Разработка урока по теме "Решение генетических задач"
Оценка 4.9

Разработка урока по теме "Решение генетических задач"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
10 кл
08.03.2018
Разработка урока по теме "Решение генетических задач"
Комбинированный урок, позволяющий применить разные виды деятельности учащихся: биологический диктант, групповая работа, составление схем и текстового материала. Структура урока помогает выявить степень усвоения генетических понятий и применения их при решении задач. Творческое домашнее задание закрепляет и отрабатывает умения и знания учащихся
Урок биологии в 10 классе по теме.docx
Урок биологии в 10 классе по теме: «Решение генетических задач» Тип урока: урок комплексного применения знаний Вид урока: практикум Цель: создание условий для развития и применения знаний, умений и навыков в практической  деятельности.  Задачи:      образовательные:  ­ обобщить ранее изученный материал по основам генетики; ­ определить степень усвоения генетических понятий; ­ продолжить формирование умений и навыков по решению разных типов задач.  развивающие:  ­ совершенствовать умения сравнивать, анализировать, обобщать и устанавливать закономерности по результатам решения задач; воспитательные:  ­ формировать устойчивый и действенный интерес к предмету и учению в целом за счет  содержательного и организационного потенциала урока; ­ способствовать совершенствованию коммуникативных способностей учащихся при работе в  группе; ­ продолжить развитие навыков самооценки, рефлексии. Оборудование и материалы:  компьютер, проектор, экран, индивидуальные рабочие листы.   Ход урока: I. Организационный момент (приветствие учащихся, настрой на работу). Вот тебе два дела, - сделай хоть одно из них, Или то, что сам ты знаешь, передай другим, Или то, чего не знаешь, от других возьми. А. Анвари II. Актуализация знаний учащихся. 1.  Сопоставьте термины с предложенными определениями, запишите соответствующую букву у определения: А.  Ген        П. Генотип        К. Фенотип         И.Доминантный признак    М. Рецессивный признак         Р. Гомозигота      Е. Гибриды        К. Гетерозигота        В.   Гибридизация        Т. Аутосомы    У.  Аллельные гены   Б. Гаметы 1. Совокупность всех генов организма 2. Зигота, имеющая одинаковые аллели данного гена 3. Участок молекулы ДНК, отвечающий за структуру определенной молекулы белка и определяющий  возможность развития отдельного элементарного признака. 4. Совокупность признаков и свойств организма 5. Хромосомы, одинаковые у мужских и женских организмов 6. Преобладающий признак 7. Зигота, имеющая разные аллели данного гена 8. Пара генов, расположенных в одних и тех же локусах гомологичных хромом и контролирующих  развитие контрастных альтернативных признаков 9.  Признак, не проявляющийся у гетерозиготных особей вследствие подавления. III. Ознакомление учащихся с порядком работы (фиксированием записей в индивидуальных  рабочих листах, оформлением результатов групповой работы). IV. Выполнение заданий учащимися по группам «Генетика животных» Задача. У лис белая окраска шерсти доминирует над серебристо­черной. Чисто белые щенки лисиц  погибают вскоре после рождения. При скрещивании лисиц, имеющих платиновую окраску, с  серебристо­черными лисами рождаются щенки с платиновой и серебристо­черной окраской в  соотношении 1:1. Какое потомство получат на звероферме при скрещивании платиновых лис между  собой? «Генетика растений» Задача. При скрещивании красноплодной земляники между собой всегда получаются красные ягоды,  а при скрещивании белой – белые ягоды. В результате скрещивании обоих сортов между собой  получаются розовые ягоды. Какое потомство получится от скрещивания земляники с красными  плодами с земляникой с розовыми плодами? «Генетика человека» Задача. У ребенка I группа крови. Его мать имеет также I группу крови. Который из двух мужчин  может быть отцом ребенка, если первый мужчина имеет III группу крови, а второй – IV группу крови? «Расчетная группа» 1. Произведите расчеты для группы «Генетика животных» на основании следующих данных: лисы с  белой окраской имеют генотип – АА (погибают вскоре после рождения), лисы с серебристо­черной  окраской – аа, лисы с платиновой окраской имеют генотип – Аа. На звероферме скрещивали  платиновых лис между собой и получили 68 серебристо­черных щенят. Сколько щенят имели  платиновую окраску и сколько щенят погибло? 2. Произведите расчеты для группы «Генетика растений» на основании следующих данных: земляника  с красными плодами имеет генотип – АА, с белыми – аа, с розовыми плодами – Аа. В результате  скрещивания земляники с красными плодами с земляникой с розовыми плодами получено 36  потомков. Сколько среди них будет растений с красными плодами и сколько – с розовыми? 3. Произведите расчеты для группы «Генетика человека» на основании следующих данных:  Какова  вероятность появления  детей с III и IV группами крови в браке между мужчиной с III группой крови  (гетерозигота) и женщиной с I группой крови? V. Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы. Проблемный вопрос для группы «Генетика животных»: Каких лис нужно скрещивать, чтобы избежать гибели щенков? (серебристо­черных и платиновых) Проблемный вопрос для «Расчетной группы»: Какова вероятность появления платиновых щенят при скрещивании серебристо­черных и платиновых  лис? (50%) Проблемный вопрос для группы «Генетика растений»: Какие растения земляники необходимо скрещивать, чтобы в потомстве появились белоплодные  растения земляники? (розовые с белыми) Проблемный вопрос для «Расчетной группы»: Из 36 потомков сколько растений с белыми плодами будет получено при скрещивании бело­ и  розовоплодной земляники? (18 растений) Проблемный вопрос для группы «Генетика человека»: Если мать ребенка имеет III группу крови, возможно ли, что отцом ребенка будет также мужчина с III  группой крови? Если да, то, в каком случае? (Возможно, если мужчина – гетерозигота) VI.  Смена состава групп (динамическая минутка) Учащимся предлагается выбрать цветовой сигнал из предложенных  (красный, синий, зеленый,  желтый) и выйти к доске. Формируются группы по одинаковому цветовому сигналу, которые  продолжают работу в новом составе. Задача 2.  У кур полосатость оперения доминирует над черным оперением, а темная окраска кожи –  над светлой. Гены, определяющие окраску оперения, сцеплены с Х­хромосомой, а гены,  определяющие окраску кожи, являются аутосомными. Какое потомство можно ожидать от  скрещивания черных кур, обладающих темной кожей и гомозиготных по этому признаку, с  гетерозиготными полосатыми петухами, имеющими белую кожу? Задача 3. (допол.) У кур встречается рецессивный, сцепленный с полом, ген, который в гомозиготном состоянии дает летальный эффект до вылупления. Нормальная самка, скрещенная с гетерозиготным  по этому гену самцом, дала 120 живых цыплят. Сколько среди них самцов и самок? VII.  Творческое задание. Пользуясь справочной информацией составьте генетическую задачу для  своего одноклассника. (Составленная задача – это домашнее задание) VIII.  Рефлексия. Оцените свою работу на уроке по предложенной шкале: Работа с терминами Работа в группе Устные ответы Фиксирование результатов в рабочем листе Сумма баллов Оценка 1­4 балла 1­3  балла По 1  баллу 1­4 баллов                 Норма оценки: 6­7 баллов – оценка «3»         8­9 баллов – оценка «4»         Более 10 баллов – оценка  «5»

Разработка урока по теме "Решение генетических задач"

Разработка урока по теме "Решение генетических задач"

Разработка урока по теме "Решение генетических задач"

Разработка урока по теме "Решение генетических задач"

Разработка урока по теме "Решение генетических задач"

Разработка урока по теме "Решение генетических задач"

Разработка урока по теме "Решение генетических задач"

Разработка урока по теме "Решение генетических задач"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2018