Программа рассчитана на детей с умеренной умственной отсталостью в возрасте 8-10 лет, Благодаря этой разработке детям будет легче адаптироваться в социальной среде, таким образом формируется у них навыки общения , правильно разговаривать и выражать свои мысли, культура поведения и уважительно относиться к другим людям.
Государственное общественное казенное учреждение Иркутской области для детей сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа – интернат
№ 6 г.Зима».
«РАССМОТРЕННО»
«РАССМОТРЕННО»
«УТВЕРЖДЕНО»
на заседании
Зам по воспитательной
Директор ГОКУ СКШИ № 6
Методического совета
работы
г.Зима
Протокол №_____
________________и.о
_____________ и.о.
От
Сухарева Н,К
«_____»________20___г.
От
Закружная С.Ю
Приказ № ___
«_____»________20___г.
От «_____»________20___г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
духовно нравственного направления для детей с умеренной умственной отсталостью
«Школа вежливости»
Воспитатель: Рубцова Ю.В.2018 – 2019 учебный год.
Пояснительная записка.
Рабочая программа для 2 класса с умеренной умственной отсталостью составлена на
основе следующих нормативно – правовых документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
3.
СанПин 2.4.2.3286 – 15 от 10.07.2015 г. № 26;
Федеральный государственный образовательный стандарт для детей умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 № 1599;
4.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Цель: привитие культуры поведения на раннем возрастном этапе.
Задачи:
1.
Создать устойчивую, положительную самооценку детей младшего школьного
возраста.
2.
Развить познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь
учащихся;
3.
Воспитать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное
отношение к людям.
Программа составлена с учетом специфики воспитательной работы в коррекционной
школе. Предлагаемый вариант курса рассчитан на проведение его как в группе воспитанников
от 8 до 10 лет, так и индивидуально. Количество часов обучения может увеличиваться или
уменьшаться в зависимости от способности воспитанников усваивать и закреплять учебный
материал, цели и задачи обучения, других особенностей группы. Общее количества занятий,
отводимых
составляет
на
курс
33 часов.
При реализации программы используются как традиционные методы обучения, так
и инновационные технологии:
репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал); беседы;
библиотечные и интегрированные занятия;
экскурсии;
организация выставок детских работ;
проектная деятельность;
тематические праздники;
театральные постановки.
Контроль усвоения учащимися материала производится на всем протяжении обучения.
Для определения сформированности навыков и умений используются 3 вида контроля:
формальный, самоконтроль, взаимоконтроль.Общая характеристика
Программа ориентирована на учащихся 2 класса. С раннего возраста необходимо вести
планомерную работу по формированию языковой и коммуникативной компетенции. Особую
роль в обучении младших школьников играют те задачи и упражнения, которые развивают в
детях критическое восприятие речи, чувство уместности высказывания. Специальные задания
воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным
отношением к человеку, то есть с воспитанием вежливости. Она нацелена устанавливать
доброжелательные отношения в классном коллективе. Помогает младшему школьнику в
первые дни своей школьной жизни адаптироваться к новой социальной среде.
Главное назначение программы формирование навыков общения и культуры
поведения, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на
общечеловеческие ценности.
Предлагаемая программа «Школа вежливости» направлена наудовлетворение этих тре
бований. Программа ориентирована на учащихся начальной школы, что особенно ценно.
Приемы и методы обучения, педагогические технологии: настоящая программа
предлагает проводить занятия в небольших группах (5 7 детей), т.к. небольшая группа
позволяет более активно участвовать в занятиях тем детям, которых большая группа
подавляет, но которые способны открыться в небольшой группе. Поэтому группы
формируются с учетом возраста, индивидуальных особенностей ребенка.
Реализация программы рассчитана на 33 учебных часа: из них теоретическиезанятия
15час; практические занятия – 18 часов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Формы организации деятельности:
индивидуальные,
групповые,
коллективные.
БУД:
Личностные универсальные учебные действия:
взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания
доброжелательного и заботливого отношения к людям,
эмоциональной отзывчивости,
сопереживания,
сочувствия,
толерантности,
формирования нравственного сознания младшего школьника.
Обучающийся научится:
осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми,
необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального
восприятия.
повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления,
знакомить с нравственными понятиями.
высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать
коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа,
альтернативного решения и др.
учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке,
Интернете.
универсальные учебные действия
Познавательные
:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью воспитателя.
делать предварительный отбор источников информации
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
информацию,
полученную от воспитателя.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
перерабатывать полученную информацию
Обучающийся научится:
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
универсальные учебные действия
Коммуникативные
:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста).
Обучающийся научится:
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Основным критерием успеха воспитательной работы служит уровень
воспитанности школьников, развитие их взаимоотношений со сверстниками, с воспитателем и
со взрослыми, формирование их отношений к выполнению своих обязанностей в школе и
дома.
Основная форма
Методы
1. Познавательное занятие
Беседа, рассказ, прослушивание
2. Практическое занятие по отработке
определенного умения.
Упражнения, репродуктивный
3.Самостоятельная деятельность детей
Практические пробы
4. Творческие упражнения
Взаимная проверка, работа в
5. Игровая форма
6. Конкурсы
группах частично поисковый или
исследовательский.
Короткая игра, играоболочка,
динамические упражнения. Творческая
работа «История моей семьи»
Игра
7. Выставки рисунков
Экспозиция
8. Занятие – соревнования
Интерактивные методы
9. Занятие – деловая (ролевая) игра
Урокпутешествие, урокэкскурсия,
урокинтервью, урокпрезентация и т.д.
10. Занятие лекция
Объяснительноиллюстративный, пробле11. Разыгрывание ситуации «Мы в
гостях».
12. Интегрированное занятие
мный методы
Игра путешествия
Ролевая игра, обобщение материала в
виде стенгазеты.
13. Модульное занятие
Самостоятельная деятельность
Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты
своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ
работ, важный не только для педагога, но и для ребенка.
В процессе занятий у детей формируются три основные группы практических
умений и навыков:
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
обогащение личного опыта общения детей;
ориентация на выполнение нравственных норм заповедей в процессе общения;
овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Календарнотематический план
Тема занятия
Количество
часов
Кто я и как выгляжу?
Что в нашем имени?
Плохо одному.
Товарищи и друзья.
Как завоевать друзей.
Бескорыстие в дружбе.
Верность слову.
Что такое этика и этикет.
Что такое этика и этикет.
Роль мимики, жестов и позы в общении.
О вежливых словах и их применении.
Правила знакомства, представления и обращения.
Правила приветствия и прощания.
Правила извинения и просьбы.
Правила благодарности и отказа.
Отношение к старшим.
Отношение к малышам.
Как вести себя в школе, на переменах.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
119
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей.
Искусство делать подарки.
Искусство делать подарки.
Как правильно разговаривать по телефону.
Правила поведения в общественном транспорте.
Как вести себя в общественных местах.
Правила поведения в театре и кино.
Поведение в библиотеке и музее.
Как вести себя в Церкви.
Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями.
«Просто я работаю волшебником». Добродетельные поступки.
Строительство домика «Вежливости».
Акция «Спешите делать добро!»
Выставка рисунков «Добро глазами детей».
Что мы узнали и чему научились.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Предполагаемые результаты:
Дети будут знать: сущность понятий: «Бескорыстие», «Дружба» «этика и этикет»,
«товарищи», «друзья», «вежливое слово» и «правило поведения».
Дети будут уметь: как и в чем помочь другу. Соблюдать правила этикета и
социального быта. Вежливые слова, как вести себя в школе, классе, на переменах, в
общественном транспорте, общественных местах. Как дарить подарки, разговаривать по
телефону.
1.
Бокова Т.В. Хорошие манеры. – Москва: Эксмо, 2011. – 304 с. * 8
Список литературы:2.
3.
4.
5.
6.
Дмитриева В. Уроки вежливости для самых умных малышей. – Москва: Астрель, 2008.
– 258 с. * 6
Дмитриева В. Уроки вежливости для мальчиков. Москва: Астрель, 2008. - с. 442449.
Миллер Ллуэллин. Энциклопедия этикета. Все о правилах хорошего тона. – Москва:
Центрполиграф, 2004. с. 123
Черенкова Е.Добрые слова. Уроки этикета и вежливости для детей. Москва: Дом.
XXI век. – 25 с. * 3
Яворовская И.А Этикет детям учимся вежливости. – Ростов – на Дону: Баро
Пресс, 2005. – с. 6975Содержание работы программы
Занятие 1.
Кто я и как выгляжу? Понятия «я», «внешний вид».
Отличие
людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность,
бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.
Создание
памятки
«Личная гигиена».
Занятие
2.
Что в нашем имени?
Понятия «имя», «фамилия»,
«отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени кодноклассникам и друзьям. Имя и о
тношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. Творт ческая работа «История моей
семьи»
Занятие
3.
Плохо
одному.
Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.
Занятие 4. Товарищи и друзья. Понятия «товарищ», «друг». Това
рищество и дружба в традициях русского народа. Пословицы поговорки о дружбе.
Занятие 5. Как завоевать друзей. Правила общения с товарищами и друзьями.
Занятие 6. Бескорыстие в дружбе. Понятие «настоящий друг». Верность и
бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.
Занятие 7.
Верность слову.
Понятия «верность слову»,
«честь». Проб
лемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову. Миниинсценировки по
теме занятия.
Занятие
89.
Что такое этика и этикет.
Понятия «этика», «этикет».
Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.
Занятие 10. Роль мимики, жестов и позы в общении.
Понятия «мимика»,
«жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах характера и отношения к людям. Игра «
Угадай по мимике мое настроение».
Занятие
11.
О вежливых словах и их применении.
Содержание
понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и
этикета. Основные правила вежливости в общении
Занятие
12.
Правила знакомства, представления и обращения.
Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения.
Занятие 13. Правила приветствия и прощания.
Знакомство с правилами
приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.Занятие 14. Правила извинения и просьбы. Знакомство с правилами
извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.
Занятие 15.
Правила благодарности и отказа.
Знакомство с правилами
благодарности и отказа. Моделирование ситуаций.
Занятие 16.
Отношение к старшим. Семья, родители, родные.
заботы
Проявления любви и уважения,
поколений в семье.
сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.
Отношение
и
Занятие 17. Отношение к малышам. Проблемная ситуация: как надо относиться к
малышам? Помощь и забота по отношению кмаленьким. Развлекательная программа с детьми
МДОУ.
Занятие 18. Как вести себя в школе, на переменах.
Знакомство с правилами
поведения на переменах. Весёлые инсценировки.
Занятие
Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение
гостей. Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуации «Мы в гостях».
19.
Занятие 2021.
Искусство делать подарки.
Проблемная ситуация:
как
правильно выбирать и дарить подарки. Моделирование ситуаций.
Занятие 22. Как правильно разговаривать по телефону. Понятие «тактичность».
Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону».
Занятие 23. Правила поведения в общественном транспорте. Знакомство
с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе» .
Занятие 24. Как вести себя в общественных местах.
Понятие «общественное
место». Знакомство с правилами поведения в общественных местах.
Занятие 25. Правила поведения в театре и кино.
Знакомство с правилами
поведение в театре и кино. Моделирование ситуаций. Поход в кинотеатр.
Занятие 26.
Поведение в библиотеке и музее.
Знакомство с правилами
поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.
Занятие 27. Как вести себя в Церкви. Знакомство с правилами поведения.
Экскурсия в церковь.
Занятие 28. Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями.
Понятие«люди с ограниченными возможностями».Проявления
чуткости и уважения, заботыи сострадания, помощи в повседневной жизни..
Занятие 29. «Просто я работаю волшебником». Добродетельные поступки.
Понятие «добродетельные поступки». Для чего надо совершать добродетельные поступки.Занятие 30. Строительство домика «Вежливости». Моделирование
ситуаций. Правильное решение ситуации, позволяет строить из деталей ЛЕГО домик
вежливости. Работа в группах.
Занятие 31. Акция «Спешите делать добро!» Направление работы выбирает
воспитатель с детьми «Чистый школьный двор».
Занятие 32. Выставка рисунков «Добро глазами детей». Подготовка рисунков к
выставке «Добро глазами детей»
Занятие 33.
Что мы узнали и чему научились. Викторина «В
школе вежливых наук». Диагностика ожидаемых результатов.