Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Оценка 4.7

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
07.02.2018
Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" разработана к ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество". Срок реализации предмета 4 года, при сроке обучения - 4 года. Программа предмета "Лепка" знакомит обучающихся с видами приемами лепки из различных материалов (пластилин, тесто, глина).
лепка ДООП 1-4.docx
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Принято Педагогическим советом МБОУ ДОД "Локосовская ДШИ" Утверждаю Директор МБОУ ДОД "Локосовская ДШИ" ___________________Шевченко А.В. Протокол №________ " _________"  2017г. Дата утверждения____________ по учебному предмету "Лепка" Срок обучения 4 года Срок реализации 4 года 1 с.п. Локосово  2017 год Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка  Характеристика учебного предмета, его место и роль в  образовательном процессе;  Цели и задачи учебного предмета;  Срок реализации учебного предмета;  Сведения о затратах учебного времени;  Форма проведения учебных аудиторных занятий;  Обоснование структуры программы учебного предмета;   Методы обучения;  Описание материально­технических условий реализации учебного  предмета; II. Содержание учебного предмета  Учебно ­ тематический плана;  Содержание тем; III. Требования к уровню подготовки учащихся  Требования к уровню подготовки учащихся;  IV. Формы и методы контроля, система оценок  Аттестация: цели, виды, форма, содержание;  Критерии оценки V. Список литературы и средств обучения  Список рекомендуемой литературы; 2 I.Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа   учебного   предмета   "Лепка"   разработана   на   основе "Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при   реализации   общеразвивающих   программ   в   области   в   области   искусств", направленных письмом министерства культуры Российской Федерации от 21. 11.2013 № 191­01­39/06­ ГИ. Учебный   предмет   «Лепка»   дает   возможность   расширить   и   дополнить образование детей в области изобразительного искусства, является основным предметом   обязательной   части   общеразвивающей   программы   в   области изобразительного искусства «Декоративно­прикладное творчество». Программа ориентирована не только на расширение уровня грамотности   развитие учащихся   в   области   декоративно­прикладного   творчества, эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, духовный мир детей и подростков. Особенностью данной программы является сочетание традиционных видов прикладного   творчества   с   современными   видами,   используемыми   в   качестве активизации индивидуальной творческой деятельности учащихся. 2. Цель и задачи программы: Целью  программы  "Лепка"  является   создание   условий   для   творческого развития   личности   ребенка   через   общение   с   окружающим   миром,   его художественного воображения, пространственного мышления, памяти, трудовых навыков, эмоционального и эстетического отношения к реальности.   Основные задачи программы:   вызвать   интерес   к   изобразительной   деятельности,   в   т.ч.   к   декоративно­ прикладному искусству.  дать детям общее понятие об изобразительном и декоративно­прикладном искусстве, его видах, задачах, закономерностях.  формировать   культуру   взаимодействия   ребенка   с   миром   природы   и искусства.  способствовать становлению творческой личности, дать фундамент единых представлений,   лежащих   в   основе   человеческой  деятельности   и   в искусстве.  побудить детей участвовать в коллективной, творческой работе. 3 Обучающие задачи:  познакомить детей с искусством валяния из шерсти, её историей, развитием и местом в современном быту. Дать им навыки этого рода деятельности.  обогащать визуальный опыт детей через их знакомство с произведениями декоративно­прикладного искусства.  ознакомить   детей   с   историей   скульптуры,  его   использованием  в   быту   и творчестве;  обучить детей основным приемам лепки из глины;  обучить   детей   технологическим   знаниям:   материаловедению   (пластилин, глина   и   т.д.),   работе   с   инструментами   и   соблюдению   правил   техники безопасности при лепке из глины;  организовать   активную   учебную   и   творческую   практики   детей   по овладению приемами, техниками и технологиями изготовления изделий из глины. Развивающие задачи:  развивать творческие способности у детей;  развивать   художественный   вкус,   внимание,   память,   образное   мышление, фантазию;  развивать мелкую моторику пальцев рук;  развивать конструктивные навыки и умения;  развивать  способность к самостоятельной работе и анализу проделанной работы. Воспитательные задачи:  воспитывать   у   детей   бережное   отношение   к   природе,  искусству,   своему труду;  воспитывать художественный вкус;  воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;  воспитывать   стремление   к   разумной   организации   своего   свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы практически значимыми побуждать детей участвовать в коллективной работе;  предоставить   детям   возможность   самим   создавать   композиции,   новые творческие работы; Срок реализации учебного предмета Срок   реализации   учебного   предмета   "Лепка"   для   детей,   поступивших   в образовательное учреждение в первый класс в возрасте 9 лет, составляет 4 года. Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня   развития   детей.   Занятия   проводятся   в   мелкогрупповых   коллективах численностью 4­10 человек. 4 Сведения о затратах учебного времени Объем   учебного   времени,   предусмотренный   учебным   планом образовательного   учреждения   на   реализацию   учебного   предмета   "Лепка" составляет один час в неделю. Таблица 1 Виды учебной нагрузки Срок обучения 4 года Класс Максимальная учебная нагрузка (на весь  период обучения) Количество часов на аудиторные занятия Общее количество часов на аудиторные  занятия Продолжительность реализации предмета в неделях 1 1 34 2 1 34 136 136 3 1 34 4 1 34 Форма проведения учебных занятий Учебные   занятия   по   учебному   предмету   «Лепка»   проводятся   в   форме аудиторных занятий, Занятия по учебному предмету и в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет построить процесс обучения в соответствии   с   принципами   дифференцированного   и   индивидуального подходов. Обоснование структуры программы Программа   учебного   предмета   "Лепка"   разработана   на   основе "Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при   реализации   общеразвивающих   программ   в   области   в   области   искусств", направленных письмом министерства культуры Российской Федерации от 21. 11.2013 № 191­01­39/06­ ГИ. Программа содержит следующие разделы:  сведения   о   затратах   учебного   времени,   предусмотренного   на   освоение учебного предмета;  распределение учебного материала по годам обучения;  описание дидактических единиц учебного предмета;  требования к уровню подготовки обучающихся;  формы и методы контроля, система оценок;  методическое обеспечение учебного процесса. В   соответствии   с   данными   направлениями   строится   основной   раздел программы "Содержание учебного предмета" Методы обучения 5 Для   достижения   поставленной   цели   и   реализации   задач   предмета используются следующие методы обучения:  словесный (объяснение, беседа, рассказ);  наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы)  практический;  эмоциональный   (подбор   ассоциаций,   образов,   художественные впечатления). Предложенные  методы  в  рамках  общеразвивающей  программы  являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета   и   основаны   на   проверенных   методиках   и   сложившихся   традициях изобразительного творчества. Описание материально­технических условий реализации учебного предмета Мастерская   по   предмету   «Лепка»   оснащена   рабочими   столами, компьютером, гончарными кругами, муфельной печью. Обязательное условие работы:   доступность   воды.   Так   же   каждый   обучающийся   должен   иметь спецодежду   или   фартук   с   нарукавниками   Материально­техническая   база образовательного   учреждения   должна   соответствовать   санитарным   и противопожарным нормам, нормам охраны труда.  II. Содержание учебного предмета Программа  учебного  предмета «Лепка»  составлена с учетом нарастания сложности   и   возрастной   востребованности,   а   также   принципов   наглядности, последовательности,   доступности.   Темы   заданий   располагаются   в   порядке постепенного   усложнения   ­   от   простейших   упражне6ний   до   полноценных изделий Главной формой обучения является практическое решение поставленных задач.   Параллельно   дети   выполняют   краткосрочные   задания   и   упражнения, которые развивают наблюдательность и зрительную память обучающихся, дают возможность быстрее овладеть традиционным видом искусства. Учебно­тематический план 1 год обучения Название темы 1 полугодие Вводная беседа. Композиция на свободную тему. № 1. 2. Вид учебного занятия Аудитор­ ные занятия Урок Урок 1 4 6 Лепка фруктов и овощей (натуральных или муляжей). Лепка натюрморта из 2­х овощей и гипсового цилиндра. Лепка натюрморта из крынки и яблока. Лепка несложного гипсового орнамента. Лепка этюдов птиц по памяти. Просмотр творческих работ 2 полугодие Лепка этюдов птиц по наблюдению. Лепка растений или цветов с натуры. Лепка мелких бытовых предметов по памяти. Композиция на сказочную тему. Композиция на тему басен И.А. Крылова. Просмотр творческих работ Урок Урок Урок Урок Урок Контрольный урок Урок Урок Урок Урок Урок Контрольный урок 2 2 2 2 2 1 3 4 2 4 4 1 34 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. № Всего 2 год обучения Название темы 1 полугодие Этюд тематического натюрморта из трех предметов. 2. Этюд тематического натюрморта, составленного самими  учащимися.  Этюд с гипсового слепка растительной формы (лист или  розетка). 3. 4. Лепка натюрморта из 2­х овощей и гипсового цилиндра. 5. Этюд крынки на фоне гладкой драпировки. 6. Этюд гипсового геометрического тела на фоне стены. 1. Наброски животных по наблюдению и по памяти. 8. Просмотр творческих работ. 2 полугодие формы и высоты. 9. Этюд 3­х подобных друг другу предметов различной  10. Наброски животных с натуры. 11. Кратковременные наброски человека с натуры. 12. Этюды по представлению с человеческой фигуры. 13. Тематическая композиция на основе литературного  14. Динамическая композиция из двух человеческих фигур. 15. Просмотр творческих работ произведения. № Название темы Всего 3 год обучения Вид учебного занятия Аудитор­ ные занятия Урок Урок Урок Урок Урок Урок Урок Контрольный урок Урок Урок Урок Урок Урок Контрольный урок 34 2 2 2 2 2 2 3 1 2 2 2 4 2 3 1 Вид учебного занятия Аудитор ные 7 1. 2. 3. 4. 6. 7. 8. 9. № 1. 2. 3. 4. 4. 6. 7. 8. 1 полугодие Этюд крупной птицы. Этюды с гипсовой модели частей лица человека. Этюд сосуда на фоне драпировки со складками (рельеф). Урок Урок Урок Просмотр творческих работ Контрольный урок 2 полугодие Кратковременные наброски с фигуры человека в одежде. Наброски с фигуры домашнего животного находящегося  в движении. Создание анималистической композиции с передачей  эмоционального состояния животного. Урок Урок Урок Просмотр творческих работ Контрольный урок занятия 5 5 5 1 5 5 7 1 34 Всего 4 год обучения Название темы Вид учебного занятия Аудитор­ ные занятия 1 полугодие Этюд с деталей фигуры человека (гипсовые слепки  стопы, кисти рук). Этюд с чучела птицы или мелкого животного. Этюд фигуры человека в пространстве. Просмотр творческих работ. 2 полугодие Наброски с сидящей фигуры человека в костюме в виде  драпировки. Создание композиции на тему, наблюдаемую в жизни. Создание тематической композиции по мотивам поэзии  А.С. Пушкина. Творческая работа Всего Урок Урок Урок ПА Урок Урок Урок Итоговая аттестация 5 5 5 1 6 6 5 1 34 Содержание учебного предмета 1 год обучения Тема 1. Вводная беседа. Рассказ   о   скульптуре   с   использованием   иллюстративного   материала.   Виды, жанры, материалы, инструменты, техника безопасности на рабочем месте. Тема 2. Композиция на свободную тему. Выявление интересов, способностей и уровня подготовки учащихся. Тема 3. Лепка фруктов и овощей (натуральных или муляжей). 8 Знакомство   с   пластическим   материалом.   Освоение   основных   приемов   лепки. Понятие   о   построении   объемного   предмета   в   пространстве.   Знакомство   с последовательностью выполнения скульптурной работы. Тема 4. Лепка натюрморта из 2­х овощей и гипсового цилиндра. Знакомство   с   построением   подставки   (плинта)   и   ее   назначением.   Передача взаимосвязи предметов на плоскости, характера их форм, пропорций. Тема 5. Лепка натюрморта из крынки и яблока. Построение   объема   в   пространстве.   Соблюдение   пропорций   предметов. Размещение предметов в пространстве. Тема 6. Лепка несложного гипсового орнамента. Знакомство с принципом построения орнамента. Тема 7. Лепка этюдов птиц по памяти и наблюдению. Развитие наблюдательности в характерных повадках птиц. Развитие зрительной памяти. Тема 8. Лепка этюдов домашних животных по памяти. Углубление   развития   наблюдательности   за   повадками   домашних   животных. Нахождение композиционной и пластической связи между фигурами животных и подставкой. Тема 9. Лепка растений или цветов с натуры. Приобретение   навыков   в   изображении   растений   с   натуры.   Выявление характерных особенностей различных видов растений. Тема 10. Лепка мелких бытовых предметов по памяти. Развитие   наблюдательности,   чувства   объема,   пропорций.   Развитие   навыков работы с материалом. Тема 11. Композиция на сказочную тему. Применение навыков в самостоятельной работе. Развитие фантазии. Тема 12. Композиция на тему басен И.А. Крылова. Создание   несложной   композиции   из   людей   и   зверей.   Закрепление   чувства пропорций.   Передача   характерных   особенностей   животных.   Выявление сюжетной   связи   между   литературным   произведением   и   скульптурной композицией. 2 год обучения Тема 1. Этюд тематического натюрморта из трех предметов. Построение различных по форме и величине предметов на плоскости. Передача характера, пропорций с учетом масштабных соотношений. Тема   2.   Этюд   тематического   натюрморта,   составленного   самими учащимися. 9 Темы: «Завтрак», «Чай» и т.д. Знакомство с правилами составления несложного тематического   натюрморта   из   2­4   предметов.   Композиционное   размещение предметов на плоскости. Подчинение второстепенного главному. Тема 3. Этюд с гипсового слепка растительной формы (лист или розетка). Практическое   изучение   растительных   форм,   выполненных   в   пластической технике. Точная передача пропорциональных отношений. Тема 4. Этюд растений с натуры (рельеф). Ветка рябины, цветок ромашки, лист клена, дуба. Развитие навыков работы с рельефом. Пропорциональные отношения и характерные особенности. Тема 5. Этюд крынки на фоне гладкой драпировки. Развитие последовательности работы с рельефом. Творческий подход к работе. Тема 6. Этюд гипсового геометрического тела на фоне стены. Конус,   куб   или   призма.   Передача   пропорций,   развитие   наблюдательности, закрепление последовательности и навыков работы с рельефом. Тема 7. Наброски животных по наблюдению и по памяти. Выполняется   5   заданий.   Развитие   наблюдательности   и   зрительной   памяти. Стремление передать характерные особенности конкретной породы животных. Творческий подход к заданию. Тема  8. Этюд  3­х подобных   друг  другу  предметов   различной   формы   и высоты. Одновременное построение 3­х сложных предметов в пространстве. Выявление характера   и   пропорций   отдельных   предметов,   расположенных   на   одном постаменте. Тема 9. Наброски животных с натуры. Приобретение навыков в выполнении кратковременных набросков с животных, меняющих   свое   положение.   При   изображении   различных   поз   животного обязательна передача его характерных черт и пропорций. Тема 10. Кратковременные наброски человека с натуры. Знакомство с пропорциями фигуры человека. Наброски учащиеся выполняют друг с друга. Тема 11. Этюды по представлению с человеческой фигуры. Развитие   внимания   и   наблюдательности.   Передача   пропорций   и   характерных черт. Тема 12. Тематическая композиция на основе литературного произведения. Развитие фантазии с учетом необходимости приближение создаваемых образов к литературному   первоисточнику.   Совершенствование   навыков   работы   по представлению. Тема 13. Динамическая композиция из двух человеческих фигур. 10 Приобретение   навыков   в   изображении   фигуры   человека   в   движении. Использование   в   задании   основных   закономерностей   композиции. Рекомендуемые темы: «Спорт», «Труд», Балет» и т.д. 3 год обучения Тема 1. Этюд с чучела крупной птицы. Дальнейшее   совершенствование   лепки   с   натуры.   Передача   индивидуальных характерных   черт,   позы,   объема,   пропорции   птицы,   ее   анатомических особенностей. Выявление фактуры. Тема 2. Этюды с гипсовой модели частей лица человека. Знакомство   с   анатомическими   особенностями   головы   человека   и   отдельных частей лица (глаз, носа, губ, ушей). Выявление общего характера данной части лица, его пропорций. Моделировка формы лица. Тема 3. Этюд сосуда на фоне драпировки со складками (рельеф). Совершенствование в усвоении принципов рельефного изображения предметов. Практическое изучение образования и строения складок драпировки. Тема 4. Кратковременные наброски с фигуры человека в одежде. Изучение пропорций и анатомического построения фигуры человека с учетом одежды. Выполнение трех набросков в разных позах. Тема   5.   Наброски   с   фигуры   домашнего   животного   находящегося   в движении. Передача   эмоционального   состояния   животного   Выявление   анатомических особенностей и характера наблюдаемой натуры. Развитие навыков изображения подвижной натуры. Тема   6.Создание   тематической   композиции   на   тему   литературного произведения. Стремление передать достоверное впечатление от прочитанного произведения. Воплощение композиции в пластической технике. Тема   7.Создание   анималистической   композиции   с   передачей эмоционального состояния животного. Темы: «Хитрая лиса», «Злой волк», «Обиженная собака» и т.п. Интерпретация образов,   навеянных   иллюстрациями   и   скульптурными   изображениями   В. Ватагина. 4 год обучения Тема 1. Этюд с деталей фигуры человека (гипсовые слепки стопы, кисти рук).  Знакомство   с   анатомическим   строением   стопы,   кистей   рук   человека. Четкое построение объемов по осям, изучение пропорций. 11 Тема   2.   Этюд   с   чучела   птицы   или   мелкого   животного.  Изображение неподвижной модели в условном пространстве. Тема 3. Этюд фигуры человека в пространстве. Выполнение четырех набросков в позах «сидя» и «стоя». Творческий подход к заданию. Тема   4.   Наброски   с   сидящей   фигуры   человека   в   костюме   в   виде драпировки. (рельеф) Более глубокое изучение пропорций человека. Передача связи   фигуры   с   одеждой   (драпировкой).   Закрепление   навыков   изображения складок. Тема   5.   Создание   композиции   на   тему,   наблюдаемую   в   жизни.  Умение выразить   идею   в   композиции.   Передача   взаимодействия   между   двумя­тремя фигурами. Тема 6. Создание тематической композиции по мотивам поэзии А.С.  Пушкина. Воплощение задуманного художественного образа в материале.  Закрепление полученных знаний на практике. III.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ знать виды и жанры скульптуры; знать и применять в своих работах основные приемы лепки;    уметь грамотно построить последовательность выполнения скульптурной работы;  выстраивать композиционную и пластическую связь между предметами;  уметь создавать грамотные, интересные и смелые творческие композиции с  учетом полученных знаний; знать основных мастеров скульптуры как российских, так и зарубежных и их самые известные работы;  уметь работать над композицией в рельефе;  обладать навыками работы с натуры. IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. СИСТЕМА ОЦЕНОК Аттестация: цели, виды, форма, содержание Контроль   знаний,   умений   и   навыков   обучающихся   обеспечивает оперативное   управление   учебным   процессом   и   выполняет   обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущий контроль знаний учащихся осуществляется практически на всех занятиях. В   качестве   средств   текущего   контроля   успеваемости   обчающихся программой   предусмотрено   введение   оценки   за   практическую   работу   и 12 теоретическую грамотность. Программа предусматривает промежуточную аттестацию. Промежуточная аттестация проводится в форме творческих просмотров работ учащихся в 1­м, 2­м, 3­м, 4­м, 5­м, 6­м, 7­м полугодиях за счет аудиторного времени. Одной из форм   текущего   контроля   может   быть   проведение   отчетных   выставок творческих   работ   обучающихся.   Оценка   теоретических   знаний   (текущий контроль)   может   проводиться   в   форме   собеседования,   обсуждения,   решения тематических   кроссвордов,   тестирования.   По   окончании   4   класса,   согласно учебному  плану  образовательной организации  проводится зачет  (зачет может проводится в виде творческой работы или просмотра аудиторных творческих работ). Программа предусматривает внеаудиторную работу, которая может быть использована   на   участие   в   выставках,   мастер­классах,   конкурсах   и   других творческих мероприятиях образовательной организации. 1. Критерии оценок Оценивание   работ   осуществляется   по   двум   направлениям:   практическая работа   и   теоретическая   грамотность.   Важным   критерием   оценки   служит качество   исполнения,   правильное   использование   материалов,   оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся. “5” (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением   необходимой   последовательности,   составил   композицию, учитывая законы композиции, проявил организационно­трудовые умения. “4”   (хорошо)  ставится,   если   в   работе   есть   незначительные   промахи   в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность. “3”   (удовлетворительно)  ставится,   если   работа   выполнена   под неуклонным   руководством   преподавателя,   самостоятельность   обучающегося практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен. V. Список рекомендуемой литературы 1. Бурдейный М.А. Искусство керамики. ­ М.: Профиздат, 2005 2. Буткевич Л.М. История орнамента. – М.: Владос, 2003 3. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление: 1 век до н.э. – 8 в. н.э. – М.: Искусство, 1977 13 4. Васильева   Т.А.   Развитие   творческих   способностей   младших   школьников средствами скульптуры малых форм. Диссерт. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. – М., 1998  5. Ерошенков   И.Н.   Культурно­воспитательная   деятельность   среди   детей   и подростков. – М.: «Владос», 2004 6. Захаров А.И. Конструирование керамических изделий. Учебное пособие, РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004 7. Захаров А.И. Основы технологии керамики. Учебное пособие. – М.: РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004 8. Керамика   Абрамцева.   Под   ред.   О.И.Арзуманова,   В.А.Любартович, М.В.Нащокина. ­ М.: Из­во «Жираф», 2000 9. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. ­ М.: «Владос», 2002. 10.Кузин В.С. Изобразительное искусство и основы его преподавания в школе. Издание 3­е. – М.: «Агар», 1998. с. 179­184 11.Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М.: Владос, 2004. с. 8­20 12.Малолетков В.А. Керамика. В 2­х частях. ­ М.: «Юный художник», 2000 13.Мелик­Пашаев   А.А.,   Новлянская   З.Н.   Ступеньки   к   творчеству.   –   М.: «Искусство в школе», 1995 14.Моделирование фигуры человека. Анотомический справочник./Пер. с англ. П.А. Самсонова – Минск, 2003 Список рекомендуемой учебной литературы 1. Белашов А.М. Как рисовать животных. – М.: «Юный художник», 2002 2. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в детском кружке. – М.: Издательство «Агар». 1998 3. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. – М.: Просвещение, 1979 4. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. ­ Л.: Искусство,  5. Ленинградское отделение, 1975 Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. – М.: «Сварог и К», 1999  Волков И.П. Учим творчеству. ­ М.: Педагогика, 1982 6. 7. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. – М.: Просвещение, 1985  8. Лукич Г. Е. Конструирование художественных изделий из керамики. М.:  Высшая школа, 1979 9. Федотов Г.Я. Глина и керамика. – М.: Эксмо ­ Пресс, 2002 10. Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. М.:  АСТ­ПРЕСС, 1997 14

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Лепка" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2018
Посмотрите также: