Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Николаевская средняя общеобразовательная школа»
Благовещенского района Алтайского края
Принята Согласовано Утверждаю
на МО учителей заместитель директора по Директор МБОУ НСОШ
_______________ УВР МБОУ НСОШ __________И.А. Губкова
МБОУ НСОШ ____________/Шереметова Т.А./ Приказ № _____
Протокол № ____
от «____»_________20___г от «____»_________20___г
Рабочая программа учебного предмета
«Биология»
10 класс, базовый уровень
на 2019-2020 учебный год
По авторской программе 35 часов
По календарному учебному графику 34 часа
В неделю 1 час
Составлена в соответствии с авторской программы Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника / авт. сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009
Учебник биологии для 10-11 класса. Авторы: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. –М. - Дрофа, 2013.
Учитель биологии:
Бодрошева Елена Сергеевна
Категория:
Стаж работы
п. Татьяновка
2019 г.
Учебно-методический комплект
1. А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. Общая биология. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2012;
2. Г. М. Пальдяева. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. - М.: Дрофа, 2009.
3. В. В. Пасечник, Г. Г. Швецов. Биология. Общую биология. 10-11 классы, методическое пособие. - М.: Дрофа, 2010.
Планируемые результаты
В результате изучения биологии ученик должен
Знать / понимать:
· методы познания живой природы, уровни организации живой материи, критерии живых систем;
· биологическую терминологию и символику;
· основные положения клеточной теории, строение клетки, вклад выдающихся учёных в развитие учения о клетке; названия органоидов и др. клеточных структур, их функции; химическую организацию клетки; сущность процессов энергетического и пластического обмена; неклеточные формы жизни, вирусы.
· сущность воспроизведения организмов, его значение; формы бесполого размножения, его эволюционное значение. Половое размножение; эволюционное значение полового размножения. Периоды образования половых клеток. Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;
· строение биологических объектов: видов, популяций.
· строение биологических объектов: биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере; круговорот веществ и превращения энергии в биосфере;
· сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости, закон гомологических рядов Вавилова
· вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
· понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.
Уметь:
· объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, единство живой и неживой природы; сравнивать тела живой и неживой природы. Делать выводы на основе сравнения. Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать.
· сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы); строение биологических объектов: генов и хромосом.
· объяснять рисунки, схемы, представленные в учебнике, составлять схемы процессов, протекающих в клетке, иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования
· использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики бактериальных и вирусных заболеваний.
· объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника; сущность бесполого и полового размножения.
· сравнивать бесполое и половое размножение и делать выводы на основе их сравнения.
· описывать особей видов по морфологическому критерию;
· объяснять причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов, объяснять причины антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
· решать: элементарные задачи по экологии; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях. Сравнивать: природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности.
· объяснять причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов.
· решать: элементарные задачи по генетике, составлять элементарные схемы скрещивания. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков.
· составлять простейшие родословные.
Содержание учебного предмета
35 часов (33 часа + 2 часа резерв)
Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания (4 часа)
Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии (2 ч)
Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Тема 1. 2. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи (2 часа)
Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Биологические системы. Методы изучения живой природы.
Демонстрация
Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук», «Биологические системы», «Уровни организации живой природы», «Свойства живой материи», «Методы изучения живой природы».
Раздел 2. Клетка (10 ч)
Тема 2. 1. Методы цитологии. Клеточная теория (1 час)
Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория и ее основные положения. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Методы цитологии.
Тема 2. 2. Химический состав клетки (4 часа)
Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества и их роль в клетке.
Тема 2. 3. Строение клетки (3 часа)
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; эукариотические и прокариотические клетки. Строение и функции хромосом.
Тема 2. 4. Реализация наследственной информации в клетке (1 час)
ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.
Тема 2. 5. Вирусы (1 час)
Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.
Демонстрация
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Строение клетки», «Строение клеток прокариот и эукариот», «Строение вируса», «Хромосомы», «Характеристика гена», «Удвоение молекулы ДНК».
Лабораторные и практические работы
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.
Сравнение строения клеток растений и животных.
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Раздел 3. Организм (19 ч)
Тема 3. 1. Организм – единое целое. Многообразие живых организмов (1 час)
Организм – единое целое. Многообразие организмов. Одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы.
Тема 3. 2. Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов (2 часа)
Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.
Тема 3. 3. Размножение (4 часа)
Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.
Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Тема 3. 4. Индивидуальное развитие организма (онтогенез) (2 часа)
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушения развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Тема 3. 5. Наследственность и изменчивость (7 часов)
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Тема 3. 6. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология (3 часа)
Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Демонстрация
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Многообразие организмов», «Обмен веществ и превращения энергии в клетке», «Фотосинтез», «Деление клетки (митоз, мейоз)», «Способы бесполого размножения»,
«Половые клетки», «Оплодотворение у растений и животных», «Индивидуальное развитие организма», «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание», «Перекрест хромосом», «Неполное доминирование», «Сцепленное наследование», «Наследование, сцепленное с полом», «Наследственные болезни человека», «Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наслественность», «Мутации», «Модификационная изменчивость», «Центры многообразия и происхождения культурных растений», «Искусственный отбор», «Гибридизация», «Исследования в области биотехнологии».
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство из сходства.
Составление простейших схем скрещивания.
Решение элементарных генетических задач.
Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.
Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
Тематический план
учебного предмета «Биология»
(1 ч в неделю; 33 учебных недели) (с. Татьяновка)
Номер урока |
Тема урока |
Виды деятельности учащихся (практические, контрольные работы) |
Количество часов |
Дата проведения
|
|||
Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания – 4 ч. Тема 1. 1. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии (2 ч) |
|||||||
1(1) |
Краткая история развития биологии |
|
1 |
04.09 |
|||
2(2) |
Методы исследования в биологии |
|
1 |
11.09 |
|||
Тема 1. 2. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи (2 ч) |
|||||||
3(1) |
Сущность жизни и свойства живого |
|
1 |
18.09 |
|||
4(2) |
Уровни организации живой материи |
|
1 |
25.09 |
|||
Раздел 2. Клетка – 10 ч. Тема 2. 1. Методы цитологии. Клеточная теория (1 ч) |
|||||||
5(1) |
Методы цитологии. Клеточная теория |
|
1 |
02.10 |
|||
Тема 2. 2. Химический состав клетки (4 ч) |
|||||||
6(1) |
Особенности химического состава клетки |
|
1 |
09.10 |
|||
7(2) |
Неорганические вещества. Роль воды и минеральных веществ в жизнедеятельности клетки |
|
1 |
16.10 |
|||
8(3) |
Органические вещества. Роль углеводов, липидов и белков в жизнедеятельности клетки |
|
1 |
23.10 |
|||
9(4) |
Нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения клетки |
|
1 |
06.11
|
|||
Тема 2. 3. Строение клетки (3 ч) |
|||||||
10(1) |
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их строение и функции. Л. р. № 1 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений» |
Лабораторная работа № 1 |
1 |
13.11 |
|||
11(2) |
Эукариотические и прокариотические клетки. Строение и функции хромосом. Л. р. № 2 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание» |
Лабораторная работа № 2
|
1 |
20.11 |
|||
12(3) |
Сходства и различия в строении клеток животных, растений и грибов. Л. р. № 3 «Сравнение строения клеток растений и животных» |
Лабораторная работа № 3 |
1 |
27.11 |
|||
Тема 2. 4. Реализация наследственной информации в клетке (1 ч) |
|||||||
13(1) |
Реализация наследственной информации в клетке |
|
1 |
04.12 |
|||
Тема 2. 5. Вирусы (1 ч) |
|||||||
14(1) |
Вирусы. |
|
1 |
11.12 |
|||
Раздел 3. Организм - 19 ч |
|||||||
Тема 3. 1. Организм – единое целое. Многообразие живых организмов (1 ч) |
|||||||
15(1) |
Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. |
|
1 |
18.12 |
|||
Тема 3. 2. Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов (2 ч) |
|||||||
16(1) |
Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов |
|
1 |
25.12 |
|||
17(2) |
Особенности обмена веществ у растений, животных и бактерий. |
|
1 |
15.01 |
|||
Тема 3. 3. Размножение (4 ч) |
|||||||
18(1) |
Размножение – свойство организмов. |
|
1 |
22.01 |
|||
19(2) |
Бесполое размножение |
|
1 |
29.01 |
|||
20(3) |
Половое размножение. Мейоз |
|
1 |
05.02 |
|||
21(4) |
Оплодотворение и его значение |
|
1 |
12.02 |
|||
Тема 3. 4. Индивидуальное развитие организма (онтогенез) (2 ч) |
|||||||
22(1) |
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Л. р. № 4 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства» |
Лабораторная работа № 4 |
1 |
19.02
|
|||
23(2) |
Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье человека. |
|
1 |
26.02 |
|||
Тема 3. 5. Наследственность и изменчивость (7 ч) |
|||||||
24(1) |
Наследственность и изменчивость – свойства организма. Генетика как наука. Гибридологический метод |
|
1 |
04.03 |
|||
25(2) |
Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. Пр. р. № 1 «Составление простейших схем скрещивания. Решение элементарных генетических задач» |
Практическая работа № 1 |
1 |
11.03
|
|||
26(3) |
Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Пр. р. № 2 «Решение элементарных генетических задач» |
Практическая работа № 2 |
1 |
18.03
|
|||
27(4) |
Дигибридное скрещивание. Пр. р. № 3 «Решение элементарных генетических задач» |
Практическая работа № 3 |
1 |
01.04
|
|||
28(5) |
Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме |
|
1 |
08.04
|
|||
29(6) |
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Значение генетики для медицины и селекции |
|
1 |
15.04 |
|||
30(7) |
Наследование признаков у человека. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека. Пр. р. № 4 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм» |
Практическая работа № 4 |
1 |
22.04 |
|||
Тема 3. 6. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология (3 ч) |
|||||||
31(1) |
Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция и ее методы |
|
1 |
29.04 |
|||
32(2) |
Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений |
|
1 |
06.05 |
|||
33(3) |
Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Пр. р. № 5 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии» |
Практическая работа № 5 |
1 |
13.05
|
|||
34(4) |
Обобщающее повторение |
|
1 |
20.05 |
|||
Итого: |
|||||||
Всего уроков – 34 |
|
|
|
||||
Лабораторных работ - 4 |
|
|
|
||||
Практических работ – 5 |
|
|
|
||||
Критерии оценивания утверждены на РПМО учителей Протокол № 1 от 28 августа 2019 года (Приложение)
Приложение
Положение о критериях оценивания учащихся по общеобразовательному предмету «биология»
1. Критерии и нормы устного ответа
Оценка «5» ставится, если ученик:
Оценка «4» ставится, если ученик:
Оценка «3» ставится, если ученик:
Оценка «2» ставится, если ученик:
2. Оценка выполнения практических (лабораторных) работ
Оценка «5» ставится, если ученик:
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:
Оценка «3» ставится, если ученик:
Оценка «2» ставится, если ученик:
3. Оценка умений проводить наблюдения
Оценка «5» ставится, если ученик:
Оценка «4» ставится, если ученик:
Оценка «3» ставится, если ученик:
Оценка «2» ставится, если ученик:
Классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
Грубыми считаются следующие ошибки:
10. небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
11. неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
К негрубым ошибкам следует отнести:
1. неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1-2 из этих признаков второстепенными;
2. ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);
3. ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
4. ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика;
5. нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
6. нерациональные методы работы со справочной и другой литературой.
Недочетами являются:
Оценка личностных результатов.
Текущая (выборочная) оценка личностных результатов осуществляется в оценке личностного прогресса:
- по контекстной информации – интерпретации результатов педагогических измерений на
основе портфолио и на основе наблюдений педагогических работников, описанных в
дневнике психолого-педагогических наблюдений;
- на основе данных мониторинга динамики уровней сформированности духовно-
нравственного развития и воспитания;
- в психологической диагностике при согласии родителей (законных представителей):
-сформированность внутренней позиции учащегося;
-ориентация на содержательные моменты образовательной деятельности;
-сформированность самооценки;
- сформированность мотивации учебной деятельности.
Оценка метапредметных результатов
Система внутренней оценки метапредметных результатов включает в себя следующие
процедуры:
- текущие и промежуточные проверочные работы, включающие задания на проверку
метапредметных результатов обучения;
- диагностические работы по определению уровня сформированности метапредметных
умений и навыков;
- комплексные диагностические работы на межпредметной основе;
- решение задач творческого и поискового характера;
- проектная деятельность.
Особенности оценки предметных результатов в соответствии с ФГОС
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения учащимся
планируемых результатов.
Формирование этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов
образовательной деятельности — учебных предметов.
Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями
Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-
практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием
способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе
метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учетом
уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня
достижений как точки отсчета при построении всей системы оценки и организации
индивидуальной работы с учащимися.
Реальные достижения учащихся могут соответствовать базовому уровню, а могут
отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону не достижения.
Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и
инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к
представлению и интерпретации результатов измерений. Установлены пять
уровней достижений.
Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение
учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения наследующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний
на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о
кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Выделяем следующие два уровня,
превышающие базовый:
повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо»
(отметка «4»);
высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично»
(отметка «5»).
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения
планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.
Индивидуальные траектории обучения учащихся, демонстрирующих повышенный и
высокий уровни достижений, целесообразно формировать с учетом интересов этих
учащихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному
предмету и основательной подготовки по нему такие учащиеся могут быть вовлечены в
проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в
старших классах по данной направленности (профилю) образования.
Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового,
выделяем также два уровня:
пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.