Раздаточный материал к уроку в 10 классе по теме: Уровни организации живой материи. Критерии живых систем.
Оценка 4.7

Раздаточный материал к уроку в 10 классе по теме: Уровни организации живой материи. Критерии живых систем.

Оценка 4.7
Раздаточные материалы
docx
биология
10 кл
06.06.2018
Раздаточный материал к уроку в 10 классе по теме: Уровни организации живой материи. Критерии живых систем.
Раздаточный материал состоит из двух карточек. 1я карточка - основные уровни организации живого - перечислены 8 уровней и раскрыта их сущность. После изучения ребятами уровней организации живой материи - задаются наводящие вопросы и демонстрируются на экране уровни. 2я карточка: фундаментальные свойства живых систем (клеточное строение и признаки живого).Раздаточный материал к уроку в 10 классе по теме: Уровни организации живой материи. Критерии живых систем.
Карточки к 1 уроку.docx
Карточка 1. «Уровневая организация жизни». Молекулярно­генетический уровень. Как бы сложно ни была организована любая живая система, в ее основе лежит взаимодействие биологических макромолекул: нуклеиновых кислот,   белков,   углеводов,   а   также   других   органических   веществ.   С   этого   уровня начинаются важнейшие процессы жизнедеятельности организма: кодирование и передача наследственной информации, обмен веществ, превращение энергии. Клеточный уровень.  Клетка — это структурно­функциональная единица всего живого. Существование клетки лежит в основе размножения, роста и развития живых организмов. Вне клетки жизни нет, а существование вирусов только подтверждает это правило, потому что они могут реализовывать свою наследственную информацию только в клетке. Тканевый   уровень.  Ткань   —   это   совокупность   клеток   и   межклеточного   вещества, объединенных общностью происхождения, строения и выполняемой функции. В животных организмах   выделяют   четыре   основных   типа   ткани:   эпителиальную,   соединительную, мышечную и нервную. В растениях различают образовательные, покровные, проводящие, механические, основные и выделительные (секреторные) ткани. Органный уровень. Орган — это обособленная часть организма, имеющая определенную форму, строение, расположение и выполняющая конкретную функцию. Орган, как правило, образован несколькими тканями, среди которых одна (две) преобладает. Организменный (онтогенетический) уровень. Организм — это целостная одноклеточная или   многоклеточная   живая   система,   способная   к   самостоятельному   существованию. Многоклеточный   организм   образован   совокупностью   тканей   и   органов.   Существование организма   обеспечивается   путем   поддержания   гомеостаза   (постоянства   структуры, химического   состава   и   физиологических   параметров)   в   процессе   взаимодействия   с окружающей средой. Популяционно­видовой   уровень.  Популяция   —   совокупность   особей   одного   вида,   в течение длительного времени проживающих на определенной территории, внутри которой осуществляется   в   той   или   иной   степени   случайное   скрещивание   и   нет   существенных внутренних изоляционных барьеров; она частично или полностью изолирована от других популяций данного вида. Вид   —   совокупность   особей,   сходных   по   строению,   имеющих   общее   происхождение, свободно   скрещивающихся   между   собой   и   дающих   плодовитое   потомство.   Все   особи одного вида имеют одинаковый кариотип, сходное поведение и занимают определенный ареал. На   этом   уровне   осуществляется   процесс   видообразования,   который   происходит   под действием эволюционных факторов. Биогеоценотический   (экосистемный)   уровень.   Биогеоценоз   —   исторически сложившаяся   совокупность   организмов   разных   видов,   взаимодействующая   со   всеми факторами их среды обитания. В биогеоценозах осуществляется круговорот веществ и энергии. Биосферный (глобальный) уровень. Биосфера — биологическая система высшего ранга, охватывающая   все   явления   жизни   в   атмосфере,   гидросфере   и   литосфере,   которая объединяет   все   биогеоценозы   (экосистемы)   в   единый   комплекс.   Здесь   происходят   все вещественно­энергетические   круговороты,  связанные   с  жизнедеятельностью   всех   живых организмов, обитающих на Земле. Карточка 2. «Фундаментальные свойства живых систем» Клеточное строение имеют все живые организмы (за исключением вирусов). Некоторые организмы   состоят   из   множества   клеток,   такие   как   грибы,   животные   и   растения,   а некоторые   лишь   из   одной.   Однако   клетки   всех   этих   организмов   имеют   способность   к самовоспроизведению, росту, развитию и обмену веществ.  Особенности   химического   состава.  В   состав   живых   организмов   входят   такие   же элементы,   которые   присущи   неживой   природе.   Однако   соотношение   этих   веществ различно. В живой природе 98 % веществ составляют углерод, кислород, водород и азот. В состав живых организмах входят четыре группы органических соединений: белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты. Эти вещества ­ редкость в неживой природе. Обмен   веществ.  Основой   жизнедеятельности   клетки   является   метаболизм.   Все   живые существа получают питательные вещества из внешней среды и выделяют в нее конечные продукты обмена. Поступившие в организм питательные вещества трансформируются в энергию,   которая   используется   в   процессе   жизнедеятельности.   Молекулы   ДНК   и   РНК обеспечивают передачу наследственной информации из поколения в поколение. Гомеостаз.  Только   биологические   системы   способны   поддерживать   относительное постоянство   и   свойства.   Гомеостаз   ­   это   состояние,   которое   позволяет   организмам сохранять свое постоянство с помощью химических реакций, поддерживать равновесие и преодолевать сопротивление окружающей среды.  Раздражимость. Все живые организмы способны реагировать на внешние или внутренние воздействия, что говорит о взаимодействии их с окружающей средой. Например, человек реагирует   на   такие   воздействия   с   помощью   нервной   системы,   а   растения   с   помощью таксисов (например, растения тянутся к свету). Движение  ­   это   проявление   жизнедеятельности.   Все   живое   способно   двигаться,   что обеспечивает активное взаимодействие с окружающей средой.  Например: постоянное движение цитоплазмы в клетке, движения цветка в зависимости от времени суток, использование жгутиков или ресничек одноклеточными организмами или использование специальных органов движения.  Рост и развитие.  Рост  это  изменение  размеров организма, а развитие  ­  это  изменение качества   организма.  Развитие   представлено   онтогенезом  (индивидуальным   развитием)   и филогенезом (историческим развитием или эволюцией). Воспроизведение.  Одно   из   самых   главных   свойств   живой   материи   ­   это   способность воспроизводить   себе   подобных.   Размножение   осуществляется   на   всех   уровнях: редупликации ДНК, воспроизводство органоидов в клетке, деление самой клетки, бесполое и   половое   размножение   живых   существ.   Это   свойство   живого   обеспечивает   обмен наследственной информацией.

Раздаточный материал к уроку в 10 классе по теме: Уровни организации живой материи. Критерии живых систем.

Раздаточный материал к уроку в 10 классе по теме: Уровни организации живой материи. Критерии живых систем.

Раздаточный материал к уроку в 10 классе по теме: Уровни организации живой материи. Критерии живых систем.

Раздаточный материал к уроку в 10 классе по теме: Уровни организации живой материи. Критерии живых систем.
Скачать файл