Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Оценка 4.8

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
08.02.2018
Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Рабочая программа вариативной программы "Фольклорное творчество" разработана к ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество". Срок реализации рабочей программы - 4 года, при сроке обучения - 4 года. Программа знакомит обучающихся с традиционными видами декоративно-прикладного творчества. Основное внимание уделяется практической работе.
Фольклорное творчество ДООП 1-4 .docx
Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка  Характеристика учебного предмета, его место и роль в  образовательном процессе;  Срок реализации учебного предмета;  Форма проведения учебных аудиторных занятий;  Цели и задачи учебного предмета  Обоснование структуры программы учебного предмета;  Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной  аттестации при 5­летнем сроке реализации программы II. Учебно­тематический план  Учебно­тематический план. Содержание тем III. Требования к уровню подготовки учащихся  Годовые требования; IV. Формы и методы контроля, система оценок  Аттестация: цели, виды, форма, содержание;  ­Критерии оценки;  Контрольные требования на разных этапах обучения V. Список литературы и средств обучения  Список рекомендуемой литературы 1 I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. Программа   предмета   «Фольклорное   творчество»   разработана   в   рамках дополнительных   общеразвивающих   образовательных   программ   в   области декоративно­прикладного искусства «Декоративно­прикладное творчество». Изучение   учебного   предмета   «Фольклорное   творчество»,   обеспечивает развитие   у   обучающихся   эмоционально   ­   эстетического   отношения   к традиционной   национальной   культуре,   помогает   активно   осмысливать окружающий мир, творчески воплощая его в формах декоративно­прикладного искусства.   Здесь   налицо   поиск   наиболее   лаконичного   и   максимально выразительного   образа,   гармоничного   сплава   функциональности   и   красоты предмета,   его   формы   и   декора,   стремление   выявить   богатые   выразительные возможности   даже   с   самого   скромного   материала.   Очень   важно   показывать обучающимся   богатство   выразительных   средств   художественного   творчества, дать   им   возможность   своими   руками   создать   красивую   вещь,   превращая природный   материал   в   произведение   искусства.   Основное   внимание   при изучении   предмета   «Фольклорное   творчество»   уделяется   народным художественным   промыслам,   складывавшимся   веками   и   ставшими неотъемлемой частью современной российской культуры. Народное искусство привлекает   своей   неувядаемой   красотой   своих   произведений,   удивительной силой эмоционального воздействия, уменьем мастера понять и выявить материал с помощью совершенных технических приемов. В нем раскрывается творческий гений   народа,   его   понимание   окружающего   мира,   окрашенное   ярким национальным колоритом Изучение подобных образцов и создание самостоятельных композиций на их основе способствует воспитанию эстетически развитой личности, дает детям радость творчества. ДПИ и народные промыслы являются неотъемлемой частью художественной   культуры.   Проблема   модернизации   художественно­ эстетического   образования   остается   одной   из   актуальных.   Произведения прикладного   искусства   отражают   художественные   традиции   нации, миропонимания,   мировосприятия   и   художественный   опыт   народа,   сохраняет историческую   память.   Произведения   ДПИ   и   народные   промыслы   имеют духовную материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Народное искусство живет веками. Навыки технического мастерства и народные образцы переходят   из   поколения   в   поколение,   сохраняются   в   памяти   народных художников. Так как ДПИ и народные промыслы охватывают огромную область декоративного   и   народного   искусства   это   и   роспись,   вышивка,   ткачество, 2 глиняная   игрушка,   резьба   по   дереву   и   многое   другое.   В   данной   программе рассмотрены   такие   направления   ДПИ   и   народных   промысел   как:   глиняная игрушка   (Дымковская,   Каргопольская,   Филимоновская),   роспись   по   дереву («Полхов­Майдан»,  «Городец»,  «Мезень», «Хохлома»),  где   подробно   изучена история   создания   и   техника   выполнения;   гжель;   русская   матрешка   (Полхов­ Майданская, Семеновская, Сергиево ­ посадская); художественное оформление ткани ­ батик. Для   самостоятельной   работы   обучающимся   предлагаются   учебные практические   и   контрольно   ­   зачетные   задания,   выполнение   которых способствует наиболее глубокому изучению и закреплению полученных знаний, необходимых в области декоративно ­ прикладного искусства. Цели и задачи Цель:  Формирование   у   обучающихся   основ   целостной   эстетической культуры   через   развитие   исторической   памяти,   развития   творческих способностей. Задачи: Обучающие: изучение школ народного мастерства; научить практическим навыкам   создания   объектов   в   разных   видах   декоративно­прикладного творчества;   научить   приемам   составления   и   использования   композиции   в различных материалах и техниках; научить творчески использовать полученные умения и практические навыки; учить создавать художественный  образ вещи  на основе     повтора   работ   мастеров;   научить   планировать   последовательность выполнения действии и осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы. Развивающие: раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого   обучающегося,   развитие   творческой   активности   личности;   развитие эстетического восприятия действительности; Воспитательные:  пробудить   интерес   к   декоративно­прикладному искусству и народным промыслам; формирование мировоззрения, нравственной позиции, учить умению выразить свое собственное отношение к искусству. Срок реализации учебного предмета Вариативный   предмет   «Фольклорное   творчество»   при   4   ­летнем   сроке обучения   реализуется   4   года   ­   с   1   по   4   класс.   При   реализации   программы учебного   предмета   «Фольклорное   творчество»   с   4­летним   сроком   обучения: аудиторные занятия в 1­4 классах составляют 1 час. Объем учебного времени, предусмотренный   учебным   планом.   Общая   трудоемкость   учебного   предмета 3 «Фольклорное творчество» с нормативным сроком обучения 4года составляет 136 часов. Сведения о затратах учебного времени Виды учебной нагрузки Класс Максимальная учебная нагрузка (на весь  период обучения) Количество часов на аудиторные занятия Продолжительность обучения в неделях 1 1 34 Таблица 1 Срок обучения 4 года 2 1 34 136 3 1 34 4 1 34 Форма проведения учебных аудиторных занятий Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и  учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме,  численность группы ­ от 4 до 10 человек. Для развития навыков творческой  работы обучающихся, программой предусмотрены методы дифференциации и  индивидуализации на различных этапах обучения. Недельная учебная нагрузка с  1 по 4 год обучения составляет 1 час Обоснование структуры программы учебного предмета Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все  аспекты работы преподавателя с обучающимся. Данная программа состоит из  следующих разделов:  сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение  учебного предмета;  распределение учебного материала по годам обучения;  описание дидактических единиц учебного предмета;  требования к уровню подготовки обучающихся;  формы и методы контроля, система оценок;  методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел  программы «Содержание учебного предмета». Методы обучения Программа   «Фольклорное   творчество»   составлена   в   соответствии   с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Помимо методов работы   с   обучающимися,   указанными   в   разделе   «Методы   обучения»,   для 4 воспитания и развития навыков творческой работы обучающихся программой применяются также следующие методы:  объяснительно­иллюстративные   (демонстрация   методических   пособий, иллюстраций);  поисковые (выполнение вариативных заданий);  творческие (творческие задания, участие в конкурсах);  исследовательские (исследование свойств дерева, ткани, красок, глины, а также возможностей других материалов);  игровые (проведение праздников и выставок). Основное   время   на   занятиях   отводится   практической   работе,   которая проводится   на   каждом   занятии   после   объяснения   теоретического   материала. Преподаватель   знакомит   обучающихся   с   работами   мастеров,   народных умельцев,   керамистов.   Важной   составляющей   творческой   заинтересованности обучающихся   является   приобщение   детей   к   конкурсно­выставочной деятельности   (посещение   художественных   выставок,   проведение   бесед   и экскурсий,   участие   в   творческих   мероприятиях).   Для   повышения   мотивации обучения  используется исследовательский   метод  поиска  материала  по  темам для выполнения практических работ по разделам программы. Представлять и обсуждать творческие работы между обучающимися. Научить отстаивать свою точку зрения Предложенный в настоящей программе тематический ряд заданий является примерным,   что   дает   возможность   преподавателю   творчески   подойти   к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики. Применение   различных   методов   и   форм   (теоретических   и   практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала и т.п.) четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа содержит следующую схему проведения занятий:  Обзорная беседа­знакомство с новой техникой работы в материале.  Освоение приемов работы в материале.  Выполнение   учебного   задания.   Итогом   каждой   пройденной   темы становится изделие, выполненное в материале. Описание материально­технических условий реализации учебного Кабинет оборудован удобной мебелью, гончарными кругами, муфельной  предмета печью. II. Учебно­тематический план Содержание вариативного предмета «Фольклорное творчество» построено с   учетом   возрастных   особенностей   детей,   а   также   с   учетом   особенностей 5 развития   их   пространственного   мышления;   включает   теоретическую   и практическую части. Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся с историей   развития   различных   промыслов,   техниками   и   способами   работы   с материалами,   а   практическая   часть   основана   на   применении   теоретических знаний в учебном и творческом процессе. За годы освоения программы дети получают знания о многообразии декоративно­прикладного искусства, а также умения   работы   в   различных   техниках   декоративно­прикладного   искусства   и народных   промыслов.   Содержание   программы   направлено   на   освоение различных   способов   работы   с   материалами,   ознакомление   с   традиционными народными промыслами, а также с другими видами декоративно­прикладного творчества. № Название темы 1 год обучения Вид занятия Количество аудиторных занятий Раздел 1. Работа с глиной 1. Методика работы над лепкой и росписью народных  2. 3. 4. глиняных игрушек. Русская глиняная игрушка. Дымковская игрушка. Филимоновская игрушка. Каргопольская игрушка. Выполнение авторской глиняной игрушки, опираясь  на пройденный материал. Урок Урок Урок Урок Урок Урок Урок Урок Урок Урок Урок Урок Урок Урок 1 3 3 3 4 1 3 3 1 1 1 3 3 4 34 6 5. 6. 7. 8. 9. Раздел 2. Традиционные виды росписи. Введение. Роспись – как один из видов древнейших  видов ДПИ. Знакомство с оборудованием, техникой смешивания  красок. Постановка руки Основы кистевого письма. Технические упражнения:  монохромные, линейные и круговые ритмы в  верховом письме. Отработка травных элементов. Технические упражнения двухцветные. Выполнение  на картоне двухцветных элементов: волна, травный  стебель, «древо».  Раздел 3: Зооморфные мотивы 10. Копии зооморфных мотивов: бабочки, рыбки  11. (используя пленэрные зарисовки). Технические упражнения: бабочки, рыбки в травной  росписи. Силуэт – пятно. 12. Стилизация зооморфных зарисовок. 13. Составление эскиза на плоскостное изделие  «Зооморфный мотив». 14. Подготовка изделия. Роспись изделия. Покрытие  лаком. Всего 2 год обучения Название темы Вид занятия Количество аудиторных занятий № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Раздел 1.Образ птицы в народных росписях Мотив «птица» в техниках народных росписей.  Стилизация собственных зарисовок под различные  виды народных росписей. Графические и живописные зарисовки птиц. Стилизация зарисовок. Силуэт – пятно. Составление эскиза. Карандашные зарисовки,  цветовой вариант Роспись изделия. Урок Урок Урок Урок Урок Раздел 2. «Полхов ­ майданоские росписи» Копирование элементов росписи «Полхов­майдан»  (розы, райские яблоки, листочки, и тд.). Составление эскиза для росписи доски Выполнение росписи в технике «Полхов­майдан». Роспись изделия. Раздел. «Гжель» Урок Урок Урок Урок производства гжельского фарфора 10. История гжельской росписи. Современное состояние 11. Копии отдельных элементов в технике гжельской  росписи. 12. Растительный орнамент. 13. Пейзажная композиция 14. Составление эскиза на изделие. Роспись изделия. Всего 1 3 3 3 4 1 3 3 1 1 1 3 3 4 34 № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 3 год обучения Название темы Раздел 1 Городецкая роспись Вид занятия  Количество аудиторных занятий Историческая справка. Простейшие элементы Городецкой росписи. Поэтапное выполнение мотивов: листок, цветок,  бутон Поэтапное выполнение мотивов: птица, конь, дама,  кавалер и др. Сюжетная композиция. Урок Урок Урок Урок Урок Раздел 2 Хохломская роспись. «Верховое» письмо» История хохломского промысла. Технические упражнения: травинки, ягоды,  листочки. Верховое» письмо. Типы орнаментов. Травная  роспись. Урок Урок Урок 1 3 3 3 4 1 3 3 7 Роспись «под листок» или «под ягодку». «Пряник» или «рыжик». 9. 10. 11. Составление композиции на изделие по одному из  типов орнаментов «верхового» письма. Роспись изделий, согласно эскизу. 12. 13. Пейзажная композиция. Всего Урок 1 1 1 3 7 34 4 год обучения Название темы Вид занятия  Количество аудиторных занятий Урок Урок Урок Урок Урок Урок Урок Урок Урок 1 3 3 3 4 1 1 4 4 4 2 4 34 № 1. 2. 3. 4. 5. Раздел 1 Фоновая роспись Историческая справка. «Фоновое» письмо. Выполнение отдельных  элементов: цветок, листок, птица и др. Роспись «под фон». Копии отдельных элементов,  выполнение композиций. Поэтапное выполнение мотивов: птица, конь, дама,  кавалер и др. Эскиз на изделие на один из видов орнаментов  «фонового» письма. Роспись изделия. Раздел 2 Виды русской матрешки. 6. Матрешка, как вид народного творчества. Первая  русская матрешка Традиционные матрешки. Полхов­Майданская матрешка, характерные  особенности, цветовая гамма, основные мотивы.  Зарисовки. «Семеновская матрёшка». Особенности, цветовая  гамма, основные мотивы. Зарисовки. «Сергиево­посадская» матрешка: композиционные  особенности написания матрешек, цветовая гамма,  сюжеты. Зарисовки. Разработка эскиза авторской матрешки. Роспись матрешек, согласно эскизу. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Всего Содержание разделов и тем 1 год обучения I полугодие Раздел 1. Работа с глиной Тема 1. Методика работы над лепкой и росписью народных глиняных игрушек.  Сведения   о   глине   как   о   художественном   материале,   о   названии   и 8 назначении инструментов и приспособлений (стека, доска, блюдце для воды и т.д.).   Знакомство   с   произведениями   народных   мастеров   (гончаров, игрушечников). Порядок лепки глиняной игрушки: 1. Лепка игрушки: хорошо размятые куски глины скатывают в цилиндры, шарики в зависимости, что хотят вылепить, потом расплющивают в лепёшки, так создаётся основа, корпус для будущей игрушки. Заготовки в нужном месте вытягивают, изгибают, расширяют или сужают, постепенно превращая кусок глины в фигурку. 2. Сушка: перед обжигом все игрушки обязательно сушат. 3. Обжиг: раньше обжиг производили в русской печи, теперь используют электрические. 4. Побелка: из печи игрушка выходит   красно­коричневой.   Затем   её   белят.   В   наши   дни   используют водоэмульсионную краску или белила. 5. Роспись: начинается процесс с ярких гуашевых   красок.   Росписи   ведётся   колонковыми   кисточками.   Эскиз,   как правило, не создаётся, а сразу возникает в процессе росписи изделия. Узоры в основном геометрические.  Тема   2.  Русская   глиняная   игрушка.   Дымковская   игрушка.   Главные отличительные особенности в лепке и росписи Дымковской игрушки: весёлый, геометрический орнамент строится из разных комбинаций круглых пятен, полос, клеток, кружков. Для дымковской игрушки характерны неотразимое обаяние, праздничность цвета, крупный орнамент и стройное композиционное построение росписи. Тема   3.   Филимоновская   игрушка.  Лепят   Филимоновскую   игрушку   из очень   пластичной   глины,   методом   вытягивания   из   одного   куска,   поэтому игрушки   отличаются   удлинённым   силуэтом.   Любимые   цвета   в   росписи: малиновый,   жёлтый,   белый,   зелёный.   Характерные   орнаменты:   полосочки, ёлочки, розеточки.  Тема   4.   Каргопольская   игрушка.  Основные   этапы   лепки   и   росписи Каргопольской   игрушки   такие   же   как   у   дымковской,   только   для   росписи используют особую цветовую гамму. Здесь жёлтые тона сочетаются с зелёными, серыми, коричневыми, малиновыми. В орнаменте много красно­терракотового и охристого.  Лица  и руки  игрушки остаются  белыми. Орнаментальная роспись состоит из геометрических элементов: круги, косые и прямые кресты, штрихи, небольшие пятна, прямые и волнистые линии.  Тема 5. Выполнение авторской глиняной игрушки, опираясь на пройденный материал.   Продолжение   расширение   представления   о   народной   игрушке. Формирование эстетического отношения к предмету. Развитие желания лепить игрушку   своими   руками   по   своему   эскизу.   Закрепление   умения   соблюдать пропорциональное   соотношение   частей.   Подбирать   гармоничную   цветовую гамму технологии работы с глиной.  9 Раздел 2: Традиционные виды росписи. Тема 6. Введение. Роспись – как один из видов древнейших видов. ДПИ Определение   понятий   «искусство»,   «декоративно   –   прикладное   искусство», «роспись», «художественная роспись», «народные художественные промыслы». Основные   художественные   промыслы,   промыслы   по   декорированию   дерева, приемы   росписи.     Необходимые   материалы   и   оборудование   при   росписи изделий, техника безопасности. Организация рабочего места. Свойства красок, применяемых   при   росписи   изделий.   Правила   постановки   руки   и   кисти   при росписи. Тема 7. Знакомство  с оборудованием, техникой  смешивания  красок. Постановка руки. Знакомить с народным декоративно­прикладным искусством. Рассказать  о основных видах  росписей по  дереву. О  зарождении  промыслов. Выявить   отличительные   особенности.   Пробуждать   интерес   к   истории   и народным   ремеслам.   Показать   материалы   и   оборудование.   Правильная постановка руки. Наведение колера. Технология создания изделия.  Тема   8.   Основы   кистевого   письма.  Технические   упражнения: монохромные,   линейные   и   круговые   ритмы   в   верховом   письме.   Отработка травных   элементов,   основных   элементов   народной   росписи.   Выполнение одноцветных и двухцветных технических упражнений. Выполнение на картоне двухцветных орнаментальных лент. Тема 9. Технические упражнения двухцветные. Выполнение на картоне двухцветных   элементов:   волна,   травный   стебель,   «древо».   Выполнение простейших   элементов   росписи.   Соблюдение   техники   письма.   Аккуратность исполнения. Создание собственного орнамента. два цвета в квадрате, круге. Раздел 3: Зооморфные мотивы Тема   10.   Копии   зооморфных   мотивов:   бабочки,   рыбки   (используя пленэрные   зарисовки)  Графические   и   живописные   зарисовки   бабочек,   рыб. Использование фотографий, открыток, пленэрных зарисовок. Тема 11. Технические упражнения: бабочки, рыбки в травной росписи. Силуэт   –   пятно.   Выполнение   технических   упражнений   с   изображением зооморфных мотивов в различных видах росписей. Силуэт – пятно. Развитие фантазии,   оригинальности   исполнения,   образного   мышления,   закрепление работы   в   графических   материалах.   Самостоятельная   работа:   Доработка технических   упражнений   с   изображением   зооморфных   мотивов   в   различных видах росписей в графике и цвете. Силуэт – пятно. Тема   12.   Стилизация   зооморфных   зарисовок.   Копии   образцов народных   росписей   с   изображением   бабочек,   рыб,   птиц,   животных. 10 Развитие эстетического   чувства. Формирование   воображения. Совершенствование технических умений и навыков работы кистью и красками. Учить   видеть   главное   и   убирать   второстепенное.   Самостоятельная   работа: Стилизация живописных зарисовок в цвете, под определенный вид росписи. Тема   13.   Составление   эскиза   на   плоскостное   изделие   «Зооморфный мотив»  Работа с эскизом: предварительные наброски в карандаше и в цвете, несколько   вариантов.   Развитие   чувства   композиции,   симметрии,   цветовой гармонии.   Определение   лучшего   наброска,   его   доработка.   Самостоятельная работа: разработка эскиза на изделие по теме «Зооморфный мотив» применяя свои наработки и стилизации. Тема   14.  Подготовка   изделия.   Роспись   изделия.   Закрепление   работы кистью   кончиком   и   всей   плоскостью.   Ровное   наложение   мазка.   Подготовка изделия   к   работе,   необходимых   материалов   для   росписи.   Роспись   изделия. Устранение   ошибок   и   недочетов.     Самостоятельная   работа:   роспись плоскостного изделия, согласно подготовленному эскизу на тему «Зооморфный мотив». Покрытие изделия лаком. Раздел 4: Мезенская роспись 2 год обучения I полугодие Раздел 1. Образ птицы в народных росписях  Тема   1.   Графические   и  живописные   зарисовки   птиц.  Графические   и живописные   зарисовки   птиц,   используя   фотографии,   открытки,   работы художников, пленэрные зарисовки.  Тема   2.   Стилизация   зарисовок.   Силуэт   –   пятно   Стилизация   и трансформация формы «птицы». Силуэт – пятно. Разнообразие форм мотива «птица» в народных росписях, копии работ. Стилизация и трансформация своих зарисовок в различных видах росписей. Тема 3. Мотив «птица» в техниках народных росписей. Стилизация собственных   зарисовок   под   различные   виды   народных   росписей.   Закреплять представления о стилизованных формах росписи. Сравнивать элементы росписи с   реальной   действительностью.   Формировать   эстетическое   отношение   к окружающему миру. Тема 4. Составление эскиза. Карандашные зарисовки, цветовой вариант Разработка   эскиза,   применяя   ранее   выполненные   наработки.   Зарисовки   в карандаше и в цвете. Закрепление навыков работы кистью, наложению мазка, наведению колера. Самостоятельная работа: выполнение эскиза в цвете. Раздел 2 Полхов ­ майдановская роспись 11 Тема   5.   Копирование   элементов   росписи   «Полхов­майдан».   (розы, райские   яблоки,   листочки,   и   тд.)   Знакомство   с   промыслом.   Показать характерные   особенности   полхов­майданских   элементов   росписи,   цветовую гамму.   Технические   особенности   работы   в   цвете.   Формировать   технические умения   и   навыки   работы   кистью,   накладывать   мазок   в   один   прием. Самостоятельная   работа:   выполнение   основных   растительных   элементов росписи на А4, А3. Тема  6. Составление эскиза  для  росписи  доски  Разработка   эскиза   на изделие, применяя ранее выполненные наработки. Зарисовки в карандаше и в цвете. Композиционное решение. Подбор цветовой гаммы. Тема   7.   Выполнение   росписи   в   технике   Полхов­майдан.   Соблюдение технических приемов при росписи (предварительный узор наносится тушью, а потом   заливается   цветом).   Использование   ярких   анилиновых   красок. Подготовка изделия к работе, необходимых материалов для росписи. Роспись изделия. Устранение ошибок и недочетов. Покрытие изделия лаком. Раздел 3.Гжель Тема   8.   История   гжельской   росписи.  Современное   состояние производства гжельского фарфора Знакомство с Гжельской росписью. История зарождения росписи как промысла, основные этапы развития. Характеристика росписи,   техника   исполнения,   композиционные   особенности,   мотивы   и   их символика, орнаменты. Этапы исполнения росписи. Тема   9.   Копии   отдельных   элементов   в   технике   гжельской   росписи. Выполнение   на   бумаге   простейших   элементов   росписи,   узоров.   Отработка элементов   в   цвете.   Учить   выделять   характерные   особенности   гжельского промысла. Тема   10.  Растительный   орнамент  Выполнение   в   цвете   плоскостных, геометрических   и   растительных   орнаментов:   арабеска,   разделка,   разделка раскидная,   разделка   медальоном   и   др.   Копии   работ   мастеров.   Пейзажная композиция. Формировать умение выполнять растительные элементы гжельской росписи.   Продолжать   воспитывать   интерес   к   искусству   гжельских   мастеров. Закрепление навыков рисования всей кистью, ее концом, без прорисовки узора карандашом. Копии сюжетных и пейзажных композиций.  листа). Тема 11. Составление эскиза на изделие. Развитие творчества и фантазии. Разработка   эскиза   на   изделие,   применяя   ранее   выполненные   наработки. Зарисовки в карандаше и в цвете. Тема   12.   Роспись   изделия   Роспись   керамической   тарелки,   согласно подготовленному эскизу на тему «Гжельская роспись». Подготовка изделия к 12 работе, необходимых материалов для росписи. Закрепление умения украшать глиняное изделие гжельскими узорами. 3 год обучения Раздел 4: Городецкая роспись Тема  1.  Историческая   справка. Знакомство   с Городецкой   росписью. История   зарождения   росписи   как   промысла,   основные   этапы   развития. Характеристика   росписи,   техника   исполнения,   композиционные   особенности, мотивы и их символика, орнаменты. Этапы исполнения росписи.  Тема 2. Простейшие элементы Городецкой росписи. Показать  особенности рисования простых  элементов. Закреплять навыки работы   с   палитрой.   Выполнение   на   бумаге   простейших   элементов   росписи, узоров. Отработка элементов в цвете. Тема   3  Поэтапное   выполнение   мотивов:   листок,   цветок,   бутон. Закреплять навыки составления оттенков, смешивая гуашь с белилами. Работать концом   кисти.   Выполнение   в   цвете   отдельных   цветочных   мотивов:   листьев, бутонов,   различных   цветов.   Поэтапное   их   выполнение:   замалевок,   теневка, оживка. Цветочная роспись и типы орнаментов.  Тема 4  Поэтапное выполнение мотивов: птица, конь, дама, кавалер и др.  Познакомить   с   техникой   рисования   Городецкого   коня,   дамы,   птицы, кавалера.   Продолжать   формировать   представление   о   стилизованных   формах росписи. Выполнение в цвете отдельных сюжетных мотивов: птица, конь, дама, кавалер   и   др.   Поэтапное   их   выполнение.   Цветочная   роспись   с   включением мотивов «конь» и «птица». Копии работ народных мастеров. Тема 5. Сюжетная композиция. Учить составлять сюжетные композиции для росписи. Поиск композиции. Находить цветовую гамму. Сюжетная роспись. Более   сложные   композиции   с   включением   нескольких   фигур.   Например: «Чаепитие»,   «Гулянье»,   «Катанье»   и   др.   Копии   сюжетных   композиций, разработка авторской композиции.  Тема   6.   Разработка   авторского   эскиза   сюжетной   сцены   на   изделие. Развивать фантазию, творческое мышление. Учить видеть красоту, изящество, оригинальность формы и деталей. Разработка эскиза на изделие, применяя ранее выполненные наработки. Зарисовки в карандаше и в цвете. Эскиз в цвете на один из видов композиций Городецкой росписи.  Тема 7. Роспись изделий. Доработка. Покрытие лаком. Роспись изделия, согласно подготовленному эскизу на тему «Городецкие сюжеты». Подготовка  изделия к работе, необходимых материалов для росписи. Раздел 1: Хохломская роспись. 13 «Верховое» письмо. Тема   8.   История   хохломского   промысла   Знакомство   с   Хохломской росписью.  История   зарождения   росписи   как   промысла,   основные   этапы. Характеристика   росписи,   техника   исполнения   и   технологический   процесс, композиционные особенности, мотивы, орнаменты. Этапы исполнения росписи.  Тема   9.   Технические   упражнения:   травинки,   ягоды,   листочки. Познакомить с техникой росписи. Закреплять умения работать концом кисти. Учить   выделять   в   росписи   отдельные   элементы,   уметь   их   выполнять: «реснички»,   «травинки»,   «усики»,   «завитки»,   «капельки»,   «кустики»   и   др. Выполнение   на   бумаге   технических   упражнений:   травинки,   ягоды,   листочки. Отработка элементов в цвете. Тема   10.   «Верховое»   письмо.   Типы   орнаментов.  Травная   роспись. Познакомить   с   техникой   «Верховое»   письмо   Хохломской   росписи.   Типы орнаментов, техника исполнения, основные элементы. Травная роспись, как тип «верхового»   письма.   Копии   работ   мастеров.   Самостоятельная   работа: Разработка   композиции   на   любую   форму   изделия   по   одному   из   видов орнаментов «верхового» письма.  Тема   10.   Роспись   «под   листок»   или   «под   ягодку».  Орнаменты   «под листок» или «под ягодку». Основные мотивы, техника исполнения. Выполнение упражнений на закрепление Тема   12.   «Пряник»   или   «рыжик».  Композиционные   особенности. Упражнения на освоение и закрепление выполнения композиции.  Тема   13.   Составление   композиции   на   изделие   по   одному   из   типов орнаментов «верхового» письма.  Разработка эскиза на изделие по одному из типов орнаментов «верхового» письма, применяя ранее выполненные наработки. Зарисовки в карандаше и в цвете. Эскиз в цвете. Тема   14.   Роспись   изделий,   согласно   эскизу.  Роспись   набора   изделий, состоящего из нескольких предметов различных форм (на выбор обучающегося), согласно подготовленному эскизу на тему «Орнаменты «верхового» письма. 4 год обучения Раздел 2: Хохломская роспись. «Фоновое» письмо Тема   1.   «Фоновое»   письмо.  Выполнение   отдельных   элементов:   цветок, листок, птица и др. Познакомить с техникой «Фоновое» письмо Хохломской росписи.   Типы   орнаментов,   техника   исполнения,   основные   элементы. Выполнение отдельных элементов росписи: цветок, листок, птица и др. 14 Тема   2.Роспись   «под   фон».  Копии   отдельных   элементов,   выполнение композиций Роспись «под фон». Выполнение отдельных элементов, упражнений на закрепление. Разработка авторских композиций, согласно композиционным особенностям. Тема 3. Эскиз на изделие на один из видов орнаментов «фонового» письма. Разработка эскиза на изделие на один из типов орнаментов «фонового» письма, применяя ранее выполненные наработки. Зарисовки в карандаше и в цвете. Самостоятельная работа: выполнение эскиза в цвете на один из видов орнаментов   «фонового»   письма.   Тема   2.5.   Роспись   изделий   Роспись   набора изделий,   состоящего   из   нескольких   предметов   различных   форм   (на   выбор обучающегося),   согласно   подготовленному   эскизу   на   тему   «Орнаменты «фонового» письма». Тема   4.   Матрешка,   как   вид   народного   творчества.  Первая   русская матрешка   История   происхождения   и   зарождения   первой   русской   матрешки: истоки   появления,   автор   первой   деревянной   игрушки,   композиция   и   сюжет. Самостоятельная работа: Подбор иллюстративного материала по темам. Копи работ и их доработка. Тема   5.   Традиционные   матрешки.   Полхов­Майданская   матрешка, характерные   особенности,   цветовая   гамма,   основные   мотивы.   Зарисовки Традиционные   матрешки:   Полхов   –   Майданская   матрешка,   Семеновская, Загорская.   Композиционные   особенности,   характерные   черты   каждого отдельного вида матрешек. Полхов – Майданская матрешка: история полхов – майданского промысла, основы композиции, колорит, основные мотивы, этапы работы над росписью матрешки Тема 6. Семеновская матрешка:  особенности, цветовая гамма, основные мотивы.   Зарисовки   Семеновская   матрешка:   история   семеновского   промысла, композиционные   особенности,   цветовая   гамма,   сюжеты,   этапы   работы   над росписью матрешки. Самостоятельная работа: Зарисовки в карандаше и в цвете. Тема   7.   Сергиево­посадская   матрешка:   композиционные   особенности написания матрешек, цветовая гамма, сюжеты. Сергиево­посадская матрешка: история   происхождения,   композиционные   особенности,   цветовая   гамма, сюжеты, этапы работы над росписью матрешки. Тема 8.Разработка эскиза авторской матрешки. Развивать   фантазию,   воображение,   чувство   цвета.   Разработка   эскиза авторской   матрешки,   применяя   ранее   выполненные   наработки.   Зарисовки   в карандаше и в цвете. 15 Тема 9. Роспись матрешек, согласно эскизу. Роспись пяти или семи  местной матрешки, согласно подготовленному эскизу на тему «Авторская  матрешка» или «Традиционная матрешка». III. Требования к уровню подготовки обучающихся  В первый год обучения происходит знакомство детей с основами народного декоративно­прикладного   искусства.   Сюда   относится   промысел   народной игрушки,   история   возникновения   Дымки,   Каргопольской   и   Филимоновской игрушек.   Обучающиеся   лепят,   расписывают   игрушки   по   мотивам   образцов. Знакомятся с различными видами росписей, с материалами и инструментами, правильной постановкой руки. Учатся работать по образцу, выполнять простые копии,   расписывают   разделочную   доску.   Знакомятся   с   историей,   терминами, элементами,   сюжетами,   особенностями   Мезенской   росписи.   Выполняют самостоятельно собственные эскизы для росписи деревянного изделия. (1 ч. в неделю) Во второй год обучения ребята знакомятся с историей возникновения таких промыслов как: «Полхов­майдановская» роспись по дереву, «Городец», роспись по керамике «Гжель». Копируют от простейших элементов росписи до сложных сюжетов. Осваивают различные кистевые мазки, особенности форм, цветовую гамму.   Выполняют   свои   эскизы   для   росписи   деревянных   или   керамических предметов. (1 ч. в неделю) Третий год обучения направлен на изучение хохломской росписи, ее видам «верховое»,   «фоновое»   письмо.   Обучающиеся   знакомятся   с   историей возникновения   промысла,   его   технологией.   Изучают   основные   приемы   этой росписи,   копируя   образцы,   готовые   композиции.   Работают   в   материале: расписывают плоские и объемные формы (доска, тарелка, бочонок, кубок и др.) (1 ч. в неделю) В четвёртый год обучения идет ознакомление с видами русской матрешки и ее особенностями. Знакомство с историей возникновения. росписью   первой   матрешки.   Пробуют   копировать   основные   элементы, каждой   из   матрешек.   Выполняют   копии   различных   матрешек,   создают творческий эскиз для росписи в материале. (1 ч. в неделю). На   пятом   году   обучения   обучающиеся   осваивают   технологию   батика   ­ художественное оформление ткани. Знакомятся с техникой узелкового батика. Учатся правильно натягивать ткань на деревянный подрамник, наносить рисунок резервом   или   контуром   на   ткань,   качественному   нанесению   слоя   краски   на ткань.   Создавать   творческие   эскизы   для   росписи.   Подбирать   гармоничную цветовую гамму. (1 ч. в неделю) На шестом году обучения, обучающиеся более 16 подробно знакомятся с технологией «холодного батика». Разрабатывают более сложные композиции, выполняют эскизы для выставочных работ. Результатом   освоения   учебного   предмета   «Фольклорное   творчество» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:   анализировать   художественное   достоинство   конкретного   произведения народного или профессионального декоративного искусства; знать о различиях ДПИ и народные промыслы;   быть ознакомленным со школами народного искусства;  какие ремесла можно отнести к народным промыслам;  что входит в область ДПИ;  знать   основные   этапы   развития   традиционных   росписей   по   дереву,   их современное состояние;  приобрести знания о технологических процессах художественных росписей,  характерные каждому отдельному виду росписи; знать   принципы   сбора  и   систематизации   подготовительного   материала   и способы его применения для воплощения творческого замысла;  уметь различать дымковскую, каргопольскую, филимоновскую игрушки; какая   роспись   характерна   для   каждой   игрушки;   ­   этапы   изготовления дымковской игрушки;  разрабатывать   авторские   работы,   произведения   в   стиле   художественных росписей с учетом их технологических требований;  разрабатывать художественные произведения в различных видах росписей и воплощать их в материале. IV. 1. Формы и методы контроля, система оценок Аттестация: цели, виды, форма, содержание  Контроль   знаний,   умений   и   навыков   обучающихся   обеспечивает оперативное   управление   учебным   процессом   и   выполняет   обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущий контроль успеваемости   обучающихся   проводится   в   счет   аудиторного   времени, предусмотренного   на   учебный   предмет   в   виде   проверки   самостоятельной работы   обучающегося,   обсуждения   этапов   работы   над   эскизами   и   росписью изделия,   выставления   оценок   и   пр.   Преподаватель   по   своему   усмотрению проводит   промежуточные   просмотры   по   разделам   программы.   Формы промежуточной аттестации: • зачет ­ творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени); Промежуточный   контроль   успеваемости   обучающихся   проводится   в   счет аудиторного   времени,   предусмотренного   на   учебный   предмет   в   виде творческого   просмотра   по   окончании   первого   и   второго   полугодия.   Оценки могут   выставляться   и   по   окончании   четверти.   Преподаватель   проводит   по 17 своему   усмотрению   промежуточные   просмотры   по   разделам   программы (текущий контроль). 2. Критерии оценки Уровень освоения обучающимися учебного материала, предусмотренного учебной   программой   «ДПИ   и   народные   промыслы»   оценивается   по пятибалльной системе. 5 «отлично»:  работа должна соответствовать требованиям программы;  создавать яркие, красочные росписи и эскизы;  использование знаний технических приемов и методов при работе;  творческое, оригинальное решение композиции на заданную тему;  уметь пользоваться инструментами при выполнении работы и соблюдение техники безопасности  работа   должна   представлять   законченное   художественное   изделие, отвечающее всем учебным требованиям; выразительность художественного решения, техническими приемами выполнения в материале. 4 «хорошо»:  работа должна соответствовать требованиям программы;  не в достаточной степени соблюдены технические приемы практического выполнения;  эскиз не совсем соответствует поставленной задачи;  соответствие художественного образа изделия выбранной теме;  небольшие погрешности при выполнении практической части;  соответствие выбранной теме выполнение изделия. 3 «удовлетворительно»:  представленная работа косвенно соответствует требованиям;  эскиз и зарисовки не соответствуют поставленной задачи;  работа представлена в виде незаконченного художественного произведения;  видны ощутимые погрешности при выполнении практической части; 2 «неудовлетворительно»:  работа   не   представляет   собой   законченного   художественного произведения;  не представлены эскизы к работе;  обучающийся   не   знает   и   не   владеет   техниками   и   приемами   выполнения изделия; V. Список литературы и средств обучения Список методической литературы 18 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Алферов   Л.Г.   Технологии   росписи.   Дерево.   Металл.   Керамика.   Ткани, учебный курс. Ростов н/Д: Феникс, 2001 Бадаев В.С. Русская кистевая роспись, учебное пособие для вузов – М: Владос. 2004 Богатырёв П. Г. Вопросы теории народного искусства. ­ М.: Искусство, 1971 Бусева­Давыдова И.Л. Игрушки Крутца – М: Детская литература. 1991 Величко Н. Роспись: Техники. Приемы. Изделия. – М: Аст­пресс, 1999 Гильман Р.А. Художественная роспись тканей, учебное пособие для вузов – М: Владос. 2003 Горяева О.В., Островская О.В. Изобразительное искусство: декоративно­ прикладное искусство в жизни человека: учеб. для 5кл. общеобразоват. учреждений/ Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М.Неменского. ­ 6­е изд.­ М: Просвещение, 2007 Евсеев   И.С.   Роспись   посуды   и   аксессуаров/   И.Е.Евсеев.   ­   Ростов   н/Д: Феникс, 2006 Емельянова   Т.И.   Декоративная   роспись   по   дереву.   Золотая   Хохлома/ Т.И.Емельянова. – М: Интербук бизнес. ­ 2001 10. Некрасова М. А.Народное искусство России. Народное Творчество как мир целостности. ­ М.: Совр. Россия 1989. 11. Некрасова   М.   А.   Народное   искусство   как   часть   культуры.   ­   М.: Изобразительное искусство, 1983 12. Неменский   Б.   М.   Мудрость   красоты:   О   проблемах   эстетического воспитания. – М.: Просвещение, 1987 13. Перелешина И.А. Батик. От основ к импровизации/ И.А. Перелешина. ­ СПб.: Паритет, 2008 14. Пономарёв   Я.   А.   Психология   творчества   и   педагогика.   –   М.: Педагогика,1976. 15. Проблемы   народного   искусства   под   ред.   М.   А.   Некрасовой,   К.   А. Макарова ­ М.: Изобр. Искусство, 1982 16. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву, учебное пособие для вузов – М: Владос. 2002 17. Супрун Л.Я. Городецкая роспись. Тверь: Культура и традиции. 2006.  18. Художественные   промыслы   земли   Нижегородской,   каталог­альбом   – Нижний Новгород, 2001 Список учебной литературы. 1. 2. Бабушкины   уроки:   Народное   искусство   Русского   Севера:   занятия   с младшими   школьниками:   учеб.   –   метод.   пособие/   Под   ред.   Т.Я. Шпикаловой. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. Бгуславская И. Н. Русская глиняная игрушка. ­ Л.: Искусство, 1975. 19 3. 4. 5. Василенко В. М. Русское прикладное искусство. – М.: Искусство,1977. Дайн Г. Л. Игрушечных дел мастера – М.: Просвещение, 1993. Основы художественного  ремесла. Вышивка.  Кружево. Художественное ткачество.   Ручное   ковроделие.   Художественная   роспись   тканей: Практическое   пособие   для   руководителей   под   редакцией   В.   А. Барадулина, О. В. Танкус. – М.: Просвещение, 1979 20

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по вариативному предмету "Фольклорное творчество" ДООП в области декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2018
Посмотрите также: