Изучение факультативного курса «Краеведение» не только прививает любовь к родному краю, но и побуждает к стремлению знать его историю и культуру. Начальный курс краеведения - курс интегрированный: в нем объединены исторический, культурный, географический материалы. Учащиеся с опорой на собственный опыт составляют целостную картину жизни своего края, устанавливают связь живущих в нем поколений.
Программа рассматривает знания не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств, эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности.
Цель факультативного курса:
• формирование представлений об исто¬рии и культуре народов края, формирование и развитие социального опы¬та школьника.
Задачи обучения:
• формирование познавательных способностей, логического мышления, творческой деятельности;
• развитие УУД, эрудиции и предпосылок научного мировоззрения;
• воспитание интереса к истории родного края, стремления использовать знания в повседневной жизни; воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир.
Программа факультативного курса изучается на уровне начального общего образования, разработана для учащихся 2 класса – 34 часа.
РП факультатив краеведение.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13»
г. Глазова Удмуртской Республики
«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании ШМО Директор МБОУ «СОШ №13»
«31» августа 2017г. Е. Б. Биянова
Протокол № 1 « 31» августа 2017г.
Приказ № 068/91
«ПРИНЯТО»
на заседании
педагогического совета
«31» августа 2017г.
Протокол № 1
Рабочая программа
по факультативному курсу «Краеведение»
2Б класс
Составитель: Ворончихина Ирина Геннадьевна
учитель начальных классов
20172018 учебный год
2017 г. Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе следующих документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
№273ФЗ
2. Федеральный государственный образовательного стандарт начального общего
образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373)
3. Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования
РФ
«Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации
4.
обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г.
№ 189 «О введении в действие санитарноэпидемиологических правил и нормативов
СанПиН 2.4.2.282110»
5. Образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ №13»
6. Устав МБОУ «СОШ №13».
Изучение факультативного курса «Краеведение» не только прививает любовь к
родному краю, но и побуждает к стремлению знать его историю и культуру. Начальный
курс краеведения курс интегрированный: в нем объединены исторический, культурный,
географический материалы. Учащиеся с опорой на собственный опыт составляют
целостную картину жизни своего края, устанавливают связь живущих в нем поколений.
Программа рассматривает знания не как самоцель, а как средство развития
мышления детей, их чувств, эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности.
Цель факультативного курса:
формирование представлений об истории и культуре народов края, формирование
и развитие социального опыта школьника.
логического мышления,
развитие УУД, эрудиции и предпосылок научного мировоззрения;
воспитание интереса к истории родного края, стремления использовать знания в
Задачи обучения:
• формирование познавательных способностей,
творческой деятельности;
•
•
повседневной жизни; воспитание эмоциональноположительного взгляда на мир.
Программа факультативного курса изучается на уровне начального общего
образования, разработана для учащихся 2 класса – 34 часа.
Построение курса краеведения в начальной школе отражает системный историко
этнокультурный подход к изучению родного края и обеспечивает возможность
разностороннего развития учащихся, формирования позитивного мировоззрения.
В основе методики преподавания курса «Краеведение» лежит проблемно
поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное
освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств,
составляющих единую информационнообразовательную среду. Учащиеся ведут
наблюдения общественной жизни и явлений природы, выполняют практические
работы, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.
Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для успешного
решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми
различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране
среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие
ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и в
парке, музее, библиотеке и т. д. Большое значение для достижения планируемых
результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая
предусмотрена в каждом разделе программы.
Планируемый результат
Особенностью содержания современного начального образования является не
только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и
формирование универсальных учебных действий (УУД) в личностных, коммуникативных,
познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации
самостоятельной учебной деятельности.
Принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие
познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких
то конкретных знаний и умений.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к
семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Осознание основ своей этнической принадлежности.
— Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
— Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к
работе на результат.
Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
находить средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового
характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять
наиболее эффективные способы достижения результата.
— Использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных
задач. — Использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки,
анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и
учебного предмета.
— Овладение построением сообщений в устной и письменной речи.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— Устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге событий.
Предметные результаты
находить на карте России Удмуртию, местоположение на ней столицы Ижевска
Второклассники научатся:
и города Глазова;
(проектной) деятельности;
знать историю города Глазова;
иметь представление о заводском Глазове;
знать научные достижения жителей Удмуртии;
называть музыкантов, художников и писателей Глазова;
знать спортивную славу Глазова;
уметь описывать памятные места города;
собирать сведения из разных источников по теме исследовательской
оформлять грамотно и эстетично свою работу;
уметь презентовать свою исследовательскую работу.
Второклассники получат возможность научиться:
характеризовать особенности своего города;
выделять отличительные особенности того или иного народов Удмуртии;
давать описание некоторых календарных, народных праздников.
Формы текущего контроля: контрольные вопросы, исследовательская работа,
проекты.
Учебнотематический план
№ Наименование темы
Всего
часов
В том числе
лекции
практикумы
семинар
ы
1 Удмуртия на карте
5 часов
России
2 История имён и
3 часа
названий
3 Культура и традиции
8 часов
народов
Почему языки такие
4
6 часов
5 часов
3 часа
8 часов
6 часов
Форма
контроля
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы разные
5 Межэтническо
6
е общение
Общечеловеческие,
традиционные и
семейные ценности
6 часов
6 часов
Итого:
34 часа
Вопросы
Вопросы
6 часов
6 часов
34 часа Учебнотематический план курса краеведения во 2 классе «Я, моя семья, мои соседи» (34 ч)
№ п/п
Тема урока
Колво
часов
Характеристика основных видов учебной деятельности
ученика
Удмуртия на карте России – 5 ч
1
Удмуртия на карте России.
23
В мире живого и зелёного.
Водоёмы. «Зелёные острова»
города.
Природа и человек.
1
2
1
1
Находит на карте России Удмуртию, местоположение на ней
столицы Ижевска, на карте Удмуртии – своего районного центра и
населённого пункта.
Определяет особенности местоположения своего населённого пункта
и городов Удмуртии.
Выделяет особенности природы своего края(рельеф, погода(её
изменения по временам года), наиболее распространённые полезные
ископаемые(нефть, глина, песок, торф), водоёмы (реки, пруды,
болота, родники), растения и животные природных сообществ своего
края).
Имеет представления об экологии, о роли природы в жизни человека,
о тесной взаимосвязи человека и природы.
История имён и названий – 3 ч
4
5
6
7
8
История происхождения названия
моего города, улицы.
Происхождение моего имени.
Мои корни.
1
1
1
Находит на карте и называют культурные и исторические
памятники своей местности.
Имеет представление об истории происхождения своего города.
Собирает сведения о своих предках.
Собирает и анализирует материал о происхождении своей
семьи.
Культура и традиции народов – 8 ч
910
1112
«Национальные цвета» Удмуртии.
Народные праздники.
13
Традиционная кухня народов.
2
2
1
Находят на карте расселение некоторых народов мира.
Называет, какие народы проживают в Удмуртии.
Выделяет некоторые отличительные особенности того или
иного народа. 1415
Тайны бабушкиного сундука.
16
Декоративно – прикладное
искусство.
2
1
Называет и дает описание некоторых календарных, народных,
религиозных, семейных праздников.
Умеет эмоционально откликаться на красоту народных
праздников, сцен быта, труда, отражённых в произведениях
искусства.
Имеет представление о многообразии религий и верований
народов, населяющих Удмуртию.
Имеет представление о разнообразии традиционных
национальных блюд.
Рассказывает о видах и способах приготовления традиционной
пищи у разных народов.
Имеет представление о народной традиционной одежде.
Различает одежду мужскую, женскую, повседневную,
праздничную.
Умеет рисовать традиционную народную одежду или одевать
куклу в национальный костюм.
Знает, что такое ремесло и декоративноприкладное искусство.
Имеет представление о видах декоративноприкладного
искусства, распространённого в Удмуртии.
Почему языки такие разные – 6 ч
1719
2022
Родной язык. Государственный
язык. Языки наших соседей.
Учимся общаться на разных
языках.
3
3
Находит на карте расселение некоторых народов мира и знают,
на каких языках они говорят.
Называет, какие народы проживают в Удмуртии и на каких
языках они говорят.
Понимает значение терминов «родной язык», «государственный
язык».
Составляет и знает «словарик дружбы» в рекомендованном
объёме не менее, чем на трёх языках, носители которых учатся
в классе.
Использует лексику родного языка в общении со сверстниками
и учителем. Межэтническое общение – 6 ч
2324
2526
Разные народы – разное
поведение.
Культура межэтнического
общения.
2728
Народные игры и общение.
2
2
2
Имеет представление о разных формах приветствия, прощания
и др. у некоторых народов.
Умеет знакомиться с другими школьниками и соседями, детьми
на игровой площадке.
Умеет сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища,
высказывать своё мнение.
Знает не менее 3 народных игр и умеют играть в них.
Общечеловеческие, традиционные и семейные ценности – 6 ч
2931
Семейные раритеты.
32
Ценности учебного сообщества.
3334
Я исследователь
3
1
2
Понимает важность уважительного и заботливого отношения к
близким и окружающим людям, к одноклассникам, друзьям,
соседям.
Имеет представление о понятии «раритет».
Имеет представление о духовных ценностях учебного
сообщества: класса, школы.
Создает коллаж на заданную тему.
Учителя, работающие по данной рабочей программе, оставляют за собой право вносить изменения в течение года в связи с появлением
резерва времени или уплотнением программы, в выборе дополнительного объема раскрытия темы, в выборе организационных форм обучения, с
учетом специфики обучения на данной ступени, учебноматериальной базы школы. Учебнометодическое материальнотехническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и
средств материально
технического обеспечения
1. Учебник
2. Методические пособия
Примечания
Книгопечатная продукция
Н.Т.Козлова, А.Ю. Украинцева. Учебное пособие
«Мой край Удмуртия» 2 класс. Ижевск.
«Удмуртия» 2013 год.
Т.С.Андреева «Удмуртия навеки с Россией» Ижевск
«Удмуртия» 2008г
А.И. Суханов «История нашего края», учебное
пособие для школ Удм. АССР. – Ижевск, 1981г.
М.Г.Иванова «История Удмуртии», г.Ижевск,
«Удмуртия», 2006г.;
Н.Т.Козлова, А.Ю.Украинцева «Наш край», г.
Ижевск, «Удмуртия», 2006 г;
«Удмуртские народные сказки, мифы и легенды»
Н.П.Кралина/ составление, перевод и предисловие.
Ижевск: Удмуртия, 2008
Красная книга Удмуртской Республики. Ижевск.
«Удмуртия» 2001 год.
Технические средства обучения
Персональный компьютер
Колонки
Экран
Проектор
Принтер
1
1
1
1
1
Учебнопрактическое и учебнолабораторное оборудование
Ученические столы двухместные
с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников,
дидактических материалов,
пособий и пр.
Настенные доски (магнитная)
Оборудование класса
15 столов, 30 стульев
1
3
1 Список литературы для учителя
1. «Удмуртские народные сказки, мифы и легенды» Н.П.Кралина/ составление, перевод и
предисловие. Ижевск: Удмуртия, 2008
1. Н.Т.Козлова, А.Ю. Украинцева. Учебное пособие «Мой край Удмуртия» 2 класс.
Ижевск. «Удмуртия» 2013 год.
2. Красная книга Удмуртской Республики. Ижевск. «Удмуртия» 2001 год.
4. М.Г. Иванова «История Удмуртии», г. .Ижевск, «Удмуртия», 2009г.
5. Н.Т.Козлова, А.Ю. Украинцева «Наш край», г.Ижевск, «Удмуртия», 2008г
6. Т.С.Андреева «Удмуртия навеки с Россией» Ижевск «Удмуртия» 2008г
Список литературы для учащихся
1. «Удмуртские народные сказки, мифы и легенды» Н.П.Кралина/ составление, перевод и
предисловие. Ижевск: Удмуртия, 2008
2. Н.Т.Козлова, А.Ю. Украинцева. Учебное пособие «Мой край Удмуртия» 2 класс.
Ижевск. «Удмуртия» 2013 год.
3. Красная книга Удмуртской Республики. Ижевск. «Удмуртия» 2001 год.
4. Т.С.Андреева «Удмуртия навеки с Россией» Ижевск «Удмуртия» 2008г
Рабочая программа по краеведению 2 класс
Рабочая программа по краеведению 2 класс
Рабочая программа по краеведению 2 класс
Рабочая программа по краеведению 2 класс
Рабочая программа по краеведению 2 класс
Рабочая программа по краеведению 2 класс
Рабочая программа по краеведению 2 класс
Рабочая программа по краеведению 2 класс
Рабочая программа по краеведению 2 класс
Рабочая программа по краеведению 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.