Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Оценка 4.8

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
07.02.2018
Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа учебного предмета "Основы изобразительной грамоты и рисование" разработана к дополнительным общеразвивающим образовательным программам в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество". Срок обучения 4 года. Срок реализации 4 года. Программа учебного предмета "Основы изобразительной грамоты и рисование" знакомит обучающихся с основами изобразительного искусства.
Основы ИЗО ДООП 1-4.docx
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Принято Педагогическим советом МБОУ ДОД "Локосовская ДШИ" Утверждаю Директор МБОУ ДОД "Локосовская ДШИ" ___________________Шевченко А.В. Протокол №________ " _________"  2017г. Дата утверждения____________ по учебному предмету "Основы изобразительной графики и рисование" Срок обучения 4 года Срок реализации 4 года с.п. Локосово  2017 год Структура программы учебного предмета I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  Характеристика учебного предмета, его место и роль в  образовательном процессе;  Цели и задачи учебного предмета;  Срок реализации учебного предмета;  Сведения о затратах учебного времени;  Форма проведения учебных аудиторных занятий;  Обоснование структуры программы учебного предмета;   Методы обучения;  Описание материально­технических условий реализации учебного  предмета; II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  Учебно ­ тематический плана;  Содержание тем; III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ  Требования к уровню подготовки учащихся;  IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И СИСТЕМА ОЦЕНОК  Аттестация: цели, виды, форма, содержание;  Критерии оценки V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  Список рекомендуемой литературы; I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа   учебного   предмета   "Основы   изобразительной   грамоты" разработана   на   основе   "Рекомендаций   по   организации   образовательной   и методической   деятельности   при   реализации   общеразвивающих   программ   в области в области искусств", направленных письмом министерства культуры Российской   Федерации   от   21.   11.2013   №   191­01­39/06­   ГИ,  в   рамках общеразвивающих   программ   в   области   декоративно­прикладного   искусства «Декоративно ­ прикладное творчество» Учебный   предмет   «Основы   изобразительной   грамоты   и   рисование» занимает   важное   место   в   комплексе   предметов   предпрофессиональной программы   «Декоративно­прикладное   искусство».   Он   является   базовой составляющей   для   последующего   изучения   предметов   в   области изобразительного искусства. Программа   учебного   предмета   «Основы   изобразительной   грамоты   и рисование» состоит из двух разделов ­ графики и цветоведения. Темы   заданий   продуманы   исходя   из   возрастных   возможностей   детей   и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания   сложности   поставленных   задач.   Некоторые   темы   предполагают введение   краткосрочных   упражнений,   что   позволяет   закрепить   полученные знания, а также выработать необходимые навыки. Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из разных   разделов.   Данный   принцип   способствует   поддержанию   творческого интереса к изобразительной деятельности. Программа   имеет   цикличную   структуру,  что   позволяет   возвращаться   к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя. Цели: Цели и задачи учебного предмета  выявление   одаренных   детей   в   области   изобразительного   искусства   в раннем детском возрасте;  формирование   у   детей   младшего   школьного   возраста   комплекса начальных   знаний,   умений   и   навыков   в   области   изобразительного искусства;  формирование   понимания   основ   художественной   культуры,   как неотъемлемой части культуры духовной. Задачи: Образовательные  формирование   элементарных   основ   изобразительной   грамоты   (чувства ритма, цветовой гармонии, композиции, пропорциональности и т.д.);  овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.  приобретение детьми опыта творческой деятельности; Развивающие  развитие   художественно­творческих   способностей   детей   (фантазии, эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, зрительно­образной памяти); Воспитательные  воспитание   эстетического   вкуса,   эмоциональной   отзывчивости   на прекрасное;  воспитание   детей   в   творческой   атмосфере,   обстановке доброжелательности, эмоционально­нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности. Срок реализации учебного предмета Срок реализации учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование»   –   4   года   в   рамках   дополнительной   общеразвивающей общеобразовательной программы «Декоративно ­ прикладное творчество» с 4­ летним сроком обучения. Сведения о затрате учебного времени Таблица 1 Класс Продолжительность   учебных   занятий   в неделях Количество  часов на аудиторные занятия (в неделю) Общее   количество   часов   на   аудиторные занятия (по годам) Общее   количество   часов   на   аудиторные занятия  Распределение по годам обучения (срок реализации программы 4 года) 1 4 2 3 34 1 34 34 1 34 34 1 34 136 34 1 34 Форма проведения учебных занятий Занятия   по   учебному   предмету   «Основы   изобразительной   грамоты   и рисование»   и   проведение   консультаций   осуществляется   в   форме мелкогрупповых занятий численностью от 4х человек. Мелкогрупповая   форма   занятий   позволяет   преподавателю   построить процесс   обучения   в   соответствии   с   принципами   дифференцированного   и индивидуального подходов. Обоснование структуры программы Обоснованием   структуры   программы   являются   "Рекомендаций   по организации   образовательной   и   методической   деятельности   при   реализации общеразвивающих   программ   в   области   в   области   искусств",   направленных письмом министерства культуры Российской Федерации от 21. 11.2013 № 191­ 01­39/06­ ГИ. Программа содержит следующие разделы:  сведения   о   затратах   учебного   времени,   предусмотренного   на освоение учебного предмета;  распределение учебного материала по годам обучения;  требования к уровню подготовки обучающихся;  формы и методы контроля, система оценок;  методическое обеспечение учебного процесса. В   соответствии   с   данными   направлениями   строится   основной   раздел программы «Содержание учебного предмета». Методы обучения Занятия   изобразительным   искусством   –   одно   из   самых   больших удовольствий для ребенка младшего школьного возраста. Они приносят много радости и положительных эмоций, являясь источником развития творческих способностей.   Особенностью   этого   возраста   является   любознательность, желание   познавать   окружающую   действительность,   отзывчивость   к прекрасному.   Имея   чувственно­эмоциональный   опыт   и   начальные   знания изобразительной   грамоты,   ребенок   способен   воплотить   свой   замысел   в творческой работе. Основное   время   на   занятиях   отводится   практической   работе,   которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание   творческой   атмосферы   на   занятии   способствует   появлению   и укреплению   у   ребенка   заинтересованности   в   собственной   творческой деятельности.   С   этой   целью   необходимо   знакомить   детей   с   работами художников и народных мастеров, с шедеврами живописи и графики. Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно ­ выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих конкурсах). C  учетом   уровня   развития   детей.   Для   воспитания   и   развития   навыков творческой работы обучающихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:  объяснительно­иллюстративные   (демонстрация   методических   пособий, иллюстраций);  частично­поисковые (выполнение вариативных заданий);  творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);  исследовательские   (исследование   свойств   бумаги,   красок,   а   также возможностей других материалов). Описание материально­технических условий реализации учебного предмета Аудитория   оборудована   удобной   мебелью,   натюрмортным   фондом, демонстрационными моделями. Электронный библиотечный фонд укомплектовывается изданиями основной и дополнительной   учебной   и   учебно­методической   литературы   по изобразительному искусству, истории мировой культуры. II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Программа   учебного   предмета   «Основы   изобразительной   грамоты   и рисование»   ориентирована   на   знакомство   с   различными   видами изобразительного   искусства.   Большая   часть   заданий   призвана   развивать образное   мышление   и   соображение   ребенка,   внимание,   наблюдательность, зрительную память. 1. Учебно­тематический план Первый год обучения № Наименование раздела, темы 1.1 Многообразие линий в природе. 1 полугодие 1. Раздел «Графика» 1.2 Выразительные средства композиции: точки, линии,  пятна. Выразительные возможности цветных карандашей. Техника работы пастелью. 1.3 1.4 1.5 Орнамент. Виды орнамента. 1.6 Орнамент. Декорирование конкретной формы. 1.7 Кляксография. 1.8 Пушистые образы. Домашние животные. 1.9 Фактуры. 1.10 Техника работы пастелью. Вид учебного занятия Аудитор­ ные занятия урок урок урок урок урок урок урок урок урок урок 1 1 2 2 2 1 1 3 2 2 1.11 ПРОСМОТР ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ 2 полугодие 2. Раздел «Цветоведение» 2.1 Вводное творческое задание «Чем и как рисует  художник». 2.2 Цветовой спектр. Основные и составные цвета. 2.3 Цветовые растяжки. 2.4 2.5 2.6 2.7 Теплые и холодные цвета. Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет». Техника работы акварелью «мазками» Техника работы акварелью «по­сырому» на мятой  бумаге. Многообразие оттенков серого цвета. Техника работы акварелью «сухая кисть». Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и ее оттенков. 2.8 2.9 2.10 Творческое задание «Портрет мамы». 2.11 Смешанная техника. 4 стихии. 2.12 ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА Всего часов Второй год обучения № Наименование раздела, темы 1 полугодие 1. Раздел «Графика» Контрольный урок урок урок урок урок урок урок урок урок урок урок урок ЗАЧЁТ 1 1 1 1 2 2 2 2 2 4 2 1 1 34 Вид учебного занятия Аудитор­ ные занятия 1.1 Противостояние линии. Характерные особенности  линий. Работа с геометрическими формами. Применение  тона. формы в пластическую. 1.2 1.3 Стилизация. Преобразование геометризированной  1.4 Абстракция. Преобразование пластической формы в  1.5 1.6 1.7 Симметрия. Пятно. 1.8 Асимметрия. 1.9 Линия горизонта. Плановость. 1.10 Техника работы фломастерами. геометризированную. Текстура. Ритм. Простой, усложненный. урок урок урок урок урок урок урок урок урок урок ПРОСМОТР ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ 2 полугодие Контрольный урок 1.11 Буквица. «Веселая азбука». цветового круга. «Теплохолодность» цвета. 2. Раздел «Цветоведение» 2.1 Большой цветовой круг. Названия цветов большого 2.2 Нюансы. Многообразие оттенков цвета. 2.3 Контрасты. Контрастные пары цветов 2.4 Цвет в тоне. урок урок урок урок урок 4 4 4 4 2 2 2 2 4 3 1 2 2 2 4 2 2.5 Ахроматические цвета. Творческое задание. 2.6 Локальный цвет и его оттенки. 2.7 Плановость. 2.8 Выделение   композиционного   центра   посредством цвета. Доминанта, акцент. 2.9 Условный объем. Освещенность предметов. 2.10 Изучение нетрадиционных живописных приемов. 2.11 Творческая композиция. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА Всего часов Третий год обучения № Наименование раздела, темы 1. Раздел «Графика» урок урок урок урок урок урок урок ЗАЧЁТ 2 2 2 4 2 4 3 1 66 Вид учебного занятия Аудитор­ ные занятия Равновесие. 1.1 1.2 Статика. Динамика. 1.3 Силуэт. 1.4 Шахматный прием в декоративной графике. 1.5 Перспектива. 1.6 Пластика животных. 1.7 1.8 Пластика человека. 1.9 Графическая композиция. Работа фломастерами (цветными карандашами). урок урок урок урок урок урок урок урок урок Контрольный урок урок урок урок урок урок урок урок урок урок урок урок ЗАЧЁТ 2 2 4 4 4 4 4 4 3 1 1 1 2 1 1 1 1 2 2 2 2 2 34 Вид учебного занятия Аудитор­ ные занятия Просмотр творческих работ 2. Раздел «Цветоведение» 2.1 2.2 Локальный цвет и его оттенки. Тональные контрасты. Темное на светлом, светлое на темном. 2.3 Колорит. Нюансные или контрастные гармонии. 2.4 Цветовые гармонии в пределах 2­3 цветов. 2.5 Смешанная техника. 2.6 Цвет в музыке. 2.7 Психология цвета. 2.8 Тематическая композиция. 2.9 Тематическая композиция. 2.10 Тематическая композиция. 2.11 Тематическая композиция. 2.12 ТВОЧЕСКАЯ РАБОТА ИТОГО № Наименование раздела, темы 4 год обучения Содержание предмета Первый год обучения  1. Раздел «Графика» 1.1 Тема: Многообразие линий в природе.  Знакомство с пластическим разнообразием линий. Понятие «живая линия». Освоение графического языка. Выполнение зарисовок (скалы, горы, водопад, банка с льющимся вареньем). Использование формата ½ А 4 (белый или тонированный), черного (серого, коричневого)   фломастера   или   гелиевых   ручек.   Самостоятельная   работа: выполнить  3­4 упражнения на характер линий: волнистая, ломаная, прямая, спиралевидная и т.д. 1.2 Тема: Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна. Знакомство   с   выразительными   средствами   графической   композиции. Выполнение зарисовок (следы на снегу, следы птиц, людей, лыжников и т.д.). Использование   формата   А   4,   черного   фломастера,   гелиевой   ручки. Самостоятельная работа: заполнение формы шаблона – рыбка (линия), гриб (точка), ваза (пятно). 1.3   Тема:   Выразительные   возможности   цветных   карандашей. Знакомство с цветными карандашами. Работа штрихом, пятном. Знакомство с цветовыми   переходами.   Выполнение   рисунка   по   шаблону   (праздничные воздушные шары, праздничный торт, осенние листья). Использование формата ½  А  4,  цветных  карандашей.  Самостоятельная  работа:   выполнение  плавных цветовых переходов (цветовые растяжки). 1.4   Тема:   Техника   работы   пастелью.  Освоение   навыков   рисования пастелью,   изучение   технологических   особенностей   работы   (растушевка, штриховка,   затирка).   Выполнение   эскизов   (гриб,   цветок,   ежик,   рыбка). Использование   пастельной   бумаги   (формат   А   4),   пастели,   фиксажа. Самостоятельная   работа:   посещение   действующих   выставок   работ художников. 1.5 Тема: Орнамент. Виды орнамента.  Знакомство с классификацией орнамента. Роль орнамента в жизни людей. Выполнение эскизов «Лоскутное одеяло», салфетка, скатерть. Использование формата ½ А 4, фломастеров или гелиевых ручек. Самостоятельная работа: создание орнаментов из геометрических элементов (круг, квадрат, ромб, треугольник и др.). 1.6 Тема: Орнамент. Декорирование конкретной формы. Дать понятие о   композиционном   ритме.   Знакомство   с   правилами   построения   простого ленточного   орнамента.   Выполнение   эскиза   орнамента   шапочки,   варежек, перчаток.   формат   А   4. Самостоятельная работа: выполнение простых геометрических растительных орнаментов.   Использование   акварели,   фломастеров, 1.7 Тема: Кляксография.  Знакомство  с понятием  образность.  Создать пятно   (кляксу)   из   ограниченной   палитры   акварели   (туши)   и   постараться увидеть   в   нем   образ   и   дорисовать   его.   Выполнение   эскизов   («Космический зоопарк», несуществующее животное, посуда, обувь). Использование формата ½ А 4, акварели, белой гуаши, туши, гелиевых ручек. Самостоятельная работа: закрепление материала посредством дорисовывания пятен (связь формы пятна с образом). 1.8   Тема:   Пушистые   образы.   Домашние   животные.  Продолжать обучать основным приемам техники «по ­ сырому», применение новой техники в   творческих   работах.   Выполнение   этюдов   (кошки,   собаки).   Использование формата А 4, туши или черной акварели, гелиевых ручек. Самостоятельная работа: знакомство с работами художников­иллюстраторов детских книг. 1.9 Тема: Фактуры.  Знакомство с материальностью окружающего мира средствами   графики.   Выполнение   упражнений­зарисовок   с   натуры   (мох, ракушки,  камушки   и   др.)   и   творческих   заданий  (пенек   с   грибами,  морские камушки с водорослями). Использование формата ½ А 4, черного фломастера, гелиевых   ручек.  Самостоятельная   работа:   изображение   мха,   камней,   коры деревьев. 1.10 Тема: Техника работы пастелью. Использование различных фактур (кожа, мех, перья, чешуя). Выполнение зарисовок с натуры (мех, перья, кожа, чешуя и др.) и творческих заданий (животные севера или юга, мама и дитя). Использование формата А 4, пастели. Самостоятельная работа: выполнение рисунка домашнего животного в технике «пастель». 2. Раздел «Цветоведение» 2.1 Тема: Вводное творческое задание «Чем и как рисует художник». Виды   и   жанры   изобразительного   искусства.   Знакомство   с   материалами   и рабочими   инструментами,   их   свойствами   и   правильным   использованием. Выполнение   упражнений   на   проведение   разных   штрихов,   линий,   мазков, заливок. Использование формата ½ А 4, карандаша, акварели, гелиевых ручек. Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала. 2.2 Тема: Цветовой спектр. Основные и составные цвета. Знакомство с понятием «цветовой круг», последовательностью спектрального расположения цветов. Знакомство с основными и составными цветами. Выполнение эскизов (зонтик, парашют, радуга, радужные игрушки). Использование формата А 4, акварели.   Самостоятельная   работа:   закрепление   материала,   изображение радуги. 2.3   Тема:   Цветовые   растяжки.  Изучение   возможностей   цвета,   его преобразование   (высветление,   затемнение).   Выполнение   этюдов   («Бусы», «Лошарик»,   формата   А   4.   Использование   акварели, Самостоятельная работа: выполнение тоновых растяжек.   «Гусеница»). 2.4 Тема: Теплые и холодные цвета. Знакомство с понятием «теплые и холодные»   цвета.   Выполнение   этюдов   («Северное   сияние»,   «Холодные   и теплые сладости», «Веселые осьминожки»). Использование акварели, формата ½ А 4. Самостоятельная работа: изображение пера волшебной птицы. 2.5   Тема:   Техника   работы   акварелью   «вливание   цвета   в   цвет». Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов (река,   ручеек,   водопад,   композицию   можно   дополнять   корабликами, выполненными   из   бумаги   способом   «оригами»).   Использование   акварели, формата ½ А 4. Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение акварельных заливок. 2.6 Тема: Техника работы акварелью «мазками». Дальнейшее развитие и   совершенствование   навыков   работы   акварелью.   Выполнение   этюдов   – упражнений   пестрых   перьев   с   натуры,   выполнение   творческой   работы («Рыбка»,   «Курочка   ­   ряба»).   Использование   акварели,   формата   А   4. Самостоятельная   работа:   знакомство   с   репродукциями   художников, работавших в этой технике (В. Ван Гог и др.). 2.7 Тема: Техника работы акварелью «по ­ сырому» на мятой бумаге. Многообразие оттенков серого цвета. Развитие и совершенствование навыков работы   акварелью.   Выполнение   эскизов   животных   (слон,   бегемот,   носорог, динозавр).   Использование   формата   А   4,   акварели,   мятой   бумаги. Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение этюда с натуры (например, клубки ниток). 2.8   Тема:   Техника   работы   акварелью   «сухая   кисть».  Развитие   и совершенствование   навыков   работы   акварелью.   Выполнение   этюдов («Ветреный   день»,   «Летний   луг»,   «Птичье   гнездо»   и   т.д.).   Использование формата А 4, акварели. Самостоятельная работа: закрепление приема. 2.9 Тема: Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и ее оттенков.  Знакомство с техникой работы гуашью, составление оттенков белого цвета путем смешивания с различными цветами. Выполнение этюдов   («Белые   медведи»,   «Зайчик   зимой»,   «Белые   лебеди»,   «Голубки»). Использование   пастельной   бумаги,   гуаши,   формата   А   4.   Самостоятельная работа: рисунок снеговика на темной пастельной бумаге. 2.10   Тема:   Творческое   задание   «Портрет   мамы».  Обогащение чувственного   опыта   детей   через   эстетическое   восприятие   портретной живописи.   Знакомство   с   жанром   «портрет».   Выполнение   эскизов   (портрет мамы, бабушки, сестры). Использование техники на выбор: акварель, гуашь, пастель, формат А 4. Самостоятельная работа: знакомство с жанром «портрет» на примере работ известных художников: И. Репина, В. Серова, П. Ренуара, А. Модильяни, П. Гогена и др. 2.11 Тема: Смешанная техника. 4 стихии. Учить   применять   разные   техники   и   технологии   в   одной   композиции. Выполнение эскизов на разные темы («Огонь»: салют, костер, бенгальские огни, небесные   светила;   «Вода»:   фонтан,   ручей,   водопад,   озеро,   лужа;   «Воздух»: мыльные   пузыри,   облака,   ветер;   «Земля»:   камни,   скалы,   пустыня). Использование материалов на выбор учащихся, формата А 4. Самостоятельная работа: выполнение творческой работы на заданную тему в формате ½ А 4. Второй год обучения  1. Раздел «Графика» 1.1 Тема: Противостояние линий. Характерные особенности линий. Продолжение знакомства с разнообразием линий в природе. Пластика линий. Выполнение   зарисовок   (два   образа,   противоположные   по   пластическому решению: голубь­орел, лебедь­коршун). Использование формата А 4, белой и черной гелиевой ручек. Самостоятельная работа: выполнение упражнения на характер линий (колкая, плавная, тонкая, ломаная, линия, разная по толщине и др.),  формат А 4. 1.2   Тема:   Работа   с   геометрическими   формами.   Применение   тона. Изучение   плоских   форм   с   тональным   разбором.   Выполнение   зарисовок   с натуры  (пуговицы,  печенье   и  др.)  Использование  формата   ½  А  4,  простого карандаша.  Самостоятельная   работа:   заполнение   штрихом   простых геометрических форм (ромб, треугольник, квадрат, трапеция, круг и др.).  Формирование   умения   сравнивать, 1.3 Тема: Стилизация. Преобразование геометризированной формы в пластичную.   анализировать   и преобразовывать   геометрическую   форму   в   пластичную.   Выполнение упражнения­наброска   схематичного   изображения   (посуда,   обувь   и   т.д.)   и творческого   задания.   Форма   декорируется   простым   орнаментом. Использование формата А 4, фломастеров, гелиевых ручек.  Самостоятельная работа: изображение геометрического и пластического рисунка одного и того же предмета быта. 1.4   Тема:   Абстракция.   Преобразование   пластической   формы   в геометризированную.  Развитие   умения   сравнивать   и   преобразовывать пластическую   форму   в   геометрическую,   работать   над   цельностью   образа. Выполнение   зарисовки   сказочного   животного   (лисичка­сестричка,   бычок­ смоляной бочок, косолапый мишка, мышка­норушка). Сначала преподаватель демонстрирует   изображение   реального   животного,   затем   образ   сказочного (книжного   героя   или   мультипликационный   персонаж),   а   после   предлагает выполнить образ из геометрических фигур. Геометрические формы разные по размеру   и   характеру.   Использование   формата   А   4,   фломастеров,   гелиевых ручек. Самостоятельная работа: знакомство с образами героев детских книг. 1.5 Тема: Текстура. Развитие художественных способностей, воспитание внимательного   отношения   к   изображаемому   объекту   и   стилизованного представления его в виде рисунка. Выполнение зарисовок природных форм с натуры (ракушка, снежинка, перо, паутинка). Использование формата ½ А 4, гелиевых   ручек,   фломастеров.  Самостоятельная   работа:   наблюдение   за природными формами, выполнение фотографий собственных наблюдений. 1.6 Тема: Ритм. Дать представление о ритмичной композиции, знакомство с   понятием   ритма   в   композиции   (простой   и   сложный   ритм),   природные (растительные) ритмы. Выполнение зарисовок и набросков природных форм с натуры. Выполнение композиции из цветов, сухих растений, водорослей и т.д. Использование   формата   ½   А   4,   гелиевых   ручек. Самостоятельная   работа:   принести   примеры   ритмических   композиций   (из журналов, газет).   фломастеров, 1.7   Тема:   Симметрия.   Пятно.  Знакомство   с   понятием   «симметрия», закрепление   понятия   «пятна»,   как   выразительного   средства   композиции. Выполнение   копий   и   зарисовок   с   натуры   (насекомых,   морских   животных, фантастических   образов).   Использование   формата   ½   А   4,   гелиевых   ручек, фломастеров. Самостоятельная работа: вырезание симметричного изображения из черной бумаги. 1.8   Тема:   Асимметрия.  Знакомство   с   понятием   «асимметрия», асимметрия в природе. Выполнение зарисовок предметов быта сложной формы (чайник,  графин,  фонарик   и   др.).  Использование   формата   ½   А  4,  гелиевых ручек, фломастеров.  Самостоятельная работа: фотографирование предметов асимметричной формы. 1.9 Тема: Линия горизонта. Плановость. Знакомство с понятием «линия горизонта»,   изучение   плановости   в   пейзаже.   Выполнение   зарисовки   любого пейзажа с 2­3 планами. Использование гелиевой ручки, формата А 4. Самостоятельная работа: знакомство с творчеством художников, работающих в жанре «пейзаж», посещение экспозиции музея изобразительных искусств. 1.10   Тема:   Техника   работы   фломастерами.  Создание   декоративного образа. Выполнение эскиза­образа (волшебный цветок, улитка). Использование формата   А   4,   гелиевых   ручек,   фломастеров.  Самостоятельная   работа: выполнение упражнений на различные техники (заполнение шаблона точками, штрихами, сетками, ровным тоном). 1.11   Тема:   Буквица.   «Веселая   азбука».  Знакомство   с   буквицей,   как элементом книжной графики, воспитание эстетического вкуса через рисование структурного элемента книжной графики – буквицы. Выполнение эскиза образа буквицы,   подчеркивая   характерные   особенности   буквы.   Использование формата   ½   А   4,   фломастеров,   гелиевых   ручек.  Самостоятельная   работа: знакомство с видами шрифтов, буквицами, со стихотворениями детских поэтов о русском алфавите (И. Токмакова, Б. Заходер). 2. Раздел «Цветоведение» 2.1   Тема:   Большой   цветовой   круг.   Названия   цветов   большого цветового   круга.   «Тепло­холодность»   цвета.  Знакомство   с   большим цветовым   кругом,   основными,   составными   цветами,   с   дополнительными холодными   и   теплыми   цветами.   Выполнение   этюдов   на   тепло­холодность оттенков одного цвета («Братья­гномы» и др.). Использование формата А 4, акварели.  Самостоятельная работа: выполнение упражнения, поиск теплого и холодного оттенка в пределах одного цвета. 2.2   Тема:   Нюансы.   Многообразие   оттенков   цвета.  Знакомство   с понятиями:   «локальный   цвет»   и   «оттенок».   Выполнение   этюдов   с   натуры (ягоды,   ветка   рябины,   виноград,   перо   сказочной   птицы).   Использование формата А 4, акварели, пастели. Самостоятельная работа: собрать коллекцию пуговиц, бусин, фантиков в пределах одного цвета. 2.3   Тема:   Контрасты.   Контрастные   пары   цветов.  Знакомство   с контрастными   парами   цветов,   их   способностью   усиливать   друг   друга. Выполнение композиции из предметов, контрастных по цвету (фрукты, зонтики под дождем, игрушки на полке и др.). Использование формата А 4, акварели, пастели. Самостоятельная работа: упражнение­аппликация «Пары контрастных цветов». 2.4 Тема: Цвет в тоне. Знакомство с понятием «тон». Выполнение эскиза («Котенок   с   клубками   ниток»,   «Свинья   с   поросятами»).   Использование формата А 4, акварели.  Самостоятельная работа: выполнить упражнение на растяжку 1­2 цветов. 2.5   Тема:   Ахроматические   цвета.  Знакомство   с   понятиями «ахроматические цвета», «светлота», с техникой их составления. Выполнение эскиза  (например,  иллюстрация   к  сказке   В.  Сутеева  «Три   котенка»,  образы домашних животных и др.). Использование формата А 4, гуаши черной и белой. Самостоятельная работа: знакомство с искусством черно­белой фотографии. 2.6 Тема: Локальный цвет и его оттенки. Развитие у детей способности видения   градаций   цвета   в   живописи,   многообразие   цветовых   оттенков. Выполнение   композиции   (осенние   листья,   цветы   на   клумбе).   Использование формата   А   4,   акварели.  Самостоятельная   работа:   упражнение   «лоскутное одеяло». 2.7   Тема:   Плановость.  Повторение   некоторых   законов   композиции   в пейзаже (плановость, равновесие, композиционный центр). Выполнение этюда пейзажа (морской, горный, лесной). Использование формата А 4, акварели. Самостоятельная работа: знакомство с творчеством художников, работающих в жанре «пейзаж», посещение экспозиции музея изобразительных искусств. 2.8   Тема:   Выделение   композиционного   центра   посредством   цвета. Доминанта,   акцент.  Знакомство   с   понятием   «доминанта»,   «акцент». Выполнение   этюда   с   натуры   («Корзина   с   урожаем»,   «Дары   природы»). Использование формата А 4, акварели или гуаши. Самостоятельная работа: выполнение аппликации из геометрических форм с доминантой и акцентом. 2.9 Тема: Условный объем. Освещенность предметов.  Передача света посредством цветов. Выполнение этюдов с натуры (игрушки, предметы быта, овощные портреты). Использование формата А 4, акварели.  Самостоятельная работа: фотографии освещенных объектов, выполнение упражнений: круглая форма (яблоко, мячик), четырехгранная форма (кубик, домик), сложная форма (игрушка, человечек). 2.10 Тема: Изучение нетрадиционных живописных приемов.  Знакомство с новыми техниками и их возможностями. Освоение новых техник. Выполнение   упражнений.   Вощение   (морская   волна   с   барашками,   морозные узоры, цветы и т.д.). Набрызг (салют, фонтан). Использование соли (звездное небо, созвездия зодиака). Монотипия (применение кружев и ткани в создании композиции   «Зима»).   Кляксография   +   раздувание   («лунные   цветы»). Использование формата А 4, акварели, гуаши, свечек, туши, кружев, гелиевых ручек и др. Самостоятельная работа: закрепление материала. 2.11 Тема: Творческая композиция. Формирование   умения   работать   над   сложной   тематической   композицией. Выполнение композиции («Подводный замок Нептуна», «Космос», «Сказочный остров» и др.). Использование формата А 4, акварели, гуаши, свечек, туши, кружев, гелиевых ручек и др. Самостоятельная работа: изучение аналогов композиций. Контрольный урок. Третий год обучения 1. Раздел «Графика» 1.1   Тема:   Равновесие.  Выполнение   эскиза   равновесной   композиции   из любых   предметов.   Использование   формата   А   4,   гелиевой   ручки,   черного фломастера.  Самостоятельная   работа:   поиск   равновесных   композиций   в журналах, книгах. 1.2   Тема:   Статика.   Динамика.  Знакомство   с   понятиями   «статика», «динамика».   Выполнение   композиции   на   одну   из   понравившихся   схем. Использование формата А 4, гелиевой ручки. Самостоятельная работа: поиск статичных и динамичных композиций в журналах, книгах. 1.3   Тема:   Силуэт.  Повторение   понятия   «силуэт».   Знакомство   со сложными   силуэтами.   Оверлеппинг   (наложение,   пересечение).   Создание композиции с использованием сложного силуэта (полка с посудой, белье на веревке).   Использование   формата,   вытянутого   по   горизонтали,   черного фломастера.  Самостоятельная   работа:   выполнение   аппликации­наложения черного на белое, белого на черное (рыбка в аквариуме, грибы в банке). 1.4 Тема: Шахматный прием в декоративной графике.  Знакомство с шахматным   приемом.   Выполнение   композиции   (например,   «В   шахматной стране»).   черного   фломастера. Самостоятельная работа: выполнение упражнений различных видов шахматных сеток.   Использование   формата   ½   А   4, 1.5   Тема:   Перспектива.  Знакомство   с   видами   перспективы   города (фронтальная,   «вид   сверху»   и   др.),   пропорциональные   отношения   (люди, машины,   дома).   Копирование   архитектурных   образов   (замки,   город). Использование   формата   А   4,   гелиевых   ручек.  Самостоятельная   работа: знакомство   с   разными   городами   по   фотографиям,   книжным   иллюстрациям, открыткам. 1.6   Тема:   Пластика   животных.  Дальнейшее   знакомство   с   понятием «стилизация».   Выполнение   рисунка   стилизованного   животного,   могут   быть поиски   образов   животных   к   басням   И.   А.   Крылова.   На   одном   формате изобразить реальный образ и поиски стилизованных форм того же животного. Использование   формата   А   4,   гелиевой   ручки.  Самостоятельная   работа: выполнение модели животного из пластилина. 1.7 Тема: Работа фломастерами (цветными карандашами).  Развитие умения стилизации живых форм. Выполнение эскиза (например, образ Царевны лягушки,   образ   времени   года).   Использование   формата   А   4,   цветных карандашей,   фломастеров.  Самостоятельная   работа:   поисковые   зарисовки деталей персонажа (глаза, лапы, детали костюма и др.). 1.8 Тема: Пластика человека.  Знакомство с условными пропорциями и схемами   построения   фигуры   человека.   Выполнение   композиции   (например, «Спорт», «Танец», «Акробаты»). Использование формата А 4, гелиевой ручки, фломастеров.  Самостоятельная   работа:   поиск   фотографий   или   других изображений людей в движении. 1.9 Тема: Графическая композиция. Формирование умения работать над сложной   графической   композицией.   Выполнение   композиции   («В   окне   и   за окном», «Микромир», «Фонтаны», славянские мифологические образы: птица Феникс, Сирин, Домовой, Леший, Водяной, Русалка). Использование формата А   4,   гелиевых   ручек.  Самостоятельная   работа:   поиск   подготовительного материала для творческой композиции, выполнение композиционных поисков. 2. Раздел «Цветоведение» 2.1 Тема: Локальный цвет и его оттенки.  Повторение и закрепление понятия локальный цвет и разнообразие оттенков одного цвета. Выполнение иллюстраций   (например,   иллюстрации   разноцветных   сказок   Л.   Яхнина). Использование формата А 3, акварели.  Самостоятельная работа: выполнение абстрактной аппликации из кусочков ткани (ассоциации на темы: вьюга, огонь, времена года, листопад и др.). 2.2   Тема:   Тональные   контрасты.   Темное   на   светлом,   светлое   на темном.  Выделение  тоном  главного  пятна  композиции. Выполнение  эскизов («Парусник   на   море»,   «Силуэт   дерева   на   фоне   заката»,   «Горный   пейзаж», «Силуэт   цветка   в   окне»,   «Привидения»).   Использование   формата   А   4, акварели.  Самостоятельная   работа:   копирование   образцов,   предложенных преподавателем. 2.3   Тема:   Колорит.   Нюансные   или   контрастные   гармонии. Формирование   знаний   о   нюансных   цветах.   Знакомство   с   понятием   «пары нюансных   цветов»   большого   цветового   круга.   Формирование   знаний   о дополнительных   цветах.   Выполнение   эскиза   витража   («Жар­птица», «Волшебный   цветок»,   «Золотой   петушок»,   «Бабочки»).   Использование формата А 4, акварели. Самостоятельная работа: знакомство с произведениями известных художников, изучение техники витража в журналах. 2.4 Тема: Цветовые гармонии в пределах 2­3 цветов.  Использование ограниченной   палитры   цветов   в   создании   композиции.   Выполнение   эскиза флаэра. афиши,   Использование   формата   А   4, Самостоятельная работа: изучение рекламной продукции.   акварели,   гуаши. 2.5   Тема:   Смешанная   техника.  Умение   целесообразно   использовать технику,   согласно   задуманному   образу.   Выполнение   эскиза   композиции (например, «Замороженное оконце»). Использование формата А 4, акварели, воска,   соли,   гелиевых   карандашей   с   блеском,   цветных   контуров,   гелиевых ручек. Самостоятельная работа: фотографирование морозных узоров. 2.6   Тема:   Цвет   в   музыке.  Развитие   абстрактного   мышления. Прослушивание   музыкальных   произведений   П.   И.   Чайковского   «Времена года»,   «Вальс   цветов»,   выполнение   ассоциативных   цветовых   композиций.   акварели.  Самостоятельная   работа: Использование   формата   А   4, прослушивание шедевров классической музыки. 2.7   Тема:   Психология   цвета.  Знакомство   с   психологическими характеристиками   цвета   на   примере   цветовых   карт   Люшера.   Выполнение эскизов   образов   положительных   или   отрицательных   сказочных   героев (Буратино, Карабас Барабас, Пьеро, баба Яга). Использование любого формата, гуашь,   акварель.  Самостоятельная   работа:   тестирование   на   предмет   цвет­ настроение, сочинение сказки о цветах и красках. 2.8  Тема: Тематическая  композиция.  Формирование   умения   работать над   сложной   тематической   композицией.   Выполнение   эскиза   к   сюжетной композиции   («праздник»,   «каникулы»).   Использование   формата   любого размера, гуаши, акварели. Самостоятельная работа: подбор подготовительного материала, выполнение композиционных поисков. 2.9  Тема: Тематическая  композиция.  Формирование   умения   работать над  сложной тематической  композицией.  Выполнение сюжетной композиции («Зоопарк», «Человек и животное»). Использование формата любого размера, гуаши,   акварели.  Самостоятельная   работа:   подбор   подготовительного материала, выполнение композиционных поисков. 2.10 Тема: Тематическая композиция.  Формирование умения работать над  сложной тематической  композицией.  Выполнение сюжетной композиции (например, «Театр»). Использование формата любого размера, гуаши, акварели. Самостоятельная   работа:   подбор   подготовительного   материала,   выполнение композиционных поисков. 2.11 Тема: Тематическая композиция.  Формирование умения работать над  сложной тематической  композицией.  Выполнение сюжетной композиции (например, «Путешествие»). Использование формата любого размера, гуаши, акварели.  Самостоятельная   работа:   подбор   подготовительного   материала, выполнение композиционных поисков. Раздел 3. Живописный рисунок. Фактура и материальность. 1.1.   Тема:  Натюрморт   с   металлической   и   стеклянной   посудой. Натюрморт   с   предметами   разной   материальности   из   металла   и   стекла. Характерные   особенности   передачи   материальности   металла   и   стекла графическими средствами. Грамотная компоновка в листе. Передача больших тональных отношений. Цельность изображения натюрморта. Фон нейтральный. Освещение четко направленное. Формат А 2 Материал ­графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки металлических и стеклянных предметов. 5.2.Тема:   Натюрморт   из   предметов   с   разной   фактурой   и материальностью   и   четким   композиционным   центром.  Рисунок натюрморта   повышенной   сложности   из   предметов   быта   (стекло,   металл, керамика, дерево и т.д.). Реализация накопленного опыта за предшествующий период   обучения.   Демонстрация   навыков   в   передаче   фактуры   предметов   с выявлением   их   объемной   формы   и   планов,   на   которых   они   расположены. Передача материальности предметов с соблюдением общего тона. Четкость в последовательности выполнения работы. Формат А3. Материал по выбору. Самостоятельная работа: наброски   материалами. художественными различными   Раздел 4. Тональный длительный рисунок  4.1. Тема: Тональный рисунок гипсовой головы человека  Рисование гипсовой   головы   (обрубовка)   в   двух   поворотах.   Закрепление   навыков   в изображении   конструктивной   основы   головы   человека,   ее   симметричной формы и частей с учетом перспективы. Модель выше уровня глаз. Фон светло серый. Освещение боковое, средней интенсивности. Формат А3. Материал ­ графитный   карандаш.  Самостоятельная   работа:   конструктивный   рисунок обрубовки по памяти. 4.2.Тема: Портрет  с натуры. Тональный  рисунок.  Рисование   частей лица (нос, глаза и т.д.) на уровне глаз рисующего. Знакомство с особенностями конструкции   частей   лица   (призматический   характер   носа,   шарообразность глазного  яблока).  Фон  светло   серый.  Освещение   направленное, выявляющее форму детали. Формат А3. Материал ­ графитный карандаш. III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Результатом   освоения   учебного   предмета   «Основы   изобразительной грамоты   и   рисование»   является   приобретение   обучающимися   следующих знаний, умений и навыков:    знание различных видов изобразительного искусства; знание основных жанров изобразительного искусства; знание терминологии изобразительного искусства; знание основ цветоведения (основные и составные цвета, малый и большой цветовой круг, нюансы, контрасты, тон, цветовые гармонии и др.); знание разнообразных техник и технологий, художественных материалов в изобразительной   деятельности   и   умение   их   применять   в   творческой работе; знание основных выразительных средств изобразительного искусства; знание   основных   формальных   элементов   композиции:   принципа трехкомпонентности,   пластического   контраста, соразмерности,   центричности   ­   децентричности,   статики­динамики, симметрии асимметрии;   силуэта,   ритма,      навыки   организации   плоскости   листа,   композиционного   решения изображения;  навыки передачи формы, характера предмета;  умение   выбирать   колористические   решения   в   этюдах,   зарисовках, набросках;  наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и композиционного решения;  наличие   образного   мышления,   памяти,   эстетического   отношения   к действительности;  умение отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции;  умение   правильно   оценивать   и   анализировать   результаты   собственной творческой деятельности. IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ СИСТЕМА ОТЦЕНОК 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание Видами   контроля   по   учебному   предмету   «Основы   изобразительной грамоты и рисование» промежуточная и итоговая аттестации в каждом классе. Промежуточная   аттестация   проводится   в   счет   аудиторного   времени   в конце 1, 3, 5 полугодия в виде контрольных уроков в форме просмотров работ обучающихся. В конце 2,4,6 полугодий проводится итоговая аттестация в виде творческих работ. 2. Критерии оценок По   результатам   промежуточной   и   итоговой   аттестации   выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценка   уровня   успеваемости   включает   в   себя   три   компонента:   за фантазию, композицию и технику исполнения (выразительность цветового или графического решения). «Фантазия».   Оценивается   оригинальность   мышления   ребенка,   новизна идеи, отсутствие шаблонного представления задания. Оценка   5   «отлично»  ­   учащийся   демонстрирует   свое   оригинальное решение задачи; Оценка   4   «хорошо»  ­   решение   поставленной   задачи   с   помощью преподавателя; Оценка   3   «удовлетворительно»  ­   использование   готового   решения (срисовывание с образца); Оценка 2 «неудовлетворительно» ­ отсутствие собственного отношения к работе, небрежно и не полностью выполненное задание. VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Методическая литература 1. Алехин   А.   Д.   Изобразительное   искусство.   Художник.   Педагог.   Школа: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984 2. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 3­е изд. – М.: Просвещение, 1991 3. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991 4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального   психологического   исследования.  –   М.:   Педагогика, 1989 5. Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем. – М.: Просвещение, 1996 6. Казакова Т. С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М.: Педагогика, 1983 7. Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. – М: Просвещение, 1971 8. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985 9. Курчевский В. В. А что там, за окном? – М.: Педагогика, 1985 10.Люблинская   А.   А.   Учителю   о   психологии   младшего   школьника.   –   М.: Просвещение, 1977 11.Полунина   В.   Искусство   и   дети.   Из   опыта   работы   учителя.   –   М.: Просвещение, 1982 12.Сокольникова   Н.   М.   Изобразительное   искусство   и   методика   его преподавания в начальной школе. – М.: Академия, 2008 13.Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1985 14.Щеблыкин   И.   К.,   Романина   В.   И.,   Коготкова   И.   И.   Аппликационные работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990 Учебная литература 1. Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный рисунок. – М.: Издательство школы акварели Сергея Андрияки, 2009 2. Бесчастнов М. П. Графика пейзажа. – М.: Гуманитарное издание Владос, 2008 3. Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл. / Под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 1998 4. Искусство и ты. Учебник для 1 кл. / Под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 1998 5. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусства» ­ М. Гуманитар. изд. центр Владос, 2008 6. Ломоносова   М.  Т.  Графика   и   живопись:   учеб.   пособие   –  М.:   Астрель: АСТ, 2006 7. Фатеева   А.  А.  Рисуем   без   кисточки. –  Ярославль:   Академия   развития, 2009 8. Шалаева Т. П. Учимся рисовать. – М.: АСТ Слов

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по учебному предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" ДООП в оласти декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2018
Посмотрите также: