Рабочая программа по учебному предмету « Биология» 10 класс основное общее образование на 2018 – 2019учебный год
Оценка 4.9

Рабочая программа по учебному предмету « Биология» 10 класс основное общее образование на 2018 – 2019учебный год

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
биология
10 кл
11.11.2018
Рабочая программа по учебному предмету «  Биология» 10 класс основное общее образование на 2018 – 2019учебный год
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования , программы для общеобразовательных учреждений «Биология 5- 11 кл.» под руководством Н.И.Сонина, составитель И.Б. Борзунова- М: Дрофа 2010 год, основной образовательной программы школы основного общего образования. Место предмета в федеральном базисном учебном плане. Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение биологии в 10 классе отводится 34 часа. Тематическое и поурочное планирование представлены в материалах и сделаны в соответствии с учебником « Общая биология» В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова– М: Дрофа, 2011 год. Изложение материала в учебниках доступно для учащихся, много иллюстративного материала, изучение самого материала строится от простого к сложному.
биология 10 класс.docx
Гоношихинская средняя общеобразовательная школа, филиал муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Новозыряновская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Алексея Николаевича Калинина»  Заринского района Алтайского края Принято педагогическим                                                                               Утверждено директором  советом школы Протокол № 1 от 23.08.18                                                                                Приказ №         от 23.08.18                               Рабочая программа по учебному предмету «  Биология» 10 класс основное общее образование на 2018 – 2019учебный год                                                                  Автор программы :  В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонов, Е.Т.Захаров Составитель: Тихомирова Людмила Васильевна      учитель биологии Пояснительная записка        Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного  стандарта  основного общего образования , программы для общеобразовательных  учреждений  «Биология 5­ 11 кл.» под руководством Н.И.Сонина, составитель И.Б.  Борзунова­ М: Дрофа 2010 год, основной образовательной программы школы основного  общего образования.         Место предмета в федеральном базисном учебном  плане. Согласно федеральному  базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации  на  изучение биологии в 10  классе отводится 34 часа.         Тематическое и поурочное планирование представлены в материалах и сделаны в  соответствии с учебником « Общая биология»  В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова,  Е.Т.Захарова– М: Дрофа, 2011 год.        Изложение материала в учебниках доступно для учащихся, много иллюстративного  материала, изучение самого материала строится от простого к сложному.       Курс «Общая биология» ориентирован на достижение следующих целей:   ­ изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии   ­ овладение основ биологической науки, которое направлено на сохранение окружающей  среды    ­ способности учащихся видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем,  осознавать свою роль, умения выбирать целевые и смысловые установки для своих  действий и поступков, принимать решения,     ­ умения самостоятельной познавательной деятельности, владения измерительными  навыками, умение факты отличать от домыслов     ­ владения современными средствами информации – поиск, анализ, отбор необходимой  информации        Преподавание биологии строится на основе:  ­ Формы обучения: лекция, семинар, беседа ( объяснительно – иллюстративная,  эвристическая и др.) ­ Формы организации учебной работы учащихся: фронтальные, коллективные, групповые  парные; индивидуальные, интерактивные). ­ Методы обучения: объяснительно –­иллюстративный, эвристичекий, проблемно –  поисковый , исследовательский. ­ Технологии обучения: проблемное обучение, личностно – ориентированное обучение,  технологии уровневой дифференциации, метод проектов.    Используется в обучении системно – деятельностный подход.        Для контроля, проверки и оценки результатов обучения используются следующие  средства: лабораторные работы, в количестве Нормы оценок по биологии:             Отметка «5»   ­ полно раскрыто содержание в объеме программы и учебника;   ­ четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий , верно  использованы научные термины ;  ­ для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;    ­ ответ самостоятельный     Отметка «4»   ­ раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятий и использованы  научные термины;   ­ ответ самостоятельный, определения понятий неполные, допущены незначительные  нарушения последовательности изложения, небольшие  неточности при использовании  научных терминов или в выводах     Отметка «3» ­ усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно; не всегда  последовательно определены понятия, понятия недостаточно четкие;  ­ не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложения; ­ допущены ошибки и неточности при использовании научной  терминологии, определении  понятий   Отметка «2» ­ основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на  вспомогательные вопросы учителя, допущены ошибки при их изложении, при  использовании технологии  Отметка «1» ­ ответ на вопрос не дан  Оценка практических умений учащихся. Оценка умений ставить опыты.   Отметка «5» ­ правильно определена цель опыта; ­ самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также  работа по закладке опыта;    Отметка «4» ­ правильно определена цель опыта» ­ самостоятельно  проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке  опыта допускаются  1­2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта, в описании наблюдений допущены  неточности, выводы неполные   Отметка «3» ­ правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по  закладке опыта проведены с помощью учителя; ­ допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании наблюдений, формировании  выводов    Отметка «2»  ­ не определена самостоятельно цель опыта, не подготовлено нужное оборудование; ­ допущены   существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении   Отметка «1» ­ полное неумение заложить и оформить опыт Оценка умений проводить наблюдения. Учитель должен учитывать: Правильность проведения; Умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в  оформлении результатов наблюдений и в выводах. Отметка «5» Правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаки, логично,  научно, грамотно оформлены результаты наблюдений, выводы Отметка «4» Правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у  наблюдаемого объекта ( процесса), названы второстепенные; Допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов   Отметка «3» Допущены неточности, 1­2 ошибка в проведении наблюдений по заданию учителя, при  выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта ( процесса) выделены лишь  некоторые, допущены ошибки ( 1­2) в оформлении наблюдений и выводов  Отметка «2» Допущены ошибки  (3­4)  в проведении наблюдений   По заданию учителя; неправильно выделены признаки у наблюдаемого объекта, допущены  ошибки (3­4) в оформлении наблюдений и выводов  Отметка «1»  Не владеет умением проводить наблюдения           Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса: Учащиеся должны знать:   ­ основные положения биологических теорий ( клеточная, эволюционная Ч.Дарвина),  учения Вернадского о биосфере, сущность законов Г Менделя,  ­ строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида и экосистемы,                ­ сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, естественного  отбора, ­ вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки      Уметь:  ­ Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад  биологических теорий в формирование современной картины мира, единство живой и  неживой природы, отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на  развитие зародыша человека, взаимосвязи организмов и окружающей среды, причины  эволюции. Изменяемости видов, наследственных заболеваний, мутаций, необходимость  сохранения многообразия  видов      ­ решать элементарные биологические задачи ­ сравнивать биологические объекты ­ находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически  ее оценивать ­ использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и  повседневной жизни    Содержание рабочей программы:                      ( количество часов –  105, 3 часа в неделю) Введение ( 1 час).   Место учебного предмета «Общая биология» в системе  естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса.   Раздел 1. Введение в биологию ( 5 часов). Тема 1.1 Предмет и задачи общей биологии. Уровни  организации живой материи. ( 2 часа).  Биология как наука; предмет и методы изучения  в биологии. Общая биология – учебная  дисциплина об основных закономерностях возникновения , развития и поддержания жизни  на Земле. Общая биология как один из источников формирования диалектико –  материалистического мировоззрения. Связь биологических дисциплин с другими науками.  Роль биологии в формировании научных представлений о мире. Жизнь как форма существования материи; определение понятия «жизнь». Жизнь и  живое вещество; косное, биокосное и биогенное вещество в биосфере. Уровни организации  живой материи и принципы их выделения; молекулярный субклеточный, клеточный,  тканевый и органный, организменный, популяционно – видовой и биосферный уровни  организации живого.        Цели: познакомить учащихся с такими понятиями как наука биология, предмет и  задачи биологии, жизнь, разновидности живого вещества, уровни организации живой  материи. Научиться  на различных биологических примерах различать уровни организации  живой материи.   Тема 1.2. Основные свойства живого.  Многообразие живого мира. ( 3 часа)   Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов  и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ ( метаболизм) и саморегуляция в биологических  системах, понятие о гомеостазе как обязательном условии существования живых систем.  Самовоспроизедение; наследственность и изменчивость как основа существования живой  материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на  внешние воздействия ( безусловные и условные рефлексы; таксисты, тропизмы и настии).  Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их адаптивное  значение.  Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в  биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.     Царства живой природы; естественная классификация живых организмов. Видовое  разнообразие крупных систематических групп и основные принципы организации  животных, растений, грибов и микроорганизмов.  Цели: познакомить учащихся с  основными понятиями. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от  объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы  изучения в биологии. Многообразие живого мира; царства живой природы, естественная  классификация живых организмов. Неорганические и органические молекулы, вещества;  клетка, ткань, орган, системы органов. Понятие о целостном организме. Вид и популяция  ( общие представления). Биогеоценоз. Биосфера.    Сформировать умения: Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе  этапы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза и другие особенности живых  систем различного иерархического уровня как результат эволюции живой материи.  Характеризовать структуру царств живой природы, объяснять принципы классификации  живой материи.         Раздел 2. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле ( 18 часов) Тема 2.1.  История представлений о возникновении жизни на Земле ( 4 часа)  Мифологические представления. Первые научные попытки объяснения сущности и  процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, взгляды В. Гарвея, эксперименты Л.  Пастера. Теория вечности жизни. Материалистические представления о возникновении  жизни на Земле.    Цели:  познакомить учащихся с основными понятиями: жизнь, теория вечности жизни,  мифологические представления, материалистические представления о возникновении  жизни.  Уметь:  различать  мифологические представления от материалистических  представлений.    Тема 2.2. Предпосылки возникновения жизни на Земле ( 6 часов)   Предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные предпосылки;  химические предпосылки эволюции материи в направлении возникновения органических  молекул: первичная атмосфера  и эволюция химических элементов неорганических  и  органических молекул на ранних этапах развития Земли.      Тема 2.3. Современные представления о возникновении жизни; теория А.И.Опарина,  опыты С. Миллера. Теория происхождения протобиополимеров. Свойства коацерватов:  реакция обмена веществ, самовоспроизведение. Эволюция протобионтов: формирование  внутренней среды, появление катализаторов   органической природы, возникновение  генетического кода. Значение работ С. Фокса и Дж. Бернала. Гипотезы возникновения  генетического кода. Начальные этапы биологической эволюции: возникновение  фотосинтеза, эукариот, полового процесса и многоклеточности.       Цели: познакомить учащихся с основными понятиями. Теория академика  А.И. Опарина о происхождении жизни на Земле. Химическая эволюция. Небиологический синтез  органических соединений. Коацерватные капли и их эволюция. Протобионты.  Биологическая мембрана. Возникновение генетического кода. Безъядерные ( прокариотические ) клетки. Клетки. Имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка –  элементарная структурно – функциональная единица всего живого.    Сформировать умения объяснять с материалистических позиций процесс возникновения  жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в  целом.   Раздел 3.                                 Учение о клетке ( 31 час)  Тема 3.1. Введение в цитологию ( 1 час)  Предмет и задачи цитологии. Методы изучения клетки: световая и электронная  микроскопия;  биохимические и иммунологические методы. Два типа клеточной  организации; прокариотические и эукариотические клетки.     Тема 3.2. Химическая организация живого вещества ( 9 часов) Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в  образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы,  микроэлементы; их вклад в образование  неорганических и органических молекул живого  вещества.  Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и  биологическая роль; растворитель гидрофильных молекул, среда протекания  биохимических превращений; роль воды в компартментализации и межмолекулярных  взаимодействиях, теплорегуляции и др. Соли неорганических кислот, их вклад в  обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и  анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление;  осмотическое поступление молекул   в клетку. Буферные системы организма.     Органические молекулы. Биологические полимеры – белки; структурная организация  ( первичная, варианты вторичной, третичная и четвертичная структурная организация  молекул белка и химические связи их образующие). Свойства белков: водорастворимость,  термолабильность,  поверхностный заряд и др.; денатурация ( обратимая и необратимая),  ренатурация; биологический смысл и практическое значение. Функции белковых молекул.  Биологические катализаторы – белки, классификация, их свойства, роль белков в  обеспечении процессов жизнедеятельности. Углеводы в жизни растений, животных, грибов  и микроорганизмов. Структурно – функциональные особенности организации моно и  дисахаридов. Строение и биологическая роль биополимеров – полисахаридов. Жиры –  основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности  строения жиров и липоидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне  клетки и целостного организма. ДНК – молекулы наследственности; история изучения.  Уровни структурной организации; структура полинуклеотидных цепей, правило  комплементарности ( правило Чаргаффа), двойная спираль ( Уотсон и  Крик).;биологическая роль ДНК. Генетический код, свойства кода. Редупликация ДНК,  передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции.  Информационные, транспортные, рибосомальные и регуляторные РНК. «Малые» молекулы и их роль в обменных процессах. Витамины: строение, источники поступления, функции в  организме. Определение нуклеотидных последовательностей ( секвенирование) геномов  растений и животных. Геном человека. Генетическая инженерия; генодиагностика и  генотерапия заболеваний человека и животных.    Лабораторные и практические работы. Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма. Определение крахмала в растительных тканях. Тема 3.3 Строение и функции прокариотической клетки ( 1 час) Царство Прокариоты ( Дробянки); систематика и отдельные представители:  цианобактерии, бактерии и микоплазмы. Форма и размеры прокариотических клеток.  Строение цитоплазмы бактериальной клетки; локализация ферментных систем и  организация метаболизма у пркариот. Генетический аппарат бактерий; особенности  жизнедеятельности бактерий; особенности реализации наследственной информации.  Особенности жизнедеятельности бактерий: автотрофные и гетеротрофные бактерии;  аэробные и анаэробные микроорганизмы. Размножение, половой процесс у прокариот;  рекомбинация.      Тема 3.4. Структурно – функциональная организация клеток эукариот ( 6 часов)   Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный принцип организации клеток; строение биологической мембраны, морфологические и функциональные особенности мембран  различных клеточных структур. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции.  Наружная цитоплазматическая мембрана, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи,  лизосомы; механизм внутриклеточного пищеварения. Митохондрии – энергетические  станции – клетки; механизмы клеточного дыхания. Рибосомы и их участие в процессах  трансляции. Клеточный центр. Органоиды движения: жгутики и реснички. Цитоскелет.  Специальные органоиды цитоплазмы: сократительные вакуоли и др.  Взаимодействие  органоидов в обеспечении процессов метаболизма. Особенности строения растительных  клеток; вакуоли и пластиды. Виды пластид; их структура и функциональные особенности.  Клеточная стенка. Особенности строения клеток грибов. Включения, значение и роль в  метаболизме клеток.     Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного  ядра: ядерная оболочка, хроматин ( гетерохроматин и эухроматин), ядрышко.  Кариоплазма; химический состав и значение  для жизнедеятельности ядра.  Дифференциальная активность генов; эухроматин. Хромосомы. Структура хромосом в  различные периоды жизненного цикла клетки; понятие о гомологичных хромосомах.  Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Клеточные технологии. Стволовые клетки и  перспективы их применения в биологии и медицине. Клонирование растений и животных.      Лабораторные и практические работы. Изучение строения растительной и животной  клеток под микроскопом. Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках.      Тема 3.5. Обмен веществ в клетке ( метаболизм) ( 7 часов). Обмен веществ и превращение энергии в клетке – основа всех проявлений ее  жизнедеятельности. Каталитический характер реакций обмена веществ.  Компартментализация процессов метаболизма и локализация специфических ферментов в  мембранах определенных клеточных структур. Автотрофные и гетеротрофные организмы.  Пластический и энергнтический обмен. Реализация наследственной информации.  Биологический синтез белков и других органических молекул в клетке. Транскрипция; ее  сущность и механизм. Процессинг иРНК, биологический смысл и значение. Трансляция;  сущность и механизм. Энергетический  обмен; структура и функции АТФ. Этапы  энергетического обмена. Фотосинтез; световая фаза и особенности организации тилакоидов гран, энергетическая ценность. Темновая фаза фотосинтеза; процессы темновой фазы;  использование энергии. Хемосинтез. Принципы нервной и эндокринной регуляции  процессов превращения веществ и энергии в клетке.      Тема 3.6. Жизненный цикл клеток ( 2 часа). Клетки в многоклеточном организме.  Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Жизненный цикл клеток.  Размножение клеток. Митотический цикл: интерфаза – период подготовки клетки к  делению, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования  хромосом в них. Механизм образования веретена деления и расхождения дочерних хромосом в анафазе. Биологический смысл митоза. Понятие о регенерации. Нарушения  интенсивности клеточного размножения и заболевания человека и животных: трофические  язвы, доброкачественные и злокачественные опухоли.    Тема 3.7. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги ( 2 часа)  Вирусы – внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. Открытие вирусов и клетки, инфекционный процесс. Вертикальный и горизонтальный тип передачи вирусов.  Заболевания животных и растений, вызываемые вирусами. Вирусные заболевания,  встречающиеся у человека; грипп, гепатит, СПИД. Бактериофаги.    Тема 3.8. Клеточная теория ( 3 часа)  Клеточная теория строения организмов. История развития клеточной теории; работы М.  Шдейдена, Т.Шванна, Р. Броуна, Р.Вихрова и других ученых. Основные положения  клеточной теории; современное состояние клеточной теории строения организмов.  Значение клеточной теории для развития биологии.     Цели: Познакомить учащихся  с основными понятиями. Органические и неорганические  вещества,образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и сине –  зеленые водоросли ( цианобактерии). Эукариотическая клетка, многообразие эукариот;  клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Ядро и цитоплазма – главные и  составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы, их строение.  Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Кариотип. Жизненный цикл клетки.  Митотический цикл. Положения клеточной теории.     Цели: сформировать умения объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике.  Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и локализовать  отдельные их этапы в различных клеточных структурах. Работать с микроскопом и  изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.                                            Раздел 4.                                Размножение организмов  ( 7 часов) Тема 4.1. Бесполое размножение растений и животных ( 2 часа) Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток  одноклеточных;  спорообразование, почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов;  вегетативное размножение. Биологический смысл и эволюционное значение бесполого  размножения.     Тема 4.2. Половое размножение ( 5 часов) Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового  размножения млекопитающих. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток:  размножение и рост. Периоды созревания ( мейоз); профаза 1 и процессы, в ней  происходящие: конъюгация, кроссинговер. Механизм, генетические последствия и  биологический смысл мейоза. Период формирования половых клеток; сущность и  особенности течения. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и  оплодотворение. Моно­ и полиспермия; биологическое значение. Наружное и внутреннее  оплодотворение. Партеногенез. Развитие половых клеток у высших растений; двойное  оплодотворение. Эволюционное значение полового размножения.        Цели: познакомить учащихся с основными понятиями. Многообразие форм и  распространенность бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое  значение. Органы половой системы; принципы их строения и гигиена. Гаметогенез; мейоз и  его биологическое значение. Осеменение и оплодотворение. Сформировать умения: Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых  клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и  полового размножения.                                        Раздел 5.                      Индивидуальное развитие организмов  ( 13 часов) Тема 5.1. Эмбриональное развитие животных ( 6 часов)  Типы яйцеклеток; полярность, распределение желтка и генетических детерминант.  Оболочки яйца; активация оплодотворенных яйцеклеток к развитию. Основные  закономерности дробления; образование однослойного зародыша – бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша – гаструлы. Зародышевые листки и их  дальнейшая дифференцировка. Первичный органогенез ( нейруляция) и дальнейшая  дифференцировка тканей, органов и систем. Регуляция эмбрионального развития;  детерминация и эмбриональная индукция. Роль нервной и эндокринной систем в  обеспечении эмбрионального развития организмов. Управление размножением растений и  животных. Искусственное осеменение, осеменение in vitro, пересадка зародышей.  Клонирование растений и животных; перспективы создания тканей и органов человека.    Тема 5.2. Постэмбриональное развитие животных ( 2 часа) Закономерности постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и  неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом ( личинка,  куколка, имаго. Прямое развитие: дорепродуктивный ,  репродуктивный и  пострепродуктивный периоды. Старение и смерть; биология продолжительности жизни.     Тема 5.3. Онтогенез высших растений ( 1 час)   Биологическое значение двойного оплодотворения. Эмбриональное развитие4 деление  зиготы, образование тканей и органов зародыша. Постэмбриональное развитие.  Прорастание семян, дифференцировка органов и тканей, формирование побеговой и  корневой систем. Регуляция развития растений; фитогормоны.    Тема 5.4. Общие закономерности онтогенеза ( 1 час) Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков ( закон К. Бэра).  Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы академика А.Н. Северцова,  посвященные эмбриональной изменчивости ( изменчивость всех стадий онтогенеза;  консервативность ранних стадий эмбрионального развития; возникновение изменений как  преобразование стадий развития и полное выпадение предковых признаков.     Тема 5.5. Развитие организма и окружающая среда ( 3 часа) Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии  организма. Критические периоды развития. Влияние изменений гомеостаза организма  матери и плода в результате воздействия токсичных веществ ( табачного дама, алкоголя,  наркотиков и.т.д.) на ход эмбрионального и постэмбрионального периодов развития.  Понятие о дегенерации; внутриклеточная, клеточная, тканевая и органная регенерация  ( врожденные уродства).    Цели: познакомить учащихся с основными понятиями. Этапы эмбрионального развития  растений и животных. Периоды постэмбрионального развития. Биологическая  продолжительность жизни. Влияние вредных воздействий курения, употребления  наркотиков, алкоголя, загрязнения окружающей среды на развитие организма и  продолжительность жизни.  Сформировать умения. Объяснять процесс развития живых организмов как результат  постепенной реализации наследственной информации. Различать и охарактеризовывать различные периоды онтогенеза и указывать факторы, неблагоприятно влияющие на каждый из этапов развития.                                                  Раздел 6.                               Основы генетики и селекции ( 30 часов)    Тема 6.1. История представлений о наследственности и изменчивости ( 2 часа) Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколение в  поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. История  развития генетики. Основные понятия генетики. Признаки и свойства; гены, аллельные  гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип организма; генофонд.     Тема 6.2.Основные закономерности наследственности ( 14 часов). Молекулярная структура гена. Гены структурные и регуляторные. Подвижные  генетические элементы. Регуляция экспрессии генов на уровне транскрипции, процессинга  и РНК и трансляции. Хромосомная ( ядерная) и нехромосомная  ( цитоплазматическая)  наследственность. Связь между генами и признаками. Закономерности наследования  признаков, выявленные Г.Менделем. Гибридологический метод изучения  наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя – закон  доминирования. Второй закон Менделя – закон расщепления. Полное и неполное  доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологичекое обоснование. Множественные  аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий  закон Менделя – закон независимого комбинирования. Хромосомная теория  наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т.  Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние № п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Тематический план по биологии ( 10 класс) Название темы Введение Раздел 1. Глава 1. Многообразие живого мира. Основные свойства живой  материи (2 ч.) Уровни организации живой матери. Критерии живых систем. Глава2..Возникновение жизни на Земле (3 ч.) История представлений о возникновении жизни. Современные представления о возникновении жизни. Теория происхождения протобиополимеров. Раздел 2.Учение о клетке.(4 ч.) Глава 3. организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки. Органические вещества, входящие в состав клетки. Углеводы. Жиры. Нуклеиновые кислоты. Глава 4.. Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен – совокупность реакций расщепления органических веществ. Анаболизм­ пластический обмен. Фотосинтез. Глава 5. Строение и функции клеток. Строение эукариотической и прокариотической клеток. Эукариотическая  клетка. Особенности строения растительной клетки. Лабораторная работа»  Сравнение строения растительной клетки и животной. Практическая работа «Приготовление и наблюдение клеток растений и  животных на готовых микропрепаратах». Вирусы – неклеточная форма жизни. Реализация наследственной информации. Биосинтез белка. Организм. Организм ­ единое целое. Многообразие живых организмов. Раздел 3. Размножение и развитие организмов. Глава 6. Размножение организмов.(2 ч.) Бесполое размножение. Типы бесполого размножения. Половое размножение. Мейоз. Глава 7. Индивидуальное размножение организмов. ( 2 ч.) Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональный период развития. Постэмбриональный период развития. Онтогенез человека. Раздел 4.Основы генетики и селекции. Глава 8. Основные понятия генетики (  1 ч)  Наследственность и изменчивость. Генетика – наука о закономерностях  изменчивости и наследственности. Глава 9. Закономерности наследования признаков. Первый закон Менделя. Второй закон Менделя. Лабораторная работа «Решение генетических задач и составление родословной». Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Глава 10. Закономерности изменчивости .Наследственная изменчивость  Фенотипическая изменчивость. Ненаследственная изменчивость.  Лабораторная работа. «Изучение изменчивости. Построение  вариационного ряда и кривой» Практическая работа. Выявление источников мутагенов в окружающей  среде и оценка возможных последствий их влияния на организм. Глава 11. Основы селекции. Биотехнология. Основные достижения и направления развития современной селекции. Биотехнология: достижения и перспективы. Лабораторная работа «Анализ и оценка аспектов развития некоторых исследований в области  биотехнологии». Экскурсия. Многообразие сортов растений и пород животных. Обобщающий урок по всему курсу. 19. 20. 21. 22. 23.  24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Учебно –методический комплекс:   Основная литература: В.И.Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т.Захарова. « Общая  биология.» учебник для 10 класса средней школы. М: Дрофа. 2011     Дополнительная литература: Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. М: Академия, 2001 Мамонтов С.Г. Захаров В.Б. Основы биологии: книга для самообразования. М:  Просвещение, 1992 Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М: Просвещение, 1994 Чайковский Ю.В. Эволюция. М: Центр системных исследований, 2003      Научно – популярная литература: Акимушкин И. Мир животных М: Мысль, 1999 Акимушкин И. Невидимые нити природы. М: Мысль, 1995 Ауэрбах Ш. Генетика. М: Атомиздат, 1966 Уинфри А.Т. Время по биологическим часам. М: Митр 1990  Шпинар З.В. История жизни на Земле. Прага: Атрия, 1977 Эттенборо Д. Живая планета. М: Мир, 1988 Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М: Мир, 1984 Яковлева И. Яковлев В. По следам минувшего. М: Детская литература,1983

Рабочая программа по учебному предмету « Биология» 10 класс основное общее образование на 2018 – 2019учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «  Биология» 10 класс основное общее образование на 2018 – 2019учебный год

Рабочая программа по учебному предмету « Биология» 10 класс основное общее образование на 2018 – 2019учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «  Биология» 10 класс основное общее образование на 2018 – 2019учебный год

Рабочая программа по учебному предмету « Биология» 10 класс основное общее образование на 2018 – 2019учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «  Биология» 10 класс основное общее образование на 2018 – 2019учебный год

Рабочая программа по учебному предмету « Биология» 10 класс основное общее образование на 2018 – 2019учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «  Биология» 10 класс основное общее образование на 2018 – 2019учебный год

Рабочая программа по учебному предмету « Биология» 10 класс основное общее образование на 2018 – 2019учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «  Биология» 10 класс основное общее образование на 2018 – 2019учебный год

Рабочая программа по учебному предмету « Биология» 10 класс основное общее образование на 2018 – 2019учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «  Биология» 10 класс основное общее образование на 2018 – 2019учебный год

Рабочая программа по учебному предмету « Биология» 10 класс основное общее образование на 2018 – 2019учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «  Биология» 10 класс основное общее образование на 2018 – 2019учебный год

Рабочая программа по учебному предмету « Биология» 10 класс основное общее образование на 2018 – 2019учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «  Биология» 10 класс основное общее образование на 2018 – 2019учебный год

Рабочая программа по учебному предмету « Биология» 10 класс основное общее образование на 2018 – 2019учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «  Биология» 10 класс основное общее образование на 2018 – 2019учебный год

Рабочая программа по учебному предмету « Биология» 10 класс основное общее образование на 2018 – 2019учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «  Биология» 10 класс основное общее образование на 2018 – 2019учебный год

Рабочая программа по учебному предмету « Биология» 10 класс основное общее образование на 2018 – 2019учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «  Биология» 10 класс основное общее образование на 2018 – 2019учебный год

Рабочая программа по учебному предмету « Биология» 10 класс основное общее образование на 2018 – 2019учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «  Биология» 10 класс основное общее образование на 2018 – 2019учебный год

Рабочая программа по учебному предмету « Биология» 10 класс основное общее образование на 2018 – 2019учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «  Биология» 10 класс основное общее образование на 2018 – 2019учебный год

Рабочая программа по учебному предмету « Биология» 10 класс основное общее образование на 2018 – 2019учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «  Биология» 10 класс основное общее образование на 2018 – 2019учебный год

Рабочая программа по учебному предмету « Биология» 10 класс основное общее образование на 2018 – 2019учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «  Биология» 10 класс основное общее образование на 2018 – 2019учебный год
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018