Рабочая программа по ИЗО 5 класс.
Оценка 4.9

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство
5 кл
06.06.2017
Рабочая программа по ИЗО 5 класс.
Рабочая программа по предмету ИЗО 5 класс.
Публикация является частью публикации:
Копия пояснит. записка 5-7-kl-izo_1 (1).docx
I   Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, (приказ Минобрнауки России от    ( приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644) Изобразительное искусство. Рабочая  программа. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 5 класса : пособие для учителей  общеобразоват.  учреждений  /  Б. М. Неменский,  Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, О.В.Островская. – М. : Просвещение, 2013. Цели программы: ­ воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, архитектуры и дизайна;  ­ освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально­практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно­прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; ­ овладению умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);  ­   формированию   устойчивого   интереса   к   изобразительному   искусству,   способности   воспринимать   его   исторические   и   национальные особенности. Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»: освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;  формирование опыта смыслового и эмоционально ­ ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;   формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально­пространственной формы;   формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно­значимой  развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;    ценности; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно­материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры; овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально­нравственной оценки;  овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической  организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.    II    Общая характеристика учебного предмета Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. учебных и жизненных ситуациях; пространственных формах; окружающего мира искусства; Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. Примерная программа по изобразительному искусству составлена на основе фундаментального ядра содержания общего среднего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Концепции художественного образования как фундамента системы эстетического воспитания школьников. Художественно- эстетическое развитие - важное условие социализации личности, содействующее ее вхождению в мир человеческой культуры. Художественное развитие осуществляется в практической деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества. Освоение изобразительного искусства в основной школе является продолжением художественно- эстетического образования и воспитания обучающихся в начальной школе, и опирается на полученный художественно- творческий опыт. Личностные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе: В ценностно - ориентационной сфере: ∙ Осмысленное и эмоционально- ценностное восприятие визуальных образов реальности в произведениях искусства; ∙ Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в ∙ Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления В трудовой сфере: ∙ Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами; В познавательной сфере: ∙ Овладение средствами художественного изображения; ∙ Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально- нравственной оценки; ∙ Формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры. Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе: В ценностно-ориентационной сфере: ∙ Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; ∙ Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в ∙ Умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира; В трудовой сфере; ∙ Обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных национальных образах предметно- материальной и пространственной среды и понимания красоты человека; ∙ Умение эстетически подходить к любому виду деятельности; В познавательной деятельности; ∙ Развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; ∙ Формирование способности к целостному художественному восприятию мира; Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; Предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе: В ценностно-ориентационной сфере: ∙ Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций; ∙ Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; В познавательной сфере; ∙ Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества; ∙ Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной ∙ Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства; В коммуникативной сфере: ∙ Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по искусству в словарях, справочниках, книгах ∙ Диалогический подход к освоению произведений искусства; ∙ Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков В трудовой сфере; произведений искусства; ∙ Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области живописи, графики, дизайна, декоративно- прикладного искусства). выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы; по искусству. В электронных информационных ресурсах; Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно­ творческую деятельность, художественно­эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности.  Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально­ пространственных искусств ­ живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно­прикладного искусства,  изображения в зрелищных и экранных искусствах.  Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.  Освоение изобразительного искусства в основной школе ­ продолжение художественно­эстетического образования, воспитания учащихся в  начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование  его художественно­творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства  посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.  Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно ­ нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него  качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.  Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида  искусства.  Тема 5 класса — «Декоративно­прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь   с   фольклором,   с  народными   корнями   искусства.   Здесь   в   наибольшей   степени   раскрывается   свойственный   детству   наивно­декоративный   язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.       Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется  в практической, деятель­ ностной форме в процессе личностного художественного творчества.  Основные формы учебной деятельности ­ практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами,  зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. В рабочей программе объединены практические художественно­творческие задания, художественно­эстетическое восприятие произведений  искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания  каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного  процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных  результатов обучения.  III    Место учебного предмета в учебном плане Данная рабочая программа «Декоративно ­ прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена  на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1­9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М.  Неменский.­ М.: Просвещение, 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,  воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые  определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания  и  языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства. Рабочая программа составлена на основе авторскай программы Б. М. Неменского, Примерной основной общеобразовательной программы 5 класса, ФГОС ООО,    с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом  Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство»  Количество часов в неделю – 1 ч. Количество часов–34ч.  Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа в году. В 5 классе Харитонов Владислав,(пр.№131 от19.05.2011г.) ,Гринчук Илона,(пр.№206 от 03.06.2013г.)  в  соответствии с рекомендациями  РПМПК   и на основании приказа директора МБОУ СОШ №194­ОД,от 01.09.2015г, обучаются по программе специального  (коррекционного) ,образовательного учреждения VII вида.         При составлении программы использовалась программа для обучающихся , с недостаточной подготовкой.          В целях успешного продвижения детей с ограниченными возможностями здоровья (VII вида),а также восполнение пробелов в освоении  образовательной программы общего образования, рабочая программа 5 класса по музыке  скорректирована следующим образом 1ч+1ч IV    Содержание программы по предмету «Изобразительное искусство» Изобразительное искусство в жизни человека ­ 34 часа 5 класс Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала  Содержание «Древние корни народного искусства. Символика цвета и формы» «Связь времен в народном искусстве» «­Человек, общество, время» «Декоративное искусство». Кол­во  часов 9 7 10 8 Всего  34 I четверть «Древние корни народного искусства» (9 ч)  Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать­земля, древо жизни, конь­лось­олень, птица, солнечные знаки),  крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с  народно­праздничными обрядами. Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция, декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды. 1тема. Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы. Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать­земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение  жизненно важных для человека смыслов, их условно­символический характер. Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать­земля, птица,  конь, солнце). Материалы: гуашь, кисть или восковыемелки, акварель или уголь, сангина, бумага. 2тема.Дом- космос. Единство конструкции и декора в народном жилище Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и  декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша,  фронтон ­ небо, рубленая клеть ­ земля, подклеть (подпол) ­подземно­водный мир). Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни. Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома  (полотенце, причелина, лобовая доска, наличники и т.д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную  композицию. Материалы:сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага. 3тема. Интерьер крестьянского дома. Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика  (потолок — небо,   пол —  земля,   подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство,  красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. Задание: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы  быта и труда) Материалы:карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага. 4тема. Конструкция, декор предметов народного быта  Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения мате­ риалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта,  выявление символического значения декоративных элементов. Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка и т.д.). Материалы: смешанная техника (рисунок восковыми мелками и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага. 5тема. Русская народный орнамент. Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента,  его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце. Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги  кружевами. Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага ножницы.. 6­7тема. Народная праздничная одежда. Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России. Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и  небесного в образном строе народной праздничной одежды. Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных и южных районов России в одном из  вариантов: а) украшение съемных деталей одежды для картонной игрушки –куклы; б) украшение крупных форм крестьянской одежды  (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом. Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель. 8­9тема. Народные праздничные гулянья. Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или  созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое  значение. Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов, репродукций. Урок можно построить как выступление  поисковых групп по проблемам народного искусства или как праздничное импровизационно­игровое действо в заранее подготовленном  интерьере народного жилища. IIчетверть «Связь времен в народном искусстве» (7 ч) Включение детей  в поисковые группы по изучению  традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы,  Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить  внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного  образа игрушки.    Древние образы в современных народных игрушках.  Искусство Гжели.  Городецкая роспись. Хохлома. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. 10 тема. Древние образы в современных народных игрушках Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности  пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке.  Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек. Задание: создание игрушки (пластилин или глина) своего образа и украшение ее декоративными элементами в соответствии с  традицией одного из промыслов. Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для лепки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь и тонкие кисти для  росписи. 11 тема. Единство форм и декора в игрушках Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности  пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке.  Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек. Задание: создание игрушки (пластилин или глина) своего образа и украшение ее декоративными элементами в соответствии с  традицией одного из промыслов. Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для лепки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь и тонкие кисти для  росписи. 12­ 13 тема Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и  скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением,  дополненный изящной линией. Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги нарядной  гжельской росписью.  Материал: белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти. Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной  культуры.Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные элементы  городецкой росписи. Птицы и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи. Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялкии др.)  украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи. Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонированная под дерево бумага. 13­14 тема.Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни.  Краткие сведения из  истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор,.Существует два типа  письма: верховое и фоновое. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с использованием элементов«травная» роспись, роспись «под  листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик,«Травная роспись». Материалы: гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, формочки под роспись. Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений хохломского промысла, подлинные образцы Хохломы. 15тема. Промыслы нашего края Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры».  «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту». Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обобщения  информации о тех промыслах, которые не были затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают  открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку. К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти. III четверть Декор – человек, общество, время. (10ч) Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно­прикладном искусстве разных  народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни  общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной  принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что  костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков­отличий. Эти знаки имеют общественно­символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной  Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно­знаковую, социальную роль костюма и, кроме того,  закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к  определенной эпохе.  Ознакомление с гербами и эмблемами Саратовской области происходит при определении символического характера языка герба как  отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики. Зачем людям украшения.  Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда «говорит» о человеке. Коллективная работа «Бал в интерьере дворца» О чём рассказывают нам гербы Саратовской области. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). 16 тема.Введение в проблематику четверти: зачем людям украшения.  Предметы   декоративного   искусства   несут   на   себе   печать   определенных   человеческих   отношений.   Украсить   ­  значит   наполнить   вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.  Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.  Задание: рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; роль украшения в жизни современного человека; выполнение объемного украшения в соответствии с современными модными тенденциями. Материалы: картон, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы. 17 тема. Украшения в  жизни древнего общества. Роль декоративно­прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно­прикладного искусства. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука­скарабея, ладьи вечности и др.). Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.  Задание:1. Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения­пекторали, браслета и др.), в котором используются характерные знаки­символы. 2. Выполнение эскиза костюма древних египтян высших и низших сословий общества. Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти. 18тема. Украшения в  жизни древнего общества. Декоративное искусство Древней Греции. . Декоративно­прикладное искусство Древней Греции. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения.  Задание: Выполнение эскиза костюма Древней Греции с учетом отличий в одежде у людей разных сословий. Материалы: гуашь, кисти, бумага, салфетки, ножницы, нитки, клей, цветная бумага, восковые мелки. 19 тема. Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись. Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Многообразие форм керамики. Задания: Создание по образцу греческой вазы. Материалы: бумага, гуашь, большие и маленькие кисти 20 тема. Что такое эмблемы, зачем они людям. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность гербов Саратова и городов  Саратовской области. История создания герба Саратова, Саратовской области и районных центров. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17 века и современности. Задания:Создание по образцу гербов Саратова и Саратовской области (коллективная работа). Материалы: картон, цветная бумага, клей, ножницы. 21 ­22 тема. Гербы и эмблемы. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность эмблем. Значение цвета в геральдике. Задания: Выполнение эмблемы спортивного общества. Материалы: бумага, гуашь, большие и маленькие кисти 23 тема. Декоративное искусство Западной Европы 17 века. Декоративно­прикладное искусство Западной Европы 17 века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнегреческое и древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же  ­ выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам. Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно­прикладном искусстве хуп века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.  3. Выполнение эскиза костюма Западной Европы 17 века высших и низших сословий общества в технике «коллаж». Материалы: гуашь, кисти, бумага, салфетки, ножницы, нитки, клей, цветная бумага, восковые мелки. 24­25  тема Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общества. Одежда французского двора второй половины 17  века. Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком ­ знаком положения человека в обществе, его роли в обществе. Сопоставление отличительных признаков костюма. Закрепление пройденного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах». Задание: выполнение итоговой коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных  предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию).  Материалы: бумага, гуашь, большие и маленькие кисти, кусочки ткани, клей, ножницы. 26  тема. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). Итоговая   игра­викторина   с   привлечением   учебно­творческих   работ,   произведений   декоративно­   прикладного   искусства   разных   времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.  Задания:выполнение различных аналитически ­ творческих заданий, например рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть  неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предмета быта, костюм,  архитектура) по стилистическому признаку.. Декоративное искусство в современном мире. (8 ч) IV четверть  Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя  произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе  воплощения замысла. Современное выставочное искусство. Ты сам ­ мастер декоративно­прикладного искусства (Витраж) Ты сам ­мастер декоративно­прикладного искусства ( мозаичное панно) Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!». 27 тема. Современное выставочное искусство. Многообразие материалов и техник современного декоративно­прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).  Современное   понимание   красоты   профессиональными   художниками  мастерами   декоративно­прикладного   искусства.   Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.  Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.  Задание: восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге,  связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных  средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала» на  примере экспозиции музея, создание дневника экскурсии. 28­29 тема. Современное повседневное и выставочное декоративное искусство. Витраж Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.  Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение задуманного витража. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.  Задания: 1. Выполнение творческой работы, в разных материалах и техниках. 2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно­прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками».  Материалы:бумага, кисти, гуашевые краски, фломастеры. 30­33 тема. Древние образы в современном декоративном искусстве. Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.  Технология работы с бумагой, постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее де­ коративное панно.  Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов бумаги  2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно­прикладному искусству на тему «Украсим  кабинет своими руками». Материалы: материалы для аппликации: цветная, бархатная, гофрированная, салфеточная, оберточная, жатая бумага,. 34­35 тема. Создание декоративной композиции. Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции.  Реализация разнообразных творческих замыслов, учетом свойств  тканных и нетканых материалов. Технология работы с нетрадиционными материалами. Постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей  работы в натуральную величину.   Оформление школьной выставки по итогам года Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов тканных и нетканых материалов. 2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно­прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками».  Материалы: материалы для аппликации: ткань цветная и однотонная, рогожка, сезаль, веревки, ленты, тесьма и т. д. 1 количество часов Древние корни  народного  искусства (9  часов) 1.Древние образы в  народном искусстве.  Символика цвета и  формы. Колич ество часов 1 час                                                      V    Тематическое планирование.  № п/п программы, Раздел Тема урока Универсальные учебные действия. УУД Уметь   объяснять  глубинные   смыслы   основных   знаков­символов  отмечать  их традиционного   крестьянского   уклада   жизни, лаконично выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных  образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок. 2. Дом ­ космос. Единство  конструкции и декора в  народном жилище. 3. Интерьер крестьянского дома 1 час 4. Конструкция и декор  предметов народного  быта. 1 час Создавать  выразительные   декоративно­образные   изображения   на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе  практической творческой работы. 1 час Понимать и объяснять целостность образного строя  традиционного крестьянского жилища, выраженного в его  трехчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл  знаков­образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного  убранства избы через конструктивную, декоративную и  изобразительную деятельность. Находить общее и различное в образном строе традиционного  жилища разных регионов России. Создавать эскизы декоративного убранства избы. Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы  устройства жилой среды крестьянского дома. Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой  среды. Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ.  Находить в них черты национального своеобразия. Создавать  цветовую композицию внутреннего пространства избы. Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре  традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать  о связи произведений крестьянского искусства с природой.  Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно  важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные  народным мастерам­умельцам. Изображать выразительную форму  предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать 5. Русский народный  орнамент. 1 час орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства. Анализировать и понимать особенности образного языка   народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов.  Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной,  выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив  (птицы, коня, всадника, матери­земли, древа жизни) дополняя его  орнаментальными поясами.Использовать традиционные по  вышивке сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного  обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность  и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности  декоративной формы. 6. Народная праздничная  одежда. 2 часа Понимать и анализировать образный строй народного костюма,  давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора  женского праздничного костюма с мировосприятием и  мировоззрением  предков. Объяснять общее и особенное в образах  народной праздничной одежды разных регионов на примере  Белгородской области. Осознать значение традиционной русской  одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать  эскизы народного праздничного костюма и его отдельных  элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты  национального своеобразия. Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех  видов творчества. Участвовать в художественной жизни класса,  школы. Создать атмосферу живого общения и красоты.  Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в  народных действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства,  экспертов, народных мастеров. Находить общие черты в разных  7. Праздничные народные  гулянья. 2 часа 2. Связь времен в  народном  искусстве (7  часов) 1. Древние образы в  современных народных  игрушках 2. Единство форм и  декора в игрушках 1час 2часа 3. Народные промыслы.  Их истоки и современное  развитие 2часа произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства.  Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и  изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность  уникального крестьянского искусства как живой традиции. Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной  народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.  Распознавать и называть игрушки ведущих народных  художественных промыслов. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с  созданием  выразительной формы игрушки и украшением ее  декоративной росписью в традиции одного из промыслов.  Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на  народные традиции игрушки. Осваивать характерные для того или  иного промысла основные элементы народного орнамента и  особенности цветового строя. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать  эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.  Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в  произведениях Гжели.  Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях  гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского кистевого мазка ­ «мазка с тенями».  Создавать композицию росписи в процессе практической  творческой работы. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение,  эстетически оценивать произведения Хохломы.  Иметь представление о видах хохломской росписи («травка»,  роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать 4. Предметы народных  промыслов в нашей  повседневной жизни 5. Промыслы нашего края. 1час 1час 3 Человек,  общество,  время(11 часов) 1. Введение в  проблематику четверти:  зачем людям украшения 1час 2. Украшения в жизни  древних обществ. 1час композицию травной росписи в единстве с формой, используя  основные элементы травного узора. Объяснять важность сохранения традиционных художественных  промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Различать и называть произведения ведущих центров народных  художественных промыслов.  Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и  систематизацией художественно­познавательного материала.  Участвовать в презентации выставочных работ.  Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве». Характеризовать смысл декора не только как украшения, но  прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина  вещи (носителя, пользователя).  Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с  формой его воплощения в произведениях декоративно­прикладного  искусства.  Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит  украсить вещь.  Эмоционально воспринимать, различать по характерным  признакам произведения декоративно­прикладного искусства  древнего Египта, давать им эстетическую оценку. Выявлять в произведениях декоративно­прикладного искусства  связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов,  а также единство материалов, формы и декора. Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного  материала) по декоративно­прикладному искусству Древнего  Египта.  Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье) по мотивам декоративно­прикладного искусства Древнего Египта.  Овладевать навыками декоративного обобщения в процесс е  выполнения практической творческой работы.  Высказываться о многообразии форм и декора в одежде и декоре   народов Древней Греции,  Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в  обществе.  Участвовать в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной  с созданием творческой работы.  Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий  стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов  быта и одежды людей.  Понимать смысловое значение изобразительно­декоративных  элементов в гербе родного города и городов области.  Определять, называть символические элементы герба и  использовать их при создании герба.  Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного,  декоративного и изобразительного элементов.  Создавать декоративную композицию герба, в соответствии с  традициями цветового и символического изображения гербов  Саратова. Высказываться  о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у  людей разных сословий.  Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и  познавательного материала по теме «Костюм разных социальных  групп в разных странах».  3. Украшения в жизни  древних обществ.  Декоративное искусство  Древней Греции. 4. Украшения в жизни  древних обществ.  Греческая вазопись. 1час 1час 5. Что такое эмблемы,  зачем они людям. 6. Гербы и эмблемы. 1час 2часа 1час 1час 7. Декоративное искусство Западной Европы 17 века 8. Выражение в одежде  принадлежности к  различным слоям  общества. Одежда  французского двора второй половины 17 века 9. Выражение в одежде  принадлежности человека  к различным слоям  общества 10. Роль декоративного  искусства в жизни  общества 1час 1час 4. Декоративное  искусство(8 часов) 1. Современное  повседневное и  выставочное декоративное искусство 1час Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в  обществе.  Участвовать в коллективной форме деятельности, связанной с  созданием творческой работы.  Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий  стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов  быта и одежды людей. Участвовать в итоговой игре­викторине с активным привлечением  экспозиций музея, в творческих заданиях по обобщению изучаемого  материала.  Распознавать и систематизировать зрительный материал по  декоративно­прикладному искусству и систематизировать его по  социально­стилевым признакам.  Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.  Размышлять и вести диалог об особенностях художественного  языка классического декоративно­прикладного искусства и его  отличии от искусства народного (крестьянского).  Использовать в речи новые художественные термины. Ориентироваться в широком разнообразии современного  декоративно­прикладного искусства, различать по материалам,  технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку,  литье, гобелен и т. д.  Выявлять и называть характерные особенности современного  декоративно­прикладного искусства.  Находить и определять в произведениях декоративно­прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и  изобразительного видов деятельности, а также неразрывное  единство материала, формы и декора.  Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно­ прикладным искусством.  Объяснять отличия современного декоративно­прикладного 2. Современное  повседневное и  выставочное декоративное искусство. Витраж. 2часа 3. Древние образы в  современном  декоративном искусстве 2часа 4. Создание коллективной  декоративной работы 3часа искусства от традиционного народного искусства.  Разрабатывать, создавать эскизы коллективных∙ панно, витражей,  коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.  Пользоваться языком декоративно­прикладного искусства,  принципами декоративного обобщения в процессе выполнения  практической творческой работы.  Владеть практическими навыками выразительного использования  формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе  создания плоскостных или объемных декоративных композиций.  Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.  е. вести работу по принципу «от простогок сложному».  Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. Разрабатывать, создавать эскизы коллективных∙ панно, витражей,  коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.  Пользоваться языком декоративно­прикладного искусства,  принципами декоративного обобщения в процессе выполнения  практической творческой работы.  Владеть практическими навыками выразительного использования  формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе  создания плоскостных или объемных декоративных композиций.  Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.  е. вести работу по принципу «от простогок сложному».  Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. Разрабатывать, создавать эскизы панно, коллажей, декоративных  украшений интерьеров школы.  Пользоваться языком декоративно­прикладного искусства,  принципами декоративного обобщения в процессе выполнения  практической творческой работы. Владеть практическими  навыками выразительного использования формы, объема, цвета,  фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объемных декоративных композиций.  Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.  е. вести работу по принципу «от простого к сложному».  Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.    VI     Календарно­тематическое планирование. № п/п 1 Раздел программы, количество часов Древние корни  народного  искусства (9  часов) Тема урока 1.Древние образы в народном искусстве.  Символика цвета и формы. 2. Дом ­ космос. Единство конструкции и  декора в народном жилище. 3. Интерьер крестьянского дома 4. Конструкция и декор предметов народного  быта. 5. Русский народный орнамент. 6. Народная праздничная одежда. Количеств о часов 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 2 часа Сроки Виды учебной деятельности. проведени я  Выполнение рисунка на тему  древних образов в узорах  вышивки, росписи, резьбе по  дереву (древо жизни, мать­ земля, птица, конь, солнце). создание эскиза  декоративного убранства избы  создание эскиза  декоративного убранства избы  выполнение эскиза  декоративного убранства  предметов крестьянского  быта (ковш, прялка и т.д  создание эскизов народного  праздничного костюма  создание эскизов народного  праздничного костюма 7. Праздничные народные гулянья. 1. Древние образы в современных народных  игрушках 2 часа 1час ИКТ презентация  создание игрушки  (пластилин или глина) 2. Связь времен в  народном  искусстве (7  часов) 2. Единство форм и декора в игрушках 3. Народные промыслы. Их истоки и  современное развитие 4. Предметы народных промыслов в нашей  повседневной жизни 5. Промыслы нашего края. 3 Человек,  общество,  время(11 часов) 1. Введение в проблематику четверти: зачем  людям украшения 2. Украшения в жизни древних обществ. 2часа 2часа 1час 1час 1час 1час 3. Украшения в жизни древних обществ.  Декоративное искусство Древней Греции. 4. Украшения в жизни древних обществ.  Греческая вазопись. 5. Что такое эмблемы, зачем они людям. 6. Гербы и эмблемы. 7. Декоративное искусство Западной Европы  17 века 1час 1час 1час 2часа 1час создание игрушки (пластилин или глина) выразительной посудной  формы с характерными  деталями (носик, ручка,  крышечка ИКТ презентация  выполнение фрагмента  росписи по мотивам  хохломской росписи ИКТ презентация выполнение эскиза одного из  предметов быта (доска для  резки хлеба Выполнение эскиза костюма  древних египтян ИКТ презентация ИКТ презентация  Выполнение эмблемы  спортивного общества. ИКТ презентация 4. Декоративное  искусство(8 часов) 8. Выражение в одежде принадлежности к  различным слоям общества. Одежда  французского двора второй половины 17 века 9. Выражение в одежде принадлежности  человека к различным слоям общества 10. Роль декоративного искусства в жизни  общества 1. Современное повседневное и выставочное  декоративное искусство 2. Современное повседневное и выставочное  декоративное искусство. Витраж. 3. Древние образы в современном  декоративном искусстве 4. Создание коллективной декоративной  работы 1час 1час 1час 2час 2часа 2часа 2часа 5.04 12.04 19.04 26.04 3.05 10.05 17.05 24.05 . Выполнение эскиза костюма  Западной Европы 17 века ИКТ презентация ИКТ презентация  Выполнение творческой  работы, в разных материалах и техниках.  Выполнение творческой  работы, в разных материалах и техниках. ИКТ презентация    VII     Описание учебно­методического и материально­технического обеспечения образовательного процесса по предмету «Изобразительное искусство» : Учебно­методическое обеспечение 1. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5­9 классы: пособие для учителей общеобразоват.  учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011.  2. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно­прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5  класса/Под ред. Б.М. Неменского.­ М.: Просвещение, 2011.1.2.5.1.1.2. 3. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство» 4. Инструктивно­методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство»   в 2012­2013 учебном году в  общеобразовательных учреждениях Белгородской области». 5. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5­7 классы. Музыка. 5­7 классы. Искусство. 8­9 классы. –  М.Просвещение, 2010. – 48с. – (Стандарты второго поколения). 6.Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5­7 классы. Музыка. 5­7 классы. Искусство. 8­9 классы: проект.  – 2­е изд. ­ М.Просвещение, 2011. – 176с. – (Стандарты второго поколения). 2. Интернет­ресурсы. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. – Режим доступа : http://www. standart.edu.ru Сетевое объединение методистов «СОМ». – Режим доступа : http://som.fio.ru Портал «Все образование». – Режим доступа : http://catalog.alledu.ru Федеральный портал «Российское образование». – Режим доступа : http://www.edu.ru Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа : http://www.school.edu.ru Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – Режим доступа : http://window.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school­collection.edu.ru Музейные головоломки. – Режим доступа : http://muzeinie­golovolomki.ru Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников. – Режим доступа : http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php Виртуальный музей искусств. – Режим доступа : http://www.museum­online.ru Академия художеств Бибигон. – Режим доступа : http://www.bibigon.ru Словарь терминов искусства. – Режим доступа : http://www.artdic.ru/index.htm http://www.orientmuseum.ru/art/roerich http://www.artsait.ru 3. Информационно­коммуникативные средства. џ Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (СD). џ Познавательная коллекция. Энциклопедия (CD). џ Живопись акварелью. Базовый уровень (DVD). џ Собственные компьютерные презентации. џ Рождение картины. В мастерской художника / Гос. Русский музей, Российский центр музейной педагогики и детского творчества, Российская академия образования. – СПб. : Гос. Рус. музей ; студия «Квадрат Фильм», 2003–2005. – (Серия образовательных видеофильмов «Русский музей – детям»). џ Шедевры русской живописи. – М. : ООО «Кирилл и Мефодий», 2002. џ «Русский музей». – [Б. м.] : ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия, 2005. џ Энциклопедия изобразительного искусства. – [Б. м.] : ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия, 2005. џ Мастера портрета». – Издательский дом «РАВНОВЕСИЕ», 2006. џ Шедевры архитектуры / NewMediaGeneration (CD­ROM). – М., 1997; 2002. Дополнительные пособия для учителя: 1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г. 2.Виноградова Г.Г.  Изобразительное искусство в школе. 3.И. П. Волков. Художественная студия в школе 4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для  учителя. ­ М.: Просвещение,  1991.­159с. 5. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе 6.  Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.:   Просвещение,2006  7. Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске «Как писать акварелью» перевод:   Наталии Мультатули. Издательство «Аврора», Санкт­Петербург, 1995 8. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.  9.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. 3­е изд. М., 1990. 10. Хворостов А. С., Декоративно­прикладное искусство в школе. М., 1981. 11.  Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе.    3­е изд. М., 1998. 12. Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995. 13. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе:   учебник. 3­е изд. М., 1997. 14. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература,  1998. – 208 с.: ил.. 15. Марысаев В.Б. Рисование: Теория. 3­5 классы. – М.: Рольф, 1999. – 80 с., с илл. – (Ступени). 16. ПаррамонЭдисионес. Живопись пастелью, мелками, сангинами и цветными карандашами. Полный курс живописи и рисунка.  Напечатано в Испании, январь 1992. 17. Ф.С. Рогинская. Передвижники. Издательство «Искусство», «АРТ­Родник», Москва 1997 Технические средства обучения  Компьютер, проектор Методический фонд  Репродукции картин  художников.  Муляжи для рисования   Изделия декоративно­прикладного искусства и народных промыслов.  Тела геометрические (конус, шар, цилиндр, призма)  Предметы для натурной постановки (кувшины, гипсовые и керамические вазы и др.).  Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.  VIII    .   Результаты освоения предмета  «Изобразительное искусство».  По итогам освоения программы 5 класса обучающиеся должны знать/понимать: Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества: Выпускник научится: • понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией; • осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям; • понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека; • осознавать   главные   темы   искусства   и,   обращаясь   к   ним   в   собственной   художественно­творческой   деятельности,   создавать выразительные образы. Выпускник получит возможность научиться: • выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства; • определять   эстетические   категории   «прекрасное»   и   «безобразное»,   «комическое»   и   «трагическое»   и   др.   в   произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике; • различать произведения разных эпох, художественных стилей; • различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма). Духовно­нравственные проблемы жизни и искусства Выпускник научится: • понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества; • осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно­нравственного опыта поколений; • осмысливать на основе произведений искусства морально­нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией; • передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства; • осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города. Выпускник получит возможность научиться: • понимать   гражданское   подвижничество   художника   в   выявлении   положительных   и   отрицательных   сторон   жизни   в художественном образе; • осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека; • понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим. Язык пластических искусств и художественный образ • эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка; • понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве; • создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию,   форму,   ритм,   линию,   цвет,   объём,   фактуру;   различные   художественные   материалы   для   воплощения   собственного художественно­творческого замысла в живописи, скульптуре, графике; • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; • наблюдать,   сравнивать,   сопоставлять   и   анализировать   геометрическую   форму   предмета;   изображать   предметы   различной   формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; • использовать   декоративные   элементы,   геометрические,   растительные   узоры   для   украшения   изделий   и   предметов   быта,   ритм   и стилизацию   форм   для   создания   орнамента;   передавать   в   собственной   художественно­творческой   деятельности   специфику   стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Выпускник получит возможность научиться: • анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников; • понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу; •  анализировать  средства   выразительности,   используемые   художниками,   скульпторами,   архитекторами,   дизайнерами   для создания художественного образа. Виды и жанры изобразительного искусства • различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно­ прикладное искусство) и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; • различать виды декоративно­прикладных искусств, понимать их специфику;  • различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно­творческой   деятельности,   используя   различные   художественные   материалы   и   приёмы   работы   с   ними   для   передачи собственного замысла. Выпускник получит возможность научиться: • определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства; • понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств. Изобразительная природа фотографии, театра, кино • определять жанры и особенности художественной фотографии, её отличие от картины и нехудожественной фотографии; • понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино; • применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного спектакля (при наличии в школе технических возможностей — для школьного фильма); • применять компьютерные технологии в собственной художественно­творческой деятельности (PowerPoint, Photoshop и др.). Выпускник получит возможность научиться: • использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах; • применять в работе над цифровой фотографией технические средства Photoshop; • понимать  и   анализировать   выразительность   и   соответствие   авторскому   замыслу   сценографии,   костюмов,   грима   после просмотра спектакля; • понимать и анализировать раскадровку, реквизит, костюмы и грим после просмотра художественного фильма. Проверка знаний учащихся Критерии оценки устной формы ответов учащихся 1. Активность участия. 2. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность. 3. Самостоятельность. 4. Оригинальность суждений. Критерии оценки творческой работы Общая оценка работы обучающегося складывается из совокупности следующих компонентов: 1. Владение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание). 2. Владение   техникой:   как   ученик   пользуется   художественными   материалами,   как   использует   выразительные   художественные средства в выполнении задания. 3. Общее впечатление от работы. Творческий подход учащегося.   Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы. Формы контроля уровня обученности 1. Викторины 2. Кроссворды 3. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ               СОГЛАСОВАНО     СОГЛАСОВАНО Протокол ШМО учителей  гуманитарного цикла  МБОУ Грушевской ООШ Заместитель директора по УР _____________ Н.Л. Куцарь от  _____ _____  2015 г. № _______ Руководитель ШМО: ___________ Л.А. Коваленко ______ _______ 2015 г. Тест по изобразительному искусству для 5 класса 1. Из перечисленного ниже списка выберите и подчеркните предметы, входящие в убранство и интерьер русской избы:   ­ печь, стол компьютер, лавка­конник, полати, домашний кинотеатр, прялка, вышитое полотенце,  расписная посуда, телевизор. 2. Перечислите  графические материалы в изобразительном искусстве ________, _______, ______, _______, ___________________, _______________ 3. Подчеркните те из перечисленных ниже элементов одежды, которые входят в народный женский наряд: .    ­ кокошник, лента, пальто, кичка, сорока, рубаха, юбка, сарафан, понева, передник – запон,  душегрея. 4.  Выберите верное определение и подчеркните его: А) геральдика – наука о денежных знаках и монетах; Б) геральдика – наука о гербах и их прочтении; В) геральдика – наука о марках. 5. Какая композиция называется симметричной.  А) изображение слева подобно изображению справа Б) выверенное чередование В) изучение закономерностей 6. Какие цвета являются основными А) красный, синий, зеленый Б) красный, желтый, синий В) красный фиолетовый, синий 7.  Натюрморт – это изображение: А) мертвой натуры Б) живой натуры 8.  Назовите ахроматические цвета? ______________, ____________, ___________ 9.  Приведите пример теплой цветовой гаммы: А) красный, оранжевый, коричневый Б) синий, голубой, фиолетовый, розовый.красный, желтый В) зеленый, черный, серый, белый, красный 10. Что такое ритм? А) выразительность и гармония Б) Чередование изобразительных элементов В) полноправный элемент композиции Подчеркните правильное окончание определения: 11.    В линейной перспективе все предметы при удалении а) увеличиваются   б) уменьшаются   в) остаются без изменений. В линейной перспективе параллельные линии по мере удаления от наблюдателя   а) сходятся в одной точке   б) остаются параллельными   в) расходятся. В воздушной перспективе предметы при удалении а) четкие  б) покрыты дымкой, расплывчаты.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.

Рабочая программа по ИЗО 5 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2017