Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно- нравственного направления для детей с умеренной умственной отсталостью «Школа вежливости»

  • Работа в классе
  • docx
  • 19.08.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа рассчитана на детей с умеренной умственной отсталостью в возрасте 8-10 лет, Благодаря этой разработке детям будет легче адаптироваться в социальной среде, таким образом формируется у них навыки общения , правильно разговаривать и выражать свои мысли, культура поведения и уважительно относиться к другим людям.
Иконка файла материала Государственное общественное казенное учреждение Иркутской области для детей.docx
Государственное общественное казенное учреждение Иркутской области  для детей ­  сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа – интернат № 6 г.Зима». «РАССМОТРЕННО» «РАССМОТРЕННО» «УТВЕРЖДЕНО» на заседании Зам по воспитательной Директор ГОКУ СКШИ № 6 Методического совета работы г.Зима Протокол №_____ ________________и.о _____________    и.о. От Сухарева Н,К «_____»________20___г. От Закружная С.Ю Приказ № ___ «_____»________20___г. От «_____»________20___г. Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно­ нравственного направления для детей с умеренной умственной отсталостью «Школа вежливости» Воспитатель: Рубцова Ю.В.2018 – 2019 учебный год. Пояснительная записка. Рабочая программа для 2 класса с умеренной умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативно – правовых документов:   1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. 3. СанПин 2.4.2.3286 – 15 от 10.07.2015 г. № 26; Федеральный государственный образовательный стандарт для детей умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 № 1599; 4. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования   для   обучающихся   с   умеренной   умственной   отсталостью  (интеллектуальными нарушениями). Цель: привитие культуры поведения на  раннем возрастном этапе. Задачи: 1. Создать  устойчивую,   положительную  самооценку  детей   младшего   школьного возраста. 2. Развить  познавательный   интерес,   память,   внимание,   воображение,   речь учащихся; 3. Воспитать  культуру   общения,   формировать   уважение   и   доброжелательное отношение к людям. Программа составлена с учетом специфики воспитательной работы в коррекционной школе. Предлагаемый вариант курса рассчитан на проведение его как в группе воспитанников от 8 до 10 лет, так и индивидуально. Количество часов обучения может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от способности воспитанников усваивать и закреплять учебный материал, цели и задачи обучения, других особенностей группы. Общее количества занятий, отводимых    составляет на ­     курс   33 часов. При реализации программы используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: ­ репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал);­ беседы; ­ библиотечные и интегрированные занятия; ­ экскурсии; ­ организация выставок детских работ; ­ проектная деятельность; ­ тематические праздники; ­ театральные постановки. Контроль усвоения учащимися материала производится на всем протяжении обучения. Для   определения   сформированности   навыков   и   умений   используются   3   вида   контроля: формальный, самоконтроль, взаимоконтроль.Общая характеристика Программа ориентирована на учащихся 2 класса. С раннего возраста необходимо вести планомерную работу по формированию языковой и коммуникативной компетенции. Особую роль в обучении младших школьников играют те задачи и упражнения, которые развивают в детях критическое восприятие речи, чувство уместности высказывания. Специальные задания воспитывают   внимание   к   той   стороне   речи,   которая   связана   с   добрым,   уважительным отношением   к   человеку,   то   есть   с   воспитанием   вежливости.   Она   нацелена   устанавливать доброжелательные   отношения   в   классном   коллективе.   Помогает   младшему   школьнику   в первые дни своей школьной жизни адаптироваться к новой социальной среде.   Главное   назначение   программы   формирование   навыков   общения   и   культуры поведения,   развитие   и   совершенствование   их   нравственных   качеств,   ориентация   на общечеловеческие ценности. Предлагаемая программа «Школа вежливости» направлена наудовлетворение этих тре бований. Программа ориентирована на учащихся начальной школы, что особенно ценно.     Приемы   и   методы   обучения,   педагогические   технологии:  настоящая   программа предлагает   проводить   занятия   в   небольших   группах   (5  ­   7  детей),   т.к.   небольшая   группа позволяет   более   активно   участвовать   в   занятиях   тем   детям,   которых   большая   группа подавляет,   но   которые   способны   открыться   в   небольшой   группе.   Поэтому   группы формируются с учетом возраста, индивидуальных особенностей ребенка. Реализация программы рассчитана на 33 учебных часа: из них теоретическиезанятия  ­ 15час; практические занятия – 18 часов.  Занятия проводятся 1 раз  в неделю по 1 часу. Формы организации деятельности:   индивидуальные,  групповые,  коллективные. БУД: Личностные универсальные учебные действия:  взаимоотношений   с   другими   людьми,   что   становится   предпосылкой   воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям,   эмоциональной   отзывчивости,   сопереживания,   сочувствия,   толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Обучающийся научится:   осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.  первоначальных   этических   представлений   обучаемых,   развитие   их   эмоционального восприятия.  повторять,   уточнять   и   формировать   начальные   нравственные   представления, знакомить с нравственными понятиями.  высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно   или   в   группах,   парах,   а   также   предлагаются   задания   на   выбор   ответа, альтернативного решения и др.   учиться   использовать   различные   способы   поиска   информации   в   библиотеке, Интернете.  универсальные учебные действия Познавательные       :  ориентироваться   в   своей   системе   знаний: отличать новое   от   уже   известного   с помощью воспитателя.  делать предварительный отбор источников информации  добывать   новые   знания: находить ответы на   вопросы,   используя     информацию, полученную от воспитателя.  перерабатывать   полученную   информацию: делать   выводы в   результате   совместной работы всего класса.  перерабатывать полученную информацию Обучающийся научится:      обобщать, делать несложные выводы; классифицировать явления, предметы; определять последовательность событий; судить о противоположных явлениях;   давать определения тем или иным понятиям; выявлять функциональные отношения между понятиями; выявлять закономерности и проводить аналогии.  универсальные учебные действия Коммуникативные       :  Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Обучающийся научится:    Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст.   Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Основным   критерием   успеха   воспитательной   работы  служит   уровень воспитанности школьников, развитие их взаимоотношений со сверстниками, с воспитателем и со взрослыми, формирование их отношений к выполнению своих обязанностей в школе и дома. Основная форма Методы 1. Познавательное занятие Беседа, рассказ, прослушивание 2. Практическое занятие по отработке  определенного умения. Упражнения, репродуктивный 3.Самостоятельная деятельность детей    Практические пробы 4. Творческие упражнения Взаимная проверка, работа в  5. Игровая форма 6. Конкурсы группах частично поисковый  или  исследовательский. Короткая   игра,   игра­оболочка, динамические   упражнения.  Творческая работа «История моей семьи» Игра 7. Выставки рисунков Экспозиция 8. Занятие – соревнования   Интерактивные методы 9. Занятие – деловая (ролевая) игра Урок­путешествие, урок­экскурсия,  урок­интервью, урок­презентация и т.д. 10. Занятие ­ лекция Объяснительно­иллюстративный, пробле11.   Разыгрывание   ситуации   «Мы   в гостях». 12. Интегрированное занятие мный методы Игра ­ путешествия Ролевая игра, обобщение материала в  виде стенгазеты. 13. Модульное занятие Самостоятельная деятельность Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для ребенка.   В   процессе   занятий   у   детей   формируются   три   основные   группы      практических умений и навыков:          № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 обогащение личного опыта общения детей; ориентация на выполнение нравственных норм ­ заповедей в процессе общения; овладение нормами речевого этикета и культуры поведения. Календарно­тематический план Тема занятия Количество часов Кто я и как выгляжу? Что в нашем имени? Плохо одному. Товарищи и друзья. Как завоевать друзей. Бескорыстие в дружбе. Верность слову. Что такое этика и этикет. Что такое этика и этикет. Роль мимики, жестов и позы в общении.   О вежливых словах и их применении. Правила знакомства, представления и обращения. Правила приветствия и прощания. Правила извинения и просьбы. Правила благодарности и отказа. Отношение к старшим.  Отношение к малышам.  Как вести себя в школе, на переменах.  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 119 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение  гостей. Искусство делать подарки.  Искусство делать подарки.  Как правильно разговаривать по телефону. Правила поведения в общественном транспорте. Как вести себя в общественных местах. Правила поведения в театре и кино. Поведение в библиотеке и музее. Как вести себя в Церкви. Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями. «Просто я работаю волшебником». Добродетельные поступки. Строительство домика «Вежливости». Акция «Спешите делать добро!» Выставка рисунков «Добро глазами детей». Что мы узнали и чему научились. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Предполагаемые результаты: Дети   будут знать:  сущность понятий: «Бескорыстие», «Дружба» «этика и этикет», «товарищи», «друзья», «вежливое слово»  и «правило поведения». Дети     будут   уметь:  как   и   в   чем   помочь   другу.   Соблюдать   правила   этикета   и социального   быта.   Вежливые   слова,   как   вести   себя   в   школе,   классе,   на   переменах,   в общественном   транспорте,   общественных   местах.     Как   дарить   подарки,   разговаривать   по телефону. 1. Бокова Т.В. Хорошие манеры. – Москва: Эксмо, 2011. – 304 с. * 8 Список литературы:2. 3. 4. 5. 6. Дмитриева В. Уроки вежливости для самых умных малышей. – Москва: Астрель, 2008. – 258 с. * 6 Дмитриева В. Уроки вежливости для мальчиков. Москва: Астрель, 2008. - с. 442­449. Миллер Ллуэллин. Энциклопедия этикета. Все о правилах хорошего тона. – Москва: Центрполиграф, 2004.­ с. 123 Черенкова Е.Добрые слова. Уроки этикета и вежливости для детей. ­Москва: Дом. XXI век. – 25 с. * 3 Яворовская И.А Этикет  детям ­ учимся вежливости. – Ростов – на ­ Дону: Баро­ Пресс, 2005. – с. 69­75Содержание работы программы Занятие   1.   Кто я и как выгляжу?  Понятия «я», «внешний вид».   Отличие  людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность,   бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.   Создание   памятки «Личная гигиена». Занятие   2.   Что в нашем имени?  Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени кодноклассникам и друзьям. Имя и о тношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.   Творт   ­   ческая   работа   «История   моей семьи» Занятие   3.   Плохо   одному. Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. Занятие   4.   Товарищи   и   друзья.  Понятия «товарищ»,   «друг».   Това   ­ рищество и дружба в традициях русского народа. Пословицы поговорки о дружбе. Занятие 5. Как завоевать друзей. Правила общения с товарищами и друзьями. Занятие   6.   Бескорыстие в дружбе.  Понятие   «настоящий   друг». Верность   и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и  взаимопомощь. Занятие   7.   Верность слову.  Понятия «верность слову»,   «честь». Проб­ лемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову. Мини­инсценировки по теме занятия. Занятие   8­9.   Что такое этика и этикет.  Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Занятие   10.   Роль мимики, жестов и позы в общении.    Понятия   «мимика»,  «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах характера и отношения к людям. Игра « Угадай по мимике мое настроение». Занятие   11.   О вежливых словах и их применении.  Содержание понятий  «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении Занятие   12.   Правила знакомства, представления и обращения. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Занятие   13.   Правила приветствия и прощания.  Знакомство   с   правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.Занятие 14. Правила извинения и просьбы. Знакомство  с правилами  извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций. Занятие   15.   Правила благодарности и отказа.  Знакомство   с   правилами благодарности и отказа. Моделирование ситуаций. Занятие   16.   Отношение к старшим.  Семья, родители, родные. заботы Проявления любви и уважения, поколений в семье.   сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.     Отношение   и Занятие 17. Отношение к малышам. Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению кмаленьким. Развлекательная программа с детьми МДОУ. Занятие   18.   Как вести себя в школе, на переменах.  Знакомство   с   правилами поведения на переменах. Весёлые инсценировки. Занятие Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение   гостей. Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуации «Мы в гостях». 19.     Занятие   20­21.   Искусство делать подарки.  Проблемная   ситуация:   как правильно выбирать и дарить подарки. Моделирование ситуаций. Занятие 22. Как правильно разговаривать по телефону.  Понятие  «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону».            Занятие 23. Правила поведения в общественном транспорте. Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе» . Занятие   24.   Как вести себя в общественных местах.  Понятие   «общественное место».   Знакомство с правилами поведения в общественных местах. Занятие   25.   Правила поведения в театре и кино.  Знакомство   с   правилами поведение в театре и кино. Моделирование ситуаций. Поход в кинотеатр. Занятие   26.   Поведение в библиотеке и музее.  Знакомство   с   правилами поведения в библиотеке и музее.  Экскурсия в библиотеку. Занятие   27.   Как вести себя в Церкви.  Знакомство   с   правилами  поведения. Экскурсия в церковь.            Занятие 28. Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями. Понятие«люди с ограниченными возможностями».Проявления  чуткости и уважения, заботыи сострадания, помощи в повседневной жизни..            Занятие 29.  «Просто я работаю волшебником». Добродетельные поступки. Понятие «добродетельные поступки». Для чего надо совершать добродетельные поступки.Занятие 30.       Строительство домика «Вежливости».  Моделирование ситуаций.   Правильное   решение   ситуации,   позволяет   строить   из   деталей   ЛЕГО   домик вежливости. Работа в группах.    Занятие 31. Акция «Спешите делать добро!»  Направление работы выбирает воспитатель с детьми «Чистый школьный двор». Занятие 32. Выставка рисунков «Добро глазами детей».  Подготовка рисунков к выставке «Добро глазами детей» Занятие   33.   Что   мы   узнали   и   чему   научились.  Викторина «В школе вежливых наук». Диагностика ожидаемых результатов.