   зрителя.   Организация   перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл. Задание: работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и пр. Выполнение задания может быть как индивидуальным, так и коллективным с использованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями. Материалы: гуашь, кисти, бумага и клей, ножницы для аппликации. Зрительный ряд: Н. Пуссен. Пейзаж с Полифемом; К. Лоррен. Пейзаж с похищением Европы; П. Брейгель. Времена года; С.Щедрин. Вид на Капри; И. Левитан. Над вечным покоем; Н. Рерих. Гималаи. 32 тема. Пейзаж­настроение. Природа и художник       Пейзаж­настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже­настроении. Знакомство  с творчеством художников­пейзажистов Брянской области Задание: создание пейзажа­настроения — работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (например, изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета). Материалы: гуашь, кисти, бумага. Зрительный   ряд: К.   Моне.   Впечатления.   Восход   солнца,   Поле   маков;   П.   Сезанн.   Гора   Сент­Виктуар;   В.   Ван   Гог.   Пшеничное   поле   и кипарисы; И. Левитан. Золотая осень, Март. Большая вода; И.Грабарь. Февральская лазурь, Мартовский снег; пейзажи К. Юона, Н. Крымова, А. Пластова и др. 33 тема. Городской пейзаж      Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века. Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны   предварительные   наброски   с   натуры.   Возможен   вариант   коллективной   работы   путем   создания   аппликации   из   отдельных изображений   (общая   композиция   после   предварительного   эскиза).   При   индивидуальной   работе   тоже   может   быть   использован   прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа. Задание: создание графической композиции «Наш (мой) город». Материалы: гуашь с ограниченной палитрой или оттиск с аппликацией на картоне. Зрительный ряд: венецианский и голландский пейзажи XVII века, городской пейзаж в русском искусстве конца XIX — начала XX века, город в живописи и графике в русском искусстве XX века. Графические архитектурные пейзажи художников   Брянской области В. Сидорова (альбом «Овстуг»), М. Бенцеля (серия «Пейзажи Брянска)  Ф 34 – 35  тема. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства.  Средства выразительности, основы образно­выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения  изобразительного искусства. Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника. Зрительный ряд: произведения живописи, графики и скульптуры; портреты, пейзажи и натюрморты разных народов и эпох.    V    Тематическое планирование. Тема урока 1.Изобразительное  искусство в семье  пластических искусств. № п/п 1 Раздел программы, количество часов Виды  изобразительного  искусства и  основы их  образного языка (9 часов) Основные виды деятельности обучающихся Колич ество часов 1 час Понимать значение искусства в жизни общества и отдельного  человека. Осознавать отличие  и взаимодополняемость научного и  художественного познания мира и применять их. Понимать объективность научного и субъективность  художественного познания и отражения мира. Различать художественно­творческие и художественно­ 2.Рисунок – основа  изобразительного  творчества. 3. Линия и ее  выразительные  возможности. 2 час 1 час иллюстративные изображения. Осознавать роль художественного образа в искусстве. Получить опыт эмоционально­ценностного отношения к  окружающему миру и к искусству.  Различать графику как вид изобразительного искусства. Знать и уметь использовать графические материалы. Различать станковую и печатную графику. Выражать с помощью линии смятение, душевное волнение,  тревогу, ликование, безмятежность, умиротворение, нежность,  печаль, силу и др. Объяснять, какие чувства вызывают образы, созданные в рисунках Рафаэля, Ван Гога, Матисса и др. художников. Понимать, какими  средствами художники достигли этого впечатления.  Использовать в художественно­творческой работе различные  средства языка графики. Передавать в рисунке с помощью штриха светотеневые  отношения, фактуру предмета. Передавать с помощью характера линий, штрихов, точек, пятен  эмоциональное состояние природы. 4Пятно как средство  выражения. Композиция  как ритм пятен. 1 час Видеть в предмете и уметь передать выразительность силуэта. Создать декоративный образ животного, растения, предмета,  используя известные средства художественной выразительности  графики. 5.Цвет. Основы  цветоведения. 1 час Иметь представление об эмоциональном влиянии цвета на воспринимающего человека. Различать основные и составные, теплые и холодные цвета и  уметь ими пользоваться в работе. Осознанно передавать настроение и характер изображаемого с  помощью цвета. Получать при смешении краски необходимое звучание цвета;  представлять, какие пропорции того или иного цвета надо  использовать. Уметь различать в художественном произведении, какие краски  смешивал художник, чтобы добиться эффекта. Выполнять живописные этюды в разном колорите. 1 часа Понимать специфику живописи как вида изобразительного  искусства. Знать и использовать в собственной художественной  деятельности различные материалы живописи. Понимать общее и специфичноевстанковой и монументальной  живописи. Осознавать межнациональный характер искусства. Передавать средствами живописи многообразие и красоту  окружающего мира. Понимать скульптуру как вид изобразительного искусства. Различать специфику и виды скульптуры. Знать материалы скульптуры. Применять в собственной художественно­творческой  деятельности глину, пластилин, пластическую массу или другие  доступные скульптурные материалы. Видеть и объяснять различие станковой, монументальной и  декоративной скульптуры. 6Цвет в произведениях  живописи. 7. Объемные изображения  в скульптуре 1 часа 8. Основы языка  изображения. 1 час 2. Мир наших вещей. Натюрморт (7  часов) 1. Художественное  познание: реальность и  фантазия 2. Изображение  предметного мира –  натюрморт. 1час 1час Понимать, что в основе любого произведения искусства лежит  неравнодушное, эмоциональное отношение художника к миру,  понимание его ценностей. Осознавать условия рождения   художественного образа. Уметь создавать яркий, запоминающийся художественный образ  человека, предмета, явления. Воспринимать самобытность художественного почерка мастера.  Видеть в произведении искусства выражение морально­ нравственной позиции автора.   Получить опыт формирования собственной морально­ нравственной позиции и ее выражения  при восприятии  художественного произведения.   Воспринимать натюрморт как жанр изобразительного искусства. Понимать специфику художественного натюрморта в разные  исторические эпохи. Выполнять с натуры и по воображению натюрморт, включать его в окружающее пространство. Передавать в натюрморте эмоциональное состояние. Интерпретировать натюрморты голландских, испанских,  французских, русских художников  на основе понимания  символического смысла помещенных в них предметов. Понимать разницу между реалистическим и декоративным  натюрмортом. Делать зарисовки предметов быта с натуры и по представлению. 3. Понятие формы.  Многообразие форм  окружающего мира. 1час Воспринимать самобытность художественного почерка мастера.  Видеть в произведении искусства выражение морально­ 4Изображение предмета на плоскости и линейная  перспектива 1час 5Освещение. Свет и тень 1час 6. Натюрморт  в  графике.  Цвет в натюрморте. 1 час нравственной позиции автора.   Получить опыт формирования собственной морально­ нравственной позиции и ее выражения  при восприятии  художественного произведения.   Различать пейзаж как жанр изобразительного искусства. Понимать, почему художники любили изображать природу. Знать выдающихся русских художников пейзажистов – А.  Саврасова, И. Левитана, И. Шишкина, А. Куинджи. Уметь предать в пейзажном этюде различные состояния природы. Понимать, почему художники иногда представляют мир не таким, каким его привыкли видеть мы. Понимать, почему освещение изменяет восприятие Знать выдающихся русских художников пейзажистов – А.  Саврасова, И. Левитана, И. Шишкина, А. Куинджи. Уметь предать в пейзажном этюде различные состояния  освещения природы. Выполнять натюрморт с натуры в графической технике. Уметь добавить в натюрморт детали, подчеркивающие  выразительность постановки. Выполнять декоративный натюрморт в графике. Знать различные приемы печатной графики – гравюры. Уметь различать гравюры, выполненные в различных техниках:  линогравюру, ксилографию, офорт. Выполнять простую гравюру (картонографию). 7. Выразительные  возможности натюрморта  1 час Понимать, что в основе любого произведения искусства лежит  неравнодушное, эмоциональное отношение художника к миру, (обобщение темы) 1. Образ человека –  главная тема в искусстве. 1час 3 Вглядываясь в  человека. Портрет в изобразительном искусстве.(11  часов) 2. Конструкция головы  человека и ее пропорции. 3. Изображение головы  человека в пространстве. 1час 1час понимание его ценностей. Осознавать условия рождения   художественного образа. Уметь создавать яркий, запоминающийся художественный образ  человека, предмета, явления. Различать понятия «тема», «сюжет», «содержание» в  изобразительном искусстве.  Понимать творческий диалог зрителя и художника как  необходимый компонент  восприятия произведения искусства. Вступать в творческий диалог с художником. Получить опыт интерпретации художественного произведения.  Воспринимать и интерпретировать произведения художников   на одну тему,  но с разным  сюжетом и содержанием.  Описать сюжет художественного произведения. Понимать роль графического портрета в передаче  непосредственного впечатления художника от натуры. Создавать графическими средствами выразительный образ  человека. Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в  обществе.  Участвовать в индивидуальной и коллективной формах деятельности,  связанной с созданием творческой работы.  Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой  линий стилевое единство декоративного решения интерьера,  предметов быта и одежды людей.  4. Графический  портретный рисунок и  выразительность образа  человека. 1час Понимать роль графического портрета в передаче  непосредственного впечатления художника от натуры. Создавать графическими средствами выразительный образ 5. Портрет в скульптуре 1час 6.Сатирические образы  человека. 1час 7. Образные возможности  освещения в портрете 1час человека. Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в  обществе.  Участвовать в индивидуальной и коллективной формах деятельности,  связанной с созданием творческой работы.  Самостоятельно подбирать графический художественный  материал (карандаш, перо/тушь, роллер, пастель, уголь, сангина),  соответствующий художественному замыслу и характеру  портретируемого. Понимать скульптуру как вид изобразительного искусства. Различать специфику и виды скульптуры. Знать материалы скульптуры. Применять в собственной художественно­творческой  деятельности глину, пластилин, пластическую массу или другие  доступные скульптурные материалы. Видеть и объяснять различие станковой, монументальной и  декоративной скульптуры. Знать и различать портрет в скульптуре. Участвовать в индивидуальной и коллективной формах деятельности,  связанной с созданием творческой работы.  Видеть и объяснять различие шаржа и карикатуры. Передавать средствами живописи многообразие и красоту  окружающего мира. Иметь представление об эмоциональном влиянии цвета на  воспринимающего человека. Различать основные и составные, теплые и холодные цвета и 8. Портрет в живописи. 1час 9. Роль цвета в портрете. 1час 10. Великие портретисты. 1час уметь ими пользоваться в работе. Осознанно передавать настроение и характер изображаемого с  помощью цвета. Понимать, почему освещение изменяет восприятие Различать портрет как жанр изобразительного искусства. Понимать специфику и виды портрета. Рассуждать о характере, намерениях, внутреннем мире человека,  изображенного на портрете. Различать парадный и камерный портреты. Понимать разницу между живописным портретом и фотографией. Иметь представление о стилизации в искусстве. Уметь живописными средствами выразить свое отношение к  конкретному человеку. Понимать специфику живописи как вида изобразительного  искусства. Знать и использовать в собственной художественной  деятельности различные материалы живописи. Понимать общее и специфичноевстанковой и монументальной  живописи. Осознавать межнациональный характер искусства. Передавать средствами живописи многообразие и красоту  окружающего мира Участвовать в итоговой игре­викторине с активным привлечением экспозиций музея, в творческих заданиях по обобщению  изучаемого материала.  Распознавать и систематизировать зрительный материал по  портретному искусству и систематизировать его по социально­ стилевым признакам. 4.  Человек и  пространство в  изобразительном  искусстве(8 часов) 1. Жанры в  изобразительном  искусстве. 1час 2Изображение  пространства 3. Правила линейной и  воздушной перспективы. 4. Пейзаж – большой мир.  Организация  изображаемого  пространства. 5. Городской пейзаж. 1час 1час 1час 1 час Размышлять и вести диалог об особенностях художественного  языка живописи и графики. Использовать в речи новые художественные термины. .  Понимать специфику  жанров живописи как вида  изобразительного искусства. Знать и использовать в собственной художественной  деятельности различные жанрыживописи. Понимать общее и специфичноевстанковой и монументальной  живописи. Передавать средствами различных жанров  живописи  многообразие и красоту окружающего мира. Иметь представление об эмоциональном влиянии цвета на  воспринимающего человека. Различатьлинейную и воздушную перспективы. Понимать, почему художники любили изображать природу. Знать выдающихся русских художников пейзажистов – А.  Саврасова, И. Левитана, И. Шишкина, А. Куинджи. Уметь предать в пейзажном этюде различные состояния природы. Понимать, почему художники иногда представляют мир не таким, каким его привыкли видеть мы. Различатьвиды пейзажа. Понимать, смысл городского и сельского пейзажа Знать выдающихся русских художников пейзажистов – А.  Саврасова, И. Левитана, И. Шишкина, А. Куинджи Уметь предать в пейзажном городском этюде различные  состояния природы. 6. Выразительные  возможности  изобразительного  искусства. Язык и смысл. Понимать, что в основе любого произведения искусства лежит  неравнодушное, эмоциональное отношение художника к миру,  понимание его ценностей. Осознавать условия рождения   художественного образа. Уметь создавать яркий, запоминающийся художественный образ  человека, предмета, явления.  VI Календарно­тематическое планирование. Тема урока 1.Изобразительное  искусство в семье  пластических искусств. Колич ество часов Сроки проведе ния 1 час 7.09 № п/п 1 Раздел программы, количество часов Виды  изобразительного  искусства и  основы их  образного языка (9 часов) Основные виды деятельности обучающихся Материально – техническое обеспечение урока ИКТ презентация 1 четверть Понимать значение искусства в жизни  общества и отдельного человека. Осознавать отличие  и взаимодополняемость  научного и художественного познания мира и  применять их. Понимать объективность научного и  субъективность художественного познания и  отражения мира. Различать художественно­творческие и  художественно­иллюстративные изображения. Осознавать роль художественного образа в  искусстве. Получить опыт эмоционально­ценностного  отношения к окружающему миру и к  искусству. 2.Рисунок – основа  изобразительного  творчества. 1час 14.09 1 час 21.09 3. Линия и ее  выразительные  возможности. Образы выдающихся  деятелей культуры России в творчестве русских  художников. 4.5.Пятно как средство  выражения. Композиция  как ритм пятен. 2 час 28.09 5.10 Различать графику как вид изобразительного  искусства. Знать и уметь использовать графические  материалы. Различать станковую и печатную графику. Выражать с помощью линии смятение,  душевное волнение, тревогу, ликование,  безмятежность, умиротворение, нежность,  печаль, силу и др. Объяснять, какие чувства вызывают образы,  созданные в рисунках Рафаэля, Ван Гога,  Матисса и др. художников. Понимать, какими  средствами художники достигли этого  впечатления.  Использовать в художественно­творческой  работе различные средства языка графики. Передавать в рисунке с помощью штриха  светотеневые отношения, фактуру предмета. Передавать с помощью характера линий,  штрихов, точек, пятен эмоциональное  состояние природы. Видеть в предмете и уметь передать  выразительность силуэта. Создать декоративный образ животного,  растения, предмета, используя известные  средства художественной выразительности  ИКТ презентация ИКТ презентация ИКТ презентация 6.Цвет. Основы  цветоведения. 1 час 12.10 7Цвет в произведениях  живописи. 1 часа 19.10 ИКТ презентация ИКТ презентация графики. Иметь представление об эмоциональном  влиянии цвета на воспринимающего человека. Различать основные и составные, теплые и  холодные цвета и уметь ими пользоваться в  работе. Осознанно передавать настроение и характер  изображаемого с помощью цвета. Получать при смешении краски необходимое  звучание цвета; представлять, какие  пропорции того или иного цвета надо  использовать. Уметь различать в художественном  произведении, какие краски смешивал  художник, чтобы добиться эффекта. Выполнять живописные этюды в разном  колорите. Понимать специфику живописи как вида  изобразительного искусства. Знать и использовать в собственной  художественной деятельности различные  материалы живописи. Понимать общее и специфичноевстанковой и  монументальной живописи. Осознавать межнациональный характер  искусства. Передавать средствами живописи  многообразие и красоту окружающего мира. 8. Объемные изображения  в скульптуре 1 часа 26.10 9. Основы языка  изображения. 1 час 9.11 2. Мир наших вещей. Натюрморт (7  часов) 1. Художественное  познание: реальность и  фантазия 1час 16.11 ИКТ презентация ИКТ презентация Понимать скульптуру как вид  изобразительного искусства. Различать специфику и виды скульптуры. Знать материалы скульптуры. Применять в собственной художественно­ творческой деятельности глину, пластилин,  пластическую массу или другие доступные  скульптурные материалы. Видеть и объяснять различие станковой,  монументальной и декоративной скульптуры. Понимать, что в основе любого произведения  искусства лежит неравнодушное,  эмоциональное отношение художника к миру,  понимание его ценностей. Осознавать условия  рождения  художественного образа. Уметь создавать яркий, запоминающийся  художественный образ человека, предмета,  явления. Воспринимать самобытность художественного почерка мастера.  Видеть в произведении искусства выражение  морально­нравственной позиции автора.   Получить опыт формирования собственной  морально­нравственной позиции и ее  выражения  при восприятии художественного  произведения.   2. Изображение  1час 23.11 Воспринимать натюрморт как жанр  ИКТ презентация предметного мира –  натюрморт. 3. Понятие формы.  Многообразие форм  окружающего мира. 1час 30.11 4Изображение предмета на плоскости и линейная  перспектива 1час 7.12 изобразительного искусства. Понимать специфику художественного  натюрморта в разные исторические эпохи. Выполнять с натуры и по воображению  натюрморт, включать его в окружающее  пространство. Передавать в натюрморте эмоциональное  состояние. Интерпретировать натюрморты голландских,  испанских, французских, русских художников   на основе понимания символического смысла  помещенных в них предметов. Понимать разницу между реалистическим и  декоративным натюрмортом. Делать зарисовки предметов быта с натуры и  по представлению. Воспринимать самобытность художественного почерка мастера.  Видеть в произведении искусства выражение  морально­нравственной позиции автора.   Получить опыт формирования собственной  морально­нравственной позиции и ее  выражения  при восприятии художественного  произведения.   Различать пейзаж как жанр изобразительного  искусства. Понимать, почему художники любили  изображать природу. Знать выдающихся русских художников  ИКТ презентация ИКТ презентация 5Освещение. Свет и тень 1час 14.12 6. Натюрморт  в  графике.  Цвет в натюрморте. 1 час 21.12 ИКТ презентация пейзажистов – А. Саврасова, И. Левитана, И.  Шишкина, А. Куинджи. Уметь предать в пейзажном этюде различные  состояния природы. Понимать, почему художники иногда  представляют мир не таким, каким его  привыкли видеть мы. Понимать, почему освещение изменяет  восприятие Знать выдающихся русских художников  пейзажистов – А. Саврасова, И. Левитана, И.  Шишкина, А. Куинджи. Уметь предать в пейзажном этюде различные  состояния освещения природы. Выполнять натюрморт с натуры в  графической технике. Уметь добавить в натюрморт детали,  подчеркивающие выразительность постановки. Выполнять декоративный натюрморт в  графике. Знать различные приемы печатной графики –  гравюры. Уметь различать гравюры, выполненные в  различных техниках: линогравюру,  ксилографию, офорт. Выполнять простую гравюру  (картонографию). 7.8. Выразительные  1час 28.12 Понимать, что в основе любого произведения  ИКТ презентация возможности натюрморта  (обобщение темы) 1. Образ человека –  главная тема в искусстве. 1час 11.01 3 Вглядываясь в  человека. Портрет в изобразительном искусстве.(11  часов) 2. Конструкция головы  человека и ее пропорции. 3. Изображение головы  человека в пространстве. 1час 18.01 1час 25.01 искусства лежит неравнодушное,  эмоциональное отношение художника к миру,  понимание его ценностей. Осознавать условия  рождения  художественного образа. Уметь создавать яркий, запоминающийся  художественный образ человека, предмета,  явления. 3 четверть Различать понятия «тема», «сюжет»,  «содержание» в изобразительном искусстве.  Понимать творческий диалог зрителя и  художника как необходимый компонент   восприятия произведения искусства. Вступать в творческий диалог с художником. Получить опыт интерпретации  художественного произведения.  Воспринимать и интерпретировать  произведения художников  на одну тему,  но с  разным  сюжетом и содержанием.  Описать сюжет художественного  произведения. Понимать роль графического портрета в  передаче непосредственного впечатления  художника от натуры. Создавать графическими средствами  выразительный образ человека. Соотносить образный строй одежды с  положением ее владельца в обществе.  Участвовать в индивидуальной и коллективной формах дея­ ИКТ презентация ИКТ презентация 4. Графический  портретный рисунок и  выразительность образа  человека. 1час 1.02 5. Портрет в скульптуре 1час 8.02 тельности, связанной с созданием творческой  работы.  Передавать в творческой работе цветом,  формой, пластикой линий стилевое единство  декоративного решения интерьера, предметов  быта и одежды людей.  Понимать роль графического портрета в  передаче непосредственного впечатления  художника от натуры. Создавать графическими средствами  выразительный образ человека. Соотносить образный строй одежды с  положением ее владельца в обществе.  Участвовать в индивидуальной и коллективной формах дея­ тельности, связанной с созданием творческой  работы.  Самостоятельно подбирать графический  художественный материал (карандаш,  перо/тушь, роллер, пастель, уголь, сангина),  соответствующий художественному замыслу и  характеру портретируемого. Понимать скульптуру как вид  изобразительного искусства. Различать специфику и виды скульптуры. Знать материалы скульптуры. Применять в собственной художественно­ творческой деятельности глину, пластилин,  пластическую массу или другие доступные  ИКТ презентация ИКТ презентация 6.Сатирические образы  человека. 1час 15.02 7. Образные возможности  освещения в портрете 1час 22.02 8. Портрет в живописи. 1час 1.03 скульптурные материалы. Видеть и объяснять различие станковой,  монументальной и декоративной скульптуры. Знать и различать портрет в скульптуре. Участвовать в индивидуальной и коллективной формах дея­ тельности, связанной с созданием творческой  работы.  Видеть и объяснять различие шаржа и  карикатуры. Передавать средствами живописи  многообразие и красоту окружающего мира. Иметь представление об эмоциональном  влиянии цвета на воспринимающего человека. Различать основные и составные, теплые и  холодные цвета и уметь ими пользоваться в  работе. Осознанно передавать настроение и характер  изображаемого с помощью цвета. Понимать, почему освещение изменяет  восприятие Различать портрет как жанр изобразительного  искусства. Понимать специфику и виды портрета. Рассуждать о характере, намерениях,  внутреннем мире человека, изображенного на  портрете. Различать парадный и камерный портреты. ИКТ презентация ИКТ презентация ИКТ презентация Понимать разницу между живописным  портретом и фотографией. Иметь представление о стилизации в  искусстве. Уметь живописными средствами выразить  свое отношение к конкретному человеку. Понимать специфику живописи как вида  изобразительного искусства. Знать и использовать в собственной  художественной деятельности различные  материалы живописи. Понимать общее и специфичноевстанковой и  монументальной живописи. Осознавать межнациональный характер  искусства. Передавать средствами живописи  многообразие и красоту окружающего мира Участвовать в итоговой игре­викторине с  активным привлечением экспозиций музея, в  творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.  Распознавать и систематизировать  зрительный материал по портретному  искусству и систематизировать его по соци­ ально­стилевым признакам.  Размышлять и вести диалог об особенностях  художественного языка живописи и графики. Использовать в речи новые художественные  термины. ИКТ презентация ИКТ презентация 9. Роль цвета в портрете. 1час 15.03 4 четверть 4.  Человек и  пространство в  изобразительном  искусстве(8 часов) 1. Жанры в  изобразительном  искусстве. 1час 5.04 2Изображение  пространства 3. Правила линейной и  воздушной перспективы. 4. Пейзаж – большой мир.  Организация  изображаемого  пространства. 1час 12.04 1час 1час 19.04 26.04 5. Городской пейзаж. 1 час 3.05 .  Понимать специфику  жанров живописи как  вида изобразительного искусства. Знать и использовать в собственной  художественной деятельности различные  жанрыживописи. Понимать общее и специфичноевстанковой и  монументальной живописи. Передавать средствами различных жанров   живописи многообразие и красоту  окружающего мира. Иметь представление об эмоциональном  влиянии цвета на воспринимающего человека. Различатьлинейную и воздушную  перспективы. Понимать, почему художники любили  изображать природу. Знать выдающихся русских художников  пейзажистов – А. Саврасова, И. Левитана, И.  Шишкина, А. Куинджи. Уметь предать в пейзажном этюде различные  состояния природы. Понимать, почему художники иногда  представляют мир не таким, каким его  привыкли видеть мы. Различатьвиды пейзажа. Понимать, смысл городского и сельского  пейзажа Знать выдающихся русских художников  ИКТ презентация ИКТ презентация ИКТ презентация ИКТ презентация 6. Выразительные  возможности  изобразительного  искусства. Язык и смысл. 3ч 10.05 17.05 24.05 пейзажистов – А. Саврасова, И. Левитана, И.  Шишкина, А. Куинджи Уметь предать в пейзажном городском этюде  различные состояния природы. Понимать, что в основе любого произведения  искусства лежит неравнодушное,  эмоциональное отношение художника к миру,  понимание его ценностей. Осознавать условия  рождения  художественного образа. Уметь создавать яркий, запоминающийся  художественный образ человека, предмета,  явления.  VII     Описание учебно­методического и материально­технического обеспечения образовательного процесса по предмету «Изобразительное искусство» 6 класс Учебно­методическое обеспечение 1. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5­9 классы: пособие для учителей общеобразоват.  учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011.  2. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно­прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 6  класса/Под ред. Б.М. Неменского.­ М.: Просвещение, 2011.1.2.5.1.1.2 3. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»  ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 1. Дополнительная литература. 1. 2. 3. Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье / А. М. Вагъянц. – М. : ООО «Фирма МХК», 2000. Гоголев, К. И.  Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток : тесты, задачи / К. И. Гоголев. – М. : Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999. Изобразительное искусство. 2–8 классы. Создание ситуации успеха : коллекция интересных уроков / авт.­сост. А. В. Пожарская [и др.] – Волгоград: Учитель, 2010. Рубинштейн, Р. Как рисовали древние египтяне / Р. Рубинштейн // Юный художник. – 1984. – № 11. Рябцев, Ю. С. История русской культуры XI–XII веков / Ю. С. Рябцев. – М. : ВЛАДОС, 1997. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство / Н. М. Сокольникова. – Обнинск : Титул, 1996. Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура : тесты / К. М. Хоруженко. – М. : ВЛАДОС, 2000. Я познаю мир: Архитектура : детская энциклопедия. – М. : Астрель, 2002. Я познаю мир: Культура : детская энциклопедия. – М. : АСТ­ЛТД, 1998. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 1. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Кн. Для учителя. М., 1991. 2. Сокольникова Л.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в нач. школе. – М., 2002. 3. Болдырева ЕМ. Русская литература. XX век.: Уч. справочник. ­ М.: Дрофа, 2000.  4. Варданян Р.В. Мировая художественная культура: архитектура. ­ М.: Вла­дос;2003.  5. Грушевицкая Т.Г., Гузик М.А., Садохин А.П. Словарь по мировой художественной культуре. ­ М.: Академия, 2002.  6. Гузик М.А., Кузьменко ЕМ. Культура средневековья: занимательные игры: Кн. для учащихся 6­9 кл. ­ М.; Просвещение, 2000.  7. Гузик М.А. Учебный путеводитель по мировой худ.культуре: 6­9 кл. ­ М: Просвещение, 2000.  8. Гузик М.А. Русская культура: занимательные игры: Кн. для учащихся 6­9 кл.­М.: Просвещение. 2000.  9. Гузик М.А. Культура Древнего Востока: занимательные игры: Кн. для уч. 6­9 кл.­М.; Просвещение, 2000.  10. Кашекова И.Э. Язык пластических искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура. ­ М.: Просвещение, 2003.  11. Кашекова И. Э. От античности до модерна: Стили в художественной культуре.­М.: Просвещение, 2003.  12. Коровина В.Я. Фольклор и литература.­М.:Скрин, 1996.  13. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим: Дидактический материал. ­ М.: Просвещение. 2002.  14. Короткова М.В. Культура повседневности: история костюма. ­ М.: Вла­дос,2003.  15. Лайне С.В. Искусство XXвека: Россия, Европа. ­М.: Просвещение, 2003.  16. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. ­ М.: Просвещение, 2003.  17. Мосина Вал. Р., Мосина Вер. Р. Художественное оформление в школе и компьютерная графика: Учебное пособие. ­ М.: Академия,  2002. 18. Обернихина ГА. Литература и искусство Древней Руси на уроках в школе.­М.: Владос, 2001.  19. Розмари, Бартон. Атлас чудес света. ­ Бертельс манн Медиа Москау АО, 1995. 2. Интернет­ресурсы. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. – Режим доступа : http://www. standart.edu.ru Сетевое объединение методистов «СОМ». – Режим доступа : http://som.fio.ru Портал «Все образование». – Режим доступа : http://catalog.alledu.ru Федеральный портал «Российское образование». – Режим доступа : http://www.edu.ru Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа : http://www.school.edu.ru Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – Режим доступа : http://window.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school­collection.edu.ru Музейные головоломки. – Режим доступа : http://muzeinie­golovolomki.ru Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников. – Режим доступа : http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php Виртуальный музей искусств. – Режим доступа : http://www.museum­online.ru Академия художеств Бибигон. – Режим доступа : http://www.bibigon.ru Словарь терминов искусства. – Режим доступа : http://www.artdic.ru/index.htm http://www.orientmuseum.ru/art/roerich http://www.artsait.ru 3. Информационно­коммуникативные средства. џ Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (СD). џ Познавательная коллекция. Энциклопедия (CD). џ Живопись акварелью. Базовый уровень (DVD). џ Собственные компьютерные презентации. џ Рождение картины. В мастерской художника / Гос. Русский музей, Российский центр музейной педагогики и детского творчества, Российская академия образования. – СПб. : Гос. Рус. музей ; студия «Квадрат Фильм», 2003–2005. – (Серия образовательных видеофильмов «Русский музей – детям»). џ Шедевры русской живописи. – М. : ООО «Кирилл и Мефодий», 2002. џ «Русский музей». – [Б. м.] : ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия, 2005. џ Энциклопедия изобразительного искусства. – [Б. м.] : ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия, 2005. џ Мастера портрета». – Издательский дом «РАВНОВЕСИЕ», 2006. џ Шедевры архитектуры / NewMediaGeneration (CD­ROM). – М., 1997; 2002. Дополнительные пособия для учителя: 1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г. 2.Виноградова Г.Г.  Изобразительное искусство в школе. 3.И. П. Волков. Художественная студия в школе 4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для  учителя. ­ М.: Просвещение,  1991.­159с. 5. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе 6.  Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.:   Просвещение,2006  7. Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске «Как писать акварелью» перевод:   Наталии Мультатули. Издательство «Аврора», Санкт­Петербург, 1995 8. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.  9.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. 3­е изд. М., 1990. 10. Хворостов А. С., Декоративно­прикладное искусство в школе. М., 1981. 11.  Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе.    3­е изд. М., 1998. 12. Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995. 13. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе:   учебник. 3­е изд. М., 1997. 14. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература,  1998. – 208 с.: ил.. 15. Марысаев В.Б. Рисование: Теория. 3­5 классы. – М.: Рольф, 1999. – 80 с., с илл. – (Ступени). 16. ПаррамонЭдисионес. Живопись пастелью, мелками, сангинами и цветными карандашами. Полный курс живописи и рисунка.  Напечатано в Испании, январь 1992. 17. Ф.С. Рогинская. Передвижники. Издательство «Искусство», «АРТ­Родник», Москва 1997 Технические средства обучения  Компьютер, проектор Методический фонд  Репродукции картин  художников.  Муляжи для рисования   Изделия декоративно­прикладного искусства и народных промыслов.  Тела геометрические (конус, шар, цилиндр, призма)  Предметы для натурной постановки (кувшины, гипсовые и керамические вазы и др.).  Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.  VIII    .   Результаты освоения предмета «Изобразительное искусство».  По итогам освоения программы 6 класса обучающиеся должны знать/понимать: Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества: Выпускник научится: • понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией; • осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям; • понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека; • осознавать   главные   темы   искусства   и,   обращаясь   к   ним   в   собственной   художественно­творческой   деятельности,   создавать выразительные образы. Выпускник получит возможность научиться: • выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства; • определять   эстетические   категории   «прекрасное»   и   «безобразное»,   «комическое»   и   «трагическое»   и   др.   в   произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике; • различать произведения разных эпох, художественных стилей; • различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма). Духовно­нравственные проблемы жизни и искусства Выпускник научится: • понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества; • осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно­нравственного опыта поколений; • осмысливать на основе произведений искусства морально­нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией; • передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства; • осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города. Выпускник получит возможность научиться: • понимать   гражданское   подвижничество   художника   в   выявлении   положительных   и   отрицательных   сторон   жизни   в художественном образе; • осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека; • понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим. Язык пластических искусств и художественный образ • эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка; • понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве; • создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию,   форму,   ритм,   линию,   цвет,   объём,   фактуру;   различные   художественные   материалы   для   воплощения   собственного художественно­творческого замысла в живописи, скульптуре, графике; • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; • наблюдать,   сравнивать,   сопоставлять   и   анализировать   геометрическую   форму   предмета;   изображать   предметы   различной   формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; • использовать   декоративные   элементы,   геометрические,   растительные   узоры   для   украшения   изделий   и   предметов   быта,   ритм   и стилизацию   форм   для   создания   орнамента;   передавать   в   собственной   художественно­творческой   деятельности   специфику   стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Выпускник получит возможность научиться: • анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников; • понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу; •  анализировать  средства   выразительности,   используемые   художниками,   скульпторами,   архитекторами,   дизайнерами   для создания художественного образа. Виды и жанры изобразительного искусства • различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно­ прикладное искусство) и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; • различать виды декоративно­прикладных искусств, понимать их специфику;  • различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно­творческой   деятельности,   используя   различные   художественные   материалы   и   приёмы   работы   с   ними   для   передачи собственного замысла. Выпускник получит возможность научиться: • определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства; • понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств. Изобразительная природа фотографии, театра, кино • определять жанры и особенности художественной фотографии, её отличие от картины и нехудожественной фотографии; • понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино; • применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного спектакля (при наличии в школе технических возможностей — для школьного фильма); • применять компьютерные технологии в собственной художественно­творческой деятельности (PowerPoint, Photoshop и др.). Выпускник получит возможность научиться: • использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах; • применять в работе над цифровой фотографией технические средства Photoshop; • понимать  и   анализировать   выразительность   и   соответствие   авторскому   замыслу   сценографии,   костюмов,   грима   после просмотра спектакля; • понимать и анализировать раскадровку, реквизит, костюмы и грим после просмотра художественного фильма. Проверка знаний учащихся Критерии оценки устной формы ответов учащихся 1. Активность участия. 2. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность. 3. Самостоятельность. 4. Оригинальность суждений. Критерии оценки творческой работы Общая оценка работы обучающегося складывается из совокупности следующих компонентов: 1. Владение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание). 2. Владение   техникой:   как   ученик   пользуется   художественными   материалами,   как   использует   выразительные   художественные средства в выполнении задания. 3. Общее впечатление от работы. Творческий подход учащегося.   Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы. Формы контроля уровня обученности 1. Викторины 2. Кроссворды 3. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ               СОГЛАСОВАНО     СОГЛАСОВАНО Протокол ШМО учителей  гуманитарного цикла  МБОУ Грушевской ООШ от  _____ _____  2015 г. № _______ Руководитель ШМО: ___________ Л.А. Коваленко Заместитель директора по     УР _____________ Н.Л. Куцарь ______ _______ 2015 г.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2017