Цель факультативного курса: научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи:
• развития речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• стремления совершенствовать свою речь,
• формирования универсальных действий на межпредметном уровне,
• способствует развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики,
• учит толерантности, диалогу культур и воспитывает уважение многонационального состава российского общества.
Программа факультативного курса изучается на уровне начального общего образования, разработана для учащихся 2 класса – 34 часа.
Актуальность - ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы). Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д. Приобретенные им знания, коммуникативные умения помогут ему при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни.
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
РП факультатив Риторика.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13»
г. Глазова Удмуртской Республики
«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании ШМО Директор МБОУ «СОШ №13»
«31» августа 2017г. Е. Б. Биянова
Протокол № 1 «31 » августа 2017г.
Приказ №068/91
«ПРИНЯТО»
на заседании
педагогического совета
«31» августа 2017г.
Протокол № 1
Рабочая программа
по факультативному курсу «Риторика»,
2 «Б» класс
Составитель: Ворончихина Ирина Геннадьевна
учитель начальных классов
20172018 учебный год 2017 год
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе следующих документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273ФЗ
2. Федеральный государственный образовательного стандарт начального общего образования
(приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373)
3. Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования РФ
4. «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189 «О введении в действие
санитарноэпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.282110»
5. Образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ №13»
6. Устав МБОУ «СОШ №13».
Рабочая программа к факультативному курсу «Риторика» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования и на основе авторской программы Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженского.
Цель факультативного курса: научить речи, развивать коммуникативные умения, научить
младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные
коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как
инновационный, практикоориентированный предмет помогает решать задачи:
развития речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в
соответствии с целями, задачами и условиями общения;
стремления совершенствовать свою речь,
способствует развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного
формирования универсальных действий на межпредметном уровне,
общества, инновационной экономики,
состава российского общества.
учит толерантности, диалогу культур и воспитывает уважение многонационального
Программа факультативного курса изучается на уровне начального общего образования,
разработана для учащихся 2 класса – 34 часа.
Актуальность ни один из традиционных школьных предметов российского образования
специально не учит речи. Риторика восполняет очень важную область школьного образования, её
отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими
понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов,
внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д. Приобретенные им знания, коммуникативные умения помогут ему при
обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни.
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему
школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в
современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и
общественной жизни.
Кратко охарактеризуем риторику как учебный предмет. В структуре курса риторики можно
выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой
(коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда
говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения,
определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и
особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой
коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной
литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы,
пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с
условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые
актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к
осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые
ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных
пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы
для решения практических задач.
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном
способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют
примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Содержание факультатива «Риторика»
Общение. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) –
что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один
(два – три).
Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их
взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь. Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.
Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их
соответствие речевой задаче.
Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к
заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).
Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов
(словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.
Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением
норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).
Текст. Речевые жанры. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков.
Основная мысль текста. Структурносмысловые части в разных текстах.
Типы текстов.
Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в
рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание
загадка.
Невыдуманный рассказ (о себе).
Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы
сжатия текста. Отзывотклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.
Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и
письменной речи.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый
отказ.
Планируемые результаты
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на
вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных
учебных действий (УУД) в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах,
обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных
способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение какихто конкретных знаний и
умений.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия
речевой роли в данной ситуации;
– анализировать тактичность речевого поведения в семье;
– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных
коммуникантов. Метапредметные результаты
– формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
– пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от
заголовка, выделять ключевые слова;
– отличать подробный пересказ от краткого;
– знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого
пересказа;
– пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
– пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры,
определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается
или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых
предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать
особенности описания в учебнонаучной речи;
– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации,
использовать дополнительные сведения из словарей;
– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметные результаты
Второклассники научатся:
– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения
поставленной коммуникативной задачи;
– определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
– планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного
общения;
– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего
высказывания;
– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических,
грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы,
вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа,
применительно к разным ситуациям общения;
– определять тему, основную мысль несложного текста;
– определять структурносмысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой,
основной мыслью и т.д.);
Второклассники получат возможность научиться:
– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание
рассказа с задачей рассказчика;
– разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника; – сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
– давать оценку невежливому речевому поведению.
Формы текущего контроля: контрольные вопросы, исследовательская работа, проекты.
№
Наименование темы
Всего часов
Учебнотематический план
Общение (I часть – 17 часов)
Чему учит риторика
Как мы говорим
Учусь слушать
Вежливая просьба
О чём говорит шрифт
3 часа
4 часа
5 часов
2 часа
2 часа
Текст (II часть – 17 часов)
Тема и основная мысль
Пересказ
Вежливый отказ
Типы текстов
Рассуждение
Описание
Невыдуманный рассказ
Повторение и обобщение
2 часа
3 часа
3 часа
1 час
3 час
2 часа
2 часа
1 час
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
В том числе
практикумы
Форма
контроля
3 часа
4 часа
Вопросы
Вопросы
5 часов
Вопросы
2 часа
2 часа
2 часа
3 часа
3 часа
1 час
3 час
2 часа
2 часа
1 час
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Итого:
34 часа
34 часа
Содержание курса ОБЩЕНИЕ. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) –
что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один
(два – три).
Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их
взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.
Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.
Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их
соответствие речевой задаче.
Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к
заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).
Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов
(словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.
Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением
норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).
Текст. Речевые жанры. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков.
Основная мысль текста. Структурносмысловые части в разных текстах.
Типы текстов.
Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в
рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание
загадка.
Невыдуманный рассказ (о себе).
Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы
сжатия текста. Отзывотклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.
Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и
письменной речи.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый
отказ. Учебнотематический план 2 класс (34 ч)
№
п/п
Тема урока
Количество
часов
Характеристика основных видов учебной деятельности ученика
Речь в жизни человека. Уместность
использования словесных и несловесных
форм приветствия в разных ситуациях.
Наука риторика.
Кто – что кому
Кому – кто. Адресат адресант
Темп
Тон речи. То же слово, да не так бы молвить
Настроение, чувства и тон говорящего
Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд.
Подведём итоги
1
1
1
Общение (I часть – 17 часов)
1
Приводит примеры важности общения в жизни людей.
Разыгрывает этикетные диалоги приветствия, прощания,
благодарности, извинения .
Чему учит риторика (3 ч)
1
1
1
Называет свои речевые роли в разных ситуациях общения. Даёт
определение риторики как науки, которая учит успешному общению.
Называет адресанта, адресата высказывания.
Характеризует успешность высказывания (с точки зрения достижения
задачи взаимодействия). Оценивает уместность использования
словесных и несловесных средств в риторических заданиях.
Как мы говорим (4ч.)
1
Называет несловесные средства общения.
Оценивает уместность использования несловесных средств общения:
громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных
ситуациях
Демонстрирует уместное использование изученных несловесных
средств при решении риторических задач.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят!
Слушаю!
10
Слушали и услышали
1
Учусь слушать (5ч.)
1
Объясняет важность слушания в разных ситуациях общения .
Называет словесные и несловесные сигналы (средства), которые
показывают собеседнику, что его внимательно.
Моделирует использование этих средств в разных ситуациях общения. 11
12
13
14
15
16
17
18
19
Слушаем и стараемся понять. Слушаем и
выделяем непонятное
Слушаем, как говорят
Слушаем на уроке. Слушаем целый день
Вежливая просьба. Прошу вас
Скрытая просьба
О чём нам говорит шрифт.
Рисунки, иллюстрации,
таблицы, схемы…
Тема, основная мысль, заголовок
Опорные слова
20
Подробный пересказ
21
22
Краткий пересказ
План
1
1
1
Выделяет непонятное при слушании, спрашивает о незнакомых словах,
выражениях.
Демонстрирует использование приёмов, помогающих понять звучащий
текст. Анализирует несловесные средства, используемые говорящим.
Оценивает себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности.
Вежливая просьба (2ч.)
1
1
Объясняет, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу
выполнили. Называет речевые формулы вежливой просьбы.
Характеризует особенности скрытой просьбы.
Моделирует просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях
общения.
О чём говорит шрифт (2ч.)
1
1
Объясняет роль шрифтовых выделений в учебных текстах Анализирует
информацию, представленную на рисунках, схемах.
Приводит примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц,
помогающих понять текст (из разных учебников для 2го класса).
Текст (II часть – 17 часов)
Тема и основная мысль (2 ч.)
1
1
1
1
1
Определяет тему и основную мысль текста.
Озаглавливает текст
Пересказ (3 ч.)
Различает подробный и краткий пересказ
Пересказывает текст подробно.
Реализовывает краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения
исходного текста.
Объясняет, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста.
Составляет план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам
Составляет план текста для пересказа. Вежливый отказ (3 ч.)
1
Приводит примеры ситуаций, в которых можно согласиться или
отказать в выполнении просьбы. Называет слова, которыми можно
выразить согласие или отказ.
Называет словесные и несловесные средства, смягчающие отказ.
Оценивает степень вежливости отказа . Моделирует
этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие
Моделирует этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ.
Типы текстов (1 ч.)
1
Различает повествование, описание, рассуждение.
Объясняет, чем они отличаются.
Рассуждение (3 ч.)
1
Определяет задачу рассуждения: объяснить, доказать.
Называет части рассуждения.
Вводит в рассуждение убеждающие примеры, ссылку на правило,
закон. Моделирует текст рассуждения на темы, связанные с учебной и
внеучебной деятельностью учеников
23
24
25
Согласие или отказ
Отказывай, не обижая
Ответы на отказ
26
Типы текстов
27
28
29
30
Рассуждение.
Примеры в рассуждении.
Ссылка на правило, закон.
Точные и неточные объяснения.
Описание, признаки предмета.
Описание в объявлении.
31
Загадкиописания. Сочинизагадку
32
33
Было или придумано, части рассказа.
Хочу вам рассказать.
1
1
1
1
1
1
Различает точные и неточные рассуждения.
Описание (2 ч.)
Определяет тему, основную мысль описани . Описывает хорошо
знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли.
Определяет в тексте его описательный фрагмент
Сочиняет загадку, в основе которой лежит описание
Невыдуманный рассказ (2 ч.)
1
1
Анализирует невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с
рассказчиком.
Определяет части рассказа, соответствие его содержания и речевого
оформления речевой задаче рассказчика.
Реализовывает рассказ о случае из своей жизни. 34
Чему мы научились на уроках риторики?
1
Реализовывает изученные типы текстов, речевые жанры
Повторение и обобщение (1 ч.)
Учителя, работающие по данной рабочей программе, оставляют за собой право вносить изменения в течение года в связи с
появлением резерва времени или уплотнением программы, в выборе дополнительного объема раскрытия темы, в выборе
организационных форм обучения, с учетом специфики обучения на данной ступени, учебноматериальной базы школы.
Разыгрывает риторические игры Учебнометодическое материальнотехническое обеспечение
образовательного процесса
Наименование объектов и
средств материально
технического обеспечения
Примечания
Книгопечатная продукция
Методические пособия
Т.А. Ладыженская «Детская риторика» в рассказах и рисунках
2 класс Синфо Баллас 1997г
М.Р Львов «Школа творческого мышления» М. Изд. «Дидакт»
1993г
Технические средства обучения
Персональный компьютер
Колонки
Экран
Проектор
Принтер
1
1
1
1
1
Учебнопрактическое и учебнолабораторное оборудование
Ученические столы двухместные
с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников,
дидактических материалов,
пособий и пр.
Настенные доски (магнитная)
Оборудование класса
15 столов, 30 стульев
1
3
1 Список литературы для учителя
1. Т.А.Ладыженская «Детская риторика» в рассказах и рисунках 2 класс Синфо
Баллас 1997г
2. М.Р Львов «Школа творческого мышления» М. Изд. «Дидакт» 1993г
Список литературы для учащихся
1. Т.А.Ладыженская «Детская риторика» в рассказах и рисунках 2 класс Синфо
Баллас 1997г
Рабочая программа по риторике 2 класс
Рабочая программа по риторике 2 класс
Рабочая программа по риторике 2 класс
Рабочая программа по риторике 2 класс
Рабочая программа по риторике 2 класс
Рабочая программа по риторике 2 класс
Рабочая программа по риторике 2 класс
Рабочая программа по риторике 2 класс
Рабочая программа по риторике 2 класс
Рабочая программа по риторике 2 класс
Рабочая программа по риторике 2 класс
Рабочая программа по риторике 2 класс
Рабочая программа по риторике 2 класс
Рабочая программа по риторике 2 класс
Рабочая программа по риторике 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.